Interested Article - Хичкоковская блондинка

«Хичкоковская блондинка» ( англ. Hitchcock blonde или Hitchcockian blonde ) — высокая, красивая, утончённая, «холодная» и элегантная блондинка; характерный для фильмов Альфреда Хичкока женский типаж, окончательно сформировавшийся в 1950-х годах и ставший одним из символов как творчества самого режиссёра, так и классического голливудского кинематографа .

Образ «хичкоковской блондинки», пользовавшийся искренней любовью самого режиссёра, присутствует почти в половине его фильмов. В разные годы роли героинь, соответствовавших данному образу, играли Грейс Келли , Ким Новак , Эва Мари Сейнт , Типпи Хедрен , Ингрид Бергман и другие актрисы .

Характерные особенности

На протяжении долгих лет в Голливуде господствовала негласная традиция, в соответствии с которой героини фильмов условно делились на «светлых» и «тёмных», в зависимости от цвета их волос, — именно по этой причине подавляющее большинство американских кинозвёзд первых двух третей XX века составляли блондинки. Альфред Хичкок делил их на две категории: у одних сексуальность была «написана на лице», у других — завуалирована. Режиссёр предпочитал именно второй вариант . Классическая «хичкоковская блондинка» — это непременно женщина, сочетающая в себе, выражаясь словами Франсуа Трюффо , «внешнюю холодность» и «внутренний жар» . В своих героинях Хичкок хотел видеть подавленное желание — именно поэтому, по его словам, он никогда не предлагал ролей Мэрилин Монро или Брижит Бардо , обычно выставлявшим свою сексуальность напоказ . «Секс на экране тоже должен работать на саспенс. Если он слишком явный, очевидный, саспенса не возникает. — говорил Хичкок. — Знаете, почему я предпочитаю изысканных блондинок? Потому что истинные леди, скромные жеманницы, в спальне обычно ничем не отличаются от шлюхи» . Режиссёр полагал, что на роли «холодных» блондинок в наибольшей степени подходили англичанки , а также скандинавки и северные немки . Именно холодную сексуальность Сабрина Бартон метко назвала «функцией блондинки» в типичной ленте Хичкока .

Хичкоковские героини, наряду с подчёркнутой женственностью , часто демонстрируют такие качества, как находчивость, решительность и независимость, ничем не уступая персонажам мужского пола . Зачастую в конце фильма они раскрываются с неожиданно негативной стороны, оказываясь девушками лёгкого поведения, воровками, убийцами, шпионками , способными пойти даже на предательство . Другую особенность «хичкоковских блондинок» представляет собой их непредсказуемость. Лучше всего, по мнению российского искусствоведа и киноведа Олега Аронсона , режиссёр продемонстрировал это свойство в знаменитом фильме « Окно во двор », где героине Грейс Келли спонтанно, неожиданно для её возлюбленного Эла Би Джеффриса ( Джеймс Стюарт ), приходит в голову идея проникнуть в комнату предполагаемого убийцы . Во многих лентах Хичкока «холодным» блондинкам соответствуют навязчивые, одержимые паранойей, мужские герои. Представители обоих типажей находятся в разных плоскостях: они часто находятся вблизи друг друга, но всякий раз не могут встретиться — так режиссёр пытался подчеркнуть невозможность, по его мнению, союза между полами .

На взгляд Аронсона, «хичкоковская блондинка» — неотъемлемая часть жанра саспенс , «проводник (…) из мира человеческого в мир преступления», располагающийся на границе двух этих миров. «Она предвещает разрушительное событие, но в ней же сконцентрирована желанность этого разрушения. — пишет Аронсон. — Она вводит героя в пространство преступления, но и одалживает ему логику действий, отличную от рациональной, позволяя ему спастись, пройдя через испытание, прочтя повествования самой аффективности» . Американский кинокритик (англ.) , в свою очередь, была убеждена, что в 1950-х годах тезис «блондинка — девственница, брюнетка — проститутка» устарел и потерял свою актуальность. «Значения поменялись местами, — писала Хаскелл, — так что это чувственная брюнетка — „хорошая“, а „холодная“ блондинка — „плохая“» .

История

1920-е — 1930-е

Как полагают некоторые исследователи творчества Хичкока, типаж «холодной» блондинки использовался им и в киноработах первой половины XX века, начиная с фильмов 1920-х годов , таких как « Жилец », « Шампанское », « Шантаж » . Этот женский образ, по мнению режиссёра, удачно перекликался с тематикой преступления (в первую очередь, убийства), к которой Хичкок всегда проявлял повышенный интерес . «Блондинки — самые лучшие жертвы, — считал режиссёр. — Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги» . Одной из ранних, а по мнению некоторых , и первой «хичкоковской блондинкой» стала Мэдлин Кэрролл , которую режиссёр пригласил в свои фильмы « Тридцать девять ступеней » (1935) и « Секретный агент » (1936) . Появлениями представительниц характерного типажа отметились также « Человек, который слишком много знал » (1934) и « Диверсант » (1942) . В отличие от своих преемниц, героини этих фильмов ещё не представляли собой объект вожделения со стороны мужчин, что в дальнейшем было свойственно большинству «хичкоковских блондинок» .

1940-е

В кинолентах Хичкока 1940 1941 годов , таких как « Ребекка », « Мистер и миссис Смит » и « Подозрение », главные роли сыграли Кэрол Ломбард и Джоан Фонтейн . Несмотря на белокурость, эти актрисы не сумели воплотить образ «хичкоковской блондинки» . Вновь режиссёр использовал данный образ в фильме 1945 года « Заворожённый », главная роль в котором досталась Ингрид Бергман . В отличие от остальных актрис, связанных с этим типажом, Бергман не в полной мере соответствовала образу эталонной «хичкоковской блондинки», но пользовалась большой симпатией режиссёра и, как ему казалось, отражала главные особенности этого стереотипа. В 1946 году она снова сыграла в фильме Хичкока « Дурная слава », а в 1949 году — в « Под знаком Козерога ». Постепенно, однако, между режиссёром и актрисой произошёл разрыв, причиной которого стала резкая смена имиджа Бергман, переставшей соответствовать привычному образу. Это подмечал и известный англоканадский киновед и автор монографии о Хичкоке Робин Вуд , писавший о переходе любимицы режиссёра от «хорошего» и «естественного» облика к «плохому» и «неестественному». Расставшись с Хичкоком, Ингрид Бергман ушла сниматься к Роберто Росселини , за которого вскоре вышла замуж . Впрочем, по мнению ряда киноведов, женщины, сыгранные Бергман, как и Джоан Фонтейн (фильмы « Ребекка », « Подозрение »), не принадлежали к характерному хичкоковскому типажу . Помимо героинь Бергман, «хичкоковские блондинки» в исполнении других актрис появлялись в кинолентах « Дело Парадайна » (1947) и « Я исповедуюсь » (1953) .

1950-е

Наиболее удачно, как принято считать, хичкоковский женский образ воплотила Грейс Келли . Молодая, но уже опытная актриса, известная по фильмам « Ровно в полдень » (1952) и « Могамбо » (1953), она быстро нашла общий язык с режиссёром и со временем стала, как принято считать, его любимой актрисой — Хичкок сравнивал её с действующим вулканом, засыпанным снегом , и называл «снежной королевой» . Доверив Келли главную роль богатой наследницы Марго Уэндис в своём новом фильме « В случае убийства набирайте „М“ », режиссёр следующим образом прокомментировал свой выбор :

Фрэнсис Стивенс ( Грейс Келли ) и Джон Роби ( Кэри Грант ). « Поймать вора » (1955)

Я эксплуатировал тот факт, что ей известны плотские утехи, но не открыто, а намёками… «Идеальная» женщина-загадка — это блондинка, утончённая, нордического типа… Мне никогда не нравились женщины, которые беззастенчиво демонстрируют свои прелести.

Вслед за «В случае убийства набирайте „М“» Грейс Келли снялась в фильмах Хичкока «Окно во двор» и « Поймать вора ». Героини Келли были безупречны во всём, включая внешний вид и наряды: платье, в котором актриса появилась в «В случае убийства…», было сшито специально для неё известным дизайнером одежды (англ.) . Келли отличалась фотогеничностью , а сыгранные ей женщины были особенно наделены остроумием, чувственностью и элегантностью . В 1956 году , несмотря на успех и востребованность, Грейс Келли навсегда ушла из кинематографа и вышла замуж за монакского князя Ренье III , с которым познакомилась на съёмках фильма «Поймать вора». Хичкок, хорошо относившийся к актрисе и некогда создавший её звёздный имидж, был крайне огорчён её поступком .

Режиссёр с искренней любовью относился к сформированному им образу . После ухода Грейс Келли Хичкок попытался примерить образ «холодной» блондинки на Веру Майлз , замеченную им в одной из телепрограмм. В нуаровом фильме Хичкока « Не тот человек », премьера которого состоялась в 1956 году, эта актриса сыграла жену главного героя, сошедшую с ума после ареста и суда над супругом. Планируя съёмки нового фильма « Головокружение », режиссёр наметил Веру Майлз на роль Мэделин Элстер, однако актриса вышла замуж и забеременела, и Хичкоку пришлось отказаться от этой идеи. Впоследствии, в 1959 году , Майлз была приглашена на роль сестры главной героини в фильм « Психо », однако на сей раз режиссёр относился к актрисе с меньшим энтузиазмом — роль, доставшаяся ей, имела второстепенный характер .

Мэделин Элстер ( Ким Новак ) и Джон «Скотти» Фергюсон ( Джеймс Стюарт ). « Головокружение » (1958)

В 1958 году Хичкок, работая над фильмом « Головокружение », пригласил на главную роль популярную актрису Ким Новак . В «Головокружении» режиссёр позволяет зрителю понять, в чём заключается выигрышность используемого им женского образа, сравнивая Мэделин Элстер и Джуди Бартон, обе из которых были сыграны Ким Новак. Влюблённый в «холодную» блондинку Мэделин, после её смерти герой Джеймса Стюарта , бывший детектив Джон «Скотти» Фергюсон, встречает внешне похожую на неё шатенку Джуди. Близко познакомившись с девушкой, Фергюсон уговаривает её изменить имидж и внешность на присущие когда-то Мэделин. В конечном счёте оказывается, что Джуди Бартон и изображала ту «Мэделин», которую когда-то полюбил бывший детектив, — гибель женщины была мнимой, а Фергюсон питал чувства к одному и тому же человеку, но в разном обличии. По мнению Сабрины Бартон, в «Головокружении» хичкоковский женский образ был максимально концептуализирован, превратясь в фетиш , что в первую очередь прослеживается в сцене трансформации темноволосой Джуди в «платиновую» блондинку Мэделин . Сравнивая двух героинь, чьи роли исполнила одна и та же актриса, Хичкок подчёркивает больший успех у мужчин и притягательность «хичкоковских блондинок» в противовес брюнеткам — на это указывала и кинокритик Молли Хаскелл . Несмотря на то, что Ким Новак хорошо справлялась со своей ролью, режиссёр относился к ней пренебрежительно и насмехался над актрисой. Этому во многом поспособствовало желание Новак поменять что-нибудь в своей героине. Впрочем, все попытки актрисы обсудить «внутреннюю мотивацию» Мэделин, по словам биографа Хичкока (англ.) , режиссёр встречал «с каменным лицом» . «Мисс Новак явилась на съёмочную площадку с полным набором своих идей, чего я не выношу» , — признавался он в разговоре с Франсуа Трюффо . Наотрез отказываясь обсуждать с Новак характер и поведение её героини, он говорил: «Дорогая, ты у нас умная девочка, сама разберёшься» . «Конечно, я не была великой актрисой, — признавала, в свою очередь, Новак, — но я могла вдохнуть жизнь в мою героиню, потому что у нас было много общего. Она была так же ранима, как и я сама в то время» . Во второй половине 1950-х годов «хичкоковскими блондинками» также стали Дорис Дэй , приглашённая на роль Джо МакКенна в « Человеке, который слишком много знал » (1956), и Эва Мари Сейнт , сыгравшая двойного агента Еву Кендол в ленте « К северу через северо-запад » (1959) . По мнению историка кино Стивена Кохана, героиня Эва Мари Сейнт с её нарочито невыразительным лицом и провокационной речью идеально вписалась в образ «хичкоковской блондинки», излучая ту же «холодную сексуальность», которую некогда демонстрировали персонажи Грейс Келли .

1960-е

В знаменитом триллере Хичкока « Психо » ( 1960 ) в образе «хичкоковской блондинки» (англ.) перед зрителями предстала актриса Джанет Ли . На роль Мэрион рассматривались кандидатуры таких актрис, как Ширли Джонс , Лана Тёрнер и Марта Хайер , однако режиссёр отдал предпочтение именно Ли. Помня о разногласиях с Ким Новак, он заранее, после кинопробы, сказал Джанет: «Я решил выбрать вас, потому что вы настоящая актриса. Однако запомните: вы должны играть только то, что написано в сценарии, и не задавать лишних вопросов. Я не люблю, когда актёры начинают импровизировать» . В отличие от гламурных, светских Евы Кендал («К северу через северо-запад»), Лизы Фремонт («Окно во двор»), Джо МакКенна («Человек, который слишком много знал»), Мэрион была во всех отношениях гораздо более проста . В этой ленте жизнь главной героини заканчивается трагично: менее чем на середине фильма девушка погибает от руки маньяка во время принятия душа. На момент выхода «Психо» в свет сцена убийства Мэрион вошла в историю как самый шокирующий эпизод в кино .

Марни Эдгар ( Типпи Хедрен ) и Марк Ратленд ( Шон Коннери ). « Марни » (1964)

26-летнюю нью-йоркскую модель Типпи Хедрен Хичкок впервые увидел в рекламе диетического питания на телевидении . В ней режиссёра привлекли высокая причёска и широкий лоб, большие выразительные глаза с завитыми ресницами, длинные ноги и нос правильной формы. Вкупе с изысканными манерами, эти качества легли в основу образа «новой хичкоковской блондинки», несколько отличавшегося от первоначального типажа. Хедрен приняла участие в съёмках триллеров Хичкока « Птицы » (1963) и « Марни » (1964). Её героиням — не столько холодным, сколько хрупким — присуща сдержанность, некоторая отрешённость . В «Птицах» Хедрен примерила на себя роль Мелани Дэниэлс, молодой обеспеченной «светской львицы», — персонажа, ранее не встречавшегося в киноработах Хичкока . Примечательно, что главная роль в фильме «Марни», в итоге доставшаяся Хедрен, изначально предназначалась Грейс Келли: ещё в 1962 году Хичкок отправил в Монако сценарий фильма. Сперва княгиня дала согласие, и её супруг не возражал против съёмок, однако резкие выступления граждан Монако против возвращения жены Ренье III в кино вынудили её отказаться от предложения режиссёра . Многие актрисы, впечатлённые последними успехами Хичкока, сами высказали желание сыграть роль «хичкоковской блондинки» Марни: в их числе оказались Эва Мари Сейнт, чей агент связывался с режиссёром, и Сьюзан Хэмпшир , обратившаяся к нему с личным письмом. Хичкок оставил эти поползновения без внимания . До сих пор журналисты полагают, что режиссёр, называвший Хедрен своей примадонной , испытывал глубокую привязанность и даже влечение в отношении этой актрисы, вследствие чего пытался установить тотальный контроль над всеми аспектами её жизни .

«Марни» — фильм о девушке- клептоманке , испытывающей страх перед рядом вещей на почве детских страхов, — стал последним, в котором Альфред Хичкок задействовал созданный им стереотип . Постепенно режиссёр стал отказываться от предложения главных ролей обладательницам «хичкоковского» типажа — Типпи Хедрен стала последней актрисой, представшей перед зрителями хичкоковского фильма в образе «холодной блондинки» . Уже после смерти режиссёра актриса вспоминала, что Хичкок относился к ней собственнически, пытаясь контролировать её личную жизнь в той же степени, что и поведение на съёмочной площадке . Неожиданным для публики и критиков стал выбор режиссёра на роль Сары Шерман в фильме « Разорванный занавес » актрисы Джули Эндрюс , совершенно не подходившей под типаж характерной блондинки . Героини последующих, поздних фильмов Хичкока, таких как « Исступление » ( 1972 ) и « Семейный заговор » ( 1976 ), хотя и имели светлый цвет волос, «хичкоковскому» типажу не соответствовали .

Влияние

Образ «хичкоковской блондинки» примеряли на себя многие актрисы. Шэрон Стоун вспоминала, что, согласившись на главную роль в скандальном фильме « Основной инстинкт », она внимательно прочитала сценарий и сразу приобрела костюм в стиле Грейс Келли, «потому что поняла, что тут нужна хичкоковская блондинка» , а затем попросила парикмахера сделать ей причёску как у героини «Окна во двор» .

Современный британский драматург (англ.) написал пьесу «Хичкоковская блондинка», посвящённую расхожему мифу о навязчивом влечении Хичкока к белокурым актрисам. Спектакли по пьесе с успехом проходят, в частности, в миннеаполисском театре «Jungle Theater» .

В 2016 году британская группа (англ.) выпустила альбом «Devilment II: The Mephisto Waltzes», в трек-лист которого вошла, среди прочих, песня «Hitchcock Blonde». На песню был снят клип, выдержанный в стиле классических фильмов Хичкока.

Актрисы, воплотившие образ

См. также

  • (англ.)

Примечания

  1. , p. 216.
  2. , с. 142.
  3. , p. 364.
  4. Quandt, James. (англ.) . tiff.net. Дата обращения: 13 июля 2012. Архивировано из 7 февраля 2012 года.
  5. , p. 12.
  6. , p. 65—66.
  7. , p. 186.
  8. , p. 97.
  9. Аронсон, Олег . // Русский журнал . — 2007-02-02.
  10. Evans, Everett. (англ.) // Houston Chronicle : newspaper. — 2006. 28 января 2012 года.
  11. , p. 126.
  12. , p. 9.
  13. , p. 552.
  14. Душенко, Константин. . — М. : Эксмо , 2005. — С. 268. — 480 с. — ISBN 5-699-12045-9 .
  15. Brunsdale, Mitzi M. . — ABC-CLIO, 2010. — P. 428—429. — 700 p. — ISBN 978-0-313-34530-2 .
  16. , p. 50—51.
  17. , p. 186—187.
  18. , с. 16.
  19. , с. 26.
  20. , с. 208.
  21. , с. 141.
  22. , p. 187.
  23. , p. 14.
  24. , с. 282—283.
  25. , p. 234.
  26. , p. 188.
  27. , p. 189.
  28. , с. 162.
  29. , p. 11—12.
  30. , с. 183.
  31. , p. 128.
  32. , p. 195.
  33. Norden, Martin F. . — (англ.) , 2007. — P. 59. — 244 p. — ISBN 978-90-420-2324-6 .
  34. , с. 285.
  35. , p. 15.
  36. , с. 23.
  37. Thornton, Michael. (англ.) // Daily Mail : newspaper. — 2012-03-22. 19 июля 2012 года.
  38. , p. 66.
  39. , p. 339.
  40. McElhaney, Joe. . — SUNY Press , 2006. — P. 207—208. — 255 p. — ISBN 978-0-7914-6887-6 .
  41. , с. 447.
  42. Behm, Jon. (англ.) // (англ.) . — 2009-02-02. 21 мая 2010 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Хичкоковская блондинка