Interested Article - Байкеев, Мирзаджан Курамшиевич

Мирзаджа́н Курамши́евич Байке́ев ( тат. Мирзаҗан Хөррәмсә улы Байкиев ; 1868 , , Краснослободский уезд , Пензенская губерния , Российская империя 31 января 1942 , Ленинград , СССР ) — российский и советский скульптор , реставратор . Известен как первый татарский профессиональный скульптор.

Родился в 1868 году в татарской деревне на территории Пензенской губернии . В 17-летнем возрасте приехал в Санкт-Петербург на заработки, где устроился в мастерскую к скульптору М. А. Чижову . Проявив интерес к скульптуре, в 1893 году окончил Центральное училище технического рисования барона Штиглица . После получения образования устроился в Государственный Эрмитаж , где более 30 лет проработал скульптором-реставратором. Отреставрировал большое количество скульптурных произведений из коллекции музея, принимал участие в эвакуациях экспонатов во время Первой мировой и гражданских войн . Параллельно занимался собственной лепкой, наиболее известны из его работ бюсты Ш. Марджани , Г. Тукая , И. Гаспринского , Ф. Амирхана , М. Вахитова . В 1928 году удостоен звания « Герой Труда ». После начала Великой Отечественной войны принял участие в третьей эвакуации эрмитажных ценностей, в ходе которой погиб в 1942 году под вражескими бомбёжками в блокадном Ленинграде .

Биография

Мирзаджан Курамшиевич Байкеев родился в 1868 году в деревне Пензенской губернии . Написание отчества разнится — от Курмашиновича и Курамшимовича до Курамшовича и Хурамшевича . Из семьи бедного крестьянина . Знал законы ислама , учился в мектебе родной деревни , по другим данным — в медресе . С детства любил лепить животных из глины и приобщался к искусству , хотя рос вдалеке от культурных центров . В юности трудился в собственном деревенском хозяйстве .

После смерти отца, в 17-летнем возрасте в поисках заработка приехал в Санкт-Петербург , где устроился наёмным работником вроде мальчика (слуги) в мастерскую художника-скульптора М. А. Чижова . Он, сам выходец из крестьян, назначил Байкееву постоянное жалование, сыграв значительную роль в его дальнейшей судьбе . Видя у юноши художественные способности, старание и интерес к скульптуре, Чижов устроил Байкеева в Центральное училище технического рисования барона Штиглица , которое тот окончил в 1893 году по отделению рисунка и лепки . Вторым после Байкеева художником из татар, окончившим то же самое училище, стал К. С. Девлеткильдеев . После получения образования, в 1892—1895 годах Байкеев работал скульптором-реставратором в Екатерининском дворце в Царском Селе , а в 1895—1897 годах был помощником Чижова по реставрационным работам в Нарве и Вильно .

В 1894—1906 годах состоял «мраморщиком подённо по мере необходимости» в Государственном Эрмитаже , куда был определён Чижовым . С 1906 года числился в реставрационных мастерских , а с 1908 года — подмастерьем в скульптурной мастерской при её руководителе Чижове в качестве помощника . В 1918 году по ходатайству Совета хранителей стал помощником реставратора . На 1919 год получал оклад в размере 840 рублей в месяц . Как сообщал председатель совета Эрмитажа С. Н Тройницкий , он в 1922 году уволил Байкеев за то, что тот без разрешения ввёл в музеё двух посторонних лиц и с их помощью вынес распиленные доски. Однако, благодаря представителям отдела древностей Байкеев был оставлен на службе, так как «он является незаменимым работником по перемещению скульптур и его уход создаст затруднения по открытию зал Отдела» . По состоянию на 1924 год Байкеев имел 14-разряд . В 1926 году он был назначен скульптором-реставратором . В 1928 году в Эрмитаже был отмечен 35-летний юбилей творческой деятельности и 60-летие Байкеева с его чествованием . Тогда же, по ходатайству Эрмитажа и с одобрения народного комиссариата просвещения Татарской АССР , скульптору было присвоено звание « Герой Труда » . В 1929 году Байкеев получил двухмесячный отпуск как «научный сотрудник, ведущий по занимаемым им должностям научно-исследовательскую работу» , а в 1932 году уволен из Эрмитажа по личному заявлению . В том же году устроился реставратором и препаратором-скульптором Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР , а с 1936 года работал там по контракту .

Байкеев с семьёй, ок. 1910-х гг.

После начала Первой мировой войны в 1914 году ввиду наступления германских войск участвовал в эвакуации коллекций Эрмитажа в Москву , лично упаковывал и сопровождал экспонаты. В 1918 году в годы Гражданской войны во второй раз эвакуировал коллекцию для предотвращения вывоза её Временным правительством за границу, а в 1920 году руководил возвращением экспонатов из Московского Кремля обратно в Эрмитаж. По словам С. Н. Тройницкого , « сохранением этих огромной стоимости культурных ценностей, которые представляют собой лучшие предметы Эрмитажных собраний, государство обязано тов. Байкееву, сумевшему в трудных условиях военного времени с редкой добросовестностью и выдающимся мастерством выполнить эту большую и ответственную работу ». В 1941 году после начала Великой Отечественной войны , Байкеев, несмотря на преклонный возраст, принял участие в третьей эвакуации коллекций в Москву, куда было отправлено более миллиона экспонатов, тогда как оставшиеся были закопаны или спрятаны в подвалах .

Мирзаджан Курамшиевич Байкеев погиб 31 января 1942 года в блокадном Ленинграде во время вражеской бомбёжки, когда занимался работой по спасению эрмитажных коллекций, так и не дождавшись их полного возвращения в родной музей . В Эрмитаже Байкеев проработал 37 лет , у него осталось пять дочерей , одна из них погибла в блокаду , а внук пропал без вести на фронте . Похоронен был Байкеев на мусульманском участке Волковского кладбища . Проживал он на Полюстровском проспекте , в доме № 11 . После эвакуации семьи дом Байкеева был разрушен и пущен на дрова , а его скульптурные работы бесследно пропали .

Очерк творчества, реставрационная работа

Бюст Марджани, 2018 год

Является первым татарским профессиональным скульптором и мастером реставрации, получившим высшее образование в духе русско-европейской школы . Только через несколько десятилетий за ним в лепке человека последовали С. Ахун и Б. Урманче , сами долгое время считавшиеся родоначальниками классического искусства татарской скульптуры . Больше всего Байкеев известен своей скульптурной портретной галереей деятелей татарской национальной культуры XX века , при этом искусствовед С. М. Червонная отмечала, что его работы — «скучноваты», так как напоминают анатомические слепки , а указывала на некоторую асимметрию черт лица . Байкеев создал скульптурные гипсовые портреты Ш. Марджани , Г. Тукая , И. Гаспринского , Ф. Амирхана , М. Вахитова , некоторые не по одному разу, в том числе и после революции , учитывая идеологические установки 1920—1930-х годов .

В то время стал поддерживать творческие связи с Татреспубликой , однако там никогда не жил , но был известен и, по некоторым данным, часто бывал в Казани . В 1922 году поясной памятник Вахитову, выполненный лично знавшим его Байкеевым, был установлен на Вахитовской (бывш. Юнусовской) площади в Казани — однако простоял он недолго, в сталинские времена был демонтирован и уничтожен . Сообщалось также, что копию этой работы Байкеев подарил редакции газеты « Башкортостан » . Одно из центральных мест в творчестве Байкеева занимал и образ Тукая , сохранилась редкая фотография одного из бюстов поэта работы скульптора ; по некоторым данным, Байкеев стал в 1916 году вообще первым скульптором, изваявшим Тукая . Также он планировал создать памятник Г. Ибрагимову . В 1939 году гипсовый бюст Марджани с вырезанной подписью «М. Байкеев. 1926» был приобретён Центральным музеем ТАССР . По словам , данная работа Байкеева отличается от хрестоматийных изображений Марджани, как-то у Урманче. Байкеевский бюст меньше по размеру, он более камерный. Марджани изображён в восточной одежде, в чалме и халате, с характерной бородкой, в его глазах читается хитринка, а по психологической характеристике он отличается тёплой душевной простотой, сродни восточным сказочникам .

Байкеев у «Амура и Психеи» Кановы, 1928 год

В реставрационных мастерских Эрмитажа работал под началом М. А. Чижова , Л. В. Шервуда и О. Ф. Вальдгауера , негативно относящихся к традиционной реставрации скульптуры вроде приклеивания рук, носов и пальцев как к искажению памятника, в связи с чем Байкеев выполнял основные реставрационные работы, в частности, производил удаление поздних и неправильных восполнений . Считался единственным в Ленинграде реставратором для ответственных работ, одновременно с которыми исполнял обязанности хранителя, занимался организацией выставок, описанием экспонатов, пополнением коллекций античной и восточной скульптуры . Он также занимался сопровождением закупленных экспонатов в Эрмитаж , а также сам был дарителем музея . Объём и значимость экспонатов, к сохранению которых приложил руку Байкеев, не поддаётся оценке или подсчётам , его музейная деятельность имеет большое значение для русской культуры . По словам Вальдгауэра, Байкеев пользовался его «полным доверием», так как всегда исполнял свои обязанности «с большим умением и осторожностью» .

Байкеев был одним из активнейших реставраторов своего времени , так, после систематических эрмитажных археологических раскопок в Павловске , он восстановил найденную там разбитую античную скульптуру и греческие сосуды , отреставрировал порядка 120 статуй кариатид на фасаде Екатерининского дворца в Царском Селе , а также скульптуры « » Донателло и «Статуя девушки» Буазо , « » и « Амур и Психея » Кановы из собраний Эрмитажа , очистил от поздний наслоений рельеф с изображением гибели Ниобид ,участвовал в реставрации предметов египтологической коллекции , осуществил склейку разбитых каменных рельефов , терракотовых статуэток и ваз , а также демонтировал неправильные восполнения, в частности, снял голову пергамского стиля и руки со статуи Афины мироновского типа, голову Диониса и правую руку с ветвью оливы со статуи Иринии , голову греко-архаического типа с римской статуи богини Изиды , головы Демосфена и Сократа с несоответствующих им торсов .

Байкеев за работой

По отзывам искусствоведов, культурная отсталость татарского народа с точки зрения изобразительного искусства видна была со всей наглядностью в дореволюционную пору, примером чего может служить считанное количество выходцев из татар в художественной сфере . Байкеев как единичный художник неоднозначно воспринимался татарским обществом, в котором господствовало с запретом на изображение человека . Так, работа скульптора осуждалась петербургской мусульманской общиной , единоверцы называли его «рисующим кресты» («тәре ясаучы»), Байкеева избегали как выбившиеся в люди соплеменники-официанты, так и торговцы старьём. Судя по всему, он болезненно воспринимал критику со стороны своих братьев-мусульман и, по свидетельствам современников, в итоге хотел сменить профессию на более «пристойную». Однако вскоре Байкеев обратился к богослову М. Бигееву , просветителю и лидеру джадидизма , который, будучи неприятелем исламских канонов в искусстве, снял со скульптора душевный груз и дал фетву с одобрением его художественной деятельности .

Так как Байкеев не был казанским татарином и работал вне Казани, ему уделялось крайне мало внимания на территории современного Татарстана, несмотря на единство национальной культуры и большое значение скульптора для татарского искусства . Свидетельств о жизни и творческом пути Байкеева осталось немного , в татарской прессе имеется всего лишь несколько публикаций . Имя Байкеева в историю татарского искусства ввёл именно Б. Урманче , опубликовавший в 1929 году в арабоязычном журнале « Безнең юл » рассказ о встрече со скульптором в Ленинграде, а затем, после долгого перерыва из-за репрессий , в 1960 году — статью в журнале « Совет әдәбияты » . Имеется ряд и других свидетельств, так, свои воспоминания о встрече с Байкеевым в 1920-х годах оставил и драматург Р. Ишмурат , статья которого также вышла в журнале «Безнең юл» в 1928 году .

Памятник Вахитову, 1920-е гг.

Наша культурная армия ещё не велика. Любое достижение в этой области увеличивает наше культурное богатство. Поэтому для нас ценна и радостна деятельность Мирзаджана-аги на поприще изобразительного искусства. Урманче о Байкееве, 1929 год .

В дальнейшем о скульпторе долго никто не упоминал, искусствоведы о нём не писали, имя Байкеева не включалось в биобиблиографические словари советских художников, тогда как вышеприведённые статьи могли прочитать только владеющие татарским языком, да и то в арабской графике — лишь в начале XXI века они были переведены на современный татарский и русский языки с целью ознакомления широкой аудитории . С тех пор положение изменилось, и с рассказами о творчестве Байкеева вышел ряд искусствоведческих исследований . Длительное время также не удавалось найти ни одной фотографии Байкеева, однако в 2014 году они всё же были обнаружены, в том числе и те, где мастер запечатлён за работой .

Примечания

  1. , с. 277.
  2. , с. 228.
  3. Фарит Хабибуллин . . Газета «Республика Татарстан» (26 августа 2006). Дата обращения: 9 июня 2022.
  4. , с. 107.
  5. , с. 70.
  6. , с. 120.
  7. , с. 53.
  8. , с. 92.
  9. , с. 394.
  10. , с. 91.
  11. , с. 30.
  12. , с. 229.
  13. , с. 188.
  14. , с. 57.
  15. , с. 289.
  16. , с. 19.
  17. , с. 54—55.
  18. , с. 54.
  19. , с. 55.
  20. , с. 312.
  21. , с. 701.
  22. , с. 207—208.
  23. , с. 52.
  24. , с. 28.
  25. , с. 319.
  26. , с. 555.
  27. . Архив Российской академии наук . Дата обращения: 1 июля 2022.
  28. , с. 55—56.
  29. , с. 56.
  30. , с. 473.
  31. . Российская национальная библиотека . Дата обращения: 1 июля 2022. 1 июля 2022 года.
  32. , с. 208.
  33. , с. 396.
  34. , с. 28.
  35. , с. 102.
  36. , с. 40.
  37. , с. 39—40.
  38. , с. 71.
  39. , с. 78.
  40. , с. 153.
  41. , с. 40—41.
  42. , с. 71, 74.
  43. , с. 88.
  44. , с. 147.
  45. .
  46. , с. 74.
  47. , с. 318—319.
  48. , с. 137—138.
  49. , с. 220.
  50. , с. 810.
  51. , с. 29.
  52. , с. 74—75.
  53. , с. 374.
  54. , с. 137.
  55. , с. 109.
  56. , с. 114.
  57. , с. 657.
  58. , с. 72.
  59. , с. 111.
  60. , с. 136.
  61. , с. 10.
  62. , с. 63.
  63. , с. 53—54.
  64. , с. 52, 56.
  65. . (11 декабря 2018). Дата обращения: 9 июня 2022.
  66. , с. 7—8.
  67. , с. 111.
  68. , с. 52—53.
  69. , с. 75.
  70. . . — . — 2015. — № 4 (6375). — С. 13. — 16 с.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Байкеев, Мирзаджан Курамшиевич