Interested Article - Гелиболулу Мустафа Али

Гелиболулу Мустафа́ Али́ ( тур. Gelibolulu Mustafa Âlî ; 28 апреля 1541, Гелиболу , совр. Турция — 1600, Джидда , совр. Саудовская Аравия ) — османский историк и поэт . Занимал различные посты на службе у шехзаде Селима , шехзаде Мурада . Отдельный труд Мустафа Али посвятил подробному описанию последней кампании Сулеймана в Сигетваре , обстоятельствам смерти Сулеймана и возведения на трон его сына Селима . Али является автором хроник ширванской кампании Лала Мустафы-паши и грузинской кампании Коджа Синана-паши , бывших этапами Османо-сефевидской кампании (1578—1590) . Перу Мустафы Али принадлежит описание войны сыновей Сулеймана (Селима и Баязида ). Али оставил подробный отчёт о быте османского Каира . Мустафа Али написал четыре дивана и использовал 24 метра в своих стихах.

Биография

Происхождение и ранние годы

Сведения о жизни и происхождении Мустафы Али известны из его собственных произведений. Мустафа родился 28 апреля 1541 года в Галлиполи (ранее приводилась дата 24/25 апреля ) в семье образованного и успешного торговца Ахмеда бин Абдуллаха. Полное имя историка — Мустафа бин Ахмад бин Абдулмевля ( тур. Muṣṭafā bin Aḥmed bin ʿAbdülmevlā ). Отец Мустафы, имевший, возможно, боснийское происхождение, был из рабов , набранных по системе девширме . Мать Мустафы, Уммухани, была внучкой шейха Муслих ад-дина Мустафы (Муслихиддина), ученика и духовного последователя накшбандийского шейха Сайида Ахмада Бухари (умер в 1516/17 году). У Муслихиддина было двое детей. Помимо дочери, ставшей бабкой по матери Мустафы Али, у него был сын, Дервиш Челеби, личный имам Сулеймана I .

Галлиполи был культурным центром Османской империи, более тридцати поэтов родились и выросли в нём. В городе были медресе , собравшие в качестве мюдеррисов (преподавателей) выдающихся учёных, толкователей законов и поэтов . Ахмед бин Абдуллах имел образованных друзей и понимал ценность образования, которое в Османской империи служило пропуском в слой чиновников. Он мог позволить себе оплатить образование для своих троих сыновей: у родителей Мустафы было ещё два сына — Мехмед и Ибниямин . Мустафа начал посещать школу в возрасте шести лет. Как положено, он начал с изучения арабского языка , тафсира и фикха . Позже поэт жаловался, что его часто били в классе, но он не сдавался, упорствовал и проявлял склонность к учёбе. К 12 годам он хорошо знал арабский язык и основы теологии . С этого возраста начался второй этап обучения. Мустафа изучал продвинутую арабскую грамматику с Хабиб-и Хамиди, а логику и теологию — с Синаном Калифе . В это время арабский язык был языком науки, а персидский — языком двора и литературы. В своих произведениях Мустафа нигде не упоминает, каким образом освоил персидский, но он должен был изучить его в раннем возрасте, чтобы достичь такого владения языком, которое автор демонстрирует в произведениях. Возможно, Мустафа (и один из его братьев) изучал персидский с частным учителем. Языком личного общения в семье Мустафы был турецкий . Оба брата Мустафы тоже, как и он сам, получили образование и к 1553 году имели должности при диване .

В 15 лет Мустафа начал писать стихи под псевдонимом Чешми ( тур. ÇEŞMÎ — «надеющийся»), однако уже вскоре он сменил его на Али ( тур. ÂLÎ — «высокий, надменный, возвышенный») . Хабиб-и Хамиди стал первым поэтическим наставником Мустафы, но в 1558 году его сменил . Влияние Сурури заметно в произведениях этих лет. Параллельно Мустафа Али продолжил обучение в Стамбуле, посещая медресе Рустема-паши , Хасеки и Семание. Учителем его стал Мевляна Шамс ад-Дин Ахмед, сын высшего авторитета в толковании законов, шейх аль-ислама Эбусууда-эфенди . Мустафа изучал право, грамматику и художественную литературу и к 1560 году в 19 лет завершил sahn-ı sem’an — высшую ступень в османском образовании .

В свите шехзаде Селима

Первую свою книгу « Михр-у-мах » («Солнце и луна») начинающий поэт представил в 1558 году в Кютахье шехзаде Селиму . К этому времени он имел должность мулазима . Селим предложил Мустафе Али поступить на службу в качестве секретаря его канцелярии ( диван катиби ) в Конье , и в 1560/61—1563 годах историк находился в свите шехзаде . Уже в это время имя Мустафы Али было перечислено среди выдающихся поэтов своего времени в библиографическом словаре Ахмеда-челеби .

Мирахур двора Селима, Турак Челеби, покровительствовал поэтам и даже поднял зарплату Мустафы Али за счёт своих денег . Однако тому было мало славы придворного провинциального поэта, он хотел служить не принцу, а султану. Известно, что он подавал прошение о службе Сулейману, на что султан ответил, что у поэта уже есть хозяин. В 1563 году лала Селима, Мустафа-паша , был заменён на , с которым у Мустафы Али сложились враждебные отношения .

На службе у Лала Мустафы

Мустафа Али (слева) и Лала Мустафа-паша (справа) у захоронения Джалаладдина Руми .
Нусрет-наме , TSM , H 1365, fol. 36a

Мустафа Али обратился к Мустафе-паше с прошением о месте, которое вельможа удовлетворил. Он принял поэта на должность личного секретаря, и последующие несколько лет (до 1568 года) Мустафа Али провёл, сопровождая Мустафу-пашу. Поэт был в Дамаске и Египте , стал свидетелем подготовки экспедиции Лала Мустафы-паши по покорению Кипра .

В этот период своей жизни Мустафа Али познакомился с , который в конце лета 1563 года был назначен кади Дамаска. Вспоминая об этих годах, Мустафа Али с восхищением отзывался о широте познаний Хасана Челеби. Между учёными возникли дружеские отношения, и они встречались каждую неделю, чтобы критиковать труды друг друга в процессе создания. По словам Мустафы Али, Кыналызаде сказал: «…настоящая дружба означает смотреть на труды друга глазом врага». До самой смерти Кыналызаде в 1609 году они поддерживали дружеские отношения и переписку . Во время службы в Дамаске поэт создал сборник касыд и газелей. Одна из сохранившихся копий относится к 1567 году и переписана братом Мустафы, Мехмедом. Вероятно, Мустафа похлопотал о том, чтобы его младший брат служил рядом с ним .

Находясь на службе у Лала Мустафы-паши, Мустафа Али получал важную информацию, которую использовал для описания войны между сыновьями Сулеймана, Селимом и Баязидом. Книга об этих событиях была закончена и преподнесена Лала Мустафе-паше в 1568/69 году .

В декабре 1567 года великий визирь Соколлу Мехмед-паша назначил покровителя Мустафы Али, Лала Мустафу-пашу, сардаром экспедиции по покорению Йемена, который объявил о независимости от Османской империи. Для подготовки кампании вновь назначенный сардар вместе со своей свитой отправился в Каир . Бейлербеем Египта был Коджа Синан-паша . Между двумя вельможами возник конфликт, сопровождавшийся жалобами и доносами в Стамбул. В 1569 году Лала Мустафа-паша был отозван обратно в Стамбул и отдан под суд, а сардаром в экспедиции стал Синан-паша .

Этот конфликт отразился и на судьбе Мустафы Али. В дальнейшем Мустафу Али часто снимали с постов или заставляли долго ждать назначений. Поэт связывал это с ненавистью Соколлу Мехмеда-паши и Коджи Синана-паши к Лала Мустафе-паше. Поскольку труды Мустафы Али были основой для многих последующих хроник и исследований, этот конфликт также определил трактовку образов всех его участников в османской историографии. Оздемироглу Осман-паша, сторонник Лала Мустафы-паши, изображается как великий герой, тогда как Коджа Синан-паша осуждается как один из главных разрушителей Османской империи .

При дворе шехзаде Мурада и в Стамбуле

Мустафа Али не вернулся в Стамбул с Лала Мустафа-пашой. В декабре 1568 — январе 1569 года Али достиг Манисы , санджака шехзаде Мурада , где подарил наследнику написанную несколько лет назад книгу «Чувства и верность» (« Mihr ü Vefâ »). Он также закончил книгу «Редкость воинов» (« Nâdirü'l-Mehârib »), в которой возносил хвалу Селиму на трёх языках. Мурад не дал ему никакой официальной должности, но, видимо, одарил и привечал, поскольку весной 1569 года Мустафа Али всё ещё находился в свите принца . Мурад поручил Али написать бах-наме (учебное пособие по сексу) для его маленького сына, принца Мехмеда . Несмотря на то, что Мехмеду было всего два года и такое пособие ещё не было актуально, но Али написал « Rahat un-nufus » — перестроенный и аннотированный перевод арабского трактата. Вероятно, заказчик оказался доволен трудом Али. Во всяком случае, в сентябре 1569 года поэт прибыл в Стамбул с рекомендательным письмом Мурада. К этому времени Лала Мустафа-паша, использовав свои связи и привязанность к себе Селима, был оправдан, получил прощение и ранг шестого визиря. По неясной причине Али не смог найти влиятельного придворного, чтобы представить своё рекомендательное письмо султану или Соколлу Мехмеду-паше, — либо в это время отношения Али с его бывшим покровителем, Лала Мустафой, были напряжёнными, либо позиция Лала Мустафы ещё не была достаточно безопасной .

Али вернулся в круг столичных интеллектуалов, в котором вращался до отъезда в Малую Азию . Он начал посещать салон Шемси Ахмеда-паши — поэта, родственника Селима и его музахиба (компаньона) . Вместе с Шемси Ахмедом Али был свидетелем страшного пожара в еврейском квартале Стамбула в конце сентября 1569 года. Пламя бушевало в течение недели и уничтожило тысячи домов. Али использовал огонь как оригинальную тему и написал «Книгу пламени» (« Harik-name ») в виде письма к Кыналызаде, который тогда был кади Эдирне. В добавлении Али возносил хвалу Соколлу Мехмеду-паше за его умелое управление в период кризиса. Однако это не помогло Али получить должность, и зиму 1569—1570 года он провёл в Стамбуле, не имея назначения. В это время он сблизился с влиятельным и богатым Бали-эфенди, шейхом тариката халватия . Бали-эфенди поддерживал Али материально. Тогда же последний сблизился и с другим шейхом халватии, Нуриддинзаде Муслихиддином, который соперничал с Бали-эфенди. В этом соперничестве Али (не без колебаний) принял сторону Муслихиддина, бывшего наставником Соколлу. Именно этот выбор поспособствовал получению Мустафой Али назначения на новую должность. Али, возвеличивая великого визиря, описал осаду Сигетвара и сопутствующие события (сокрытие смерти Сулеймана, вызов Селима, джулюс Селима в Белграде ) в книге «Семь сцен», а шейх Муслихиддин вместе с письмом Мурада передал «Семь сцен» Соколлу .

На службе у Ферхада-паши

В 1570 году Мустафа Али был отправлен секретарём в Килис к санджакбею , ещё одному родственнику Соколлу . Впоследствии Али оценивал это назначение как ссылку и выражал обиду за удаление из столицы. По его мнению, великий визирь либо мстил ему за преданность Лала Мустафе-паше, либо был не в состоянии оценить литературный дар Али. Однако Соколлу лишь удовлетворил просьбу, высказанную Мурадом в рекомендательном письме: дать Али зеамет . Получение такого крупного поместья было доступно лишь в провинциях .

Когда в 1574 году Ферхад-бей стал бейлербеем Боснии , он, будучи, вероятно, доволен службой Али, забрал его с собой . Али вёл официальную переписку Ферхада-бея. Несмотря на жёсткие характеристики, который впоследствии в своих трудах он давал своему начальнику, их отношения, видимо, были достаточно хорошими .

В Боснии Али прослужил до 1577 года . Ни в одной из своих работ Али не описывает годы службы с Ферхадом-беем. В течение своего пребывания в Боснии Али искал возможность уехать. Известно его письмо Лала Мустафе-паше, бывшему тогда в Кипрской экспедиции. Али писал о том, что их отношения пострадали из-за клеветы и зависти других приближённых Мустафы-паши. Далее поэт просил о дефтере Кобаса в Боснии. Как подношение Али отправил бывшему патрону трактат о суфизме и посулил прислать трёх высоких красивых пажей (ичогланов) из Боснии . Али послал касыду паше Буды , родственнику Соколлу, обращался к Феридуну Ахмету , секретарю дивана и личному секретарю Соколлу. Али писал и самому Соколлу с просьбой дать ему освободившийся зеамет, указывая, что он верно служит кузену Соколлу, Ферхаду-бею .

В самом начале службы в Боснии Али посетил Ашик-паша-заде , который служил кади Скопье . Али бывал в Зворнике у Ташлыджалы Яхьи , ещё одного известного поэта того времени. Знания Али произвели большое впечатление на Яхью, который не получил образования в классическом медресе. Через год после их встречи Яхья отправил к Али своего сына Адема-челеби с проектом введения к новой редакции своего дивана. Он просил Али проверить текст на наличие ошибок, особенно в арабских конструкциях. Ещё одним поэтом, с которым Али поддерживал отношения в Боснии, был Сани, религиозный ученый, проживавший в Сараево . Они обменивались стихами и писали назире (ответы, параллели) к стихам друг друга .

Жизнь в годы правления Мурада

В Ардагане Лала Мустафа-паша получает письмо, заключённых кызылбашей и кызылбашские головы от Хусрева-паши, бейлербея Вана . Али с книгой в руках изображён по правую руку от Мустафы-паши.
Нусрет-наме , TSM , H 1365 fol. 62b

После смерти Селима в 1574 году и восшествия на престол Мурада Али воспрял духом в надежде перебраться в столицу. Он сочинил много новых касыд с поздравлением Мурада и даже обращённых к сыну Мурада, принцу Мехмеду. Во вступлении к дивану он, обращаясь к Мураду, просит признать его дар и не забыть в провинции. В 1575 году Али предпринял поездку в Стамбул, которая, однако, оказалась бесплодной . Али с горечью писал о разочаровании, которое постигло его, когда он обратился за помощью к Шемси-паше, ставшему фаворитом и музахибом Мурада. Поэту было важно получить поддержку Шемси-паши, который собирал литературный салон в своём дворце. Однако Шемси-паша ответил, что он будет помогать лишь себе .

В 1578 году он нашёл покровителей в правительстве Мурада III и вернулся в Стамбул на пост секретаря своего бывшего патрона, Лала Мустафы-паши, ставшего третьим визирем . Вскоре после этого назначения поэт сопровождал Мустафу-пашу в Ширван во время османской кампании 1578—1579 годов против Сефевидов . После смерти Лала Мустафы-паши в 1580 году Али проживал в провинции . В 1581—1583 годах он был отправлен в Алеппо дефтердаром . В 1584—1585 годах он был башдефтердаром (главным дефтердаром) провинции Эрзурум , это самая крупная должность, которую он когда-либо занимал. В 1585 году Али был назначен дефтердаром Багдада , но был снят с должности даже до того, как вступил в неё .

Оставшись без поста в возрасте сорока четырёх лет, Али написал письмо в Стамбул с просьбой о разрешении выйти на пенсию или же быть назначенным на должность, которая позволила бы ему совершить паломничество в Мекку и Медину . В это время Али совершил паломничество к святым местам в Ираке и оплатил сооружение фонтана в Кербеле , на месте мученичества имама Хусейна . Али уехал из Багдада в Стамбул летом 1586 года. Он снова просил о назначении, но опять же безрезультатно .

Трудный характер Али и острое перо нажили ему много врагов как в Стамбуле, так и в провинциях. Это было основной причиной, создававшей трудности в получении должностей. Период вынужденного безделья в Стамбуле стал для Али плодотворным с точки зрения творчества. Когда в 1587 году родился новый шехзаде, Али написал и представил Мураду короткий труд, описав благоприятные астрологические знаки. В начале апреля 1587 года он закончил Деяния . К тому времени литературные труды Али заработали ему высокую репутацию среди улемов , религиозных учёных .

Тем не менее ему всё равно пришлось ждать до 1588 года, чтобы получить новый пост (дефтердара Сиваса) . Лишившись в очередной раз должности в 1591 году, Али начал писать главный труд своей жизни, «Суть событий». В 1592 году Али был назначен на престижную должность регистратора дивана ( defter emini ) . Затем, после восшествия на престол Мехмеда III (1595—1603), Али был назначен санджакбеем сначала в Амасью в 1595 году, а затем в Кайсери в 1596 году. Последней должности он вскоре лишился из-за суматохи в системе назначения. Следующие три года Али жил в Стамбуле, не имея должности и активно работая над «Сутью событий». В 1599 году он был назначен санджакбеем Дамаска , но снова лишился должности ещё до того, как принял пост. В качестве компенсации он вскоре получил назначение санджакбея Джидды . Там он и умер в 1600 году .

Основные произведения

Известно около сорока работ Мустафы Али .

Исторические

13 трудов Мустафы Али посвящены истории. Основные из них:

  • «Суть событий» (« Künhü'l-Ahbâr ») — главный и самый важный труд Али. Работа над книгой была начата в 1591 году и продолжалась на протяжении шести (по другим данным, восьми ) лет. В четырёх томах Али изложил мировую историю, включая историю Османской империи, в последнем томе подробно описаны события, свидетелем которых был поэт. Будучи его автором, Али прославился как один из самых известных османских историков .
  • «Книга Победы» (« Nusret-nâme ») — иллюстрированная история Ширванской кампании, написанная в 1580 году. Позже Али посвятил её Газанферу-аге, капы-аге (главному белому евнуху) гарема. Книга является компиляцией писем, написанных во время кампании. Али заказал пять иллюстраций для текста за свой счёт (позднее издание включало больше миниатюр) и представил труд султану Мураду, вероятно, в 1583 году. Это первая светская книга в Османской империи, описывающая не деяния султана, а военную кампанию .
  • « Fursatnâme » — книга о грузинской кампании 1580 года под началом Синана-паши, сменившего на посту сардара Лала Мустафу-пашу. Написана по заказу Синана-паши .
  • «Редкость воителей» (« Nâdirü'l-Mehârib ») — история борьбы двух сыновей Сулеймана — Селима и Баязида. Книга, законченная в 1569 году, заканчивается воцарением Селима. Источником послужили сведения, полученные от Лала Мустафы-паши .
  • «Семь сцен» (« Heft-Meclis ») — история осады Сигетвара и сопутствующих событий (сокрытие смерти Сулеймана, вызов Селима, джюлюс Селима в Белграде). Книга написана в 1569 году и представлена Соколлу Мехмеду-паше .
  • «Данишменд-наме» (« Mirkatü'l-Cihâd ») — книга о завоевании Анатолии Данишмендом .
  • «Избранная история» (« Zübdet üt-tevarih ») — перевод труда Адюддина ал-Иджи ( тур. Adudüddin el-Îcî ), выполненный по заказу Ферхада-паши .
  • «История исламских государств» (« Fusûli’-Hall ü-‛Akd ve Usûl-i Harc u Nakd ») .
  • «Блеск ста драгоценных камней» (« Sadef-i sad güher ») — книга содержит информацию о семье и детстве Мустафы .

Поэзия

  • «Солнце и луна» (« Mihr ü Mâh ») — первый поэтический сборник Мустафы Али. Представлен Селиму .
  • «Чувства и верность» (« Mihr ü Vefâ ») .
  • «Любопытство поклонников» (« Tuhfetü'l Uşşâk ») — назире на «Восхождение светил» ( Matla ul-Anwar ) Хосрова Дехлеви . Месневи о суфизме и суфийских святых, завершённое в 1562 году в Кютахье при дворе Селима .
  • «Пристанище ищущих» (« Riyâzü's-Sâlikin ») .
  • Тюркские диваны (три) .
  • Персидский диван .

Другие

  • «Советы султанам» (« Nushatü's-Selâtin ») — книга, начатая в 1581 году в Ване и оконченная в 1587-м. Это иллюстрированная книга о политических реформах, адресованная непосредственно султану Мураду III .
  • «Рождение уникальных жемчужин» (« Feraidü’l-vilade ») — книга, написанная в 1587 году по случаю рождения сына султана, в которой Али описал благоприятные астрологические знаки .
  • «Зеркало миров» (« Mir’atü’l-avalim ») — книга, написанная в 1587 году по заказу Доганджи Мухаммеда-паши и посвящённая эзотеризму , которым увлекался султан .
  • «Деяния художников» (« Menâkıb-ı Hünerverân ») — книга об искусстве каллиграфии и миниатюры. Содержит также жизнеописания османских мастеров этих искусств .
  • «Положение Каира в свете увиденных обычаев» (« Hâlâtü'l-Kâhire mine’l-Âdâti’z-Zâhire ») — «уникальное описание Каира 1599 года». Написано за один-два месяца в 1599—1600 годах .
  • « Câmiü'l-Buhûr der-Mecâlis-i Sûr » — книга, написанная в 1583 году. Весной 990/1582 года, когда Али был в Алеппо, ему поступил заказ от двора на составление письма с поздравлениями по случаю празднования обряда сюннет шехзаде Мехмеда . Эти торжества, которые продолжались несколько недель, были тщательно организованы. Несмотря на то, что Али не присутствовал в Стамбуле, он собрал описания очевидцев и написал очень подробный отчёт. В 1585—1586 годах, через три года после написания, Али подготовил презентационную копию текста. В ней оставлено девять пустых страниц для иллюстраций. Однако по неизвестным причинам эти девять миниатюр никогда не были выполнены. Несмотря на это, текст важен, поскольку отмечает начало новой традиции — сюрнаме, описание отдельных торжественных событий в семье султана .

Оценка

Мустафу Али называют самым известным османским историком XVI века . «Деяния художников» (« Menâkıb-ı Hünerverân ») Мустафы Али являются первым в истории османов трактатом об истории культуры , а «Суть событий» (« Künhü'l-Ahbâr ») — это наиболее полный источник по истории Османской империи XVI века .

Одно из первых стихотворений Мустафы, написанное под псевдонимом Чешми, — газель, хранящаяся в Национальной библиотеке Анкары . По мнению профессора Аксояка, специалиста по творчеству Мустафы Али, изменение псевдонима было ключевым моментом в творчестве Мустафы. Для такого человека, каким был Мустафа (гордого и неуживчивого), Чешми было слишком романтично. Имя Али лучше отражало характер поэта .

Али писал стихи до конца жизни. Время от времени он собирал написанное и давал каждому стихотворению название, а затем собирал в диваны. Всего известно четыре дивана Али, относящихся к различным периодам жизни поэта. Первый диван Али был исследован Аксояком. В этом диване встречаются почти все известные в то время стихотворные формы. Помимо газелей, встречающихся во всех диванах, этот диван содержит формы, а также темы, не обнаруженные в других диванах. Использование 24 стихотворных метров — особенность поэзии Али .

Комментарии

  1. Назире — ответ на произведение другого автора. При написании назире автор заимствует у своего предшественника сюжет и главных персонажей.
  2. Месневи — дидактическое эпическая поэма, написанная рифмующимися двустишиями .

Примечания

  1. ; , p. 18; .
  2. .
  3. , p. 16.
  4. , p. 18; , p. 17.
  5. , p. 18.
  6. , p. 20.
  7. , p. 21.
  8. , p. 22.
  9. , с. 58.
  10. , p. 19; , p. 28—29.
  11. ; , с. 58; , p. 34—35.
  12. , p. 14.
  13. , p. 37.
  14. , p. 39.
  15. , p. 43.
  16. , p. 44.
  17. , p. 45—47.
  18. , p. 45—49.
  19. , p. 51.
  20. , p. 54—55.
  21. , p. 55; ; , p. 18.
  22. , p. 55.
  23. , p. 58.
  24. ; , p. 18; , p. 58.
  25. , p. 59—60.
  26. , p. 61.
  27. , p. 66.
  28. ; , p. 18.
  29. , p. 61—62.
  30. , p. 63.
  31. , p. 64.
  32. , p. 18—19.
  33. ; , p. 19.
  34. ; , p. 22—23.
  35. , p. 23—24; .
  36. ; , с. 59.
  37. , p. 25.
  38. , p. 23—24; ; ; ; , с. 58; .
  39. ; , p. 20; ; ; , p. XVII.
  40. , p. XVII.
  41. , p. 44; ; ; , p. XVII.
  42. , p. 58; ; ; ; , p. XVII.
  43. ; ; , p. XVIII.
  44. ; ; ; , с. 58; ; , p. XVII.
  45. ; ; , p. XVIII—XIX.
  46. ; .
  47. , p. 114; .
  48. .
  49. , p. 37; ; .
  50. , p. 42; .
  51. .
  52. , p. 20; ; , с. 58.
  53. , p. 23.
  54. , p. 23; .
  55. ; ; ; , p. XVIII.
  56. , с. 59; ; .
  57. , p. 20—21; ; ; , p. XVII.
  58. , p. 5.
  59. , p. 11.
  60. .

Литература

  • А. С. // Литературная энциклопедия : В 11 т. — М. : ОГИЗ РСФСР , гос. словарно-энцикл. изд-во « Сов. Энцикл. », 1934. — Т. 7, Стб. 226 . 25 августа 2011 года.
  • Рыженкова Т. А. // Вестник СПбГУ . — СПбГУ , 2016.
  • Akin E. . — Leiden: Brill Academic Publishers , 2011. — 601 p. — (Islamic History and Civilization, volume 87). — ISBN 978-90-04-17872-4 . (англ.)
  • / Çukurova Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Türk Dili ve Edebiyatı Bölümü. — Adana: Turk Dil Kurumu Yayinlari , 1994. — 328 S.
  • Aksoyak İ. H. ] // The journal of ottoman studies : (Osmanlı Araştırmaları). — İstanbul: Turkish Religious Foundation Centre for Islamic Studies, 2005. — Vol. XXV. — S. 69—82. (тур.)
  • Aksoyak İ. H. (тур.) // Türklük Bilimi Araştırmaları. — Nazım Hikmet POLAT, 2014. — Sayıl. 19 . — S. 225—244. — ISSN . 10 сентября 2018 года.
  • Mustafa Âlî (Gelibolulu.). / İ. Hakkı Aksoyak. — İs. : Millî Eğitim Bakanlığı, 2003. — 358 S. — ISBN 978-9751118295 . от 9 сентября 2018 на Wayback Machine
  • Eravcı H. M. (тур.) // Tarih Okulu Dergisi. — Uşak: Uşak Üniversitesi, 2010. — C. VI . — S. 1—16. — ISSN . 7 августа 2018 года.
  • Eravcı H. M. // Uludağ Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakültesi Sosyal Bilimler Dergisi. — Bursa: Uludağ Üniversitesi, 2003. — Т. 4 (4) . — S. 163—184. — ISSN . (тур.)
  • Günaydın Y. T., Arslantürk İ. H. // TASAVVUF: İlmî ve Akademik Araştırma Dergisi. — Istambul: İstanbul Sabahattin Zaim Üniversitesi, 2007. — Т. 18 (8) . — S. 277—296. — ISSN . (тур.)
  • Schmidt J. // Islam Ansiklopedisi . — 2002. — Т. 26 . — S. 555—556. (тур.)
  • Yücel A. S. // Cumhuriyet Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi. — Sivas, 2004. — Vol. VIII/2. — S. 129—142. (тур.)
  • Uğur A. Künhü'l-Ahbar'a Göre Âli'nin Bazı Özellikleri // Islam Ansiklopedisi. — 1995. — Т. 11 . — S. 314—315. (тур.)
  • Akün Ö. F. // Islam Ansiklopedisi. — 1989. — Т. 2 . — S. 416—421. (тур.)
  • Ertaş K. // The Journal of Academic Social Science Studies. — 2013. — Т. 3 . — S. 191—211. — ISSN . 9 сентября 2018 года. (тур.)
  • . . — Princeton, N.J.: Princeton University Press , 2014. — xviii, 363 p. — ISBN 978-1400854219 .
  • İsen Mustafa. . — 1. baskı. — [Ankara]: Kültür ve Turizm Bakanlığı, 1988. — vi, 110 S. — ISBN 978-9751702388 . — ISBN 9751702380 .
  • Kütükoğlu B. // Islam Ansiklopedisi. — 1989. — Т. 2 . — S. 414—416. (тур.)

Ссылки

  • Isen M., Aksoyak İ. H. (9 ноября 2013). Дата обращения: 12 ноября 2017. 17 августа 2018 года.
  • (англ.) . Encyclopaedia Iranica . www.iranicaonline.org. Дата обращения: 20 сентября 2018. 20 сентября 2018 года.
Источник —

Same as Гелиболулу Мустафа Али