Interested Article - Шемси Ахмед-паша
- 2021-09-06
- 1
Кизилахмедли́ Ахме́д-паша́ ( тур. KizilAhmedli Ahmed Paşa , более известный как Шемси́ Ахме́д-паша́ ( тур. Şemsi Ahmed Paşa ); Болу , вилайет Кастамону — 5 марта 1580, Стамбул) — представитель семьи, правившей бейликом Джандарогуллары и неоднократно заключавшей династические союзы с османами. Помимо родства с султанами, Ахмед-паша претендовал на происхождение от Халида ибн Валида , сподвижника Мухаммеда . Он был видным османским государственным деятелем, занимая посты казначея, визиря, бейлербея Анатолии и бейлербея Румелии . Ахмед-паша был доверенным лицом Сулеймана I , он принимал участие в персидской экспедиции с Рустемом-пашой (1553) и Нахичеванской кампании (1554), сопровождал Сулеймана в последнем походе в Сигетвар . Ахмед-паша был фаворитом и компаньоном Селима II , а Мурад III настолько доверял Ахмеду, что через него шли все петиции на имя султана. Шемси-паша славился остроумием и находчивостью, он был известен своим шуточным утверждением, что научил османов брать взятки . Его перу принадлежит история османов в стихах, стихотворное переложение двух богословских трудов . Прозвище Шемси́ (солнечный) он получил по своему литературному псевдониму .
Происхождение
Шемси Ахмед-паша (Кизилахметли) родился в Болу в знатной семье. Его отец происходил из семьи, правившей с 1292 по 1460/1461 год бейликом Джандарогуллары . Земли, принадлежавшие или подконтрольные бейлику, граничили с бейликом Османогуллары , и поэтому представители Джандарогуларов неоднократно заключали браки с представителями династии Османов, начиная с Мурада I . По отцу дедом Ахмеда (по другой версии — прадедом ) был последний правитель бейлика Кизил Ахмед-бей Исфендияроглу , сын дочери Мехмеда I Сельчук-хатун (ум. 25 октября 1485) .
Согласно последним данным, отцом Шемси был Мирза Мехмед-паша, сын Кизил Ахмед-бея Исфендияроглу . Мирза Мехмед-паша был женат дважды: первой его женой была дочь Баязида II Фатьма-султан, которую иногда и называют матерью Шемси-паши. После смерти первой жены Мирза женился на её племяннице Сахнисе, дочери шехзаде Абдуллаха, для которой это был тоже второй брак . Достоверно неизвестно, какая из жён Мехмеда-паши была матерью Ахмеда, однако историки склоняются к тому, что ею была Сахниса-султан .
Ранее высказывались иные версии о происхождении Ахмеда-паши. Так, дочь Баязида II и Мирзу-пашу называли бабушкой и дедом по отцу Шемси Ахмеда-паши, а матерью паши, согласно этой версии, была безымянная «няня Селима II». Венецианский посол Гардзони доносил в 1573 году: «[Селим II] проводит большую часть своего времени за игрой в шахматы с матерью Ахмеда-паши, пожилой женщиной, которая была ранее его няней, и увлечённый остротами, которые она привыкла говорить ему…» Лесли Пирс писала: «Селим и его няня имели и другие связи: она была замужем за сыном одной из дочерей Баязида II, и её сын, Ахмед-паша, был доверенным лицом султана» .
Легенда о происхождении от Халида ибн Валида
Представители семьи претендовали на происхождение от Халида ибн Валида . Свидетельство этому сохранились у Печеви : «Он [КизилАхмедли Мустафа-паша] утверждал, что происходил из рода Халида ибн Валида» . Сам Шемси-паша написал это в Vikaye Tercümesi , где указал такую цепочку: «Халид ибн ал-Валид — Нуреддин — Шемседдин — Якуб — Али — Байезид Вели — Исфендияр — Ибрагим — Кизил Ахмед — Мохамед Мирза — Шамси Ахмед-паша», и написал о том, что он — девятое поколение от Халида . Многие историки соглашались с этой версией. Хаммер-Пургшталь, например, писал: «Шемси-паша, последний отпрыск семьи Кизил Ахмедли… который вёл свою родословную к Халиду Бен-Валиду, генералу халифа Османа» . Однако современные турецкие исследователи сомневаются в том, что Шемси-паша происходит от Халида (по крайней мере, по прямой мужской линии). полагает, что и Печеви выражал сомнения в этой связи . Учитывая, что Шемси-паша родился в 1492 году, а Халид ибн ал-Валид умер в 642 году, турецкие учёные посчитали средний возраст для рождения наследника в цепочке из девяти звеньев, который составил бы 96 лет . Кроме того, считается, что мужская линия потомства Халида бин ал-Валида оборвалась на его внуке .
Семья
Братьями Ахмеда, согласно различным источникам, были:
- Кизилахметли Мустафа-паша — источники называют его полнородным братом Шемси Ахмеда-паши .
- Муса-паша — бейлербей Эрзурума, погибший на Кавказе в 1544 году .
- Дамад Султанзаде Мехмед-бей — сын Мирзы-паши от Фатьмы-султан. Был женат на дочери Селима I Гевхерхан-султан. Служил санджакбеем Карачи в 1514 году и погиб в Чалдыранской битве .
Ни один источник не указывает ни одного имени жён или наложниц Шемси-паши, неизвестно даже их количество. Однако Озтуна называет его «Дамад» , и это означает, что его женой была дочь или внучка султана . Достоверно известно о трёх детях Ахмеда :
- Фахринисса-хатун.
- Махмуд-бей (ум. 1602) — бейлербей Шехризора в 1578 году , бейлербей Кипра, губернатор Болу (в 1591/92) и Кастамону. Воевал под Устургоном (Венгрия). Погиб на посту бейлербея Нахичевани .
- Мустафа-бей.
Псевдоним
Ахмед-паша, в отличие от брата и отца, известен более по своему литературному псевдониму, чем по семейному названию (КизилАхмедли, Исфендияроглу, Джандароглу). В контексте истории династии и бейлика псевдоним Шемси может быть не случаен. Так, помимо него известен ещё один Шемси-паша из Болу: «Описание Болу. Место это в эпоху Османджика (1258—1326) было захвачено бахадыром по имени Сункур-бай Шемси и пожаловано ему в качестве оджаклыка . И теперь его потомство не перевелось, их называют детьми Шемси-паши» . Также, основателя династии Джандаридов, предка Ахмеда-паши, правившего в 1292—1301 годах, звали Тимур Джандар Шамс ад-дин или Йаман бен Джандар Шамс ад-Дин. Кроме того, неизвестно, являются ли Сункур-бай Шемси и Йаман бен Джандар Шамс ад-Дин разными лицами, жившими одновременно в Болу, или же это два имени одного человека.
Карьера
Ахмед обучался в Эндеруне и после выхода из Эндеруна занимал различные посты. О первых годах его службы данные не точны, известно только, что он был на службе ещё у Селима Явуза , занимая посты авджи , авджибаши , бёлюк-аги и мютаферрика . Согласно записям, в июле 1534 года и в мае 1537 года он занимал именно должность мютеферрика .
В 1550/1551 году Ахмед был назначен бейлербеем Дамаска . В 1553 году как ага сипахов , он находился в свите Рустема-паши во время похода на Персию . Печеви сообщает, что Шемси-паша был одним из посланников Рустема-паши к Сулейману, и именно Шемси-паша доставил Сулейману сообщение от Рустема-паши о настрое янычар свергнуть Сулеймана и возвести на трон его старшего сына Мустафу . В одной из своих поэм Шемси-паша записал ответ Сулеймана, который сначала не желал верить в предательство сына: «Да сохранит нас Всевышний, чтобы я дожил до того, чтоб Мустафа-хан покрыл себя подобным бесчестием» . В 1554 году Шемси был назначен бейлербеем Анатолии и сопровождал Сулеймана I в походе на Нахичевань , а через 10 лет, в 1564 году, он стал бейлербеем Румелии . В 1565 году Шемси Ахмед-паша, доверенное лицо Сулеймана в походе к Софии , узнал о бесславном возвращении своего брата Mустафы из Мальтийской экспедиции . В этом походе в свите Ахмеда в качестве чтеца Корана был будущий историк , со слов которого мы знаем о большинстве событий того времени . В 1566 году Ахмед вместе с братом Мустафой находился в свите Сулеймана во время его последнего похода и осады Сигетвара , а после падения Сигетвара Шемси был отправлен в сопровождении брата Мустафы к крепости Бобовац .
В 1569 году Шемси Ахмед-паша ушёл в отставку, оставаясь в фаворе у султанов Селима II и Мурада III. Вместе с братом он состоял в оппозиции как Соколлу Мехмеду-паше , так и Лала Мустафе-паше .
В 1580 году Шемси Ахмед-паша умер из-за болезни мочевого пузыря и был похоронен в собственной мечети . Судя по названию тюрбе (Тюрбе Хаджи Ахмеда), Шемси-паша совершил хадж .
Личность
Благодаря близкому родству с династией Османов, приятному обхождению и поэтическим способностям Шемси-паша был доверенным лицом Сулеймана I и фаворитом Селима II и Мурада III. Хаммер-Пургшталь писал, что любимцами Мурада III были четверо придворных, среди которых известный поэт того времени Шемси-паша .
«Ястреб петиций»
Соколлу неоднократно пытался возбудить расследование против Шемси-паши, который был назначен Мурадом на должность второго дефтердара (а потом и первого), однако Мурад пресекал все попытки очернить фаворита . Влияние Шемси-паши было таким, что через него шли все обращения и просьбы к Мураду III. Шемси-паша сам называл себя в шутку «Ястребом петиций» («Arzıhâl Şahini») .
Гелиболулу Мустафа Али приводит в Künhü'l ahbar (Ali Tarihi) историю, которую пересказал Хаммер-Пургшталь :
Али был в кабинете фаворита, когда тот вернулся из апартаментов султана и сказал радостно своему помощнику:
- — Наконец-то я отомстил за династию Кизилахмедли династии Османов. И, если они погубили нас, то я просто подготовил их падение.
- — Как это так? — спросил помощник сумрачно.
- — Я уговорил султана продать свои милости; приманка была велика: сорок тысяч дукатов; сегодня султан дал пример коррупции, а потом коррупция развалит империю.
Али заметил:
- — Ваше Превосходительство является достойным потомком своего славного предка Халед Бен Валида, который, как учит нас история, дал камергеру халифа Османа две золотые монеты, чтобы быть введенным к хозяину до своего противника, и был, таким образом, первым, кто использовал коррупцию.
Шемси-паша ответил:
- — Вы много знаете, Али.
Иногда этот эпизод (или анекдот ) приводят с интерпретацией «Шемси-паша научил османов брать взятки», «Шемси-паша приписывал себе то, что он первым научил османов брать взятки» .
«Чалдыран»
В начале 1567 года приехал посол шаха Тахмаспа , «доверенный и видный сановник шаха» Шах-Кули , став первым после интронизации Селима персидским посланником, который привёз богатые дары, среди которых было личное оружие его казнённого мятежного брата Баязида . Селим хотел поразить Шах-Кули, поэтому встреча (16 февраля) была обставлена с большой торжественностью и «помпой». Вдоль всего пути следования процессии стояли нарядно одетые янычары, европейские посланники, вельможи. Поскольку Шах-Кули славился умом, образованностью и острословием, то Селим поручил сопровождать посланника Шемси Ахмеду-паше, не желая хоть в чём-то уступить персу. Два коротких обмена репликами из их диалога приводит Хаммер :
Увидев, на въезде в город, войска безвкусное разряженные в золото, серебро и разные цвета, Шах-Кули сказал Шемси-паше:
— Это настоящие свадебные подружки.
— Действительно, — ответил Шемси-паша, — они же искали в Чалдыране невест .
Проходя перед европейскими послами, Шах-Кули заметил, что они снимают шляпы, и спросил, что это значит.
Шемси сказал: «они символически показали, что готовы положить свои головы к ногам султана».
— Hammer-Purgstall J
Наследие
Благотворительность
Документы фонда Шемси Ахмеда-паши и свидетельства современников сообщают о значительных благотворительных расходах . «Все это плоды благотворительности Шемси-паши» — неоднократно повторяет Эвлия Челеби :
- Мечеть Шемси-паши — комплекс мечети, ставший одной из последних работ мимара Синана .
- Баня («Из бань славится баня Шемси-паши» ), семь караван-сараев, бедестан и семь источников в Болу.
- Соборная мечеть и два караван-сарая в Дюзджепазары в нахия Болу.
- Гостиница в Гереде.
- Медресе в Дамаске.
Литературное наследие
Писал стихи на персидском, арабском и османском языках . Известные диваны : İtikadname ve Tercüme-i Sürüt-i salat, Tercümetü'l-Vikayye li Şemsi Paşa .
Им написан стихотворный исторический труд Şehname-i Sultan Murad (Tarih-i Dilara) , в котором он изложил события Османской истории до убийства Соколлу Мехмеда-паши .
В коллекции исламского искусства музея Уолтерса в Балтиморе хранится Манускрипт w.665 — собранные в одном копии двух трудов Шемси-паши: Tercümet ül-Vikaye и I’tikadiyat . Точно датировать его невозможно, однако по одобрительной пометке Эбуссууда-эфенди (1490—1574) можно отнести её к периоду не позднее 1574 года . Tercümet ül-Vikaye представляет собой стихотворное переложение известного сборника законов Ханифа , известного как Wiqāyat al-riwāya («Гарантии при передаче прав») Махмуд ибн Садр аль-Шариа аль-Махбуби, работавшего в XIV веке над I’tikadiyat — «Вероучение» .
Комментарии
- Шемси Ахмед-паша. Деталь миниатюры со страницы рукописи Ашикпашазаде (Ашик паша-оглу) Meşairu's suarа, хранящейся в Национальной библиотеке манускриптов манускрипт номер 772, страница 658.
- От Шамс (араб. شمس ) — «солнце».
- Различные представители семейства называли себя Чандароглу, Кандароглу, Джандарлы, Исфендияроглу (по имени самого выдающегося представителя Исфендияра Мубаоиз ад-дина). Некоторые потомки Кизил Ахмеда назывались Кизилахметли.
- Его правление продолжалось только три месяца, потом бейлик подчинился Османам.
- Помимо Сельчук-хатун ещё две дочери Мехмеда I стали жёнами представителей семьи Джандарлы .
- На самом деле сомнения вызывает переход от Халида ад-дина к Шемседдину, потому что от Шемседдина (это Тимур бен Джандар Шамс ад-дин) до Шемси-паши документально подтверждены все переходы .
- Нигде не указано имя матери этого сына Мирзы-паши, однако это не Фатьма-султан и не Сахниса-султан.
- Также, возможно, сыном Шемси был Ахмед-паша. О нём упоминает Эвлия Челеби в описании Амасьи : «В крепости самыми известными являются дворец султана Баезида, дворец сына Шемси-паши — Ахмед-паши, дворец Ходжи Ахмед-паши, дворец Гельдик Канлы Али-паши» . В реестре казначейства за 1647 год есть запись: «Шемси Паша Заде Ахмед-паша: сын Шемси-паши» . Или же в это же время жил ещё один Шемси-паша, что не исключено, поскольку у Сюрейи мы находим: "Айдынский Шемси-паша" и "Шемси-эфенди" .
- «Маленький Осман» — так иногда называли Османа I . Первым был ибн Баттута .
- Оджаклык — династийное семейно-родовое владение с налоговым, административным и судебным иммунитетами на условии несения военной службы .
- Авджи (охотники) — привилегированное подразделение янычар. Они обеспечивали удачную охоту султанам и редко принимали участие в военных действиях . Кроме того, в обязанности авджи входило обучение янычаров стрельбе .
- Бёлюк — подразделение войска сипахиев-кавалеристов, белюк-ага его командир .
- Мютеферрика — привилегированная категория придворной гвардии султана, получавшая жалованье из казны. Мютеферрика получали образование и воспитание в специальной школе Эндеруна, в которую по индивидуальному отбору зачислялись сыновья высшей знати .
- Он уже не в первый раз был послом, в 1555 году он приезжал от шаха к Сулейману с просьбой о перемирии .
- В Чалдыранской битве османы на голову разбили персидскую армию.
- В библиотеке Ватикана хранится кодекс Vaticana Barberiniani Orient No. 112 .
Примечания
- ↑ , Table XLIV.
- ↑ , pp. 527—529.
- ↑ , Tables XXV, XXVI, XXVIII.
- ↑ , p. 1583.
- ↑ , p. 131.
- ↑ , pp. 401—402.
- ↑ , p. 210.
- ↑ , p. 99.
- , «Визирь Мустафа-паша».
- ↑ , p. 7.
- ↑ , p. 4.
- , p. 146.
- , Chapter 37, p. 4.
- , pp. 403—404.
- , p. 1123.
- Это может быть как реальным фактом, так и результатом путаницы между Ахмедами: Шемси Ахмеда-пашу многие путают с Семиз Ахмедом-пашой
- ↑ , с. 50.
- , p. 118.
- , p. 475.
- , p. 1111.
- , p. 922.
- , с. 3.
- , с. 119.
- ↑ , p. 44.
- ↑ .
- .
- .
- .
- , pp. 83, 307.
- , p. 300, 1Cild.
- , p. 112.
- , p. 268.
- , p. 57.
- , p. 529.
- .
- , pp. 5, 6.
- , pp. 7—8.
- , с. 679.
- .
- ↑ .
- ↑ , «Прибытие посла заблудшего шаха с просьбой о перемирии».
- , p. 321—322.
- , pp. 225—226.
- ↑ [[#CITEREF|]].
- ↑ , p. 45.
- .
- ↑ .
- .
- .
- ↑ .
Литература и источники
Книги
На русском языке
- Запорожец В. М. . — М. : Военное издательство , 2011. — 297 с.
- Мамедов И. . — Litres , 2017. — 320 с. — ISBN 0-19-597714-9 .
- Мейер М. С. . — М. : Наука . Главная редакция восточной литературы , 1991. — 119 с.
- Рахманалиев Р. . — Рипол классик , 2009. — 320 с. — ISBN 978-5-386-00847-5 .
- Эвлия Ч. .
На других языках
- Afyoncu Erhan. : Islamansiklopedisi. — 2010. — Vol. 38. — P. 527—529. (тур.)
- Akram Agha Ibrahim. . — An. : Oxford University Press , 2004. — 318 p. — ISBN 0-19-597714-9 . (англ.)
- Alberi E. . — Firenze Clio, 1840. — 508 p. (итал.)
- Peçevi İ. . — İs. , 1866. — 532 S. (тур.)
- Alderson Anthony Dolphin. . — Oxf. : Clarendon Press , 1956. — 186 p. (англ.)
- Hammer-Purgstall J., Hellert J.-J. . — P. : Bellizard Barthès, Dufour & Lowell, 1836. — Vol. 6. — 439 p. (фр.)
- Hammer J. Büyük Osmanlı Tarihi (10 Cilt). — Üçdal Neşriyat, 2013. — Vol. 7. — S. 7—8. — ISBN 9789752904712 . (тур.)
- Özcan A. . — 2002. — Vol. Islamansiklopedisi , 25 Cilt. — S. 543. (тур.)
- Öztuna Y. . — Babıali Kültür Yayıncılığı, 2006. — 260 S. (тур.)
- Peirce L. P. . — Oxf. : Oxford University Press, 1993. — 374 p. — ISBN 9780195086775 . (англ.)
- Süreyya M. . — İs. , 1996. — Vol. 2. — 350 p. (тур.)
- Süreyya M. . — İs. , 1996. — Vol. 3. — 350 p. (тур.)
- Süreyya M. . — İs. , 1996. — Vol. 4. — 350 p. (тур.)
- Süreyya M. . — İs. , 1996. — Vol. 5. — 349 p. (тур.)
- Şemsı̂ Paşa. . — Harvard University Press , 2003. (тур.)
- Uzunçarşılı İsmail Hakkı. . — An. : Türk Tarih Kurumu , 1988. — 3112 S. (тур.)
- Yücel, Yaşar. . — 1993. — Vol. Islamansiklopedisi, 7 Cilt. — S. 146—149. (тур.)
Статьи
Ссылки
- Печеви И. Э. . Древняя литература . Дата обращения: 23 мая 2017. 31 мая 2017 года.
- Печеви И. Э. . Восточная литература . Дата обращения: 23 мая 2017. 30 апреля 2017 года.
- . Глава 2 . Восточная литература . Дата обращения: 23 мая 2017. 5 февраля 2018 года.
- . Глава 9 . Восточная литература . Дата обращения: 23 мая 2017. 9 июня 2017 года.
- . Восточная литература . Дата обращения: 23 мая 2017. 6 июня 2017 года.
- . Восточная литература . Дата обращения: 24 мая 2017. 7 декабря 2016 года.
- . Музей Уолтерс. Дата обращения: 23 мая 2017. 27 мая 2017 года.
- (англ.) . Музей Уолтерс. Дата обращения: 23 мая 2017. 17 января 2018 года.
- (англ.) . Музей Уолтерс. Дата обращения: 23 мая 2017. 25 апреля 2017 года.
- (тур.) . Defterdar Dijital . İstanbul Defterdarlığı. Дата обращения: 23 мая 2017. Архивировано из 24 февраля 2017 года.
- (тур.) . 4 мая 2017 года.
- 2021-09-06
- 1