Робертс, Эмма
- 1 year ago
- 0
- 0
Эмма Лёвенштамм ( нем. Emma Löwenstamm , 1 июля 1879 , Наход , Австро-Венгерская империя — 9 января 1941 , Прага , Протекторат Богемии и Моравии ) — чешско-немецкая художница и график еврейского происхождения, скульптор . Автор скандально известного офорта , изображающего шахматную партию В. И. Ленина и А. Гитлера . Предполагается, что квартира, на которой якобы состоялась партия, принадлежала семье самой художницы (средства массовой информации акцентируют внимание на том, что дом художницы служил в начале XX века «салоном для политических вольнодумцев») .
Наиболее важные сферы творчества художницы — портретная графика и экслибрисы . Долгое время она работала под влиянием модерна и символизма , позже в её творчестве усилилось реалистическое начало .
Эмма Лёвенштамм родилась в многодетной семье супружеской пары Бертольда (1833—1913) и Цецилии Лёвенштамм (урождённой Гольдшмид, 1839—1910). В большинстве англоязычных статей, в буклете, изданном аукционом Mullock’s , некоторых чешских источниках, фамилия художницы пишется Лёвенштрамм или даже Ловенстрамм ( нем. Emma Löwenstramm, Emma Lowenstramm ), однако её подпись на дошедших до нашего времени работах не содержит букву «r» , также без этой буквы её имя занесено в наиболее авторитетные современные каталоги . Родители Эммы Лёвенштамм происходили из семей еврейских учёных и раввинов из Кракова и Амстердама , их судьбы можно проследить до XVII века. Среди её предков были Генрих Лёвенштамм, придворный художник князей Гогенцоллернов-Зигмарингенов , и гравёр Леопольд Лёвенштамм (1842, Амстердам — 1898, Лондон ), хороший друг художника Лоуренса Альма-Тадемы , работавший в Лондоне. Отец художницы, Бертольд Лёвенштамм, занимался бизнесом в городе Наход ( Чехия ), где и родилась Эмма .
В конце XIX века семья Эммы Лёвенштамм переехала в Вену , где она брала частные уроки графики и живописи. На рубеже веков Эмма посещала частную школу живописи (1862 — ?), в 1900—1902 году здесь учился график , который, как и Лёвенштамм, занимает важное место в истории экслибриса. Штреблов открыл его талант сатирика, предоставил ему свою студию для работы и обеспечил первые заказы для сатирических журналов. В то же самое время Эмма Лёвенштамм посещала курсы пейзажной живописи у , где познакомилась с композициями и атмосферой стиля модерн . Гораздо более важную роль сыграло её обучение в Венской художественной школе у Давида Кона (1861—1922), который в своё время был уже известным придворным портретистом. Он был одним из первых, кто создал серию портретов польских и венгерских евреев , которые были выставлены в Вене в галерее Гольбейн после его смерти в 1923 году. Давид Кон был учителем многих молодых еврейских художников, был известен своими монохромными рисунками красным мелом, в которых удачно передавал особенности личности натурщика. Под его руководством Эмма Лёвенштамм усовершенствовала технику использования пера, угля и мела .
Эмма Лёвенштамм вскоре решила сосредоточиться на графике. Её наставником стал Фердинанд Шмутцер . Он считался выдающимся портретистом и создал около 300 портретов общественных деятелей Австро-Венгерской монархии, а позже — ряд портретов венских художников, музыкантов и учёных. Шмутцер находился под влиянием Венского сецессиона и специализировался на портретной графике, отличаясь блестящей техникой исполнения при отсутствии технических и стилистических экспериментов. Эмма Лёвенштамм стала ученицей Шмутцера и работа с ним над разнообразными техниками графики имела, по мнению историков искусства, решающее значение для неё в формировании собственного стиля .
Первой выставкой Эммы в качестве сформировавшейся художницы стала экспозиция в школе живописи Штреблова в 1902 году. В 1911 и 1912 годах её работы были представлены на выставках австрийского Союза художников, а в 1912, 1913 и 1914 годах — на выставках экслибриса в Граце , Вене и Лейпциге. Серьёзный успех пришёл к ней в 1916 году на выставке Общества Альбрехта Дюрера в Вене. Она была членом Ассоциации австрийских художников-портретистов, Общества австрийского экслибриса и Группы молодых женщин-художниц, основанной в 1903 году. Перед Первой мировой войной Эмма Лёвенштамм основала собственную школу живописи и преподавала в ней . В 1909 году Эмма Лёвенштамм, по мнению некоторых искусствоведов, давала частные уроки живописи Адольфу Гитлеру .
Созданные на заказ пастельные портреты современников были, вероятно, основным источником заработка художницы, но только некоторые из них сохранились, так как многие предназначались для еврейских клиентов и были уничтожены во время Второй мировой войны вместе с семьями владельцев. Предполагается, что Эмма занималась и живописью, но ни одна из её картин маслом этого периода не известна к настоящему времени. Сохранились в достаточно большом количестве её графические работы, преимущественно портреты и экслибрисы .
Это десятилетие представляет собой период наиболее интенсивного творчества Эммы Лёвенштамм. В это время она выступает представителем второго поколения художников модерна и символизма, которые были источником её вдохновения на протяжении всей жизни , но с заметным влиянием реализма . Искусствоведы отмечают тонкую передачу художницей настроения её героев, совершенство исполнения, лиричность и чувственность её работ, интимность и выразительность передачи психологии персонажа. В Вене Эмма Лёвенштамм часто посещала дом писателя, театрального критика и издателя Юлиуса Фридриха фон Ганса-Людасси (1858—1922), который был редактором , была знакома с популярным в то время актёром « Бургтеатра » Адольфом фон Зонненталем , гастролировавшим в Америке , Европе и России , переписывавшимся с известными художниками и философами своего времени .
Её ранние работы были приобретены в коллекцию Галереи Альбертины в Вене и городского музея Зальцбурга . «Еврейский лексикон» 1927 года отмечает, что Лёвенштамм принадлежат портреты таких крупных деятелей культуры, как немецкий писатель и философ Герман фон Кайзерлинг , австрийский писатель, философ и изобретатель Йозеф Поппер-Линкеус , венский актёр Адольф фон Зонненталь . Портрет Артура Шницлера в 1911 года был использован на фронтисписе полного издания произведений Шнитцлера, опубликованного в 1912 году С. Фишером .
Художница освоила к этому времени различные техники: рисования углём, пером, мелом. Известно из документов, что она создавала пейзажи, жанровые картины, но специализировалась на портретных гравюрах и экслибрисах .
В 1920 году Эмма Лёвенштамм переехала со своим гражданским мужем писателем, журналистом и политиком Яблонец-над-Нисоу , где создавала портреты местной городской элиты (к этому времени также относится некоторое количество портретов собак, принадлежащих Лёвенштамм). С 1922 года она стала членом Ассоциации немецких художников в Праге. Её работы 20-х и 30-х годов XX века находятся под значительно большим влиянием реализмa XIX века, чем прежде, что особенно заметно во внимании к деталям и в простоте композиции . Арно Паржик отмечает также усиление в её творчестве тенденций классицизма. В 20-е — I половине 30-х годов Лёвенштамм продолжала участвовать в выставках, представляя на них как старые, так и новые работы (в первую очередь портреты философов). В это время художница утрачивает интерес к экслибрисам. Так, в 1934 году её работы были представлены на выставке в Теплице , их было в общей сложности 33, но только 4 из них были экслибрисами .
вОсенью 1938 года после оккупации Судет немецкой армией ей пришлось уехать в Прагу, где она создала последние графические работы. В то время близким другом художницы стал скульптор и график , который приобрёл ряд её произведений. Последней известной её работой стал новый пастельный портрет Теодора Герцля , созданный к 36-летней годовщине его смерти. Он был написан для «Jüdische Nachrichtenblatt» № 30 от 26 июля 1940 года, который в то время был последним официальным еврейским журналом в Протекторате Богемии и Моравии . Искусствоведы отмечают, что черты Герцля здесь более мягкие, чем в прежних его портретах художницы, а в глазах читается беспокойство и страх за судьбу своего народа. Эмма Лёвенштамм умерла в Праге 9 января 1941 года, предположительно, из-за сердечного приступа . Специалист по творчеству художницы Арно Паржик предполагает, что это также могло быть самоубийство, которое получило тогда широкое распространение среди еврейского населения Чехии. 12 января 1941 года она была похоронена на .
Эмма Лёвенштамм всерьёз интересовалась литературой, для раннего периода её творчества характерны идеализированные портреты выдающихся личностей европейской интеллектуальной жизни прошлого и настоящего. Они соответствовали неоромантическому культу художника и гения, существовавшему в то время. Одной из важных работ в этой серии является графический портрет Сократа , выполненный с помощью непривычной для художницы и сложной техники пуантилистов . На основе посмертной маски композитора Эмма создала портрет Людвига ван Бетховена с терновым венцом. В то время Бетховен пользовался всеобщим восхищением, такая его репутация была в значительной степени вызвана модой на сочинения Артура Шопенгауэра . Помимо портрета Бетховена Эмма Лёвенштамм создала портрет Рихарда Вагнера (также на основе посмертной маски, но в технике цветной литографии ) .
Наибольшей известностью среди сохранившихся работ художницы пользуются офорты и особенно экслибрисы . Несколько картин Эммы Лёвенштамм в настоящее время находятся в собраниях государственных музеев и частных коллекциях . Два офорта художницы, представляющие собой портреты писателя Артура Шницлера и японского микробиолога Хидэё Ногути (1900 и 1922 годов) входят в коллекцию музея Метрополитен в Нью-Йорке (инвентарные номера 23.52.36(6) и 1984.1203.80) .
Эмме Лёвенштамм принадлежит портрет Льва Толстого . Неизвестно, были ли они знакомы лично (как, например, с Райнером Марией Рильке , с которым она познакомилась в 1900 году), но портрет кажется достаточно убедительным, хотя он лишён каких-либо конкретных подробностей внешности писателя. Стилизованный портрет духовного лидера еврейского национального движения Теодора Герцля , который она, вероятно, создала уже после его смерти в 1904 году, относится также к раннему периоду её творчества. Портрет основателя сионизма подчёркивает его твёрдую волю и роль пророка. Герцль мог лично встречаться с Эммой в Вене, но, по всей вероятности, этот портрет основан не на работе с натуры, а представляет собой отвлечённый образ идеального общественного деятеля .
Не вызывает сомнений, что Эмма Лёвенштамм хорошо знала писателя и драматурга Артура Шнитцлера . Она создала его портрет в 1912 году (21,5 x 21,5 сантиметров, ZMP Inv. Nr.: 95.087 ). Его племянник посещал школу живописи, а племянница Шницлера была замужем за фон Гансом-Людасси, хорошим знакомым художницы. Тексты Шницлера отличаются чувственностью, музыкальностью, меланхолией и психологизмом, поэтому тонкий и чувствительный стиль рисунка Эммы Лёвенштамм прекрасно соответствовал своеобразию его стиля. Наклонённая голова с широко открытыми глазами и ландшафт на заднем плане вызывают в памяти искусствоведов роман Шницлера «Путь на волю» (1908) и его пьесу «Далёкая страна» (1911). Для Шнитцлера Эмма создала в это время два экслибриса, которые хорошо характеризуют её стиль. На обоих представлен идиллический ландшафт, на одном — приток Дуная , на другом — дорога к старому дубу на берегу озера .
Близким знакомым художницы был Герман фон Кайзерлинг , автор книги «Философия как искусство», в которой помимо теории искусства также рассматривались индийская и китайская философия, отношения между восточной и западной культурой, между современной художнице теософией и антропософией Рудольфа Штайнера . Именно под влиянием Кайзерлинга Эмма Лёвенштамм заинтересовалась восточной философской мыслью, создала портреты основателя даосизма Лао-Цзы и Конфуция . Влияние дальневосточной философии подкреплялось прямыми контактами с японской и китайской культурой, о чём свидетельствуют портреты японского профессора Хидэё Ногути, созданные художницей. Лёвенштамм также принадлежат портрет физика и философа Эрнста Маха , главного представителя эмпириокритицизма , портрет архитектора, председателя венской еврейской общины и основателя первого в мире еврейского музея — Общества сохранения искусства и исторических памятников еврейства Вильгельма Стяссны , портрет философа и другие работы, запечатлевшие крупных представителей интеллектуальной и художественной элиты этого времени .
Эмма Лёвенштамм работала в технике травления , которую она часто сочетала с техникой акватинты . Тем не менее наиболее любимая техника художницы для портретов и экслибрисов — мягкий лак . С помощью неё Лёвенштамм экспериментировала с формами изображаемых объектов и тонкими нюансами. До настоящего времени известны 35 экслибрисов художницы. Обычно, это — ландшафтные мотивы в сочетании с оформлением графического листа в стиле ар-нуво . Экслибрисы были созданы преимущественно во время венского периода творчества Лёвенштамм. Искусствоведы особо выделяют экслибрис, созданный для французского писателя Ромена Роллана . Высокая оценка портретной графики и экслибрисов Эммы Лёвенштамм была дана в статье Л. Кёнигсбергера в ежегоднике Австрийского общества экслибрисов за 1918 год. Автор утверждает, что имя Эммы Лёвенштамм уже широко известно в мире искусства (к 1918 году она создала около 25 книжных знаков). Обращает на себя внимание историков искусства их богатство сюжетов, тонкий вкус и тщательное исполнение. Они изображают природу: отдельно стоящие деревья, лес, ручей или реку, озеро или море .
Среди сохранившихся и доступных искусствоведам живописных работ Лёвенштамм своими высокими художественными качествами выделяется двойной портрет неизвестной супружеской пары в зрелом возрасте (масло, дерево, 45,5 x 51 сантиметр, датируется 1941 годом). Картина оказалась в коллекции Галереи города Либерца с 1951 года, поступила сюда из Музея стекла и ювелирных изделий в Яблонце-над-Нисоу. Можно только предполагать, как она оказалась в коллекции Музея, возможно, это произошло в результате конфискации во время или после Второй мировой войны . Кто изображен на двойном портрете, установить не представляется возможным. Искусствоведы предполагают, что это одно из полотен, выполненных на заказ в Яблонце-над-Нисоу .
Настороженность супруга, тревожные блики на его широких стёклах очков и недовольные сжатые губы уравновешивает бодрость и доброжелательность изображённой рядом с ним женщины, в фигуре и лице которой, однако, выражена усталость. С одной стороны, художница тонко и психологически верно написала лица персонажей, с другой стороны она поверхностно подошла к изображению их одежды и положения тела. Используемый в картине фон и техника исполнения (на дереве, а не на холсте) вызывают предположение историков искусства о том, что вдохновение Эмма Лёвенштамм черпала в работах старых немецких мастеров. Подражание их творчеству было широко распространено среди немецкоязычных художников Чехословакии между двумя мировыми войнами .
В 1984 году появилось первое сообщение о существовании в частной коллекции правнука домоправительницы художницы Феликса Эднхофера офорта Эммы Лёвенштамм «Игра в шахматы: Ленин с Гитлером — Вена 1909» ( англ. «A Chess Game: Lenin with Hitler — Vienna 1909» , иногда название обозначается как англ. «Hitler playing chess with Lenin» ), на котором, по утверждению некоторых искусствоведов и историков, запечатлена сцена шахматного поединка между двумя политиками, якобы произошедшего в Вене в 1909 году . Большинство искусствоведов, однако, датирует офорт более поздним временем и не признаёт возможности подобной встречи в действительности .
Широкое внимание средств массовой информации офорт привлёк в октябре 2009 года, когда он был выставлен на аукционе Mullock’s за 40 000 фунтов стерлингов (64 000 долларов США ) под названием «A Chess Game: Lenin with Hitler — Vienna 1909» . Вместе с офортом его владелец выставил и комплект шахмат, которые, по утверждению владельца, были запечатлены на нём (цена на них также была определена в 40 000 фунтов стерлингов ). Продать их не удалось из-за сомнений в подлинности. При последующих попытках продажи к офорту добавляли досье , доказывающее авторство, а также свидетельства того, что Эмма Лёвенштамм давала уроки живописи Гитлеру . После снижения стартовой цены последний раз офорт, досье и шахматы появились 19 апреля 2011 года в аукционном каталоге Mullock’s (лоты № 570 и 571 ), после чего их судьба неизвестна.