Владимирович, Алексей Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекси́й Гео́ргиевич Товт ( англ. Alexis Toth , святой праведный Алекси́й Уилкс-Баррейский , англ. Saint Alexis of Wilkes-Barre ; 18 марта 1854 , Кобылнице , Королевство Венгрия , Австрийская империя — 24 апреля ( 7 мая ) 1909 , Уилкс-Барре , Пенсильвания , США ) — протопресвитер Русской православной церкви в США, один из наиболее значимых американских православных миссионеров .
Канонизирован Православной церковью в Америке (память совершается 7 мая ) и Львовской епархией Украинской православной церкви (память — в третью неделю по Пятидесятнице , в Соборе Галицких святых ) . Почитается как исповедник и защитник Православия в Северной Америке .
Родился в русинской семье грекокатолического священника Георгия Товта и его супруги Цецилии близ Прешова , находившегося в то время на территории Венгрии в Австрийской империи . Точное место рождения не известно, хотя по некоторым данным им могла быть деревня Кобылнице , комитат Шарош (ныне район Свидник , Прешовский край , Словакия ) . Крещён в приходе деревни , комитат Сепеш (ныне район Левоча , Прешовский край , Словакия ) .
Брат Алексея стал грекокатолическим священником, а дядя был униатским епископом Прешова .
Начальное образование получил в местной школе и в восьмиклассной гимназии в Прешове, прошёл военную службу, учился в течение года в римско-католической семинарии в Эстергоме , закончил грекокатолическую семинарию в Ужгороде и богословский факультет в Прешовском университете . За время учёбы выучил несколько языков (знал русинский , венгерский , русский , немецкий , латинский , отчасти греческий ) .
— Есть ли у вас жена?
— Нет.
— Но была?
— Да, я вдовец...
— Я уже послал протест в Рим, чтобы мне сюда таких священников не присылали...
— Каких священников вы имеете в виду?
— Таких как вы!
— Но я католический священник греческого обряда, я — униат и был рукоположён законным католическим епископом...
— Я ни вас, ни того епископа не считаю католиками, да и нет у меня необходимости здесь в грекокатолических священниках. Достаточно того, что в Миннеаполисе есть польский ксёндз, который может быть священником и для греков...
По окончании семинарии женился на дочери священника Розалии Михайлич. 18 апреля 1878 года был рукоположён своим дядей епископом Прешовским Николаем Товтом в сан священника. Через год овдовел.
В мае 1879 года назначен секретарём Прешовского епископа, заведующим епархиальной канцелярией и приютом для сирот . В 1881 году стал ректором грекокатолической семинарии в Прешове и профессором кафедры канонического права и церковной истории .
В ноябре 1889 года в ответ на запрос от грекокатолического из американского города Миннеаполиса (штат Миннесота ) был направлен епископом Прешовским Иоанном Валием в США. Римско-католический архиепископ , в епархии которого находился грекокатолический приход, был сторонником американизации и унификации обряда Католической церкви в Америке, а также негативно относился к женатому священству, нелатинскому богослужению и к униатству как таковому . При встрече с отцом Алексием он отказал ему в праве служить на приходе, сославшись на то, что нужды униатского прихода в Миннеаполисе может удовлетворить соседний польский приход.
Отец Алексий установил связь с другими грекокатолическими священниками, служившими в США и испытывавшими подобную дискриминацию со стороны римско-католического клира . В октябре 1890 года восемь из десяти американских священников грекокатолического обряда собрались в приходе города Уилкс-Барре (штат Пенсильвания ). Они решили обратиться за поддержкой к грекокатолическим епископам, которые направили их на служение в США. Отец Алексий написал епископу Прешовскому. Однако переписка с ним не помогла пастве униатской общины. Архиепископ Джон Айрленд разместил в соседнем с грекокатолическим польском приходе заявление, что он не признаёт отца Алексия ни католиком, ни священником. Грекокатолики обратились за помощью в Рим , но получили предписание о возвращении своих священников в Старый Свет .
Узнав о таком распоряжении из Рима, отец Алексий созвал приходское собрание, где верующие предложили обратиться к православному епископу:
Когда я всё это увидел и услышал, тогда решился на то, что давно уже жило в моём сердце, из-за чего душа болела у меня… быть православным… но как же?… Нужно быть очень осторожным. Та несчастная уния — начало упадка и всего злого — очень прижилась у наших людей, 250 лет прошло, как это бремя на наши шеи возложили!… Я горячо молил Бога, чтобы Он мне дал помощь и силу просветить моих тёмных верных… В том деле помогли мне сами прихожане. Когда я созвал своих прихожан, объяснил им своё печальное положение и заявил, что остаётся только их покинуть, то некоторые из них заявили: — «нет, пойдём к русскому епископу, не вечно ж чужим кланяться!»
Оригинальный текстКоли я все тое видѣлъ и слышалъ, тогда рѣшился на такое, которое у мене уже давно въ сѣрдце жило, за которымъ у мене душа болѣла… быти православнымъ… но якъ же?… Треба быти дуже осторожнымъ. Тая несчастная унія начало упадка и всего злого, дуже зажилась у нашихъ людей, 250 рокивъ пройшло якъ тое иго на наши шеи положили!… Я горячо молилъ Бога, чтобы Онъ менѣ далъ помощь и силу просвѣтити моихъ темныхъ вѣрниковъ… Въ томъ дѣлѣ помогли менѣ сами прихожане. Коли я скликалъ своихъ прихожанъ, объяснилъ имъ своё печальное положеніе и заявилъ, что остается лишень лишити ихъ, то декоторы изъ нихъ заявили: — «нѣтъ, пойдемъ къ русскому епископу, не вѣчно ж чужимъ кланятися»!
— Воспоминания отца А. Товта. По книге протоиерея Петра Коханика «Начало истории Американской Руси», с. 488
В феврале 1891 года в Сан-Франциско , где с 1872 года находился центр единственной на то время православной епархии Американского континента ( Алеутской и Аляскинской епархии в составе Православной российской церкви ), состоялась первая встреча отца Алексия Товта с русским епископом Владимиром (Соколовским-Автономовым) . Через месяц епископ Владимир прибыл в Миннеаполис и 25 марта 1891 года присоединил отца Алексея со всем его приходом (361 или 405 чел. ) к Православной церкви. 14 июля 1892 года Святейший синод Русской церкви официально подтвердил принятие отца Алексея с прихожанами в состав Алеутской и Аляскинской епархии. Епископ Владимир назначил отца Алексия благочинным и поручил ему также приход в Чикаго . Приход отца Алексия стал первым православным приходом на всём пространстве между Сан-Франциско и Нью-Йорком .
Первое время отцу Алексию и его прихожанам пришлось столкнуться с открытой религиозной и национальной враждой. Его обвиняли в продаже своей веры и русинского первородства «москалям» за деньги. Однако отец Алексей полтора года вообще не получал жалования от Синода из России и, чтобы содержать себя, вынужден был работать в пекарне. Тем не менее, переход общины отца Алексия в православие послужил примером для многих униатских общин в США и Канаде .
При приходе в Миннеаполисе была открыта школа, преобразованная через несколько лет в миссионерскую. К концу XX века община в Миннеаполисе стала крупнейшим православным приходом США, насчитывающим около тысячи прихожан.
В 1893 — 1909 годах отец Алексий был настоятелем церкви в Уилкс-Барре (штат Пенсильвания), ставшей центром его миссионерской деятельности среди униатов. Некоторое время занимал должность пенсильванского благочинного. По благословению правящих архиереев епископа Николая (Зиорова) (1891—1898), архиепископа Тихона (Беллавина) (1898—1907) и архиепископа Платона (Рождественского) (1907) проповедовал и вёл миссионерскую работу главным образом среди униатов-русинов. К 1898 году три униатских священника со своими общинами перешли в Православную церковь, а к 1909 году — более 17 общин и около 20 тысяч униатов. При деятельном участии отца Алексия печатались различные церковные издания.
В 1895 году для помощи вновь прибывшим в США иммигрантам, а также для консолидации разрозненных православных братств, отец Алексий инициировал создание Русского православного кафолического общества взаимопомощи (ROCMAS) . Другими видными деятелями этого общества стали будущие священномученики Иоанн Кочуров и Александр Хотовицкий .
Миссионерские труды отца Алексия не остались незамеченными в Русской православной Церкви, он был награждён всеми наградами, которые может получить священник, в том числе митрой от Святейшего Синода, орденами святого Владимира и святой Анны от императора , а в 1907 году святитель Тихон (Беллавин) предложил ему стать епископом Русской православной греко-кафолической Церкви в Америке для русинов, но он отказался, сославшись на преклонный возраст.
В 1909 году , незадолго до кончины, отец Алексий был возведён в сан протопресвитера . К концу 1908 года его здоровье стало ухудшаться, последние два месяца перед смертью он был прикован к постели и 24 апреля ( 7 мая ) 1909 года скончался. Похоронен в Саут-Кейнане на кладбище старейшего на Американском континенте православного монастыря , построенного с его участием .
В результате миссионерской деятельности протопресвитера Алексия Товта после его кончины, в период до Второй мировой войны , в Америке и на родине святого, в Словакии, в православие перешли сотни тысяч униатов (только в Америке около 250 тысяч) . При этом, в Америке они сформировали около 300 православных приходов . Таким образом, наибольший рост Русской православной греко-кафолической церкви в Америке был связан с обращением грекокатоликов .
Поскольку переход святого Алексия в православную веру изначально был вызван конфликтом с католическим архиепископом Джоном Айрлендом, последнего в шутку называют «Отцом Православной Церкви в Америке» , а движение по переходу в православие, которое охватило все слои униатов в Америке и длилось по некоторым оценкам с 1890 по 1914 года , — «движением Товта» или «схизмой Товта» .
При жизни святого Алексия изданы четыре книги его сочинений, статьи в Американском православном вестнике , газете «Свет» и других изданиях, содержащие объяснения истин православного вероучения, размышления о том, как славяне должны жить в Америке. Статьи и книги святого были написаны простым, понятным для русинов языком, с употреблением поговорок и шуток .
Самой известной книгой отца Алексия была «Где искать правду?» ( англ. Where to Seek the Truth? ), которая неоднократно переиздавалась на нескольких языках, служа для униатов православным катехизисом .
Отец Алексей был ярким носителем карпаторусского национального самосознания . Как и все русины своего времени, был воспитан в любви к русскому православию и называл свою веру русской . Считал унию насильственной, а её принятие — причиной упадка русинской культуры .
О праведне отче Алексие, / небесный наш ходатаю и учителю, / Божественное украшение Христовы Церкве, / Владыце всех молися / Веру Православную во Америце укрепити, / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.
Воспоим, вернии, Алексия пресвитера, / боготечную звезду пресветлую Православия во Америце, / образ терпения и смирения, / пастыря добраго Христова стада. / Яко той воззва заблудшее овча / и провещании своими приведе е к Царствию Небесному.
В 1916 году , через семь лет после кончины отца Алексия Товта, когда состоялось перезахоронение его тела в специальный склеп у главного храма Тихоновского монастыря , оно было обнаружено нетленным . В 1994 году гроб отца Алексия был открыт ещё раз, и снова его тело нашли нетленным.
31 марта 1994 года был канонизирован решением Священного Синода Православной церкви в Америке с установлением дня памяти 7 мая и включением в Собор всех святых Северной Америки (второе воскресение после Пятидесятницы) . Официальные торжества по случаю его прославления состоялись 29- 30 мая 1994 года , к 200-летию православия в Америке. В торжествах принимали участие представители Константинопольского и Московского патриархатов, а также Православной церкви Чешских Земель и Словакии .
Его мощи перенесены из склепа за алтарной стеной монастырского храма в раку у иконостаса внутри храма.
В честь святого Алексия были составлены богослужение, тропарь, кондак и .
Ещё при жизни отца Алексия перешедшие из грекокатоличества карпатороссы называли его Батько , чего затем не удостаивался ни один из видных продолжателей его дела . В 2009 году в Православной церкви в Америке праздновалось 100-летие со дня преставления святого Алексия Товта . Особенно святой Алексий почитается в приходах, история которых связана с его миссионерской деятельностью .
В США появляются храмы, посвящённые святому Алексию Товту (в частности, в Константинопольском Патриархате ).
В 2001 году святой Алексий Товт был прославлен в Соборе Галицких святых в Львовской епархии Украинской православной церкви (день памяти — неделя 3-я по Пятидесятнице ). Почитается в Русской и Православной церкви Чешских земель и Словакии .
На Закарпатье организуются православные молодёжные лагеря в честь святого Алексия .
Частицы мощей святого Алексия можно встретить не только на территории США, но и в других странах (в России: храм великомученицы Екатерины на Всполье (Москва) , на Украине: церковь Святого Георгия Победоносца (Львов) ).
Митрополит Герман (Свайко) , предыдущий предстоятель Православной церкви в Америке, во время своего официального визита в Православную церковь Чешских земель и Словакии в 2004 году передал частицы мощей святого Алексия нескольким храмам в Чехии и Словакии , преподнёс их также всем архиереям этой Поместной церкви .
Во время своего первого визита в Россию в качестве предстоятеля Православной церкви в Америке митрополит Иона (Паффхаузен) в ознаменование 100-летия преставления святого Алексия 26 апреля 2009 года преподнёс в подарок патриарху Московскому Кириллу икону святого с частицей его мощей .