Кречмар, Филипп Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Поль Филипп Кре ( фр. Paul Philippe Cret ; 23 октября 1876 , Лион — 8 сентября 1945 , Филадельфия ) — французский и американский архитектор и преподаватель архитектуры, работавший в США , преимущественно в Филадельфии и Вашингтоне .
Один из крупнейших архитекторов-практиков США в межвоенный период , Кре консервативно следовал эклектическим правилам Школы изящных искусств и оставался в стороне от радикальных модернистских течений . Его стилистика эволюционировала от чистого бозар к , ар-деко и их синтезу в характерном облике правительственных зданий рузвельтовской эпохи . Единичные постройки 1930-х и 1940-х годов созданы в модернистской стилистике.
Лучшие работы Кре — здания Организации американских государств и Федеральной резервной системы в Вашингтоне , Детройтский институт искусств , башни главных зданий Техасского университета в Остине и госпиталя в Бетесде , в Шато-Тьерри и Объединённый вокзал Цинциннати — выдержали испытание временем .
Поль Филипп Кре родился в рабочей семье в Лионе — центре французской шёлковой промышленности, переживавшей необратимый кризис . Благодаря удачному замужеству тётки Поля его родители сумели выбиться из нищеты и обучать сына в . В возрасте семнадцати лет Поль вернулся в Лион и поступил в местную .
В отличие от академической Школы изящных искусств в Париже , лионская Школа была демократическим институтом, ориентированным на декоративно-прикладное искусство , и не могла выдавать полноценный диплом архитектора . Однако архитектурные конкурсы , включая самую престижную профессиональную награду — Римскую премию — были открыты любому гражданину Франции . На втором курсе обучения Кре начал подготовку к конкурсу на Премию Парижа и на четвёртом курсе, в 1907 году, выиграл её с классицистическим проектом водоразборного фонтана . Денежная стипендия позволила Кре продолжить обучение в парижской Школе изящных искусств под руководством Жана-Луи Паскаля . С учётом обязательной производственной практики курс растянулся на шесть лет . Состязания в бумажной архитектуре не прошли даром: Кре приобрёл опыт, позволивший ему впоследствии регулярно выигрывать заказы на проектирование публичных зданий .
В 1903 году Кре получил диплом архитектора и, к неудовольствию Паскаля, отказался участвовать в конкурсе на Римскую премию . Он принял предложение Пенсильванского университета и переехал в Филадельфию , чтобы преподавать архитектуру по парижскому образцу . Классическое архитектурное образование в США возникло лишь после Гражданской войны ; профильная кафедра в Филадельфии была учреждена в 1890 году . В стране не хватало преподавательских кадров, поэтому профессура формировалась преимущественно из американцев — выпускников парижской Школы, и приглашённых французов . В первые годы жизни в Америке Кре рассматривал и предложения конкурирующих университетов, но по мере роста его частной практики принял решение остаться в Филадельфии . Он активно преподавал в Пенсильванском Университете 1937 года (с перерывом в 1914—1919), и занимал пост почётного советника по архитектуре до конца своей жизни . В числе учеников Кре — его младшие партнёры и соавторы Харбисон, Хаф, Ливингстон и Ларсон, и Луис Кан .
За предвоенное десятилетие частная практика Кре развилась в успешное предприятие, но реализовала лишь несколько крупных проектов . В 1908 году Кре совместно с выиграл конкурс на проектирование (IBAR, c 1948 года Организация американских государств ) — дома приёмов с внутренним двориком и обширным садом . Композиция проекта восходила к Андреа Палладио , проработка фасадов — к стилю бозар , в интерьерах использовались латиноамериканские мотивы . Завершённое в 1910 году здание стало образцом, предвосхитившим последующие проекты Кре и, по мнению ряда критиков , его лучшей работой. В 1912 году Кре спроектировал в Велли-Фордж — вариацию на тему Арки Тита . В 1913—1914 годы Кре в соавторстве с спроектировал , построенное в 1915—1917 годы . Эта работа стала первой попыткой модернизации неоклассического стиля в карьере Кре .
Июльский кризис застал архитектора во Франции. Кре вступил во французскую армию и был зачислен в альпийские стрелки . В ноябре 1914 года газеты передали сообщение о его гибели в бою , оказавшееся ложным. После вступления США в войну лейтенант Кре был назначен переводчиком — офицером связи с 1-й пехотной дивизией США . Командующий войсками США Джон Першинг оценил способности Кре к штабной работе и впоследствии, в мирное время, покровительствовал ему . В течение всей войны Кре поддерживал связь со своими учениками в Филадельфии, фактически продолжая руководить фирмой .
В 1919 году потерявший на фронте слух архитектор вернулся в Филадельфию и возобновил преподавание в университете и частную практику . Важной частью послевоенной работы Кре стало проектирование памятников солдатам Первой мировой. В первые годы оно ограничивалось штатом Пенсильвания, где действовала влиятельная и активная комиссия штата по памятникам . В 1922 году в Филадельфии открылся Фрэнкфордский мемориал — первая постройка, в которой архитектор воплотил своё видение модернизированной неоклассики . В 1923 году, по рекомендации и по приглашению Першинга, Кре вступил в должность архитектора-консультанта и занимал её до конца жизни . В рамках комиссии Кре, как знаток французских творческих конкурсов , занимался не столько проектированием, сколько выбором площадок, экспертизой проектов и урегулированием споров . Штат Пенсильвания имел в комиссии непропорционально большое представительство и, к неудовольствию Першинга, продавливал свои проекты в ущерб общенациональным . Известны случаи, когда Кре был вынужден убеждать представителей штата в правоте Першинга .
Его собственные работы по федеральной программе — воинские мемориальные кладбища в и и — реализовались в 1930-е годы. В 1927 году на средства штата Пенсильвания был построен памятник павшим пенсильванцам в Варен-ан-Аргон ; в 1938 году по проекту Кре был построен на поле битвы при Геттисберге .
Многочисленная, но малозаметная группа работ Кре — архитектурное оформление мостов, спроектированных . В её составе в Луисвилле (проект 1926 года, завершён в 1929 году), (1931—1932) и (1933—1935) в Вашингтоне, и ряд мостов в Филадельфии (1920-е годы), в том числе самый длинный подвесной мост своего времени .
В 1933—1934 годы фирма Кре разработала интерьеры пассажирского Pioneer Zephyr . Дизайнеры во главе с Джоном Харбисоном создали современный, простой и при этом роскошный интерьер с использованием алюминия, нержавеющей стали, и шёлковых тканей . По инициативе самого Кре конструкторы «Зефира» внесли изменения во внешний облик поезда . После успеха «Зефира» Кре и Харбисон выполнил интерьеры фирменных поездов , (оба 1937), (1938, в соавторстве с Раймоном Лоуи , отвечавшим за внешний облик и планировку состава) и (1941) .
Ещё в 1907 году Кре составил для Филадельфии генеральный план — музейного квартала по образцу Елисейских Полей ; в 1919 году город принял к исполнению новый план, составленный Жаком Гребе на основе предложений Кре . Кре был уязвлён, но впоследствии сотрудничал с Гребе в проектировании и строительстве Музея Родена (1926—1929) .
В 1928—1933 годы Кре и совместно возглавляли архитектурную комиссию Всемирной выставки 1933—1934 годов в Чикаго . В 1929 году организаторы приняли к исполнению асимметричный генеральный план Кре и поручили ему проектирование центрального павильона-небоскрёба . Из-за недостатка средств проекты несколько раз переделывались ; фактически построенный «павильон наук» Кре — протяжённая, многоуровневая модернистская композиция из прямоугольных и скруглённых выставочных залов и асимметрично поставленной башни .
В 1933 году Кре разработал генеральный план переустройства Техасского университета в Остине . В соответствии с принципами классицизма, в основу плана были положены четыре луча, исходящие от главного здания . Новое главное здание строгой классической архитектуры охватывало с трёх сторон , стилистически близкую к ар-деко . Ядро кампуса было завершено в 1937 году, а всего в 1930—1940-е годы Кре построил в Остине полтора десятка учебных, административных и жилых корпусов .
Общественные здания, построенные Кре в 1920-е годы — Музей Родена и музей Фонда Барнса (1922—1925) в Филадельфии и Детройтский институт искусств (1923—1927) — оставались в рамках историзма . С 1929 года Кре последовательно работал в стилистике модернизированной неоклассики; крупнейшие работы этого периода — Шекспировская библиотека Фолджера (1929—1932) и (1935—1937) в Вашингтоне и главное здание военного госпиталя в Бетесде (1939—1944) .
Внешний облик Шекспировской библиотеки Фолджера , завершённой в 1932 году — упрощённая модернизированная неоклассика с элементами ар-деко («греко-деко» ), гармонирующая с расположенными по соседству правительственными зданиями . По словам самого Кре, «фасады проектировались без обращения к историческим источникам, и без следования преходящей моде» . Интерьеры, напротив, выдержаны в стиле : такова была воля заказчика, желавшего воссоздать атмосферу старинных университетов . В год постройки Американский институт архитекторов включил библиотеку в десятку наиболее влиятельных проектов в истории США; в опросе 1948 года она заняла первое место . Стилистика её главного фасада многократно воспроизводилась последователями Кре .
В 1935 году Кре выиграл закрытый конкурс проектов здания Федеральной резервной системы в Вашингтоне. Условия конкурса неявно предполагали классический стиль, но явно рекомендовали отказ от классического ордера . В проекте Кре упрощённый аттический ордер, предложенный в 1890-х годах Огюстом Шуази , применялся лишь в четырёхколонных центральных портиках . В центре Н-образного в плане здания Кре разместил атриум с главной лестницей . В ходе конкурса выяснилось, что жюри предпочитало модернизированной неоклассике традиционный классицизм , и архитектору пришлось дополнить атриум дорическими колоннами и изменить декор южного (главного) и северного фасадов . Боковые фасады сохранили отделку меандровым орнаментом в соответствии с первоначальным проектом .
Военный госпиталь в Бетесде — детище президента США Франклина Рузвельта . Президент, увлечённый архитектурой и лично управлявший масштабными строительными программами, ценил неоклассическую архитектуру , но был недоволен её воплощением в казённых постройках Вашингтона . Он восхищался обликом устремлённого вверх здания Капитолия Небраски . Проект, вдохновивший президента и целое поколение американских архитекторов, был создан в 1920 году, но достроен лишь в 1936 году . Год спустя, когда Конгресс выделил финансирование на постройку госпиталя в Вашингтоне, Рузвельт набросал своё видение будущего здания — пятнадцатиэтажная башня на двухэтажном стилобате . ВМФ США , при негласном участии Кре в роли архитектора-консультанта, воплотило президентский набросок в предварительный проект . Однако эксперты строительных ведомств наотрез отказались согласовывать его из-за «неподобающей» стилистики, чрезмерной высоты и неудачного выбора места . Летом 1938 года Рузвельт лично подыскал более подходящий участок за городской чертой Вашингтона, в Бетесде, и добился утверждения видоизменённого проекта . Высота башни возросла до 23 этажей, из которых 17 использовались для размещения пациентов . Кре в качестве уже официального консультанта сопровождал проектирование и постройку первой очереди госпиталя . Практика показала, что идея Рузвельта разместить больницу в башне-небоскрёбе была неудачной . Полезная площадь каждого этажа была намного меньше оптимальной для больничного отделения; предусмотренные проектом лифты не справлялись с непрерывно возраставшей нагрузкой . По этим причинам при расширении госпиталя высота новых корпусов была ограничена четырьмя этажами .
Кре как ведущий архитектор и как архитектор-консультант участвовал в проектировании множества федеральных построек и в Вашингтоне, и за его пределами — в Техасе , Западной Вирджинии и Коннектикуте . Его сотрудничество с негосударственным консорциумом, строившим объединённый вокзал Цинциннати , переросло в полноценное соавторство. Кре предложил идеи оформления здания, которые и были реализованы в 1931—1933 годы . Отказ от ренессансного декора , предусмотренного первоначальным проектом Роланда Уэнка, в пользу чистого ар-деко позволил создать цельный образ вокзала и снизил стоимость его строительства .
В самом конце жизни Кре довелось работать и в модернистской стилистике. В конкурсном проекте нового здания Смитсоновского института (1940 год) главный фасад, выходящий на Национальную аллею , сохранил лишь следы классической архитектуры, а южный фасад был чисто модернистским . Проект Кре получил одну из восьми поощрительных премий, а победителем конкурса стал авангардистский монументальный проект Элиэля и Ээро Саариненов . В том же 1940 году Кре спроектировал и заложил модернистское здание отделения химии (ныне «корпус Кре», англ. Cret Wing ) Пенсильванского Университета — единственную свою постройку в кампусе, где он служил с 1903 года .
Работы Кре удостоились множества профессиональных премий. В 1938 году он был награждён высшей архитектурной премией США — Американского института архитекторов — с формулировкой «Архитектор. Учитель. Учёный. [Кре] заслужил признание, выделившее его среди равных. Он принёс на свою новую родину [США] здравый смысл, чёткую логику и взыскательный вкус, принадлежавшие классической традиции старой цивилизации… и решил, с редким умением, проблемы, поставленные новыми технологиями в Новом свете» .
В 1904 Кре женился на француженке Маргарит Лааль, сестре его товарища по парижской школе, архитектора Пьера Лааля . Супруги не имели детей. Во время военной службы мужа Маргарит служила медсестрой в военном госпитале . В 1927 году Кре получил гражданство США, но продолжал поддерживать частные и профессиональные связи с Францией . Он каждое лето приезжал с Маргарит на родину, и финансово поддерживал родственников во Франции до конца своей жизни .
Утраченный на войне слух никогда не восстановился. Глухота не мешала Кре преподавать и руководить фирмой, но в 1939 году рак гортани и хирургическая операция привели к полной утрате голоса . С тех пор Кре мог общаться только с помощью записок. Он уже не мог преподавать, но продолжал творческую работу, регулярно публиковался в прессе, выполнял авторский надзор . 16 августа 1945 года Кре скоропостижно скончался на стройплощадке от сердечного приступа .
, воглавляемая его учениками и партнёрами, продолжила работу и действовала под именами Harbeson, Hough, Livingston & Larson (до 1976 года) и H2L2 (до слияния с NELSON в 2012 году). В 1960-е годы спроектированное ею неоклассическое здание Рэйберна вошло в историю как наиболее затратная, и самая критикуемая казённая постройка своего времени .
В 1920-е годы американские архитекторы столкнулись с потоком новейших идей европейского модернизма . В дискуссиях об эволюционном и революционном в искусстве Кре занял консервативную позицию: развитие архитектуры — постепенный, медленный процесс, не допускающий революционных поворотов «все вдруг» . Всякий архитектор, утверждал Кре, обязан быть современным и создавать собственные, новые художественные ценности, а не слепо копировать опыт предшественников . Копирование, как таковое, он не считал пороком: «я вправе делать то, что полагаю уместным, даже если кто-то уже делал это» . Кре отказывал модернистам в монопольном праве на функциональность, так как последняя есть свойство всякого удачного проекта . Неприятие радикальных новшеств не мешало Кре сотрудничать с модернистами в практических вопросах: так, с 1938 года он входил в состав негосударственного Национального конкурсного комитета, в котором численно преобладали архитекторы-модернисты .
После всемирной выставки 1925 года он признал, что радикальный эксперимент имеет право на существование; буквальное повторение классического наследия ушло в прошлое, и архитекторам пора вернуться к простым и эффективным формам. «Пройдёт немного времени, и эта элементарная истина войдёт в наше подсознание. Когда это случится, на свет родится новый классицизм, создающий изящество не украшательством, но пропорциями» .
Стиль зрелого творчества Кре — его собственный «новый классицизм» — начал складываться после возвращения с войны. Его формирование прослеживается от Фрэнкфордского мемориала (1922) и мемориала в Варен-ан-Аргон (1924), через ряд нереализованных проектов, к мемориалу в Шато-Тьерри (1928) . Он характеризуется шестью особенностями :
С течением времени проекты Кре, как и его современников и конкурентов , последовательно упрощались, оставаясь в рамках одних и тех же композиционных принципов. Cтили отдельных построек, в зависимости от выбора декоративного оформления, характеризовались и как ар-деко, и как модернизированная «голая» или «оголодавшая» неоклассика ( англ. stripped neoclassicism или starved classicism ), и как предельно упрощённый казённый рузвельтовский стиль («модерн WPA », англ. WPA moderne ). Рассматриваемые в целом, они все принадлежали к одному и тому же направлению .
Долгое время это направление не поддавалось однозначному определению . «Ребристый стиль» с рядами вертикальных пилонов, с колоннами без капителей, каннелированными пилястрами и барельефными фризами восходил и к небоскрёбам чикагской школы , и к европейским экспериментам 1910-х годов . Он был частью общемирового процесса, проявившегося в том числе в Германии, Италии и в СССР . Eго активно поддерживала государственная власть и тоталитарных, и демократических стран, и международные институции . Однако в Америке это направление, ставшее в 1920-е годы «маркёром международной моды» , а затем «интернационалом властей» ( англ. Government International ) , считалось национальным искусством . Критик назвал его «американским стилем» ( англ. American style ) — продолжением классической традиции, отрицающим копирование исторического наследия, избегающим ордера , но ценящим скульптуру и качественные отделочные материалы .
«Голый классицизм» был официальным стилем федеральной власти, утверждавшимся в реальных постройках и журнальных статьях . Столичные здания, соседствующие со старыми классическими образцами, декорировались относительно щедро, а за пределами Вашингтона преобладали предельно упрощённые формы . при федеральном казначействе пропагандировало «уникально американскую» природу нового стиля и противопоставляло его «аристократизму» французской школы — при этом называя француза Кре вторым из столпов американской архитектуры после .
Для большинства же современников работы Кре были просто «современной ( англ. modern ) архитектурой» . Понятие «модерн» в США ассоциировалось не с ар-нуво и не с модернизмом, но с универсальной модернизированной неоклассикой по образцу Капитолия Небраски . Сам Кре полагал, что «у современной архитектуры множество источников ; в ней более нет того прекрасного единства, которое привлекает многих в искусстве прошлых веков» . В 1970-е годы понятие уточнил . «Модерн» по Гебхарду — множество стилей, пришедших на смену ар-нуво после Первой мировой войны и противопоставленных радикальному модернизму. Оно включает и модернизированную неоклассику, и разнообразные варианты ар-деко : тяготеющее к классицизму «греко-деко», «зигзаг-модерн» 1920-х годов, « » 1930-х годов и «модерн WPA» казённых построек .
Консервативная философия Кре и его единомышленников преобладала в США и после его смерти, в первые послевоенные годы . Профессионалы, опрошенные в 1948 году Институтом архитекторов, посмертно поставили Кре на первое место среди современников . Его работы заняли первое (библиотека Фолджерса) и пятое (здание ФРС) места списка лучших построек; единственная модернистская постройка первой десятки списка, здание PSFS в Филадельфии, заняла седьмое место . Радикальный модернизм в форме « интернационального стиля » восторжествовал в США лишь в 1950-е годы. Институт архитекторов признал свершившийся факт в 1957 году , и примерно тогда же появились первые бесспорно модернисткие постройки на средства федерального бюджета .