Хвостов, Дмитрий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Ива́нович Блы́нский ( 23 февраля 1932 , д. Васютино , Центрально-Чернозёмная область — 20 октября 1965 , Мурманск ) — советский поэт , художник , журналист , переводчик . Член Союза писателей СССР с 1957 года .
Творчество Дмитрия Блынского пользуется известностью, главным образом, на Орловщине , где издаются его произведения, проводятся мероприятия, связанные с именем поэта. Как показывает статистика, Блынский, наряду с Тургеневым , Лесковым , Андреевым , Фетом , Тютчевым , является одним из наиболее известных литераторов-орловцев .
Дмитрий Иванович Блынский родился 23 февраля 1932 года в деревне Васютино Дросковского района Центрально-Чернозёмной области (ныне — Покровский район Орловской области ) в семье плотника Ивана Гавриловича Блынского и его жены Прасковьи Ивановны Блынской (урожд. Семёновой). Всего в семье родилось трое детей: у Блынского были младшие сёстры Валентина и Нина .
По воспоминаниям младшей сестры, рос он, «как и все деревенские мальчишки: летом играл в лапту, купался в пруду, ловил рыбёшку». Стихи начал писать рано. Когда началась Великая Отечественная война , Прасковья Ивановна с детьми, не сумев вовремя эвакуироваться из деревни накануне её занятия немцами, была вынуждена остаться в Васютино. Здесь Блынский стал очевидцем неоднократных расправ немецких солдат над односельчанами, в том числе его школьным учителем и группой красноармейцев.
Видел мальчик и показательные приготовления к расстрелу его матери, которую немцы всё же оставили в живых . Когда деревня Васютино была освобождена, отец будущего поэта ушёл на фронт, а в доме Блынских разместилась начальная школа. Колхозу было нечем платить за аренду помещения, но Прасковья Ивановна и не настаивала на этом .
После окончания войны Иван Гаврилович Блынский вернулся домой тяжело раненый и контуженный. Несмотря на сделанную операцию, его состояние не улучшалось. Ежедневно подолгу работавшая в колхозе, жена была вынуждена выписать его из больницы, чтобы тот мог хотя бы присматривать за детьми. Через неделю после выписки, 13 июля 1946 года , Иван Гаврилович умер. Ему было 39 лет. Сестра Дмитрия Блынского, Валентина, которой на тот момент было 4 года, вспоминала со слов матери :
Мама поплелась к бригадиру, чтобы попросить у него немного зерна для кутьи на поминки мужа и отца. Тот отрезал: «Он не заработал».
Ещё будучи школьником, Дмитрий Блынский начал публиковаться в районной газете. Он был не только местной знаменитостью, но и единственным в районе колхозником, которому полагалась продуктовая карточка — за талант . Свои первые стихи по признанию самого поэта, он написал 9 мая 1945 года — в День Победы .
Вскоре после смерти отца Дмитрий Блынский окончил школу-семилетку и отправился учиться в известную Федоскинскую художественную школу, которая находилась в 35 километрах к северу от Москвы . Домой он отправлял восхищённые письма о «ручке, которой можно исписать целую тетрадку, не макая пера в чернильницу», о «домах в Москве»: «смотришь на крышу — и шапка сваливается…». Блынский был одним из лучших на своём курсе в художественном училище. На последнем, четвёртом курсе училища он был призван на службу на Балтийский флот . Студент скрыл это от семьи, и очередное письмо Прасковье Ивановне он прислал уже не из Федоскино, где учился живописи, а с Балтийского флота. Судя по всему, он не хотел не только расстраивать мать долгой разлукой, но и вводить её в лишний расход на проводы, принятые в деревне . По истечении двух лет службы Блынский был комиссован по состоянию здоровья, из-за язвы желудка . После службы он ненадолго вернулся в Васютино, где работал в колхозе, помогал матери .
Дмитрий был одним из десяти уроженцев Орловщины, приглашённых на Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности в Москве. Выступая в качестве поэта, он открывал программу орловцев чтением отрывка из своей поэмы «Верный друг», посвящённой Николаю Островскому — любимому писателю автора . Летом 1954 года Блынский участвовал в работе межобластного семинара молодых писателей в Воронеже , где удостоился высокой оценки и получил рекомендацию в Литературный институт имени А. М. Горького . После успешного прохождения творческого конкурса он был приглашён на вступительные экзамены и, сдав их, был зачислен на первый курс института. Брат, по словам Валентины Блынской, поддерживал регулярную переписку с семьёй, а на каникулах сам приезжал в Васютино. Среди односельчан он пользовался большой популярностью: если на выгоне собиралась молодёжь, а Блынский в это время был в деревне, его всегда просили прочитать стихи, рассказать что-нибудь интересное. В свободное время, пребывая на родине, Дмитрий рисовал, писал картины .
Во время обучения в Москве большую поддержку молодому поэту оказывали Лев Ошанин и Михаил Исаковский , лестно отзывался о его творчестве и Александр Твардовский . В статье «Песня о России», написанной Блынским к 60-летию Исаковского и опубликованной в « Комсомольской правде » от 20 января 1960 года , он вспоминал, как в апреле 1957 года , придя на занятия в Литературный институт, получил записку с телефонным номером и словами «Позвони Исаковскому. Он ждёт твоего звонка». На следующее утро Блынский позвонил знаменитому поэту, затем встретился с ним, показал несколько своих стихотворений. Через месяц они были напечатаны в «Комсомольской правде» с положительной аннотацией Исаковского. Льву Ошанину, семинар которого Блынский посещал, он дал обещание собрать пятьдесят местных диалектов Орловщины. В итоге ему удалось собрать даже больше. В том же 1957 году из-под пера поэта вышел стихотворный сборник «Сердцу милый край», ставший для него путёвкой в Союз писателей СССР .
В 1959 году Блынский с отличием окончил Литературный институт, став первым его выпускником-уроженцем Орловщины, и вскоре стал инструктором Отдела пропаганды ЦК ВЛКСМ , куда был приглашён для работы с творческой молодёжью на предприятиях, ударных стройках, на целине , в армии. Некоторое время он работал в отделе литературы и искусства «Комсомольской правды», много ездил по стране .
10 января 1961 года , после продолжительных раздумий, Блынский приехал в Орёл и, по приглашению редактора газеты « Орловская правда » И. М. Патенкова, стал её собкором. В этот период поэт много печатался и зачастую выступал перед рабочими, нередко ездил в командировки по районам, шефствовал над литературным объединением при ведомственной газете «Строитель», которому впоследствии было присвоено его имя. Блынский поддерживал отношения с известными в будущем орловскими литераторами, такими как Пётр Гапоненко, Василий Катанов и Борис Попов .
Период жизни в Орле для Дмитрия Блынского закончился свадьбой: избранницей поэта стала девушка по имени Татьяна, с которой он познакомился в Москве. Свадебное торжество проходило в родной деревне поэта. 5 сентября 1962 года у супругов Блынских родился сын Иван. Вскоре после этого Татьяна с ребёнком перебралась в Москву, а ещё через какое-то время, оставив работу в «Орловской правде», к семье присоединился Дмитрий .
Член Союза писателей СССР, после возвращения в Москву Блынский отправлялся в частые поездки по стране в составе писательских бригад по маршрутам Союза писателей, встречался с читателями на литературных вечерах, выступал на заводах и стройках, в совхозах и колхозах. Помимо написания стихов, он продолжал заниматься журналистикой и экспериментировал с переводами с английского , о чём сообщал в письме матери и сёстрам . Произведения Блынского печатались в газетах « Правда », « Известия », «Комсомольская правда», « Советская Литва », « », журналах « Огонёк », « Молодая гвардия », « Смена », « Октябрь », « Сельская молодёжь », « Подъём », сборнике «День поэзии», коллективных сборниках и других изданиях .
В последние годы жизни Дмитрий Блынский работал над поэмой «Мать», посвящённой матери В. И. Ленина — М. А. Ульяновой , а также над циклом поэтических переложений сказок народов мира. Часть этих произведений впоследствии вошла в посмертные издания Блынского . 12 октября 1965 года газета «Правда» послала Блынского в Мурманск для написания статьи о тружениках Заполярья. «Он никогда не жаловался на своё сердце, — рассказывала Валентина Блынская, — но именно перед этой командировкой почувствовал в нём перебои» . Отказавшись, по воспоминаниям сестры, от совета жены обратиться к врачу, он отправился в командировку и через восемь дней, 20 октября , скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Тело поэта в закрытом цинковом гробу доставили в Москву и предали земле на Пятницком кладбище , несмотря на желание матери похоронить Дмитрия в Орле. Она пережила сына всего на три года . Некролог в газете « » гласил :
Его [Блынского] светлый, жизненный талант переживёт годы, радуя читателей своей чистотой, будя в них патриотические чувства. Поэзии Блынского жить, ибо она верна лучшим традициям русской поэтической школы, знаменем которой является гуманизм.
По словам однокурсника Блынского, писателя Ивана Дроздова , причиной ранней смерти поэта стал алкоголизм . «Дима Блынский — талантливейший из молодых поэтов, поехал в Мурманск, там спился и домой вернулся в цинковом гробу» , — писал Дроздов в своей книге «Унесённые водкой. О пьянстве русских писателей» . По воспоминаниям писателя , Блынский умер от антабусной реакции .
Память о Дмитрии Блынском увековечена в Орле и Орловской области. В деревне Васютино, на родине поэта, появился мраморный бюст поэта работы Б. Д. Бологова, а колхоз «Заветная мечта» и Орловский часовой завод учредили премию года имени Д. И. Блынского за лучшие произведения орловских писателей. На стене дома Блынских в Васютине была установлена мемориальная доска, посвящённая поэту. Другая памятная доска была установлена уже в постсоветский период, в августе 2005 года , на стене дома № 39 по , в котором Блынский когда-то жил некоторое время .
В самом Орле, в микрорайоне Прокуровка Северного района города, появилась улица Дмитрия Блынского, а 9 октября 2002 года в орловской школе № 45 состоялось открытие мемориальной комнаты «Памяти Дмитрия Блынского». В заключение торжественной линейки по случаю открытия директор школы М. А. Фролова обратилась от имени всех учителей и учащихся к главе администрации Северного района с просьбой присвоить школе имя поэта. Постановлением городского Совета народных депутатов от 31 октября того же года эта просьба была удовлетворена. У входа в здание школы также появилась мемориальная доска с барельефом Блынского . На данный момент мемориальная комната в школе № 45, посвящённая Блынскому, функционирует как школьный музей. В нём собраны фотодокументы, книги поэта, картины, написанные его рукой, автографы, письма. К открытию музея школе был подарен гипсовый бюст поэта работы скульптора В. Ф. Михеева .
16 декабря 2010 года орловский Совет народных депутатов постановил присвоить имя Дмитрия Блынского филиалу № 9 муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Орла» .
В орловских школах изучаются лирические произведения Дмитрия Блынского. В 2004 году 25 библиотек Орла и Орловской области провели социологическое исследование «Краеведческая книга в чтении современных детей и подростков», в котором приняли участие 560 человек. Отвечая на вопрос: «Кого из писателей-орловцев ты знаешь?», имя Дмитрия Блынского указали 2 % опрошенных среди детей 8—11 лет и 3 % — среди подростков .
В 1997 году в Орле увидела свет книга «Я полон света…», в которой творчество Дмитрия Блынского было представлено наиболее полно. В сборник вошли не только стихи Блынского разных лет, но и сказки, переводы, письма .
Дмитрий Блынский зачастую отождествляется с Сергеем Есениным . Современники вспоминают, что и внешне он походил на знаменитого поэта: это неоднократно подмечал Иван Дроздов, назвавший Блынского «русоволосым есениноподобным парнем (…) по-есенински голубоглазым, высоким, статным…» . Сам Блынский неоднократно обращался к Есенину в своих произведениях .
Приоритетное направление в творчестве Блынского — пейзажная лирика, посвящённая Орловщине, — определилось уже в 1957 году, с выходом в свет сборника «Сердцу милый край», в основу которого легли стихотворения о малой родине поэта. «Основой его нравственного здоровья, — писал о Блынском Дмитрий Ковалёв , — была (…) орловская земля… (…) её сыны и дочери — его земляки. Все его стихи — о ней, о них… его любви к ним…» . По мнению Льва Ошанина, любовь молодого литератора к родине и образность, присущая его стихам, формировались постепенно, под воздействием «запахов разнотравья и свежей древесной стружки, обучения в федоскинской художественной школе, матросской службы…» .
Стихотворения Блынского отличаются внешней простотой — поэт был далёк от экспериментов с формой, или, как писал Ошанин, «оставался чужд всевозможным модернистским влияниям». Человеческая достоверность и поэтическая простота — вот что, по мнению последнего, являло собой высшие критерии поэта. Помимо тем природы и родины, затрагиваемых Блынским в его произведениях, он также писал о войне, очевидцем которой когда-то был сам. Современники подмечали, что, несмотря на тяготы, понесённые автором в годы войны, стихи Блынского на военную тематику не производили гнетущего впечатления, а напротив, по словам Ковалёва, были «тем жизнелюбивее, чем тяжелее…». Вообще, стихи, по воспоминаниям людей, знавших поэта, давались ему легко. Ввиду этого Блынский часто брался за написание того, что поощрялось в советской печати, посвящая свои произведения В. И. Ленину, его родственникам, в частности, матери, и соратникам по партии. Журналист назвал такие стихотворения Блынского «поспешными» .