Interested Article - Гигаку
- 2020-06-08
- 2
Гигаку ( яп. 伎楽 ) — театральное представление , просуществовавшее в Японии в VII—XV веках. Под эгидой принца-регента Сётоку , решившего использовать гигаку для распространения в стране буддизма , это искусство вошло в дворцовый обиход и стало частью буддийских ритуалов. Представление состояло из трёх частей: процессии выхода исполнителей; музыкальных номеров, пантомим , танцев; процессии ухода.
Название
В VI веке с распространением буддизма искусство первоначально получило название «гогаку» («музыка Го» ), позднее стало именоваться «гигаку» . Слово «гигаку» является переводом с санскрита на китайский язык слова «музыка» ( IAST vadya): в буддийских текстах это слово обозначало музыку, подносимую божествам . В Китае понятие записывалось иероглифами, читаемыми как «цзиюэ» (яп. «гигаку»), что могло означать «искусная музыка», «искусный ритуал», «искусный театр» . По мнению исследователя К. Сигэтоси, название «гигаку» представлению дал принц-регент Сётоку , взявший это слово из почитаемой им сутры « Саддхарма пундарика » в китайском переводе .
Происхождение спектакля гигаку
Существует несколько гипотез о происхождении гигаку . По одной из версий, это искусство китайского происхождения, поскольку в ранних источниках оно фигурировало под названием курэ-но гаку либо курэ-но утаман , то есть «музыка страны Курэ », юго-восточной части Китая . По другой версии, гигаку родом из Центральной Азии : согласно обнаруженным свидетельствам паломников периода династии Тан , спектакли шли в государстве Куча , а музыкальное сопровождение представлений вобрало в себя как местную (царства Куча) музыку, так и силянскую . В то же время некоторые из использовавшихся в гигаку масок имеют индийское и позднеримское происхождение; техника резьбы в отдельных случаях близка скифской . По ещё одной версии, гигаку пришёл в Японию из Кореи, масочные представления в которой имеют схожие с гигаку черты . Обстоятельства возникновения гигаку могут быть связаны и с функционированием Великого шёлкового пути . Самое большое число свидетельств о данном искусстве сохранилось в Японии .
История гигаку
На фоне распространения буддизма гигаку пришло в Японию с материка . Согласно исторической хронике « Нихон сёки » в [612 год]у в страну прибыл кореец Мимаси, научившийся искусству гигаку в Южном Китае . После того как он показал представление при дворе, принц Сётоку (574—622) решил использовать гигаку в целях пропаганды буддизма; Мимаси была вверена группа юношей, которых предстояло обучить гигаку .
В VII—VIII веках гигаку стало постоянной частью буддийских праздников и пользовалось популярностью при дворе как развлечение . Спектакль исполнялся при посвящении в сан и освящении новых храмов и монастырей, некоторые из которых содержали собственных актёров гигаку; в школах гакко при буддийских монастырях воспитанники были обязаны овладеть этим искусством. Строительство храмов способствовало распространению искусства гигаку на всю территорию страны . Исполнявшие гигаку артисты относились к социальной группе бэмин , куда помимо них также входили ремесленники, придворная обслуга, другие люди искусств. Выступавшие при дворе артисты получали жалование и освобождались от налогового бремени .
Спектакли гигаку при императорском дворе давались примерно до начала IX века , когда в качестве официального развлечения их сменили представления бугаку . С конца периода Хэйан (794—1185) школы буддизма при монастырях были ликвидированы, и с XI века интерес к данному искусству в столице ( Киото ) угас. С XII века словом «гигаку» стала обозначаться любая процессия, при которой люди в масках в сопровождении молитвословий обходили статую Будды . К XIV веку такие действия совершались лишь в отдалённых от столицы буддийских храмах ; в XV веке гигаку исчез .
В XXI веке под началом актёра театра кёгэн Номуры Маннодзё в Японии стали устраиваться сингигаку (букв. «новые гигаку»), представляющие собой реконструкции спектаклей прошлого . Первое такое представление прошло в октябре 2001 года . Хотя подлинное искусство гигаку утрачено, его элементы сохранились: некоторые танцы и маски, видоизменившись, перешли в бугаку, некоторые модифицированные маски используются в буддийских представлениях , а музыкальные инструменты, использовавшиеся в гигаку, также использовались и в дэнгаку .
Маски и костюмы гигаку
В отличие от масок некоторых народных и храмовых праздников в Азии, изготавливающихся самими исполнителями из подручных материалов на одно представление , т. н. гигаку-мэн — маски гигаку — были созданы профессиональными резчиками . Одни маски изготовлены из ценных пород дерева (таких как павловния ), другие — из ткани и лака . По предположению Н. А. Иофан, при их создании японские мастера «опирались на уже сложившуюся к тому времени традицию изготовления масок кагура и видоизменяли „театральный типаж“, заимствованный с материка, сообразно привычным для себя формам»; «вид этих масок на открытой сцене, освещаемой ярким солнцем, должен был вызывать у зрителей впечатление фантастического зрелища» .
Единственное сохранившееся подробное описание спектакля гигаку содержится в сочинении «Кёкунсё» (букв. «Книга наставлений»), созданном в 1232—1233 годах придворным музыкантом и очевидцем представления Комой Такадзанэ (1172—1242) . Согласно ему, в спектакле участвовало 14 персонажей, их имена также обозначали и названия масок, которые они носят: Барамон, Гоко, Годзё, Карура, Конго, Конрон, Рикиси, Сиси, Сисико, Суйкодзю, Суйкоо, Тайкодзи, Тайкофу и Тидо . На некоторых из сохранившихся масок имеются пометки, указывающие дату изготовления. Как сообщал Николай Конрад в своей работе «О литературном „посреднике“», наиболее старая из датированных масок была создана в 752 году; среди недатированных могут быть ещё более древние .
-
Маска тидо
-
Маска гоко
-
Маска сисико
-
Маска суйкодзю
Из числа всех театральных масок Японии маски гигаку являются самыми большими, некоторые из них достигают размера более полуметра : маска закрывает лицо исполнителя таким образом, что передняя часть головы актёра оказывается под ней. Некоторые из масок представляют собой наголовники, а другие подобны полушлему. Маски всегда носились вместе со специальным многоэлементным и многоцветным костюмом с преобладанием в нём китайских и корейских элементов. В то же время в ритуальных костюмах служителей синтоистских храмов основным был белый цвет .
Самые ранние образцы масок гигаку находятся в сокровищнице храма Хорюдзи ; в галерее Хорюдзи хомоцукан в Токийском национальном музее они раз в квартал (кроме зимы) выставляются на один месяц. Крупнейшее собрание масок принадлежит сокровищнице Сёсоин . Всего в мире сохранилось около 240 масок гигаку .
Спектакль гигаку
Согласно «Кёкунсё», вступительная часть гигаку протекала в форме процессии: актёры в масках и музыканты без них направлялись от ворот храма во внутреннюю территорию к площадке либо подмосткам, где и происходило основное действие. Вторая часть включала в себя несколько танцевальных масочных пантомим , танцев, музыкальных номеров. В заключительной, третьей, части процессия возвращалась к месту, откуда первоначально начиналось шествие. Число участников одного представления в гигаку могло достигать 40 человек и более .
Ход спектакля
Процессию выхода начинал персонаж Тидо, нёсший алебарду и одетый в парчовый костюм, на его лицо была надета маска тидо с очень длинным носом. Задача Тидо заключалась в «очищении» места действия от демонов ; рядом с ним могли находиться двое помощников . За Тидо шли два актёра, игравшие льва Сиси , а также два актёра-мальчика, исполнявшие роли львят Сисико (букв. «дитя льва») . Следом шествовали два персонажа без масок под именем Хисасимоти, музыканты группой в двенадцать человек, ещё двое Хасасимоти и человек с копьём . Затем следовала ещё одна группа музыкантов, включавшая уже двадцать одного человека. Среди инструментов, использовавшихся ими, были китайская флейта с семью отверстиями, барабан коси цудзуми и цимбалы добёси . Возможно, что сама процессия сопровождалась музыкой .
Неизвестно каким образом процессия переходила в исполнение танцев-сценок. По предположению, музыканты и персонажи занимали места по краям площадки либо временной сцены, а зрители располагались на земле вокруг неё, и уже после этого начиналась вторая часть спектакля гигаку. Из четырнадцати персонажей, участвовавших в ней, Тайкодзи выступали в парном танце, а Суйкодзю — в групповом по 6—8 человек. Общее число актёров, принимавших участие в спектакле, составляло 21—23 .
В Японии считалось, что маска льва своей магией была способна изгонять демонов, и именно поэтому открывал спектакль всегда танец льва и львят: два актёра имитировали корпус животного с помощью полотна, в которое оба были обёрнуты; из-под полотна были видны их ноги в красных штанах и соломенных сандалиях. Маска льва представляла собой ярко-красную маску-наголовник с подвижными челюстями, красным языком и белыми зубами. Цвет львиной гривы был коричневым, зелёным либо красным. Танец львят исполняли дети; их красные маски имели улыбающийся рот, большие усы и нарисованные брови .
Вторым номером, по предположению исследователей, являлся сольный комический танец-пантомима, являвшийся пародией на поведение китайских принцев. Его исполнял персонаж по имени Курэгими (букв. «аристократ из Курэ» ) или Гоко (букв. «государь Го» ) . Мочки ушей на маске Гоко вытянуты, а губы растянуты в полуулыбке. Маска носилась с резной золотой короной. По ещё одной версии, персонаж комическим не был .
Третий номер представлял собой парный танец двух буддийских богов — Конго («алмаз») и Рикиси («силач»). Маски персонажей выражают ярость: на их лбах вздуты вены; отличие состоит в том, что у Конго рот полуоткрыт в небольшой улыбке, а у Рикиси рот при улыбке закрыт. В четвёртом номере исполнялся танец персонажа Карура (так на японском языке звучит имя индуистской птицы-божества Гаруды ). Поскольку Гаруда ела змей, то, по одной из версий, исполнитель роли Каруры танцем имитировал умерщвление и поедание змея. Существует два варианта маски Каруры: в первом случае её хохолок возвышается вертикально, клюв раскрыт, и в нём находится жемчужина, во втором случае хохолок имеет поникший вид, а клюв сомкнут. В обоих разновидностях маски у Каруры большие выпученные глаза со зрачками .
Пятым выступал персонаж по имени Барамон, изображавший представителя касты жрецов (брахманов) . Им исполнялся танец-пантомима «Стирка пелёнок», со временем ставший темой и других театральных представлений Японии — саругаку , кёгэна , кабуки . Маска персонажа изображает лицо старого брахмана с полузакрытыми глазами; мочки его ушей вытянуты, а во рту нет верхних зубов .
В отличие от предыдущих сценок, шестая имела более разработанный сюжет и разнохарактерных персонажей : грубый Конрон был влюблён в красавицу Годзё (букв. «девушка царского рода Го» ). Когда та пришла в храм на поклонение, Конрон попытался соблазнить девушку, но в этот момент появился силач Рикиси и пресёк домогательства . Силач танцевал с копьём, таким образом изображая поражение демона сладострастия. Маска Конрона имеет звериные черты: чёрный цвет лица, широкораскрытые глаза навыкате, его уши заострены, зубы торчат вперёд. Маска Годзё является единственной женской маской в гигаку; имеет белый цвет с красными щеками и губами .
Седьмой номер исполнялся вдовцом Тайкофу и сиротой Тайкодзи (также Тайкоко); иногда сирот было двое. Тайкофу в пантомимной манере молился у статуи Будды, а Тайкодзи пародировал его походку. Маска Тайкофу изображает доброе лицо с полуулыбкой, а маска Тайкодзи — одиночество ребёнка . В восьмом номере исполнялся танец «Пьяный король из земли западных варваров Суйкоо», осуждавший злоупотребление алкогольными напитками. Предположительно перед зрителями появлялся пьяный персидский принц вместе со свитой в масках Суйкодзю, передающих характерные гримасы пьяных людей. Маска Суйкоо, изображающая персидского короля в головном уборе, имеет длинный нос с высокой переносицей .
После восьмого номера спектакль заканчивался, исполнители группировались в процессию и покидали территорию храма .
Комментарии
- ↑ Го и Курэ — японские варианты названия китайского , расположенного по нижнему течению Янцзы к югу от реки .
- Си-Лян — одно из царств, существовавших в древнем Китае .
-
Цитата из «
Нихон сёки
» по русскоязычному изданию 1997 года:
«[612 г.]
…один человек по имени Мимаси переселился из Пэкче . Он сказал: „Я учился в Курэ и овладел искусством музыки и танца Курэ“. Его поселили в Сакурави. Собрав детей, он обучал их музыке и танцам Курэ. Двое — Мано-но Обито Дэси и Имаки-но Аяпито Саимон — выучились у него и передали [будущим поколениям искусство] этих танцев» - По предположению некоторых японских исследователей, Мимаси — название труппы, а не одного человека .
- Город Киото был столицей Японии с 794 по 1869 год .
- По мнению Н. А. Иофан, лак при изготовлении масок мог использоваться с целью сделать их более лёгкими .
- Подобная роль лидера процессии встречалась также в Китае и Индии .
- Маска льва была настолько большой, что её несли на себе сразу двое исполнителей . При этом облик маски льва был далёк от облика настоящего льва .
- В некоторых исследованиях персонаж Гоко не считается комическим ; Гоко мог появляться на сцене, изображая игру на флейте, в то время как настоящий флейтист исполнял музыкальную тему Гоко .
- Другое название Конрона — Курон (букв. «черноликий», что обозначало жителя Индии) .
- По словам Н. А. Иофан, сцена поединка между Рикиси и Конроном воспроизводила древний магический обряд, связанный с фаллическим культом : победить отсекал у побеждённого фаллос .
Примечания
- ↑ , с. 207.
- , с. 66.
- , p. 24.
- ↑ , с. 53.
- ↑ , с. 67.
- ↑ , p. 35.
- ↑ , с. 54.
- ↑ , с. 55.
- Нихон сёки — Анналы Японии: В 2 т. / Пер. и коммент. Л. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова / Науч. ред. В. Н. Горегляд . — СПб. : Гиперион, 1997. — Т. 2. — С. 103—105. — 432 с. — (Литературные памятники древней Японии). — ISBN 5-89332-002-6 .
- ↑ , с. 52.
- ↑ , с. 213.
- , p. 30.
- : [ англ. ] : [ 20 августа 2016 ] / Edited by Nicolas Fiévé and Paul Waley. — RoutledgeCurzon, 2003. — P. 2. — 417 p. — ISBN 0-7007-1409-X .
- , с. 55—56.
- ↑ , с. 57.
- , с. 56.
- Fukushima Y. Masks, Interface of Past and Future: Nomura Mannojo’s «Shingigaku» : [ англ. ] // Asian Theatre Journal. — University of Hawai’i Press, 2005. — Vol. 22, № 2. — P. 251. — .
- , p. 37.
- ↑ , с. 65.
- Frédéric L. Gigaku-men // : [ англ. ] : [ 30 мая 2016 ] = Le Japon: Dictionnaire et Civilisation. — Harvard University Press, 2005. — P. 247. — 1108 p. — ISBN 978-0-674-00770-3 .
- ↑ , с. 209.
- , с. 208.
- , с. 209—210.
- ↑ , с. 59.
- , с. 68.
- ↑ , с. 66.
- , с. 66—67.
- , с. 58.
- ↑ , p. 31.
- ↑ , с. 58—59.
- ↑ , с. 210.
- , p. 32.
- ↑ , с. 60.
- ↑ , с. 61.
- , с. 61—62.
- ↑ , с. 62.
- ↑ , с. 63.
- , с. 211.
- , с. 214.
- ↑ , с. 64.
Литература
- Анарина Н. Г. История японского театра. Древность и средневековье: сквозь века в XXI столетие. — М. : Наталис, 2008. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8062-0290-2 .
- Иофан Н. А. Театр и музыка // Культура древней Японии / Отв. ред. Н. А. Виноградова . — М. : Наука , 1974. — С. 203—244. — 261 с. — 15 000 экз.
- Конрад Н. И. Гигаку // Театр и драматургия Японии. Сборник статей / Отв. ред. Н. И. Конрад. Сост. Л. Д. Гришелёва . — М. : Наука , 1965. — С. 8—21. — 164 с. — 1800 экз.
- Конрад Н. И. Избранные труды: Литература и театр / Отв. ред. тома М. Б. Храпченко . — М. : Наука , 1978. — 462 с. — 8000 экз.
- Araki J. T. The Aristocratic Arts: Gigaku and Bugaku // The Ballad-drama of Medieval Japan : [ англ. ] . — University of California Press , 1964. — P. 34—46. — 289 p.
- Inoura Y., Kawatake T. Gigaku // The traditional theater of Japan : [ англ. ] . — , 1981. — P. 24—30. — ISBN 0-8348-0161-2 .
- Kleinschmidt P. Die Masken der Gigaku der ältesten Theaterform Japans : [ нем. ] . — Universität Köln , 1966. — 458 p. — ISBN 978-3-935011-36-5 .
- Gigaku // : [ англ. ] . — Princeton University Press , 1995. — P. 29—38. — 375 p. — ISBN 0-691-04333-7 .
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме .
- 2020-06-08
- 2