Сычёв, Анатолий Павлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Браминский сыч ( лат. Athene brama ) — хищная птица рода сычей семейства совиных . Одна из широко распространённых птиц Южной Азии , встречающаяся вблизи человеческого жилья (даже в больших городах). Ареал этого сыча весьма велик и охватывает не только Южную, но и часть Юго-Восточной Азии и Ирана , причём на всей этой территории браминский сыч многочислен и находится вне опасности.
Несмотря на некоторое давление со стороны человека, антропогенный фактор в целом благотворно сказывается на поголовье этой птицы. Браминский сыч вблизи человеческого жилья находит лучшую кормовую базу, а также находится в относительной безопасности от естественных врагов.
Браминский сыч — типичный представитель рода Athene и, как и другие сычи, имеет относительно небольшие размеры по сравнению с остальными совами . Внешне он весьма похож на домового сыча , с которым пересекается в ряде мест своего ареала . Его длина около 20—21 см , вес 100—110 и до 120 г . Длина крыла 14,3—17,1 см, хвоста 6,5—9,3 см .
Верхняя часть тела браминского сыча серо-коричневая с белыми крапинками, редкими на голове и верхней части спины и многочисленными на пояснице. Нижняя часть тела белая, с серо-коричневыми пятнами. Вокруг шеи и нижней части головы белый «воротник». Вокруг глаз белые круги, образующие изогнутые «брови». На хвосте поперечные белые полосы. Радужная оболочка ярко-жёлтая. Клюв, как правило, светлый жёлто-зелёный, но иногда имеет более тёмный оттенок. У отдельных особей надклювье может быть более желтоватым, чем подклювье. Цевка ног оперена до пальцев, пальцы грязно-жёлтого цвета с тёмными когтями .
Окраска самца и самки одинакова, но самки, как у большинства хищных птиц, выглядят несколько крупнее самцов. Однако эта разница в размерах не всегда ярко выражена, так что половой диморфизм у браминских сычей развит очень слабо. В полевых условиях самца от самки можно точно отличить лишь непосредственно во время ритуала спаривания .
Голос браминского сыча — серия резких, скрежещущих двусложных вскриков. Полёт сильно волнообразный, с чередованием серий быстрых взмахов крыльями и планирования, когда крылья прижаты к телу .
В английском языке птица называется spotted owlet (в буквальном переводе «пятнистый сыч»), что полностью соответствует её облику. Это название нередко встречается и в русскоязычных источниках как калька с английского . Кроме того, иногда он упоминается как южноазиатский сыч .
Латинское биноминальное наименование состоит из родового название Athene , означающего принадлежность к роду сычей, и видового названия brama , присвоенного нидерландским учёным Конрадом Темминком при классификации этой птицы в 1821 году . Сыч, как типичный представитель орнитофауны Южной Азии , был назван в честь одного из верховных богов индуизма Брахмы (Брамы) . Позднее прямой перевод с латинского был использован и в русскоязычных орнитологических справочниках .
Браминский сыч распространён во всей Южной Азии — практически на всей территории Индии , Пакистана , Бангладеш , Непала , — а также в западной части Юго-Восточной Азии. Его нет на Шри-Ланке , хотя в Индии он встречается на берегу Полкского пролива , в непосредственной близости от этого острова . Ареал этого сыча также захватывает крайний юго-восток Ирана и прилегающие районы Афганистана . Общая площадь ареала составляет около 10 млн кв. км; по этой территории птица распространена довольно равномерно .
Типичный биотоп птицы — редколесье и заросшие кустарником пустоши. Браминский сыч предпочитает открытые места , в том числе и полупустыни и даже некоторые участки пустынь , однако желательно с наличием деревьев или скал, необходимых для гнездования. Участков густого леса избегает . В горах встречается на высоте до 1400 м над уровнем моря . Часто селится вблизи жилья человека, при этом в Индии и Пакистане считается синантропной птицей. Этот сыч — обычный обитатель парков и пустырей даже в таких крупных городах, как Дели или Калькутта . В населённых пунктах он встречается в большом количестве, чаще всего гнездится в дуплах деревьев, но также не избегает и построек, в том числе устраивая гнёзда в полостях стен больших зданий. Показательно, что пакистанские учёные из Фейсалабадского университета изучали сычей непосредственно на территории университетского городка . Крик этого сыча — один из типичнейших ночных звуков сельской местности в Индии.
Специалисты выделяют 4 или 5 подвидов браминского сыча, каждый из которых распространён в определённой части ареала :
В 1940-е годы некоторые исследователи выделяли ещё один подвид в Юго-Востойной Азии, A.b. mayri (Deignan, 1941) .
Основное различие между подвидами состоит в общем фоне окраски, который у птиц южных популяций, как правило, более тёмный . Кроме того, отличия выражены в частоте и размере пятнышек на голове и других частях тела. Последнее, тем не менее, не всегда имеет чёткие границы .
Несмотря на то, что браминский сыч — одна из наиболее часто встречаемых птиц Южной Азии, обитающая по соседству с людьми, до последнего времени его биология оставалась изученной достаточно слабо. Так, в 1983 году во втором издании «Путеводителя по птицам Индии и Пакистана» индийский орнитолог Салим Али и американец подчёркивали, что образ жизни и питание сыча почти не исследованы . Ситуация, однако, изменилась к лучшему в 1990—2000-е годы, когда изучением этих птиц занялись несколько групп индийских и пакистанских специалистов.
Браминские сычи живут обычно парами или семейными группами, состоящими из 3—4 особей , хотя состав этих групп определить подчас сложно . Этот вид, так же как и другие сычи — преимущественно ночная птица, но его часто можно заметить и в светлое время суток. Правда днём сыч не кормится и вообще малоактивен, а лишь сидит в укрытии (в дупле или густой листве). Присутствие сыча днём иногда можно выявить по скоплению мелких птичек, которые тревожно вьются вокруг хищника и яростно нападают на него . Именно такие нападения заставляют птицу искать укрытие, хотя в общем случае он не избегает дневного света .
Браминский сыч — типичный дуплогнездник. Для гнездования выбирает разнообразные отверстия и полости, как естественного происхождения (дупла, расщелины в скалах и т. д.), так и самые разнообразные искусственные сооружения. Из 41 места гнездования, изученного в ходе одного из исследований, 23 использовались только для высиживания яиц, остальные 18 — как для высиживания, так и для насеста . Устраивая собственное гнездо, сыч нередко занимает гнёзда, сооружённые другими птицами, как например индийскими скворцами-майнами , либо пользуется материалом их гнёзд. Браминские сычи также охотно занимают искусственные гнездовья типа скворечников, однако никогда не выдалбливают отверстия или норы самостоятельно .
По данным, полученным в результате изучения 292 гнёзд сычей в индийском штате Тамил Наду , подавляющее большинство — 229 — находилось в дуплах деревьев, 43 в человеческих постройках, 12 в искусственных гнёздах-дуплянках и 8 в заброшенных неиспользуемых колодцах (колодцы хорошо подходят для гнездования сычей, поскольку в их стенках всегда много отверстий от бамбуковых кольев, которые используются для насеста ). Сычи охотно гнездятся в земляных отверстиях обрывов и высоких берегов рек, при этом нередко занимают свежие норы зимородков и бандикутовых крыс . При этом сычам необходим достаточно большой размер входного отверстия, желательно 10-15 см, и по этой причине птицы не селятся в норах мелких птиц, таких как щурок . Из пород деревьев предпочтение отдаётся фикусу бенгальскому . Большое разнообразие мест, в которых находили гнёзда, свидетельствует о высокой адаптивной способности этой птицы .
Сычи занимают только те дупла и норы, которые вертикально уходят вниз. Глубина дупла может быть весьма значительной — в отдельных случаях отмечались дупла, уходившие вниз от отверстия до 60 см, а в случае земляной норы до 45 см. Однако это не мешает птенцам легко карабкаться к летку . В дождливое время года бывает, что норы с гнёздами сычей, расположенные в береговых откосах, затапливаются .
Сыч сооружает в дупле гнездо из самого разнообразного материала, либо пользуется уже готовым гнездом прежнего владельца. Гнездо сыча неряшливо и весьма неопрятно, оно содержит множество погадок , остатков съеденных птицей животных — надкрылья жуков, раковины моллюсков, кости мелких зверьков и ящериц и т. д. Содержимое одного небольшого скворечника (22×22×25 см с летком диаметром 5,6 см), который сычи занимали в течение 9 месяцев, весило в общей сложности 190 г.; среди материала было очень много подобных органических остатков . Кроме того, в этом скворечнике было обнаружено большое количество земли, в которой, однако, не нашли ни червей, ни паразитов; однако живых насекомых в гнезде было достаточно много . Место вокруг гнезда обычно засорено погадками, по которым его обычно и обнаруживают орнитологи . Тем не менее, сыч довольно чистоплотен и в дождь (как, впрочем, и большинство других сов) любит купаться, подставляя дождю раскинутые крылья.
Сычи вылетают из дупла, в котором провели день, на кормёжку в поздних сумерках, когда большинство дневных птиц, обитающие на той же территории ( во́роны , майны и ожереловые попугаи ) уже устраиваются на ночёвку. Перед вылетом они проводят несколько минут возле дупла, чистят перья клювом и расправлют крылья частыми взмахами, а затем отправляются на охоту, издавая перед взлётом характерный крик, обозначающий, что данная территория занята. Кроме того, сычи перед полётом иногда издают и обычный крик, более характерный для кормёжки .
Браминский сыч — хищник, активный в тёмное время суток. Молодые птицы питаются главным образом насекомыми, взрослые поедают всех мелких животных, с которыми в состоянии справиться. Так, изучение индийскими учёными погадок одного сыча показало, что данная птица в течение короткого времени съела большое число разнообразных насекомых ( жуков , тараканов , стрекозу ), а также домовую мышь , жабу , летучую мышь и слепозмейку . При этом для исследователей осталось неясным, как сычу удалось поймать летучую мышь. Находки остатков жаб в гнёздах сычей (в одном случае были идентифицированы остатки до 10 жаб) также представляют определённую загадку, поскольку хищники вообще редко трогают этих земноводных из-за их ядовитых кожных желёз. Кроме того, более ранние источники 1980-х годов ничего не говорили о роли жаб в питании сыча, лишь вскользь упоминая о поедании лягушек .
Выбор кормов во многом зависит от мест обитания конкретной особи. В пустынных районах основу питания составляют мелкие грызуны . Употребляют в пищу также разнообразных мелких птиц и ящериц . При этом насекомые обычно составляют очень существенную, часто основную, долю рациона . У сычей, исследованных в Пакистане в районе Фейсалабада , насекомые (среди которых превалировали жуки и прямокрылые ) составили 47 % рациона, мелкие млекопитающие — 28 % (5 видов грызунов — мыши, крысы и ), птицы 12 % и пресмыкающиеся 2 %. Среди грызунов наибольшей популярностью пользовались 2 вида — крыса из рода и домовая мышь . Сыч также охотится на скорпионов и моллюсков . Наконец, сычи нередко кормятся зелёными частями некоторых растений (11 % в составе погадок), что, возможно, необходимо им для лучшего переваривания животной пищи, как это бывает у некоторых других сов .
Сыч выслеживает добычу обычно сидя на каком-нибудь возвышении и осматривая окрестности (подобное поведение также характерно и для другого индийского сыча — лесного ). В населённых пунктах его излюбленным охотничьим насестом служат фонарные столбы высотой 5—10 м. Согласно пакистанским наблюдениям, сыч в среднем проводит в засаде около 63 % времени, отведённого на охоту . Особое предпочтение птиц к фонарям и близлежащим проводам объясняется тем, что их свет привлекает многочисленных насекомых, на которых в первую очередь и охотятся хищники . Заметив добычу сыч, караулящий на возвышении, быстро пикирует на неё. Насекомых (тараканов, сверчков, кузнечиков) сычи хватают как на земле, так и в воздухе, когтями либо клювом .
Размножение обычно происходит в феврале-апреле в северных частях ареала и в ноябре-марте — в южных. В период спаривания птицы очень активны, часто летают даже днём, часто кричат. Ритуал ухаживания включает взаимное кормление, взаимное поглаживание и пощипывание клювом . Среди самок в этот период наблюдается имитация спаривания друг с другом, что может быть вызвано отсутствием самца .
Самка откладывает обычно 3, изредка до 5 чисто белых яиц почти круглой формы (в среднем размером 32,2 на 27,1 мм) и весом 11—12 г . Насиживание, по всей видимости, продолжается 28—33 дня (согласно другому источнику 29—34 дня) , однако этот вопрос требует дополнительного исследования. В одном из случаев сычи заняли скворечник, в котором до этого жили майны, так что сычи воспользовались уже готовым гнездовым материалом. Сычи появились в скворечнике 27 марта, а во время осмотра 16 апреля в нём были уже 2 опушённых, но ещё слепых птенца и одно треснувшее яйцо. 22 апреля учёные вскрыли это яйцо, обнаружив в нём полностью сформировавшегося птенца .
Как и у большинства других сов, самка браминского сыча начинает насиживание с момента откладки первого яйца, что приводит к значительному различию в размере птенцов; до оперения доживает обычно лишь 1—2 птенца из всего выводка . Оперившиеся молодые сычи ещё около 3 недель остаются с родителями .
Выводковое гнездо сыча довольно легко обнаружить, поскольку птицы днём сидят обычно совсем недалеко от него, а будучи встревожены, ведут себя очень шумно . Как самка, так и самец принимают участие в выращивании потомства, попеременно высиживая яйца и выкармливая выводок .
Браминский сыч весьма многочислен практически на всей территории ареала и, хотя точный учёт не проводился, очевидно находится вне какой-либо опасности вымирания . В Пакистане браминский сыч — самая многочисленная из сов , в Индии это наиболее известная населению сова , а местами (например, в районе Бангалора ) вообще самая многочисленная из ночных птиц . В природном парке Паттика в контролируемой Пакистаном части Кашмира браминские сычи составляют 0,82 % от общего поголовья птиц .
Местами он встречается в огромном количестве, попадаясь в тихих, пустынных районах городов через каждые несколько десятков метров на столбах или деревьях. В городах он, как правило, почти не боится человека, подпуская его на близкое расстояние, и живёт часто в непосредственной близости от человеческих жилищ . О распространённости сыча в антропогенном биотопе говорит, например, то, что из 7 скворечников, установленных индийскими исследователями в городке Лудхияна , птицами оказались заняты два, причём один из них — браминскими сычами .
в г.Как для взрослых сычей, так и особенно для яиц и птенцов значительную угрозу представляют обезьяны и кошки , однако близость гнездовий к человеческому жилью и, в частности, проживание непосредственно в постройках, снижает опасность со стороны многих естественных врагов . Это же касается и опасности, которой сыч подвергается в дневное время со стороны сильных и агрессивных птиц, таких, как блестящие во́роны , занимающие в Южной Азии ту же экологическую нишу, что серая ворона в Европе. Во́роны стаями нападают на сычей, сидящих на ветвях и могут забить их до смерти, но не рискуют активно атаковать их возле жилых построек . Змеи, очень опасные для выводков сыча, также реже встречаются близ человека .
Сычи сильно подвержены паразитарным инвазиям, от которых особенно страдают птенцы в гнёздах . Паразиты называются в качестве одной из важнейших причин птенцовой смертности. Не последнюю роль здесь играют грязь и антисанитария, царящие в гнёздах сычей. В ходе исследований описывались птенцы, покрытые личинками мух, которые вывелись в разлагающихся остатках еды, чего никогда не было зарегистрировано в гнёздах других индийских птиц-дуплогнездников .
Из непосредственных угроз со стороны человека можно назвать в первую очередь отлов сычей в Индии (наряду со многими другими представителями фауны) в целях торговли частями их тела в качестве амулетов и предметов для магических обрядов — как живые совы, так и их черепа, перья, ушные кисточки, яичная скорлупа и др. традиционно используются колдунами. Этот оборот, происходящий, разумеется, незаконно, основан на стойком суеверии большой части населения. Он приобрёл такой масштаб, что привлёк внимание правительства страны. Нелегальная торговля совами, связанная с суеверием, охватывает 13-15 видов, при этом браминские сычи составляют более половины оборота, хотя не принадлежат к наиболее ценным для колдунов видам . Особенно ценятся браминские сычи в колдовских обрядах различных исконных племён и народов Индии (т. н. адиваси ), например гондов и мунда . Пик торговли браминскими сычами приходится на время крупных североиндийских праздников дивали и холи . Кроме того, бывают случаи, когда люди убивают сычей из суеверного страха .
Не столь явное, но тем не менее серьёзное негативное влияние оказывает застройка пустырей и, в целом, обустройство городских ландшафтов стран региона, в связи с чем сыч всё реже встречается в густо застроенной части населённых пунктов . Отрицательную роль играет вырубка больших дуплистых деревьев, особенно пород, любимых сычами, а также сведение небольших участков леса, остающихся в сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем раздаются призывы сохранять такие лесные участки .
Тем не менее, в целом антропогенный фактор практически не сказывается на численности сыча, а часто, наоборот, благоприятно влияет на неё. Сычи даже более охотно гнездятся вблизи жилых кварталов, потому что там обычно больше мышевидных грызунов и насекомых. Показательно, что доля грызунов в рационе сычей, живущих в населённых пунктах, значительно выше, чем у обитающих вдали от жилья . В целом, плотно заселённую индийскую сельскую местность следует считать наиболее подходящим биотопом браминского сыча, сочетающим основные необходимые для его успешного существования факторы — отличная кормовая база (большое количество мышей и насекомых), множество удобных мест для гнездования, отсутствие врагов, а также источники света, привлекающие насекомых . Выживаемость птенцов у сычей вблизи человека по этим причинам повышается примерно в полтора раза .
Во многих районах Индии, Пакистана и Бангладеш образ браминского сыча считается негативным — эта птица ассоциируется с плохим предзнаменованием, с её криком также связан ряд плохих примет и суеверий . В языках хинди и урду довольно распространено ругательство «сын совы» ( урду الو کا پٹھا , хинди उललू का पठा ), которое в английской транскрипции передаётся как ullu ka patha ), причём в данном случае подразумевается именно браминский сыч ( урду الو , хинди उललू ), видимо, как наиболее известная населению сова.