Архангельский, Алексей Макарович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Мака́рович Смирно́в ( 28 февраля 1920 , Данилов , Ярославская губерния , РСФСР — 7 мая 1979 , Ленинград , СССР ) — советский актёр театра и кино ; заслуженный артист РСФСР (1976). Член ВКП(б) с января 1944 года. Участник Великой Отечественной войны .
Получил широкую известность благодаря комедийным ролям в кино, наиболее известной из которых стал тунеядец Федя из фильма Леонида Гайдая « Операция „Ы“ и другие приключения Шурика » (1965). Позже Смирнов был «открыт» зрителю как талантливый драматический актёр, прежде всего благодаря роли механика Макарыча в фильме Леонида Быкова « В бой идут одни „старики“ » (1973).
Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в Данилове Ярославской губернии в семье Макара Степановича и Анны Ивановны Смирновых. По национальности — русский . В середине 1920-х годов семья переселилась в Ленинград . Его отец рано ушёл из жизни, а его мать осталась с двумя детьми: кроме него самого, был ещё и младший Аркадий. Жили Смирновы в коммунальной квартире по адресу ул. Петра Лаврова , д. 44 . Будущий актёр учился в школе № 12 Центрального района (ныне — школа № 163 Центрального района).
Ещё в школе он начал играть в драмкружке. В 1940 году окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и был принят в труппу этого же театра. Там он успел сыграть всего лишь одну роль — Чёрного Орла в оперетте « Роз-Мари » .
Призван в РККА в октябре 1940 года . С началом Великой Отечественной войны ушёл добровольцем , служил в действующей армии химинструктором, а затем командиром огневого взвода 3-й артиллерийской батареи , (7-й миномётной Проскуровской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого бригады, 3-й гвардейской артиллерийской Житомирской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова дивизии прорыва РГК ). В составе своего подразделения он принимал участие в боях на Западном , Брянском , 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах ; неоднократно ходил в разведку в тыл врага. В наградном листе от 22 июля 1943 года на медаль «За отвагу» указано, что он лично уничтожил трёх гитлеровцев автоматным огнём, будучи в разведке; заменив выбывшего из строя командира миномёта, вёл интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до двух взводов пехоты противника .
Во время прорыва немецкой обороны в районе деревни Онацковцы 4 марта 1944 года он со своим взводом уничтожил миномётную батарею, станковый пулемёт и до 30 солдат противника. Отбив Онацковцы, взвод продвинулся вперёд и 9 марта овладел городом Староконстантинов . В том бою он, занимая должность старшего сержанта, со своим взводом уничтожили 2 станковых пулемёта, 75-мм орудие и 35 пехотинцев противника. За мужество, проявленное в этих боях, он был представлен к ордену Отечественной войны I степени , но был награждён менее значимым орденом Красной Звезды .
20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник бросил в атаку до 40 бойцов. Смирнов бросился в бой с личным оружием, воодушевляя товарищей, тем самым отбив атаку. В том бою немцы потеряли 17 солдат, а сам он лично взял в плен семь человек. Через неделю, в районе деревни , выбирая новые огневые позиции, сам он и трое его однополчан столкнулись с группой противника из 16 человек. Немцы попытались взять советских солдат в плен, но те дали отпор, уничтожив 9 и взяв в плен пятерых. За личное мужество в этих боях он был удостоен ордена Славы III степени .
В ходе Висло-Одерской операции 17 января 1945 года его батарея попала в засаду в районе деревни . Сам он с тремя красноармейцами атаковал немцев. Он лично уничтожил троих и взял в плен двоих солдат противника, открыв путь к дальнейшему продвижению. 22 января 1945 года, во время форсирования реки Одер , он с расчётом переправили на себе миномёт. Закрепившись на левом берегу, уничтожили две пулемётные точки и до 20 солдат противника. В результате 36-й гвардейский стрелковый полк сумел удержать и расширить плацдарм в районе деревни Эйхенрид (ныне ), а сам он был награждён орденом Славы II степени .
При своих заслугах он также руководил в полку художественной самодеятельностью: только в мае—июле 1944 года он организовал 10 концертов перед аудиторией общей численностью в 6500 красноармейцев. В смотрах красноармейской художественной самодеятельности в 1943 и 1944 годах самодеятельность полка, где служил будущий актёр, заняла первое место среди частей дивизии. Сам он в этот же период представлялся к ордену Красной Звезды , но вместо этого был награждён менее значимой медалью «За боевые заслуги» .
Завершить войну в Берлине ему не удалось: во время одного из боёв при форсировании Одера он был сильно контужен и после лечения в госпитале был комиссован.
В 1946 году он был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии . Будучи неизвестным, актёр жил бедно: не было ролей в кино и каких-либо значимых ролей в театре, к тому же он ухаживал за больной матерью, у которой после гибели его брата Аркадия на фронте развилось психическое заболевание. Он не мог уделять достаточно времени уходу за матерью из-за многочисленных гастролей и в 1952 году покинул театр, перейдя в « Ленгосэстраду » .
Позже внушительная комплекция и простодушная внешность помогли ему выделиться среди других актёров, и режиссёры стали предлагать ему комедийные роли второго плана. Театральной публике полюбились его смешные и неуклюжие увальни. В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра музыкальной комедии, в том числе в таких спектаклях, как « Вольный ветер » и « Девичий переполох ». Самого актёра амплуа комика тяготило, он мечтал о драматических ролях. В спектакле по пьесе-сказке Николая Адуева « » он сыграл свою первую полудраматическую роль — Петра I . Театральная труппа не знала о боевых наградах Смирнова до случая в 1955 году, когда на гастролях он повстречал отдыхающего маршала Г. К. Жукова и пригласил его на спектакль .
К концу 1950-х годов он стал известен и среди кинематографистов. В 1959 году режиссёр Юрий Озеров пригласил актёра на одну из ролей в свою историческую картину « Кочубей ». Актёр сыграл эпизодическую роль буржуйчика, единственного комедийного героя в серьёзной картине, после чего ему было предложено шесть других ролей. В фильме « Роман и Франческа », снимавшемся на киностудии имени А. Довженко , он согласился сняться, только чтобы посмотреть, как после войны был отстроен Киев .
В 1961 году, когда он стал актёром киностудии « Ленфильм », на экраны страны вышли сразу два фильма с его участием. И комедия Владимира Фетина « Полосатый рейс », где он сыграл матроса Кныша, и « Вечера на хуторе близ Диканьки » Александра Роу , где актёр перевоплотился в атамана запорожских казаков, посла к Екатерине II, были хорошо приняты публикой .
Всесоюзную известность актёру принесли роли в картинах Леонида Гайдая . В новелле « Вождь краснокожих » из фильма « Деловые люди » он сыграл роль Билла Дрисколла — добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь похищением детей . После этой роли он оказался широко востребован режиссёрами, которые помимо таланта перевоплощения ценили цепкий ум и покладистость актёра: он не только понимал все режиссёрские задания с полуслова, но и безоговорочно выполнял любые трюки, будь то падения, купание в ледяной воде или непосредственный контакт с дикими животными .
В 1964 году он снялся в « Зайчике » у Леонида Быкова , который впоследствии стал его близким другом, и у Элема Климова в комедии « Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён ».
Наиболее известной ролью актёра стал великовозрастный хулиган и тунеядец Федя из комедии Леонида Гайдая « Операция «Ы» и другие приключения Шурика », также в этом фильме он сыграл эпизодическую роль покупателя на рынке, произнеся две фразы — «срамота» и «заверните». Уже в первый год проката фильм посмотрела треть страны, и в последующие годы он многократно демонстрировался по телевидению. Реплики Феди «Влип, очкарик!» , «А компот?!» , «Кто не работает, тот ест. Учись, студент!» и многие другие стали частью советского и российского фольклора .
Затем он снялся у Ролана Быкова в « Айболите-66 » (1966), у Андрея Тутышкина в « Свадьбе в Малиновке » (1967), у Виктора Садовского в « Удар! Ещё удар! », у Евгения Карелова в « Семь стариков и одна девушка » (оба — 1968).
Во всех этих фильмах он выступал в комедийных ролях, но, как и в театре, актёр мечтал играть драматические роли. Долгое время ему отказывали, и лишь в 1967 году его пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме « Житие и вознесение Юрася Братчика ». Работа над этим фильмом была сопряжена с массой трудностей цензурного характера, и в итоге массовый зритель этот фильм так и не увидел.
В 1968 году режиссёры Алексей Швачко и , зная о фронтовых заслугах актёра, пригласили его в свой фильм « Разведчики », где он сыграл роль увальня-повара, который упрашивает взять его в разведку и жертвует жизнью, прикрывая отход товарищей. В том же фильме снялся и Леонид Быков, которого актёр считал одним из своих преданных друзей и с которым ранее работал на съёмках фильма «Зайчик».
В 1974 году на экраны страны вышел фильм « В бой идут одни „старики“ », где Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а сам актёр — его механика. Леонид Быков сам выступил режиссёром и настоял на утверждении актёра на роль Макарыча . Фильм был восторженно принят зрителями, а образ Макарыча впервые по-настоящему высветил способность актёра играть драматические роли, но, как с горечью замечал сам актёр :
Как жаль, что я так поздно нашёл своего режиссёра.
По словам Владимира Талашко , сыгравшего в «Стариках» роль Скворцова, в первый день съёмок, во время репетиции финальной сцены у могилы, актёр схватился за сердце, и его увезла машина скорой помощи. Через несколько дней Смирнов вернулся и сказал, что «второй раз так не смогу, просто умру», после чего Леонид Быков оставил в картине тот дубль .
Кроме того, он часто уезжал со съёмок в Ленинград , где давал эстрадные концерты. В одной из поездок автобус «Ленфильма», в котором ехал актёр, попал в аварию и перевернулся. Сам актёр, спасая молодую актрису, сильно повредил ноги и потом хромал на протяжении почти всего съёмочного процесса. При этом, по словам Талашко, он не унывал — шутил, опекал молодёжь, кормил бутербродами коллег .
Тяжёлая контузия, полученная в бою, привела к тому, что Смирнов потерял возможность иметь детей . Вернувшись с фронта, он отказал своей возлюбленной в продолжении отношений, и об истинной причине она узнала лишь много лет спустя. Наиболее близким человеком для артиста осталась его мать — Анна Ивановна (скончалась в 1981 году, похоронена рядом с сыном) , которую, по словам коллег, Смирнов «боготворил» . Он до конца жизни прожил с матерью в старой коммуналке, не сумев получить отдельную квартиру, несмотря на свою известность и боевые награды. Актёр не любил вспоминать о войне, поэтому об этих наградах знали немногие .
Алексей Смирнов пытался встречаться с женщинами, но сильно комплексовал по поводу своей внешности и мужского недуга. В начале 1950-х годов артист, по данным некоторых источников, придя к выводу, что жену ему не найти, решил усыновить ребёнка. Дети очень любили Алексея Смирнова, и он отвечал им взаимностью. Например, Виктор Косых , исполнитель главной роли в фильме « Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён », впоследствии вспоминал, что вокруг Смирнова всё время находилось множество детей, для которых он с удовольствием мастерил различные игрушки из дерева . Актёр также приносил собственноручно изготовленные игрушки в дом-интернат для детей-инвалидов, который часто посещал. Там он обратил внимание на Ваню — замкнутого, тихого мальчика с врождённым пороком сердца. Смирнов попытался усыновить ребёнка, но ему это не удалось .
Будучи одиноким (с однополчанами Смирнов по неизвестным причинам не поддерживал связи), актёр увлекался чтением: дома он собрал большую библиотеку и на съёмках «Айболита-66» удивил коллег знанием японской поэзии. Другим увлечением Смирнова было коллекционирование различных насекомых и пресмыкающихся, которых он хранил дома в заспиртованном или засушенном виде. Кроме того, артист собирал газетные и журнальные вырезки о себе, но таковых было очень немного: первое большое интервью с ним в прессе было опубликовано в ленинградской газете « Смена » в 1970 году .
В последние годы жизни здоровье Смирнова значительно ухудшилось. Причиной тому были фронтовые раны, самоотверженная работа в кино, — во время съёмок он никогда не пользовался услугами дублёров, невзирая на риск для здоровья. Это значительно осложнило его профессиональную деятельность, Смирнов даже не смог в 1977 году сняться в кинокартине Леонида Быкова « Аты-баты, шли солдаты », куда тот его настойчиво приглашал. Последней крупной работой Смирнова оказалась комедия чехословацкого режиссёра Олдржиха Липского « Соло для слона с оркестром », где артист сыграл фокусника по фамилии Смирнов. Затем он снялся ещё в трёх картинах, однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами. Мать актёра к тому времени находилась в доме престарелых и из-за прогрессирующей болезни не узнавала сына, от чего тот очень страдал .
12 апреля 1979 года Смирнов узнал о смерти Леонида Быкова , который накануне погиб в автокатастрофе. Потрясённый известием, актёр, по данным некоторых источников, ушёл в запой. В 20-х числах того же месяца он был госпитализирован в Мариинскую больницу . Доктора диагностировали у Смирнова ишемическую болезнь сердца , атеросклероз , недостаток кровообращения, жидкость в лёгких и выраженную одышку . За две недели пребывания Смирнова в больнице его никто не навестил, но зато актёр пользовался большой популярностью у персонала, и ему всячески пытались угодить, в том числе бегая по его просьбе за алкоголем .
7 мая, в день выписки, Алексей Смирнов скончался на 60-м году жизни. Данные относительно его смерти разнятся. По распространённой, но недостоверной версии, смерть наступила после того, как Смирнов узнал о гибели Леонида Быкова , однако именно смерть друга была одной из причин, по которой Смирнов попал в больницу. Другая, похожая версия, гласит, что известие о смерти Быкова застало Смирнова уже дома после выписки, после чего его опять увезли в больницу, где он и скончался . Ещё одна версия утверждает:
В день выписки из больницы, 7 мая, Смирнов решил отблагодарить врачей небольшим банкетом. К тосту за День Победы кто-то добавил: «Когда смотрю „В бой идут одни старики”, всегда плачу…» Это напомнило Смирнову о смерти друга — Алексей Макарович помрачнел и ушёл в палату. Когда врач заглянул к нему, актёр был уже мёртв.
— Антон Александров, газета «Телевидение Радио», 23 февраля 2010 года
Наконец, по словам лечащего врача Алексея Смирнова, роковой стала бутылка коньяка, которую актёр выпил тайком от врачей в день выписки, что привело к разрыву сердца .
Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила ). Впоследствии стало известно, что он хотел быть похоронен под вальс « На сопках Маньчжурии », но так как последние несколько лет актёр вел крайне замкнутый образ жизни, во время похорон об этом никто не знал .
Отец — Макар Степанович Смирнов.
Мать — Анна Ивановна Смирнова (1897—1981), похоронена рядом с сыном в Санкт-Петербурге на Южном кладбище (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила)
Брат — Аркадий Макарович Смирнов, погиб в Великую Отечественную войну .
Звёздного гонора у него не было. Наоборот, в пивнушке на ВДНХ он старался сесть в углу и быть как можно незаметнее. К стойке за пивом ходил я, потому что народ буквально не давал ему прохода. Каждый стремился выразить ему своё почтение-восхищение, а Алексей Макарович дико смущался… Он был в высшей степени интеллигентным человеком, очень начитанным, очень тонким. Казалось бы, я по сравнению с ним был пацаном в большом кино, но он ни разу не дал мне повода усомниться, что на съёмочной площадке главным является режиссёр.
Алексей был очень светлым и добрым человеком, никому не мог отказать в любой просьбе. Умел удивительно располагать к себе. А ещё был трогательным и каким-то незащищённым. Да, он был одиноким, но на эту тему старался не распространяться.
Однажды на съёмках «Айболита-66» он поразил меня своим уникальным знанием японской поэзии . Мы сидели ночью на берегу моря у костерка, и Лёша читал и читал стихи. В такие минуты он был открыт как никогда.
Приуменьшать его вклад очень самонадеянно и глупо, это всё равно что с презрением относиться к реке, уважая только океан. Это довольно чистая река. Он типичный пример Лицедея. Место, которое он занял, было вакантно до него и остаётся таковым поныне. Наверное, закономерно, что он так рано умер, не выдержав этой жизни, этого одиночества, этой неприкаянности. Он ничего не видел, кроме кино, кроме съёмочной площадки, сырой простыни и гостиницы…
Он был великой скромности человек. Он о своих подвигах никогда не рассказывал. Но награды, ордена Славы говорят сами за себя. И медаль «За отвагу». Он недюжинного мужества был человек: не ныл, не плакался, он улыбался, он смеялся, он нас смешил. Великой щедрости дар.
Прежде всего в Алексее Макаровиче удивлял разрыв «между формой и содержанием». Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочёл всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры… Но все это — маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался. Он никогда этим не хвастал, никого и ничего не цитировал. Был, так сказать, весь в себе.
|
|
Творчеству и памяти актёра посвящены документальные фильмы и телепередачи: