Вуд, Оливер
- 1 year ago
- 0
- 0
«Эд Вуд» ( англ. Ed Wood ) — американский драмедийный фильм режиссёра Тима Бёртона c Джонни Деппом в главной роли, снятый по биографической книге Рудольфа Грея «Кошмар экстаза» ( англ. Nightmare of Ecstasy ). Главный герой картины — Эдвард Вуд-младший — режиссёр, продюсер и сценарист, снискавший славу «худшего режиссёра всех времён и народов». Кинопроизведение охватывает период его жизни, когда он снимал свои наиболее знаменитые фильмы, а также фокусируется на его дружеских отношениях с Белой Лугоши . В фильме также снимались Мартин Ландау , удостоенный за эту актёрскую работу премий « Оскар » и « Золотой глобус », Сара Джессика Паркер , Билл Мюррей и другие.
Идея фильма пришла сценаристам Скотту Александеру и Ларри Карашевскому, когда они учились в Школе киноискусств университета Южной Калифорнии. Работа над сценариями для семейных фильмов им обоим надоела, и они заключили контракт с Бёртоном и Денизом Ди Нови на создание фильма-биографии. Изначально режиссёром картины должен был стать Майкл Леманн, но позже режиссёрское кресло занял Бёртон. Первоначально за создание фильма отвечала студия Columbia Pictures , но она отклонила решение Бёртона снимать в чёрно-белой гамме. Таким образом картина перешла в руки компании Walt Disney Pictures , которая выпустила фильм под своим лейблом Touchstone Pictures .
При всей биографичности ленты некоторые обстоятельства всё-таки были искажены. Лучший грим » и « Лучшая мужская роль второго плана ».
Фильм снискал одобрение критиков, но не имел коммерческого успеха. «Эд Вуд» стал лауреатом двух премий «Оскар» в категориях «1952 год, Лос-Анджелес . Эдвард Вуд , неудавшийся актёр театра, решает попасть в киноиндустрию . Однажды он узнаёт, что продюсер Джордж Вайс пытается приобрести права на экранизацию жизни Кристин Йоргенсен — первого мужчины, сменившего пол. Вуд добивается встречи с Вайсом, но тот объясняет Эдварду, что приобрести права невозможно. Продюсер решает снимать будущий фильм «Я сменил пол!» на вымышленной основе. Тем временем Эд знакомится со своим кумиром — актёром фильмов ужасов Белой Лугоши . Эд подвозит Белу до дома, и они становятся друзьями. Позже Вуд убеждает Вайса, что идеально подходит в качестве режиссёра фильма «Я сменил пол!», так как сам является трансвеститом . Также Эд решает задействовать в фильме Лугоши.
Эд и Вайс меняют название фильма на « Глен или Гленда ». В новом фильме Эд является не только режиссёром, но и сценаристом, продюсером и исполнителем главной роли. Картина негативно встречается критиками и проваливается в прокате. Дорога в большое кино Эду закрыта: продюсер Джордж заявляет ему, что это худшая картина, которую он когда-либо видел. Но девушка Вуда, Долорес Фулер, утешает его, объясняя, что его фильм не подходит для студийной системы , и что он может найти независимых спонсоров для своего следующего фильма — « Невеста монстра ».
Эд терпит неудачи в попытках нахождения денег для съёмок нового фильма. Но вскоре он убеждает мясного промышленника Дона Маккоя взять на себя спонсирование картины. Тот соглашается, но с условиями, что фильм закончится грандиозным ядерным взрывом, и его умственно отсталый сын Тони снимется в главной роли. Эду удаётся закончить фильм, но Долорес рвёт отношения с ним, так как не может примириться с тем, что тот — трансвестит. Также обнаруживается, что Лугоши в глубокой депрессии и зависимости от морфина . Он ложится в клинику, чтобы вылечиться от наркозависимости. Навещая Лугоши в больнице, Эд знакомится с Кэти О’Харой, которая пришла навестить своего отца. Эд приглашает её на свидание, во время которого признаётся ей в своём трансвестизме. Кэти принимает его таким. Некоторое время спустя Бела умирает.
Позже Эд просит главу баптистской церкви по имени Рейнольдс профинансировать свой новый проект — «Разорители могил из открытого космоса». Эд убеждает Рейнольдса, что этот фильм будет коммерчески успешен и соберёт достаточно денег , которых хватит, чтобы воплотить мечту Рейнольдса — серию фильмов о 12 апостолах. Но во время съёмок у них возникают конфликты. Так, баптисты вынуждают Эда сменить название на «что-нибудь менее богохульное». В результате фильм был озаглавлен как « План 9 из открытого космоса ». Также финансисты критиковали подбор актёров, стиль режиссуры Эда и его трансвестизм. Из-за этого Вуд прямо во время съёмок и в женской одежде покидает съёмочную площадку и едет в ресторан Musso & Frank Grill, где встречает Орсона Уэллса . Тот вдохновляет Эда отстаивать собственное видение фильма и противостоять продюсерам. Сразу после премьеры картины в театре Pantages Эд предлагает Кэти выйти за него замуж. Та соглашается, и они вместе едут в Лас-Вегас , чтобы пожениться.
|
|
|
По словам Деппа, не прошло и 10 минут после предложения Тима Бёртона сняться в фильме, как он согласился. В то время актёр был несколько разочарован по отношению к киноискусству, а эта роль дала возможность Деппу «вытянуться в полный рост и повеселиться». А работа с Мартином Ландау «восстановила» его «любовь к актёрскому мастерству». Тогда Депп был уже знаком с некоторыми работами Эдварда Вуда через Джона Уотерса , который показал ему «Глена или Гленду» и «План 9 из открытого космоса» . Чтобы лучше воплотить образ Вуда, актёр изучал актёрскую игру Джека Хейли в « Волшебнике страны Оз » (1939), где Хейли исполнил роль железного дровосека . Депп просматривал несколько выступлений Рональда Рейгана , так как считал их разновидностью слепого оптимизма, и полагал, что это идеально подходит для Вуда. Актёр также старался сымитировать низкий голос Кейси Касема и «то весьма уверенное и живое коммивояжёрное качество в его голосе» . По совету Бёртона, Депп изучал игру Микки Руни в поздних фильмах о приключениях Энди Харди .
Чтобы добиться сходства с Белой Лугоши, гримёр Рик Бэйкер делал Мартину Ландау специальный протезный грим. Бейкер накладывал его таким образом, чтобы Ландау не испытывал неудобств в изображении эмоций и гримас. Для своей роли актёр посмотрел 25 фильмов с Лугоши и семь его интервью, сделанных между 1931-м и 1956 годами . Актёр Грегори Уолкотт, игравший в «Плане 9 из открытого космоса», появился в фильме в качестве камео . Он исполнял роль человека, который знакомит Вуда с Майлой «Вампирой» Нурми . Патрисия Аркетт встречалась с Кэти О’Харой во время съёмок. Актриса находила её «милой и очень приятной» .
Актёрский состав «Эда Вуда» слева направо:
Джонни Депп
,
Мартин Ландау
,
Сара Джессика Паркер
,
Патрисия Аркетт
,
Билл Мюррей
,
Джульет Ландау
,
Винсент Д’Онофрио
|
Идея фильма пришла сценаристам Скотту Александеру и Ларри Карезюски, когда они учились в Школе киноискусств университета Южной Калифорнии . Александер даже собирался на втором курсе сделать документальную картину о Вуде — «Человек в ангорском свитере». Однако Карезюски тогда со скептицизмом отнёсся к такой идее . Позже Александер и Карезюски вместе писали сценарии к фильмам « Трудный ребёнок » и « Трудный ребёнок 2 », но работа над сценариями исключительно для семейных фильмов им обоим надоела. Тогда они написали 10-страничный набросок сценария картины о Вуде и продемонстрировали идею режиссёру Майклу Леманну, с которым они познакомились ещё в Школе киноискусств . Основой для сценарной заявки послужила биографическая книга Рудольфа Грея «Кошмар экстаза: Жизнь и творчество Эдварда Вуда-Младшего» ( англ. Nightmare of Ecstasy: The Life and Art of Edward D. Wood, Jr. ) . Леманн представил проект продюсеру Дениз Ди Нови, с которой он работал над фильмом « Смертельное влечение ». Сама Ди Нови до этого сотрудничала с Тимом Бёртоном над фильмами « Эдвард Руки-ножницы », « Бэтмен возвращается » и « Кошмар перед Рождеством ». В итоге, Леманн, по контракту, должен был стать режиссёром байопика о Вуде, а Бёртон и Ди Нови — продюсерами .
Бёртон принялся за чтение «Кошмара экстаза» и некоторых писем Вуда. Он был поражён тем, что в письмах режиссёр «писал о своих фильмах так, словно он снимал „ Гражданина Кейна “, несмотря на то что люди считали его картины худшими за всю историю» . Бёртон признался, что всегда был поклонником Эда Вуда, поэтому фильм получился как восхищение, а не насмешка над творчеством Вуда . Отношения между ним и Лугоши в картине перекликаются с тесными отношениями Бёртона и его собственного кумира, Винсента Прайса . Бёртон говорил в своём интервью: «Знакомство с Винсентом оказало на меня невероятное влияние; такое же влияние должен был испытать Эд, встретившись со своим кумиром» .
В то время Бёртон готовился к режиссированию « Мэри Рейлли » для Columbia Pictures с Вайноной Райдер в главной роли. Однако в связи с решением компании отдать эту роль Джулии Робертс , а не Райдер, Бёртон ушёл из проекта. Это подтолкнуло его к мысли взять режиссуру «Эда Вуда» в свои руки и снять фильм в короткие сроки. В результате он сам занял режиссёрское кресло, а Леманну отдал должность исполнительного продюсера. Александер и Карезюски написали 147-страничный сценарий за шесть недель. Бёртон прочёл его и сразу же утвердил в том виде, без каких-либо изменений или редактуры . «Эд Вуд» дал возможность Бёртону снять фильм, который был колоритен за счёт персонажей, а не за счёт стиля. Он сказал в интервью: «В картине, подобно этой, мне кажется, зритель не нуждается в особой раскадровке . Он работает главным образом с актёрами; и нет никаких эффектов, поэтому приходится быть спонтанным» . Бёртону нравился тот факт, что Вуд мало известен массовому зрителю, благодаря чему работа над фильмом не могла быть стеснена рамками анекдотов о «худшем режиссёре». Но самым важным он считал то, что Вуд и его команда делали своё дело со страстью .
Оператором фильма был Стефан Чапски, с которым Бёртон уже работал над лентами «Эдвард Руки-ножницы» и «Бэтмен возвращается». Режиссёр решился снимать картину в чёрно-белой гамме как подражание фильмам Вуда. Освещение для съёмок также устанавливалось и подбиралось в соответствии с монохромным изображением , что дало реалистичный эффект съёмки того периода .
Изначально контракт на создание фильма был заключён со студией Columbia Pictures. Но в апреле 1993 года председатель компании Марк Кантон отклонил проект за месяц до начала съёмок из-за разногласий с Бёртоном, который настаивал на съёмке картины в чёрно-белой гамме и требовал полной творческой свободы. Тогда опционом на экранизационные права всерьёз начали интересоваться такие компании, как Paramount Pictures , Warner Bros. , 20th Century Fox , но Бёртон принял предложение от The Walt Disney Company , с которой он уже работал над «Кошмаром перед Рождеством». Подобно тому фильму, «Эд Вуд» также вышел под дистрибуцией Touchstone Pictures . Disney взяла проект в свои руки с расчётом на то, что Бёртон и в дальнейшем останется работать с ней, но уже со своим следующим фильмом он вернулся к Warner Bros. . Компания выделила 18 млн долларов бюджета и предоставила Бёртону полную творческую самостоятельность, так как не видела в картине большого риска для себя. Также режиссёр отказался от своей платы за работу над проектом. Основные съёмки начались в августе 1993 года и длились 72 дня . Несмотря на то что к предыдущим шести фильмам Бёртона музыкальное сопровождение писал Дэнни Эльфман , режиссёр выбрал на место композитора Говарда Шора . Бёртон признался, что он и Эльфман испытали «творческие разногласия» в работе над «Кошмаром перед Рождеством» . Таким образом, на тот момент «Эд Вуд» был вторым полнометражным фильмом Бёртона, к которому Эльфман не писал музыку (они вновь будут работать вместе над картиной «Марс атакует!»). Говард Шор использовал некоторые музыкальные темы из оригинальных фильмов Вуда для создания саундтрека к ленте Бёртона .
Говоря об исторических неточностях, Бёртон пояснил: «это не похоже на хардкорно реалистичный байопик». Также режиссёр упомянул, что сделал Вуда излишне оптимистичной личностью . Он признал, что Вуд и его команда изображены с преувеличенной симпатией, заявив, что не желает высмеивать людей, которые уже были осмеяны. Бёртон предпочёл не вносить в картину тёмные стороны жизни Вуда, так как его письма никогда не затрагивали подобные аспекты, а были наполнены оптимизмом. В конце концов, Бёртон хотел снять фильм глазами своего героя .
В фильме Лугоши умирает одиноким и несчастным. В действительности первая его жена, с которой он прожил 20 лет ушла от него в 1953 году, но в 1955-м Лугоши заключил новый брак с Хоуп Лилинджер. Они были вместе до самой его смерти. Это, а также любые упоминания о сыне-подростке, Бэле Г. Лугоши, в фильме были опущены . Сделано это было для того, чтобы сфокусировать всё внимание на отношениях между Лугоши и Вудом . Также полностью вымышлена встреча Вуда с Орсоном Уэллсом в ресторане Musso & Frank Grill . У Лугоши в действительности были собаки крупной породы, а не чихуахуа , как это показано в фильме. «План 9 из открытого космоса» никогда не выходил в прокат в Лос-Анджелесе, а тем более не имел премьеры в театре Pantages .
Биограф Бёртона, Кен Ханке, критично отнёсся к изображению в фильме Долорес Фулер: «Реальная Фулер — это энергичная, смышлёная женщина, обладающая чувством юмора». Ханке также писал: «игра Паркер представляет её [Фулер] как нечто вроде ситкома для дебилов в первой части фильма и довольно субъективного и вовсе неприятного персонажа в более поздних сценах». В течение тех лет, что Фулер прожила с Вудом, она работала на телевидении в проектах «Queen for a Day» и «The Dinah Shore Show», факт чего в фильме не отражается. Сама Фулер также критиковала свой образ, воплощённый Паркер, но о фильме отозвалась положительно. Она говорила: «Жаль, что они не смогли изобразить более глубокой историю любви, потому что мы действительно любили друг друга. Мы стремились найти инвесторов вместе; я с таким трудом поддерживала нас с Эдом» .
В фильме Бёртон намеренно создаёт симуляцию низкобюджетного стиля «худшего режиссёра». Так, фильм начинается с эпизода в доме с привидениями во время грозы, когда из гроба встаёт один из персонажей и знакомит зрителя с предстоящей картиной. Далее следуют начальные титры, написанные на могильных плитах в бутафорском кладбище, и заканчивается всё это летающим блюдцем, качающимся из стороны в сторону. Этот эпизод, названный Ханке «кратким изложением фильмов Эда Вуда», снят в стилистике киноработ этого режиссёра .
Премьера фильма прошла в Линкольн-центре в рамках 32-го Нью-Йоркского кинофестиваля . Вскоре он был показан на 21-м Теллуридском кинофестивале , а затем и на 48-м Каннском .
«Эд Вуд» вышел в ограниченный прокат 30 сентября 1994 года всего в двух кинотеатрах, собрав 71 566 долларов . 7 октября того же года фильм вышел в широкий прокат в 623 кинотеатрах, собрав в первую неделю 1 903 768 долларов . В последующие две недели проката сборы картины стремительно падали. Так, во вторую неделю «Эд Вуд» собрал 992 427 долларов, и в третью — 470 996 долларов. Итого за четыре недели проката, включая ограниченный, кассовые сборы картины составили 4 838 456 долларов при бюджете в 18 млн долларов . Но при этом бюджет фильма в 100 раз превосходит бюджет всех фильмов Вуда вместе взятых, вышедших на тот момент .
По иронии судьбы, один из лучших фильмов 1994 года рассказывает историю об одном из худших режиссёров всех времён и народов. «Эд Вуд» Тима Бёртона — восхитительный, из ряда вон выходящий и в конечном итоге трогательный портрет молодого человека, который пытался с самых низов проложить свой путь в Голливуд .
Несмотря на провальную кассу фильма многие критики положительно восприняли картину. Так, по данным Rotten Tomatoes , «Эд Вуд» имеет оценку 8/10, основанную на 59 рецензиях критиков, 92 % которых понравился фильм . Для сравнения: Metacritic , основываясь на 19 рецензиях, присудил ленте средний балл 70/100 . Национальный совет кинокритиков США включил «Эда Вуда» в список 10 лучших фильмов 1994 года .
Ещё до премьеры картины Роджер Эберт предполагал, что фильм окажется нечто средним между « Шоу ужасов Рокки Хоррора » и « Бульвара Сансет », но его ожидания не оправдались. По словам критика, лента больше прославляет Эдварда Вуда, нежели высмеивает его. Также он отметил, что Депп играл своего героя «с теплотой и энтузиазмом», и что это очередная картина Бёртона об аутсайдере вроде Битлджуса , Эдварда Руки-ножницы или Джека Скеллингтона . Питер Трэверс из Rolling Stone счёл фильм «комичным без жестокости, сатирическим без высокомерия и трогательным без сентиментальности», а также наиболее личным и провокационным фильмом Бёртона. Треверс крайне одобрил работу Ландау: «В карьере, которая охватывает пять десятилетий, это лучшие два часа с Ландау на экране» .
Джанет Маслин из The New York Times писала, что Депп «самоутвердился» как «гарантированно великий актёр» . Тодд Маккарти из Variety задался вопросом, почему Бёртон снял биографию человека с такой сомнительной репутацией. Критик предположил, что ответ заключён режиссёром в сцене встречи Вуда с Орсоном Уэллсом, который советует молодому режиссёру упорно следовать собственному видению в своей работе. Маккарти также отметил, что Винсент Д’Онофрио идеально подходит на роль Уэллса, так как является точной копией режиссёра, каким он был в 30-х . Джейсону Хорсли, хоть он и назвал игру Деппа «трогательной», фильм не понравился в основном из-за, по словам рецензента, мрачной тематики фильма. Критик поясняет, что Бёртон хотел, чтобы его фильм получился «причудливым» и «милым», но на самом деле жизнь Эдварда Вуда — это достаточно «мрачная тема», так как тот заблуждался в размере своего режиссёрского таланта .
Оуэн Глейберман из Entertainment Weekly назвал игру Ландау блестящей, а «красоту» картины объяснил тем, что Бёртон питает любовь к неудачникам . Хэл Хинсон из The Washington Post заявил, что «Эд Вуд» — возможно, самый солнечный фильм о сексуальных девиациях , когда либо снятый. Обозреватель расхвалил актёрский состав, назвав игру Деппа «потрясающе умелой работой», Ландау — «поражающей», и особенно выделив из второстепенного состава Билла Мюррея . Также положительно отзывался об игре Ландау критик из San Francisco Chronicle , Эдвард Гутманн, назвав актёра «безусловным победителем» картины . Негативную оценку фильму дал . По мнению рецензента, одна из проблем ленты в том, что единственным «хорошо развитым» персонажем в ней является Бела Лугоши, а все остальные играли «преднамеренно вычурно» . Дэвид Безансон с Filmcritic.com пишет: «Фильм Бёртона возвращает нас в золотой век Голливуда , является последней данью этому жалкому режиссёру и не делает выводов» .
Элисон Макмэхан, анализируя картину, писала, что жизнь Эдварда Вуда является идеальной темой для байопика Бёртона, так как оба режиссёра, по её мнению, снимали патафизические картины, а сам Вуд — изгой общества, что роднит его с бёртоновскими персонажами. Но данный байопик, пишет Макмэхан, не патафизический, так как основывается на фактах, а не на вымысле, хотя фильм и содержит долю фантазии. Джим Хоберман считает, что лента канонизирует Вуда, «романтизирует нереалистичную, невнимательную и бессмертную любовь к кинематографу», а чудаковатость Вуда, по словам критика, — это «необходимый аксессуар его страсти к кинопроизводству» . Кейт Букер считает «Эда Вуда» постмодернистской картиной. Она находит в ней характерное для голливудского постмодерна пренебрежение более-менее великими деятелями кино и широкий интерес к наихудшим режиссёрам, а также постмодернистскую ностальгию по 1950-м, по тому «незатейливому времени, когда было ещё возможно снять и даже распространить подобные богомерзкие фильмы». Ещё один признак этого жанра, по мнению Букер, — это симуляция небрежного и низкобюджетного стиля Вуда. Рецензент также отметила, как Депп «хорошо передаёт идиотский оптимизм» и энтузиазм Вуда, «блестящую» игру Ландау, прокомментировав его персонажа: «Лугоши изображён в фильме как жалкая фигура, тень от себя прежнего, живущая в виртуальном музее его ранних картин и погружённый в ностальгию по 1930-м годам, когда его карьера была на пике» .
Год | Премия | Категория | Лауреат или номинант | Итог | |
---|---|---|---|---|---|
1994 | Общество кинокритиков Бостона | Лучший актёр второго плана | Мартин Ландау | Победа | |
Лучшая операторская работа | Стефан Чапски | Победа | |||
Ассоциация кинокритиков Чикаго | Лучший актёр второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
Лучший актёр | Джонни Депп | Номинация | |||
Лучший режиссёр | Тим Бёртон | Номинация | |||
Круг кинокритиков Канзаса | Лучший актёр второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | Лучший актёр второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
Лучшая операторская работа | Стефан Чапски | Победа | |||
Лучшая музыка | Говард Шор | Победа | |||
Национальное общество кинокритиков США | Лучший актёр второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
Лучшая операторская работа | Стефан Чапски | Победа | |||
Круг кинокритиков Нью-Йорка | Лучший актёр второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
Лучший оператор | Стефан Чапски | Победа | |||
Общество кинокритиков Юго-Востока США | Лучший актёр второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
Общество кинокритиков Техаса | Лучший актёр второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
1995 | Оскар | Лучшая мужская роль второго плана | Мартин Ландау | Победа | |
Лучший грим | Рик Бэйкер, Ве Нилл , Иоланда Туссиенг | Победа | |||
Золотой глобус | Лучшая мужская роль второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
Лучшая комедия или мюзикл | Номинация | ||||
Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле | Джонни Депп | Номинация | |||
Каннский кинофестиваль | Золотая пальмовая ветвь | Тим Бёртон | Номинация | ||
Сатурн | Лучший фильм-фэнтези | Номинация | |||
Лучший актёр | Мартин Ландау | Победа | |||
Лучшая музыка | Говард Шор | Победа | |||
Лучший сценарий | Скотт Александер, Ларри Карезюски | Номинация | |||
Лучший грим | Рик Бэйкер, Ве Нилл | Победа | |||
Премия Гильдии киноактёров США | Лучшая мужская роль второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
Гильдия сценаристов Америки | Лучший оригинальный сценарий | Скотт Александер, Ларри Карезюски | Номинация | ||
American Comedy Awards | Самый смешной актёр второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
Премия Лондонского кружка кинокритиков | Актёр года | Джонни Депп | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Аргентины | Лучший иностранный фильм | Номинация | |||
Премия кружка киносценаристов | Лучший иностранный фильм | Победа | |||
Ассоциация кинокритиков Далласа—Форт-Уэрта | Лучший актёр второго плана | Мартин Ландау | Победа | ||
1996 | BAFTA | Лучшая мужская роль второго плана | Мартин Ландау | Номинация | |
Лучший грим | Рик Бэйкер, Ве Нилл, Иоланда Туссиенг | Номинация | |||
Грэмми | Лучшая инструментальная композиция для кино или телевидения | Говард Шор | Номинация | ||
2005 | Спутник | Лучшие дополнительные материалы в DVD | Номинация |
Дата выхода DVD | Дата выхода Blu-ray | Дата выхода VHS | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Регион 1 | Регион 2 | Регион 4 | Регион 5 | Регион А | Регион В | Регион С | США | Великобритания | Россия |
19 октября 2004 | 14 октября 2002 | 7 июля 2003 | N/A | 18 сентября 2012 | 14 ноября 2012 | N/A | 13 августа 2002 | 27 декабря 1999 | 2000 год |
Изначально датой выхода DVD -издания «Эда Вуда» в первом регионе было названо 13 августа 2002 года , но 25 июля Buena Vista Home Entertainment сообщила об отложении ранее намеченного срока релиза без объявления нового . Только в начале ноября 2003 года компания анонсировала новую дату — 3 февраля 2004-го , но выход вновь был отложен , и DVD оказалось в продаже только 19 октября того же года . Издание включало в себя фильм в широкоэкранном анаморфированном формате 1.85:1, аудио на английском языке в формате Dolby Digital 5.0, английские субтитры, анимированное меню (например, зрители бросали попкорн в экран во время переходов между опциями) и дополнительные материалы: аудиокомментарии Тима Бёртона, Мартина Ландау, Скотта Александера, Ларри Карезюски, Стефана Чапски и художницы по костюмам Коллин Этвуд ; 14-минутный ролик «Let’s Shoot this F#*%@r!», демонстрирующий кадры со съёмочной площадки с комментариями Джонни Деппа; 7-минутный ролик «The Theramin» — рассказ Говарда Шора о музыке к фильму; «Making Bela» — ролик о том, как Ландау «превращался» в Белу Лугоши; «Pie Plates over Hollywood» — 13-минутный рассказ художника-постановщика Тома Даффилда о сложностях съёмки чёрно-белого фильма; а также пять удалённых сцен общей сложностью пять минут (первые две из них связаны со сценой похищения чучела осьминога, третья — сцена с семьёй Тора Джонсона, четвёртая — ссора Эда и Долорес, и пятая — Банни Брекинридж вместе с марьячи поёт «Que Sera Sera» на мясоупаковочном заводе). Издание также содержало пасхальное яйцо — это ещё одна удалённая сцена, в которой Бела хочет играть в романтическом фильме, но его уговаривают сыграть доктора Акулу .
Издание четвёртого региона, вышедшее 7 июля 2003 года, включало в себя аудиокомментарии актёров и создателей фильма, пять роликов о создании картины, анимированное меню, трейлер и музыкальный клип, а также четыре аудиодорожки на двух языках (английском и испанском ) и субтитры на шести языках .
В марте 2012 года The Walt Disney Pictures анонсировала выход Blu-ray-издания «Эда Вуда» на ближайшую осень. Компания отметила, что диск будет содержать подвергнутую ремастерингу версию фильма . В регионе А Blu-ray вышло 18 сентября 2012 года , в регионе В — 14 ноября .