Робертины
- 1 year ago
- 0
- 0
Роберт Ингпен ( англ. Robert Ingpen , род. 13 октября 1936 , Джелонг , Виктория , Австралия ) — австралийский художник, известный как иллюстратор детских книг, дизайнер , писатель, эколог и искусствовед. Художник проиллюстрировал более ста книг: естественно-научных, исторических, детских. Лауреат национальных и международных премий . Роберт Ингпен является единственным австралийцем, удостоенным премии Ханса Кристиана Андерсена .
Роберт Ингпен родился в Джелонге (штат Виктория) в 1936 году (по другим данным — в ) . Мать будущего художника была творческой натурой: играла на пианино, танцевала на конкурсах, хорошо шила. Отец занимался бизнесом (осуществлял поставки товаров в супермаркеты ) . Своё детство художник провёл в Джелонге. Самые ранние воспоминания Ингпена о живописи относятся к рисункам, которые он нарисовал на кирпичной стене своего дома, когда был маленьким мальчиком. «У меня были восковые цветные карандаши для рисования на бумаге, конечно, но я не собирался рисовать на бумаге, я собирался рисовать на стенах. Если вы рисуете восковым карандашом на открытой кирпичной кладке, то не оторваться. И пока я не стал взрослым, эти рисунки на стенах оставались… древними каракулями, которые были связаны с историями, которые я прочитал» . Одним из самых сильных разочарований своего детства Ингпен считает фильм « Волшебник страны Оз », где «главными героями были настоящие люди, одетые Трусливым Львом, Страшилом и Железным Дровосеком», что разрушало его представление о книге и вызывало желание самому заняться иллюстрированием .
Роберт Ингпен получил среднее образование в крикету 1954 года, находился в составе сборной колледжа по лёгкой атлетике 1953 года, а в 1954 году стал её капитаном, выступал за футбольную команду колледжа в 1952—1954 годах. Художник сохраняет связи с alma mater , он разработал дизайн и проиллюстрировал книгу «100 лет истории Колледжа Джелонга», опубликованную в 1961 году, разработал обложку книги для биографии многолетнего директора колледжа, преподобного сэра Фрэнсиса Ролланда, написанной Бертом Китом. Художник входил в Совет колледжа Джелонга с 1975 года по ноябрь 1984 года .
, где учился в 1942—1954 годах . В годы обучения в колледже Ингпен сочинял, занимался рисованием, однако не мог похвастаться значительными успехами в овладении общеобразовательными дисциплинами. Позже он вспоминал, что собирался покинуть учебное заведение, считая себя неспособным к обучению, но его удержал преподаватель изобразительного искусства, с которым у него установились дружеские отношения . Подросток серьёзно занимался спортом: был членом команды колледжа поРоберт Ингпен поступил в Мельбурнский королевский технологический университет , где изучал изобразительное искусство и дизайн с 1955 по 1958 годы. Курс «Книжное дело» вёл художник , который познакомил Ингпена не только с приёмами иллюстрирования, но и с технологией книжного производства от изготовления бумаги до редактирования текста. Художник отмечал позже, что Фридман был терпелив с ним, но достаточно суров . Центром притяжения Ингпена в это время стали Национальная галерея Австралии и Национальная библиотека Австралии , расположенные рядом с университетом. Позже он утверждал, что именно тогда и там он открыл для себя впервые мир творческих людей .
По окончании университета художник получил диплом по специальности «Книжная иллюстрация». В 1958—1967 Ингпен специализировался на графических работах для научных исследований в CSIRO ( Государственное объединение научных и прикладных исследований ), куда он поступил на работу в качестве коммуникативного дизайнера, здесь он принимал участие в ряде австралийских природоохранных и экологических проектов. Так в 1963 году по своим эскизам он выполнил стенную роспись для отдела землеведения CSIRO. «Мне нужно было научиться рассказывать о результатах научных исследований, чтобы фермеры, рыбаки и рабочие могли понять экологические проблемы», — рассказывал сам Ингпен об этом периоде своей деятельности . Параллельно он занимался научной работой (так в 1966 году он опубликовал статью «Представление отношений в биотических системах») .
В 1968 году Ингпен начал карьеру независимого художника, уволившись из CSIRO и переехав в Мельбурн . В качестве независимого художника он стал известен в первую очередь как иллюстратор, а также как автор детских книг, книг по истории Австралии (параллельно он продолжал работу и над научными статьями по экологии) . Свои первые книжные иллюстрации художник создал только в возрасте 38 лет. Ингпен получил международную известность в 1974 году своими иллюстрациями к детской повести « Штормик и мистер Персиваль », получив за них Первую премию Совета по изобразительному искусству за иллюстрации детской книги . Всего он создал иллюстраций более чем к ста книгам .
В 1980 году Роберт Ингпен написал и проиллюстрировал книгу «Путешествие „Чайкоатля“» о группе перуанских рыбаков, которые бежали от преследований испанских конкистадоров , чтобы в итоге оказаться на берегах Австралии в Джелонге. В 1981 году он написал её продолжение «Земля, которую не выбирали», а в 1991 год заключительный том трилогии «Записки „Чайкоатля“» . Сюжет книги «Путешествие „Чайкоатля“» стал основой для фестиваля «День „Чайкоатля“», двухдневного мероприятия для детей, которое проходит в Джелонге каждый год в октябре. Этот фестиваль — предмет гордости Ингрена. Он говорит о фестивале: «То, что я пытаюсь сделать, глубоко в глубине души, заключается в том, чтобы каким-то образом помочь сохранить любопытство в жизни, которое связано с воображением… Вы не должны бояться быть изобретательным. Вы можете казаться глупыми в глазах многих, но вы не должны бояться этого, потому что это то, что вас проведет через любые неприятности» . Ещё одной его книгой как писателя стала книга с собственными иллюстрациями по истории города на юго-восточном побережье Австралии. Он написал и проиллюстрировал книги о первопоселенцах Австралии и о первых попытках разведения овец в Австралии .
Он создавал фрески в общественных зданиях (в 1968 году для мемориала Джону Клуни-Россу в городе Карлтон, в 1969 году — для здания муниципалитета города Джелонга, в 1970 году — для Института по охране окружающей среды имени Артура Райли в Мельбурне, роспись на тему истории овцеводства в Джелонге для банка СВА , роспись для Управления водного хозяйства города Джелонга) . Ингпен спроектировал флаг и герб для Северной территории . Северная территория Австралии никогда не имела статуса колонии или штата, поэтому было решено, что дизайн нового флага будет оригинальным. В основу флага лёг ряд проектов, предложенных общественностью .
Ингпен работал над , в том числе — марки к двухсотлетию капитана Джеймса Кука и к 50-летию CSIRO . Он также разработал серию почтовых марок «Жизнь первопоселенцев в Австралии» .
В 2002 году Роберт Ингпен создал рисунок к гобелену в честь 150-летия Мельбурн Крикет Граунда , крупнейшего в мире по вместительности стадиона для крикета, крупнейшего стадиона всей Австралии и одного из крупнейших в мире . Гобелен изображает эпизоды истории стадиона ( Летние Олимпийские игры 1956 года, старейшие в мире ежегодные велосипедные гонки, концерты известных музыкантов) и наиболее важные матчи, сыгранные здесь. Размеры гобелена — 7 метров на 2 метра, его ткали из шерсти семь месяцев мастера Викторианской мастерской гобеленов в Мельбурне. Изображены 200 спортсменов, высота каждой фигурки всего 22 сантиметра. В силу маленького размера лица их неразличимы, спортсмены представлены в форме своей страны (в крикете) или своего клуба (в футболе) .
Ингпен принимал участие в ряде природоохранных проектов (включая Swione Hill Pioneer Settlement ). Он был одним из основателей Австралийского фонда охраны природы . Опубликовал отчёт «Роль информации в рыбном хозяйстве». Художник осуществил концепт-дизайн открытого (предоставляющего возможность во время поезки на экскурсионном автобусе познакомиться с жизнью африканских животных в условиях, приближенным к естественным) зоопарка Уэрриби ( англ. Werribee Open Range Zoo ), расположенного вблизи Мельбурна. В разное время художник работал: консультантом по развитию в этнографическом музее-заповеднике Суон-Хилл , консультантом программы ФАО / ПРООН по рыбному хозяйству в Мексике , консультантом программы ФАО / ПРООН по рыбному хозяйству в Перу , был членом временного совета по планированию при Университете Дикина .
Считается, что сильное влияние на Ингпена оказало творчество двух художников: американского иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета (1882—1945) и нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525—1569). Сам художник называет их «молчаливыми наблюдателями». Это влияние заметно в композиции, перспективе, игре света и пространства. По словам самого художника, в его иллюстрациях «ничего особенного не происходит». Он обозначает персонажей и место действия, а после этого оставляет возможность работать воображению читателя и зрителя . Сара Мэйр Кокс отмечает как две наиболее важные черты его творчества стремление помочь читателю в понимании текста и одновременно предоставить ему широкий простор для воображения. Так, например, Джефри Чосер в своём описании внешности трактирщика пишет: «…сноровист, вежлив и речист. Блестели его глаза…». Ингпен от себя добавляет новые детали — у хозяина таверны не хватает одного зуба. Этой деталью, по мнению Кокс, Ингпен приглашает читателей поразмышлять, каковы были правила гигиены и качество питания в Средние века , а также нравы (зуб мог быть выбит в драке, которые тогда не были редкостью) и законы в ту эпоху .
Влияние английского художника XIX века Уильяма Тёрнера заметно в работе Ингпена с цветом, композицией, сюжетом в пейзажах его иллюстраций. На них объекты существуют в дымке, пронизанной сияющими лучами солнца. Художник использует живописную технику Тёрнера, пытаясь передать ощущение величия и тайны происходящего на иллюстрации . Кокс относит творчество Ингпена к классицизму и репрезентативному искусству (для которого характерно точное изображение предметов и событий) .
Ингпен считает, что задача иллюстратора — сохранение классических произведений литературы; художник должен «расчищать тропинки, что разбегаются от широкой дороги в лесу воображения» . По словам самого Ингпена, в его работе 80 % времени занимает создание концепции и лишь 20 % — «старательное раскрашивание», которое он выполняет акварелью . Встречаются и достаточно резкие и негативные оценки творчества Ингпена: «тщательный, искусный рисовальщик, и только. Он крепко держится за хорошо отточенную и потому беспроигрышную, но, в общем-то, вторичную манеру. Никаких идей или находок, которые могли бы оказаться новыми и ценными для развития иллюстрации, у него в багаже не обнаруживается» .
«Мне было необходимо по возможности больше знать о том, как Сильвер мог себя вести во время различных событий романа. Он удивительно деятелен для одноногого, нагруженного саблями, ружьями, да ещё и с попугаем на плече. Пришлось обратиться к специалисту. Я попросил помощи у своего друга. Он работает хирургом- ортопедом . Опираясь на его знания и советы, я сделал приведённые здесь наброски и эскизы. На их основе и возникли окончательные иллюстрации»
— Сара Мэйр Кокс. Страна чудес Роберта Ингпена
Для иллюстрации характерна тёплая песочная гамма, позаимствованная, по мнению журналиста, у австралийского пейзажа, правдоподобие в сюжетах и исторических деталях, отсутствие сентиментальности и сильный эмоциональный накал: шрамы и морщины на лице пирата, гнев и злоба, пылающие в его глазах .
Многие годы спутницей жизни художника является его супруга Анджела, брак с которой был заключён в 1958 году . В браке родилось четверо детей. Ингпен сожалеет, что не мог им в своё время уделять должного внимания, так как всегда «одной ногой был в реальности, а другой в мире фантазии». Тем не менее, по его мнению, все четверо — творческие, независимые и полные энергии люди . Художник пытается сохранить независимость от искусствоведов, владельцев престижных галерей и меценатов. Ингпен отказывается называть себя художником, использует в применении к своему творчеству термин «иллюстратор». Его образ жизни не походит на повседневную жизнь богемного художника. Он ведёт жизнь заурядного обывателя, светским раутам предпочитает пребывание в кругу семьи . В 90-е годы по собственному проекту он построил большой дом со студией, окна которой выходят в сад. В студии Ингпен работает над иллюстрациями к книгам. Он рано встаёт, работает до шести часов вечера (с коротким перерывом на обед) и может напечатать 25 000 слов в неделю на старой пишущей машинке . При этом он заявляет: «Так я и есть бунтарь. Бунтарь против посредственности» .
В настоящее время художник живёт и работает в
, недалеко от своего места рождения в Джелонге. У него шесть внуков и три правнука . Ингпен говорит, что ему нравится гулять по пляжу и рассказывать им истории, «Иногда они закатывают глаза и говорят: „Дедушка!“» .В 1980 году издательство «Макмиллан» выпустило в Австралии книгу «Роберт Ингпен» (автор текста — Майкл Ф. Пейдж), посвящённую творчеству художника . В 2005 году вышла книга «Искусство Роберта Ингпена», где комментарии к работам художника были сделаны Сарой Мэйр Кокс . В 2012 году эта книга была издана в переводе на русский язык под названием «Страна чудес Роберта Ингпена» и с подзаголовком «Альбом иллюстраций. Секреты великого художника» . Автор не задавалась целью создать биографию или каталог работ иллюстратора. Сара Мэйр Кокс попыталась, по её словам, приоткрыть творческий процесс, который стоит за каждой иллюстрацией Роберта Ингпена . Книга была воспринята в России неоднозначно, художественный критик Ольга Виноградова отмечала «смехотворный псевдоискусствоведческий комментарий, мямлящий несуразицу», сам художник в книге «оказывается смешным чудаком, любящим нарисовать картинку к какому-нибудь примитивному философскому измышлению» .
В 2016 году к юбилею художника в Австралии была выпущена первым изданием книга «Страна чудес. Искусство иллюстрации Роберта Ингпена» . Статьи, посвящённые творчеству художника, в разное время опубликовали такие крупные газеты как британская « The Guardian » , австралийские и « The Age » .
Роберт Ингпен в 1986 году получил премию Ханса Кристиана Андерсена . Он является единственным австралийцем, которому была вручена эта награда (за иллюстрации к роману Патриции Райтсон «Наргун и звезды») . В 1989 году Роберт Ингпен был удостоен за заслуги в области детской литературы . Примечательно, что он сам разработал дизайн этой награды ещё в 1982 году . В 2005 году Ингпен получил учёную степень доктора искусств без защиты диссертации, присуждённую на основании значительных заслуг соискателя перед культурой ( лат. Doctor of Arts honoris causa ) в Мельбурнском королевском технологическом университете . В 2007 году он членом ордена Австралии «за заслуги перед литературой в качестве иллюстратора и автора детских книг, за художественное мастерство и просвещение, и за приверженность популяризации здравоохранения» . В 2016 году Ингпен получил первую в истории от , которую ему вручил генерал-губернатор Питер Косгроув .