Interested Article - Vox AC30

Vox AC30 — семейство комбинированных ламповых гитарных усилителей . Оригинальный Vox AC30 был разработан в 1960 году британским конструктором Диком Денни; производство наиболее совершенной, классической конфигурации Vox AC30 Top Boost на дартфордской фабрике компании началось в 1963 году. В первую половину 1960-х годов усилители Vox доминировали на британском рынке; благодаря сотрудничеству JMI с The Beatles , The Rolling Stones , The Shadows и десятками других исполнителей Vox AC30 приобрёл репутацию «голоса» « британского вторжения ». Уникальный звуковой почерк AC30 был обусловлен особенностями выходного каскада, работающего в не типовом режиме AB, фирменным темброблоком Top Boost и разработанными специально для AC30 динамическими головками Celestion Blue.

После банкротства JMI в 1968 году торговая марка Vox несколько раз меняла владельцев. В 1970-е и 1980-е годы конструкция AC30 последовательно упрощалась, а качество её снижалось. Несмотря на это, производство АС30 в Великобритании продолжалось, с незначительными перерывами, до 2003 года. В 1994—2003 новый собственник марки, японская компания Korg , сумела восстановить качество и репутацию марки, и значительно увеличила продажи AC30. С 2004 года усилители AC30 производятся по заказу Korg в Китае компанией .

Техническое описание

За более чем полвека производства были выпущены десятки конструктивных вариантов Vox AC30. Цифры 30 в обозначении модели указывают её выходную мощность в Вт , а литеры AC — аббревиатура англ. amplifier combination — её форм-фактор комбинированного усилителя («комбика») . Габаритные размеры AC30 — примерно 700×260×550 мм — остаются неизменными с середины 1960 года , а его внешний вид — с конца 1963 года (усилители 1959—1962 годов обтягивались не чёрным, а бежевым винилом и бежевой ). Масса производимых в XXI веке вариантов составляет 31…33 кг, масса ранних вариантов достигала 36 кг (80 фунтов) .

Внутреннее устройство AC30 середины 1960-х годов

Корпус усилителя, собранный из прочной фанеры или МДФ , делится горизонтальной переборкой на два отсека. В открытом сзади нижнем отсеке установлены две двенадцатидюймовые динамические головки — либо Celestion Blue с магнитной системой из альнико , либо Celestion Green c керамическим магнитом. В авторском варианте Брайана Мэя используются головки обоих типов . В трудные для марки Vox 1970-е и 1980-е годы АС30 комплектовался и недорогими головками других марок; в XXI веке выпускались вариант AC30CC2 с головками и компактный вариант AC30CC1 с единственной головкой Celestion Neo Dog повышенной мощности .

В верхнем отсеке размещено шасси, несущее все электронные компоненты. В усилителях 1959—1993 годов применялось применялось шасси L-образного профиля, составленное из двух «корыт» . Нижнее, горизонтальное, «корыто» из стали несло на себе силовую начинку — трансформаторы , выпрямитель , сглаживающий фильтр питания и лампы выходного каскада . В верхнем, вертикальном, «корыте» из листового алюминия монтировались каскады предварительного усиления и выведенные наверх органы управления . Шасси в сборе легко выдвигалось из корпуса для обслуживания . В 1994 году конструкцию шасси упростили до единственного «корыта», размещённого вертикально вдоль задней стенки корпуса . В 2010 году начался выпуск усилителей с составным шасси, в которых на основном вертикальном «корыте» монтируются все компоненты, кроме ламп, а на приставном горизонтальном — только лампы . В классической максимальной конфигурации, сложившейся к концу 1963 года , и в её юбилейной реплике 2017 года используются одиннадцать ламп ( GZ34 , 4× EL84 , 5× ECC83 , ) , в «простых» конфигурациях 2000-х годов — восемь ламп (GZ34, 4×EL84, 3×ECC83) , а в минималистском варианте Брайана Мэя (2006 год) — всего семь ламп, включая кенотрон .

Основа электронной схемы всех AC30 (исключая неудачный транзисторный вариант 1976 года ) — двухтактный выходной каскад на четырёх миниатюрных пентодах EL84 . Выходные лампы работают в пентодном включении, с автоматическим (катодным) смещением, в режиме AB, без отрицательной обратной связи . В классических вариантах 1960-х годов выходной каскад питался от выпрямителя на октальном кенотроне GZ34, нагруженного на дроссельный сглаживающий фильтр ; в упрощённых вариантах 1973—1994 годов конструкторы вначале заменили кенотрон на диодный мост, а затем исключили из схемы дроссель . Управляющий выходными лампами фазоинвертор собран на лампе ECC83 по схеме дифференциального каскада . Каскады предварительного усиления собраны на лампах ECC83 , модулятор тремоло на лампе . Фирменная схема Top Boost (подъём верхних частот), заимствованная у Gibson , содержала дополнительный на триоде, нагруженный на пассивный темброблок с взаимозависимыми регуляторами верхних и нижних частот . Схемотехническая сложность AC30 1960-х годов обусловлена громоздкой схемой вибрато - тремоло на трёх двойных триодах и большим количеством входных каналов, позволявшим подключать к одному усилителю две или три гитары . В моделях XXI века эта возможность, как правило, не предусмотрена.

История производства и применения

Идеи конструктора

В 1956 году дартфордский предприниматель (1917—1978), следуя новейшей музыкальной моде , занялся производством гитарных усилителей. Его ранние модели, построенные по типовым решениям для бытовой радиоаппаратуры, не отличались качеством звучания и не имели успеха на рынке . В то же самое время Дик Денни (1921—2001 ) — инженер военного завода, гитарист-любитель и старый знакомый Дженнингса — построил для себя необычный двухтактный гитарный усилитель. Оценив уникальный «голос» самоделки, Дженнингс нанял Денни для разработки серийного образца; в 1958 году компания Дженнингса выпустила первые усилители по рецепту Денни . Старшей моделью в тогдашней линейке JMI был пятнадцативаттный двухтактный Vox A.C.1, вскоре переименованный в Vox AC15 — непосредственный предшественник AC30.

В отличие от Лео Фендера , использовавшего разработанный до Второй мировой войны лучевой тетрод в типовом пентодном включении , Денни применил в AC15 новейший в то время пальчиковый пентод EL84 в нестандартной, не предусмотренной справочниками конфигурации . EL84, самая мощная из миниатюрных ламп, имела высокий по меркам своего времени коэффициент полезного действия и высокие нелинейные искажения . В обычных усилителях искажения снижали, охватив выходной каскад петлёй отрицательной обратной связи . Денни считал, что в гитарном усилителе обратная связь нежелательна . Согласно его мнению, лампы выходного каскада должны «дышать свободно» и передавать в нагрузку весь спектр свойственных им гармоник .

Другой особенностью схемотехники Денни было выходных ламп и, вопреки общепринятому мнение, режим AB выходного каскада с не стандартным смещением . Усилитель, по словам Брайана Мэя , позволяет без усилий играть в пограничной зоне, где естественный тембр гитары только-только начинает «рассыпаться» ( англ. break up ) искажениями, сохраняя свойственную неискажённому звуку теплоту . Гитарист и эксперт компании Fender описывал звучание AC30 как «нечто среднее между Джорджем Харрисоном и Брайаном Мэем. Он звучит тепло, чисто и „темнее“, чем Fender, и при этом способен „рыдать“ не хуже Marshall … AC30 всегда сохраняет свойственный ему почерк, всегда звучит как Vox» . Оборотной стороной особенностей работы выходного каскада стали крайне низкий коэффициент полезного действия и частые отказы усилителей Vox . Лампы, постоянно работавшие на пределе допустимой мощности и плохая вентиляция, приводили к возгораниям . Джон Фогерти вспоминал, что в середине 1960-х годов случайно сжёг одолженный у товарища AC30, и вернулся к использованию этой модели лишь в 1997 году, при записи альбома . Но и новый AC30, со слов Фогерти, грелся как раскалённая плита .

Необычным был и выбор топологии фазоинвертора . Типовые схемы усилителей на EL84 использовали в этой роли единственный триод с парафазной нагрузкой; Денни, наперекор традиции, применил дифференциальный каскад на двух триодах по схеме Mullard . Блок вибрато - тремоло , содержавший более семидесяти компонентов, был заимствован из схемы электрооргана , а темброблока Top Boost — из схемы усилителя Gibson GA-70 . Копируя схему Gibson, Денни пропустил содержавшуюся в ней ошибку — следствием этого стала странная, нелогичная взаимосвязь между регуляторами нижних и верхних частот .

В ранних усилителях Vox использовались динамические головки Goodmans Audiom и Celestion G12, но ни та, ни другая модель не удовлетворяли слух Денни . Опытным путём он подобрал наиболее благозвучную, подходящую для гитарного усилителя конструкцию громкоговорителя, и организовал её выпуск на заводе Celestion . Новая головка (Celestion G12M, или Celestion Blue) получила магнитную систему из альнико , полностью закрытую защитным колпаком, и окрашивалась фирменной тёмной-синей эмалью . В 1960 году Celestion Blue стала основным вариантом комплектации усилителей Vox, и остаётся им в XXI веке; она по-прежнему имеет репутацию одной из наиболее удачных и благозвучных гитарных головок и вносит свой вклад в характерное звучание флагманских вариантов AC30 .

Парадоксально, но конструктор, отлаживавший свои усилители на слух , и считавшийся в этом деле непререкаемым авторитетом , был почти глухим . Денни не слышал нормальную человеческую речь — собеседникам приходилось кричать на него . Инженер JMI Джон Орам, проработавший с Денни несколько лет, утверждал, что тот никогда не слышал и настоящий «голос» своих творений . Неспособный воспринять высокочастотные обертоны конструктор увеличивал их мощность до субъективно комфортного, сбалансированного уровня; в действительности же его усилители звучали непривычно звонко и агрессивно для своего времени . C точки же зрения слушателя конца XX века звучание ранних моделей Vox, не укомплектованных темброблоком Top Boost, было «тёмным», «джазовым»: в нём не было ярких обертонов , ставших позже нормой в рок-музыке

Разработка и доводка AC30

The Shadows — инициаторы создания Vox AC30. Фото 2009 года. В левом и правом углах сцены — три AC30
Панель управления выпускаемой с 2004 года модели Vox AC30CC2. Дизайн панели остаётся неизменным с начала 1960-х годов

Vox AC15 появился в удачный момент, когда спрос на британском рынке значительно опережал предложение . Американские усилители были недоступны из-за действовавших в 1950-е годы ограничений на импорт , а продукция европейских конкурентов не отличалась качеством . AC15 был востребован артистами всех популярных направлений — от джаза до скиффла и рок-н-ролла .

В 1959 году начинающая группа The Shadows обменяла свои старые усилители Selmer на комплект из трёх новейших Vox AC15 . Рекламный контракт с The Shadows стал первым крупным успехом Дженнингса: выступавшая с Клиффом Ричардом группа быстро поднималась на вершину британской поп-музыки . Вскоре The Shadows предложили Денни построить новый, более мощный усилитель . Пятнадцативаттный AC15 был слишком слаб для больших залов, заполненных визжащими подростками: музыканты, вспоминал , почти не слышали собственных гитар . Дженнингс отказался от работы , а Денни принялся конструировать новый усилитель вопреки воле босса . Узнав об этом, Дженнингс пришёл в ярость, но затем разрешил построить опытную партию из десяти усилителей . В начале лета 1960 года компания передала The Shadows первые образцы нового усилителя, получившего в серийном производстве обозначение AC30/4 (комбинированный, тридцативаттный, с четырьмя входами). В августе инструментальная композиция группы , записанная с применением AC30, поднялась на первую строку британского хит-парада .

В проекте AC30 Денни пошёл по пути простого удвоения силовой части AC15 . Оставив без изменения принципиальную схему предварительных каскадов и фазоинвертора, он увеличил число ламп выходного каскада с двух до четырёх, и добавил второй громкоговоритель . Ширина корпуса при этом увеличилась всего на 18 см . Практическая эксплуатация показала, что простого копирования схемы AC15 было недостаточно: входные пентоды , прекрасно работавшие в AC15, в более вибронагруженном AC30 систематически самовозбуждались и приходили в негодность . Денни пришлось переработать схему и заменить более благозвучную, по его мнению, EF86 на триод 12AX7 . До конца 1960 года исправленный вариант пошёл в серию под обозначением AC30/6 (с шестью входами и тремя входными каналами — нормальным, «ярким» и вибрато-тремоло) . Впоследствии EF86 применялись лишь в юбилейной серии 2007 года . В 1961 году был выпущен «басовый» вариант AC30/6 Bass, в 1964 году «высокочастотный» вариант AC30/6 Treble — эти усилители отличались от базовой модели лишь величинами разделительных конденсаторов , определявшими полосу пропускания .

Следующим этапом усовершенствования AC30 стало доукомплектование уже выпущенных усилителей темброблоком , с помощью которого гитаристы могли бы не только уменьшать, но и увеличивать уровень высоких частот . Регулятор тембра первых АС30 позволял уменьшать, но не увеличивать уровень высоких частот, причём одновременно во всех каналах усиления; по мнению гитаристов The Shadows, этого было недостаточно . В ответ на их запросы в 1961 году компания выпустила приставку Top Boost — дополнительный темброблок на лампе 12AX7, который должен был монтироваться квалифицированным мастером между шасси и задней стенкой корпуса . Удачное с точки зрения звука решение на практике оказалось неудобным и небезопасным, и в 1963 году JMI начал выпуск вариант AC30/6 Top Boost, в которой темброблок размещался на шасси, а регуляторы тембра — на главной (и единственной) панели управления . Конфигурация этой панели оставалась неизменной до 2004 года . Характерное яркое звучание Top Boost можно услышать, например, в записанной 9 октября 1964 года Eight Days a Week .

К концу 1963 года окончательно сложился и внешний облик AC30: выбранные тогда цвета и фактуры отделки стали фирменным стандартом . В 1964 году JMI выпускала четыре варианта комбинированных C30/6: максимальную комплектацию Top Boost и три упрощённые комплектации — «басовую», «нормальную» и «высокочастотную» , и полустек Top Boost Super Twin, комплектовавшийся ревербератором . Для британского рынка такое разнообразие было избыточным, и в 1965 году компания упростила ассортимент комбинированных AC30 до единственной базовой модели AC30/6 Twin Top Boost . Развитие классических Vox AC30 завершилось .

Голос «британского вторжения»

The Rolling Stones в Осло , 24 июня 1965 года. За спинами Билла Уаймена , Брайана Джонса (слева) и Кита Ричардса (справа) — три усилителя Vox AC30
Внешние видеофайлы
. На сцене (3:30) один Vox AC30 и три более мощных стоваттных стека Vox
Queen в Ганновере , 1979 год. В правом нижнем углу — два AC30 Брайана Мэя . Мэй — не только многолетний эндорсер марки, но и разработчик нескольких минималистских вариантов AC30
The Jam в Ньюкасле , 1982 год. Слева, за спиной Пола Уэллера — четыре усилителя Vox
U2 в Нью-Йорке , 2005 год. В центре - AC30 Эджа . Именно AC30 «озвучивал» гитарные соло на всех студийных альбомах группы

Деловая стратегия Дженнингса опиралась на вербовку в ряды эндорсеров Vox всех сколько-либо популярных артистов . Менеджер JMI Чарли Корбетт разыскивал группы, ещё не сотрудничавшие с компанией, и предлагал им усилители и инструменты Vox в обмен на рекламный контракт . Наиболее перспективные команды получали аппаратуру Vox бесплатно, и вскоре она стала непременным реквизитом телевизионных шоу — её присутствие в кадре было одним из условий контракта . Рекламные развороты Vox в журналах середины 1960-х годов атаковали читателей фотографиями двадцати эндорсеров «первого уровня» и списком из ста «менее видных» исполнителей — в нём числились, например, Джин Винсент , Рой Орбисон , и исполнитель гитарного соло в . Во второй половине 1962 года в рекламе впервые появилось имя The Beatles — пока мелким шрифтом .

В июле 1962 года Брайан Эпстайн , представлявший малоизвестную тогда группу, предложил JMI безвозмездно передать в распоряжение группы комплект новейших усилителей Vox . Вместо денег Эпстайн обещал лишь рекламный контракт; группу, уверял Эпстайн, ждало блестящее будущее . Дженнингс на словах отказался заниматься «филантропией», но в действительности был готов к сделке . Его лондонский агент Рег Кларк, уловив настрой хозяина, передал Джорджу Харрисону и Джону Леннону два новых Vox AC30/6 Twin Normal , укомплектованных схемой Top Boost . JMI получил право безвозмездно использовать образ The Beatles в своей рекламе, а группа обязалась не использовать гитарные усилители конкурентов . В начале 1963 года The Beatles вошли в двадцатку эндорсеров Vox и вскоре возглавили её . Группа соблюдала принятые обязательства до самого конца концертной деятельности . Однако уже в апреле 1964 года ей пришлось сменить AC30 на более мощные модели Vox: тридцативаттные усилители, как и пятнадцативаттные, не справлялись с озвучиванием больших залов, а на стадионах их и вовсе не было слышно .

Группа The Rolling Stones заполучила свой первый Vox AC30 в январе 1963 года — его принёс с собой бас-гитарист Билл Уаймен . Усилитель стоил более ста фунтов , что делало его недоступным для начинающих музыкантов (средняя заработная плата в Великобритании не превышала 800 фунтов в год ). Уже тогда, вспоминал Кит Ричардс , AC30 был предметом культа:

«У Билла были усилители! … Vox AC30, которого никто из нас не мог позволить себе. Сработанный Дженнингсом в Дартфорде. Мы молились на него. Мы смотрели на него и падали на колени. Обладание им решало все проблемы… Это был ключевой момент: к нам приехал Билл Уаймен — точнее, к нам приехал его усилитель, а Билл всего лишь прилагался к нему . »

Летом 1963 года Дженнингс заключил c группой соглашение. The Rolling Stones наконец-то обзавелись полноценным комплектом усилителей, а Брайан Джонс получил уникальную гитару Vox Teardrop в форме лютни . Концертная сцена The Rolling Stones этого периода выглядела как выставка образцов продукции Vox . Усилители AC30 использовались при записи большинства ранних песен группы , начиная с записанной 8 августа 1963 года . В композициях первого альбоме группы (записан в январе 1964 года) слышны «голоса» трёх Vox AC30 — двух «обычных» (Ричардса и Джонса) и одного басового, подключённого к акустике Vox T60 .

Группа The Detours — будущая The Who — приобрела первый усилитель Vox при трагических обстоятельствах. Джон Энтвисл вспоминал в 1982 году о событиях двадцатилетней давности:

«Мы взяли ритм-гитаристом какого-то парня [Роя Эллиса ] , у которого водились деньги и он сумел купить себе усилитель Vox [модели AC15s ] . Мы решили, что взяв его в группу, сможем попользоваться его усилителем… однажды [30 июля 1962 года ] он уехал на выходные и утонул, и мы забрали его усилитель себе. Мы решили, что ему он уже не нужен… потом мы начали искать нового ритм-гитариста, и вот тогда-то я и уговорил Пита [Таунсенда] присоединиться к группе. Он поначалу отказывался, но я сказал ему, что у нас есть настоящий усилитель Vox. „Усилитель Vox? ну ладно…“ — и он согласился» .

Позже, когда группа сменила название на The Who , Дженнингс договорился и с ней — но этот рекламный контракт оказался недолговечным, и самым неудачным в истории марки Vox . Никто в компании не предполагал, что «визитной карточкой» группы станет гитарами . После того, как Пит Таунсенд в третий раз подряд разбил усилитель Vox, Дженнингс наотрез отказался заменять его за счёт компании и разорвал отношения с The Who . Таунсенд и Энтвисл стали постоянными клиентами Marshall ; следуя их рекомендациям, Джим Маршалл создал классический форм-фактор полного «стека» , ставший фактическим стандартом в мире тяжёлого рока и металла .

Так, всего за несколько лет, Vox AC30 завоевал британский рынок, а в США приобрёл репутацию «голоса» « британского вторжения » . Американским же музыкантам ламповые усилители Vox были недоступны. Собранные в Дартфорде усилители продавались лишь на британском рынке, а американская компания Thomas Organ, представлявшая марку на рынке США, выпускала только транзисторную аппаратуру. Первым американским эндорсером Vox стала малоизвестная группа 1960-х годов ; позже в число пользователей Vox вошли The Monkees , Tom Petty and the Heartbreakers , R.E.M. и Mars Volta .

Банкротство JMI

В течение 1964 года спрос на усилители Vox превысил возможности фабрики в Дартфорде, где к этому времени трудились 150 человек . Компании требовалась новая производственная площадка, а денег на её обустройство у Дженнингса не было . Он принял непростое решение — продать контрольный пакет предприятия военно-промышленному конгломерату Royston Industries . Дженнингс рассчитывал, что новый акционер будет финансировать расширение JMI, но всё произошло наоборот . JMI зарабатывала больше прибыли, чем все прочие компании группы ; Royston систематически изымал из JMI наличность и безвозвратно тратил её на собственный проект разработки бортовых самописцев . В 1965—1967 годы JMI продолжала создавать и выпускать новые модели, но «благодаря» менеджменту Royston её долги поставщикам непрерывно росли ; тем временем набирал силу прямой конкурент JMI — компания Marshall . Её основатель Джим Маршалл объявил Дженнингсу войну и начал жёсткий ценовой демпинг .

В 1967 году акционеры с позором уволили Дженнингса; вместе с ним из компании ушёл и Денни . По словам инженера JMI Джона Орама, формальной причиной увольнения стала личная нескромность Дженнингса, имевшего слабость к дорогим автомобилям; в действительности же Дженнингс, оставаясь в душе предпринимателем-одиночкой, не смог или не захотел принять правила корпоративной игры . Новая компания Дженнингса и Денни некоторое время выпускала аппаратуру под маркой Jennings, но успеха не имела . Провалом завершился и авиационный проект Royston: конгломерат проиграл конкурс на поставку оборудования в Королевские ВВС , и в 1967 году обанкротился . Объявленная несостоятельной JMI прекратила существование; в 1968 году её производство было выкуплено бывшими менеджерами и возобновило деятельность под именем Vox Sound Equipment Limited (VSEL, позже VSL) — но в 1969 году обанкротилась и эта компания . Неудачи предпринимателей пока не сказались на репутации усилителей Vox; они, как и раньше, продолжали привлекать начинающих гитаристов. Именно в 1969 году, следуя совету Рори Галлахера , приобрёл свой первый AC30 Брайан Мэй .

Деградация марки

В 1970 было закрыто последнее ещё действовавшее производство JMI в . Торговая марка Vox перешла в собственность кредитора VSEL — компании Birch-Stolec, которая развернула в Гастингсе производство «улучшенных» Vox AC30 — первых комбинированных AC30, предусматривавших «в базе» установку пружинного ревербератора (в полустеках Vox ревербератор впервые появился в 1964 году ). Чтобы снизить себестоимость, в новых усилителях вместо навесного монтажа компонентов были применён печатный , с установкой ламповых панелек непосредственно на платы . Усилители этого поколения, производившиеся в 1970—1973 годы, оказались чрезвычайно ненадёжными: из-за систематического перегрева токопроводящие дорожки плат горели, а сами платы коробились .

В 1972 году марка Vox перешла от Birch-Stolec к британскому дистрибьютору усилителей Fender — компании Dallas Industries . Новый владелец перенёс производство в и отказался от неудачных опытов с печатным монтажом: в 1974—1980 годы в AC30 применялся качественный навесной монтаж на длинных . Выпрямитель на кенотроне был заменён на диодный мост — это, с одной стороны, ухудшило динамику, а с другой позволило увеличить выходную мощность до 40 Вт; в остальном ламповые AC30 Dallas Industries повторяли схемотехнические решения Дика Денни . Dallas Industries выпускала под именем AC30 и транзисторные усилители . При худшем качестве звучания они всё же имели своих поклонников — например, группу Status Quo .

В 1978 году Dallas Industries, так и не сумевшая ни увеличить продажи в Великобритании, ни вернуть себе североамериканский рынок, уступила права на марку Vox компании Rose Morris — дистрибьютору Marshall в континентальной Европе . Завод в Шоберинесс продолжал выпуск AC30 до конца 1982 года, теперь — по заказу Rose Morris . По инициативе нового владельца конструкция усилителя вновь вернулась к печатному — точнее, гибридному, — монтажу: пассивные компоненты монтировались на печатных платах, лампы — на металлическом шасси . Себестоимость гибридного варианта была по-прежнему высока, качество сборки хромало . Главной же проблемой стало истощение старых запасов качественных ламп западноевропейского производства. Доступные в начале 1980-х годов лампы ECC83 отличались высоким микрофонным эффектом , а использовавшие их усилители — склонностью к самовозбуждению . Низкокачественные лампы EL84 китайского и восточноевропейского производства не выдерживали повышенного напряжения питания, свойственного всем AC30 c полупроводниковыми выпрямителями .

AC30 Twin Top Boost Рори Галлахера
«Бюджетный» Vox AC30CC2 китайского производства, как и его предшественники, визуально повторяет дизайн начала 1960-х годов

Rose Morris поручила инженеру Marshall Кену Флеггу перепроектирование шасси AC30 . Флегг перенёс лампы, ранее располагавшиеся на вертикальной панели шасси, на горизонтальную панель, а все пассивные компоненты — на общую печатную плату из одностороннего стеклотекстолита . Само шасси осталось двойным, L-образным . Флегг уменьшил коэффициент усиления каскадов предварительного усиления, что должно было уменьшить микрофонный эффект, и ограничил выходную мощность на уровне 30 Вт — чтобы безопасно использовать низкокачественные лампы китайских и восточноевропейских заводов; всё это неизбежно изменило «голос» усилителя . Разработанный Флеггом вариант Vox AC30 пошёл в серию в 1985 году и выпускался на заводе Audio Factors в Лидсе до 1988 года . На практике усилитель Флегга оказался самым неудачным в истории Vox, да и качество его сборки на заводе Audio Factors было неудовлетворительным . В 1988 году Rose Morris перенесла производство в Уэллингборо на завод Precision Electronics; год спустя Rose Morris выкупила этот завод в собственность и переименовала его в Vox Amplification plc .

Выпускавшийся с 1988 по 1993 годы в Уэллингборо Vox AC30 модели 1007 рекламировался как «возвращение к истокам», как якобы точное повторение шедевра Дика Денни . Действительно, сигнальный тракт модели 1007 повторял классическую схему середины 1960-х , но её блок питания был выполнен на полупроводниковых диодах и не порождал характерной для классических AC30 компрессии сигнала . Ревербератор, впервые в истории Vox, стал не опцией, а стандартным оборудованием базового модели . Цепи накала ламп, начиная с AC30 Limited Edition 1990 года, питались постоянным током . Главным же отличием от всех предшествовавших моделей стало новое шасси и полностью печатный монтаж . Инженеры Precision Electronics отказались от составного L-образного шасси и заменили его единственным вертикально ориентированным «корытом» . Все пассивные компоненты схемы, ламповые панельки и органы управления монтировались на общую печатную плату, крепившуюся на под шасси . Надёжность нового конструктива была по-прежнему низкой из-за склонности к перегреву выходных ламп; несмотря на это, он продержался на конвейере до 2004 года . В 1991 году усилитель этого поколения стал основным концертным усилителем Пола Маккартни .

Возрождение. Перенос производства в Китай

Летом 1992 года Rose-Morris прекратила существование . Завод в Уэллингбро был закрыт, владельцем марки Vox стала японская компания Korg , уже владевшая исключительным правом на дистрибуцию аппаратуры Marshall в США . Korg поручила спасение репутации марки, испорченной неудачными «улучшениями» Rose-Morris, тому самому Джиму Маршаллу , который некогда поспособствовал разорению JMI . Вскоре ведущий конструктор Marshall Стив Грайндрод подготовил документацию на выпуск новой, приближенной к оригиналу, модели AC30; c 1994 по 2003 год все AC30 производились на заводе Marshall в Милтон-Кинс . Модель этого периода AC30TBX приобрела репутацию лучшего Vox, выпущенного после ликвидации JMI . Десятилетие в целом оказалось для марки удачным и прибыльным, но в начале 2000-х годов производство в Великобритании стало экономически невыгодным, Marshall потерял интерес к работе на Korg, и японская компания приняла решение перенести производство Vox в Китай .

По рекомендации Грайндрода, уже плотно работавшего с китайскими промышленниками, выбор остановился на шэньчженьской фабрике компании . C 2004 года все усилители Vox производятся в Шеньчжене . Korg разделила классические модели AC15 и AC30 на две параллельные линейки: в «бюджетной» линейке Custom Classics (AC30CC, AC30C2 и так далее) использовался экономичный печатный монтаж, в верхней линейке Handwired — дорогостоящий навесной монтаж . Несмотря на негативную прессу и возмущение гитаристов, китайские Vox были хорошо приняты покупателями и к 2007 году марка Vox восстановила утраченное ранее положение на рынке .

Комментарии

  1. Фактический диаметр по металлу 309 мм, диаметр монтажного отверстия 283 мм (данные продукции 2017 года) .
  2. Встречающееся в литературе утверждение о том, что при записи «темы Джеймса Бонда» использовались усилители Vox — неверно. По воспоминаниям самого Флика, незадолго до записи его Vox AC15 упал со сцены, и ему пришлось использовать Fender Vibrolux
  3. Встречающееся в литературе утверждение, что один из «битлов» использовал AC15 — ошибочно. The Beatles никогда не использовали Vox AC15 .

Примечания

  1. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. 13 декабря 2017 года.
  2. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  3. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано из 15 февраля 2018 года.
  4. . Celestion. Дата обращения: 8 декабря 2017. 13 декабря 2017 года.
  5. Brian May , Johm Oram, The Guitarist staff. . Guitarist magazine (13 июня 2016). Дата обращения: 27 ноября 2017. 13 декабря 2017 года.
  6. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. 23 ноября 2017 года.
  7. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. 11 декабря 2017 года.
  8. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. 28 декабря 2017 года.
  9. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  10. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  11. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано из 13 декабря 2017 года.
  12. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 13 декабря 2017 года.
  13. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  14. Hunter, D. // Vintage Guitar. — 2007. — № November.
  15. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано из 13 декабря 2017 года.
  16. Petersten, David. . — The Guardian . — 2001. — № July 10.
  17. , p. 31.
  18. www.aikenamps.com. Дата обращения: 20 июня 2019. 20 июня 2019 года.
  19. , pp. 32—33.
  20. , «When I was a Golliwog…» (группа The Golliwogs существовала в 1964-1967 годы).
  21. , «…the guy let me use his Vox and I blew it up…».
  22. , «You can fry eggs on them, they get so hot…».
  23. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  24. , 5:15.
  25. , 6:30.
  26. , 6:40.
  27. , 6:50.
  28. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  29. , 7:00.
  30. , 7:15...7:59.
  31. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано из 13 декабря 2017 года.
  32. , «Top Boost is what’s largely responsible for the brilliant timbre…».
  33. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано из 14 февраля 2018 года.
  34. , pp. 30—31.
  35. Prown, P. // Vintage Guitar. — 2012. — № April. — P. 29—30. .
  36. , p. 69.
  37. , p. 67.
  38. , 10:00.
  39. , 10:30.
  40. , 10:45.
  41. , 11:00.
  42. , p. 72.
  43. , p. 68.
  44. , 11:10.
  45. , p. 87.
  46. , «The audition was all the more successful for the superb Vox AC30…».
  47. , Chapter 4. «January 1963. Wednesday 2».
  48. Lee, D. . The Guardian (13 января 2004). Дата обращения: 7 декабря 2017. 13 декабря 2017 года.
  49. , Chapter 4. «It covers the crucial span when Bill Wyman arrived…».
  50. , «Chapter 4. January 1963. Wednesday 2».
  51. , «Fame brought the Stones their own endorsement deal with Vox…».
  52. , «His sound is pretty saturated, resulting no doubt from the Top Boost…».
  53. , «His amplification consisted of a Vox AC30 amp head and a Vox T60…».
  54. , p. 19.
  55. , "By mid-1962, the stage was set for Townshend's arrival...".
  56. , p. 24.
  57. , «The Vox AC30 became the standard amp of the British invasion bands…».
  58. , «The indelible Vox logo, synonymous with the sixties British invasion».
  59. , «The sound of the British invasion is very much the sound of Vox».
  60. , «The first American band to use Vox is being the Brothers Grim…».
  61. , 26:52.
  62. , 27:02.
  63. , 27:10.
  64. , 27:30.
  65. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  66. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  67. , «The following day Tom Jennings phoned me again…».
  68. , 28:00.
  69. , 28:25.
  70. , 27:40.
  71. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 10 сентября 2017 года.
  72. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 29 ноября 2017 года.
  73. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 13 декабря 2017 года.
  74. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  75. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  76. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 13 декабря 2017 года.
  77. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 11 декабря 2017 года.
  78. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 22 сентября 2017 года.
  79. , p. 33.
  80. . North Coast Music (1998-2017). Дата обращения: 4 декабря 2017. Архивировано из 13 декабря 2017 года.
  81. , «Then, in 1993, new owner was announced: Korg…».
  82. , «As a result, to this day the Vox AC30 is manufactured at Jim's…».

Источники

  • Babiuk A. Beatles Gear: All the Fab Four's Instruments, from Stage to Studio. — Hal Leonard Corporation, 2015. — ISBN 9781617130991 .
  • Fogerty J. Fortunate Son: My Life, My Music. — Hachette UK, 2015. — ISBN 9780316244565 .
  • , Eiche J. Amps!: The Other Half of Rock 'n' Roll. — Hal Leonard Corporation, 1993. — (Musical Instruments Series). — ISBN 9780793524112 .
  • Maloof R., Marshall J. Jim Marshall - The Father of Loud: The Story of the Man Behind the World's Most Famous Guitar Amplifiers. — Backbeat Books, 2003. — ISBN 9781617132643 .
  • Margotin P. The Rolling Stones All the Songs: The Story Behind Every Track. — Hachette UK, 2016. — ISBN 9780316317733 .
  • Neill, A. A History of Heavy Metal. — Hachette UK, 2017. — ISBN 9781472241467 .
  • Neill A., Kent M. Anyway Anyhow Anywhere: The Complete Chronicle of the Who 1958-1978. — Random House, 2011. — ISBN 9780753547977 .
  • Philips W., Cogan B. Encyclopedia of Heavy Metal Music. — ABC-CLIO, 2009. — ISBN 9780313348013 .
  • Richards K. Life. — Hachette UK, 2010. — ISBN 9780297858621 .
  • . Guitar Amplifier Encyclopedia. — Skyhorse Publishing, Inc., 2016. — ISBN 9781621535010 .
  • Tolinski B. Play It Loud: An Epic History of the Style, Sound, and Revolution of the Electric Guitar. — Knopf Doubleday, 2016. — ISBN 9780385541008 .
  • Vox Pop: How Dartford powered the British Beat Boom [телефильм] / продюсер и режиссёр Vince Rogers, архивные исследования Sam Supple. — BBC Productions South East , 2011.
  • Wilkerson M. Who Are You: The Life Of Pete Townshend. — Omnibus Press, 2009. — ISBN 9780857120083 .
Источник —

Same as Vox AC30