Мол, Гретчен
- 1 year ago
- 0
- 0
Лео Мол ( англ. Leo Mol , урождённый Леонид Григорьевич Молодожанин — укр. Леонід Григорович Молодожанин ; 15 января 1915 , Полонное , Волынская губерния , Российская империя — 4 июля 2009 , Виннипег , Манитоба , Канада ) — канадский художник , скульптор , витражист , мозаичист , живописец украинского происхождения .
Леонид Молодожанин родился в 1915 году на территории современной Украины в семье гончара . После переселения в Сибирь в годы Первой мировой войны учился в красноярской школе, где заинтересовался рисованием , а также работал в отцовской гончарне. После бегства семьи в 1929 году от голода в Нальчик , Леонид окончил семилетнюю школу и начал работать декоратором в дворце культуры , а в 1933 году поступил на отделение скульптуры во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде . Под началом профессора Матвея Манизера создал ряд работ, в том числе бюсты Бекмурзы Пачева и Петра Чайковского , статую Александра Бородина .
Обстоятельства жизни Молодожанина в годы войны до конца неизвестны. По самой распространённой версии из рассказанных скульптором, он был угнан на принудительные работы в Германию и устроен одним немецким офицером в студию скульптора Арно Брекера . Также поступил в Берлинскую академию искусств , работал у Фрица Климша , женился. В 1945 году перед началом советского наступления на Берлин бежал вместе с женой в Амстердам ( Нидерланды ), где устроился на керамический завод . Опасаясь начала новой войны уехал в Великобританию , а затем эмигрировал в Канаду . Поселившись в Виннипеге ( Манитоба ), изготавливал керамику для церковных магазинов, оформил несколько храмов витражами и мозаиками своей работы, а также снова занялся скульптурой. Сократив своё имя до псевдонима «Лео Мол», более приемлемого для произношения на английском языке, не рассказывал о некоторых моментах своей прошлой жизни, опасаясь за родных, оставшихся в СССР.
Проведя 13 лет в Канаде, в 1962 году Лео Мол выиграл конкурс на создание памятника Тарасу Шевченко в Вашингтоне ( США ), ознаменовавшего прорыв в его карьере скульптора. Впоследствии изваял несколько статуй Шевченко, которые были установлены в том числе в Буэнос-Айресе ( Аргентина ), ( Бразилия ), Санкт-Петербурге ( Россия ), Оттаве ( Канада ). Занимался станковой живописью и монументальной скульптурой , создал большое количество статуй политических и государственных деятелей, танцоров, лыжников, аборигенов, работал в жанре « ню », не оставив также керамику и витражное дело. Работы Лео Мола были включены в частные коллекции и собрания нескольких музеев разных стран мира, в том числе и на Украине , а в самом Виннипеге был устроен скульптурный парк его имени.
В 1989 году стал Офицером Ордена Канады , а в 2001 году — . В 2001 году награждён украинским орденом «За заслуги» II степени . Был избран членом и . Лео Мол скончался в 2009 году в возрасте 94 лет.
Леонид Григорьевич Молодожанин родился 15 января 1915 года в деревне Полонное ( Волынская губерния , Российская империя — ныне Хмельницкая область , Украина ) . Местность была богата хорошей глиной, и жители деревни были практически сообществом гончаров . Отец будущего скульптора, Григорий Кириллович, был родом из древней династии гончаров, и вместе с женой Ольгой Васильевной пытался сделать жизнь своих детей наиболее счастливой . Был одним из семи детей в семье, но до совершеннолетия дожили только трое: Нина, Виктор, и сам Леонид .
Во время Первой мировой войны семья была переселена (по некоторым данным — сослана) в Сибирь , где устроилась в селе Мешаловка (вариант — Мышеловка) близ Иркутска , а в 1916 году переехала в Красноярск . Леонид пошёл в местную школу, где увлёкся рисованием. В 1921 году отец Леонида устроился на красноярскую фарфоровую фабрику. В возрасте 11 лет Леонид начал работать в гончарной мастерской отца, где учился искусству керамики . В 1928 году в Красноярске отмечали 80-летие со дня рождения уроженца города — художника Василия Сурикова , во время которого была организована выставка ученических рисунков, на которой экспонировались четыре работы Леонида. Позже семья Молодожаниных осела в станице Прохладная в Кабардино-Балкарии , в 1929 году поселилась в Нальчике . После окончания семилетней школы Леонид стал работать маляром-декоратором в одном из своего рода «рабочих» дворцов культуры .
В начале 1930-х годов уехал в Ленинград , где устроился в клуб управления речного судоходства, одновременно работая художником-оформителем и посещая класс скульптуры в вечерней художественной школе. В 1933 году Леонид был зачислен в школу молодых дарований при Всероссийской Академии художеств , где учился вместе с Львом Кербелем и Михаилом Аникушиным . Летом—осенью 1934 года и зимой 1934—1935 годов Молодожанин жил у родителей в Нальчике, а весной вернулся в Ленинград. С 1935 по 1940 год он изучал скульптуру в Ленинградской Академии художеств в классе профессора Матвея Манизера . Во время отпуска в Нальчике Молодожанин создал свои первые скульптурные работы , в том числе бюст Бекмурзы Пачева . Известно, что во время учёбы он работал вместе с Манизером над памятником Шевченко для города Киева, который впоследствии был установлен на Чернечей горе в Каневе . В 1937 году Молодожанин изваял бюст Петра Чайковского , широко растиражированный в СССР и установленный в холле Ленинградской консерватории . Первой его работой для комиссии стала статуя композитора Александра Бородина , изваянная в 1939 году и установленная в Ленинградской консерватории . В 1940 году Молодожанин переехал в Нальчик для выполнения дипломной работы, где сотрудничал с архитекторами, создал несколько лепных и декоративных композиций, в том числе львиные головы у входа в Атажукинский сад , фигуры джигита и горянки под названием «Танцующая пара» на , скульптуры для парков и санаториев . Для диплома он изваял статую «Пастух с ягнёнком», которая хранилась , но не дошла до нашего времени . По некоторым данным, в 1940 году Леонид женился на некоей Екатерине, которая осталась в Ленинграде, пережила блокаду , потеряв ребёнка .
После начала войны , по одной версии, Молодожанин был призван в Красную армию , стал курсантом Грозненского пехотного училища , направлен в Сталинград , где выжил, но пропал без вести . По другой версии, после падения Нальчика был вывезен на принудительные работы в Германию . Там один из немецких офицеров, узнав о художественном таланте Леонида, спас его, устроив в студию скульптора Арно Брекера , которым Молодожанин давно восхищался . В Берлине он учился в Академии искусств , а также работал ассистентом скульптора Фрица Климша . В начале 1942 года Молодожанин встретил свою будущую жену, Маргарет Шолтес, они поженились в сентябре 1943 года . По некоторым данным, в Германии Леонид воссоединился с братом и отцом .
В 1945 году, перед началом советского наступления на Берлин , Молодожанин вместе с женой бежал из города, приехав на поезде в Амстердам ( Нидерланды ). Супруги были размещены в лагере для беженцев в монастыре Эйндховена . Вскоре Молодожанин узнал о существовании керамического завода в , где стал работать на производстве форм для статуэток . Тогда же Леонид начал учиться в в Гааге , где познакомился с искусством витража , попутно обучившись езде на велосипеде . В 1948 году, из-за блокады Берлина и опасаясь начала новой войны , Молодожанин с женой бежал в Великобританию , с целью эмигрировать в Канаду . Проводя время в Лондоне в ожидании разрешения на выезд, он посещал музеи и галереи, и наконец, отплыл с женой из Саутгемптона в Галифакс , где сел на поезд . 31 декабря Молодожанин вместе с женой прибыл в Виннипег (провинция Манитоба , Канада ) , однако иммиграционные власти им заявили, что стране не нужны художники, а нужны батраки, и в январе семья поселилась на ферме недалеко от Принс-Альберта (провинция Саскачеван ) . В Канаде, Леонид Молодожанин взял краткий псевдоним «Лео Мол» , так как его прежняя фамилия была очень сложной для произношения .
Жизнь Мола до иммиграции в течение многих десятилетий была окутана тайной. Он утверждал, что был единственным ребёнком и учился на скульптора в Вене. Мало что известно также и годах, проведённых им в Берлине и Голландии во время Второй мировой войны . После окончания войны он побоялся возвращаться домой, понимая, что его могут обвинить в измене родине , а также из-за боязни скомпрометировать своих родственников . До распада СССР Мол жил в страхе от того, что его семья может подвергаться преследованиям из-за того, что он не вернулся на родину, и поэтому боялся искать своих близких. В Канаде он сочинил свою новую биографию, которая печаталась во многих авторитетных изданиях . В 1989 году Мол отыскал свою сестру Нину, а в 1991 году встретился с ней . Нина рассказала ему, что отец был арестован по возвращении в Нальчик после войны в 1945 году, подвергся репрессиям и умер в лагерной тюрьме; брат-художник Виктор арестован в 1946 году, вернулся домой после смерти Сталина в 1953 году и скончался в 1978 году; мать умерла на поселении в Иркутске , куда была сослана с дочерью — сестрой Леонида . Некоторые факты из истории своей настоящей жизни скульптор рассказал в интервью 1992 года режиссёру Элиз Сверхон для документального фильма «Лео Мол в свете и тени» ( англ. Leo Mol In Light and Shadow ; 1994) .
Имея только 70 долларов в кармане и совершенно не зная английского языка, 33-летний Лео Мол, прогуливаясь по Мэйн-стрит в Виннипеге, наткнулся на магазин церковных товаров «Providence», в окнах которого стояли гипсовые фигурки религиозных деятелей. Войдя внутрь, Мол узнал, что владелец магазина — украинец, ищущий художника для выполнения церковных росписей в Римско-католической церкви святого Эдуарда-исповедника . Так Лео Мол начал свою карьеру в Канаде . В том же году он провёл свою первую выставку керамики в Виннипеге . В 1950 году Мол украсил Украинскую греко-католическую церковь Рождества Богородицы в Брандоне , а в 1951 году — Римско-католическую церковь святой Марии в , параллельно найдя возможности развития творчества в жанре иконографии и оформлении церковного убранства . Являясь художником-керамистом и оформителем церквей, Лео Мол постепенно приобрел известность как опытный скульптор и мастер работы по цветному стеклу . В храмах по всему Виннипегу он создал более 80 композиций, включая витражи и мозаики , наиболее известными из которых являются изображение Тайной вечери в Вествортской объединённой церкви и 16 сцен из украинской истории в Кафедральном соборе святых Владимира и Ольги . Возобновив карьеру скульптора в Канаде, в 1952 году Мол создал первые три статуи — «Мадам X», «Негритянская девушка» и «Аллан Истмэн» .
В 1954 году Лео Мол купил собственный дом в Виннипеге . Его жена стала учителем, и они поселились в Норвуд-Флэтс. Детей у супругов не было. Мол занялся собиранием книг, составил большую библиотеку и обладал энциклопедическими знаниями о великих художниках и их работах . В тот период исполнил надгробный памятник известному украинскому поэту, прозаику, драматургу Ивану Багряному , установленный на его могиле в Ульме ( Германия ) . После 13 лет, проведённых Лео Молом в Канаде , в его карьере произошёл значительный прорыв — он выиграл международный конкурс на создание Мемориала Тараса Шевченко в Вашингтоне, округ Колумбия ( США ) . Памятник был открыт в 1964 году , на церемонию собралось более 100 тысяч человек . Также Мол создал ещё несколько памятников Шевченко — в Виннипеге (Канада, 1961 год), Буэнос-Айресе ( Аргентина , 1971 год), Прудентополисе ( Бразилия , 1989 год) , Ялте ( Украина , 2007 год) , Оттаве (Канада, 2011 год) , Ивано-Франковске (Украина, 2011 год) . Несмотря на это, на Украине скульптор Лео Мол практически не известен , хотя он внёс огромный вклад в популяризацию украинского искусства на международной арене
В Канаде полностью раскрылись талант и оригинальная творческая манера Лео Мола в станковой живописи и монументальной скульптуре , его художественный стиль — классицизм , иногда с незначительными признаками и элементами барокко . Лео Мол был известен скульптурами политических деятелей, танцоров, лыжников, аборигенов, изящными статуями женщин в жанре « ню », а также фигурными изображениями животных, в частности медведей . Для заработка Мол выполнял заказные портреты жителей Виннипега . Наряду с его скульптурными композициями на темы из украинской истории, религиозные образы и жизни дикой природы известны также поделки из камня и мрамора, пейзажи и витражи. Его портретная скульптура получила признание далеко за пределами Канады . Мол усовершенствовал многовековой способ « », когда восковая модель, заключённая в гипсовую форму, замещается расплавленной бронзой . Его методы работы были запечатлены канадско-украинским режиссёром Славко Новицким в документальном фильме «Бессмертный образ» ( англ. Immortal Image ; 1979) . Мол был поклонником классической античной скульптуры, но считал, что обыкновенные люди предпочитают реализм. Он не идеализировал изображаемых людей и воплощал в своих работах характер человека, его силу и одновременно его слабость . Скульптор был очень скромным и проводил часы в обсуждении замысла с клиентами, финансовая сторона дела для него не была главной, он любил только свою работу .
Лео Мол являлся членом , членом , а затем его вице-президентом , а также членом , и его президентом с 1957 по 1960 год , членом-корреспондентом Национального общества скульпторов (1994) , почётным академиком (2002) . Также он был почётным доктором Виннипегского университета (1974) , Альбертского университета (1985) и Манитобского университета (1988) . В 1990 году он был введён в . В 2008 году стал лауреатом совместно со Степаном и Людмилой Джус , и .
В 1990 году Лео Мол пожертвовал всю свою коллекцию из более чем 200 бронзовых скульптур, картин, керамических работ, городу Виннипегу, поставив условием дарения создание необходимых условий для её экспонирования . 18 июня 1992 года в в Виннипеге был открыт «Парк скульптур Лео Мола» ( англ. Leo Mol Sculpture Garden ) . Благодаря частным пожертвованиям, сбором которых занимался филантроп Хартли Ричардсон, парк был закончен в 2003 году и расширен в два раза. На 1,2 гектарах площади единственного в Северной Америке парка, посвящённого одному художнику, среди деревьев, дорожек и прудов, находятся более 300 скульптур, а также крытая галерея и здание бывшей школы Бирдс-Хилл, в которой находилась студия Лео Мола .
В 1991 году, впервые после 50 лет эмиграции, Лео Мол посетил Украину и с тех пор почти каждый год бывал на родине . В 1992 и 2007 годах, а также в период с 2008 по 2011 год, Лео Мол передал в дар Украине на постоянное хранение в Национальный музей Тараса Шевченко часть своего творческого наследия, в том числе проекты памятников и эскизы витражей, рисунки и репродукции живописных работ, а также скульптурные модели памятника в Вашингтоне . Авторская бронзовая копия вашингтонской статуи Шевченко стоит при входе в музей и встречает многочисленных посетителей . В 1993 году Лео Мол приехал в Санкт-Петербург, где посетил свою родную академию, встретился с Кербелем и Аникушиным . Тогда же он обратился к мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку с предложением установить в городе статую Шевченко , которая была открыта в 2000 году на площади имени поэта президентами Украины и России Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным . В 2002 году изображение монументальной бронзовой скульптуры «Лесорубы» (1990), повторяющей одноимённую скульптуру 1978 года и находящейся в Ассинибойн-парке, было размещено на почтовой марке Канады из скульптурной серии номиналом 48 центов . В 2005 году на Стене столетия на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге был открыт барельеф Даниила Хармса работы Лео Мола .
Работы Лео Мола находятся в собраниях Национальной портретной галереи в Вашингтоне, Художественной галереи Онтарио , Галереи канадского искусства МакМайкла и Художественной галереи Виннипега , а также в частных коллекциях Канады, США, Великобритании и Европы . Мол создал скульптурные портреты членов « группы семи » — , Александера Джексона и , также статуи Уинстона Черчилля (1966), Дуайта Эйзенхауэра (1965), Джона Кеннеди (1969), (1970), Терри Фокса (1982) . На Парламентском холме в Оттаве находится скульптура премьер-министра Канады Джона Дифенбейкера , а на площади между и — статуя Королевы Великобритании Елизаветы II . У в Виннипеге стоит скульптура «Дерево детей» , а в фойе — статуя авиатора , раскручивающего пропеллер, ставшая символом упорства и духа жителей Манитобы, а сам Лео Мол называл её своим шедевром . Также он создал статуи почитаемых на Украине римских пап : Иоанна XXIII (1958), Павла VI (1967) и Иоанна Павла II (1979, 1982, 1983) , находящиеся в музеях Ватикана . В 1988 году, к тысячелетию крещения Руси-Украины , памятник Владимиру Великому был открыт в Лондоне ( Великобритания ) . В 2002 году памятник Иоанну Павлу II был открыт во Львове . В 2015 году памятник Владимиру Великому был открыт на территории собора Святой Софии в Риме ( Италия ) .
Долгое время Мол страдал от болезни Альцгеймера , и в последние годы его состояние ухудшилось до такой степени, что он не узнавал членов семьи или свои работы .
Лео Мол скончался 4 июля 2009 года в медицинском центре Таше в Виннипеге в возрасте 94 лет в окружении семьи и друзей . После него осталась жена Маргарет . отметил, что «Лео Мол был одним из самых ярких звезд Манитобы. Благодаря своей работе, он сделал подарок миру искусства Манитобы, который будет обогащать нашу провинцию в течение нескольких поколений» . Соболезнования были также выражены руководством Конгресса украинцев Канады и , в заявлении которых было сказано, что «талантливый художник со скромным началом, Лео Мол был очень горд своим украинским наследием. Являясь послом Украины для мирового сообщества, он останется в памяти, как опытный художник, чье творчество будет вдохновлять будущие поколения» .
Общественная панихида прошла 13 июля в Парке скульптур Лео Мола в Ассинибойн-парке в присутствии . Похороны состоялись позднее в частном порядке .
В 1967 году Лео Мол был награждён . 20 апреля 1989 года возведён в звание Офицера Ордена Канады . В 1992 году Мол награждён . 11 апреля 1997 года стал членом ордена Охотника Буйвола, высшей награды провинции Манитоба . 13 июля 2000 года Мол возведён в звание . В 2002 году награждён медалью Золотого юбилея королевы Елизаветы II .
21 августа 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал указ о награждении Лео Мола Почётным знаком отличия президента Украины , первой наградой независимой Украины . Знак за номером 10-м был вручён лично Кравчуком 22 августа в администрации президента в Киеве . 15 августа 2001 года президент Украины Леонид Кучма подписал указ о награждении Лео Мола Орденом «За заслуги» II степени . Награда была вручена 28 мая 2002 года в Оттаве Юрием Щербаком .
В 2003 году Мол был награждён медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» от правительства России .
Архив Лео Мола хранится в Манитобском университете .
17 сентября 2014 года президент Украины Пётр Порошенко на Парламента Канады отметил, что «мы высоко ценим великого украинско-канадского скульптора Лео Мола, создавшего один из лучших памятников Тарасу Шевченко в мире, в Вашингтоне, округ Колумбия» . Постановлением Верховной рады Украины от 11 февраля 2015 года, 100-летний юбилей со дня рождения Лео Мола был отмечен на государственном уровне . Предпринят ряд мер к увековечению его памяти, включающий в себя установку памятника на родине Лео Мола — в городе Полонное .