Interested Article - Пифагор

Пифаго́р Са́мосский ( др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος , лат. Pythagoras ; около 570—490 годов до н. э.) — древнегреческий философ , математик , теоретик музыки и мистик , создатель религиозно-философской школы пифагорейцев .

Античные биографии Пифагора содержат множество легенд. По наиболее распространённой версии, Пифагор родился на острове Самос . В молодости много путешествовал и учился (в различных легендах фигурируют египетские жрецы, халдеи , маги , Заратуштра и т. д.). После возвращения на Самос из-за разногласий с тираном Поликратом был вынужден эмигрировать в Италию . По прибытии в полис Кротон он создал собственную школу. Школу Пифагора сравнивают с прообразом христианских монастырей и масонских лож. Постепенно её политическое влияние возрастало. Она как таковая не находилась при власти. Речь шла о возросшем влиянии отдельных членов общества во властных структурах.

Пифагор среди прочего проповедовал метемпсихоз (учение о переселении душ), вегетарианство, гармонию сфер и др. Власть некоего тайного общества пифагорейцев вызывала недовольство. Оно вылилось в заговор * , который вместе со сторонниками напал на собрание пифагорейцев. Существует несколько легенд относительно дальнейшей судьбы Пифагора. Большинство из них завершается тем, что философ умер в храме муз Метапонта . Несмотря на смерть Пифагора и разгром общества в Кротоне, пифагореисты продолжили свою деятельность в других полисах античного мира.

Пифагор не оставил сочинений, в связи с чем точная реконструкция его первоначального учения, а также отделение от более поздних напластований весьма затруднительны. Пифагору приписывали все открытия пифагореистов. Вне зависимости от авторства тех или иных утверждений, учение Пифагора стало основой для открытий в области математики, астрономии, теории музыки. Пифагореизм оказал воздействие на философию Платона , а через платонизм — на философию Нового и Новейшего времени. О влиянии учения Пифагора на развитие науки и их собственные открытия говорили среди прочих Николай Коперник , Иоганн Кеплер , Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн .

Источники

Пифагор

Согласно представлениям современных антиковедов Пифагор не написал ни единого сочинения. Информация о жизни и учении Пифагора основана на сведениях из написанных через столетия после его смерти источников. В созданной Пифагором одноимённой школе не только превозносили мудрость своего основателя, но и приписывали ему все достижения последующих поколений. В связи с этим решить, кому именно принадлежит то или иное положение — Пифагору или его последователям V—IV веков, — не представляется возможным. С этими трудностями столкнулся уже Аристотель , предпочитавший излагать учение пифагорейцев без упоминаний имени Пифагора .

Историк Л. Я. Жмудь насчитывает всего 15 упоминаний о Пифагоре и пифагорейцах авторами VI—V веков до н. э., что значительно больше по сравнению с любым другим философом . Первое упоминание Пифагора принадлежит Ксенофану и представляет собой язвительную сатиру на религиозную составляющую учения Пифагора о переселении душ :

Раз он проходит и видит — визжит от побоев собачка,
Жаль ему стало и он слово такое изрёк:
Полно, не бей! В этом визге покойника милого голос,
Это родной мне щенок, друга я в нём узнаю

Непосредственные ученики Пифагора не оставили письменных свидетельств об особенностях его учения. Первая книга о пифагореизме написана Филолаем , который родился через 20 лет после смерти Пифагора. Учение пифагореизма формировалось на фоне существования орфизма . Согласно одной, более распространённой, точке зрения Пифагор перенял многие идеи из этого мистического учения. Одновременно существует и противоположная точка зрения. Ион Хиосский утверждал, что это Пифагор приписал свои стихотворения Орфею . Данные утверждения свидетельствуют о некотором сходстве учений. Вопрос о том, где Филолай излагает взгляды Пифагора, а где приводит собственные, остаётся открытым. Большая часть сведений о Пифагоре и его учении дошла до современников в передаче позднеантичных авторов, таких как Диоген Лаэртский (180—240), Прокл Диадох (412—485), Порфирий (232/233—304/306) и Ямвлих (245/280 — 325/330). В их сочинениях свидетельства авторов IV века до н. э. ( Аристотель , Гераклид Понтийский , Дикеарх , Аристоксен , Тимей и др.) сложно отделить от неопифагорейских напластований и вымысла .

Сложность пифагорейского учения во многом связана с характером источников. Их количество со временем после смерти Пифагора возрастает, а достоверность падает .

Об исключительной популярности Пифагора и его учения в античной Элладе свидетельствуют также данные нумизматики. В 430—420 годах до н. э. в Абдерах чеканили монеты с изображением философа и легендой «ΠΥΘΑΓΟΡΗΕ». Для этого периода случай беспрецедентный, так как представляет собой первый портрет на монете, во всяком случае, первый подписанный портрет .

Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого учёного, посвящённого во все таинства греков и варваров . Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом» . Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306) « О Пифагоровой жизни »; Порфирия (234—305) « Жизнь Пифагора »; Диогена Лаэртского (200—250) кн. 8, « Пифагор ». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370—300 годы до н. э.) родом из Тарента , где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти.

Биография

Происхождение

Аполлон и Гермес — мифические родители Пифагора

Пифагор родился на расположенном в восточной части Эгейского моря острове Самос около 570 года до н. э. Версия Феопомпа и Аристоксена о том, что Пифагор был тирреном или этруском , не выдерживает критики и считается ошибочной .

Отец Пифагора согласно одним источникам был богатым купцом, другим — камнерезом или резчиком гемм . По словам Клеанфа в передаче Порфирия , богатый купец из Тира Мнесарх получил самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год . Диоген Лаэртский называет отца Пифагора камнерезом, потомком флиунтских изгнанников . К жителям Флиунта, которые были вынуждены покинуть родной город во время вторжения дорийцев , возводит род Пифагора и древнегреческий географ Павсаний . Версия о Мнесархе-купце предпочтительнее. Образование, участие в политической жизни Пифагора свидетельствует о знатном происхождении его родителей. Знатный гражданин мог заниматься крупной торговлей, но никак не ремеслом .

В имени Пифагора ещё древние пытались найти взаимосвязь с пифийским Аполлоном . Ученик Сократа Аристипп считал, что философа звали Пифагором, так как «он говорил ( др.-греч. ἀγορεύω ) правды не меньше пифии ( др.-греч. Πῡθῐ́ᾱ . Эпименид , Евдокс Книдский и Ксенократ Халкидонский называли Пифагора сыном Аполлона , который вступил в любовную связь с женой Мнесарха Партенидой. Ямвлих приводит легенду как дельфийская пифия предсказала Мнесарху рождение сына, который будет выделяться красотой и мудростью и принесёт человечеству величайшую пользу. Поэтому на радостях Мнесарх дал жене новое имя Пифаида, а ребёнку — Пифагор (« тот, о ком объявила Пифия »). Пифаида сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор родился в финикийском городе Сидоне . Партенида, позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе .

Пифагорейцы, которые верили в перевоплощение душ, возводили происхождение основателя своего учения к богу торговли и красноречия Гермесу . Диоген Лаэртский , цитируя Гераклида Понтийского , приводит легенду о том, как Гермес предложил своему сыну аргонавту Эфалиду выполнить любое желание. Эфалид попросил оставить ему память, как живому, так и мёртвому. Первый раз душа Эфалида перевоплотилась в троянского воина периода Троянской войны Евфорба . Затем, пройдя через тела Гермотима и рыбака Пирра, душа Эфалида воплотилась в Пифагоре. Пифагор, который соответственно душой был сыном Гермеса, помнил обо всех своих перевоплощениях .

Легендарные путешествия

По одной из легенд, Пифагор посетил Заратуштру , который очистил его от скверны и обучил «законам природы и началам всего»

Биография Пифагора содержит множество легенд. Античные источники содержат противоречивые сведения о путешествиях молодого Пифагора в разные страны, где он изучал восточные математику и астрономию, а также познакомился с негреческими религиозными культами . Вопрос о путешествиях Пифагора перерос биографические рамки и связан с дискуссиями о характере культурных взаимосвязей между Элладой и восточными цивилизациями .

В IV веке до н. э. Исократ пишет о визите Пифагора в Египет как об общеизвестном факте . Антифон Афинский в произведении «О жизни мужей, отличающихся добродетелью» описывает легенду, что Пифагор получил от тирана Самоса Поликрата рекомендательное письмо к фараону Амасису II . Фараон перепоручил Пифагора жрецам, которые и обучили его медицине и математике, а также допустили к запретным для чужеземцев мистериям . Согласно Ямвлиху , Пифагора уговорил отплыть в Египет легендарный мудрец Фалес , который и представил его жрецам . По одной легенде, пробыл в Египте 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбис , завоевавший Египет в 525 году до н. э.. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос . Плутарх даже приводит имя египетского жреца учителя Пифагора Энуфиса .

Кроме Египта, Пифагору приписывали путешествия и обучение у магов и даже посещение Заратуштры , который очистил его от скверны и обучил «законам природы и началам всего» ; на Крите спустился с Эпименидом в пещеру на горе Ида ; финикийцы обучили его арифметике, а халдеи — астрономии; Филострат расширил географию легендарных путешествий Пифагора Индией, а Ямвлих — племенами кельтов и иберов .

Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, что учение своё, по крайней мере часть, которая касается наставлений по образу жизни, Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской , то есть в Элладе .

Учителя

Об учителях Пифагора ничего определённого утверждать нельзя. Наиболее часто античная традиция сближает Пифагора с Ферекидом . , а затем и другие авторы называли Ферекида учителем Пифагора . Античные авторы приписывали обоим философам сходные чудеса — умение предсказывать кораблекрушения, завоевание городов и землетрясения . Парадоксограф связывает пифагоровы идеи мистицизма с влиянием Ферекида . Никомах Герасский передаёт историю, что, когда Ферекид был при смерти на острове Делос , Пифагор приплыл к нему, чтобы оказать последние почести . Согласно Дуриду , Ферекид признал, что Пифагор превзошёл его в мудрости .

Кроме Ферекида, в эпоху эллинизма Пифагору приписывали и других учителей — философов Фалеса , Анаксимандра и Анаксимена . Однако стремление античных авторов связать всех великих философов нитями личной преемственности лишено исторической достоверности .

В Италии. Основание пифагорейского общества

«Пифагор выступает перед женщинами». Гравюра 1913 года

По Порфирию, Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основываются на словах Аристоксена, источника IV века до н. э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришёл к власти в 538 году до н. э. Мотивы Пифагора до конца не ясны. Антиковед Г. Берве считает, что Пифагор был изгнан как представитель аристократии, с которой боролся Поликрат. Л. Я. Жмудь подчёркивает, что при желании Пифагор мог бы найти место при дворе Поликрата. Самосский тиран покровительствовал талантам: при его дворе жили поэты Ивик и Анакреонт , врач Демокед , архитектор . Пифагор отплыл из Самоса через несколько лет после прихода к власти Поликрата. Возможно, политические амбиции и особенности учения Пифагора ему пришлись не по нраву . Согласно Ямвлиху, Пифагор решил, что на чужбине он добьётся больших успехов в претворении своего учения в жизнь .

«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу». Ф. А. Бронников , 1869

Когда Пифагор прибыл в греческую колонию на юге Апеннинского полуострова Кротон , он выступил перед старейшинами, затем — перед остальным народом полиса . С течением времени вокруг него сформировалась группа сторонников, вероятно, в основном представители аристократической молодёжи. Их организация называлась «школой», но по своей сути напоминала монастырь . Адепты Пифагора клялись в том, что будут стремиться к познанию истины, что предполагало в том числе религиозные обряды, аскетический образ жизни, изучение философии. Античные источники сообщают, что их имущество становилось общим . Распорядок их дня был чётко регламентирован и включал в себя совместные трапезы, прогулки и обучение . Неофиту надлежало пять лет провести в молчании, лишь слушая то, что говорят его старшие товарищи и Пифагор . Ямвлих (III—IV века н. э.) представлял «пифагорейский образ жизни» языческой альтернативой христианским монашеским общинам своего времени .

Постепенно возрастало политическое влияние «пифагорейской школы». Она как таковая не находилась при власти. Речь шла о возросшем влиянии отдельных членов общества в городских органах власти. Первым важным событием, в котором оно проявилось, стала война между Кротоном и Сибарисом . После того, как в Сибарисе захватил власть тиран Телис, его противники бежали в Кротон. Кротонский совет под влиянием Пифагора отказал посольству из Сибариса выдать беглецов. В последующей войне кротонское войско под командованием пифагорейца Милона около 510 года до н. э. разбило сибаритов. Сибарис был разграблен и разрушен .

После победы Кротон стал самым могущественным среди городов юга Италии. Другие полисы стали его вынужденными союзниками. Однако такая власть некоего тайного общества пифагорейцев вызвала недовольство. Оно вылилось в заговор * . Килон использовал недовольство граждан авторитарной политикой пифагорейцев и, возможно, несправедливым, по их мнению, дележом отобранной у сибаритов земли . Килон со сторонниками напал на пифагорейцев во время одной из встреч . Существует несколько легенд относительно дальнейшей судьбы Пифагора. Большинство из них завершается тем, что философ умер в храме муз Метапонта . Через 450 лет после этих событий дом и место гибели Пифагора посещал Цицерон .

Семья

Наиболее часто женой Пифагора называли Феано , дочь пифагорейца Бронтина . В эллинистической псевдопифагорейской литературе ей приписывали ряд сочинений и высказываний, в которых формировался образ идеальной жены и матери. Её считали не только женой, но и ученицей Пифагора. Античные источники также упоминают дочерей Дамо и Мийю и сыновей Телавга и Аримнеста. Оценить, насколько достоверны имена родственников Пифагора, невозможно. С определённостью можно говорить лишь о том, что у Пифагора были жена и дети .

Учение Пифагора

Пифагор на фреске Рафаэля (1509)

Пифагору традиция приписывает введение слов « философия » и « философ ». На вопрос «Кто он таков?» Пифагор ответил: «„философ“, что означает „любомудр“». Жизнь для Пифагора была подобна игрищам: « иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины » .

Современные исследователи выделяют две составляющие в учении Пифагора: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни. Личные заслуги Пифагора в первой части доподлинно неизвестны, так как позднее ему приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов. Изначально пифагористов делили на «математиков» и «акусматиков». Первые изучали всю суть науки, вторые — лишь получали обобщённый свод знаний в виде «акусм» (устных предписаний). После смерти Пифагора среди его последователей сформировались два течения — математиков (пифагорейцев) и «акусматиков» (пифагористов). Пифагористы с помощью акусм строили свою жизнь. Их учение состояло в повторении изречений Пифагора, к которым они относились как к божественным предписаниям. Они не стремились к созданию чего-либо нового и развитию учения, а считали мудрыми тех, кто усвоил и может применять в повседневной жизни наибольшее количество подобных, приписываемых Пифагору, изречений .

Метемпсихоз

Одной из главных доктрин учения Пифагора был метемпсихоз — вера в то, что душа бессмертна и после смерти переносится в новое тело. Перевоплощение, согласно учению Пифагора, могло происходить в любое тело, как человека, так и животного. В отличие от орфизма , в котором также присутствовало понятие о переселении душ, в пифагореизме отсутствует представление о «родовой вине», как источнике метемпсихоза. Представления пифагорейцев о механизме метемпсихоза неизвестны .

Впоследствии пифагорейцы дополнили учение о метемпсихозе представлением об очищении ( катарсисе ), благодаря которому душа имеет возможность приобщиться к сонму богов. Прегрешения же приведут к страданиям в последующих перевоплощениях. Одновременно появляется идея о круговороте перевоплощений, как каре за прошлые грехи .

Одним из следствий учения о метемпсихозе стало представление об изначальном неравенстве людей. Души человека, которые до этого пребывали в телах героя и животного, имеют разные способности. Также из этого следует запрет на убийство животных и основы характерного для пифагорейства вегетарианства . Пифагореец Эмпедокл в «Очищениях» передаёт суть запрета на мясоедение: « Где же убийствам ужасным предел? Неужели беспечный / Ум ваш не видит того, что друг другу вы служите пищей? » .

Гармония сфер

О существовании идеи гармонии сфер , то есть музыкально-математическом устройстве космоса , в учении ранних пифагорейцев нам известно из трудов авторов, живших значительно позже Пифагора. Соответственно, их данные противоречивы и не дают возможности достоверно передать все нюансы и детали концепции. В изложении Аристотеля пифагорейцы считали, что планеты, Солнце, звёзды, находясь в постоянном движении, создают гармоническое звучание. «Не бывает звука без движения», — утверждал ученик Пифагора Гиппас . Следовательно, верен и обратный вывод, что «движение создаёт звук». То, что люди не слышат этого божественного звучания, связано с тем, что оно присутствует с самого рождения. Оно неотличимо от тишины, так как с людьми происходит то же самое, что и с кузнецами, «которые вследствие привычки к грохоту его не замечают» .

В изложении Ямвлиха и Порфирия небесная гармония — это некая мистическая доктрина, а семь муз , согласно Пифагору, это .

Нумерология

Тетрактис — священный символ пифагорейцев

Современные исследователи высказывают предположения, что нумерологическая составляющая пифагореизма приписана Пифагору, а её создателями были Филолай , Гиппас и др.

Характерная для школы пифагористов особенность приписывать все открытия Пифагору, в сочетании с отсутствием письменной фиксации учения Пифагора до Филолая, делает реконструкцию первоначального учения весьма сложной задачей . Как бы то ни было, нумерология стала важной составляющей пифагореизма, приписываемой Пифагору. Идея о числовой сущности мира позволила разработать проект «оцифровки бытия», способствовала развитию математики. Нумерологию Пифагора сравнивают с идеей о том, что окружающий людей физический мир является « матрицей », в основе которой лежат числа. Внутри матрицы нет возможности увидеть числовую суть бытия. Числовая сущность мира доступна душе после смерти, после выхода из тела. Математика даёт возможность припомнить прежний опыт и постичь истинную реальность. В данном случае математика выступала основой метафизики .

Согласно Аристотелю, пифагорейцы использовали математику для мистических, а не практических целей . Монада (один) обозначала «божество» или «первое существо», «единицу» или «единое, как неделимое» ; (два) — материю ; три — идеальное число, так как является наименьшим, которое имеет начало, середину и конец, наименьшее из чисел, с помощью которого можно построить священный символ Аполлона треугольник и т. д. Нечётные числа были мужскими, чётные — женскими, цифра пять представляла брак, так как была суммой двух и трёх .

«Идеальным числом» пифагорейцы считали десятку, стараясь не собираться группами более десяти человек . Тетрактис был для них священным символом, в котором усматривали музыкально-числовую структуру космоса .

Как отмечал историк античной философии И. Д. Рожанский : «Несмотря на пережитки магического мышления, основная идея Пифагора о том, что в основе всех вещей лежат числа или отношения чисел, оказалась очень плодотворной». Заслуга пифагоровой нумерологии состоит в том, что наука о числах была выведена за пределы употребления в торговле .

Л. Я. Жмудь не смог найти утверждений о числовой сущности Вселенной в работах известных последователей Пифагора «доаристотелевских» времён и пришёл к выводу, что это учение пифагорейцам приписал Аристотель: «Однако Аристотель на этом не остановился. На основании высказываний отдельных поздних пифагорейцев он создал такое учение о числе, которого ни у кого из них не было. А поскольку подтвердить его Аристотель почти ничем не мог, он прибег к оригинальному решению: приписал тезис „всё есть число“ школе в целом и никому в отдельности, а разбирая взгляды конкретных пифагорейцев, никогда не говорил об их принадлежности к этой школе» .

Образ жизни

Шартрский собор , статуя Пифагора

Пифагорейцы образовали « тайное общество ». Знания в нём передавались лишь членам этого общества. Разглашение сведений непосвящённым влекло за собой изгнание. Пифагорейцы использовали тайные знаки, благодаря которым могли найти одноверцев в различных городах . Несмотря на такие запреты, часть знаний об образе жизни пифагорейцев известна современникам из трудов пифагорейцев. Они верили в переселение душ, воздерживались от мясной пищи, бобов и некоторых видов рыб .

Их поведение базировалось на многочисленных предписаниях-акусмах Пифагора по типу «Огонь ножом не разгребай; через весы не переступай; уходя не оглядывайся; обувь надевай сначала на правую ногу, а мой сначала левую». Во многих случаях акусмы сопровождались символическим толкованием, хотя, возможно, они приписаны этим примитивным запретам позже . Данные требования носили обязательный характер и не подлежали ревизии. Согласно Цицерону: « что известно о пифагорейцах, которые, когда что-то утверждают при обсуждении и при этом у них спросишь: „Почему так?“ — обычно отвечают: „ Сам сказал! “. „Сам“ — это значит — Пифагор. Столь великой оказалась сила предвзятого мнения, что авторитет стал действовать даже без доказательств » .

Критика

Гераклит : «Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора»

Учение Пифагора имело не только последователей, но и критиков. Первое по времени упоминание Пифагора Ксенофаном представляет собой сатиру на учение о переселении душ . Лукиан в сочинении «Сновидение, или Петух» приводит разговор бедняка Микилла с петухом—реинкарнацией Пифагора. В нём он позволяет следующие оценки философа: « Ты говоришь, очевидно, о том софисте-пустомеле, который не разрешал ни мяса отведать, ни бобов поесть, самое что ни на есть любимое моё кушание, объявляя его изгнанным со стола? Да, ещё он убеждал людей, чтобы они в течение пяти лет не разговаривали друг с другом. » и « Ты, говорят, и в бытность свою Пифагором в расцвете юности не раз служил Аспазией для самосского тирана » .

В качестве критика Пифагора выступал его современник Гераклит : « Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадёргав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество » . По Диогену Лаэртскому , в продолжении известного изречения Гераклита «Многознание уму не научает» упоминается среди прочих и Пифагор: «а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем » .

Научные достижения

В математике

Первоначальная формулировка теоремы Пифагора: «Квадрат, построенный на гипотенузе , равновелик сумме квадратов, построенных на катетах »

В математике с именем Пифагора связаны систематическое введение доказательств, дедуктивное построение геометрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии, построение некоторых правильных многогранников и многоугольников , учение о чётных и нечётных , простых и составных числах , о пропорциях , об арифметических , геометрических и гармонических средних .

Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы : квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов . По всей видимости то, что мы называем «теоремой Пифагора», было известно до Пифагора. Античному математику приписывают её доказательство в общем виде. Первоначально « теорема Пифагора » устанавливала соотношение между площадями квадратов, построенных на гипотенузе и катетах прямоугольного треугольника, а именно « квадрат, построенный на гипотенузе, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах » . Тройки натуральных чисел , для которых выполняется диофантово уравнение , получили название пифагоровых (3, 4, 5; 5, 12, 13 и т. д.) . Согласно описанной у Диогена Лаэртского, с отсылкой к Аполлодору, легенде, в день, когда Пифагор открыл свою теорему, он принёс богам гекатомбу (100 быков) .

Важную роль в структуре мироздания, по мнению пифагорейцев, играют фигурные числа . Об этом классе чисел много говорится в пифагорейских учебниках арифметики, созданных Никомахом Геразским и Теоном Смирнским (II век), которые установили ряд зависимостей между фигурными числами разных размерностей . Пифагорейская нумерология оказала большое влияние на Кеплера .

В астрономии

Об интересе пифагорейцев к изучению астрономии свидетельствует приведённая Аристотелем в « » легенда: «ради чего природа и божество произвели нас на свет: когда Пифагора спросили, что же это такое, он ответил: „Созерцание неба“» .

Пифагору наряду с Парменидом и Анаксимандром античные авторы приписывали авторство идеи о шарообразности Земли . Он первым выделил пять климатических зон ; стал утверждать, что «утренняя звезда» Фосфор и «вечерняя» Геспер один и тот же астрономический объект (планета Венера ); вывел наклон эклиптики и планетных орбит .

В музыке

Гравюра 1492 года на которой схематически изображены пять легенд о том, как Пифагор пришёл к связанным с его именем открытиям в теории музыки

Согласно легенде, Пифагор первым обнаружил, что музыкальные ноты можно перевести в математические уравнения. Одна из легенд утверждает, что Пифагор зашёл в кузницу и начал пробовать каждый из молотков. В результате он понял, что звук прямо пропорционален размеру молотка, из чего сделал вывод, что в основе музыки лежит математика. Сама по себе легенда, с точки зрения музыкантов, ложна, так как музыкальные интервалы зависят от длины струны, а не веса молотка. Как бы то ни было, открытые Пифагором и/или его последователями музыкальные соотношения пифагорейцами воспринимались в строго математическом смысле .

Сочинения Пифагора

Пифагор не писал трактатов. Из устных наставлений для простого народа невозможно составить трактат, а тайное оккультное учение для избранных нельзя было доверить книге. Ямвлих так комментирует отсутствие трудов Пифагора :

Замечательно также и их упорство в неразглашении учения: за столько лет до поколения Филолая, как представляется, никто не столкнулся ни с одним пифагорейским сочинением. Филолай первым из пифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, которые, как говорят, Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона, когда Филолай впал в крайнюю нужду

Диоген перечисляет названия этих книг, приписываемых Пифагору: «О воспитании», «О государстве» и «О природе». Однако ни один из авторов в первые 200 лет после смерти Пифагора, включая Платона, Аристотеля и их преемников в Академии и Лицее, не приводит цитат из трудов Пифагора или хотя бы указывает на существование таких трудов. С начала новой эры античным писателям неизвестны труды Пифагора, как сообщили о том Плутарх , Иосиф Флавий и Гален .

В III веке до н. э. появилась компиляция высказываний Пифагора, известная под названием «Священное слово», из которой позднее возникли так называемые « Золотые стихи » (иногда их относят к IV веку до н. э. без веских оснований). Впервые цитаты из этих стихов цитируются Хрисиппом в III веке до н. э., хотя, возможно, в то время компиляция ещё не сложилась в законченный вид. «Золотые стихи» представляют собой написанную гекзаметром поэму в 71 строку, составленную из запретов и поучений раннего пифагореизма. В них пифагорейцу предписано приготовить себя к испытаниям и пройти очищение, после чего совершенствоваться, в результате чего он достигнет спасения. Особой известностью из «Золотых стихов» пользуется идея о необходимости перед сном обдумать всё совершённое за день :

Да не коснётся очей твоих сон, смежающий веки,
Прежде, чем трижды дневные дела разберёшь по порядку:
«В чём прегрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?»

Влияние

Философия

В начале IV века существовали большие коммуны пифагорейцев в Великой Греции , Флиунте и Фивах . В это время большим влиянием в Таренте пользовался пифагореец Архит , которого семь раз избирали стратегом . Архит был не только успешным военачальником, но также математиком и музыкантом. Также он являлся близким другом Платона . По утверждению Аристотеля , на философию Платона оказал влияние пифагореизм . Утверждение Аристотеля повторяет Цицерон: « Платон, говорят, приехал в Италию нарочно для знакомства с пифагорейцами, изучил у них всё, а науку о бессмертии души — более всего, и после этого не только разделил Пифагорово мнение, но подвёл под него обоснование » . Согласно современным оценкам, диалоги « Менон », « Федон » и « Государство » имеют сильный «пифагорейский оттенок», а « Филеб » и « Тимей » пифагорейские по сути. Через платонизм пифагореизм оказал влияние на развитие европейской философии Нового и Новейшего времени .

В середине I века н. э. из платонизма выделился неопифагореизм. Его основателем стал, объявивший себя реинкарнацией Пифагора, Аполлоний Тианский . Философское направление предполагало следование «пифагорейскому образу жизни» в сочетании с особым интересом к магии чисел .

Наука

В предисловии к книге « О вращении небесных сфер » (1543) Николай Коперник ссылается на пифагорейцев Филолая , Гераклида Понтийского , Экфанта и Гикета , как людей, оказавших влияние на создание им гелиоцентрической модели мира . Коперник намеренно упустил непифагорейца Аристарха Самосского , который впервые предложил гелиоцентрическую систему . Таким образом он пытался изобразить свою модель пифагорейской .

Иоганн Кеплер считал себя пифагорейцем. Он верил в гармонию сфер. Поиск математических уравнений, которые лежат в основе этой доктрины, привёл к открытию законов движения планет. Свою книгу он назвал « Harmonices Mundi » («Гармония мира»). В конце трактата Кеплер пишет о том, как он, «согретый тёплым напитком из кубка Пифагора», засыпает под звуки небесной музыки .

Исаак Ньютон верил в пифагорейское учение о математической гармонии и организации мира. В легендах о Пифагоре английский учёный увидел намёки на открытые им законы тяготения . Альберт Эйнштейн считал, что учёный может быть «платонистом или пифагорейцем, так как считает логическую простоту незаменимым и эффективным инструментом своего исследования» .

Вегетарианство

«Пифагор, проповедующий вегетарианство». П. П. Рубенс 1618—1620. Королевская коллекция , Букингемский дворец , Лондон

В 1567 году перевёл «Метаморфозы» Овидия на английский язык. Пифагор, который появляется в XV книге с призывом отказа от мясоедения, стал символом вегетарианства. Вплоть до 1840-х годов, когда появилось слово «вегетарианство», отказ от мяса назывался «пифагорейской диетой». В произведении «Путь души» Джона Донна (1572—1631) обсуждаются доктрины Пифагора в изложении Овидия. Мишель де Монтень (1533—1592) в трактате «О жестокости» трижды цитирует эту речь при изложении собственного мнения о недопустимости жестокого обращения с животными .

Джон Драйден (1631—1700) включил перевод речи Пифагора в труд « ». Джон Гей в 1726 году написал басню «Pythagoras and the Countryman», где сравнивает мясоедение с тиранией . Лорд Честерфилд писал, что на отказ от мяса его подвигла речь Пифагора в «Метаморфозах» Овидия .

Эзотеризм

многое взял из пифагореизма . Немецкий философ и гуманист Иоганн Рейхлин (1455—1522) обобщил пифагореизм, христианское богословие и каббалу . Он делал вывод об общих истоках каббалы и пифагореизма из моисеевой традиции и называл Пифагора одним из каббалистов. В своём сочинении «De verbo mirifico» (1494) Рейхлин сравнивал пифагоров тетрактис с тетраграмматоном , приписав каждой из его букв символическое значение в соответствии с представлениями о мистическом учении Пифагора .

Немецкий оккультист Агриппа Неттесгеймский (1486—1535) в « Оккультной философии » (1531) называл Пифагора «религиозным магом». Также он считал, что пифагорова нумерология действует на внепланетарном уровне . Масоны во многом основывали своё сообщество на «школе Пифагора» в Кротоне . Розенкрейцеры использовали пифагоров символизм . Философ-мистик и теоретик музыки Роберт Фладд (1574—1637) верил, что его музыкальные произведения навеяны Пифагором . Пифагорейство оказало влияние на алхимика Джона Ди (1527—1609), который считал, что всё в мире состоит из чисел .

Основатель ордена иллюминатов Адам Вейсгаупт (1748—1830) в книге «Пифагор» отстаивал необходимость реформирования общества таким образом, чтобы оно напоминало общество пифагорейцев в Кротоне . Вольфганг Амадей Моцарт включил масонский и пифагорейский символизм в оперу 1791 года « Волшебная флейта » . Пьер Сильвен Марешаль в сочинении «Les Voyages de Pythagore» (1799) утверждал, что все революционеры идейно являются «наследниками Пифагора» .

Литература

Идея Пифагора о том, что мир состоит из чисел, повлияла на творчество Данте Алигьери . Итальянский писатель восемь раз упоминает античного философа в своих трудах. Литературоведы считают, что « Божественная комедия » наполнена символизмом чисел .

Пифагор упоминается в « Венецианском купце » У. Шекспира .

Трансценденталисты считали античные жизнеописания Пифагора руководствами образцовой жизни. Генри Торо впечатлили жизнеописание Пифагора Ямвлиха и «Золотые стихи». Его главный труд « Уолден, или Жизнь в лесу » наполнил идеями пифагореизма о гармонии сфер .

Примечания

Комментарии
  1. Год рождения Пифагора вычисляется на основании трудов Аполлодора и Аристоксена . Один писал, что Пифагор уехал из Самоса в Италию в 40 лет, а второй датирует это событие 531 годом до н. э. (первый год 62-й олимпиады ). Соответственно год рождения — около 570 года до н. э. Так как дата непротиворечива, то она и принята современными учёными .
Источники
  1. , с. 121.
  2. , с. 122.
  3. , с. 124.
  4. , с. 121—125.
  5. , с. 12.
  6. Геродот, 4.95
  7. , с. 17.
  8. , с. 16.
  9. , с. 416.
  10. , с. 307.
  11. , II. 13. 2.
  12. , p. 59.
  13. , с. 27.
  14. , p. 122.
  15. , VIII. 4, с. 308.
  16. Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1904. — Т. XLI.
  17. , kol. 198.
  18. , kol. 1093.
  19. : [ 3 января 2023 ] / А. В. Лебедев // Перу — Полуприцеп. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 494. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7 .
  20. , с. 18—19.
  21. , 28—29.
  22. , p. 16.
  23. , с. 52.
  24. , с. 417.
  25. , с. 23.
  26. , p. 7.
  27. , Об Исиде и Осирисе. 10.
  28. , с. 418.
  29. , p. 8.
  30. , 41, с. 423.
  31. , I. 119, с. 91.
  32. , О дивинации. I. L.
  33. , с. 16—17.
  34. , p. 9.
  35. , с. 17—18.
  36. , с. 137—139.
  37. , глава VI, с. 36.
  38. , p. 31.
  39. , О законах. I. XII.
  40. , глава XXI, с. 73—74.
  41. , VIII. 10, с. 309.
  42. , с. 25—26, 31.
  43. , с. 26.
  44. , p. 19—20.
  45. , p. 20.
  46. , с. 27.
  47. , V. II. 4.
  48. , с. 27—28.
  49. , VIII. I. 8, с. 309.
  50. .
  51. , с. 34—35.
  52. , с. 193.
  53. , с. 31—32.
  54. , XV. 165—175.
  55. , p. 24—25.
  56. , с. 22—24.
  57. , с. 191—192.
  58. , с. 73.
  59. , с. 121—122.
  60. , p. 29—30.
  61. , p. 38—39.
  62. , с. 122.
  63. , p. 30.
  64. , с. 159—165.
  65. , p. 2—3.
  66. , p. 87—88.
  67. , с. 63—64.
  68. , p. 467—468.
  69. , p. 23.
  70. , p. 170—172.
  71. , p. 433.
  72. , p. 170.
  73. , p. 161.
  74. , p. 28—29.
  75. .
  76. , p. 168.
  77. , глава XXXIII, с. 140.
  78. , с. 36.
  79. , I. V. (10).
  80. , 4, 19.
  81. , Глава XXII. Переселение душ.
  82. , с. 36.
  83. Диоген Лаэртский; Порфирий; Афиней (418f); Плутарх (сборник «Moralia», 1094b)
  84. : [ 3 января 2023 ] // Перу — Полуприцеп. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 300. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7 .
  85. : [ 29 ноября 2021 ] // Перу — Полуприцеп. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 301. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7 .
  86. , VIII. 12, с. 310.
  87. Деза Е., Деза М. Фигурные числа. — М. : МЦНМО, 2016. — С. 14. — 349 с. — ISBN 978-5-4439-2400-7 .
  88. Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. — Ташкент: ФАН, 1967. — С. 22—23. — 344 с.
  89. , с. 44.
  90. , p. 306.
  91. , с. 110.
  92. , VIII. 14, с. 310—311.
  93. , p. 306—308.
  94. .
  95. // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
  96. , p. 27—28.
  97. , XXI. (199), с. 123.
  98. Плутарх, «О счастье или доблести Александра»; Иосиф Флавий, «Против Апиона», I.163; Гален, «О взглядах Гиппократа и Платона»
  99. , с. 28.
  100. , p. 48—49.
  101. , p. 39.
  102. , p. 39—45.
  103. , p. 1.
  104. , Тускуланские беседы. Книга I. XVII.
  105. , p. 55—62.
  106. Holger Thesleff. (англ.) . britannica.com . ENCYCLOPÆDIA BRITANNICA. Дата обращения: 19 мая 2020. 5 сентября 2020 года.
  107. , p. 160.
  108. , p. 798.
  109. , p. 264—274.
  110. , p. 279—280.
  111. , p. 172.
  112. , p. 190.
  113. , p. 127—128.
  114. , p. 30.
  115. , p. 133.
  116. , p. 287—288.
  117. , p. 286—287.
  118. , p. 288.
  119. .
  120. Шекспир. « Венецианский купец ». Акт IV, сцена 1
  121. , p. 186.

Литература

Античные источники
  • Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти / Пер. на русский Е. В. Алымовой. — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. — 183 с. — ISBN 5-288-03485-0 .
  • Диоген Лаэртский . / Редактор тома и автор вступительной статьи А. Ф. Лосев . — второе. — М. : Мысль, 1986. — (Философское наследие).
  • Исократ . // Речи. Письма; Малые аттические ораторы. Речи / Изд. подготовил Э. Д. Фролов. — М. : Ладомир, 2013. — 1074 с. — ISBN 978-5-86218-213-2 .
  • Лукиан Самосатский . // / Общая редакция А. И. Зайцева . — СПб. : Алетейя, 2001. — Т. 1. — (Античная библиотека. Античная литература). — ISBN 5-89329-314-2 .
  • / Перевод с древнегреческого И. Ю. Петер. — М. : Новый Акрополь, 2000. — 160 с. — ISBN 978-5-91896-127-8 .
  • Овидий . / Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского.. — М. : Художественная литература, 1977.
  • Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
  • Порфирий . // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Редактор тома и автор вступительной статьи А. Ф. Лосев . — второе. — М. : Мысль, 1986. — С. 416—426. — (Философское наследие).
  • Плутарх . . — М. : УЦИММ – ПРЕСС, 1996.
  • Цицерон . // Избранные сочинения / Перевод с латинского и комментарии М. Л. Гаспарова. — М. : Художественная литература, 1975.
  • Цицерон . // Философские трактаты / Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи доктор философ. наук Г. Г. Майоров. Перевод с латинского и комментарии М. И. Рижского.. — М. : Наука, 1985.
  • Цицерон . О природе богов // Философские трактаты / пер. с л. (в т. ч. и стихов, кроме особо оговорённых случаев) и комм. М. И. Рижского . Отв. ред., сост. и автор вступ. ст. д. филос. н. Г. Г. Майоров . — М. : Наука, 1985. — 381 с. — ( Памятники философской мысли ). — 100 000 экз.
  • Цицерон . // Диалоги / Перевод с латинского и комментарии В. О. Горенштейна. Издание подготовили И. Н. Веселовский, В. О. Горенштейн и С. Л. Утченко. — М. : «Ладомир» — «Наука», 1994.
  • Цицерон . // = О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / Перевод с латинского Н. А. Фёдорова. Комментарии Б. М. Никольского.. — М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2000.
  • Ямвлих . [yanko.lib.ru/books/philosoph/yamvlih-piphagor.htm Жизнь Пифагора] / Изд. подготовил В. Б. Черниговский. — М. : Алетейа, 1998. — 248 с. — ISBN 5-89321-023-9 .
Современная литература
  • Акишина Е. О. // . — Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. — С. 72—74. — ISBN 978-5-906876-36-2 .
  • Афонасин Е. В. // ΣΧΟΛΗ Философское антиковедение и классическая традиция. — 2009. — Т. 3 , вып. 1 . — ISSN .
  • Берве Г. Тираны Греции. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с. — ISBN 5-222-00368-X .
  • Драч Г. В. Глава 6. Ранний пифагореизм как философское течение // . — М. : Гардарики, 2003. — ISBN 5-8297-0130-8 .
  • Жмудь Л. Я. // Вестник древней истории . — М. : Наука, 1985. — № 2 (173) . — С. 121—141 . — ISSN .
  • Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа (ок. 530 — ок. 430 гг. до н. э.). — Л. : Наука, 1990. — (Из истории мировой культуры). — 50 000 экз. ISBN 5-02-027292-2 .
  • Жмудь Л. Я. . — М. : Университет Дмитрия Пожарского, 2012. — 445 с. — ISBN 978-5-91244-068-7 .
  • Колчинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г. Пифагор // Астрономы. — 2-е изд., перераб. и доп.. — К. : Наукова думка, 1986. — 511 с.
  • Лебедев А. В. // Текст: семантика и культура / ответственный редактор Т. В. Цивьян. — М. : Наука, 1983. — С. 51—66 .
  • Львов А. В. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия "Юридические науки". — М. , 2012. — № 2 (10) . — С. 25—37 . — ISSN .
  • Меленко С. Г. // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф.. — Новосибирск: СибАК, 2012.
  • Рассоха И. Н,. // Финикийская философия и Библия. Открытие финикийцами Америки . — Х. : ХНАМГ, 2009. — 350 экз. ISBN 9789666951307 .
  • Рязанцев С. В. Танатология — наука о смерти . — СПб. : Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. — ISBN 5-85-084-004-8 .
  • Франк С. Л. Учение о переселении душ (религиозно-исторический очерк) // Христианство и индуизм: сборник статей. — М. : Издательство Свято-Владимирского Братства, 1992. — С. 7—33.
  • Халапсис А. В. // ScienceRise. — 2016. — № 8 (1) . — С. 60—65 . — doi : .
  • Borlik T. A. (англ.) . — New York: Routledge, 2011. — ISBN 0-203-81924-1 .
  • Bregman J. // (англ.) / Alexandrakis A., Moutafakis N. J. (eds.). — Albany: State University of New York Press, 2002. — ISBN 0-7914-5279-4 .
  • Burkert W. (англ.) . — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1972. — ISBN 674-53918-4.
  • . Pythagoras and Pythagoreanism // / Grafton, Anthony; Most, Glenn W.; Settis, Salvatore (eds.). — Cambridge, Massachusetts and London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2010. — С. —799. — ISBN 978-0-674-03572-0 .
  • Ferguson Kitty. (англ.) . — New York: Walker & Company, 2008. — 320 p. — ISBN 978-0-8027-1631-6 .
  • French P. // (англ.) . — London: Routledge, 2002. — ISBN 0-7448-0079-X .
  • Haag M. // (англ.) . — London: Profile Books Ltd, 2013. — P. 89—92. — ISBN 978-1781251805 .
  • Joost-Gaugier C. L. (англ.) . — Ithaca; London: Cornell University Press, 2006. — ISBN 978-0-8014-4396-1 .
  • Gregory A. // (англ.) . — New York: Oxford University Press, 2015. — P. 21—50. — ISBN 978-0-19-870305-1 .
  • Kahn C. H. (англ.) . — Indianopolis/Cambridge: Hackett Publishing Company, Inc., 2001. — ISBN 978-0-87220-875-8 .
  • Riedweg Christoph. (англ.) . — Ithaca; London: Cornell University Press, 2005. — ISBN 978-0-8014-7452-1 .
  • Roscher W. H. // : [ нем. ] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I. — Kol. 198.
  • Taub Liba. Science Writing in Greco-Roman Antiquity (англ.) . — Cambridge: Cambridge University Press, 2017. — ISBN 978-0-521-11370-0 . — doi : .
  • . : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1893. — Bd. I, 1. — Kol. 1093.
Дополнительная литература
  • Эрик Асфог. Когда у Земли было две Луны. Планеты-каннибалы, ледяные гиганты, грязевые кометы и другие светила ночного неба. = Erik Ian Asphaug. When the Earth Had Two Moons: Cannibal Planets, Icy Giants, Dirty Comets, Dreadful Orbits, and the Origins of the Night Sky. — М. : Альпина нон-фикшн, 2021. — 474 с. — ISBN 978-5-00139-262-0 . .
  • Жмудь Л. Я. . — СПб. : Алетейя, 1994. — 376 с. — ISBN 5-86050-066-1 .
  • / Лебедев А. В. (составитель). — М. : Наука, 1989. — 576 с. — (Памятники философской мысли). — ISBN 5-02-008030-6 .
  • Леонтьев А. В. // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 11-й международной конференции молодых учёных 27-30 декабря 2000 г. — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета , 2000. — С. 298—301.
  • Леонтьев А. В. // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под редакцией профессора Э. Д. Фролова. — СПб. , 2004.
  • Панченко Д. В. // Индоевропейское языкознание и классическая филология. — 2008. — Т. XII . — С. 355—363 . — ISSN .
  • Сигачёв А. А. // Электронный журнал « Знание. Понимание. Умение ». — 2010. — № 6 — История .

Ссылки

  • (англ.) . 26 апреля 2018 года.
  • . 5 января 2016 года. в Библиотеке Александра Кобринского
  • . 14 мая 2013 года.
  • . 4 августа 2020 года. доктора философских наук, профессора А. О. Баумейстера
Источник —

Same as Пифагор