Interested Article - Альбинский, Иван Иванович

Ива́н ( Иоа́нн ) Ива́нович Альби́нский ( 27 января ( 8 февраля ) 1863 , село Иломантси , Куопиоская губерния , Великое княжество Финляндское 21 сентября 1935 , Ленинград ) — священник Русской православной церкви , а с 1922 года — деятель обновленчества в сане архиепископа .

Получил известность, главным образом, своим участием в обновленческом расколе , вскоре после начала которого был рукоположён во епископа , став вторым рукоположённым в обновленчестве архиереем, и одновременно включён в состав обновленческого . До декабря 1922 года служил викарием Московской обновленческой епархии, в декабре 1922 — сентябре 1923 года возглавлял Нижегородскую обновленческую епархию, а в сентябре — декабре 1923 года — . Уйдя на покой, поселился в Петрограде и время от времени служил в храмах, принадлежащих « Живой церкви ».

Биография

Родился 27 января 1863 года в селе Иломантси Куопиоской губернии Великого княжества Финляндского в Российской империи в семье священника Иоанна Феодоровича Альбинского, настоятеля в Иломантси .

В 1885 году Альбинский окончил Олонецкую духовную семинарию по I разряду . 16 апреля 1886 года он стал псаломщиком в Смоленской церкви Санкт-Петербурга .

Священник

14 ноября 1890 года Альбинский был рукоположён в сан священника и назначен настоятелем церкви великомученика Георгия Победоносца в селе Перечицы Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии . Одновременно, с 26 ноября того же года, он был законоучителем Перечицкой земской школы в Перечицах и Долговской земской школы в деревне Долговка ; кроме того, с 20 ноября 1891 года Альбинский был заведующим и законоучителем церковно-приходской школы в деревне Пёлково .

28 августа 1893 года Альбинский был переведён на должность настоятеля церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на мызе Ропша Петергофского уезда , однако 13 сентября того же года переведён обратно к Георгиевской церкви села Перечинцы до окончания строительства храма. 8 ноября 1894 года он был награждён набедренником .

16 ноября 1894 года Альбинский снова стал настоятелем Благовещенской церкви на мызе Ропша . С того же года по 13 августа 1903 года он был законоучителем Ропшинской удельной школы и Кипенской , Глядинской и Липецкой земских школ. С 1 декабря 1899 по 13 марта 1906 года служил также заведующим и законоучителем церковно-приходской школы в деревне Глухово .

1 марта 1896 года Альбинский награждён бархатной фиолетовой скуфьёй . 9 апреля 1899 года он был награждён камилавкой и золотыми часами из Кабинета Его Императорского Величества .

7 марта 1906 года Альбинский освобождён от служения в Ропше и назначен первым настоятелем домового храма во имя святителя Николая Чудотворца при Убежище престарелых сценических деятелей в память Императора Александра III на Петровском острове Санкт-Петербурга . Служил в храме до 1919 года . Кроме того, с 14 декабря 1906 года 24 декабря 1910 года он был законоучителем 9-го, 10-го, 17-го мужских и 7-го, 9-го женских нарвских городских училищ. 30 марта 1910 года награждён саном протоиерея .

Матфиевская церковь в Санкт-Петербурге. Фото 1914 года

С 22 декабря 1910 года Альбинский был клириком храма апостола Матфия в Санкт-Петербурге (с 1914 года — Петроград) . Будучи клириком Матфиевской церкви, подружился со священником Владимиром Красницким , служившим в находившемся поблизости Князь-Владимирском соборе . В апреле 1918 года Альбинский стал настоятелем Матфиевской церкви. Овдовел .

В 1919 году Альбинский был секретарём общего подотдела юстиции Петроградского горисполкома . Как писал Василий фон Бурман , именно протоиерей Иоанн Альбинский и священник Владимир Красницкий первыми среди петроградского духовенства, «поняв, что о восстановлении прежнего „доброго старого времени“ не приходится и думать, круто повернули в сторону революции, объявляя себя друзьями народа и чуть ли не коммунистами». Альбинский при этом «действовал осторожно и оглядываясь», а Красницкий — «более открыто». «В 1919 году, по случаю наступления на Петроград Юденича , разнёсся слух, что всё духовенство будет отправлено в концентрационные лагери. Умеренная партия большевиков поспешила воспользоваться таким положением и предложила прогрессивному духовенству выразить своё политическое credo по отношению к советской власти. <…> Красницкий и Альбинский <…> сделались тайными эмиссарами большевиков, агитируя за Советскую власть и доказывая, что она не преследует Церкви, а только хочет её отделения от государства и уничтожения в ней контрреволюционных элементов и движений. <…> Но большинство прогрессивного духовенства было тогда ещё против большевиков <…> Альбинский, увидев, что дело не выгорает, наружне утих и сделался снова смиренным лобызателем архиерейских десниц» .

Деятельность в 1922 году

В марте 1922 года Альбинский вступил в основанную будущими идеологами обновленческого раскола «группу прогрессивного духовенства». 24 марта вместе с другими участниками этой группы подписал декларацию о помощи голодающим, напечатанную 25 марта в « Правде » и « Красной газете ». В ней содержалось обращение к церковным людям, призывавшее их к пожертвованию церковных ценностей .

В мае того же года Альбинский примкнул к обновленческому Высшему церковному управлению сразу же после его образования. Тогда же Матфиевская церковь стала собором , а сам Иоанн Альбинский — протопресвитером . Он служил при Матфиевском храме до июня 1922 года , когда Красницкий, бывший одним из организаторов Высшего церковного управления, решил сделать его епископом . Сам Альбинский в книге «Очерки по истории русской церковной смуты» характеризовался авторами как «безвольный, добродушный старичок, находившийся целиком под влиянием Красницкого» .

Хиротонию первоначально планировали провести 29 мая ( 11 июня ) 1922 в храме Христа Спасителя . Совершить её должны были епископ Антонин (Грановский) , епископ Верненский Леонид (Скобеев) и рукоположённый ими 3 июня викарий Московской обновленческой епархии епископ Бронницкий Иоанникий (Чанцев) . Однако там это сделать не удалось — по свидетельству митрополита Михаила (Ермакова) : «Московское духовенство к Новой Власти в громадном большинстве отнеслось отрицательно. <…> Верующее население Москвы в громадной массе тоже против самозванцев» . Как следует из анонимной записки, составленной лицом, близким к патриарху Тихону , «с утра при входе в храм собралась тысячная толпа, негодующая и до такой степени возбуждённая, что, своевременно предупреждённые, епископы не решились явиться в храм» .

Митрополичьи покои Троицкого подворья в Москве

Тем не менее хиротония Альбинского во епископа Подольского, викария Московской обновленческой епархии, всё же состоялась в намеченный день, 11 июня, но в другом месте — в небольшой Сергиевской домовой церкви Троицкого патриаршего подворья в Москве. Хиротонию совершили епископ Леонид (Скобеев) и епископ Иоанникий (Чанцев) . При этом, в отличие от Иоанникия (Чанцева), Альбинский не был пострижен даже в рясофор , став первым «белым» епископом , то есть не принимавшим монашества — первым епископом в «собственном смысле своим» для ВЦУ, руководимого Красницким . В тот же день введён в состав обновленческого Высшего церковного управления .

Николай Безпалов, секретный сотрудник ГПУ , сумевший выбраться за границу и там опубликовать неизвестные подробности работы ГПУ на Троицком подворье, где после ареста патриарха Тихона первый этаж отдали под общежитие сотрудников ГПУ, а на втором расположилось обновленческое Высшее церковное управление, писал: «Начались „обеды“, кончавшиеся грандиозными выпивками. Одна такая пирушка, имевшая целью вспрыснуть посвящение в епископы петроградского священника некого отца Ивана [Альбинского], затянулась на всю ночь и закончилась дракой между собутыльниками. Только утром измятые и взъерошенные „священнослужители“ расходились по домам под хихиканье чекистских жильцов подворья. В тот же день разыгрался скандал. У вновь посвященного епископа отца Ивана обнаружилась кража крупной суммы денег. В краже был уличён один из вождей — епископ Леонид [Скобеев]. Дело едва не дошло до московского уголовного розыска , но было потушено Красницким» .

6 июля 1922 года Альбинский подписал «Ходатайство группы духовенства — „Живой церкви“ о помиловании приговорённых к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих », авторы которого, «преклоняясь перед судом рабоче-крестьянской власти», ходатайствовали перед Петрогубисполкомом «о смягчении участи всех церковников, осуждённых высшей мерой наказания, в особенности: Чельцова , Казанского , Елачича , Плотникова , Чукова , , Бычкова и Шеина » .

«Протопресвитер» Владимир Красницкий на I обновленческом Соборе. 1923 год

Как отмечается в «Очерках по истории русской церковной смуты», Иоанн Альбинский «был образцовым в глазах Красницкого епископом. Благочестивый, кроткий старичок, о. Иоанн ни разу не проявил ни малейшего признака самостоятельности — и даже его речи в храме обычно начинались словами: „Достопочтенный о. протопресвитер Владимир Дмитриевич!“, а затем следовал льстивый панегирик Красницкому. Владимир Дмитриевич отвечал обычно в снисходительно-почтительном тоне: „Я с удовольствием приветствую в вашем лице первого белого епископа“, — подчёркивал он неоднократно» . Во многом такое отношение объясняется положением, которое в то время занимал Красницкий в обновленчестве. Фактически Красницкий летом 1922 года подчинил себе ВЦУ, назначив туда верных себе людей, в том числе и Альбинского , и отстранив неугодных. Единственным членом ВЦУ, кто сохранял независимую от Красницкого позицию, был митрополит Антонин (Грановский) .

Однако недовольство Красницким даже в обновленческой среде стремительно нарастало . Лидером недовольных стал митрополит Антонин. На состоявшемся 6—17 августа 1922 года в Москве Всероссийском съезде «Живой церкви» произошёл открытый разрыв между сторонниками Красницкого и Антонина. Считая «Живую церковь» «поповским профсоюзом, желающим только жён, наград и денег», последний 24 августа организовал и возглавил «Союз церковного возрождения» , отказался от должности председателя ВЦУ, а также полученного на данном съезде титула «митрополита Московского», и стал именоваться епископом Крутицким . ВЦУ, в котором главенствующую роль занимал глава «Живой церкви» Красницкий, в тот же день сместило Антонина с Крутицкой кафедры, назначив на неё Альбинского с возведением в сан архиепископа .

В том же месяце Альбинский был командирован в Новгородскую епархию для насаждения там обновленчества. 21 августа ( 3 сентября ) 1922 он участвовал в хиротонии протоиерея Александра Лебедева, назначенного управляющим Новгородской епархией вместо смещённого ВЦУ митрополита Арсения (Стадницкого) . Наместник Новгородского Юрьева монастыря игумен Сергий (Васильев) писал: «Прибывшие из Москвы с И[оанном] Альбинским члены группы „Живая Церковь“ новгородские священники Немов и Нименский воспользовались случаем и „…путём отчасти угроз, отчасти обещаний принудили почти половину городского духовенства во главе с епископами Серафимом и Александром, присоединиться к названной группе… Обновленцы восторжествовали, но торжество было минутным. Сразу же после хиротонии епископа Александра началось в епархии так называемое автокефальное движение“» .

22 сентября управлявший Московской обновленческой епархией Антонин (Грановский), чей конфликт с Красницким обострился до предела, сделал заявление о выходе из ВЦУ и прекращении евхаристического общения с живоцерковниками. В ответ на это 23 сентября ВЦУ уволило епископа Антонина со всех должностей . Временным управляющим Московской обновленческой епархией вместо него был назначен архиепископ Иоанн Альбинский .

Допустив раскол в рядах обновленчества и оставив без внимания доносы Красницкого, что Антонин (Грановский) «становится знаменем контрреволюции», власти показали, что уже не рассматривают «Живую церковь» как приоритетную обновленческую группировку. Влияние «Живой церкви» и Красницкого начало клониться к закату . Уже в конце августа — сентябре многие члены «Живой церкви» перешли в «Союз церковного возрождения» . Вмешательство Тучкова позволило предотвратить раскол среди обновленцев: Антонин (Грановский) дал согласие вновь возглавить ВЦУ при условии равного представительства в ней всех групп. 17 октября был сформирован новый состав ВЦУ , председателем которой стал Антонин (Грановский), тогда же восстановленный на Московской обновленческой кафедре, с которой, соответственно, был смещён Альбинский , а также назначенный председателем обновленческого Московского епархиального управления и настоятелем храма Христа Спасителя .

22 октября 1922 года несколько бывших деятелей «Живой церкви» во главе с Александром Введенским организовали ещё одно обновленческое объединение, которое получило название « Союз общин древлеапостольской церкви » (СОДАЦ). Однако ни один из епископов, несмотря на все уговоры Введенского, не согласился присоединиться к СОДАЦ. Тогда Введенский обратился в ВЦУ с просьбой «дать им архиерея». После этого Альбинский присоединился к СОДАЦ . По мнению Краснова-Левитина и Шаврова, Красницкий намеренно внедрил Альбинского, своего наиболее преданного сторонника, в СОДАЦ .

В декабре 1922 года Высшее церковное управление назначило Альбинского обновленческим архиепископом Нижегородским и Макарьевским вместо переведённого в Евдокима (Мещерского) . В конце декабря 1922 года он прибыл в Нижний Новгород .

Деятельность в 1923 году

Архиепископ Евдоким (Мещерский)

По прибытии во Владимир Альбинский начал деятельность на новом месте. Тем не менее митрополит Евдоким (Мещерский) сохранял влияние и авторитет в Нижегородской обновленческой епархии и ехать в Одессу не хотел. В «Обращении к пастырям, к миру и к верующим Нижегородской епархии» от имени Епархиального управления под председательством «архиепископа» Иоанна говорилось: «„Высшее Церковное Управление“ указало митрополиту Евдокиму новое место служения: он перемещён на архиерейскую кафедру в г. Одессу. На Нижегородскую же кафедру назначен архиепископ Иоанн. В связи с этим начались и поддерживаются до настоящего времени волнения среди верующих … собираются подписи на ходатайствах об оставлении на кафедре митрополита Евдокима. Последний не отправляется к новому месту служения…» .

Одновременно Альбинский безуспешно пытался подчинить себе «инициативную группу» тихоновцев: 10 января 1923 года он обратился к протоиерею Петру Алмазову с вопросами, не создаёт ли тот автокефальную организацию и не видит ли, что «тихоновщина» — это контрреволюция, на что получил бескомпромиссный ответ: «…В Н[ижнем] Новгороде в настоящее время никакой автокефальной организации не существует. Существует лишь группа православных верующих, ищущих независимости от В. Ц. У. как органа, канонически неправомерного, и „Живой Церкви“, как организации с уклоном в сторону от Православия», а «…обвинение в т. н. „тихоновщине“ и вообще контрреволюционном пути нашей работы опровергается заявлением, поданным за подписью членов инициативной группы в Нижегородский отдел ГПУ, 14 ноября 1922 г. Ни я, ни прочие члены нашего объединения не чувствуем себя виноватыми перед судом Кафолической церкви…» .

В январе 1923 года Альбинский стал членом центрального комитета СОДАЦ и его номинальным главой. В марте того же года он участвовал во Всероссийском съезде СОДАЦ . Как указывалось в «Очерках по истории русской церковной смуты», Альбинский и в СОДАЦ «был такой же бесцветной фигурой, как и в „Живой Церкви“. Вся его „деятельность“ ограничивалась тем, что он подписывал различные документы и служил молебны перед открытием совещаний» .

Не смог новый архиепископ заручиться авторитетом и в Нижегородской обновленческой епархии. Как докладывал протоиерей Владимир Плисс Евдокиму (Мещерскому), «настоящий Нижегородский иерей (Архиепископ Иоанн) не пользуется никаким авторитетом — как представитель партии Древле-апостольской церкви и как не обнаруживший организаторской деятельности и мирян, происходивших под председательством его, прекращено поминовение имени его за богослужением почти во всех церквах» .

Не помогло обращение от 8 марта 1923 года к «Приходским советам г. Н. Новгорода и губернии от Предсоборной комиссии при Нижегородском епархиальном управлении»: «…Высшее Церковное Управление Российской церкви признано единственною канонически законною верховной властью авторитетными представителями иерархии Российской церкви… Явите же по отношению к В. Ц. У. каноническое подчинение окажите ему доверие и содействие в созыве Всероссийского Поместного Собора. Нет канонических оснований и к отделению от епархиального архиерея Нижегородской епархии Архиепископа Иоанна…» .

В апреле — мае 1923 года Альбинский был участником первого обновленческого «Всероссийского Поместного Священного Собора», на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества патриарха Тихона . 6 мая 1923 года в храме Христа Спасителя он участвовал в епископской хиротонии протоиерея Александра Введенского, который стал архиепископом Крутицким .

После преобразования обновленческого ВЦУ в Альбинский не вошёл в состав последнего . В сентябре 1923 года он был назначен архиепископом Владимирским и Шуйским, председателем обновленческого Владимирского епархиального управления, с кафедрой в Успенском соборе Владимира . В декабре того же года ушёл на покой и уехал в Петроград .

На покое

Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище . Современное фото

Оказавшись в Петрограде, Альбинский поддержал «протопресвитера» Владимира Красницкого , рассорившегося с прочими лидерами обновленчества, и перешёл в руководимую Красницким «Живую Церковь», которая к тому времени стремительно теряла своих последователей .

Изредка служил в Князь-Владимирском соборе , получая за это от Красницкого 200 рублей в месяц; прекратил служить там в 1926 году , когда собор отобрали у «Живой церкви» и вскоре передали Патриаршей церкви . После этого стал служить в Церкви Серафима Саровского на Серафимовском кладбище .

Иоанн Альбинский оказался наиболее преданным Красницкому человеком: он не покинул его даже тогда, когда тот, «отовсюду изгнанный, всеми покинутый и забытый, находясь в полной изоляции, заканчивал свой жизненный путь в качестве священника захолустного Серафимовского кладбища на ленинградской окраине, в Новой деревне . В небольшой деревянной церкви этого кладбища по праздничным дням служил старичок-архиепископ, придавая каноническую видимость группе „Живая Церковь“, не находившейся в каноническом общении ни с патриаршим , ни с обновленческим Синодом» .

Незадолго до смерти Альбинский всё же примкнул к обновленческому Синоду в качестве епископа на покое. Краснов-Левитин и Шавров в «Очерках по истории русской церковной смуты» датируют этот переход 1934 годом . Краснов-Левитин в своих мемуарах «Лихие годы» — 1933-м , а петербургский историк Михаил Шкаровский — 1932-м .

Скончался 21 сентября 1935 года в Ленинграде . Похоронен на Смоленском кладбище Ленинграда .

Исследования личности

По-видимому, первым исследователем, заинтересовавшимся биографией Иоанна Альбинского, был митрополит Мануил (Лемешевский) , составивший в 1950-е годы «Каталог русских архиереев-обновленцев», содержавший в том числе биографическую справку об Иоанне Альбинском, которая, однако, была краткой и приблизительной . Однако даже этот биографический материал долгое время не был доступен широкому кругу исследователей, так как труд Лемешевского был впервые опубликован только в 2002 году .

О деятельности Альбинского в 1919 году написал в своём труде «Леонид Фёдоров: Жизнь и деятельность» (1966) католический диакон Василий фон Бурман . Он использовал в качестве источника воспоминания русской католички Юлии Данзас , которая дала уничтожающую и, по мнению Анатолия Краснова-Левитина , не вполне справедливую характеристику Введенскому и другим петроградским живоцерковникам .

Участие Альбинского в обновленческом расколе было достаточно подробно описано в трёхтомном сочинении «Очерки по истории русской церковной смуты» Анатолия Краснова-Левитина и , впервые изданном в Германии в 1977 году. Авторы подробно разбирают историю возникновения обновленческого раскола, дают характеристики его деятелям и попутно делают краткие справки об их судьбах до присоединения к обновленчеству. Биографию Альбинского они, однако, не приводят, а различные упоминания о нём разбросаны по разным местам книги. Авторы подчёркивают его пассивность и зависимость от Красницкого , называя Альбинского «слепым орудием в его руках» , а его роль в обновленчестве — ролью «декоративного царька при полновластном премьере» .

В 2016 году выходит фундаментальный труд современного исследователя обновленчества протоиерея Валерия Лавринова «Обновленческий раскол в портретах его деятелей», где впервые приводится подробная биография Иоанна Альбинского. Кроме того, автор вместе с биографией публикует и фотопортрет Альбинского .

Семья

  • Отец — протоиерей Иван Фёдорович Альбинский (ок. 1832 — ?) , переводчик православных литургических текстов на финский язык
  • Мать — Анна Ивановна Альбинская (урождённая Львова; 13 мая 1834 — после 1883) .
  • Братья и сёстры — Фёдор (ок. 1859 — ?), Татьяна (ок. 1861 — ?), Гавриил (ок. 1865 — после 1895), Александра (ок. 1867 — после 1883), Пётр (ок. 1869 — ?), Павел (ок. 1869 — ?) .
  • Жена — Екатерина Николаевна Альбинская (1864 — ранее 1922) .
  • Сын — Николай (1895 — ?) .

Примечания

  1. , с. 268.
  2. Бовкало А. А . . (16 апреля 2008). Дата обращения: 16 декабря 2018. 13 ноября 2018 года.
  3. Памятная книжка по Санкт-Петербургской епархии / Под ред. Н. М. Кутепова. — С.-Петербург : Типография Отдельного корпуса пограничной стражи, 1889. — Стб. 248.
  4. Бовкало А. А . . (10 июля 2007). Дата обращения: 16 декабря 2018. 13 ноября 2018 года.
  5. Бовкало А. А . . (7 июля 2006). Дата обращения: 16 декабря 2018. 30 ноября 2018 года.
  6. Бовкало А. А. . petergen.com (14 сентября 2006). Дата обращения: 16 декабря 2018. 30 ноября 2018 года.
  7. Александр Кобак , Виктор Антонов . . Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 20 июня 2016. 13 ноября 2018 года.
  8. , с. 109.
  9. Бурман, Василий (Владимир), фон , диакон, OSB. . — Рим: Tipografia poliglotta vaticana, 1966. — С. 434—435. — 834 с. 13 ноября 2018 года.
  10. . . bogoslov.ru (5 ноября 2010). Дата обращения: 5 декабря 2020. 9 июля 2018 года.
  11. Бовкало А. А . . petergen.com (2 ноября 2007). Дата обращения: 16 декабря 2018. 10 ноября 2018 года.
  12. , с. 59.
  13. Свящ. Илья Соловьёв. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XIX : « Ефесянам послание — ». — С. 168—172. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-034-9 .
  14. Сухоруков А. Н. // Вестник ПСТГУ . II: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — Вып. II: 1 (30) . — С. 79—122 . 29 сентября 2015 года.
  15. Иванова Е. В. // Журнал Московской Патриархии . — 2007. — № 11 . — С. 58—95 . 10 ноября 2016 года.
  16. , с. 269.
  17. Чернова Е. Л. // Вестник РГГУ. — 2013. — № 9 (110) . — С. 125 . 16 мая 2018 года.
  18. Безпалов Н. Провокация церковного раскола // Русский голос. — 1924. — 31 августа ( № 1252 ). — С. 2 . ; цит. по: // Вестник ПСТГУ . II: История. История Русской Православной Церкви / Публ., вступит, ст. и коммент. Н. Кривошеевой. — 2006. — 31 августа ( вып. 2 (19) ). — С. 338 . 12 октября 2017 года.
  19. . Проект «Исторические материалы». Дата обращения: 20 июня 2016. 29 сентября 2015 года.
  20. , с. 110.
  21. , с. 143.
  22. , с. 110—111.
  23. , с. 111.
  24. Прот. Владислав Цыпин , игум. Иннокентий (Павлов) . // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 682—684. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  25. , с. 118.
  26. , с. 631.
  27. Митрофанов Георгий, прот. . korolev.msk.ru . Дата обращения: 16 декабря 2018. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  28. , с. 15.
  29. , с. 269, 638.
  30. , с. 14.
  31. , с. 638.
  32. Шкаровский М. В . Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века // Учёные записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. — 2000. — № 6 . — С. 5—50 .
  33. , с. 231.
  34. Медведева А. А. . Центральная городская библиотека г. Нижнего Новгорода. Дата обращения: 20 июня 2016. 31 октября 2016 года.
  35. Архимандрит , Дегтева О. // Журнал Московской Патриархии . — 2007. — № 9 . — С. 38—71 . 4 марта 2016 года.
  36. Деяния II-го Всероссийского Поместного собора Православной церкви : Бюллетени. — М. : Высш. совет Рос. Православной церкви, 1923. — С. 6—7. — 20 с.
  37. , с. 280.
  38. , с. 289.
  39. . . Российский государственный архив кинофотодокументов . Дата обращения: 20 июня 2016. 17 декабря 2018 года.
  40. , с. 395.
  41. Краснов-Левитин А. Э . Лихие годы, 1925—1941 : Воспоминания. — Paris : YMCA-Press , 1977. — С. 151. — 460 с.
  42. Шкаровский М. В . Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917—1945. — СПб. : Лики России, 1995. — С. 99. — 207 с.
  43. Бовкало А. А . . (4 мая 2018). Дата обращения: 16 декабря 2018. 28 декабря 2018 года.
  44. Мануил (Лемешевский) , митр. // «Обновленческий» раскол: материалы для церковно-исторической и канонической характеристики / Сост. И. В. Соловьёв. — М. : Изд-во Крутицкого подворья, 2002. — С. 767—768.
  45. Иерей Мазырин А. В . // Христианское чтение . — 2016. — Вып. 6 . — С. 141—148 . 12 ноября 2018 года.
  46. Краснов-Левитин А. Э . Лихие годы, 1925—1941 : Воспоминания. — Paris : YMCA-Press , 1977. — С. 132. — 460 с.
  47. , с. 142.
  48. , с. 387.
  49. Иеромонах Силуан (Никитин) . (15 июля 2014). Дата обращения: 13 ноября 2018. 24 октября 2018 года.

Литература

  • Краснов-Левитин А. Э. , . — М. : Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. — 672 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 9).
  • Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
Источник —

Same as Альбинский, Иван Иванович