Interested Article - Изолятор далеков
- 2020-06-16
- 1
« Изолятор далеков » ( англ. Asylum of the Daleks ) — первая серия седьмого сезона британского научно-фантастического телесериала « Доктор Кто ». Премьера эпизода состоялась 1 сентября 2012 года на канале BBC One . Сценарий к эпизоду написал главный сценарист и исполнительный продюсер, Стивен Моффат , режиссёром стал .
Доктор ( Мэтт Смит ), Повелитель Времени с Галлифрея, путешествует в пространстве и времени при помощи ТАРДИС и в сопровождении своих спутников, Эми ( Карен Гиллан ) и Рори ( Артур Дарвилл ). На этот раз они снова встречаются со старыми врагами — далеками — ещё более безумными, чем раньше, а также с таинственной девушкой по имени Освин Освальд ( Дженна-Луиза Коулман ).
В «Изоляторе далеков» представлено подавляющее большинство самых различных вариаций далеков , появившихся за 50-летнюю историю существования сериала. Это было сделано с целью возвратить далекам статус одних из самых страшных инопланетных существ вселенной «Доктора Кто». Также это стало дебютом Дженны Коулман в рамках проекта, в следующий раз она появилась в рождественском спецвыпуске 2012 года « Снеговики » уже в роли нового спутника Доктора. Её имя и внешность хранились в тайне вплоть до выхода эпизода, так на тот момент уже было объявлено, что у Доктора вскоре появится новый спутник. Эпизод посмотрело 8,33 миллионов британцев, не считая тех, которые посмотрели эпизод онлайн на сайте . «Изолятор далеков» получил преимущественно положительные отзывы, однако многие критики подвергли сомнению причины, из-за которых Эми и Рори могли разойтись.
Предыстория
Доктор — путешественник в пространстве и времени. Выглядит как человек, но относится к расе Повелителей Времени с планеты Галлифрей . Представители его расы обладают способностью регенерировать (перерождаться) по мере попадания в смертельные ситуации, в результате чего у них полностью меняется внешность и частично — характер. Доктор — последний Повелитель Времени. Лишённый своего дома, он спасает другие миры, в том числе и человечество .
В качестве способа передвижения Доктор использует ТАРДИС ( англ. TARDIS — T ime A nd R elative D imension(s) I n S pace) — живую машину времени (и одновременно космический корабль ), выглядящую как английская синяя полицейская будка 1960-х годов, но вмещающую в себя гораздо больше, чем кажется («она больше внутри, чем снаружи») . В качестве подручного инструмента для осуществления мелких операций с предметами (запирание-отпирание замков, починка приборов, сканирование чего-либо и т. п.) Доктор использует звуковую отвёртку . Кроме того, он обладает нечеловеческим интеллектом .
Далеки ( англ. the Daleks ) — главные враги Доктора и, по утверждению его самого, «самая сильная раса во Вселенной после Повелителей Времени» . Родом с планеты Скаро, почти все далеки ныне уничтожены или заперты во временной ловушке вместе с Войной времени на Галлифрее, однако некоторым удалось сбежать и предпринять несколько попыток возродить расу. Отличаются отсутствием эмоций и единственной целью — «уничтожить всё, что не является далеком» .
Начиная с пятого сезона телесериала (2010) Доктор, вернее, его одиннадцатая инкарнация , путешествует со своей новой спутницей по имени Амелия Понд , появившейся в открывающей пятый сезон серии « Одиннадцатый час » . Также с ними путешествует (в пятом сезоне время от времени, начиная с шестого — постоянно) жених (а впоследствии муж) Эми, Рори Уильямс , который стал одним из немногих спутников мужского пола .
Сюжет
Приквел
1 сентября 2012 года на iTunes появился приквел к «Изолятору далеков», на следующий день приквел стал доступен на сервисах Amazon Video и Zune . По сюжету посыльный сообщает Доктору, что его разыскивает женщина по имени Дарла фон Карлсен, которой нужна помощь в поисках дочери. После посыльный даёт пространственно-временные координаты планеты Скаро, родного мира далеков.
Кроме того, ещё до приквела постепенно вышли пять мини-эпизодов под общим названием « Жизнь Пондов », события которых также предшествуют событиям «Изолятора далеков» . В пятой части видно, как Рори уходит от Эми в бешенстве, что косвенно намекает на их развод .
Синопсис
Спустя некоторое время после того, как Доктор залёг на дно после событий « Свадьбы Ривер Сонг », его обманом заманивает на Скаро , родную планету далеков, девушка, оказавшаяся далеком в обличье человека. Его, а также Эми и Рори, которые из-за проблем в отношениях решили развестись, доставляют в Парламент далеков. Премьер-министр далеков объясняет Доктору, что существует планета под названием Изолятор, где их раса держит своих самых опасных и безумных сородичей, отказываясь убивать их только из-за их способности ненавидеть, которую далеки обожествляют. Во время беседы в зале включается композиция из оперы « Кармен », так как девушка по имени Освин Освальд взломала системы корабля. Она находится внизу, на планете, с тех пор, как год назад там разбился её корабль, «Аляска». Из-за этого в силовом поле, окружающем планету, образовался разрыв, что чревато побегом содержащихся там далеков. Теперь Парламент хочет уничтожить планету и просит Доктора и его спутников спуститься на неё и отключить поле, не позволяющее им начать атаку извне. Чтобы защитить их от трансформирования в человеческие копии далеков из-за нанополя, являющегося своего рода охранной системой планеты, они дают Доктору, Эми и Рори специальные браслеты и при помощи луча-телепортатора отправляют к месту назначения.
Очнувшиеся на поверхности, Доктор и Эми встречают Харви, ещё одного выжившего с корабля «Аляска», который в действительности оказывается копией далека. Он и его погибшие напарники, также трансформированные нанополем, нападают на Повелителя Времени и его спутницу, стаскивая с последней защитный браслет. Между тем Рори просыпается внутри Изолятора, куда он угодил через лаз в земле, и едва не погибает под выстрелами проснувшихся далеков, но спасается благодаря Освин, которая имеет доступ к компьютерам и проводит его по туннелям при помощи голосовой связи. Тем же способом девушка помогает Доктору и Эми добраться до Рори. Из-за отсутствия браслета Эми становится уязвима для нанополя и начинает подвергаться преобразованию. Она постепенно теряет память, и у неё возникают галлюцинации.
Доктор понимает, что, как только он отключит поле, далеки уничтожат планету вместе со всеми, кто на ней. Однако они обнаруживают, что комната, в которую привела их Освин — телепорт, позволяющий телепортироваться на корабль далеков, как только поле будет отключено. Освальд соглашается помочь им взамен на своё спасение. Доктор уходит искать корабль «Аляска», а Рори уговаривает Эми надеть его нанобраслет, чтобы замедлить преобразование. Они обсуждают развод: Рори признаётся, что всё ещё любит её, а Эми рассказывает истинные причины расставания — из-за событий серии « Хороший человек идёт на войну » и случившегося в Прибежище демонов Эми больше не может иметь детей, которых Рори так хотел. Выяснив отношения, они замечают, что Доктор незаметно надел на руку Эми свой браслет.
Доктор пробирается к Освин через группу особо безумных далеков — всех тех, с кем он встречался за всю историю борьбы с представителями этой расы — и далеки нападают на него. Однако Освин перепрограммирует их общие телепатические знания и удаляет воспоминания о Докторе. В результате Повелитель Времени благополучно добирается до комнаты, откуда он должен забрать свою помощницу, но с ужасом обнаруживает, что она была полностью преобразована в далека. Без защиты от наногенов за год она не смогла противостоять им, а далеки решили использовать её гениальный интеллект, внедрив в её разум иллюзию выживания. Доктор рассказывает девушке правду, и та, всё ещё сохранив остатки человеческого мышления, помогает ему сбежать вместе с Эми и Рори.
Доктор телепортируется обратно в ТАРДИС, а планета уничтожается. Выйдя попрощаться, он понимает, что не только заключённые Изолятора, но и все далеки забыли о том, кто он, и теперь они хором задают ему один и тот же вопрос: «Доктор кто?» Доктор отвозит Эми и Рори домой и, вернувшись в ТАРДИС, с восторгом повторяет вопрос, заданный ему далеками.
Связь с другими сериями
- Освин в конце говорит Доктору «Беги, умник, и помни». Также эта фраза звучит в рождественской серии « Снеговики » (Клара говорит её Доктору перед своей смертью). В серии « Колокола Святого Иоанна » у Клары возникают проблемы с интернетом и она звонит в техподдержку, но вместо этого дозванивается Доктору в ТАРДИС. Повелитель Времени объясняет ей что делать и просит ввести нужный пароль для соединения (пароль в английской версии выглядел как rycbar123). Чтобы его запомнить, девушка придумала фразу «Run you, clever boy and remember», что переводится как «Беги, умник, и помни».
- Самые безумные далеки — это, по сути, те самые, с которыми Доктор встречался на планетах Спиридон (« Планета далеков »), Кембел (« Генеральный план далеков »), Экссилон (« Смерть далекам »), Аридиус (« Погоня ») и Вулкан (« Энергия далеков ») . Не считая их, в серии также имеется камео далека с особым вооружением из серии «Поминовение далеков».
- В своей речи Дарла упоминает тот факт, что Повелитель Времени подделал свою смерть (события эпизодов « Невозможный астронавт » и « Свадьба Ривер Сонг »).
- Концепция существования наногенов и нанополя была основной темой в двухчастной истории о приключениях Девятого Доктора « Пустой ребёнок »/« Доктор танцует », сценаристом которой также является Стивен Моффат .
- Также в одной из сцен в Парламенте далеков Доктор упоминает, что одним из его прозвищ является «Надвигающийся Шторм» — в последний раз это прозвище звучало в эпизоде « Пути расходятся » .
- Вопрос, который далеки хором задают в конце эпизода («Доктор кто?»), не только является отсылкой к названию шоу, но и считается, по словам Дориума из «Свадьбы Ривер Сонг», «самым древним вопросом во Вселенной, ответ на который никогда не должен быть найден» .
Производство
В 2011 году исполнительный продюсер сериала Стивен Моффат объявил, что намерен «дать передышку» далекам . Официальной причиной этого стал тот факт, что слишком частое появление этих инопланетян в возрождённом сериале сделало их «врагами Доктора с наибольшими шансами потерпеть неудачу» . Моффат признался, что их раньше помнили и боялись, но, превратившись в символы Великобритании, они стали «приятными» и об их угрозе, как правило, забывают ; в связи с этим Моффат и написал сценарий «Изолятора далеков», в котором должна была возродиться былая слава главных врагов Доктора . По его мнению, лучший способ сделать этот инопланетный вид вновь страшным и угрожающим — показать его представителей ещё более безумными, чем зрители их привыкли видеть . Исполнительный продюсер седьмого сезона Кэролайн Скиннер сказала: «Если вы думаете, что знаете о далеках всё, подумайте ещё раз» , а актриса Карен Гиллан призналась, что до съёмок этого эпизода далеки её совершенно не пугали . Также серия является первой историей о далеках, авторство которой принадлежит Моффату — сценарист «просто не мог устоять» перед искушением .
В марте 2012 года было объявлено, что актриса Дженна-Луиза Коулман заменит Карен Гиллан и Артура Дарвилла в роли спутника, которого первоначально представят в рождественском спецвыпуске «Снеговики» . Однако Стивен Моффат пошёл дальше: он решил ввести в сценарий «Изолятора далеков» нового персонажа, которого должна сыграть Коулман ; первоначально это не входило в планы создателей, а сама актриса весь период съёмок была уверена, что проходит дополнительное прослушивание, чтобы создатели определили, какой персонаж ей больше подойдёт . До выхода «Изолятора далеков» Моффат предпочёл хранить внешность нового спутника в тайне и впоследствии поблагодарил прессу и фанатов за терпеливое ожидание . Сцены с участием Коулман снимались в закрытом помещении на фоне зелёного экрана , съёмки этих сцен длились шесть дней . Создатели не раскрывали информацию относительно того, был ли персонаж Освин Освальд каким-либо образом связан с новым спутником Доктора , но с выходом «Снеговиков» стало ясно, что связь всё же есть . Коулман играла каждую версию своего персонажа «с надеждой, что клубок рано или поздно будет распутан» .
Режиссёрское кресло на съёмках эпизода занял , который ранее уже работал над сериями « Девочка, которая ждала », « Комплекс Бога », а также вновь вернётся в шоу в качестве режиссёра пятого эпизода . В эпизоде собрано большое количество различных моделей далеков , с которыми Доктор встречался за всю историю существования шоу, включая далека со специальным вооружением из эпизода « Поминовение далеков », вышедшего в 1988 году . Согласно статье в The Daily Telegraph , производственная команда определила местонахождение копии каждой модели далека и, собрав вместе, отправила их в Кардифф . Среди этих копий был далек, принадлежащий Расселлу Ти Дейвису , передавшему в 2010 году пост главного сценариста и исполнительного продюсера Стивену Моффату . Кэролайн Скиннер лично знала Дейвиса и попросила бывшего шоураннера предоставить свою копию далека для предстоящих съёмок. По её словам, Дейвис «был взволнован» из-за того, что его версия далека станет частью канона . Общее количество всех моделей, появившихся с 1963 по 2010 годы, достигло 25; Скиннер дала комментарий по поводу ситуации: «Было что-то магическое и осмысленное в том, что они существуют» . Первоначально Моффата беспокоило то, как всё это будет смотреться вместе, но то, что он увидел, его только обрадовало; по его словам, всё разнообразие моделей далеков сделало их похожими на полноценный инопланетный вид, а не обычный набор идентичных роботов . Много чего было восстановлено практически с нуля . Сцены на заснеженной поверхности Изолятора были сняты в Испании , где в это время проходили съёмки эпизода « Город под названием Милосердие » . Кроме того, создатели включили в число музыкальных композиций для «Изолятора далеков» отрывок из арии «Хабанера» , известной по опере « Кармен » Жоржа Бизе . Логотип сериала в начальных титрах, в соответствии с «блокбастерными темами» серий первой половины седьмого сезона , был стилизован под текстуру далека .
Показ
Изначально старт сезона был запланировал на конец 2011 года , но затем премьеру было решено перенести на лето-осень 2012 года . Предварительный показ серии состоялся 14 августа 2012 года в , где также прошла встреча с главными актёрами и продюсерами сериала . 24 — 25 августа 2012 года серия была показана на Эдинбургском международном телевизионном фестивале MediaGuardian , а впоследствии прошли показы в Нью-Йорке и Торонто . Телевизионная премьера, после переноса на конец августа 2012 года , в итоге состоялась 1 сентября 2012 года на каналах BBC One , BBC America и . На следующий день был открыт доступ для просмотра на потоковом сервисе . 8 сентября 2012 года состоялась премьера эпизода на австралийском канале , 13 сентября 2012 года — на канале в Новой Зеландии .
Согласно вечерним рейтингам эпизод в общей сложности посмотрело 6,4 миллионов британцев, что создатели посчитали довольно низким показателем для премьерной серии сезона возрождённого сериала; однако вскоре была получена информация, что большинство зрителей «Доктора Кто» обычно не смотрят сериал в прямом эфире, в результате чего было решено пересмотреть показатели . После подсчёта общего рейтинга просмотров «Изолятора далеков» количество посмотревших только в Великобритании выросло до 8,33 миллионов человек и серия стала третьей по популярности премьерой BBC One среди всех показов недели . Также стало известно, что количество онлайн-просмотров на сайте достигло 2,2 миллиона , сделав «Изолятор далеков» самой просматриваемой премьерой как дня, так и месяца . составил 89 баллов из 100, что является самым высоким показателем среди премьер сезонов «Доктора Кто» .
Рейтинги в других странах были не менее высокими. Премьеру в США посмотрело 1,555 миллиона американцев — наивысший показатель в истории BBC America. В возрастной категории от 18 до 49 рейтинг эпизода составил 0,6 . Также эпизод побил все рекорды по просмотрам на сервисе ABC iview (75 000 просмотров) и стал вторым по популярности на канадском канале Space (собрав у телеэкрана 620 000 зрителей) и новозеландском канале Prime TV (171 690 зрителей) .
Критика и отзывы
«Изолятор далеков» был встречен критиками положительно. Дэн Мартин из The Guardian похвалил написанный Моффатом «оригинальный сценарий, наполненный первоклассными финтами и сочными диалогами», а также режиссуру Ника Харрана. Также критик отметил, что «в премьерном эпизоде произошло больше, чем в иных двухчастных историях — как в плане количества событий, так и в плане их глубины». Им также было положительно принято то, что многое в Изоляторе отсылает зрителя к классическому сериалу . Гэвин Фуллер, рецензент The Daily Telegraph , оценил серию в четыре звезды из пяти возможных, описав её как «уверенное начало» и особенно затронув в своём обзоре факт существования Изолятора и его дизайн. Особой похвалы от него удостоилась актёрская игра Коулман, которую он назвал «звездой эпизода» . Его коллега, Макс Хоган, также похвалил игру актрисы, а также многие из особенностей оригинального сценария, поставив «Изолятору далеков» более высокую оценку — четыре с половиной звезды .
Ниэла Дебнат из The Independent положительно оценила далеков и «более взрослый тон повествования», а также похвалила актёрскую игру Смита, Гиллан и Дарвилла . Патрик Малкерн, пишущий для Radio Times , отметил, что эпизод «собрал всех фанатов „Доктора Кто“ за последние лет 40», и описал серию как «умную, стремительную, забавную, жуткую, удивительную и слезоточивую» историю . Ник Сечфилд, критик из журнала SFX , дал «Изолятору далеков» максимально высокую оценку (пять звёзд), назвав эпизод «сильным, склонным к кинематографичности началом сезона», которое преуспело в том, чтобы вновь сделать далеков пугающими. Его похвалы также удостоились дебют Коулман, актёрская игра Смита, качество спецэффектов и эмоциональный подтекст в отношениях Эми и Рори . Рецензент , Чарли Джейн Андерс , назвала серию «обычным поводом изучить длительные отношения Доктора с далеками и показать их несостоятельность» . И Андерс, и Малкерн отметили, что восхищение Освин яйцами, необходимыми для приготовления суфле , в действительности может являться ментальным блоком для «инстинкта уничтожения»: критики привели игру слов — англ. exterminate («уничтожить») и англ. eggs-terminate («кончаются-яйца»); данная игра слов встречается повсюду в виде тонких намёков, в том числе в сцене, где Рори наталкивается на неисправного далека, повторяющего «уни…» ( англ. "ex..." ), что для Рори звучит как «яйца» ( англ. eggs ) .
Морган Джеффри из Digital Spy также поставил «Изолятору далеков» максимальную оценку, хотя у него были сомнения насчёт того, что на развод Эми и Рори «можно купиться», так как по его мнению всё произошло слишком быстро, даже учитывая, что ситуация «продиктована эмоциями» и «умело представлена» . Кит Фиппс, рецензент The A.V. Club , поставил эпизоду оценку B+, также признавшись, что у него были все основания для «придирок» к семейным проблемам Пондов, поскольку развод ничего не предвещало, но в то же время, как критик считает, серия «даёт великолепный старт сезону и оставляет ощущение, что что-то могло произойти» . Мэтт Ризли, пишущий для IGN , поставил эпизоду 8,5 из 10, отметив «единственный недостаток»: по его мнению, «Изолятор далеков» «в меньшей степени рассказывал о далеках, чем о приключениях, в которых они просто встретились» . Марин Райан из The Huffington Post , назвала эпизод «разрушительным началом сезона», оправдавшим далеков из эпизода « Победа далеков ». Несмотря на то что она похвалила эмоциональную сцену, в которой Эми и Рори обсуждают свой развод, она посчитала, что они не похожи на пару, готовую разбежаться из-за бесплодия .
В 2013 году эпизод был номинирован на премию «Хьюго» за лучшую постановку (малая форма) вместе с эпизодом «Ангелы захватывают Манхэттен» и спецвыпуском «Снеговики» .
Примечания
- ↑ . BBC. Дата обращения: 24 августа 2012. 7 октября 2012 года.
- . BBC (14 августа 2012). Дата обращения: 14 августа 2012. 15 августа 2012 года.
- ↑ . Radio Times (22 августа 2012). Дата обращения: 22 августа 2012. 8 декабря 2015 года.
- . ТелеНеделя (14 августа 2014). Дата обращения: 14 марта 2017. 15 марта 2017 года.
- . Спутники. Клара Освин Освальд (Дженна-Луиз Коулман) . Furfur (15 сентября 2014). Дата обращения: 14 марта 2017. 15 марта 2017 года.
- ↑ Sperling, Daniel . Digital Spy (25 июня 2012). Дата обращения: 6 августа 2012. 3 октября 2012 года.
- ↑ . BBC (25 июня 2012). Дата обращения: 26 июня 2012. 10 августа 2012 года.
- ↑ (англ.) . BBC. Дата обращения: 4 мая 2012. 30 июня 2012 года.
- (англ.) . BBC. Дата обращения: 4 мая 2012. 30 июня 2012 года.
- , p. 28.
- (англ.) . BBC. Дата обращения: 4 мая 2012. 27 сентября 2012 года.
- , pp. 277—284.
- , pp. 91—92.
- . Amazon. Дата обращения: 3 сентября 2012. 4 марта 2016 года.
- . Zune . Дата обращения: 4 мая 2013. 22 марта 2013 года.
- . iTunes . Дата обращения: 3 сентября 2012. 22 ноября 2018 года.
- BBC (22 августа 2012). Дата обращения: 3 сентября 2012. 29 октября 2012 года.
- (Video). BBC (22 августа 2012). Дата обращения: 3 сентября 2012. 8 мая 2015 года.
- (Video). BBC (31 августа 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 25 ноября 2015 года.
- ↑ . BBC. Дата обращения: 5 сентября 2012. 28 февраля 2014 года.
- ↑ Setfield, Nick . SFX (1 сентября 2012). Дата обращения: 26 февраля 2017. Архивировано из 3 сентября 2012 года.
- ↑ Martin, Dan . The Guardian (1 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 3 сентября 2012 года.
- . BBC. Дата обращения: 3 сентября 2012. 20 июля 2012 года.
- ↑ Ryan, Maureen . The Huffington Post (31 августа 2012). Дата обращения: 3 сентября 2012. 9 декабря 2013 года.
- ↑ . BBC News (31 мая 2011). Дата обращения: 5 августа 2012. 23 декабря 2011 года.
- ↑ (Video). BBC (29 августа 2012). Дата обращения: 31 августа 2012. 4 декабря 2016 года.
- . BBC (15 августа 2012). Дата обращения: 15 августа 2012. 23 августа 2012 года.
- Singh, Anita (2 августа 2012). . Daily Telegraph . из оригинала 6 августа 2012 . Дата обращения: 6 августа 2012 .
- (Video). BBC (30 августа 2012). Дата обращения: 31 августа 2012. 4 декабря 2016 года.
- Moffat, Steven . Radio Times (28 августа 2012). Дата обращения: 31 августа 2012. 8 декабря 2015 года.
- . BBC News. 21 March 2012. из оригинала 21 марта 2012 . Дата обращения: 25 июня 2012 .
- (Video). (1 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 7 сентября 2012 года.
- ↑ Collis, Clark . Entertainment Weekly (28 ноября 2012). Дата обращения: 29 ноября 2012. 30 апреля 2013 года.
- (Video). BBC (1 декабря 2012). Дата обращения: 1 декабря 2012. 30 апреля 2013 года.
- Martinovic, Paul . Digital Spy (1 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 3 июля 2015 года.
- ↑ Debnath, Neela . The Independent (1 сентября 2012). Дата обращения: 26 февраля 2017. Архивировано из 3 сентября 2012 года.
- Gee, Catherine The Daily Telegraph (1 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 10 декабря 2015 года.
- Mulkern, Patrick . Radio Times (25 декабря 2012). Дата обращения: 23 марта 2013. 8 декабря 2015 года.
- Setchfield, Nick . SFX (25 декабря 2012). Дата обращения: 23 марта 2013. 28 декабря 2012 года.
- Jeffery, Morgan . Digital Spy (28 марта 2013). Дата обращения: 31 марта 2013. 30 апреля 2013 года.
- Martin, Dan . The Guardian (3 октября 2013). Дата обращения: 10 октября 2013. 22 ноября 2018 года.
- Hogan, Michael . The Daily Telegraph (14 августа 2012). Дата обращения: 14 августа 2012. 9 декабря 2015 года.
- Brown, David . Radio Times (24 августа 2012). Дата обращения: 26 августа 2012. 8 декабря 2015 года.
- Setchfield, Nick . SFX (22 августа 2012). Дата обращения: 26 августа 2012. 26 августа 2012 года.
- (Video). BBC (1 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 28 июля 2018 года.
- McAlpine, Fraser . BBC America (3 сентября 2012). Дата обращения: 4 сентября 2012. 5 сентября 2012 года.
- Mulkern, Patrick . Radio Times (15 августа 2012). Дата обращения: 15 августа 2012. 22 ноября 2015 года.
- Brendon Connelly. . Bleeding Cool (22 сентября 2011). Дата обращения: 6 августа 2012. 3 октября 2012 года.
- Millar, Paul . Digital Spy (25 ноября 2011). Дата обращения: 6 августа 2012. 3 октября 2012 года.
- Golder, Dave . SFX (9 мая 2012). Дата обращения: 10 мая 2012. 3 октября 2012 года.
- Wicks, Kevin . BBC America (25 августа 2012). Дата обращения: 25 августа 2012. 8 декабря 2015 года.
- . Bell Media (23 августа 2012). Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано из 15 января 2013 года.
- Bell, Amy . Digital Spy (14 июля 2012). Дата обращения: 6 августа 2012. 3 октября 2012 года.
- . BBC America . Дата обращения: 25 августа 2012. 2 июня 2015 года.
- (22 августа 2012). Дата обращения: 25 августа 2012. 27 августа 2012 года.
- . Australian Broadcasting Corporation (28 августа 2012). Дата обращения: 29 августа 2012. 31 августа 2012 года.
- . Australian Broadcasting Corporation (22 августа 2012). Дата обращения: 25 августа 2012. 13 января 2014 года.
- . Prime TV (28 августа 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 19 декабря 2015 года.
- . Prime TV (28 августа 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 10 декабря 2012 года.
- ↑ Golder, Dave . SFX (2 сентября 2012). Дата обращения: 26 Febryary 2017. Архивировано из 6 сентября 2012 года.
- . Broadcaster's Audience Research Board. Дата обращения: 24 июня 2012. 28 июня 2011 года.
- Golder, Dave . SFX (8 октября 2012). Дата обращения: 26 февраля 2017. Архивировано из 8 октября 2012 года.
- . (3 сентября 2012). Дата обращения: 3 сентября 2012. 5 сентября 2012 года.
- Bibel, Sara . TV by the Numbers (5 сентября 2012). Дата обращения: 5 сентября 2012. Архивировано из 24 февраля 2021 года.
- Eames, Tom . Digital Spy (6 сентября 2012). Дата обращения: 6 сентября 2012. 24 сентября 2015 года.
- Foster, Chuck . (14 сентября 2012). Дата обращения: 14 сентября 2012. 17 сентября 2012 года.
- Fuller, Gavin . The Daily Telegraph (1 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 9 декабря 2015 года.
- Hogan, Michael . The Daily Telegraph (2 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 8 декабря 2015 года.
- ↑ Mulkern, Patrick . Radio Times (1 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 8 декабря 2015 года.
- ↑ Anders, Charlie Jane . (1 сентября 2012). Дата обращения: 3 сентября 2012. 2 декабря 2015 года.
- Jeffery, Morgan . Digital Spy (1 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 6 сентября 2012 года.
- Phipps, Keith . The A.V. Club (1 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 5 ноября 2013 года.
- Risley, Matt . IGN (1 сентября 2012). Дата обращения: 2 сентября 2012. 11 декабря 2015 года.
- Rigby, Sam . Digital Spy (30 марта 2013). Дата обращения: 31 марта 2013. 23 июня 2015 года.
Литература
- Graeme Burk, Robert Smith. . — Toronto: ECW Press, 2013. — P. 379—383. — 420 p. — ISBN 978-1-77090-475-0 .
- Graeme Burk, Robert Smith. . — Toronto: ECW Press, 2012. — 421 p. — ISBN 978-1-55022-984-4 .
- Gillian I. Leitch, Sherry Ginn. . — Jefferson, North Carolina: McFarland, 2016. — 180 p. — ISBN 978-0-78649-525-2 .
Ссылки
- (англ.) на
- (англ.) на
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
Эта статья входит в число
хороших статей
русскоязычного раздела Википедии.
|
- 2020-06-16
- 1