Бартлетт, Эйбрахам Ди
- 1 year ago
- 0
- 0
Мортон Бартлетт ( англ. Morton Bartlett , 20 января 1909 , Чикаго , США — 1992 , Бостон , США) — американский фотограф , графический дизайнер и скульптор , получивший посмертную известность своими реалистическими куклами и их фотографиями . Искусствоведы относят его творчество к направлению l’art brut . Вместе с тем, в отличие от большинства представителей этого направления, он не находился под наблюдением психиатра, воспринимался окружающими как уважаемый член общества. У Бартлета были профессиональные взлёты и падения, но он никогда не оказывался на обочине жизни .
Куклы Мортона Бартлетта, которые сочетают реализм, иронию и эротику, вызвали широкий диапазон толкований. Некоторые искусствоведы утверждают, что Бартлетт создавал куклы как безопасный выход для выражения своих скрытых патологических сексуальных желаний, другие настаивают, что художник мечтал о массовом производстве своих кукол как игрушек для детей .
Мортон Бартлетт родился 20 января 1909 года в Чикаго (штат Иллинойс ), по другим данным — в 1903 году. Он остался сиротой в возрасте семи или восьми лет (об обстоятельствах смерти его родителей ничего не известно ) и был усыновлён мистером и миссис Уоррен Годдард Бартлетт, состоятельной четой из посёлка , штат Массачусетс . Мортон был зачислен в Академию Филлипса Эксетера , а затем учился два года в Гарвардском университете , с 1928 по 1930 годы . В 1955 году он написал короткую автобиографию «Класс 1932 года» для юбилейного сборника в честь 25-летия выпуска этого года в Гарварде . В ней он утверждал: «Моё хобби — скульптура из гипса . Его цель — дать простор тем внутренним импульсам, которые не находят другого выражения» . После ухода из университета, возможно, из-за финансовых трудностей, вызванных Великой депрессией , Бартлетт изо всех сил пытался устроиться в жизни. Он жил в Кембридже , штат Массачусетс, работал редактором журнала ремёсел и управлял бензоколонкой, продавал мебель, производил и продавал сувениры, был внештатным фотографом и графическим дизайнером .
После службы в армии США во время Второй мировой войны Бартлетт вновь занялся графическим дизайном и фотографией, участвуя в составлении каталогов для M. Scharf and Co. , бостонского дистрибьютора игрушек . С 1936 по 1963 годы Бартлетт занимался необычным хобби — изготовлением кукол и их фотографированием. Его работы получили общенациональную известность только после смерти дизайнера . Неизвестно, почему Бартлетт внезапно прекратил создание своих кукол. Исследователи обычно соотносят это с публикацией статьи в журнале за апрель 1962 года, посвящённой его куклам. Доброжелательная к его творчеству статья, занимавшая две страницы, изобразила Бартлетта в качестве местной достопримечательности — дизайнера игрушек-любителя, который в будущем планировал представить свои творения вниманию самой широкой публики . Фотографии в статье демонстрировали группу из девяти кукол и самого мастера — их создателя . Название статьи, однако, было двусмысленным — «Возлюбленные мистера Бартлетта» ( англ. «The Sweethearts of Mr. Bartlett» ) . Перед тем, как полностью покончить со своим хобби, Бартлетт тщательно обернул каждую куклу в газету. Он сохранял их в таком виде всю оставшуюся часть жизни . Своим соседям он был известен невероятной педантичностью (он выпивал в полдень солодовый молочный коктейль, а в пять часов — стакан хереса ).
Бартлетт умер в 1992 году в Бостоне, где проживал длительное время, будучи владельцем полиграфического агентства Morton Bartlett and Associates . Он оставил завещание, по которому все его накопления в размере 300 000 долларов были «разделены между благотворительными организациями, занимающимися сиротами» .
В 1993 году, через год после смерти Мортона Бартлетта, в подвале его дома были обнаружены пятнадцать созданных им кукол, около двухсот чёрно-белых фотографий, карандашные зарисовки детей, а также семнадцать цветных слайдов . Куклы были приобретены в том же году Брюсом Эмондом ; каждая кукла на тот момент всё ещё была завёрнута в газеты 1963 года . Новый владелец отправил куклы на выставку-ярмарку «Искусство аутсайдеров» ( англ. «Outsider Art» ) в Нью-Йорке . Именно там Мэрион Харрис, искусствовед и специалист по антиквариату, проживавшая в Коннектикуте , впервые увидела скульптуры и чёрно-белые фотографии Мортона Бартлетта. Она приобрела все известные на тот момент работы Бартлетта (включая даже разрозненные части кукол: около 50 запасных ног и рук, 40 или 50 ушей и 28 голов ). В том же году Харрис в качестве куратора организовала первую персональную выставку работ Бартлетта и издала её каталог. На выставке были представлены несколько его кукол и чёрно-белые фотографии . Через два года выставка в Нью-Йорке превратила Бартлетта в культовую фигуру американской культуры . Если в 1994 году фотографии Бартлетта были оценены не более чем в 800 долларов, а куклы — в 12 000, то всего через год куклы продавались на аукционах по цене более 28 000 долларов, а фотографии — не менее 1 500 долларов каждая .
Только через 15 лет доступными публике оказались сначала цветные слайды (в количестве семнадцати штук), а затем и десять цветных фотографий Бартлетта, открытие которых широкой аудитории принадлежит коллекционеру из Лос-Анджелеса Барри Слоану. Сначала агент по недвижимости, специализирующийся на исторических объектах в в Беверли-Хиллз , увидел работы Бартлетта в европейском музее, затем купил несколько фотографий у Харрис, а позже продолжил самостоятельные исследования и поиски, и в конце концов приобрёл коробку слайдов Бартлетта у продавца, которого нашёл через eBay . Слоан утверждает, что в его коллекцию входят фотографии Бартлетта в стиле Альфреда Стиглица , эскизы, портфолио автопортретов, которые Бартлетт делал на протяжении всей своей жизни, тысячи слайдов, на которых запечатлены здания в Бостоне (возможно, эти слайды были выполнены по заказу), а также фотографии детей, которые носят прозрачную одежду и играют в лесу .
Фотографии и куклы Бартлетта были широко представлены как на национальном, так и на международном уровне. Его работы находятся в постоянных экспозициях или запасниках крупных музеев: Музея американского народного искусства в Нью-Йорке; в в Лозанне , Швейцария ; в во , штат Массачусетс; в музее Метрополитен в Нью-Йорке (в его коллекции находятся пять фотографий кукол, сделанных самим Бартлеттом около 1950 года, их инвентарные номера — 2000.182.1—2000.182.3 и 2000.202.1—2000.202.2 ); в Музее современного искусства Сан-Франциско ; в в Рочестере , штат Нью-Йорк . Выставки работ дизайнера и фотографа прошли в Кёльне , Берлине , Париже , в Венеции . Мэрион Харрис выпустила в 1994 году небольшую монографию «Искусственная семья: одержимость всей жизни художника-самоучки Мортона Бартлетта» ( англ. «Family found: The lifetime obsession of self-taught artist, Morton Bartlett» ), посвящённую творчеству Бартлетта . В 2012 году монографию «Мортон Бартлетт: Универсальный секрет III» ( англ. «Morton Bartlett: Secret Universe III» ) в серии Музея современности Гамбургского вокзала об искусстве художников-аутсайдеров опубликовал куратор Музея американского народного искусства Ли Коган . В 2013 году на французском языке был издан сборник статей с предисловием профессора-психоаналитика Паскаля Романа, посвящённый дизайнеру .
В 2002 году в США режиссёром Эмили Харрис был снят небольшой документальный фильм «Искусственная семья. Секретная жизнь Мортона Бартлетта», посвящённый личности и творчеству Мортона Бартлетта .
Бартлетт никогда не был женат, хотя, предположительно, некоторое время был в близких отношениях с женщиной, жившей через дорогу от него в Кохассете, где они работали вместе в конце 1940-х годов. Жительница Массачусетса Мэри Джейн Декстер утверждала, что это была её мать и у неё есть фотографии, которые Бартлетт сделал в то время с ней и с её братом .
Мортон Бартлетт находился в дружеских отношениях с художником и скульптором
и его женой Джейн. Бартлетт был их соседом в течение почти десяти лет, примерно с 1955 по 1964 год, они жили в одном и том же жилом доме по адресу 15 Fayette St . Когда их здание было продано в 1964 году, и жильцы должны были переехать, Бартлетт и Джебраны нашли новые квартиры рядом друг с другом в районе South End . Они оставались друзьями до смерти Бартлетта . Джебран опровергал характеристику Бартлетта как эксцентричной личности, затворника и сексуального девианта. Соседям он был известен как тонкий знаток искусства и интересный собеседник. Джебран утверждал, что и он и его жена знали о куклах, которые Бартлетт создавал и фотографировал .Существует широкий спектр мнений относительно подлинных целей Бартлета и его мотивов.
Куклы Бартлетта точны с анатомической точки зрения и качественно сделаны. Бартлетт использовал медицинские диаграммы развития ребёнка и анатомические справочники, чтобы убедиться, что его куклы правильны в каждой мельчайшей детали . Модная одежда умело сшита, каждая кукла имеет полный гардероб. По подсчётам Эшли Гранвиль, для создания одной только мимики куклы у Бартлетта должно было уходить до 50 часов чистого времени. Полный процесс изготовления куклы должен был занимать целый год. Американский журналист Майкл Татищев в единственной прижизненной статье о творчестве дизайнера писал: «Мистер Бартлетт говорил о создании кукол так, как математик решает сложное уравнение: изучая, открывая пути и способы достижения желаемых результатов в стремлении к совершенству» . После смерти Бартлетта было обнаружено всего пятнадцать кукол. Три куклы — мальчики, которые напоминают детей в возрасте восьми лет. Критики находят здесь тесную связь с возрастом художника, когда он стал сиротой. Эти работы можно интерпретировать как серию автопортретов. Скульптуры изготовлены из раскрашенного гипса. Остальные двенадцать кукол представляют девочек от восьми лет и старше . Куклы демонстрируют, по мнению искусствоведов, влияние скульптуры Северного Возрождения , глянцевой рекламы, журналов моды и голливудской портретной фотографии .
Бартлетт детально продумывал композиции своих фотографий с куклами. Хотя он и не имел соответствующего образования, его оригинальные композиции и умелое использование освещения предполагают изысканное чувство красоты и знание технической стороны фотоискусства, что было результатом работы в качестве коммерческого фотографа и графического дизайнера. Особый интерес представляет технология изготовления кукол. Куклы имели подвижные и съёмные части, поэтому он мог легко изменить положение фигуры . Большинство фотографий кукол запечатлели ситуации, в которых часто оказываются дети, такие как наказание щенка, чтение книги, различные настроения: плач, волнение или радость. Другие фотографии предполагают сексуальную озабоченность автора, так как не учитывают юный возраст персонажа, не соотносимый с чрезмерно вольными позами кукол: юная балерина, танцующая в прозрачном ночном платье, девочка, приподнимающая юбку, девушка с языком, игриво высовывающимся изо рта, обнажённая девочка, на которой из одежды только венок на голове в гавайском стиле и соломенная юбка, стоит, положив руку на бедро. Куклы и фотографии Бартлетта неоднократно соотносились с романом « Лолита » Владимира Набокова , опубликованным в 1955 году .
Детали кукол на фотографиях, особенно цветных, становились чёткими и яркими, что усиливало не только ощущение их совершенства, но и эмоциональный и часто двусмысленный заряд. Например, блондинка, сидящая на полу и одетая в ярко жёлтое платье и соломенную шляпу, на фотографии улыбается, но улыбка скорее оказывается гримасой, как если бы она с тревогой наблюдала за приближением опасности и решала, должна ли она противостоять ей или уклониться от встречи с ней .
Фигура девочки на фотографии Бартлетта «Балерина» ( англ. «Ballerina» ) из собрания Julie Saul Gallery в Нью-Йорке (19,7 × 17,1 сантиметров, искусствоведы датируют её широким периодом времени — 1940—1950 годами ), предположительно, двенадцати или тринадцати лет с длинными светлыми волосами, по выражению художественного критика « The Boston Globe » , «потрясающе красива». Стоя босиком на одной ноге, она демонстрирует изящное, тонко сбалансированное положение тела, которое запечатлел на одной из поздних бронзовых скульптур танцовщицы французский художник- импрессионист и скульптор Эдгар Дега (его скульптура известна в различных вариантах, один из которых находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке) . На этой фотографии она одета в бикини , а на фотографии из Collection de l’Art Brut в Лозанне — в спортивный купальник (эта фотография не имеет авторского названия, её размер — 9,8 x 12,5 сантиметра, фотография не датирована ). Ещё один вариант запечатлел эту же куклу в балетной сцене (данная фотография была сделана Бартлеттом около 1950 года, на аукционе она была оценена в 3000 — 4000 долларов ). Девочка задумчиво смотрит перед собой, как будто погрузившись в мечту .
Публикация цветных снимков вызвала новый всплеск обвинений в девиантных наклонностях автора . Вместе с тем публикация этих фотографий позволила предположить, что Бартлетт создавал куклы в первую очередь для получения практики в художественной фотографии .
Композитор Джон Зорн написал четыре музыкальных эпизода общей продолжительностью семь минут для документального фильма о Бартлетте, снятого режиссёром Эмили Харрис в 2002 году. Все четыре эпизода вошли в альбом «Музыка кино XII. Том II. Три документальных фильма» ( англ. «Film Works XII. Volume Two. Three Documentaries» ) и объединены в нём общим названием «Искусственная семья». Музыкальная композиция аранжирована для виолончели и женского голоса (исполняют и ) .
Музыкальный критик писал: «В своей музыкальной интерпретации жизни Бартлетта Зорн спасает хрупкое человеческое существо от обвинений в извращённости и при этом предлагает нам трогательный и гораздо более правильный вариант размышлений об одиночестве Бартлетта и его стремлении к семье» .