Interested Article - Звезда Давида

Звезда Давида

Звезда́ Дави́да ( ивр. מָגֵן דָּוִד Маге́н Дави́д — «Щит Давида» ) — древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды ( гексаграммы ), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой — вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых углов, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника .

Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля . Другой его вариант известен под именем « Печать царя Соломона » .

С XIX века Звезда Давида считается еврейским символом. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Шестиконечные звёзды также встречаются в символике других государств и населённых пунктов.

История символа

В древности

Гексаграмма — интернациональный символ весьма древнего происхождения. Он известен в Индии как Анахата или Анахата-чакра , также как Суда́ршана или Суда́ршана-ча́кра [ источник не указан 850 дней ] . По-видимому, в Индии он появился раньше, чем на Ближнем Востоке (где фигурировал в культе Астарты ) и в Европе . Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела отношения к иудаизму .

Начиная с бронзового века (конец четвёртого — начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма , довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии . На Иберийском полуострове найдены изображения гексаграммы, относящиеся к железному веку до прихода римлян . Пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры встречаются в иллюстрациях средневековых книг, посвящённых алхимии , магии и чародейству .

Шестиконечная звезда на камне из синагоги в Капернауме

Наиболее раннее на Ближнем Востоке бесспорное изображение гексаграммы было обнаружено на печати VII века до н. э. , принадлежавшей некому Иехошуа бен Асаяху и найденной в Сидоне (хотя есть данные об обнаруженном при раскопках изображении шестиконечной звезды на стене здания эпохи царя Ахава , правившего в IX веке до н. э. , это изображение слишком стёртое и неоднозначное и сам факт, что оно представляет собой шестиконечную звезду, оспаривается ). Позднее подобными звёздами украшали как домашнюю утварь (в том числе печати и светильники), так и многие древние синагоги, начиная с периода Второго Храма . Например, фриз синагоги в Кфар-Нахуме ( Капернауме ) (II—III век н. э.) украшен орнаментом, в котором чередуются шестиконечные звёзды и свастики . Гексаграммы украшают пол римской виллы, раскопанной в Эйн-Эяле под Иерусалимом . Таким образом, по-видимому, шестиконечной звезде в этот период на Ближнем Востоке ещё не придавалось какого-либо значения, кроме декоративного . Кроме того, известно, что в эллинистический период этот символ с евреями не ассоциировался. Теории, объявляющие гексаграмму астрологическим символом Сатурна или увязывающие её со священным камнем иерусалимского храма периода, предшествовавшего царствованию Давида , подтверждений не получили .

Задолго до приобретения гексаграммой статуса еврейского символа эту роль выполняла менора — храмовый светильник. Менорой, в противовес кресту, со II века н. э. отмечаются еврейские захоронения в диаспоре и в Палестине, с этого же времени она стала атрибутом оформления синагог . В то же время есть современные теории, связывающие шестиконечную звезду как символ именно с формой подсвечников меноры (см. ) .

Средние века

В средние века шестиконечная звезда как символ широко использовалась в Старом Свете. Короли Наварры в X и XI веках размещали её на своих печатях. Французские, испанские, датские и германские писцы — как христиане, так и иудеи — также использовали гексаграмму и пентаграмму как элемент печатей. В христианских церквях гексаграмма, иногда со слегка искривлёнными линиями, являлась частым фрагментом орнамента. Её можно увидеть на камне из раннехристианской церкви в Тверии , при входе в Бургосский , Леридский и Валенсийский соборы, на мраморном епископском престоле собора Ананьи . Она встречалась на раннехристианских амулетах и в мусульманских орнаментах под общим названием «печать Соломона» .

Маген Давид на древнейшей полностью уцелевшей копии масоретского текста Торы, Ленинградский кодекс , 1008 год

Самое раннее упоминание названия «Маген Давид» («щит Давида»), вероятно, восходит к раннему средневековью — эпохе вавилонских гаонов (впервые оно встречается в талмудической литературе как одно из имён Бога ). Магический щит царя Давида упоминается в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Этот щит описывался как несущий на себе имя Бога, составленное из 72 имён, и имя Иуды Маккавея . К этим именам позже было добавлено имя Тафтафия — как одно из имён Метатрона, и в таком качестве амулет с гексаграммой в дальнейшем фигурирует в средневековых мистических рукописях (примерно с 1500 года имя Тафтафия сменяется именем Шаддай). В Средние века эта версия была популярна среди так называемых Хасидей Ашкеназ . В каббалистической книге «Сефер ха-Гвул» («Книга Предела»), написанной Давидом бен Иехудой — внуком Рамбана — в начале XIV века , дважды встречается упоминание гексаграммы как «щита Давида» . В литературе сообщалось, что знак, именуемый «щитом Давида», упоминался также в книге XII века «Эшколь а-Кофэр» караима , но профессор Еврейского университета в Иерусалиме Гершом Шолем указывает, что это упоминание было вставлено лишь в издание XIX века . Также в первой половине второго тысячелетия новой эры помимо гексаграммы такое же название носил знак в виде меноры , содержащий текст . Схожая ситуация наблюдается и с названием «печать Соломона», которое в Средние века носили как шестиконечная, так и пятиконечная звезда .

Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида использовалась в качестве мистического знака на амулетах . Однако в средневековых арабских книгах гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии . Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара .

Существует теория, согласно которой понятие «щит Давида» восходит к имени лжемессии XII века Давида Алроя (Менахема бен Роя). Давид Алрой, который, захватив крепость Амади в Курдистане , по-видимому рассчитывал её использовать как опорный пункт перед походом в Землю Израильскую , был родом из областей, которые ещё находились под властью хазар в XII веке, и, согласно упомянутой теории, именно при нём шестиконечная звезда начала превращаться в еврейский национальный символ .

В XIII— XIV веках Звезда Давида появляется на фронтонах германских синагог (в частности, в Хамельне и Будеёвице ) — предположительно как имитация убранства христианских храмов — и на еврейских манускриптах. В ту же эпоху ею начали украшать амулеты и мезузы , а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение.

Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом , когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг — красное полотнище с изображением шестиконечной звезды — получил название «флаг царя Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины и стал фактически официальным символом еврейской общины Праги на протяжении веков .

Новое время

Впоследствии гексаграмма использовалась в качестве еврейского типографского знака (в особенности на пражских изданиях XVI века и на книгах, издававшихся в Италии и Нидерландах семейством Фоа) и составной части фамильных гербов . В Чехии того периода можно было встретить шестиконечную звезду как декоративный элемент в синагогах, книгах, на официальных печатях, на религиозной и бытовой утвари. Позднее (XVII—XVIII вв.) гексаграмма вошла в обиход евреев Моравии и Австрии , а затем — Италии и Нидерландов . Несколько позже она распространилась среди общин Восточной Европы . Вплоть до начала XVIII века понятия «щит Давида» и «печать Соломона» несколько веков употреблялись как взаимозаменимые, пока первый термин не закрепился окончательно за шестиконечной, а второй — за пятиконечной звездой .

В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии , что отразилось в часто вписываемых в символ шестиконечной звезды на амулетах буквах «МБД», обозначающих «Машиах бен Давид» («Мессия, сын Давидов») . Так, последователи лжемессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления .

Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях. Примерно с этого времени закрепляется отношение к нему как к символу еврейства. Уже начиная с 1799 года Маген Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах, а четвертью века позже он включается в герб семейства Ротшильдов (для сравнения, герб первого еврея-дворянина Якоба Бассеви, пожалованный ему императором Священной Римской империи в 1622 году, содержит три пятиконечных звезды ).

В XIX веке эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа, как еврейский аналог христианского креста . Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира . Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы . В 1897 году на Сионистском конгрессе в Базеле Звезда Давида была утверждена в качестве официального символа сионистского движения. С точки зрения Гершона Шолема, у неё были два весомых достоинства, которые разглядели отцы сионизма: она была широко распространена по всем еврейским общинам и в то же время не являлась древним религиозным символом, олицетворяя еврейский народ, но не еврейскую религию, что было важно для идеологов нового, светского сионизма .

Еврейский символ

Истоки звезды как еврейского символа

Исследователь еврейских и иудейских символов Ури Офир цитирует раввина Моше Файнштейна, который в респонсе «Игрот Моше» (раздел Орах Хаим 3:15) указывает, что истоки Звезды Давида как еврейского символа неизвестны .

Белая лилия
Белая лилия на израильской почтовой марке

Тем не менее сам Офир выдвигает версию, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой менорой . Под каждым из её семи светильников располагался цветок: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него» ( Исх. ). Ури Офир считает, что это был цветок белой лилии, который по форме напоминает Маген Давид. В поддержку этой теории он приводит древний перевод Библии Онкелоса на арамейский язык , где слово פרח (цветок) переведено как «лилия». Офир ссылается на раввина Авраама ибн Эзру (1093—1167), который в комментарии к Песни песней пишет, что в этом произведении ароматная лилия с её шестью лепестками (лилия, ивр. שושן ‎, на иврите имеет тот же корень, что и число 6 — ивр. שש ‎) символизирует еврейский народ :

Я — нарцисс Шарона, лилия долин! Как между тернами лилия, так подруга моя между дев.

Профессор Иехуда Феликс в книге «Природа и Земля Израильская в Библии» отождествляет библейскую лилию с белой лилией ( Lilium candidum ) — единственным видом лилий, произрастающим в этих местах в диком виде. Лепестки белой лилии, как показывает Офир, симметрично расположены и в раскрытом виде образуют правильную шестиконечную звезду, в настоящее время известную как Звезда Давида. Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь как бы в центре шестиконечной звезды. Офир приводит также и другое доказательство своей правоты. В Третьей книге Царств рассказывается о том, как царь Соломон приказал поставить по обе стороны от входа в Храм две огромных медных колонны, высотой около 9 метров. Эти колонны назывались Яхин и Боаз . В верхней их части был венец диаметром около двух метров в виде лилии: «А в притворе венцы на верху столбов сделаны [наподобие лилии]... И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. И над столбами поставил [венцы], сделанные [наподобие] лилии...» ( 3Цар. ). Офир связывает это упоминание с версией о том, что и на меноре чашечки имели форму лилий, ссылаясь на текст Маймонида (Законы Храма, 3:3): «цветы [на меноре] такие же, как цветы на колоннах» .

Менора находилась в Скинии , во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском Храме , вплоть до разрушения Второго Храма . Таким образом, по мнению Офира, следует рассматривать Звезду Давида наряду с менорой как один из древнейших и наиболее важных еврейских символов .

Помимо версии, связывающей Звезду Давида с менорой, Офир приводит также версии, связывающие современное название символа непосредственно с царём Давидом . По этой версии Давид использовал шестиконечную звезду как свой личный символ, поскольку в его имени было две буквы «далет», в то время записывавшихся в виде треугольника. Таким образом, два наложенных треугольника, образующих шестиконечную звезду, могли служить ему своеобразной монограммой . Эта версия изложена, в частности, в книге Бецалеля Дойча «Маасе Бецалель» . В то же время, согласно некоторым источникам, личная печать Давида содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы.

Согласно легенде, Маген Давид был изображён на щитах воинов царя Давида. По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников. Согласно третьей версии, сами щиты были шестиугольными. Ведущий сайт в области еврейской традиции (англ.) предлагает более позднюю датировку, согласно которой креплениями в виде шестиконечной звезды были впервые снабжены щиты еврейских воинов во время восстания Бар-Кохбы .

Примеры использования как еврейского символа

  • Семейство Ротшильдов , получив дворянский титул, включило Маген Давид в свой фамильный герб в 1822 году .
  • Немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил гексаграмму вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер альгемайне цайтунг» .
Флаг сионистского движения и Израиля
  • В 1879 году в Российской империи властями был созван большой симпозиум раввинов в Санкт-Петербурге , где им были заданы семь вопросов об основах иудаизма. Один из вопросов был о значении Маген Давида.
  • В 1897 году Первый сионистский конгресс принял проект флага сионистского движения , в центре которого располагался голубой Маген Давид и который известен сегодня в качестве флага Государства Израиль . Теодор Герцль , возглавлявший сионистское движение, предложил в своей книге « Еврейское государство » иной вариант: белый флаг, в центре которого семь золотых звёзд, однако его предложение не было принято . В том же году шестиконечная звезда украсила и обложку первого номера журнала «Ди Вельт», издаваемого Герцлем .
  • Боксёр-тяжеловес Макс Бэр , выступавший на ринге в 1930-е годы, имел еврейские корни (не будучи иудеем по вероисповеданию), и вышел на ринг со Звездой Давида на трусах, когда боксировал с немцем Максом Шмелингом .
Жёлтая звезда Давида
  • Немалая «заслуга» в том, чтобы навсегда связать шестиконечную звезду с евреями, принадлежит нацистам . Во многих городах и странах Европы нацистские власти выбирали жёлтый Маген Давид в качестве отличительного знака еврея. Эта эмблема отделяла евреев от местного населения и служила в их глазах унизительным клеймом. Кроме того, звезда Давида использовалась в качестве опознавательного знака определённых категорий узников нацистских концлагерей, при этом часто (но не всегда) один из двух образующих её треугольников делался иного цвета в зависимости от категории заключенного, например, у «политических» — красный, у уголовников — зелёный, у так называемых «асоциальных элементов» — чёрный. Заключённые других национальностей и вероисповеданий «маркировались» одним цветным треугольником .
  • В то же время, в США и Великобритании видели в Маген Давиде иудейский символ, аналогичный христианскому кресту, и по этой причине изображали Маген Давид на могилах еврейских солдат, погибших в рядах армий союзников, подобно тому, как отмечают крестом могилы христиан . На этом же настаивали и военные раввины . Жёлтая Звезда Давида на фоне двух голубых полос с белой полосой посередине служила эмблемой Еврейской бригады , которая была частью британской армии во время Второй мировой войны . Возможно, авторы этого символа тем самым хотели превратить жёлтую звезду нацистов в предмет гордости.
  • После создания Государства Израиль было решено взять флаг сионистского движения, в центре которого изображён голубой Маген Давид, в качестве государственного флага . Обсуждались и другие варианты, среди прочих, включить во флаг семь золотых звёзд Герцля, однако комиссия, которая обсуждала этот вопрос, подчёркивала, что золотые звёзды, при этом, должны быть шестиконечными; предлагалось, помимо этого, включить в дизайн флага менору и скрижали Завета . Временное правительство Израиля приняло решение комиссии герба и флага и утвердило его 28 октября 1948 года . В то же время в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема — менора , образ храмового светильника . Некоторые израильские арабы, включая депутатов кнессета , утверждают, что они не могут чувствовать солидарность по отношению к государственному флагу , поскольку его составляют лишь еврейские символы, однако их оппоненты указывают на долгую историю использования Звезды Давида в мусульманской культуре .
  • В 1930 году в Тель-Авиве была создана еврейская организация скорой медицинской помощи — Маген Давид Адом . Название организации и её эмблема — шестиконечная звезда красного цвета на белом фоне — были унаследованы израильским обществом по оказанию неотложной медицинской помощи (аналогично названиям и эмблемам обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) . В 1950 году Маген Давид Адом был официально признан Государством Израиль. Однако международного признания он не получил, поскольку Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца с 1949 года отказывался признать Маген Давид в качестве ещё одного символа международной организации. Несмотря на то, что Женевской конвенцией 1929 года за Персией и Египтом закреплялось право на собственную, отличную от международной, эмблему (соответственно, Красный Лев и Солнце), та же конвенция оговаривала, что никакие новые эмблемы приниматься не будут . В конце 2005 года , в результате усилий израильских дипломатов и представителей Американского Красного Креста , Международный комитет Красного Креста предложил проект третьего, «религиозно нейтрального» символа — красного ромба (« Красный Кристалл »). Было принято решение о том, что страна, не желающая использовать крест или полумесяц, сможет использовать ромб или местную эмблему, заключённую в красный ромб. Тем самым, Международный комитет Красного Креста выразил согласие принять в свои ряды израильскую организацию, однако обусловил это тем, что эмблема красного Маген Давида останется в употреблении лишь на территории Израиля, в то время как за её пределами она будет заключена в красный ромб. Маген Давид Адом стал членом Международного комитета Красного Креста и Красного Полумесяца в июне 2006 года .
  • Эмблема Армии обороны Израиля также основана на Звезде Давида.
Синагога в Карлсруэ в форме Маген Давида с высоты птичьего полёта

Трактовки значения

Существуют многочисленные трактовки символического значения Звезды Давида, как традиционные, так и относительно новые, в том числе предложенные уже в XX веке.

Два начала
  • Гексаграмма трактуется как соединение и сочетание двух начал: мужского (треугольник с «широкими плечами», направленный вершиной вниз) и женского (треугольник, направленный вершиной вверх) .
  • Маген Давид также трактуется как сочетание небесного начала ( макрокосма ), которое стремится к земле, и земного начала ( микрокосма ), стремящегося к небесам .
Четыре
  • В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре первоосновы : треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух , в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует воду и землю . По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) — воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать.
  • По другой трактовке шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света — севером , югом , востоком и западом .
Шесть и модель мироздания
  • Согласно трактовке раввина Элиягу Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает модель мироздания . Два треугольника — две направленности. Треугольник, направленный остриём вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он — един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности — Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной — нижней, третьей. Эссас рассматривает второй треугольник как символ цели существования человека в объединении идей «правой» и «левой» сторон сотворённого мира .
  • Шесть концов звезды — которой по традиции украшают сукку , особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника Суккот , — соответствуют шести «высоким гостям» ( ), посещающим еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Суккот : Аврааму , Исааку , Иакову , Моисею , Аарону и Иосифу . Объединяет же их всех седьмой «гость» — сам царь Давид .
Семь
  • Согласно каббале , Маген Давид отражает семь нижних сфирот . Каждый из шести треугольников и шестиконечный центр символизируют одну из сфирот: треугольники, начиная с верхнего, по часовой стрелке, символизируют сфирот Тиферет, Хесед, Нецах, Малхут, Ход и Гвура, а центр — Йесод .
Двенадцать
  • Маген Давид имеет 12 рёбер, что соответствует 12 коленам Израиля . По легенде, в годы скитаний в пустыне шатры колен Израилевых разбивались таким образом, что, соединяясь по три, образовывали шестиконечную звезду вокруг Скинии — духовного центра. Таким образом, Звезда Давида рассматривается как символ единства еврейского народа .
Другое
  • Немецко-еврейский философ Франц Розенцвейг в своём главном философском труде «Звезда спасения» (1921) предложил трактовку Маген Давида как символического выражения отношений между Богом, человеком и мирозданием . Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Второй треугольник, направленный вершиной вниз, олицетворяет связи между этими элементами — Творение, Откровение и Спасение. Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения» .

Примеры современных изображений

В государственной символике

В информатике

  • В таблице Unicode символу Звезды Давида соответствует U+2721 ( ).

См. также

Примечания

Комментарии

Источники

  1. А. Штейнзальц . Институт изучения иудаизма в СНГ под руководством раввина Адина Штейнзальца . Дата обращения: 6 сентября 2021. 6 сентября 2021 года.
  2. Gershom Scholem. (англ.) . Jewish Virtual Library . Дата обращения: 17 сентября 2012. 17 октября 2012 года.
  3. Ури Офир. (ивр.) . Moreshet.co.il. Дата обращения: 1 октября 2012. 17 октября 2012 года. ( от 23 марта 2017 на Wayback Machine на сайте Star-of-David.blogspot.ca)
  4. (ивр.) . Star-of-david.blogspot.ca (7 июня 2009). Дата обращения: 2 октября 2012. 17 октября 2012 года.
  5. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. , p. 247.
  8. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  9. , pp. 246—247.
  10. , p. 246.
  11. Salo Wittmayer Baron. . — Columbia University Press, 1957. — Vol. 3: High Middle Ages: Heirs of Rome and Persia. — P. 204. — ISBN 0-231-08840-X .
    Давид Алрой. . Иудаизм и евреи (по материалам журнала «Мир Торы») (15 апреля 2010). Дата обращения: 1 октября 2012. 17 октября 2012 года.
  12. , pp. 248—249.
  13. , p. 250.
  14. , p. 251.
  15. Бецалель Дойч. = מעשה בצלאל. — Иерусалим, 1975. 4 марта 2016 года.
  16. (англ.) . Aish.com. Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
  17. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  18. Joseph S. Page. . — Jefferson, NC: McFarland & Company, 2011. — P. 114. — ISBN 978-0-7864-4810-4 .
  19. Мельников, Д. Е., Черная, Л. Б. Конвейер смерти // Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии. — Москва: Политиздат , 1987.
  20. (англ.) . The New York Times (18 сентября 1919). Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
    (англ.) . Adoptiegraven.nl. Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
    (англ.) . The Long, Long Trail: The British Army in the Great War. Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
  21. Albert Slomovitz. . — New York and London: New York University Press, 2001. — P. 64. — ISBN 0-8147-9806-3 .
  22. Alec Mishory. (англ.) . Israel Ministry of Foreign Affairs (28 апреля 2003). Дата обращения: 28 сентября 2012. 17 октября 2012 года.
  23. Yvonne Schmidt. The Flag and Emblem Law, 1949 // . — GRIN Verlag, 2008. — P. 228. — ISBN 978-3-638-05173-6 .
  24. Isabel Kershner. (англ.) . The New York Times (8 февраля 2007). Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
  25. Jonah Newman. (англ.) . The Jerusalem Post (17 августа 2009). Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
  26. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  27. Франсуа Бюньон. . — Международный комитет Красного Креста , 2007. — С. 15—16. 2 мая 2014 года.
  28. . NEWStu.co.il (22 июня 2006). 4 марта 2016 года.
  29. Элиягу Эссас. Evrey.com (21 января 2003). 2 сентября 2019 года.
  30. Naftali Silberberg. (англ.) . Chabad.org . Дата обращения: 16 октября 2012. 12 октября 2012 года.
  31. Gabriel H. Cohen. (англ.) . Bar-Ilan University (1998). Дата обращения: 4 октября 2012. 17 октября 2012 года.
  32. Rosenzweig, Franz // / Sara E. Karesh, Mitchell M. Hurvitz (Eds.). — New York: Facts on File, 2006. — P. 430. — ISBN 0-8160-5457-6 .
    — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  33. . — Washington, DC: United States Department of State, Vureau of Public Affairs, 1996. — P. 6, 9. 23 декабря 2016 года.
  34. (англ.) . Heraldry of the World. Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
    (нем.) . Hamburg.de. Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
    (англ.) . Heraldry of the World. Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
  35. . Геральдика.ру. Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
    . Геральдикум. 28 сентября 2019 года.
    . Геральдика.ру. Дата обращения: 18 октября 2012. 20 октября 2012 года.
  36. Альфред Знамиеровский . Флаги мира. — Москва: БММ, 2002. — С. 98. — ISBN 5-88353-150-4 .
  37. / James Minahan (Ed.). — Westport, CT: Greenwood Publishing Group, 2002. — Vol. 3. — P. 1400—1401. — ISBN 0-313-32111-6 .
  38. T. H. Eriksen, R. Jenkins. . — New York: Routledge, 2007. — P. 81. — ISBN 0-203-93496-2 .

Литература

На английском языке

  • Dr. Asher Eder, «The Star of David»
  • G.S. Oegema, Realms of Judaism. «The history of the Shield of David, the birth of a symbol» (Peter Lang, Germany, 1996) ISBN 3-631-30192-8
  • Gershom Scholem. The curious history of the six-pointed star // Commentary. — 1949. — № 8 . — P. 243—251.

На иврите

  • אורי אופיר. (ивр.) . Moreshet.co.il. Дата обращения: 1 октября 2012. 17 октября 2012 года.
  • אפרים דיינרד, ציון במשפט .
  • הדבורה שנת תרמ"ה גיליון 33 וגיליון 40.
  • ישראל יפה, האסיף תרמ"ו.
  • המליץ תרנ"ח גיליון 11.
  • תל תלפיות תרס"א, עמ' 164 ועמ' 183.
  • מיכאל קוסטא, חתך הזהב, חותם שלמה ומגן דוד , ספרית פועלים, 1990.
  • אורי אופיר, «הסמל»,הוצאת ספר לכל, 2001
  • אורי אופיר, «הדגל», הוצאת ספר לכל, 2002
  • אליק מישורי, «שורו הביטו וראו», איקונות וסמלים ציוניים בתרבות הישראלית, עם עובד

Ссылки

Источник —

Same as Звезда Давида