Interested Article - Сазонова, Нина Афанасьевна

Ни́на Афана́сьевна Сазо́нова ( 25 декабря 1916 [ 7 января 1917 ], Константиново , Александровский уезд , Владимирская губерния , Российская империя 1 марта 2004 , Москва , Россия ) — советская и российская актриса театра и кино , певица ; народная артистка СССР (1977). Кавалер ордена Ленина (1987).

Большую часть жизни ( 1938 2002 ) посвятила работе в Центральном театре Советской Армии , где сыграла множество ролей. Много играла в кино, наиболее запоминающиеся её роли в фильмах « Женщины », « Повесть пламенных лет », « Простая история », « Живёт такой парень », « День за днём » (телесериал), « Зигзаг удачи » .

Биография

Детство и юность

Нина Сазонова родилась в селе Константиново Александровского уезда Владимирской губернии (ныне — Сергиево-Посадский район , Московская область ) . В семье Афанасия Михайловича и Матрёны Семёновны Сазоновых было пятеро детей — Серафима, Татьяна, Николай, Борис и Нина, самая младшая. Отец играл на гитаре , мать — на скрипке , братья — на баяне . В семье часто проводились представления-концерты .

В 1920-е годы семья переехала в Кимры и поселилась в коммунальной квартире на улице Троицкой . В 1925—1929 годах училась в начальной школе № 4, в 1929—1932 — в средней школе. В те годы у Нины проявились первые актёрские задатки. Анна Михайловна Курятникова, первая учительница, заметила склонность своей ученицы к искусству и всячески способствовала её развитию . Впоследствии актриса вспоминала: «Сидим мы за партами, выводим буковки. И только начинаем уставать, отвлекаться, как слышим голос Анны Михайловны: „Давайте-ка споём“. Достанет гитару, присядет на парту и скажет: „Петь будем тихонечко“. Мы перепели с ней все русские песни и романсы! Переиграли все сказки и всех зверушек. Первая моя роль была Колобок. Эта замечательная роль досталась мне по праву: была я сбитая, юркая, ловкая девчонка. Так первая моя учительница заложила во мне любовь к творчеству — да нет, ко всему живому, яркому, к празднику, помогающему одолеть боль» .

В свободное от учёбы, а впоследствии и работы (в 1932—1934 годах работала счетоводом Кимрского городского потребительского общества) время Нина вместе с сестрой Татьяной посещала драмкружок «Красный обувщик» при обувной фабрике «Красная звезда». Руководитель кружка Д. П. Быченков разглядел в девушке незаурядные способности, много работал с ней, совершенствуя её актёрское мастерство .

Мемориальная доска в память о Нине Сазоновой на доме в Кимрах, в котором она проживала в 1920—1930-е годы.

В одной из московских газет Быченков прочитал объявление о дополнительном наборе в студию при Центральном театре Красной Армии и предложил ей попробовать поступить туда . Несмотря на возражения матери, в 1934 году отправилась в Москву .

Желающих поступить в студию оказалось несколько сотен. Приёмная комиссия должна была отобрать для учёбы только троих. На экзамене она покорила членов комиссии своим исполнением монологов из пьес и русских народных песен и, несмотря на высокую конкуренцию, прошла конкурс и была принята в студию . Наставником юной актрисы в студии был А. Д. Попов . По словам литературного критика Н. Д. Старосельской , она была истинной ученицей Попова: органически впитывала всё, что говорил педагог о работе актёра, о воспитании его внутреннего мира, без «строительного материала которого персонаж предстанет обыденным, лишённым человеческих свойств, черт личности» .

Дебютировала актриса в 1938 году в спектакле «Учитель» С. А. Герасимова в роли Маньки Лагутиной. На спектакль из Кимр в Центральном театре Красной Армии приехала и мать, и первая учительница Нины Анна Курятникова . По другим данным, первой ролью Нины Афанасьевны стала роль Маши в водевиле « Лев Гурыч Синичкин » .

Великая Отечественная война

После начала войны , в один из летних дней 1941 года в театре шла очередная репетиция. Внезапно появился А. Д. Попов, сразу же велевший артистам отправляться на Белорусский вокзал , где проходили проводы мобилизованных на фронт. На импровизированной сцене под аккомпанемент баяна состоялся небольшой концерт .

Через некоторое время и сама актриса вместе с бригадой театра отправилась на фронт. С актёрами театра выступала в воинских подразделениях, в госпиталях, на передовой . Во время битвы за Москву выступила во всех передовых частях .

В один из зимних дней бригада выступала на передовой в энском подразделении. За актёрами пришёл военный, который должен был провести их через лес в другую часть. Из-за того, что дорога была заминирована, актёры были вынуждены идти «след в след». Сазонова шла в середине, но в какой-то момент оступилась и наступила на противотанковую мину . Военный скомандовал: «Стой, не шевелись!». Он провёл актёров дальше, а Нине Афанасьевне сказал: «Если хочешь остаться в живых — не двигайся с места. Нам идти ещё минут пятнадцать. Я отведу бригаду и с сапёром вернусь». Актриса простояла на мине около часа, до прихода сапёра .

Летом 1942 года концертная бригада театра Красной Армии попала в окружение под Харьковом . В результате столкновений с немцами многие погибли, Сазоновой и полковнику РККА из бригады удалось укрыться от врагов в стоге сена. Немецкие солдаты, прочёсывая территорию, проверяли каждый стог вилами, не обошли они и укрытие Нины Афанасьевны и полковника. Офицера вытащили из стога, но Нину не заметили. Утром следующего дня она выбралась из стога, а через некоторое время встретила местную жительницу. Деревенская старушка приютила девушку, на следующий день дала ей деревенскую одежду и прут со словами: «Скажешь, корова потерялась». Встреченные немцы её не тронули. Усталая и измождённая, актриса была подобрана советскими разведчиками, вместе с которыми пересекла линию фронта — и оказалась в руках сотрудников органов государственной безопасности , которые подвергли её допросам. Всё это сильно повлияло на психическое здоровье актрисы — впоследствии ей поставили диагноз: « шизофрения » .

По воспоминаниям самой актрисы, когда она, вернувшись в Москву, пришла в свой театр, охранник не узнал её и не пропустил — настолько за годы, проведённые на войне, изменилась её внешность . Но через некоторое время она была вынуждена вернуться на фронт .

После войны

После окончания войны продолжила работать в театре Советской Армии, а в конце 1950-х годов начала активно сниматься в кино .

В 1951 году Сазонова окончила Университет марксизма–ленинизма Московского городского комитета ВКП(б) (филиал при Центральном доме работников искусств СССР ) .

В 1958 году А. П. Довженко предложил актрисе роль солдатской матери Степаниды, потерявшей на фронте семерых сыновей (фильм « Поэма о море »). Режиссёр, несмотря на сомнения актрисы в своих силах, убедил её сняться в картине, сказав что у неё «глаза матери». Роль в «Поэме» стала её кинодебютом .

Киногероини в её исполнении обрели всенародную известность . В основном актриса играла жён, матерей, тёть. По словам Н. Старосельской, за достаточно банальным определением амплуа актрисы скрывалось умение «слепить характер из мельчайших деталек и возвести его в определённый, узнаваемый и воспринимаемый тип» .

Актрисе прекрасно удавалось исполнять роли простых женщин из народа. По рассказам современников, после премьеры фильма « Живёт такой парень », в котором она сыграла роль тётки Анисьи, режиссёру картины В. М. Шукшину пришло письмо со следующим содержанием: «Товарищ режиссёр, кто играет эту тётку Анисью? Если наша деревенская баба, объясните, как её научили играть. А ежели артистка, так что же она у вас такая деревенская?» .

После показа картины « День за днём », в котором актриса играла роль тёти Паши, в Москву из разных концов СССР приходили тысячи писем, причём на некоторых из них было написано всего лишь: «Москва. Тёте Паше». Даже такие письма доходили до адресата . Сазонова была первой исполнительницей песни из фильма «Стою на полустаночке», которая впоследствии стала популярной в исполнении Валентины Толкуновой ; Сазонова исполняла эту песню под баян, в более медленном темпе .

По признаниям актрисы, она любила гастролировать. В 1970-е годы посетила с концертами другие страны и многие города СССР. Неоднократно приезжала в город Кимры, где провела детство и юность. «Пока приглашают, грех отказываться, да и силы есть. А что до шефских концертов — то как можно отказаться приехать и встретиться с солдатами, рабочими. Я ведь блатную публику не люблю», — говорила она .

2 марта 1977 года актрисе было присвоено звание народной артистки СССР .

В конце 1980 -х годов здоровье актрисы ухудшилось, но несмотря на болезни, она не прервала творческую деятельность . В 1987 году в Большом зале Центрального театра Советской Армии состоялся её юбилейный вечер. Ей преподнесли множество подарков из разных уголков страны, в том числе букет, составленный сотрудниками Ботанического сада АН СССР . Была оглашена поздравительная телеграмма от строителей Саяно-Шушенской ГЭС , в которой рабочие благодарили актрису за выступления и приглашали на предстоящее открытие станции .

Последние годы жизни

Памятник на Ваганьковском кладбище

В новогоднюю ночь с 31 декабря 2001 года на 1 января 2002 года сын актрисы Михаил в пьяном состоянии избил её. Она потеряла сознание, а сын отправился спать. Утром Михаил обнаружил тело матери на полу без сознания и, решив, что совершил убийство, выбросился из окна 11-этажного дома на Селезнёвской улице . Актриса в тяжёлом состоянии была доставлена в реанимацию госпиталя Министерства обороны Российской Федерации .

После выписки у актрисы неожиданно появилась сиделка — медсестра Лариса Свиренко, назвавшаяся двоюродной племянницей актрисы. Так называемая «опека» закончилась тем, что в марте 2002 года Сазонова оказалась в больнице в Новозагарье , получившей известность «дома престарелых» , а её прежняя квартира была продана за несколько сотен тысяч долларов , поскольку ранее народная артистка переоформила квартиру на имя Свиренко . Сама актриса о своей сиделке отзывалась благоприятно .

Вскоре после произошедшего внук актрисы Евгений попытался увезти актрису на Кипр , но из-за противопоказаний врачей не смог этого сделать. В прессе Евгений был представлен как материально заинтересованный человек, не имеющий интереса к судьбе бабушки , по словам Свиренко, Сазонова к внуку относилась негативно . Внук также заявил, что стараниями Свиренко актриса была ограждена от общения с ним . Через некоторое время из квартиры Сазоновой начали пропадать ценные вещи, исчез и орден Ленина , которым актриса была награждена в 1987 году .

За время болезни перенесла два инсульта , заново училась ходить , обострился артрит , кроме того, ей был поставлен диагноз « деменция ». В конце сентября 2003 года Лариса Свиренко сняла квартиру на окраине Москвы и поселилась в ней вместе с актрисой .

24 февраля 2004 года состояние здоровья актрисы резко ухудшилось, она была доставлена в 56-ю больницу Москвы . Скончалась в ночь с 29 февраля на 1 марта 2004 года от острой сердечной недостаточности . Похоронена на Ваганьковском кладбище (участок № 25), затраты по погребению взял на себя Театр Российской армии .

Личная жизнь

После войны актриса вышла замуж за директора художественной галереи Александра Капитоновича Борисова, у них родился сын Михаил. Брак с Борисовым продлился недолго .

В интервью « Первому каналу » актриса Л. И. Касаткина рассказывала: «Почему она не выходила замуж? Ей предлагали довольно интересные мужчины. И Холодилин — замечательный актёр, и Вешняков, но она отказывала, потому что так любила сына. Может быть, даже слишком» .

В 16 лет Михаил привёл в дом свою первую жену Наталью. Чтобы содержать семью, ему пришлось бросить школу . Мать выступала категорически против этого брака, всячески игнорировала невестку. Через некоторое время в молодой семье родился сын Евгений, а вскоре Михаил и Наталья развелись .

После развода Михаил, оставшийся жить с матерью, начал употреблять алкоголь, пристрастился к азартными играм. Из-за вредных привычек молодой человек потерял работу, влез в долги, которые она была вынуждена выплачивать .

В последние годы жизни была полностью изолирована Михаилом от внешнего мира: он не подпускал мать к телефону, не впускал гостей в квартиру. Исключение было сделано им в канун встречи нового, 2002 года , незадолго до случившейся в новогоднюю ночь трагедии: Михаил впустил в дом представителей театра, пришедших поздравить актрису .

Оценки и мнения

Партнёр актрисы по фильму «Наш дом», народный артист СССР А. Д. Папанов писал: «Кажется, что она и не играет вовсе, такова сила перевоплощения, создания ярких женских характеров. Она очень добрый и искренний человек. И ещё — очень скромная» .

Кинорежиссёр и писатель В. М. Шукшин , в картинах которого играла актриса, говорил о ней: «Сазонова — воплощение российского материнства, к которому нельзя относиться иначе как с чувством трепетного почтения» .

По мнению ряда авторов, ей обязаны своей популярностью песни, которые исполняли её героини: «Сестричка», «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальс расставания» . Народная артистка СССР Л. Г. Зыкина говорила, что никогда бы не рискнула исполнять песенный репертуар подруги, поскольку не смогла бы достичь такой глубины переживаний .

Творчество

Театральные работы

Фильмография

Телеспектакли

Участие в фильмах

  • 1995 — Валентина Владимирова (из цикла телепрограмм канала ОРТ « Чтобы помнили ») (документальный)

Архивные кадры

  • 2007 — Всенародная актриса Нина Сазонова (документальный)

Награды и звания

Советские государственные награды и звания:

Российские государственные награды:

Память

Комментарии

  1. Согласно ряду источников, Нина Сазонова скончалась в ночь с 29 февраля на 1 марта 2004 года. На надгробном памятнике актрисы на Ваганьковском кладбище именно 1 марта 2004 года указано в качестве даты её смерти.
  2. Ныне — Центральный академический театр Российской армии, до 1951 года — Центральный театр Красной армии, с 1951 года по 1993 год — Центральный театр Советской армии.
  3. В некоторых источниках как место рождения ошибочно приводится город (до 3 [16] июня 1917 — село) Кимры .
  4. В советское время улица носила имя Розы Люксембург , в 1992 году обрела прежнее название.

Примечания

  1. , с. 115.
  2. , с. 244.
  3. , с. 112.
  4. Лернер Л. Вы подумайте о наших матерях... // Смена : журнал. — М. : изд-во «Правда» , 1987. — № 3 (5105) .
  5. , с. 113.
  6. Екатерина Щеглова. . Женский журнал «Суперстиль» (21 декабря 2012). Дата обращения: 2 июня 2014. 31 мая 2017 года.
  7. . Сайт «Киносозвездие». Дата обращения: 5 июня 2014. 6 марта 2016 года.
  8. , с. 243.
  9. , с. 114.
  10. Григорий Заславский. . Вести FM (9 мая 2014). Дата обращения: 5 июня 2014. 5 марта 2016 года.
  11. Виктор Борзенко. . Театрал (8 мая 2013). Дата обращения: 5 июня 2014. 5 октября 2017 года.
  12. Ирина Боброва. . Московский комсомолец . — № 485 (12 января 2000). Дата обращения: 2 июня 2014. 28 июля 2017 года.
  13. Центральный Академический театр Советской Армии / Редактор-составитель А. М. Смелянский. — М. , 1980. — С. 48.
  14. Захарьев А. // Коммерсантъ-Власть : журнал. — 8 марта 2004. — № 9 (562) . — С. 55 . 18 мая 2015 года.
  15. . NEWSru.com (7 января 2002). Дата обращения: 9 июня 2014. 19 июня 2017 года.
  16. Вахрамов В. Москва. Тёте Паше // Приложение к « Народной газете ». — 1998. — № 4 (41) .
  17. . Комментарий Валентины Толкуновой к песне «Стою на полустаночке» . Youtube-канал «Валентина Толкунова: творчество и судьба (10 июля 2015). Дата обращения: 15 декабря 2020. 11 августа 2020 года.
  18. . Дата обращения: 15 декабря 2020. 21 октября 2020 года.
  19. , с. 116.
  20. , с. 117.
  21. Жегин Н. Вечер Сазоновой // Театр : журнал. — М. , 1987. — № 8 . — С. 102-104 .
  22. , с. 118.
  23. Анастасия Плешакова, Ярослав Щедров. . Комсомольская правда (12 января 2002). Дата обращения: 2 июня 2014. 30 июня 2017 года.
  24. Антон Клюев, Сергей Нехамкин. . Известия (25 ноября 2003). Дата обращения: 2 июня 2014. 28 апреля 2017 года.
  25. .
  26. Елизавета Никифорова. . Газета «Собеседник» (12 января 2017). Дата обращения: 11 февраля 2017. 12 февраля 2017 года.
  27. Маслова Л. // Коммерсантъ : газета. — 2 марта 2004. — № 37 (2876) . — С. 21 . 4 августа 2017 года.
  28. . Первый канал (7 января 2007). Дата обращения: 16 июня 2015.
  29. Папанов А. Загадка простоты // Советская Россия . — 7 января 1997.
  30. Варвара Ложкина. . tverlife.ru (16 января 2014). Дата обращения: 2 июня 2014. 16 января 2017 года.
  31. . Сайт Президента России . Дата обращения: 9 июня 2015. 10 марта 2016 года.
  32. , с. 121.
  33. . ТАСС (12 мая 2016). Дата обращения: 11 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  34. . peterstamps.ru . Дата обращения: 17 октября 2017. 18 октября 2017 года.
  35. . Минобороны России (10 февраля 2022). Дата обращения: 10 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.

Литература

  • Коркунов В. И. «Ниночка кимрская» (путь актрисы) // Страницы кимрской истории. Книга вторая: краеведческие очерки / В. И. Коркунов, В. В. Коркунов. — Тверь: Марина, 2010. — С. 112—122. — 344 с. — ISBN 978-5-903728-26-8 .
  • Раззаков Ф. И. // Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев. — М. : Эксмо , 2005. — 671 с. — ISBN 5-699-10035-0 .
  • Сазонова Нина // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М. : МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3 , 5-93696-010-2.
  • Старосельская Н. Д. Нина Сазонова // / Под ред. Б. М. Поюровского . — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА , 2002. — 304 с. — (Выдающиеся мастера. Театр). — ISBN 5-7805-0948-4 .
Источник —

Same as Сазонова, Нина Афанасьевна