Interested Article - Абдал-хан

Абдал-хан — представитель курдской династии, правившей . Битлисский эмират — эмират со столицей в Битлисе , образованный племенной курдской конфедерацией рузаки. Эмир Битлиса был крупнейшим и могущественнейшим из всех курдских эмиров. Абдал-хан — внук первого курдского историка Шараф-хана Бидлиси . Был богат и могущественен, собрал библиотеку, состоящую более чем из 6000 томов. Владел, по словам Эвлия Челеби , «тысячью искусств», покровительствовал учёным. Не желая смириться с зависимым положением, в 1655 году поднял мятеж против османского владычества, называемый иногда в историографии «восстание рузаки» по названию племени, к которому принадлежали правители Битлиса и их приближённые. В итоге был смещён и выслан в Стамбул, где, возможно, был казнён.

Происхождение

Битлис в представлении , 1681 год

Абдал-хан происходил из старинной курдской семьи, правившей городом Битлис . Они считали, что их род происходит от Сасанидов . Дед Абдал-хана, Шараф-хан Бидлиси , утверждал, что к 1597 году Битлис принадлежал его предкам в течение 760 лет . Правители Битлиса были влиятельны в регионе. По сообщению Шарафаддина Язди , Тамерлан отдал им всю область .

В течение долгого периода предки Абдал-хана с переменным успехом пытались отстоять независимость Битлиса от османской экспансии, поэтому сразу приняли сторону Тамерлана во время его войны с Баязидом . В 1533—1535 годах Сулейман I вторгся в Азербайджан , покорил Тебриз и Багдад . В это время он занял и Битлис. Дед Абдал-хана, Шараф-хан V Бидлиси, уклончиво писал о смерти своего деда, Шараф-хана IV , но Печеви сообщал, что Шараф-хану IV, деду деда Абдал-хана, отрубили голову, а управление Битлисом было передано сыну казнённого, Шамседдину . На следующий год Шамседдину было предложено стать подконтрольным Османской империи правителем Малатьи и Мараша , отдав Битлис . Шамседдин решил перейти к шаху Тахмаспу и переехал в Тебриз. Умер он в Казвине в 1576—1577 годах. Шараф-хан вернулся в Битлис при Мураде III , когда султан предложил ему стать губернатором, а потом и эмиром Битлиса. Однако по какой-то причине позднее он воевал с бейлербеем Вана и погиб, либо сражаясь против османских войск, либо будучи казнён . Отцом Абдал-хана был Зиядэддин-бей, сын Шараф-хана V .

Известно, что Мелек Ахмед-паша обвинял Абдал-хана в том, что тот почти пятьдесят лет нарушает спокойствие. Значит, к 1656 году Абдал-хан около пятидесяти лет правил Битлисом. По словам Эвлии, к 1650 году Абдал-хану было около семидесяти лет. Сам хан говорил в 1656 году, что скоро войдёт в восьмой десяток лет. Это даёт примерно 1575—1580 год рождения и примерно 1600—1606 год начала правления . В 1614—1615 годах Стамбул посетил итальянский путешественник Пьетро делла Валле . В этот период в город приезжал Битлисский хан (возможно, это был Абдал-хан). Пьетро писал, что для персидской кампании Битлисский хан предоставил султану 12 000 всадников .

Биография

Первые упоминания об Абдал-хане относятся к тридцатым годам XVII века. Так, согласно регистрационным записям провинции Ван, в 1631 году Абдал ибн Зияэддин правил Битлисом . В 1635—1636 году во время Ереванской кампании Мурад IV заболел и вернулся в Диярбакыр через Битлис. Помимо Эвлии Челеби, встреча описана шейх аль-исламом . Абдал-хан принял султана с почётом, довольный султан пожаловал Абдал-хану 100 кошельков с золотом, семнадцати сыновьям Абдал-хана были даны зеаметы , кроме этого, Абдал-хану были дарованы доходы Муша .

Когда Мурад возвращался из Багдада в 1638/39 году, будучи в Диярбакыре , он вызвал к себе Абдал-хана и Юсуфа-хана, вождя племени музури. Они не повиновались приказу, разгневав султана. Уезжая в Стамбул, он приказал Мелек Ахмеду-паше наказать непокорных ханов. Ахмед-паша был назначен бейлербеем Диярбакыра, также он получил должность визиря, делавшую его полномочия более весомыми . Помимо непокорных ханов, правительству неприятности доставляли езиды , под чьим контролем оказались торговые пути через Синджар , они отказывались платить налоги и нападали на османские караваны. На подавление их мятежа был направлен Насух-паша. Ахмед-паша пленил Юсуф-хана в Эль-Амадие и убил 700 его людей. Юсуф-хан был прощён, а головы убитых были отосланы Мураду . Затем Ахмед-паша во главе армии выступил из Диярбакыра в направлении Битлиса, но, встретив посредников Абдал-хана и достигнув соглашения с ними (ему было выплачено семьдесят кошельков, много товаров и добра), не стал воевать с Битлисским правителем, а развернулся и направился в сторону Синджара , где бунтовали езиды . Мелек Ахмед полностью подавил их сопротивление, сжёг селения и посевы. Было добыто 9000 голов и 13 600 пленников .

Битлис в середине XVII века на миниатюре Матракчи Насуха . На заднем плане цитадель

В 1644 году Мелек Ахмед-паша был бейлербеем Эрзурума . В обязанности Абдал-хана входило собирать налоги (и отправлять часть в Стамбул), в том числе и с владельцев скота (в то время курдские племена вели полукочевой образ жизни). В какой-то момент Абдал-хан посчитал, что владельцы отар не уплатили (или не доплатили) ему налог, и захватил 70 000 овец на летних пастбищах в районе Бингёля . Владельцы захваченных овец пришли к Мелек Ахмеду, губернатору, и он отправил к Абдул-хану начальника своей охраны с письмом. В письме было требование вернуть отары. Абдал-хан порвал письмо и приказал убить посланника со словами: «Я не в его провинции, и он надо мной не властен. Я благородный хан». Посланника спас советник Абдал-хана. Мелек Ахмед собирался разобраться с Абдал-ханом, но был переведён из Диярбакыра .

В ноябре 1654 года Ахмед-паша был вызван в Стамбул и назначен бейлербеем в Ван . В начале 1655 года Ахмед-паша прибыл к Абдал-хану . Приехав в Битлис, Мелек Ахмед-паша произнёс речь, в которой напоминал Абдал-хану о событиях 1640 года (когда Абдал-хан не подчинился вызову Мурада) и 1644 года (когда он похитил отары овец). Мелек Ахмед-паша сообщил, что готов отнести прежние поступки Абдал-хана на счёт его юного возраста в те годы, но указал, что сейчас приехал в качестве бейлербея Вана, и Битлис находится в его юрисдикции. Ахмед-паша предупредил Абдал-хана, что впредь не потерпит нарушения приказов султана. «Сиди тихо и не сходи с правильного пути». Абдал-хан любезно ответил, что это отеческий совет и он намерен ему следовать. Он принял бейлербея по-царски и одарил .

Когда Мелек Ахмед уехал в Ван, его нагнало письмо от Абдал-хана, в котором тот предсказывал скорую смерть Ибшира-паши, великого визиря, родственника и недруга Мелек Ахмеда-паши. В действительности, так и произошло, из Стамбула пришло сообщение о том, что янычары взбунтовались и отрубили голову Ибширу-паше .

Мятеж Абдал-хана (восстание рузаки)

Карта Битлиса и окрестностей

Через небольшое время повторилась ситуация прошлых лет: к Мелек Ахмеду-паше явился эмир Малазгерда и пожаловался, что Абдал-хан напал на его территории, убил триста человек и увёл 40 000 овец. Мелек Ахмед написал хану письмо, в котором обвинял его в нелояльности . Кроме того, он обвинил правителя Битлиса в том, что тот езид .

Ты, Абдал хан, отлучён от дома Османа; ты бунтуешь, блуждаешь и заблуждаешься; человек племени Рожаки , лишённый чести и стыда, который гордится тем, что происходит из дома Аббаса и Евхадехуллы, а на самом деле является отпрыском курдов езидов; запятнанный мятежом и коррупцией, еретик<…> Теперь, в этом солидном возрасте, ты не изменился<…> Ты угнал 40 000 овец, принадлежащих Мехмед-бею, эмиру Малазгирда<…> Ты собираешь вокруг себя племена курдов-езидов.

Абдал-хан собрал своё войско в 40 000 человек и взбунтовался. Кампания началась 5 июля 1655 года. Ещё до штурма Битлиса воины Абдал-хана совершили неудачное покушение на Мелека Ахмеда-пашу. Отряд из 200 курдов ворвался в лагерь, а один вооружённый копьём курдский всадник ворвался в шатёр Юсуфа Кетхуды, заместителя бейлербея. В итоге только некоторые из нападавших остались в живых . Возведённые Абдал-ханом каменные редуты вокруг Битлиса, а также старые стены города защищались курдской пехотой, вооружённой мушкетами. Мелек Ахмед-паша атаковал внешний оборонительный периметр и прорвался в город. Абдал-хану удалось скрыться. После падения Бидлиса 1000 курдов продолжали сопротивляться в старой цитадели. После того, как они сдались, захвачено было 700 человек, из которых казнено было 150 человек, 550 остались рабами . Эти события иногда называют «восстание рузаки» . После падения Битлиса и бегства Абдал-хана Мелек Ахмед-паша поставил правителем Битлиса любимого сына Абдал-хана, Заяд-ад-дина .

Через полгода Мелек Ахмед-паша отправил Эвлию Челеби в Битлис собрать налоговые задолженности. Когда Эвлия прибыл в Битлис, пришла новость, что Мелек Ахмед-паша снят с должности бейлербея Вана и отозван в Стамбул. Скрывавшийся Абдал-хан немедленно вернулся в свой замок (27 февраля 1656 года). Эвлии Челеби пришлось соврать Абдал-хану, что он более не служит у Мелека Ахмеда-паши. Абдал-хан взял его учителем к своим сыновьям и пообещал дочь в жёны. Но Абдал-хан показал свою другую сторону. Ранее Эвлия видел его в роли гостеприимного и образованного вельможи, теперь, после лишения звания эмира, это был подозрительный жестокий тиран. Эвлия стал свидетелем казни старца Моллы Мехмеда головорезом из охраны Абдал-хана.

Развалины цитадели Битлиса, вид от горы

Абдал-хан заявил, что вина старика в колдовстве: он якобы навёл порчу на курдских воинов, и Мелек Ахмед-паша потому смог победить. Эвлия тренировал свою лошадь для поездок по снегу, подготавливая побег. Помогло сбежать ему трагическое событие, которому он был свидетелем: юный Зияэддинн был заколот своим старшим братом Нур-ад-Дином . События развивались следующим образом: вечером в хамаме между братьями возник конфликт — «кровожадный с мрачными глазами» Нуреддихир, который ещё со времени возведения Зияэддинна в звание эмира носил в себе злобу и зависть, устроил скандал своему брату-эмиру. Кое-как братьев развели и успокоили Нуреддихира. После этого Зияэддинну не спалось, и он попросил Эвлию Челеби побыть с ним. Они играли в карты, новую игру, ещё не известную в Стамбуле, но пришедшую из Персии. Когда Зияэддинн спал, а Эвлия ещё не заснул, в комнату вошёл Нур-ад-Дин, Эвлия сделал вид, что спит и увидел, как Нуреддихир (Нур-ад-Дин) стал наносить брату удары кинжалом . Во время этого нападения Эвлия сбежал из замка Абдал-хана, ускользнул от погони и нагнал Мелек Ахмеда-пашу в Адылджевазе . Вскоре он получил письмо, в котором Абдал-хан сообщал, что казнил Нур-Ад-Дина за убийство Зияэддинна, и жаловался на свою несчастную судьбу, лишившую его двух сыновей за три дня .

После смерти Зияэддинна Абдал-хан продолжал править в Битлисе, пользуясь нестабильностью ситуации. 28 июля 1665 года бейлербей Вана Юсуф-паша сместил Абдал-хана и назначил ханом его сына, Бедреддина. Существуют разные версии того, какова была дальнейшая судьба Абдал-хана, место и время его смерти точно не известны. в своей Истории Стамбула сообщал, что Абдал-хан был отправлен в Стамбул, посажен в тюрьму и казнён. Кёхлер упоминал, что Абдал-хан жил спокойно в Стамбуле до 1667/68 года, пока не был казнён Мехмедом IV . сообщал, что данные Кёхлера нуждаются в проверке, поскольку он ссылался на листы 175 и 176 хроники Zübde-i Vekayiât Сари Мехмеда-паши, но на страницах Zübde-i Vekayiât с такими номерами нет ничего про Абдал-хана, эти листы относятся к 1688/89 году .

Богатства Абдал-хана и его личность

По словам Эвлии, Абдал-хан имел короткую шею, широкие плечи, был стройным и крупным, у него были смуглая кожа, нос клювом, широкий лоб, небесного цвета глаза, большие уши, пышные усы, густая борода . Эвлия Челеби описывает Абдал-хана как философа, знатока химии и алхимии, магии, медицины, ветеринарии, владеющего разными умениями. Согласно описанию Эвлии, он успешно лечил глаза. Эвлия был свидетелем нескольких операций на глазах, выполненных Абдал-ханом. Он также успешно лечил лошадей и соколов. Абдал-хан был прекрасным наездником, охотником, стрелком из лука. Дворец Абдал-хана был построен по его планам и чертежам. Абдал-хан соорудил искусственное озеро, построив дамбу. Он прекрасно рисовал и владел каллиграфией, кузнечным и ювелирным делом . Владел арабским, османским, персидским, курдским языками. При изъятии его ценностей были обнаружены собственноручно написанные Абдал-ханом на разных языках сочинения (семьдесят семь томов), сто пять эссе разного рода. Эвлия Челеби называл его хезар-фен (владеющий тысячью искусствами) .

Библиотека Абдал-хана, по описанию Эвлии Челеби, содержала 6000 манускриптов, 200 европейских книг, 200 альбомов с персидскими миниатюрами . Среди европейских книг были Атлас Минор Меркатора , География , Маппа Мунди , рисунки Старого и Нового света , книги по астрономии и медицине, гравюры различных частей человеческого тела в разрезе .

Описывая бани Мурада IV, Эвлия писал, что других таких роскошных бань он нигде в империи не видел, за исключением дворца Абдал-хана в Битлисе . Огромное количество ценностей сгорело в замке при штурме, однако и оставшееся впечатляло: было захвачено множество ковров персидских и китайских, мебель из палисандра, ливанского кедра, слоновой кости, оружие. Среди изъятых сокровищ было множество сундуков, в которых обнаружили внутри шкатулки с драгоценностями. Когда Мелек Ахмед-паша узнал, что это приданое Ханым-султан, жены Абдал-хана, он отослал всё ей обратно. Эвлия Челеби писал, что её радость и благодарность не знали границ. После этого жена Абдал-хана отправила Кае-султан , жене Мелека Ахмеда-паши, дорогие подарки, десятки драгоценных камней, корону, украшенную пятьюдесятью бриллиантами . У Абдал-хана было триста восемьдесят мечей и кинжалов с богатой инкрустацией и гравировкой из разных частей света — Исфахана , Дамаска , Франции , Германии , Каира , Салоник ; шесть тысяч курдских кинжалов, две тысячи щитов, тысяча семьсот копий в кожаных чехлах, двести разукрашенных луков различных мастеров (из мастерской) султана Баязида ; тысяча богато украшенных европейских мушкетов, триста шкур львов, тигров и леопардов, триста сёдел, сто эгретов из белого и жёлтого золота, изготовленных Абдал-ханом собственноручно . В сокровищнице хана были тысяча отрезов ценных тканей, две тысячи вышитых золотой нитью подушек, двести шёлковых персидских ковров, семьдесят вышитых войлочных исфаханских ковров, каждый в сорок локтей в длину, сто пятьдесят килимов, около двух тысяч тентов разного рода . Тысячи единиц серебряной и ценной фарфоровой посуды, сотни бриллиантов, рубинов, топазов, бирюзы, сундуки, набитые соболиными шубами, были проданы, чтобы покрыть долги Абдал-хана перед владельцами угнанных отар и императорской казной .

Богатства Абдал-хана удивляли современников . Через Битлис во время правления Абдал-хана проезжал Тавернье . Он описывал богатство города, мощь крепости и настолько был введён ими в заблуждение, что считал город независимым от османов и сефевидов . «Бей Битлиса — могущественный», — сообщил он .

Семья

Эвлия упоминает, что у Абдал-хана было двадцать братьев, не указывая, идёт ли речь только о родных .

У Абдал-хана было «четырнадцать благородных сыновей, среди которых Зияэддинн, Бедир [Бедреддин], Нурэддихир, Шереф, Измаил, Шемседдин, Хасан, Хуссейн» , в процедуре возведения Зияеддина в эмиры участвовали Бедреддин и Нуреддихир; Шереф, Измаил, Шемсетдин, Хасан и Хуссейн присутствовали на этом мероприятии, но не участвовали. Прочие сыновья не принимали участия в публичных церемониях, и Эвлия с ними не был знаком, они жили в гареме, то есть были малы. Нет сведений о матерях сыновей Абдал-хана, кроме четырёх.

Озтуна сообщал, что Абдал-хан был женат на внучке султана Селима II (дочери Шах-султан ) (1576? — после 1660) ; Эвлия Челеби называл её Ханым-султан (обычное титулование дочери султана) и писал: «Жена хана — дочь Зал-паши» ; или «Жена хана — внучка Зал-паши, визиря Сулеймана » . От этой жены у Абдал-хана были сыновья:

  • Зияэддинн; «милый юноша, высокий и с благородной осанкой, с тёмными газельими глазами» , 31 июля 1655 года назначен ханом бейлербеем Вана, Мелек Ахмедом-пашой; убит братом Нуреддехиром .
  • Шерефеддин ; эмир Шараф-хан VI, по заказу которого в 1669 году был выполнен перевод Шарафнаме с персидского на турецкий язык, был сыном Абдал-хана , хотя Солтани ошибочно называл его внуком Шараф-хана V Бидлиси (то есть братом или кузеном Абдал-хана) . Перевод выполнил Мухаммед бен Ахмад бен Зияэддин бен Шараф-хан, его отец Ахмед был родным братом Абдал-хана .

Согласно Эвлии Челеби, ранее у Абдал-хана была ещё одна жена, Эвлия называл её Араб-ханым. От неё был сын:

  • Бедреддин ; назначен ханом бейлербеем Вана, Юсуфом-пашой, 28 июля 1665 года . Пробыл в должности недолго, уже в 1669 году эмиром был Шерефетдин .

Также у Абдал-хана был сын от наложницы:

  • Нуреддехир ; после убийства Зияеддина был казнён по приказу Абдал-хана .

Самым старшим сыном Абдал-хана был Бедреддин, затем шёл Нуреддихир, а за ним — Зияэддин: про Нуреддихира Эвлия Челеби писал, что он младше Бедреддина , но старше Зияэддина . Известно, что при женитьбе на дочери или внучке султана жених должен был дать развод всем предыдущим жёнам .

В XIX веке потомки семьи ещё жили в Битлисе, как писал , однако они уже не правили городом даже номинально и распоряжались скромной рентой, предложенной им за их владения султаном . Неизвестно, были ли это потомки Абдал-хана. Так же неизвестно, был ли эмир Шараф-хан VI, писец которого выполнил в 1669 году перевод с персидского на турецкий Шараф-наме, сыном Абдал-хана. Солтани называл его внуком Шараф-хана V Бидлиси (то есть братом или кузеном Абдал-хана) .

Комментарии

  1. Племенная курдская конфедерация, из вождей которой происходила правящая династия Битлиса. Шараф-хан писал так: «“рузаки” — слово [языка] дари. Некоторые его писали через “дж” и “ш”» .

Примечания

  1. , p. 363.
  2. .
  3. , p. 407.
  4. , с. 186.
  5. , p. 437—438.
  6. .
  7. , p. 188.
  8. .
  9. .
  10. , p. 72.
  11. , p. 75.
  12. , p. 125.
  13. , p. 72.
  14. , p. 249.
  15. , p. 145.
  16. , p. 1081.
  17. , p. 42.
  18. , p. 49.
  19. , p. 175—176.
  20. , p. 178.
  21. , p. 171—172.
  22. , p. 177.
  23. , p. 159.
  24. , p. 43.
  25. , p. 52,152.
  26. , p. 6,100.
  27. , p. 176—178.
  28. , p. 7.
  29. , p. 175, 177.
  30. , p. 302.
  31. , p. 359.
  32. , p. 180—181.
  33. , p. 189.
  34. .
  35. , p. 191.
  36. , p. 10.
  37. , p. 10—11.
  38. , p. 39—40.
  39. , p. 11.
  40. , p. 76.
  41. , p. 93,95,97.
  42. , p. 293.
  43. .
  44. , p. 181.
  45. .
  46. , p. 307,309.
  47. , p. 299.
  48. , p. 301.
  49. , p. 303.
  50. , p. 305.
  51. , p. 313,315,317, 319.
  52. , p. 33.
  53. , p. 129.
  54. , p. 341.
  55. , p. 105.
  56. , Kaanûnî’nin Çocukları.
  57. , p. 163,355.
  58. , p. 77, 313.
  59. , p. 275.
  60. , p. 279.
  61. .
  62. .
  63. .
  64. , p. 402.
  65. , p. 9.
  66. , p. 347.
  67. , p. 69.
  68. , Предисловие.

Литература

На русском языке

  • Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-наме / Перев., предисл., примеч. и прилож. Е. И. Васильевой . — М. : Наука , 1967. — Т. XXI, 1. — ( Памятники письменности Востока ). ; первые четыре раздела.
  • Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-наме / Перев., предисл., примеч. и прилож. Е. И. Васильевой.. — М. : Наука, 1976. — Т. XXI,2. — (Памятники письменности Востока). ; пятый раздел.
  • Васильева Е.И. Шараф-хан Бидлиси. Эпоха. Жизнь. Бессмертие. — СПб. : Наука, 2003. — С. 104. — ISBN 5-02-027098-9 .
  • Васильева Е.И. // Письменные памятники Востока. — 2010. — № 2(13) . — S. 207—230. (тур.)
  • Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме. — Ташкент: SAN'AT, 2008. — 519 с. — ISBN 978-9943-322-16-5 .
  • Печеви Ибрагим эфенди. . Дата обращения: 8 апреля 2017. Архивировано из 9 апреля 2017 года.

На других языках

  • Beyazıt Y. : Pamukkale University Journal of Social Sciences Institute. — 2011. — Vol. 10. — P. 67—82. — ISSN . (тур.)
  • Bouquet Olivier. (англ.) // Journal of the Economic and Social History of the Orient : journal. — 2015. — Vol. 58 , no. 3 . — P. 327—361 . — ISSN . — doi : .
  • Dankoff Robert. An ottoman mentality: The world of Evliya Chelebi. — Leiden: BRILL , 2006. — 279 p. — (The Ottoman empire and its heritage. vol. 31). — ISBN 90-04-15262-8 . (англ.)
  • Dehqan M., Genç V. : Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. — 2015. — Vol. 21(1). — P. 46—61. 14 июля 2017 года. (фр.)
  • Dehqan M., Genç V. : Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research. — 2015. — Vol. 21(2). — P. 13—19. (фр.)
  • Eppel M. . — Austin: University of Texas Press , 2016. — 188 p. — ISBN 1477311076 . — ISBN 9781477311073 . (англ.)
  • Evliya Çelebi. / Dankoff R. — Albany: State University of New York Press , 1991. — 304 p. — ISBN 978-0791406410 . (англ.)
  • Evliya Efendi. / translated from turkish and edited by Ritter Joseph von Hammer . — L. : Oriental Translation Fund , 1846. — Vol. 1. — 220 p. — (Narrative of travels in Europe, Asia, and Afrika, the seventeenth century). (англ.)
  • Evliya Çelebi. / . — Leiden: E.J. Brill, 1988. — 435 p. — ISBN 9004092420 . — ISBN 9789004092426 . (англ.)
  • Faroqhi S. / Klaus Kreiser. — Cambr. : Cambridge University Press , 2003. — Vol. 3. The Later Ottoman Empire, 1603–1839. — 640 p. — ISBN 0521620953 . — ISBN 9780521620956 . (англ.)
  • Köhler W. . — An. : Yeni Alan Yayıncılık Kitapları, 1989. — 92 S. (тур.)
  • İnbaşı M. : Atatürk Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Enstitüsü Dergisi. — Yeni Alan Yayıncılık Kitapları, 2007. — Vol. 33. — S. 243—261. (тур.)
  • Özgüdenli O.G. // Islam Ansiklopedisi . — 2010. — Vol. 38. — S. 548—550. (тур.)
  • Öztuna Y. . — İs. : Ötüken Neşriyat A.Ş., 2016. — 208 S. (тур.)
  • Peirce Leslie P. . — Oxf. : Oxford University Press , 1993. — 374 p. — ISBN 0195086775 . — ISBN 9780195086775 .
  • Reid J.J. Crisis of the Ottoman Empire: Prelude to Collapse 1839-1878. — Stuttg. : Franz Steiner Verlag , 2000. — 517 p. — (Zeitschrift Fur Dialektologie Und Linguistik. Beihefte, vol. 57). — ISBN 3515076875 . — ISBN 9783515076876 . (англ.)
  • Reid J.J. Batak 1876: a massacre and its significance // Journal of Genocide Research . — Abingon: Routledge , 2000. — № 2(3) . — P. 375—409. — ISSN . (англ.)
  • Reid J.J. Rozhîkî Revolt, 1065/1655 : Journal of Kurdish Studies. — 1998—2000. — P. 13—40. — ISSN . — doi : . (англ.)
  • Sakisian A. // Journal Asiatique. — P. : Peeters, 1937. — Vol. 229. — P. 255—270. (фр.)
  • Sarıcaoğlu Fikret. // Islam Ansiklopedisi. — 2004. — Т. 29 . — S. 42—44. (тур.)
  • Sestini D. ]. — P. : Les marchands de nouveautés, 1803. — 332 p. (англ.)
  • Süreyya Mehmed Bey. / haz. Nuri Akbayar. — İs. : Tarih Vakfı Yurt Yayınları, 1996. — Vol. 4. — S. 1087. — 350 S. — ISBN 975-333-0383 . (тур.)
  • . — Brighton: G. Gancia, 1843. — Vol. 1. (итал.)

Ссылки

  • Alsancakli S. (2017). Дата обращения: 15 октября 2017. Архивировано из 15 октября 2017 года.
  • Alsancakli S. (2016). Дата обращения: 15 октября 2017. 15 октября 2017 года.
  • Soltani, Anvar. . Дата обращения: 26 апреля 2017. 4 мая 2017 года.
Источник —

Same as Абдал-хан