Коми-пермяцкая Википедия
- 1 year ago
- 0
- 0
Полу́дница ( коми пӧлӧзнича , коми-перм. вуншӧрика, обороника ) — полуденный дух цветущего ржаного поля в мифологии коми . Лучше всего представления о ней были развиты у южной группы коми-пермяков , в жизни которых земледелие играло бо́льшую роль . Коми полудница имеет много общего с аналогичным персонажем русской мифологии, при этом её образ менее разнообразен и противоречив, она скорее хозяйка поля, чем агрессивная нечистая сила .
Обычно считается, что она невидима, ей приписывают колыхание ржи и непонятные звуки на поле. Но если её описывают, то чаще как красивую женщину в обычной крестьянской одежде, но иногда рассказывают, что она уродлива и имеет отдельные нечеловеческие черты. Может быть как маленького, так и гигантского роста
.По народным представлениям, полудница живёт во ржи в период её цветения и охраняет её, от неё зависит урожай. Она следит за выполнением запретов, целью которых было не допустить нанесение полю магического вреда. В полдни в период её активности нельзя было работать, шуметь, выходить в поле, стирать бельё и др. Нужно было закрыть окна в доме и лежать или спать. В ходе разрушения традиции полудница превратилась в персонажа, которым запугивают детей, угрожая, что она зажарит их на своей сковороде
.Представления о полуденном женском духе в период фиксации в конце XIX — начале XXI века были лучше развиты у коми-пермяков , чем у коми-зырян :47 . Среди коми-пермяков поверья о духах полей были большей частью распространены среди представителей южной группы, так как у них земледелие получило наибольшее развитие и значение, среди северных коми-пермяков зафиксированы только отрывочные сведения . Коми-пермяцкие поверья, зафиксированные в конце XIX и в конце XX века, изменились мало :47 .
У коми-зырян название происходит от имени аналогичного русского персонажа — полудницы : пӧлӧзнича (повсеместно) , пӧлӧзьнича , пӧлёзничи , пӧлэзнича , пӧлӧднічја , пӧлуднича , пӧлудьнича . Верхневычегодцы персонажа усечённо пӧлудь, пӧлудь-айка (от айка ‘хозяин, муж’ , редкий мужской образ данного мифологического персонажа), Сю Паладь (буквально ‘Хлебная Пелагея’ или ’Пелагея-житница’, от сю ‘хлеб в колосьях, , рожь’ + Паладь ‘Пелагея, Пелагия’ — это явно вторичное переосмысление пӧлудь в имя собственное) . Печорцы называли сю пӧлудь , нижневычегодцы бируллю баб (‘ васильковая баба’) .
Названия данного мифологического персонажа у коми-пермяков имеют местное, русское или смешанное происхождение :46 : вуншӧрика / луншӧрика , вуншӧрка / луншӧрка ( калька от русского полудница — вуншӧр / луншӧр ‘полдень’ от вун / лун ‘день’ + шӧр ‘середина’ + суффикс русского происхождения -ик / к ), бабашорика (русское баба + искажённое шӧр ) , искажённое лунжерувка ; полуденные чуды , ыб чуд (‘полевой ’, от ыб ‘поле’ + чуд ‘нечистая сила’), ыб дядь (‘полевой дядя’ — редкая мужская форма) , сю баб(а) (‘зерновая / ржаная баба’) ; Баба Яга ; полӧкала (‘пугало’) ; обороника, побороника , луншӧрика-обороника (вероятно, от русского ‘оборанивать’ — пройти пашню бороною вокруг, по краям, отделяя её от смежных пашень, оборонять, защищать ; также возможно от ‘оборона’ , ‘ оборачиваться / оборот’ или ‘борона’ ).
Устоявшийся русский перевод названия отсутствует. Его либо переводят как полу́дница , оборониха , поборониха ; либо транскрибируют — пэлэзни́ча , полозни́ча , пэлудь-айка ; вуншорика / вун-шорика , луншерка ; либо, особенно в современных работах, приводят в коми оригинале :46 . Вариант полезница является «своеобразной формой адаптации к русскому языку или попыткой скрытой трактовки семантики образа» .
Коми-пермяки большей частью считали полевого духа невидимыми. Проявлениями его считались дуновение ветра на поле и вызванные им колыхание ржи или перекачивание копён , а также таинственный шум и бряканье :44 .
Если же коми представляли полудницу антропоморфно , то чаще описывали её как красивую женщину :46 , девушку или девочку . Коми-пермяки иногда приписывали ей черты — глаза василькового цвета и длинные светлые волосы, напоминающие солому . Иногда её описывали устрашающей, уродливой, с зооморфными элементами :46 — с развесистыми рогами и мохнатой, и с неестественными чертами — железными пальцами. По одним коми-пермяцким сведениям, полудница здоровенная :46 , по другим — небольшая , ниже ржи, поэтому её не видно в поле . С другой стороны утверждали, что она может вырастать от размера с колос до гигантского :46 . Движется полудница плавно и равномерно — как колыхание ржи. Она мелькает между колосьями, появляясь то там, то тут .
По описаниям как коми-зырян, так и коми-пермяков, полудница носит зелёные одежду и платок и соломенные лапти . Коми-пермяцкая полудница одета в :46 , чаще светлых — белых и жёлтых — цветов :46 , в дубас , шамшуру или в вывернутую наизнанку шубу . Зыряне представляли её в белой льняной одежде . В современной повседневной речи Сю Паладь, в результате десакрализации образа, предстаёт неопрятной старухой в лохмотьях, говорят: «Что оделась как Сю Паладь? Везде лоскутья торчат, исподнее с верхней одеждой перемешались» . Полудница может нести борону или калёную сковороду :47 .
Коми-зыряне называют василёк — цветок, растущий в посевах ржи, засоряющий и иногда даже забивающий их , — пӧлӧзнича син или пӧлудь син , то есть «глаз полудницы», или просто или пӧлудь (варианты с отпавшим вторым компонентом син 'глаз') ; его запрещалось рвать во время цветения ржи, чтобы не вызвать грозу и град. Ещё в 1970-е годы, даже в местностях, где прекратили выращивать зерновые, верхневычегодцы в шутку говорили: «Ты у Хлебной Пелагеи все глаза пообрывала. Не боишься, что Илья Великий по голове железной палицей стукнет?» (в народных представлениях полудница переплелась с Ильёй-пророком как персонажем, также ответственным за урожай хлеба) . Коми-пермяки называли луншöрикой / вуншöрикой растение смолёвка (хлопушка) , приписывая духу издаваемые им в сухом виде на ветру звуки, подобные шуму погремушки .
Изредка полевого духа описывали как мужчину ( коми пӧлудь-айка , коми-перм. ыб дядь ) либо (у коми-пермяков) как ребёнка, либо аморфный образ . По-видимому, данные представления вторичны .
Утверждалось, что полудница живёт во ржи и охраняет её . В период цветения этого злака, в полдень, она расхаживает по межам . Полдень как и период летнего солнцестояния считались переходным временем, в которое активизируются потусторонние существа :46 . Народные представления запрещали выходить в это время в поле, на межи , чтобы уберечься от неё и не навредить посевам :47 . Зыряне ( сысольцы , вычегодцы ), опасаясь её наказания, не трогали рожь до Ильина дня , 20 июля (2 августа) , — дня начала жатвы . Считалось, что от полудницы, как от хранительницы цветущей ржи, зависит урожай хлеба . У них зафиксировано также представление, что она сидит в земле :48 и ровно в полдень выходит из неё, чтобы поесть . Пермяки считали, что явление людям полудницы предсказывает хороший урожай :41 . Нарушающих связанные с полем запреты она могла задушить и сожрать в припадке злости всех, кто ей попадётся на пути .
Рассказывали, что полудница не терпит вообще никакой работы и шуму во время своей активности, и не только в поле, а везде («как бы не вздрогнул цветок ржи»). По мнению Г. Н. Чагина , «Табу на многие действия во время цветения ржи устанавливали, несомненно, с целью обезвредить землю, сохранить её плодородие, поскольку состояние земли в этот период ассоциировалось с состоянием беременной женщины» . Ещё во второй половине XIX века у коми к полудню стихали все разговоры, крик, шум, песни , игра на музыкальных инструментах, запрещалось свистеть . Детей загоняли в избу и велели сидеть молча . Прекращалась вся работа . Даже взрослые мужчины бросали свои занятия , особенно на открытом месте и шли в дом. Наглухо запирали и закрывали кошмами или ставнями окна :47 . Все шли в (вон) и лежали тихо или спали . Также в период цветения ржи было запрещено курить вблизи поля, трогать колосья голыми руками, выходить в поле после секса , стирать бельё , колотить и белить холсты . Пермяки сообщали, что если представители выбраных из числа крестьян сельских властей видели, что женщина выходит колотить холсты в период цветения ржи, то они отбирали их у неё . Если же они замечали расстеленный для беления холст, то плотно складывали его, клали на землю и вбивали в середину полотна кол так, что тот пробивал все слои полотна, и холст делался окончательно испорченным .
Коми-пермяки считали, что полудница относит на межи оставленные на полях бороны : «Тятька всё рассказывал, как полудница-оборониха на голове борону таскала. Напялит, говорит, на рога и пошла по полю, по ржи» :47 . Ей приписывали помятые колосья и опрокинутые , считая, что так она наказывает хозяев или это проделки её детей .
Под Сыктывкаром считалось, что полудница во время цветения ржи ( вежа -святок) живёт также и в воде. В селе Выльгорт за несколько дней до наступления цветения ржи собиралось всё грязное бельё, иногда даже помочи , стиралось и полоскалось. Во время же самого цветения ржи стирка белья и полоскание были запрещены под страхом жестокого наказания мифическим существом . По местному преданию во время цветения ржи одна зырянка из деревни , ныне часть города, пошла полоскать бельё на ржу. Полудница, находившаяся в воде страшно обиделась и закричала: «Как ты смеешь своей грязью поганить воду?» и кинулась на женщину. Та бросилась в бегство. Добежав до своего дома, женщина постелила скатерть на стол, разрезала хлеб и попросила скатерть и хлеб за себя поговорить с полудницей . Хлеб спросил её: «Кто ты?» и, не дождавшись ответа, свои страдания: «Меня сжали (резали), сушили, молотили, снова сушили, между двумя жерновами расстилали, пекли в печке. Испытала ли ты такие мучения?! Смеешь ты ещё сердиться на нашу хозяйку?!» После о своей жизни рассказала и скатерть. Полудница ничего не смогла ответить, только сердито крикнула женщине: «Сумела ты жить!» и удалилась .
Есть коми-пермяцкие рассказы, что полудница активизируется в полдни также во время сева и жатвы ржи . Где она находится в остальное время — неизвестно , народ не задавался этим вопросом :40 . Согласно единичным рассказам, полудница охраняет пшеницу и горох , однако, во многих записях покровительствуемая культура не названа. «Выделение посевов ржи в представлениях о духе поля основано, — по мнению Т. Г. Голевой, — на реальном отношении коми-пермяков к данной земледельческой культуре» — несмотря на то, что рожь не была у них самым возделываемым злаком, в хлебопечении использовалась, главным образом, ржаная мука , при этом урожай ржи сильно зависел от условий созревания, что требовало больших затрат средств и сил и более бережного отношения к посевам :56 . В единичных случаях полудница может встречаться в лесу, причём даже ночью, и может поймать пошедшего туда человека . Оборонихой также называют лесного духа в виде женщины, её сравнивают с чудами (злыми духами) и ряжеными .
К наступлению XX века полудницу боялись уже только дети, идущие в полдень в поле или на огород . Взрослые пугали детей, когда те отправлялись гулять, чтобы они не ходили на поля, не заблудились в высокой ржи и не помяли её :47 — говорили, что полудница «ухватит и всё выкусит» (зыряне) , посадит на калёную сковороду, поджарит :47 и съест, «поймает и больше не отпустит», под её воздействием можно заблудиться (пермяки) . Некоторые старики из зырян в то время сообщали, что полудница не исчезла и не умерла, а ушла куда-то или поднялась на небо , рассердившись на маловерие народа и его плохое отношение к земле и воде . По их словам, когда она оберегала рожь, хлеба были несравненно лучше . Оборонихой коми-пермяки со временем стали называть огородное пугало ; она стала героиней , напоминая в них Бабу Ягу , например, «Сказки про Оборониху», в которой она подменяет мужику жену на свою дочь .
Таким образом, в образе полудницы олицетворяется солнечная энергия и другие природные стихии (земля, растительность, ветер). Мифологический персонаж исполняет несколько функций: является духом полуденного времени, летнего сезона, покровителем посевов, зловредным существом . В поздних представлениях с полудницей могут сопоставлять мифическую колдунью ёму , которая, помимо прочего, может представать как хозяйка злаков, хлеба .
На формирование мифологических представлений о полевых духах у коми повлиял образ русской полудницы :48 , возможно, что он даже вызвал их появление . У этих персонажей схожий внешний вид, у обеих может быть сковорода в руках, они имеют общее место обитания и время активизации, от обеих люди прятались в полдень по домам, закрывая окна, обе связаны с васильком, обе стали персонажами детских запугов :47-48 .
Однако образ русской полудницы во всех отношениях гораздо более разнообразный, у неё много дополнительных, зачастую противоречивых характеристик, не зафиксированных в представлениях коми :47-48 . Можно отметить, что она гораздо более агрессивна к людям :48 . Для персонажа коми не характерны, помимо прочего, насылание на людей солнечного удара и болезней и возникшая в поздней традиции русских Среднего Урала и Сибири локализация персонажа в огороде . Возможно, что мифология коми впитала более ранние черты русской полудницы. При этом не характерна для русских представлений связь полудницы с землёй, наличие у неё бороны и её противопоставление святочной нечисти :48 .
Родственные коми удмурты считали , что во время цветения ржи в полдни пробуждается особый тип духов, инвожо . Они спускаются с неба и живут на васильках . Эти духи не любят чёрного цвета, шума, работы, поэтому во время их активности не велели рвать цветы, траву, рыть землю, выносить из избы котёл, чугун и прочее, черпать ими воду из речек. Если кто-то не соблюдал запрет и всходила после этого туча, — говорили, что этот человек прогневал инвожо .
Мордовская пакся ава пребывает на полевых межах. Её представляют красивой женщиной с длинными волосами или куропаткой. Она одета в серебристую одежду. Пакся ава активизируется в полночь, когда она свистом и плачем сообщает о том, каким будет в этом году урожай. Люди при этом запирали окна в домах. Во время цветения ржи мордва также соблюдала ряд запретов, целью которых было предотвратить повреждение злака :47 .
Полезнице посвящено 1903 года русского писателя А. М. Ремизова , жившего в Усть-Сысольске в ссылке. Полезница в нём — это «трагический персонаж. Она, не будучи по натуре зловредной, по какой-то роковой предопределённости вынуждена творить зло», подкарауливая и жестоко убивая, гуляющих во ржи детей. Сам автор комментировал стихотворение так: «Не от жестокости занимается Полезница таким истязанием малолетних и тяжким уродованием, она хочет превратиться в женщину-человека и надеется, что это превращение наступит, когда она станет есть живые человеческие органы, нетронутые и чистые». Подобное толкование не зафиксировано ни в коми, ни в славянских этнографических материалах .
В её честь в 1994 году назван венец на Венере — .