Interested Article - Битва полов (фильм, 2017)

«Битва полов» ( англ. Battle of the Sexes ) — американо - британская спортивная комедия-драма , повествующая о « Битве полов » 1973 года — теннисном матче между теннисистом-ветераном Бобби Риггсом и одной из ведущих профессиональных теннисисток этого периода Билли Джин Кинг .

Фильм снят режиссёрами Джонатаном Дэйтоном и Валери Фэрис по сценарию Саймона Бофоя при поддержке Fox Searchlight Pictures ; в главных ролях заняты Эмма Стоун и Стив Карелл .

Мировая премьера фильма состоялась 2 сентября 2017 года в рамках кинофестиваля в Теллурайде, а на широкие экраны США фильм вышел 22 сентября того же года. Лента была в основном высоко оценена в прессе, положительных отзывов удостоились социальный посыл, актёрская игра и технические аспекты, создававшие у зрителей ощущение аутентичности происходящего. Фильм номинировался на « Золотой глобус » (в двух категориях), « Спутник », Премию гильдии киноактёров и ряд других кинематографических наград, но в прокате показал скромные результаты.

Историческая основа сюжета

В основу сюжета фильма положены реальные события вокруг показательного матча между теннисистом-ветераном Бобби Риггсом и одной из ведущих профессиональных теннисисток этого периода Билли Джин Кинг , состоявшегося в 1973 году. Проведению матча предшествовали годы борьбы профессиональных теннисисток за равные призовые вознаграждения с мужчинами-теннисистами, одним из лидеров которой была Кинг. Риггс, довоенный победитель Уимблдонского турнира и чемпионата США , в эти годы выступал в соревнованиях ветеранов и, в свою очередь, неоднократно выступал с критикой низких гонораров для мужчин-теннисистов в этих турнирах. Риггс высмеивал претензии женщин-теннисисток на высокие призовые, утверждая, что женский теннис намного хуже мужского и, соответственно, должен ниже оплачиваться. Чтобы доказать превосходство мужского тенниса, он бросил вызов Кинг, которая его приняла и нанесла ему поражение в широко разрекламированном показательном матче, получившем название « Битва полов »; матч, транслировавшийся многими телеканалами, только в США смотрели около 48 миллионов зрителей. Его результат сыграл важную роль в прогрессе женского профессионального тенниса в частности и в борьбе за женское равноправие в целом .

События «Битвы полов» в дальнейшем использовались кинематографистами. Так, в 2001 году был выпущен телевизионный художественный фильм « Когда Билли побеждает Бобби » . В 2013 году в кинотеатрах прошёл документальный фильм «Битва полов» . В марте 2015 года объявлялось, что кабельная сеть HBO готовит к выпуску художественный телефильм о «Битве полов» по сценарию Дэвида Оберна c Элизабет Бэнкс и Полом Джаматти в главных ролях, а Уилл Феррелл работает над комедией о Бобби Риггсе на основе материалов ESPN , посвящённых этому матчу .

Сюжет

Фильм открывается сценами участия теннисисток в ранних профессиональных турах наряду с мужчинами и формирования отдельного женского профессионального тура — Virginia Slims Tour — благодаря усилиям издательницы Глэдис Хелдман . Центральная фигура нового тура — Билли Джин Кинг — замужем, но в отсутствие мужа она заводит однополый роман с парикмахером Мэрилин Барнетт. Муж Билли Джин, Ларри Кинг, быстро узнаёт о происходящем, и чувство вины и попытки разобраться в себе заставляют Билли Джин временно отойти на второй план в женском теннисе, отдав пальму первенства Маргарет Корт .

Женский теннис всё ещё воспринимается с презрением организаторами теннисных турниров, включая Джека Креймера . Его друг, бывший ведущий теннисист Бобби Риггс, проводящий свои дни на административной должности (и посещающий собрания группы анонимных игроманов ), решает помочь Креймеру доказать, что женский теннис несравним по уровню с мужским, обыграв в публичном матче лучшую из теннисисток женского тура. После отказа Кинг ему удаётся встретиться в таком матче с Корт, которой он наносит разгромное поражение .

После поражения Корт назначается матч между Риггсом и Кинг с призом в размере 100 тысяч долларов победителю. Однако Кинг понимает, что помимо денег на кону стоят престиж женского тенниса и равные права женщин-спортсменок; таким образом, ей необходимо победить не только ради себя . Она усердно тренируется, пока Бобби проводит время в пьянках и ухаживании за женщинами . Фильм достигает кульминации в сценах матча, проходящего на хьюстонском стадионе « Астродом », за которым по телевизору наблюдают 90 миллионов зрителей — самая большая телевизионная аудитория со времени высадки на Луне . Матч завершается победой Кинг .

Предпроизводство и съёмки

В апреле 2015 года было сообщено, что при поддержке компании Fox Searchlight Pictures запущен новый проект, посвящённый «Битве полов». Сценаристом нового фильма стал Саймон Бофой — обладатель «Оскара» за фильм « Миллионер из трущоб »; сообщалось, что Бофой работал над сценарием несколько лет при участии самой Билли Джин Кинг. Продюсерами нового проекта стали снимавшие с Бофоем «Миллионера» Дэнни Бойл и Кристиан Колсон , а режиссёрами — известные по комедии « Маленькая мисс Счастье » Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис . С самого начала было объявлено, что роль Кинг в фильме исполнит Эмма Стоун , а роль Риггса — Стив Карелл .

В начале марта 2016 года было сообщено, что к актёрскому составу картины присоединяется Андреа Райсборо , которая сыграет Мэрилин Барнетт — парикмахера и бывшую любовницу Кинг . В течение марта и начала апреля были отобраны исполнители ещё семи ролей, включая Элизабет Шу в роли жены Риггса и Остина Стоуэлла , получившего роль Ларри Кинга (мужа Билли Джин) . На роль австралийки Корт была приглашена актриса из Австралии — Джессика Макнэми .

Съёмки фильма начались 13 апреля 2016 года в Лос-Анджелесе и продолжались 35 дней — до середины мая. Оператор Линус Сандгрен использовал при съёмках, как и в своей предыдущей ленте « Ла-Ла Ленд », 35-миллиметровую киноплёнку , а также линзы старых образцов, чтобы лучше передать зрителю атмосферу 1970-х годов. Плёнка переэкспонировалась на треть на съёмочной площадке, а затем обрабатывалась с повышением чувствительности, что увеличивало контраст, цветовую насыщенность и зернистость окончательного изображения . Сцены матча на хьюстонском «Астродоме» снимались на территории , снесённой позже в том же году .

В ходе подготовки к съёмкам Стоун последовательно отказывалась встречаться с теннисисткой, чью роль она исполняла — по её собственным словам, потому, что Кинг на восьмом десятке лет жизни коренным образом отличается от той, которой она была в 28 или 29 лет . Стоун занималась физподготовкой с тренером, готовившим Мэтта Деймона к фильмам пенталогии о Борне , и активно тренировалась на корте. Несмотря на это, в ряде спортивных эпизодов её дублировала профессиональная спортсменка (теннисистка Кейтлин Кристиан , выступающая в женских турнирах ITF ). Сама актриса отнеслась к этому с пониманием: «Режиссёру было важно показать всё достоверно… игру на корте я могла испортить, поэтому было принято решение подменять меня дублёршей» . Дублёром Карелла, раньше никогда не игравшего в теннис, также стал профессиональный теннисист — Винсент Спейди , бывший игрок первой двадцатки рейтинга ATP . Несмотря на профессиональную игровую подготовку, и у Спейди, и у Кристиан ушло некоторое время, чтобы приспособиться к непривычному для них стилю игры деревянной ракеткой; Кристиан также должна была освоить хват ракетки, который использовала Кинг, и её манеру игры слева . Помимо них, на роли нескольких участниц «Оригинальной девятки» — первых теннисисток Virginia Slims Tour — также были приглашены женщины, играющие в профессиональный теннис или входившие в университетские сборные по этому виду спорта: Эшли Вейнхольд , Фидан Манаширова и Лорен Клайн .

Акценты в фильме менялись по ходу съёмок. Валери Фэрис рассказывает:

Мы начинали работу над проектом во время праймериз 2016 года , когда была высока вероятность, что мы увидим первую женщину — кандидата в президенты. Какое-то время все думали, что фильм покажет, как далеко мы ушли со времён Битвы [полов]. Но очевидно, что результат выборов бросил совершенно иной свет на сюжет… Мир стал ещё более поляризованным с момента, когда мы начали снимать фильм, и мы уж точно не хотим этому способствовать — вот почему мы решили сосредоточиться на эмоциональной жизни Билли Джин и Бобби .

По словам Фэрис, при съёмках они с Дейтоном ощущали, что являются «пресс-секретарями» двух разных полов; Дейтон говорил в интервью, что при работе над этим проектом они спорили чаще, чем когда бы то ни было .

В ролях

Съёмочная группа

Релиз и прокат

Саймон Бофой, Валери Фэрис, Джонатан Дейтон, Элизабет Шу, Андреа Райсборо, Эмма Стоун и Билли Джин Кинг на премьере фильма в рамках Лондонского кинофестиваля

Первоначально планировалось, что фильм выйдет на экраны в течение 2016 года , но затем выпуск был отодвинут на 2017 год . К концу марта 2017 года была обнародована дата выхода ленты на киноэкраны — 22 сентября того же года . В середине мая появился первый большой трейлер фильма . Мировая премьера картины состоялась в субботу 2 сентября 2017 года в рамках (Колорадо) . Также в сентябре фильм вышел на экраны в Канаде (войдя в программу Торонтского международного кинофестиваля ), Австралии и Новой Зеландии .

Европейская премьера фильма состоялась на Лондонском кинофестивале 7 октября . В октябре «Битва полов» дебютировала в ряде стран Европы и Южной Америки (в том числе в программе международного фестиваля в Рио-де-Жанейро ), а также в Республике Корее, однако большей частью премьеры состоялись в ноябре и декабре (в том числе в России и Польше в первой декаде декабря). Помимо уже перечисленных, фильм был включён в программы Гентского , Пусанского , Тайбэйского , Стокгольмского , Таллинского кинофестивалей, фестиваля в Мар-дель-Плата и ряде других городов .

Несмотря на в целом положительные после премьерных показов, фильм обернулся неудачей в прокате. В первые три дня показа в США лента собрала только 3,4 млн долларов — намного меньше ожидаемого . После месяца проката в США Forbes писал, что фильм, собравший за это время в США менее 11,5 миллионов, «мёртв» . К 15 декабря в национальном прокате лента собрала чуть более 12,6 миллиона долларов .

За пределами США фильм наиболее успешно прошёл в Австралии и Великобритании, где собрал в прокате соответственно 1,9 и 1,8 миллиона долларов; в Италии и Франции сборы составили по полмиллиона долларов. В общей сложности к концу декабря 2017 года сборы фильма за пределами США составляли чуть более 5 миллионов долларов . В совокупности с показателями в США это означало, что фильм, бюджет которого составлял 25 миллионов долларов, не окупился в прокате . В конце декабря журнал Variety включил ленту в список 13 наиболее недооценённых зрителями фильмов 2017 года, хотя автор списка отказался признавать её коммерческие показатели провалом «по нынешним меркам» ; аналогичным образом показатели фильма в прокате были оценены и на сайте Thrillist, корреспондент которого не смог объяснить низкую посещаемость картины в кинотеатрах .

Саундтрек к ленте появился в продаже в формате компакт-диска 20 октября 2017 года, а на интернет-ресурсах был доступен с 22 сентября того же года . Альбом, выпущенный лейблом Sony Masterworks , включает оригинальные композиции Николаса Брителла — номинанта на « Оскар » за музыку к « Лунному свету » — и оригинальную песню «If I Dare» в исполнении Сары Бареллис , которая стала её соавтором вместе с Брителлом. Кроме того, в диск вошли прозвучавшие в фильме песни Элтона Джона Rocket Man »), Джорджа Харрисона What Is Life ») и группы Tommy James & the Shondells . «If I Dare» также вышла в форме сингла . Саундтрек и песня «If I Dare» были впоследствии на премию Hollywood Music in Media Awards .

Критика

Фильм в целом положительно оценён профессиональными критиками (в том числе в сравнении с двумя предыдущими работами Фэрис и Дейтона ). Весной 2018 года его оценка на сайте Metacritic , учитывающая отзывы 46 рецензентов, равнялась 73, при этом подавляющее большинство оценок в пересчёте на стобалльную шкалу было выше 60, а самые низкие равнялись 50 . На сайте Rotten Tomatoes фильм от критиков имел «свежий» рейтинг 84 % на основании 317 оценок, из которых 267 были положительными; средний рейтинг от критиков составлял 7,2 из 10 . В целом положительными были и оценки от рядовых зрителей — на IMDb средняя оценка составляла 6,8 из 10 , а на Rotten Tomatoes 3,6 из 5, причём 72 % отозвавшихся оценили ленту положительно .

Значительное внимание в обзорах уделено социальному пафосу картины и его злободневности. Variety подчёркивает, что Фэрис и Дейтон не избегают показа ядовитой атмосферы, складывающейся в обществе, когда публичные фигуры начинают позволять себе шутки, оскорбительные для целых групп населения . Обозревательница Village Voice отмечает, что на сексистские шутки, звучащие с экрана, мужская часть публики в зале отвечает смехом до сих пор . Питер Треверс из Rolling Stone проводит прямую параллель между сексистскими манерами телеведущего Говарда Коселла и президента Трампа , которых, с его точки зрения, объединяет идея «когда ты звезда — тебе такое прощают» .

Критики (в том числе и те, кто остался невысокого мнения о сюжете и социальном посыле ленты ) высоко оценили игру исполнителей главных ролей. По словам рецензента Variety , Эмма Стоун, актриса, обычно выглядящая не на своём месте в исторических драмах, необыкновенно удачно вписывается в роль Билли Джин Кинг — женщины, далеко опередившей своё время . Кинокритик французского Интернет-сайта Madmoizelle.com, оценивая уровень перевоплощения актрисы, пишет: «Стоун не исполняет роль Билли Джин Кинг — она И ЕСТЬ Билли Джин Кинг» . В Hollywood Reporter её игра названа прекрасной и убедительной, а Бобби Риггс в исполнении Карелла — бестолковым и забавным в самый раз . По определению критика Time , образ Риггса в картине — это образ не злодея, а «дружелюбного необразованного простака» , а рецензент Rolling Stone усматривает за клоунадой и ужимками более глубокий анализ отчаянной попытки стареющего человека снова обрести смысл в жизни, тогда как ведущие теннисные функционеры действительно верят в сексистские лозунги . Очень высоко оценил исполнение Карелла киновед Мик Ласаль в своей статье в San Francisco Chronicle : он ставит Карелла как шоумена наравне с самим Риггсом — «неутомимым, пробивным и удивительно, глубинно симпатичным» даже для болельщиков Кинг . По мнению рецензента итальянской Repubblica , остроумная и полнокровная игра Карелла оставляет в тени даже исполнительницу главной положительной роли . В лондонской Guardian игра Карелла оценена не столь высоко, но на её фоне подчёркивается творческая удача Элизабет Шу в роли Присциллы Риггс . В Hollywood Reporter положительного отзыва удостоен также Алан Камминг в роли экстравагантного дизайнера женской спортивной формы , а рецензент Entertainment Weekly особо отмечает «тихий пафос» в роли Ларри Кинга, исполняемого Остином Стоуэллом .

Положительные оценки получила и техническая сторона — в частности, соответствующие эпохе декорации и костюмы, использование 35-миллиметровой плёнки, призванное напомнить зрителю 1970-е годы, но при этом избегающее мутных кадров, характерных для тогдашней техники, и точная имитация атмосферы спортивных репортажей того времени, для которой большинство спортивных сцен снималось с высокого угла . Отдельно выделяется рецензентами музыкальное сопровождение к ленте — как использование радиоклассики 70-х годов , так и оригинальная музыка Николаса Брителла .

Социальный заряд картины наряду с положительными стал причиной и отрицательных отзывов. В небольшой части отзывов ленту упрекают в его нехватке и чрезмерно либеральном отношении авторов к фигуре Риггса , либо в том, что авторы не сумели передать связанный с матчем накал страстей в обществе , но в большинстве случаев недовольство вызывает как раз избыточный публицистический пафос. Хотя в New York Times специально подчёркивают «тихий реализм» картины и отсутствие искусственно расставленных акцентов , в рецензиях встречается и противоположная точка зрения, когда отмечаются излишняя серьёзность и навязчивое морализирование в подаче материала и разделении персонажей на положительных и отрицательных (в число которых попадают промоутер Джек Креймер , отказывающий женскому теннису в спортивной значимости , и Маргарет Корт с её неприятием однополых отношений ). В этом отношении фильм, по мнению рецензента « Российской газеты » Дмитрия Сосновского, хуже комедийной ленты 2001 года «Когда Билли побеждает Бобби». Сосновский называет «Битву полов» ангажированной, критикуя прямолинейный подход авторов в обеих главных темах — женского равноправия и однополой любви . В IndieWire Дэвид Эрлих тоже называет фильм прямолинейно предубеждённым, как предвыборный митинг сторонников Хиллари Клинтон , отмечая карикатурное, гротескное изображение не только Риггса, но и всех персонажей-мужчин в целом, и крайнюю неохоту, с которой сценарист и режиссёры делятся с этой частью действующих лиц выигрышными фразами . Обозреватель « Афиши » Станислав Зельвенский , оценивая фильм и игру исполнителей главных ролей в целом более благожелательно, с огорчением констатирует, что зрителю навязываются определённые эмоции :

люди, знающие, как порадовать аудиторию, и не знающие стыда... почти за шкирку волокут вверх по душевному подъему, и там нам предлагают посмотреть на дремучее «вчера» с высоты прогрессивного «сегодня» и поздравить себя с проделанным прогрессом.

Сравнивая «Битву полов» с предыдущими фильмами Фэрис и Дейтона, Питер Дебрюж из Variety делает вывод, что новая лента намного более продуманна (по его мнению — благодаря работе сценариста Саймона Бофоя). Тем не менее, несмотря на наличие двух качественных сюжетных линий (историй Билли Джин и Бобби), их совмещение, по мнению Дебрюжа, порой неуклюже и искусственно . В техническом отношении кадры матча признаются достоверными . Однако рецензенты отмечали и исторические несоответствия, в первую очередь тот факт, что открытие в себе гомосексуальности Билли Джин Кинг вовсе не происходило одновременно с «Битвой полов», и в Кинг на момент матча никто ещё не видел лесбиянку . В Village Voice и журнале Vice эта сюжетная линия критикуется за слащавость: по мнению рецензента Vice , фильм не отражает реальную моральную борьбу, которую вела Кинг не только с общественным мнением, но и с собственными культурными предрассудками, и вместо этого предлагает зрителю сглаженную, упрощённую «историю любви» с жёстко расставленными акцентами, характерную для многих фильмов о лесбиянках. Любовная сцена между Билли Джин и Мэрилин, по словам критика Триш Бендикс, чересчур целомудренна, а скандальный разрыв между ними, инициированный Мэрилин почти десятилетием позже с обращением к прессе и судебным иском, и вовсе оставлен за кадром, также искусственно создавая сугубо положительную картину отношений . Эйприл Вулф из Village Voice пишет о контрасте между высоким идеалом романтической любви, который провозглашает Саймон Бофой, и пресной, бесхарактерной фигурой Мэрилин в фильме . В то же время рецензент Variety считает, что романтическое чувство между двумя женщинами выглядит в фильме реалистичным , а Тодд Маккарти из Hollywood Reporter называет любовную сцену умело и благожелательно снятой . Наконец, рецензент Guardian был одним из немногих, кто посчитал любовную составляющую сюжета более удачной, чем спортивная, которую он назвал всего лишь добротно сделанной ; схожее мнение высказывается в The Atlantic , где спортивная тема оценивается как вынужденный фон для любовной истории, а фигура Мэрилин Барнет (Андреа Райсборо) названа более привлекательной, чем сама Билли Джин .

Награды и номинации

Год Премия Категория Лауреат или номинант Итог
2017 Hollywood Music in Media Awards Лучшая оригинальная музыка к художественному фильму Николас Брителл Номинация
Лучшая оригинальная песня — художественный фильм Сара Бареллис
Николас Брителл
Номинация
Фестиваль Гран-При Номинация
Актёрская игра Эмма Стоун Победа
Премии сообщества женщин-кинокритиков Лучшее воплощение равенства полов Победа
Премия Карен Морли за лучшую демонстрацию места женщины в истории или обществе Номинация
2018 Золотой глобус Лучшая мужская роль — комедия или мюзикл Стив Карелл Номинация
Лучшая женская роль — комедия или мюзикл Эмма Стоун Номинация
Critics’ Choice Movie Awards Лучшая мужская роль в комедии Стив Карелл Номинация
Лучшая женская роль в комедии Эмма Стоун Номинация
Премия Американского общества специалистов по кастингу Выдающееся достижение в кастинге — комедия Жюстин Артета
Ким Дейвис-Вагнер
Номинация
Премия Гильдии киноактёров США Лучшая мужская роль второго плана Стив Карелл Номинация
ЛГБТК-фильм года Номинация
Спутник Лучшая женская роль — кинофильм Эмма Стоун Номинация
Премия Cinema for Peace Самый ценный фильм года Номинация
GLAAD Media Awards Выдающийся фильм — широкий прокат Номинация

Примечания

  1. Susan Ware. // Game, Set, Match: Billie Jean King and the Revolution in Women’s Sports. — The University of North Carolina Press, 2011. — P. 8. — ISBN 978-0-8078-3454-1 .
    Don Van Natta Jr. and William Weinbaum. ESPN (21 сентября 2013). Дата обращения: 9 марта 2017. 9 апреля 2017 года.
  2. (англ.) на сайте Internet Movie Database
    Артем Гусятинский. . Телепрограмма.pro (27 июня 2016). Дата обращения: 9 марта 2017. 2 июля 2016 года.
  3. Ian MacKenzie. . Reuters (24 июня 2013). Дата обращения: 9 марта 2017. 9 апреля 2017 года.
  4. Lesley Goldberg. . Hollywood Reporter (10 марта 2015). Дата обращения: 9 марта 2017. 6 декабря 2016 года.
  5. Todd McCarthy. . The Hollywood Reporter (2 сентября 2017). Дата обращения: 10 сентября 2017. 11 сентября 2017 года.
  6. Peter Debruge. . Variety (2 сентября 2017). Дата обращения: 10 сентября 2017. 9 сентября 2017 года.
  7. Walter Chaw. . Film Freak Central (5 сентября 2017). Дата обращения: 11 сентября 2017. 11 сентября 2017 года.
  8. Jill Gutowitz. . Vice (11 октября 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
  9. Mike Fleming Jr. . Deadline.com (20 апреля 2015). Дата обращения: 9 марта 2017. 11 февраля 2021 года.
  10. Justin Kroll. . Variety (3 марта 2016). Дата обращения: 9 марта 2017. 9 ноября 2019 года.
  11. Justin Kroll. . Variety (21 марта 2016). Дата обращения: 9 марта 2016. 14 сентября 2019 года.
  12. Ross A. Lincoln. . Deadline.com (22 марта 2016). Дата обращения: 9 марта 2017. 11 февраля 2021 года.
  13. Karlie Rutherford. . The Daily Telegraph (26 сентября 2017). Дата обращения: 11 апреля 2018. 5 ноября 2017 года.
  14. Joey Nolfi. . Entertainment Weekly (13 апреля 2016). Дата обращения: 9 марта 2017. Архивировано из 4 января 2017 года.
  15. . British Cinematographer . Дата обращения: 11 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  16. Devan Coggan. . Entertainment Weekly (17 августа 2017). Дата обращения: 11 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  17. Olivia Bahou. . InStyle (31 августа 2017). Дата обращения: 11 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  18. Richard Galpin. . Picturehouse Cinemas (24 ноября 2017). Дата обращения: 11 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  19. Nina Pantic. . Baseline (26 сентября 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 10 сентября 2018 года.
  20. . Вокруг ТВ . Дата обращения: 10 апреля 2018. 10 апреля 2018 года.
  21. Mariah Haitz. . Ohio State University (22 декабря 2017). Дата обращения: 11 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  22. Alyssa Sage. . Variety (13 апреля 2016). Дата обращения: 9 марта 2017. 25 марта 2017 года.
  23. Laura Depta. . Bleacher Report (2 января 2017). Дата обращения: 9 марта 2017. 9 апреля 2017 года.
  24. Ashley Lee. . Hollywood Reporter (21 марта 2017). Дата обращения: 2 апреля 2017. 3 апреля 2017 года.
  25. Casey Mink. . Backstage (19 мая 2017). Дата обращения: 17 июня 2017. 19 мая 2017 года.
  26. Richard Lawson. . Vanity Fair (2 сентября 2017). Дата обращения: 10 сентября 2017. 31 октября 2020 года.
  27. Tina Hassannia. . The National Post (25 июля 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018.
  28. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 10 апреля 2018. 8 января 2018 года.
  29. Stewart Clarke. . Variety (15 августа 2017). Дата обращения: 25 августа 2017. 25 августа 2017 года.
  30. Beatriz Miranda. . The Rio Times (2 октября 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 10 апреля 2018 года.
  31. Anthony D'Alessandro. . Deadline.com (2 октября 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 30 августа 2018 года.
  32. Scott Mendelson. . Forbes (22 октября 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
  33. (англ.) на сайте Box Office Mojo
    от 5 октября 2017 на Wayback Machine (англ.) на сайте The Numbers
  34. . Entertainment.ie (28 декабря 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
  35. Ramin Setoodeh. . Variety (28 декабря 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 9 апреля 2018 года.
  36. Matt Patches. . Thrillist (11 декабря 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
  37. . Top40-charts.com (26 сентября 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. 13 ноября 2017 года.
  38. . Film Music Reporter (20 сентября 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. 23 апреля 2018 года.
  39. . The Hollywood Reporter (17 ноября 2018). Дата обращения: 11 апреля 2018. 18 ноября 2017 года.
  40. (англ.) на сайте Metacritic
  41. « » (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
  42. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  43. April Wolfe. . Village Voice . Дата обращения: 13 апреля 2018. 14 апреля 2018 года.
  44. Peter Travers. . Rolling Stone (Septemer 20, 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. 14 апреля 2018 года.
  45. David Ehrlich. . IndieWire (2 сентября 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. 14 апреля 2018 года.
  46. (фр.) . Madmoizelle.com (22 ноября 2017). Дата обращения: 26 апреля 2018. 27 апреля 2018 года.
  47. Stephanie Zacharek. . Time (21 сентября 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. Архивировано из 19 апреля 2018 года.
  48. Mick LaSalle. . San Francisco Chronicle (21 сентября 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. 14 апреля 2018 года.
  49. Roberto Nepoti. (итал.) . La Repubblica (20 ottobre 2017). Дата обращения: 26 апреля 2018. 27 апреля 2018 года.
  50. Benjamin Lee. . The Guardian (11 сентября 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. 19 сентября 2017 года.
  51. Leah Greenblatt. . Entertainment Weekly (21 сентября 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. 14 апреля 2018 года.
  52. Brian Tallerico. (англ.) . RogerEbert.com (22 сентября 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. 14 апреля 2018 года.
  53. Alessandra Levantesi Kezich. (итал.) . La Stampa (21 октября 2017). Дата обращения: 26 апреля 2018. 27 апреля 2018 года.
  54. Manohla Dargis. . The New York Times (21 сентября 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. 7 апреля 2018 года.
  55. Дмитрий Сосновский. . Российская газета (8 декабря 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
  56. Станислав Зельвенский. . Афиша (7 декабря 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
  57. Bryan Alexander. USA Today (21 сентября 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
  58. June Thomas. . Slate (25 сентября 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
  59. David Sims. . The Atlantic (21 сентября 2017). Дата обращения: 13 апреля 2018. 14 апреля 2018 года.
  60. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 11 апреля 2018. 19 февраля 2018 года.
  61. (фр.) . Chéries-Chéris. Дата обращения: 11 апреля 2018. Архивировано из 23 ноября 2017 года.
  62. Matt Neglia. (англ.) . NextBestPicture.com (22 декабря 2017). Дата обращения: 11 апреля 2018. 26 декабря 2017 года.
  63. Jake Nevins. . The Guardian (8 января 2018). Дата обращения: 11 апреля 2018. 15 мая 2019 года.
  64. Joey Nolfi. . Entertainment Weekly (11 января 2018). Дата обращения: 11 апреля 2018. 12 января 2018 года.
  65. Kimberly Nordyke. . The Hollywood Reporter (18 января 2018). Дата обращения: 11 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  66. (англ.) . The Screen Actors Guild. Дата обращения: 11 апреля 2018. 5 января 2018 года.
  67. Gregg Kilday. . The Hollywood Reporter (31 января 2018). Дата обращения: 11 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  68. (англ.) . International Press Academy. Дата обращения: 11 апреля 2018. Архивировано из 13 февраля 2018 года.
  69. . Cinema for Peace Foundation. Дата обращения: 11 апреля 2018. Архивировано из 23 февраля 2018 года.
  70. Kimberly Nordyke. (англ.) . The Hollywood Reporter (5 мая 2018). Дата обращения: 21 мая 2018. 27 июня 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Битва полов (фильм, 2017)