Interested Article - Халид ибн Бармак

Халид ибн Бармак ( перс. خالد بن برمک ‎, араб. خالد بن برمك ‎, 709 , Балх 781 /82) — иранский государственный деятель, первый известный представитель династии Бармакидов , которые обратились из буддизма в ислам при последних Омейядах . Участвовал в Аббасидской революции . В годы правления первых трёх Аббасидских халифов в разное время занимал должности визиря (предположительно), вали Мосула , Табаристана , Фарса и возглавлял « Диван армии» и «Диван поземельного налога ». Его сын Яхья стал наставником и визирем при халифе Харуне ар-Рашиде , а внук аль-Фадль — его .

Исторические источники и современные исследователи описывают Халида как наиболее властного представителя династии и одну из самых могущественных фигур при аббасидском дворе . Он возглавлял Табаристан в течение 4—7 лет — дольше, чем любой другой наместник халифата. Основанная же им династия была одной из самых сильных и богатых семей государства вплоть до своего падения в 803 году, способствуя его .

Происхождение и деятельность при Омейядах

Бармакиды — это род иранского происхождения, который дал Арабскому халифату его первых персидских визирей. Слово «Бармак», от которого произошло название рода , вероятно, является не именем, а саном наследственного жреца в храме («Новый монастырь » ) к юго-востоку от Балха . Этот монастырь был центром буддистской науки в средневековом доисламском Афганистане . Само слово, согласно исследователю Х. Керну и сославшемся на него Э. Сакау и Э. Васьеру, происходит от «парамака», то есть «высший» в ведическом и классическом вариантах санскрита . История этого рода во время правления Аббасидов достаточно хорошо изучена, однако его происхождению уделялось весьма мало внимания . Изучение Бармакидов в Европе началось в XIX веке. Начиная с этого момента выходили работы А. Мюллера , , Д. Сурделя , П. Кроун и т. д. Главным источником для исследований стала ныне утраченная работа «История и добродетели Бармакидов», которую написал аль-Азрак аль-Кирмани и многочисленные отрывки из которой попали в работы ат-Табари , Ибн аль-Факиха , Якута и . Принадлежность Бармакидов к иранцам является доказанным фактом, однако точное происхождение остаётся неизвестным. Как писал британский востоковед , жители Тохаристана значительно отличались от согдийцев и прочих иранцев, а Бармакиды определённо не были персами. Они говорили на своём уникальном языке — бактрийском .

Согласно арабским источникам, Бармак владел землями храма площадью 1568 км 2 . При этом эти владения Бармакиды сохранили и после начала службы халифам : арабский историк и географ Якут сообщил, что сын Халида Яхья владел «большим и богатым селением Раван к востоку от Балха» , который являлся крупнейшим городом Тохаристана . Монастырь этот был буддистским, а не зороастрийским , как и весь регион Тохаристан . В дальнейшем Бармакиды превратили его в « храм огня » , благодаря чему ряд историков, например, персидский визирь сельджукского султана Мелик-шаха Низам аль-Мульк , писали, что в годы Сасанидской Персии Бармакидам «от отца к сыну» переходил титул визиря. Хронист эпохи Тимуридов Хондемир и вовсе назвал их потомками этих самых царей . Издавна предки Халида были влиятельными людьми в Бактрии . По словам исследователя , земли Балха представляли собой «монашеское княжество», которое находилось в вассальной зависимости от тюрков, но управляли им Бармакиды. Владевшие богатейшим монастырём контролировали весь оазис Балх .

Согласно аль-Балазури , вскоре после 663/64 года, то есть ещё при Муавии , Омейяды разрушили Навбахар в ходе атаки на Тохаристан . Его слова опроверг ат-Табари, который заявил, что в 708/09 году туземный князь Низак молился в этих местах. Так или иначе, отец Халида был последним представителем династии с титулом «Бармак», и о нём сохранились лишь легенды . Впрочем, согласно К. ван Бладелу, известно то, что он получил образование в области медицины , санскрита и астрологии в Кашмире . Согласно Ибн аль-Факиху , матерью Халида была дочь правителя Чаганиана . Однако арабам не удалось завоевать Среднюю Азию с первой попытки . В 705 году сюда вторгся Кутейба ибн Муслим . Примерно в этом же году Бармак, согласно В. Бартольду , покинул регион и перебрался ко двору халифа, но вернулся в 725/26 для восстановления Балха . В то же время ван Бладел писал, что Бармак вместе с одним из сыновей и другими бактрийцами попал в заложники и был доставлен ко двору халифа в Ресафе когда Омейяды окончательно покорили Среднюю Азию при халифе Хишаме ибн Абдул-Малике . В том же году арабы обнесли Балх гарнизоном, а Навбахар оставили разрушенным, хотя его структура сохранялась последующие триста лет .

Халид родился в 709 году согласно арабскому историку Ибн Асакиру . Когда они находились с отцом в Балхе, Бармак устроил брак сына с дочерью Язида ибн Бара . В столице Халид принял ислам , а вместе с ним и арабизированное имя Халид ибн Бармак , после чего стал мавла . Существуют противоречивые сведения о том, принял ли его отец ислам или нет. В частности информации об этом нет и у Ибн Халликана . Некоторые авторы писали, что он так и остался буддистом , другие, например, биограф династии Умар ибн аль-Азрак, — что он принял ислам вместе с сыном . Два сына Халида, приняв ислам, получили имена Сулейман и аль-Хасан . Кроме этого в арабских источниках есть упоминание о некоем Абу Убайде Муавии, который жил в Багдаде и, вероятно, был братом Халида . О ранних годах Халида информации практически нет. Известно, что он был близким лицом при дворе Омейядских халифов , и завёл близкую дружбу с сыном одного из них , известным военачальником .

Аббасидская революция

Карта арабского халифата незадолго до воцарения династии Аббасидов . Автор — А. Е. Крымский .

Исторические источники описывая роль Халида в политике Аббасидов традиционно начинают с занятия им должности личного секретаря Абуль-Аббаса . В 742 году, по словам ван Бладела, вероятно не без помощи своего отца, на тот момент пропавшего из источников (который, по предположению учёного, на тот момент оставался в Балхе и скончался на управляемых им землях ), Халид присоединился к шиитскому движению Хашимийя в Хорасане. Он стал одним из немногих неарабов, назначенных на вторую по престижности ступень в его руководстве . Причины и поводы присоединения к движению в целом остаются неизвестными, но он, по мнению многих ранних источников, находился в это время в Джурджане , работая в паре с , одним из первых сторонников Аббасидов в городе . Аббасиды приняли его, усмотрев в нём хороший потенциал . Вместе с Абу Авном они продвигали среди шиитов Ибрахима, брата Абуль-Аббаса, как имама , главу семейства и потомка Мухаммеда и собирали деньги среди шиитов-противников Омейядов на борьбу с халифатом. Ряд источников также называют Халида одним из 20 нузара — второй по близости к Абуль-Аббасу линии проповедников, части группы даи , что работали под руководством накибов , первой по близости группы, которых, согласно поздней традиции, было двенадцать, как « колен израилевых » и учеников Иисуса . Так или иначе, источники не дают ответа на вопрос, насколько значимой фигурой среди многих проповедников был Халид .

Во время так называемой Аббасидской революции Халид играл активную роль, поддерживая её в Хорасане и возглавляя войска в поле . С первых дней открытой конфронтации с местным вали (наместником) Насром ибн Сайяром Халид стал одним из командующих аббасидских войск (большинство из которых были арабами из Йемена ), будучи к тому же одним из немногих мавла в ней . Когда войска Абу Муслима ушли на запад, он вместе с остался на месте, распределяя награбленное . После этого Халид также направился на Запад. Согласно историку X века , Абу Муслим поручил Халиду перераспределить земельный налог в Хорасане. Ему удалось сделать это по справедливости, не обидев никого, благодаря чему он смог заслужить благодарность от жителей региона . Кроме этого он занимался государственными делами в Джурджане. Это помогло ему приобрести авторитет в армии. В дальнейшем, на протяжении революции, Халид выполнял более административные, нежели военные функции. По словам историка , вместе с другими мавла он исполнял удачную для Аббасидов роль «политических комиссаров в растущем военном аппарате», что оставалось основной задачей всех Бармакидов следующие 50 лет и позволяло Аббасидам сохранять контроль над внутренними делами армии . В конце «революции» Халид под руководством Абу Муслима и Кахтабы принял участие в сражении за дом Мухаммеда в Мекке .

Служба Аббасидам

Провозглашение ас-Саффаха халифом. Миниатюра из Абу Али Балами .

Вскоре после основания Аббасидского халифата Халид прибыл к халифу ас-Саффаху (749—754), который хорошо принял его. Благодаря красноречию Халида, ас-Саффах сначала даже предположил, что он является арабом по происхождению. С 750 по 753 год Халид возглавлял ряд диванов , в частности «диван армии» («диван аль-джунд») и «диван поземельного налога» («диван аль-харадж») . Властвуя над «диваном армии», он стал первым, кто заменил традиционные свитки на бухгалтерские книги . Некоторые источники называют его визирем халифа, хотя он вряд ли был им в традиционном понимании этого слова, но, вероятно, занимал должность писца , когда она оказалась приравнена к таковой . По сообщениям ат-Табари, Халид был настолько близок халифу, что дочь последнего, принцессу Рафу, вскормила своей грудью жена Ибн Бармака, ровно как и наоборот — дочь Халида вскормила своей грудью жена халифа . Вероятно, в молодости Халид всё же получил достаточно высокий уровень образования и некоторый административный опыт, однако откуда именно неизвестно, возможно, при дворе омейядских халифов, служа вместе с отцом .

Слабый здоровьем, халиф ас-Саффах умер, вероятно, своей смертью в июне 754 года в возрасте немногим за тридцать лет. Его сменил его брат, Абу Джафар аль-Мансур (754—775), которому предстояло решить вопрос со стабилизацией страны, поскольку первому из халифов так и не удалось решить ни одну из проблем, стоящих перед халифатом . При нём Халид не менее года оставался главой «дивана поземельного налога», однако из-за придворных интриг визиря его перевели из столицы в провинцию Фарс , где около двух лет Халид являлся вали от имени халифов . Здесь он проявил себя как мудрый и щедрый правитель, чьё имя прославляли поэты, и грамотный управленец и полководец, который смог изгнать из провинции мятежников- курдов . Согласно известной, но, скорее всего, сфабрикованной истории, он убедил халифа не разрушать дворец эпохи Сасанидов Таки-Кисра в Ктесифоне , так как его наличие свидетельствует о величии ислама, последователям которого удалось завладеть им . В 764/65 году он участвовал в интригах, в результате которых принц отказался от наследования халифата . Последний был племянником халифа аль-Мансура и мог попытаться захватить престол после его смерти. В частности, он начал свой путь в политике весьма многообещающе, но в годы Аббасидской революции, чуть не погибнув в Фарсе, он принял решение более никогда не становиться правителем . Примерно в это же время, в 763/64 и 764/765 годах источники упоминают Халида как советника халифа .

В течение примерно 4 или 7 лет Халид занимал должность вали Табаристана . Первоначально он поселился в месте, известном как Халида-Сарай, но после построил себе дворец в Амуле . Известны монеты 766/67 — 772 годов с его чеканкой . На своём посту Халид сменил , который прославился своей тиранией и несправедливостью по отношению к подданным . В отличие от него, Халид правил весьма успешно и запомнился жителям не только как грамотный администратор, но и как умелый воин. В 765—769 годах он покончил с княжеством Демавенда и захватил крепость поблизости от города. Кроме этого он заключил договор с представителем местной династии Каренвандов , позволив ему мирно править нагорьем, основал город, названный именем халифа (при этом Халид является одним из двух людей, которым приписывают возведение городов во времена халифа аль-Мансура, вторым является сам халиф ), и пользовался симпатией местных жителей . Последние после победы, по сообщению Ибн аль-Факиха, наносили на свои щиты изображения с Халидом и его осадными машинами , одну из которых, согласно ат-Табари, он придумал и возвёл самостоятельно . Помимо этого ему приписывается несколько построек в Багдаде . Он развивал экономику и построил немало общественных зданий , однако его успехи сошли на нет, когда Халид покинул регион, поскольку из Бавандидов разрушил основанные им поселения и на некоторое время пресёк дальнейшее распространение ислама в провинции .

«Мансур приходит на поклон к Яхье аль-Бармаки» Иллюстрация к «Ахбар-и Бармакиян», созданная в Индии Великих Моголов около 1595—1600 гг.

В 775 году, незадолго до смерти аль-Мансура, Халид по неизвестной причине впал в немилость и был вынужден в кратчайшие сроки выплатить крупный штраф в размере трёх миллионов (или 2 миллионов 700 тысяч ) дирхамов . Его спасла только сеть друзей при дворе, которых посетил его сын Яхья, и, собрав деньги, тайно переслал отцу необходимую сумму . Но после курдских восстаний в Мосуле халиф помиловал Халида и назначил его алимом (мэром) данного города , а Яхья получил должность вали Азербайджана . Возвращение Халида в расположение, вероятно, было результатом быстрого роста состояния Яхьи, который к тому времени был одной из центральных и наиболее могущественных фигур в правительстве Аббасидов .

Когда аль-Махди унаследовал престол, он вновь поставил Халида вали Фарса , где последний отличился перераспределением земельного налога и отменой обременительного налога на сады . Тогда же халиф пожаловал Ибн Бармаку в качестве личной вотчины район Шаммасия в Восточном Багдаде . Халид и Яхья стали настоящими фаворитами аль-Махди . Бармакиды построили свои дворцы, а местному рынку дали имя Халида . Около 778 года халиф назначил Яхью наставником принца Харуна ар-Рашида . До этого внук Халида, аль-Фадль ибн Яхья , стал молочным братом будущего халифа . В 780 году Халид и Яхья отличились при осаде византийской крепости Самалу , экспедицию на которую возглавлял Харун под покровительством Яхьи . Вскоре после этого, в 781/82 году, Халид скончался в возрасте около 75 лет .

Перестройка и проектирование Багдада

Находясь в Багдаде, Халид принимал участие в планировании его перестройки. Подробности его деятельности неизвестны, но получившийся проект был простым, чем крайне впечатлял. Существует несколько версий того, как именно был придуман этот план. Две из них говорят о том, что его автором (или одним из авторов) является именно Халид. Обе версии называет арабская историческая традиция, опирающаяся на ат-Табари. Согласно первой из них, когда аль-Мансур отправился в Мерв на встречу с Халидом, он был настолько впечатлён величественностью его цитадели , чьи могучие стены представляли собой идеально очерченный круг, что решил перепланировать Багдад по его образу и подобию. Согласно другой, план города проектировщики придумали по аналогии с буддиским центром династии Бармакидов в Балхе. Монастырь Мавбахар тоже был построен в форме круга. Архитектура обоих городов является продолжением . Так или иначе, происхождение Багдада, вероятно, напрямую связано с Центральной Азией и Бармакидами .

Оценки и наследие

Многие арабские историки положительно отзывались об основателе династии. Аль-Масуди восхвалял «глубокую мудрость, энергию, знания, могущество» Халида. Персидский историк Шараф ад-дин Язди называл его « великодушным , верным слову, благочестивым, человечным, непоколебимым и искусным». Халид ибн Бармак был мудр и отлично образован, особенно в вопросах медицины . Филолог и историк Кевин ван Бладел посчитали его одной из самых могущественных фигур в раннем аббасидском дворе . С их оценкой согласна исламовед Набия Эбботт , которая помимо этого назвала его способным и трудолюбивым человеком . По словам аль-Масуди, Халид и вовсе был одним из самых могущественных правителей в истории, с которым не сравнился ни один из его потомков (он же был самым длительным правителем в истории Табаристана, правившим от 4 до 7 лет , в то время как остальные наместники не задерживались более чем на два года) . Согласно анонимной хронике династии Аббасидов, « », Халид был одним из самых славных полководцев армии, а его слава началась с его удачной деятельности в Табаристане ещё в годы Аббасидской революции . В то же время он не был «правой рукой халифа», в особенности на ранних этапах, уступая таким крупным фигурам ранней аббасидской гражданской администрации как Абдул-Малик ибн Хумейд аль-Бахили и .

По словам историка XIII века Ибн Исфандийара , когда Вандад уходил из Амула, один из местных жителей воскликнул «Хвала Богу, что мы избавлены от твоей тирании!». Халид велел привести его к себе и отрубил голову за непочтительное отношение к гостю

Основанная Халидом династия Бармакидов стала одной из наиболее могущественных в халифате. К моменту низложения династии её власть была почти безгранична. Она обладала беспрецедентным для всего Востока могуществом, и вся эпоха их правления обросла легендами . Многие из её представителей занимали высокие посты при халифах, способствуя иранизации правительства . Это была самая богатая семья Багдада на протяжении многих лет. Бармакиды были как наместниками, так и визирями вплоть до своего так до конца и не изученного низложения в 803 году . В ходе их правления арабы стали менее привилегированной общностью, чем были ранее, началась персианизация страны, а в войско были приняты наёмники родом из Хорасана

Примечания

  1. , pp. 93—94.
  2. , p. 147; , с. 80.
  3. , с. 669; , с. 79.
  4. , p. 148.
  5. , с. 79.
  6. , p. 45.
  7. , с. 78—80.
  8. , с. 669; .
  9. , p. 47.
  10. , с. 669.
  11. , p. 46; , с. 80.
  12. , с. 669; ; , p. 38.
  13. , с. 669; , с. 32, комм. b.
  14. , с. 32.
  15. , с. 80.
  16. , с. 670.
  17. , с. 81; , pp. 69—70.
  18. .
  19. , с. 81; , pp. 70—73.
  20. , p. 271.
  21. , pp. 806—807.
  22. , с. 670; .
  23. , p. 176.
  24. , p. 806.
  25. , p. 597.
  26. , с. 81; ; , p. 806.
  27. , p. 272.
  28. ; , с. 81.
  29. , pp. 271—272.
  30. , p. 174.
  31. , с. 36.
  32. ; , p. 45.
  33. .
  34. , p. 69.
  35. , pp. 272—273.
  36. , с. 671.
  37. ; , p. 273.
  38. , с. 670; ; , p. 69.
  39. , с. 670—671.
  40. , с. 670; ; , p. 176.
  41. , с. 40.
  42. , p. 1033.
  43. , p. 1033; , pp. 38—39; , p. 39.
  44. , с. 60.
  45. , p. 124.
  46. , p. 108.
  47. , pp. 105—106; , p. 124.
  48. , с. 671; , p. 202.
  49. , p. 147.
  50. , p. 1033; , p. 202.
  51. , p. 202.
  52. , p. 1033; , pp. 39—40.
  53. , с. 33; , p. 41.
  54. , pp. 1033—1034.
  55. , p. 64.
  56. ; , pp. 200—201.
  57. , с. 45; , p. 1033.
  58. , p. 1034; , с. 671.
  59. , p. 1034.
  60. , p. 1034; .
  61. , pp. 146—150.
  62. , с. 33.
  63. , pp. 146—147; , p. 45.
  64. , p. 5.
  65. , с. 33; , с. 671.
  66. , p. 273.
  67. , p. 130.
  68. , с. 32—33.
  69. ; , pp. 1034—1036; , с. 671—674; ; , pp. 176—177.
  70. , 8:3. Первый цикл эпохи Аббасидов, с. 312.

Источники и литература

Первичные источники

  • Ibn Isfandiyar Muhammad ibn al-Hasan. . / translated from Persian and ed. by Edward G. Browne . — Leiden: E.J. Brill, 1905. — XIV, 356 p. — ( Memorial Series, vol. II).
  • Ibn Khallikān. (англ.) = أبو أيوب سليمان بن وهب // Ibn Khallikan's Biographical Dictionary (англ.) = Kitāb Wafayāt Al-aʿyān (ар.) / translated from Arabic and ed. by . — L. : Oriental Translation Fund of Great Britain and Ireland , 1842. — Vol. 1 . — P. 596—600 .

Литература

Источник —

Same as Халид ибн Бармак