Музыка (издательство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джехутихотеп II (также Тхутихотеп, Тотхотеп или Тхотхотп ) ( егип. Ḏḥwty-ḥtp ) — номарх XV верхнеегипетского нома (септа) Унут в период правления фараонов Аменемхета II , Сенусерта II и Сенусерта III (конец XX — 1-я половина XIX вв. до н. э. ). В состав его титулатуры входили титулы и эпитеты «наследный князь, номарх, великий предводитель нома Унут , владыка тайн своих святилищ, распорядитель жрецов, управитель Обоих Престолов, казначей царя Нижнего Египта, друг единственный, начальник Нехеба , страж Нехена , великий из Пяти в храмах Тота Верхнего и Нижнего Египта, предводитель номов Верхнего Египта». Внук номарха .
Джехутихотеп II происходил из могущественной династии номархов, управлявшей номом Унут со времён Первого переходного периода (или, по крайней мере, со времён прихода к власти XII династии ). Его отец Каи (III), по всей видимости, был четвёртым сыном номарха и, соответственно, младшим братом номархов и , а также «хранителя печати царя Нижнего Египта» ( егип. sḏ3wty-bity ) Нехери (III). Сам Каи III служил при царском дворе, занимая должность верховного жреца погребального комплекса Сенусерта I в . Матерью Джехутихотепа была Сат-хепер-ка, происхождение и род занятий которой неизвестны. У Джехутихотепа было две сестры, имена которых не сохранились .
Джехутихотеп родился, по-видимому, во время правления царя Сенусерта I (1956—1910 годы до н. э.). Должность номарха Унута Джехутихотеп II занял по наследству в период царствования Аменемхета II (около 1914—1879 годы до н. э.) либо Сенусерта II (1882—1872 годы до н. э. ). По мнению некоторых исследователей, Джехутихотеп был назначен наследником номаршей должности ещё в конце правления своего деда . В одной из надписей на фасаде гробницы Джехутихотепа указывается, что в детстве он был «царским ребёнком» (воспитанником) при дворе Аменемхета II, где видимо и получил образование вместе с детьми царя. В дальнейшем Джехутихотеп получил придворный титул «друга единственного» и возможно именно тогда наследовал пост номарха Уната по смерти своего дяди либо стал его соправителем, когда Аменемхет был ещё жив .
Будучи одним из наиболее могущественных номархов Унута, Джехутихотеп II претендовал на главенство над всем Верхним Египтом — об этом, в частности, свидетельствует принятый им титул «предводителя номов Верхнего Египта». Несмотря на своё положение, он оставался лояльным царям XII династии . В одной из надписей в своей гробнице Джехутихотеп с гордостью сообщает о «ежедневных приношениях», направляемых на уплату налогов царю «во веки веков» .
Наградой за верность стало царское дозволение Джехутихотепу II возвести величественную и просторную усыпальницу в фамильном некрополе в Дейр эль-Берша и вытесать из цельной глыбы алебастра гигантскую статую сидящего Джехутихотепа. Сохранилась фреска из гробницы номарха, изображающая транспортировку его подданными этой статуи из алебастровых карьеров к гробнице Джехутихотепа на берегу Нила (следов самой статуи до настоящего времени не обнаружено). По подсчётам исследователей, эта статуя весила около 60 тонн, высота её составляла 13 локтей, то есть примерно 6 с половиной метров. На фреске изображён сам номарх, следовавший за статуей в сопровождении родственников, жрецов, опахалоносцев, воинов и оруженосцев, а также создатель статуи Сепи, сын Нахтанхи, руководивший работами по её транспортировке. На фреске имеются надписи, содержащие мнение участников происходящего: «О возлюбленный Тотом Джехутихотеп, любимый царём, всегда любимый горожанами своими, всегда хвалимый богами его (нома) всеми! Храмы в празднестве, сердца их радостны. Видят они милость к тебе от царя… Ном Унут в празднестве! Сердце его радуется. Старцы его, дети и воины его процветают. Дети его пляшут, сердца их в празднестве. Видят они владыку своего и сына владыки своего, осенённых милостью властелина — созидающих монументы свои» .
Статую, поставленную на деревянные салазки, волокли по специально построенной для этого дороге четыре ряда слуг (всего 172 человека), сопровождаемые восторженными криками подданных номарха. В надписи, комментирующей изображение, Джехутихотеп признавал сложность процесса транспортировки по этой дороге и отмечал энтузиазм присутствующих при этом жителей нома: «Воистину трудно, по мнению людей, тащить громаду по ней из-за камня тяжёлого постамента песчаникового. Повелел я, чтобы прибыли дружины юных рекрутов, дабы проложить для него дорогу, вместе с некропольским отрядом камнетёсов, и вместе с ними руководители опытные. Говорят люди, сильные рукой: „Идём мы, чтобы доставить его!“ Сердце моё радуется. Собравшиеся горожане ликуют. О, сколь прекрасно зрелище! — более вещи всякой. Старец там, опирающийся на ребёнка; сильные рукою вместе со слабыми. Сердца их воодушевлены. Руки их сильны. Каждый там силён, как тысяча человек. И вот образ этот прямоугольный выходит из горы! Велик он весом более вещи всякой… Рождённые мною и любимые мною красуются позади меня. Номовые люди мои воздают хвалебствия…» .
Джехутихотеп II, по всей видимости, умер в период правления царя Сенусерта III — его имя, заключённое в картуш , упоминается в надписях гробницы номарха. В настоящее время неясно, наследовал ли кто-либо из сыновей Джехутихотепа должность номарха Унута после его смерти. Следующим известным науке номархом Унута в период царствования Сенусерта III или Аменемхета II является , рождённый Анху, происхождение которого достоверно неизвестно .
Джехутихотеп II, традиционно для номархов Древнего Египта, одновременно занимал в своём номе высшие гражданские, военные и религиозные должности, обладая соответствующим набором титулов и эпитетов. Многочисленная и вариативная титулатура Джехутихотепа, по подсчётам исследователей, состояла не менее чем из 38 составляющих и включала в себя, помимо прочих, следующие титулы и эпитеты:
Согласно исследованиям Натали Фаври, среди всех титулов Джехутихотепа, обнаруженных на стенах его гробницы в некрополе Дейр эль-Берша , пять титулов являются уникальными — они встречаются только в надписях этого номарха:
Первые три из этих пяти титулов, равно как и титул «управитель Обоих Престолов», указывают на то, что Джехутихотеп II занимал должность верховного жреца бога Тота в Хемену , а титул «предводитель номов Верхнего Египта» свидетельствует о претензиях номарха Унута на административно-политическую гегемонию не только над своим номом, но и над всем Верхним Египтом .
Джехутихотеп II был женат на Хатхорхетеп, служившей жрицей богини Хатхор и носившей титул «госпожи Дома». Среди многочисленных женщин, запечатлённых в семейных сценах на стенах гробницы Джехутихотепа, присутствуют меньшие по размеру изображения двух, одетых также как жена и сёстры номарха. Положение этих женщин обозначено словом анхет ( егип. ʿnḫt ), которое очевидно можно перевести как наложница . Сохранились имя и эпитеты одной из них: « анхет его, любимая им, творящая угодное ему ежедневно, Джехутихетеп» .
У Джехутихотепа и Хатхорхетеп было восемь детей — три сына и пять дочерей. Сыновей звали Шемсуемхауеф, Сенусертанх и Нехери (IV). Из пяти имён дочерей Джехутихотепа сохранились только три: Небу-Унут, Сат-хепер-ка (II) и Сат-хеджет-хетеп (II) .
Гробница Джехутихотепа — наиболее впечатляющее и, вероятно, наиболее подробно изученное погребение в некрополе Дейр эль-Берша . К сожалению, много веков назад гробница сильно пострадала от землетрясения, которое полностью разрушило потолок внешней камеры и фронтальный фасад усыпальницы. Фасад, по-видимому, представлял собой величественное архитектурное сооружение, в центре которого находились две величавые колонны с капителями в форме пальмовых листьев, поддерживавшие массивный архитрав . Крапчатый, под мрамор, фасад был окрашен в розовый цвет с бледно-зелёными элементами. По сторонам были обнаружены надписи с именами царей Египта — современников Джехутихотепа .
Пространство за колоннами составляло претворявшую вход внешнюю камеру, стены которой были украшены рельефными изображениями сцен охоты на птиц при помощи сетей и рыбалки при помощи копья или гарпуна. Левая стена, ныне полностью разрушенная, вероятно, содержала сцены сражений и изображения борцов, подобные изображениям в гробницах Бени-Хасана того же периода. Узкий вход в усыпальницу ведёт из внешней камеры во внутренний (главный) прямоугольный зал, длина которого составляет 25 футов , ширина — 20, высота — 13 футов 6 дюймов . Стены главного зала покрыты рельефными и фресковыми изображениями. На внутренней стене фасада с левой стороны от входа изображена знаменитая сцена транспортировки алебастровой статуи Джехутихотепа («Колосс на салазках»), с правой — сцена плавания по Нилу и сцена приношения ежегодной дани в виде рогатого скота. На внутренней стене изображён сам Джехутихотеп со своей женой и одним из сыновей во время охоты на диких птиц при помощи сети. Номарх наблюдает за рыбаками, вытягивающими сеть на берег, и принимает пойманных птиц и рыб. Большая часть правой стены в результате землетрясения была разбита на фрагменты, по которым можно установить, что на ней были изображены члены семьи номарха, а также его рабы, занятые сельскохозяйственными работами, садоводством и другими повседневными занятиями .
Посреди внутренний стены главного зала находится святилище покойного номарха, представляющее из себя вырубленную в скале небольшую камеру уровнем на три низкие ступени выше пола. Ширина святилища составляет около 4 футов, длина и высота — 8 футов. Боковые стены святилища украшены сценами приношения жертв. В отличие от многих других подобных святилищ в гробницах сановников Среднего царства , в святилище Джехутихотепа II не было обнаружено его статуи. На внутренней стене святилища находится барельеф, изображающий Джехутихотепа вместе с его отцом Каи. Обе фигуры изображены равной высоты и расположены друг напротив друга .
Гробница Джехутихотепа II, как и весь некрополь Дейр эль-Берша, была открыта в 1817 году во время экспедиции британских морских офицеров и . Наиболее полно гробница была исследована и подробно описана , издавшим её описание в 1895 году .