Я только хочу, чтобы вы меня любили
- 1 year ago
- 0
- 0
« То́лько Бог прости́т » ( англ. Only God Forgives ) — криминальный артхаусный триллер режиссёра и сценариста Николаса Виндинга Рефна . Главные роли исполняют канадец Райан Гослинг и таиландец .
«Только Бог простит» стал вторым проектом подряд, над которым вместе работали режиссёр Рефн, актёр Гослинг и композитор Мартинес (в 2011 году Гослинг исполнил главную роль в рефновском « Драйве », а Мартинес написал для него саундтрек). В отличие от «Драйва», картина была преимущественно отрицательно принята мировыми кинокритиками, отмечавшими чрезмерную жестокость и нераскрытость характеров персонажей.
Премьера фильма состоялась в мае 2013 года на 66-м Каннском кинофестивале . В США фильм вышел в прокат 19 июля 2013 года . Премьера в РФ была запланирована на 26 сентября 2013 года , но в кинопрокате фильм так и не появился .
Теглайн фильма: «Время встретить дьявола». Лента, как и предыдущая работа режиссёра Рефна « Драйв », посвящена чилийскому постановщику Алехандро Ходоровскому , «духовному отцу» Рефна . |
Джулиан Томпсон (Райан Гослинг) — американец, живущий в Бангкоке , где он содержит клуб тайского бокса и занимается контрабандой наркотиков. Он покинул родину после совершённого им жестокого убийства собственного отца. Однажды брат Джулиана Билли ( Том Бёрк ) убивает 16-летнюю проститутку, за что его очень быстро лишает жизни её отец. За убийством Билли стоит лейтенант тайской полиции Чанг (Витхая Пансрингам), известный в городе под прозвищем «Ангел мести». После устранения юноши Чанг своим мечом отрубает руку отцу проститутки за то, что тот знал о работе дочери и всячески покрывал её.
В это же время в Бангкок прибывает мать братьев Томпсон — Кристал ( Кристин Скотт Томас ). Она хочет забрать тело своего убитого первенца и вынуждает младшего сына отомстить за брата любой ценой. Джулиан допрашивает выжившего отца проститутки, выяснив у него, кто заказал убийство Билли. Он оставляет его в живых, посчитав, что тот уже заплатил свою цену за это преступление, лишившись руки, но Кристал даёт указание своим людям устранить его. Она же организует провалившееся покушение на Чанга.
Джулиан находит Чанга и вызывает его на бой в своём боксёрском клубе. Чанг, прожжённый боец, легко и жестоко избивает Джулиана. Вслед за этим Кристал, опасаясь, что Чанг убьет её за организацию покушения, приказывает сыну убрать его и всех, кто с ним близко связан.
Джулиан с помощником пробираются в дом к Чангу, запланировав устроить засаду, когда он вернется. Чанг тем временем навещает Кристал и перерезает ей горло в гостиничном номере. В квартиру Чанга возвращается его маленькая дочь и её няня. Помощник Джулиана убивает няню и направляется к дочери, но Джулиан не даёт ему сделать это, разрядив в него практически всю обойму.
Джулиан возвращается в отель и находит труп матери. После нескольких сюрреалистических видений Джулиан оказывается в лесу вместе с Чангом. Зрителю не ясно, реальная это сцена или очередное видение Джулиана, но лейтенант отрезает ему обе руки. В финальной сцене картины Чанг исполняет тайскую песню на сцене любимого бара.
|
|
Съёмки фильма проходили в Бангкоке (Таиланд) . Николас Рефн планировал снять картину после завершения работы над « Валгалла: Сага о викинге », но по просьбе Райана Гослинга изменил своё решение, отложив проект на неопределенный срок. Гослинг, ознакомившись со сценарием, открыто назвал его «самой странной вещью», которую он когда-либо читал . «Только Бог простит», как и «Драйв», Рефн снимал в хронологическом порядке; сцены зачастую монтировались в тот же день, что и снимались .
Рефн признавался, что в самом начале он хотел создать фильм о человеке, который безуспешно пытается побороть Бога . Воплощение этой идеи в жизнь только усилилось, когда режиссёр проходил сквозь «крайне экзистенциальные моменты» своей жизни — ожидание второго ребёнка и тяжелую беременность супруги . С такими набросками в голове Рефн добавил персонажа, верящего в то, что он — Бог ( антагониста ) и гангстера, находящегося в поисках религии, в которую он сможет поверить ( протагониста ) .
Николас Виндинг Рефн
и
Кристин Скотт Томас
на каннской премьере фильма, май 2013 года
На стадии съёмок постановщик находил множественные параллели между лейтенантом Чангом, Одноглазым (« Валгалла: Сага о викинге ») и Водителем (« Драйв ») — «корни этих персонажей уходят в сказочные мифологии, все они имеют проблемы, живя в современном мире» .
Роль, исполненную Гослингом, вначале должен был сыграть Люк Эванс , однако он выбыл из состава съёмочной группы незадолго до начала съёмок ради участия в фэнтези Питера Джексона « Хоббит: Пустошь Смауга » . Рефн так описывает повторное сотрудничество с артистом:
… Продолжение нашей совместной работы я сейчас расцениваю как блаженство. Странно, что я написал сценарий [этой картины] до того, как создал «Драйв», и Джулиан был задуман как крайне молчаливый персонаж. Когда после «Драйва» мы с Райаном стали прорабатывать сценарий, этот язык молчания пришёл сам собой и оказался весьма кстати, поскольку Джулиан — до предела измученный герой, он никогда не идёт навстречу другим, предпочитая замыкаться в себе.
|
Now I consider this a blessing because it allowed Ryan and me to continue our collaboration. Oddly, I’d written the screenplay before I made Drive and Julian had been conceived as a very silent character. When Ryan and I started to work on the script after Drive this language of silence came naturally, which was very useful since Julian is an extremely tortured character - he never goes towards others but withdraws into himself.
|
— A conversation with Nicolas Winding Refn |
Витхаю Пансрингама, сыгравшего лейтенанта Чанга, Рефн встретил за полтора года до старта съёмочного процесса и уже тогда знал, что он перевоплотится в этот образ . Во время съёмок актёру нетрудно было вжиться в роль, так как Рефн периодически подходил к нему и шептал на ухо: «Ты — Бог» . С Кристин Скотт Томас режиссёр познакомился в Париже , где ему пришла мысль сделать её femme fatale «комбинацией леди Макбет и Донателлы Версаче » . Актрису откровенно пугал её персонаж, но для сущей убедительности она старалась сделать так, чтобы в жизнь воплотились её кошмары, и это все зазвучало в речи Кристал .
Сцена в ресторане между Джулианом, Кристал и Май была наиболее этически трудной для Скотт Томас, актриса не могла сказать столько жестоких фраз в адрес коллег по площадке . Оскорбительная речь её героини о размерах половых органов её сыновей была выдумана Рефном и Гослингом в ходе размышлений на тему того, чем мать может больше всего унизить своего ребёнка . По утверждению Рефна, большинство оскорблений придумал именно Гослинг .
В качестве основного источника вдохновения для этого фильма Рефн называет работы андеграундного режиссёра в особенности его короткометражку «Злой оператор» (1990) . Ричард Корлисс , представляющий журнал Time , заметил в «Только Бог простит» явное влияние работ Дэвида Линча (видения Джулиана в ночном клубе взяты напрямую из « Твин Пикса »), Серджо Леоне (появление трёх киллеров и последующее покушение на лейтенанта Чанга повторяют легендарную тройную дуэль из « Хорошего, плохого, злого ») и Гаспара Ноэ (аллюзии к насилию в « Необратимости » и «иностранно-азиатская безвкусица» из « Входа в пустоту ») . Название картины, по его мнению, отсылает к итальянскому спагетти-вестерну 1967 года « Бог простит… Я — нет! » .
Музыкальное сопровождение стало, по мнению критиков, одним из немногих достоинств картины.
Клифф Мартинес, обсуждая его в Канне, признался, что фундаментом для его мелодий стал «типичный саундтрек к научно-популярному кино и фильмам ужасов» :Я раньше не думал, что музыка может заменить диалоги, но я попытался это сделать. Главное влияние в фильме оказывает поп-музыка и произведения Вагнера . Николас специально попросил меня, чтобы оригинальная музыка сильно отличалась от музыки к фильму «Драйв».
Only God Forgives: Original Motion Picture Soundtrack | |
---|---|
Саундтрек Клиффа Мартинеса , и других | |
Дата выпуска | 29 июля 2013 |
Дата записи | 2013 |
Жанры | криминальный фильм , драматический фильм , неонуар , боевик и фильм-триллер |
Длительность | 57:15 |
Продюсеры | , , Николас Виндинг Рефн |
Страны |
Франция
Италия |
Лейбл |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Only God Forgives» ( Клифф Мартинес , ) | 0:46 |
2. | «Ask Him Why He Killed My Brother» (Клифф Мартинес, Грегори Трипи) | 2:11 |
3. | «Chang and Sword» (Клифф Мартинес) | 2:23 |
4. | «Chang Vision» (Клифф Мартинес, Грегори Трипи) | 3:46 |
5. | «Do As Thou Will» (Клифф Мартинес) | 2:14 |
6. | «Can't Forget» ( ) | 3:30 |
7. | «Crystal Checking In» (Клифф Мартинес, Грегори Трипи) | 1:57 |
8. | «More Hands» (Клифф Мартинес) | 2:45 |
9. | «Sister, Pt. 1» ( Энтони Гонсалес ) | 3:09 |
10. | «Take It Off» (Клифф Мартинес, ) | 2:41 |
11. | «Leave My Son In Peace» (Клифф Мартинес, Мак Куэйл, Грегори Трипи) | 4:50 |
12. | «Falling In Love» ( ) | 3:29 |
13. | «Crystal and the Bodybuilders» (Клифф Мартинес) | 4:05 |
14. | «Ladies Close Your Eyes» (Клифф Мартинес, Грегори Трипи) | 8:01 |
15. | «Bride of Chang» (Клифф Мартинес, Мак Куэйл) | 3:04 |
16. | «Wanna Fight» (Клифф Мартинес) | 4:50 |
17. | «You're My Dream» ( , ) | 3:34 |
Включённый в основной конкурс Каннского кинофестиваля 2013 года фильм «Только Бог простит» позиционировался отборщиками как «самое радикальное зрелище» смотра . Однако, даже соглашаясь с заявленным эпитетом о радикализме и признавая за новой постановкой Рефна ряд достоинств , в целом каннская пресса не приняла картину, и после показа она была освистана .
Рецензент газеты « Коммерсантъ » Андрей Плахов в обзоре лидеров и аутсайдеров Каннского киносмотра причислил работу Рефна к последним, назвав «самым мёртвым фильмом» фестиваля, и отметил, что картина датчанина решена в стилистике «репортажа с дизайнерской выставки», а сюжетно она делает тщетную попытку встать в один ряд с классическими трагедиями. Результат произвёл на критика жалкое впечатление, по его мнению, «кураторы вылепили из Рефна эталонного каннского режиссёра, но его новое творение не смогло произвести не только фурор, а даже скандал» . Солидарен с Плаховым редактор журнала Sight & Sound Ник Джеймс, охарактеризовавший фильм «Только Бог простит» как «главное разочарование» каннского конкурса, а сам показ — как «катастрофу». Лента, на его взгляд, получилась «выпендрёжной», стилизация под «подсвеченные неоном живые картины » — «умертвляющей», а комиксовая структура с заимствованиями из « Гамлета » — «банальной» . В свою очередь штатный кинокритик « Российской газеты » Валерий Кичин сдержанно похвалил уточнённые мизансцены оператора Ларри Смита, в которых увидел « натюрморты с временно живыми, но уже малоподвижными людьми», но осудил зацикленность Рефна на личных обсессиях — «жестоких эмоциях, образах насилия», сравнив действия режиссёра с «актом самоудовлетворения». Фильм в целом Кичин назвал «шоковым, но унылым», отметив, что журналисты во время каннского пресс-показа покидали зал, а финальные титры картины были встречены «шквалом свиста» .
В опросе коллег, который по итогам Каннского фестиваля провёл обозреватель журнала « Сноб » Вадим Рутковский, сразу три респондента — Евгений Гусятинский, Алексей Медведев, Стас Тыркин — расценили фильм «Только Бог простит» как худшего участника конкурса. Категоричнее и лапидарнее всех высказался Медведев: «Самое ужасное — это „Бог простит“ Николаса Виндинга Рефна. Не хочу даже слов тратить на эту дрянь» .
Более позитивно к работе Рефна отнёсся обозреватель еженедельника The Observer Эндрю Энтони. Рассуждая об эксцентричности ленты «Только Бог простит», он сравнил её с гипотетическим «оммажем Квентина Тарантино восточным слэшерам , который снят в запутанной и тревожащей манере Линча » . Отчасти соглашается с Энтони и критик « Новой газеты » Лариса Малюкова, разглядевшая в созданном Рефном «странном сплаве кровавого кошмара и иронии, хоррора и арта» отголоски лент Линча, Балабанова , Карвая , Тоуба Хупера , а «также работ чилийского эзотерика, киносюрреалиста Алехандро Ходоровского , которому и посвящено это чёрно-красное кино» .
Фильм Рефна очень похож на караоке: сопровождение чужое, но смутно знакомое, мелодию выводит он сам, а глубина смысла увиденного и услышанного зависит от воли каждого конкретного зрителя.
Тема кинематографических ассоциаций заняла важное место и в отзыве таиландского критика Конга Ритди, опубликованном на страницах канадского киноведческого журнала . Он обнаружил в фильме «Только Бог простит» целый набор штампов, к которым прибегают западные постановщики при изображении его родины («слон, восточный мистицизм, тайский бокс , монахоподобный персонаж, проституция, безвкусные бары» и т. д.), и сравнил картину Рефна с «идиотской» комедией Тодда Филлипса « Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок » ( The Hangover Part II , 2011). Причём симпатии Ритди на стороне последней, поскольку «несмотря на все ужасы, которые обрушиваются» на героев «Мальчишника», «фильм остаётся туристической брошюрой и манит красотами морального разложения», после просмотра же «Только Бог простит» «неискушённые иностранцы» предпочтут Бангкоку Пхеньян . Участие в обеих упомянутых постановках актёра Витхаи Пансрингама натолкнуло на мысль о сходстве двух фильмов и критика « Московского комсомольца » Никиту Карцева: «Отчаянно заигрывая с эстетикой Дэвида Линча и какого-нибудь китайского боевика категории III , „Только бог простит“ больше всего напоминает глянцевый ремейк „Мальчишника-2“» .
По мнению журналистов, из всего актёрского ансамбля наиболее сильно показала себя «неузнаваемая» и «переродившаяся» в образе роковой моложавой блондинки Кристин Скотт Томас . Энн Хорнэдэй из The Washington Post вспоминает:
Когда „Только Бог простит“ был презентован в Канне в мае, о перевоплощении Скотт Томас на
набережной Круазет
все только и говорили, «однако те, кто наблюдал её в восхитительной сквернословящей роли в „
Ловле лосося в Йемене
“, уже видели это ранее (правда, не в столь смертельно концентрированной форме).
|
When “Only God Forgives” made its premiere at the Cannes Film Festival in May, the performance was the talk of the Croisette, but anyone who witnessed her gloriously foul-mouthed turn in “Salmon Fishing in the Yemen” had seen it before (albeit not in such toxically concentrated form).
|
— ‘Only God Forgives’ movie review, The Washington Post |
Из создателей фильма, работавших за кадром, многие критики, причём как сторонники, так и противники картины Рефна, выделили композитора Клиффа Мартинеса . Созданный им саундтрек, «в котором солирует перкуссия», а «в драматические моменты включается электроорган», удостоился в фестивальной прессе эпитетов «отличный» и «роскошный» . Похвалу заслужила и операторская работа Ларри Смита, ранее работавшего над несколькими проектами Стэнли Кубрика : « Барри Линдон », « Сияние » (в качестве светооператора ) и « С широко закрытыми глазами ». Редакция интернет-журнала Filmpro посчитала, что именно «драматургия, режиссура, операторская работа делают этот фильм», поставленный в красно-чёрных тонах . Говоря о светотени и цветах, выбранных Смитом, Ричард Корлисс писал, что картина могла называться просто «Красное и чёрное» . Дэвид Руни ( The Hollywood Reporter ) отметил «тревожащие кадры отеля и коридоров секс-клуба», напоминающие зрителю именно о «Сиянии» .
Последователь почившего Роджера Эберта Ричард Рёпер завершил свою рецензию в газете Chicago Sun-Times словами «Это один из самых шокирующих и лучших фильмов года» . Одобрив актёрские работы («Звезда „Драйва“ Райан Гослинг … становится здесь в позу Брандо ») и визуальную стилизацию, обозреватель назвал «Только Бог простит» «идеальным кровавым молочным коктейлем с ингредиентами, взятыми от, помимо других отсылок, „ Убить Билла “, фильмов и „ Твин Пикса “» .
При подведении киноитогов лета 2013 года интернет-издание Indiewire отметило, что «к счастью или несчастью, в ближайшие десять лет мы будем больше обсуждать сеющего распри и приводящего в бешенство „Только Бог простит“ Николаса Виндинга Рефна, нежели „ Штурм Белого дома “ и „ Два ствола “, даже учитывая то, что эти обсуждения будут касаться того, насколько некоторые из нас ненавидят его» .
Рейтинг картины на интернет-агрегаторе Rotten Tomatoes , основанный на 163 рецензиях критиков, составляет 41 %, при этом среди наиболее авторитетных критиков процент положительных оценок достигает всего 13 пунктов . На сайте Metacritic по результатам анализа 39 критических отзывов фильм набрал 37 баллов из 100 возможных .
В 2015 году фильм был включен в список 50 лучших фильмов десятилетия по версии The Guardian .