Interested Article - Уильямс, Роберта

Робе́рта Линн Уи́льямс ( англ. Roberta Lynn Williams , урождённая Хойер, англ. Heuer ; 16 февраля 1953 года , Лос-Анджелес , Калифорния , США ) американский дизайнер компьютерных игр , соучредитель компании Sierra On-Line . Вышедшая в 1980 году её первая игра, Mystery House , имела скромный коммерческий успех и считается первой графической приключенческой игрой . Уильямс также известна созданием и поддержкой серии King’s Quest , и разработкой видеоигры Phantasmagoria .

В 1996 году Sierra была приобретена компанией , что привело к увольнениям и смене руководства. Уильямс взяла небольшой отпуск и затем вернулась в компанию в качестве игрового дизайнера, но все больше разочаровывалась в творческих и деловых решениях CUC . После выхода игры King’s Quest: Mask of Eternity в 1998 году, Уильямс ушла из игровой индустрии и на пенсии сосредоточилась на путешествиях и написании исторической фантастики. В 2021 году она выпустила свой исторический роман «Прощание с Тарой». Вскоре после этого она вернулась к разработке игр, создав трёхмерный ремейк классической приключенческой игры Colossal Cave Adventure , которая вышла в 2023 году под названием Colossal Cave .

Несколько изданий назвали Роберту Уильямс одной из лучших или наиболее влиятельных творцов в индустрии видеоигр за то, что она стала одним из основателей компании Sierra, пионером жанра графических приключенческих игр и создателем серии King’s Quest . Несколько изданий назвали её «королевой приключенческих игр». Она получила награду «Икона индустрии» на церемонии The Game Awards и награду «Пионер» на церемонии Game Developers Choice Awards .

Ранняя жизнь

Роберта Хойер родилась в Лос-Анджелесе и выросла в сельской местности Южной Калифорнии в семье сельскохозяйственного инспектора . По своим рассказам о детстве, она часто придумывала сказочные истории о приключениях, чтобы развлечь свою семью . Лежа в постели, она представляла себе фантастические ситуации, которые иногда называла своими «фильмами» . Когда она была подростком, Роберта познакомилась со своим будущим мужем Кеном Уильямсом , и они начали встречаться . После окончания школы она стала клерком в Департаменте социального обеспечения округа Лос-Анджелес , отчасти благодаря связям отца, работавшего в местных государственных органах . В конце 1972 года Роберта вышла замуж за Кена через несколько дней после его восемнадцатилетия, а в ноябре 1973 года родила их первого сына . Пара ненадолго переехала в Иллинойс, где Роберта работала оператором компьютера , но вскоре вернулась в Лос-Анджелес, где устроилась на работу в компанию Lawry’s Foods в качестве COBOL -программиста .

К 1979 году у пары было двое детей . Кен работал программистом и консультантом, работая с большими мейнфреймами компании IBM . Они хотели уехать из Лос-Анджелеса, чтобы осуществить свою мечту — жить в лесу . Пока Кен вначале обдумывал идеи для технологического бизнеса, который мог бы стать жизнеспособным за пределами крупного города, к ним обоим пришла идея купить компьютер Apple II , стоивший около 2000 долларов США, что усложнило их финансовую ситуацию . Любовь Роберты к компьютерам росла по мере того, как она проходила несколько текстовых приключенческих игр , и она начала работать над своей первой компьютерной игрой .

Карьера в разработке игр

Ранние графические приключенческие игры (1979—1983)

Реклама, содержащая три фотографии из трех игр, с короткими абзацами, рекламирующими их
Реклама из июньского выпуска рассылки The On-Line Letter за 1981 год. Перечисляются некоторые игры серии Hi-Res Adventure от On-Line Systems, включая Mystery House и Wizard and the Princess .

Примерно в 1979 году Роберта Уильямс увлекалась текстовыми приключениями на своём телетайпе , в частности, ей нравилась игра Colossal Cave Adventure . Вдохновившись, она рассказала своему мужу Кену Уильямсу о своём видении того, какой может быть видеоигра , взяв за основу рассказ Агаты Кристи « И никого не стало » и настольную игру Clue . Роберта убедила Кена приложить свои технические знания к программированию игры, в то время как она внесла свой опыт в художественной литературе и рассказывании историй . Роберта рисовала картинки с помощью своего компьютера Apple II и графического планшета Versawriter, на котором можно было вручную обводить изображение на листе бумаги и таким способом вводить его в компьютер . Поскольку на тот момент не было программ для чтения изображений с Versawriter, Кену пришлось написать одну из них .

Результатом стала приключенческая игра Mystery House с чёрно-белой графикой для компьютера Apple II . Выпущенная в 1980 году, игра распространялась по почте, рекламировалась в компьютерных журналах под именем консалтинговой компании Кена, On-Line Systems . Вскоре было продано десять тысяч копий игры , причём Роберта лично упаковывала диски и вспомогательные материалы в пакеты и отвечала на звонки по домашнему телефону, давая подсказки к игровым головоломкам . Кен начал лично распространять копии игры в компьютерных магазинах. Он уволился с работы консультанта, рассчитывая, что продажа игр позволит супругам в конце концов переехать из города .

В конце того же года они выпустили игру Wizard and the Princess , улучшив предыдущую игру с помощью цветной графики и технологии дизеринга . Игра продалась тиражом 60 000 экземпляров, что вынудило компанию нанять дополнительных сотрудников для распространения и программирования . Воодушевленная успехом своих первых двух игр, компания On-Line Systems переключила свое внимание с консалтинга на разработку игр . Амбиции Роберты возросли с разработкой Time Zone , игры о путешествиях во времени, охватывающих тысячи лет, которая вышла в 1982 году на двенадцати дисках . Примерно в это время родители Роберты вышли на пенсию и переехали в , штат Калифорния, и она надеялась переехать поближе . С расширением компании пара наконец смогла перенести On-Line Systems из Сими-Валли , Калифорния, в . Они также изменили название своей компании на Sierra On-Line , исходя из близости к горам Сьерра-Невада .

Всего через два года компания Sierra выросла до почти сотни сотрудников с доходом в 10 миллионов долларов . Успех Sierra начал привлекать инвесторов, включая венчурных финансистов . Примерно в это время кинематографист Джим Хенсон обратился к Кену Уильямсу с предложением создать игровую адаптацию « Тёмного кристалла » до выхода фильма . Роберта была в восторге от проекта, считая видеоигры таким же видом развлечения, как и кино . Она разработала большую часть игровой адаптации на бумаге, и игра The Dark Crystal была завершена и выпущена в 1983 году . Игра вызвала большой резонанс и привлекла внимание средств массовой информации, и Роберта надеялась, что индустрия развлечений признает не только ценность игр, но и ценность художников, которые их создают .

King’s Quest (1983—1994)

Роберта Уильямс в ковбойской шляпе
Роберта Уильямс на праздновании первой годовщины компании On-Line Systems, 1981 год

К 1983 году новые инвесторы Sierra подтолкнули компанию к диверсификации в сторону выпуска видеоигр на картриджах для таких платформ, как Atari 2600 . Вскоре в индустрии видеоигр произошел крах , и совет директоров Sierra начал настаивать на слиянии со , компанией по разработке программного обеспечения для образовательной сферы . Когда Spinnaker представила свое предложение совету директоров Sierra, Роберта заявила: «Эти ребята — просто шуты. Никто в отрасли их не уважает. Разве мы не можем поговорить о чем-то продуктивном?» . Хотя Кен Уильямс был согласен на сделку, Роберта выступила категорически против, и слияние не состоялось . Sierra была вынуждена сократить штат до 30 человек , а семья Уильямс заложила свой дом, чтобы платить оставшимся сотрудникам .

В то же время компания IBM планировала создать игру, которая могла бы продемонстрировать мультимедийные возможности готовящегося к выпуску компьютера IBM PCjr , и обратилась к Sierra с предложением инвестиций в новый проект, который должен был использовать новые технологии . Уильямс хотела развить свой опыт с игрой Wizard and the Princess , создав полностью анимированную приключенческую игру в псевдотрехмерном мире . Это привело к выпуску в 1984 году игры King’s Quest , задуманной как смесь обычных сказок , которую можно было непосредственно воспринимать как игру . Также это привело к рождению языка скриптов Adventure Game Interpreter (AGI), который стал основой для приключенческих игр Sierra . Хотя компьютер PCjr был признан неудачным, King’s Quest была перенесена на многие другие платформы и быстро стала бестселлером . Игра считалась революционной благодаря своим псевдотрёхмерным элементам , став первой приключенческой игрой, в которой персонаж игрока мог двигаться перед, за или над другими объектами на экране . Она также стала первой компьютерной игрой, поддерживающей 16-цветный стандарт EGA , и тем самым установила новый стандарт для будущих графических приключенческих игр . В том же году Уильямс работала совместно с Элом Лоу над Mickey’s Space Adventure .

Тем временем Уильямс продолжила свою работу над серией King’s Quest , которая заслужила признание благодаря стилю повествования, а также всё более совершенным графическим решениям и технологиям . Вышедшая в 1986 году игра заняла место в списке 50 лучших видеоигр всех времён по версии Time , благодаря её большей продолжительности по сравнению с предыдущими частями . Когда в 1988 году вышла King’s Quest IV: The Perils of Rosella , она стала одной из первых игр, получивших поддержку звуковой карты , и одной из первых приключенческих игр с поддержкой мыши . Это была также одна из первых игр с женщиной-протагонистом — творческое решение, которое Уильямс заложила, представив персонажа в предыдущей игре . Это решение вызвало опасения среди коллег Уильямс , однако игра превзошла коммерческий успех предыдущих частей . Проведённые после выхода игры опросы показали, что большинство мужчин не возражали против игры в роли женщины-протагониста, в то время как многие женщины предпочли этот вариант . Согласно данным компании Sierra, женщины составили около 40 % всех зарегистрированных игроков, многие из которых поделились своими впечатлениями об игре в письмах Уильямс . King’s Quest IV стала источником вдохновения для многих последующих игр, включая Maniac Mansion и другие приключенческие игры от LucasArts .

Уильямс активно развивала и другие проекты. Одним из таких стала образовательная игра , которая продалась тиражом более 500 000 экземпляров . Версия игры на компакт-диске получила престижную награду от Ассоциации издателей программного обеспечения в номинации «Лучшая программа для детей младшего возраста» . В 1989 году Уильямс выпустила приключенческую игру под названием The Colonel’s Bequest , в которой были использованы идеи её первой игры Mystery House с более детальной графикой и улучшенным анализом вводимого текста . Игра отличалась тем, что в ней по-прежнему фигурировала женщина-протагонист , и отклонялась от традиционной формулы приключенческой игры, став в большей мере интерактивной загадкой, возлагая на игрока больше обязанностей по раскрытию сюжета . Вышедшая в 1990 году King’s Quest V стала первой игрой, в которой использовался интерфейс на основе пиктограмм , продолжая инновации серии в игровом дизайне . Игра была высоко оценена критиками и получила несколько наград после выхода , а журнал Computer Gaming World включил её в список величайших игр всех времен в 1996 году .

К началу 1990-х годов компания Sierra торговалась на бирже, и приносила доход в размере 100 миллионов долларов в год . В 1991 году компания выпустила игру The Dagger of Amon Ra , продолжение The Colonel’s Bequest , основанное на персонажах и концепциях, созданных Уильямс . Тем временем Уильямс вместе с Джейн Дженсен разработала игру King’s Quest VI . Выпущенная в 1992 году игра была признана несколькими изданиями одной из лучших приключенческих игр, если не одной из лучших игр в целом . К середине 1990-х годов Уильямс считалась самым популярным игровым дизайнером компании, особенно благодаря успеху серии King’s Quest .

Поздние игры и завершение карьеры (1995—1999)

Роберта Уильямс и две её коллеги в ковбойских шляпах
Роберта Уильямс (справа) с коллегами по компании On-Line Systems Марией Шталь (слева) и Дианой Сигал (в центре) на праздновании первой годовщины компании в 1981 году

После работы над King’s Quest Уильямс приступила к разработке Phantasmagoria , реалистичной приключенческой игры в жанре ужасов . Будучи давней поклонницей романов Стивена Кинга , она часто задумывалась о том, возможно ли создать страшную видеоигру . Поскольку она считала, что без живых актеров трудно создать по-настоящему страшную игру , игра была полностью снята на видео . В конечном итоге производство игры обошлось в 4 миллиона долларов, в команде работало около двухсот человек , а сценарий состоял из более чем пятисот страниц . Задуманная как игра для взрослых , Phantasmagoria рекламировалась как интерактивный фильм и была издана на семи компакт-дисках . Хотя Phantasmagoria получила неоднозначную оценку критиков, она стала одной из самых коммерчески успешных приключенческих игр и бестселлером компании Sierra , продавшись тиражом более миллиона копий после выхода в 1995 году . Уильямс вспоминает эту игру как свое любимое достижение .

В 1996 году компания Sierra была продана компании за более чем миллиард долларов в виде ценных бумаг . Роберта была против этой сделки, а несколько других высокопоставленных сотрудников Sierra считали, что в финансовых показателях CUC есть что-то подозрительное . В конце концов Роберта согласилась, понимая, что условия сделки были слишком выгодными, чтобы от них отказываться, и что на неё могут , если она не сможет добиться максимизации их прибыли . Управление компанией и принятие решений кардинально изменились под руководством CUC , в результате чего Кен Уильямс больше не имел влияния в собственной компании Sierra и был вынужден заняться программными продуктами CUC . Реструктуризация программного подразделения CUC (куда входила Sierra) также привела к увольнениям . Роберта Уильямс взяла творческий отпуск , а компания выпустила The Roberta Williams Anthology , сборник из 14 игр .

Роберта Уильямс вернулась к разработке игр в начале 1997 года для работы над King’s Quest: Mask of Eternity . Она надеялась вернуть в игру интерактивность, отсутствовавшую в Phantasmagoria , и использовать достижения технологии трехмерной графики . Компания Sierra сильно изменилась, и её новое руководство настаивало на добавлении элементов из популярных ролевых игр, таких как Diablo , отступая при этом от традиционных приключенческих элементов . Взаимодействие с командой разработки значительно отличалось от того, к которому привыкла Роберта, занимаясь разработкой прошлых игр. Подчас её решения как главного геймдизайнера попросту игнорировались командой или откатывались назад . Роберта пригрозила уйти из проекта, если ей не будет возвращён творческий контроль, после чего новый менеджмент Sierra пошёл на уступки. Разочарование Роберты от возникшей ситуации сочеталось с подозрениями в отношении CUC, после того как в адрес компании появились обвинения в финансовых махинациях . Беспокоясь о будущем своей семьи, она уговорила Кена покинуть корпорацию. Вскоре пара продала свой пакет акций и вышла из состава акционеров. Кен уволился в конце 1997 года; Роберта осталась, чтобы закончить Mask of Eternity . Выпущенная в 1998 году, игра была неоднозначно принята прессой и игроками, критиковавшими её за отход от традиционных элементов серии King’s Quest . В том же году CUC объединилась с , образовав . Последующая аудиторская проверка выявила многочисленные финансовые махинации с отчётностью CUC. Корпорация понесла репутационный урон, стоимость её акций рухнула . Многие сотрудники Sierra, имевшие долю в компании в виде акций, в одночасье потеряли всё . Пытаясь компенсировать потери, Cendant Corporation распродала непрофильные активы, в результате чего Sierra была продана французской корпорации Havas SA , дочерней компании медиахолдинга Vivendi . Новый владелец проводил дальнейшие реорганизации, приводившие к закрытию студий и подразделений Sierra. Упадок Sierra оказал эмоциональное воздействие на Роберту , которая покинула компанию в 1999 году . В 2008 году в результате слияния Activision и Vivendi активы Sierra перешли к Activision Blizzard .

Уход из игровой индустрии

Роберта Уильямс и её муж Кен в конференц-зале
Кен и Роберта Уильямс на мероприятии Game Developers Conference в 2022 году

В 1999 году, после выхода игры King’s Quest: Mask of Eternity , Роберта Уильямс заявила, что она взяла творческий отпуск от игровой индустрии . На самом деле и она, и Кен подписали с CUC соглашение о запрете конкуренции, которое не позволяло им работать в игровой индустрии в течение пяти лет. По словам Кена, «к тому времени, как пять лет истекли, мы перешли к другим начинаниям» , таким образом, карьера Роберты в игровой индустрии завершилась после 18 лет и 20 игр . В то время она держалась подальше от глаз общественности и редко общалась с прессой . В интервью 2006 года Роберта сказала, что её самым большим достижением было создание Phantasmagoria , хотя она выразила свою привязанность к серии King’s Quest за влияние на её раннюю карьеру . Уильямс говорила, что оставила в прошлом свою роль геймдизайнера и сосредоточилась на написании исторического романа . Она также увлеклась путешествиями , став заядлой мореплавательницей вместе со своим мужем .

В 2011 году сайт по видеоиграм Gamezebo сообщил, что Уильямс вернулась из творческого отпуска в качестве консультанта по игровому дизайну игры Odd Manor для социальной сети Facebook . К 2012 году Replay Games наняла в команду ветеранов Sierra Эла Лоу и Пола Троу для работы над серией приключенческих игр Leisure Suit Larry , в результате чего Троу попытался убедить Уильямсов вернуться в игровую индустрию . Activision наняла Telltale Games для разработки новой части серии King’s Quest . Уильямс отказалась работать над игрой, но дала несколько советов . Однако в 2013 году игра была отменена . Activision попыталась возродить бренд Sierra в 2014 году, в результате чего компания разработала игру King’s Quest: A Knight to Remember . По словам представителей студии, они консультировались с Робертой Уильямс, «чтобы сделать игру, которую она сделала бы, если бы продолжала создавать приключенческие игры» .

В 2019 году учредила программу «The Roberta Williams Women in Game Design Scholarship» в партнерстве с игровыми студиями The Coalition и . В 2021 году Уильямс самостоятельно издала свой первый роман «Прощание с Тарой», действие которого происходит в середине 1800-х годов в Ирландии во времена Великого голода .

Роберта и Кен в июне 2021 года объявили о планах вернуться к разработке игр в сотрудничестве с художником Маркусом Максимусом Мера . В интервью, данном в том же году, она выразила опасения, что у неё может не получиться успешно вернуться в индустрию после длительного перерыва, отметив, что в завершении карьеры на пике есть свои плюсы . В 2022 году команда сообщила, что их новая студия Cygnus Entertainment создает ремейк Colossal Cave Adventure под названием Colossal Cave 3D Adventure . Роберта пояснила, что эта новаторская игра 1970-х годов вдохновила её на карьеру в игровой индустрии, и она была рада представить Colossal Cave в виде интерактивной трехмерной игры .

Наследие и награды

В 1995 году журнал Next Generation включил Роберту Уильямс в список 75 влиятельных людей в игровой индустрии . Computer Gaming World также поставил её на десятое место в свой список 1997 года о наиболее влиятельных людях в компьютерных играх, высоко оценив её влияние на разработку приключенческих игр . В 1999 году сайт GameSpot разместил Уильямс на десятом месте в списке «самых влиятельных людей в компьютерных играх всех времен» за то, что она «расширила границы графических приключений» и была «особенно активна в создании игр с женской точкой зрения и игр, ориентированных на массовый рынок, при этом по возможности интегрируя новейшие технологии в графике и звуке» . В 2009 году IGN включил её и Кена на 23-е место в списке лучших создателей игр всех времен, подчеркнув их роль в создании компании Sierra как «компании, стоящей за некоторыми из лучших и наиболее известных приключенческих игр 80-х и 90-х годов» .

Computer Gaming World включил Роберту Уильямс в свой «Зал славы» в 2011 году . И Роберта, и Кен были удостоены награды «Икона индустрии» на церемонии The Game Awards в 2014 году . Она также получила награду «Пионер» на 20-й церемонии Game Developers Choice Awards в марте 2020 года за свою значимую работу в жанре графических приключенческих игр над игрой Mystery House , а также за роль в создании серии King’s Quest и соучреждение компании Sierra .

Кен Уильямс описал Роберту как перфекционистку, «чрезвычайно умную, обладающую интуицией и обычно оказывающуюся правой», отметив, что «ею невозможно управлять» . Сайт Ars Technica назвал Уильямс «одной из самых знаковых фигур в приключенческих играх», отметив её как одну из первых известных женщин среди игровых дизайнеров, а также высоко оценив её писательскую и дизайнерскую работу над Phantasmagoria и серией King’s Quest . Журнал Smithsonian Magazine отметил Уильямс как первопроходца графических приключенческих игр за создание первой домашней компьютерной игры с использованием компьютерной графики . Несколько изданий назвали Роберту «королевой приключенческих игр» .

Роберта Уильямс стала источником вдохновения для персонажей и художественного оформления других игр. Она позировала для обложки игры Softporn Adventure Чака Бентона, изданной On-Line Systems . Много позже она позировала со своими детьми в образе Матушки Гусыни для обложки игры Mixed-Up Mother Goose . Персонаж Роберты в качестве камео также появился в Leisure Suit Larry 3 , где главный герой прерывает её во время «съёмки» сцены для King’s Quest IV . Помимо этого, Роберта послужила источником вдохновения для образа Кэмерон Хоу в телевизионной драме « Остановись и гори » . Семья Уильямсов передала в дар музею собрание своих дизайнерских материалов .

Работы

Примечания

  1. Fish, Charlie. (англ.) . — White Owl, 2021. — P. 44–46. — ISBN 978-1-5267-7900-7 .
  2. Levy, Steven. (англ.) . — O'Reilly Media , 2010. — P. 241, 245, 253, 267, 288, 309, 316, 320, 357, 392. — ISBN 978-1-4493-9374-8 .
  3. Katz, Alan. (англ.) . — Running Press, 2019. — ISBN 978-0-7624-6335-0 .
  4. Bonner, Jerry. . Wired (англ.) . ISSN . из оригинала 8 декабря 2022 . Дата обращения: 25 ноября 2021 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  5. Williams, Ken. (англ.) . — Lulu Press, Inc. , 2020. — ISBN 978-1-716-72736-8 .
  6. . Lemelson-MIT Program . Дата обращения: 22 марта 2019. 22 марта 2019 года.
  7. Sherman, Jill. (англ.) . — Capstone, 2018. — P. 21. — ISBN 978-0-7565-5852-9 .
  8. Eschner, Kat (англ.) . Smithsonian Magazine (16 февраля 2017). Дата обращения: 24 ноября 2021. 17 февраля 2021 года.
  9. . GameSpot (24 февраля 1999). Дата обращения: 17 мая 2005. Архивировано из 17 мая 2005 года.
  10. Fyfe, Duncan (англ.) . Vice (29 октября 2020). Дата обращения: 30 октября 2020. 30 октября 2020 года.
  11. Moss, Richard (англ.) . Ars Technica (26 января 2011). Дата обращения: 2 февраля 2012. 4 июня 2012 года.
  12. (англ.) . Gamasutra (26 февраля 2020). Дата обращения: 26 февраля 2020. 26 февраля 2020 года.
  13. Jong, Philip (англ.) . Adventure Classic Gaming (28 марта 2006). Дата обращения: 26 ноября 2021. 21 ноября 2015 года.
  14. Anderson, John. (англ.) . 168 (март 1983). Дата обращения: 13 сентября 2008. 26 июля 2008 года.
  15. Jong, Philip (англ.) . Adventure Classic Gaming (16 июля 2006). Дата обращения: 14 июля 2015. 10 марта 2013 года.
  16. (англ.) . IGN . Дата обращения: 2 февраля 2012. Архивировано из 10 марта 2009 года.
  17. Mejia, Robert. (англ.) . — Rowman & Littlefield, 2017. — P. 97–99. — ISBN 978-1-4422-7815-8 .
  18. (англ.) // Time . — 2016. — 23 August. 26 августа 2016 года.
  19. Andreadis, Kosta (англ.) . IGN (25 мая 2014). Дата обращения: 6 ноября 2015. 27 мая 2014 года.
  20. GameSpot Staff. . GameSpot 13 (7 ноября 2000). Дата обращения: 17 февраля 2020. Архивировано из 25 мая 2005 года.
  21. Ardai, Charles. (англ.) // Computer Gaming World. — 1997. — November ( vol. 160 ). — P. 381 .
  22. Marold, Abby (англ.) . WomenGamers (17 февраля 2001). Дата обращения: 25 ноября 2021. 17 февраля 2001 года.
  23. Newsweek Staff. (англ.) . Newsweek (30 марта 1997). Дата обращения: 25 ноября 2021. 25 ноября 2021 года.
  24. . Computer Gaming World . 1991–06. p. 64. из оригинала 3 декабря 2013 . Дата обращения: 17 ноября 2013 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка )
  25. Sierra On-Line. Advertisement: Mixed-Up Mother Goose Deluxe (англ.) // PC Gamer US . — 1995. — December ( vol. 2 , no. 12 ). — P. 62 .
  26. Alexander, Leigh (2014-10-09). . Rock Paper Shotgun (англ.) . из оригинала 8 декабря 2022 . Дата обращения: 24 ноября 2021 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  27. Kalata, Kurt (амер. англ.) . Hardcore Gaming 101 (22 ноября 2010). Дата обращения: 25 ноября 2021. 20 ноября 2021 года.
  28. (англ.) // Next Generation . — 1997. — June ( no. 30 ). — P. 72–75 .
  29. (англ.) // Computer Gaming World. — 1991. — November. — P. 38 . 2 декабря 2013 года.
  30. (англ.) // Computer Gaming World. — 1992. — February. — P. 112 . 11 мая 2013 года.
  31. Riding the Cutting Edge (англ.) // Interaction. — 1993. — Vol. Winter 1993 . — P. 36–37 .
  32. (англ.) // Computer Gaming World . — 1996. — November. — P. 64–80 . 8 апреля 2016 года.
  33. Kalata, Kurt (амер. англ.) . Hardcore Gaming 101 (22 ноября 2009). Дата обращения: 25 ноября 2021. 25 ноября 2021 года.
  34. Ceccola, Russ. All about King's Quest VI: EG learns the inside scoop from Roberta Williams and Jane Jensen (англ.) // Electronic Games . — 1993. — February ( vol. 1 , no. 5 ). — P. 84, 85 .
  35. Gouskos, Carrie . GameSpot . 10 апреля 2006 года.
  36. Staff. PC Gamer Top 40: The Best Games of All Time; The Ten Best Games that Almost Made the Top 40 (англ.) // PC Gamer US . — 1994. — August ( no. 3 ). — P. 42 .
  37. Alexander, Jem . Kotaku (17 марта 2015). Дата обращения: 25 августа 2017. 26 августа 2017 года.
  38. Senan, David. (англ.) . — InterAction Magazine.
  39. (англ.) // Next Generation . — 1997. — June ( no. 30 ). — P. 77–81 .
  40. (англ.) . Adventure Gamers (12 марта 2021). Дата обращения: 25 ноября 2021. 17 апреля 2021 года.
  41. (англ.) . — McGraw-Hill, 2002. — P. 3–9. — ISBN 0-07-138626-2 .
  42. Kuchera, Ben Ars Technica (18 июля 2006). Дата обращения: 2 февраля 2012. 31 мая 2009 года.
  43. Johnson, Bobbie (англ.) . The Guardian (11 июля 2008). Дата обращения: 2 мая 2022. 20 ноября 2021 года.
  44. . Gamer's Depot (1999). Дата обращения: 14 апреля 2007. 27 ноября 1999 года.
  45. Ribeiro, Ricky (англ.) (11 мая 2012). Дата обращения: 2 февраля 2017. 3 февраля 2017 года.
  46. Webster, Andrew . Gamezebo (14 августа 2011). Дата обращения: 2 февраля 2012. 30 декабря 2014 года.
  47. Walker, John (2012-04-10). . Rock, Paper, Shotgun (англ.) . из оригинала 25 декабря 2022 . Дата обращения: 24 ноября 2021 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  48. (англ.) . IGN (8 июня 2011). Дата обращения: 7 сентября 2012. Архивировано из 29 августа 2011 года.
  49. (англ.) . (3 апреля 2013). Дата обращения: 3 апреля 2013. 5 апреля 2013 года.
  50. Corriea, Alexa Ray (амер. англ.) . Polygon (12 августа 2014). Дата обращения: 24 ноября 2021. 25 ноября 2021 года.
  51. (амер. англ.) . Siliconera (31 июля 2015). Дата обращения: 24 ноября 2021. 25 ноября 2021 года.
  52. Futter, Mike (амер. англ.) . Yahoo! Finance (26 июня 2019). Дата обращения: 24 ноября 2021. 25 ноября 2021 года.
  53. (англ.) . Дата обращения: 14 марта 2021. 20 апреля 2021 года.
  54. Rousseau, Jeffrey . GamesIndustry.biz (3 июня 2021). Дата обращения: 3 июня 2021. 3 июня 2021 года.
  55. Cassidy, Ruth (2021-05-29). . PC Gamer (англ.) . из оригинала 20 февраля 2023 . Дата обращения: 25 ноября 2021 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  56. Bailey, Kat . IGN (29 марта 2022). Дата обращения: 15 апреля 2022.
  57. Machkovech, Sam (англ.) . Ars Technica (8 апреля 2022). Дата обращения: 2 мая 2022. 2 мая 2022 года.
  58. 75 Power Players (англ.) // Next Generation . — 1995. — November ( no. 11 ). — P. 53–54 .
  59. The Most Influential People in Computer Gaming (англ.) // Computer Gaming World. — 1997. — October ( no. 159 ). — P. 56 .
  60. (англ.) // Computer Gaming World . — , 2011. — 5 August. 5 августа 2011 года.
  61. O'Connor, Alice (2020-03-19). . Rock, Paper, Shotgun (англ.) . из оригинала 14 ноября 2022 . Дата обращения: 24 ноября 2021 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  62. Craddock, David L. (англ.) . — CRC Press, 2021. — ISBN 978-1-000-43393-7 .
  63. Lewis, Peter H. (англ.) . « Нью-Йорк таймс » (20 декабря 1992). Дата обращения: 21 января 2023. 14 ноября 2022 года.
  64. Nooney, Laine (англ.) . The Atlantic (2 декабря 2014). Дата обращения: 25 ноября 2021. 7 декабря 2017 года.
  65. Kalata, Kurt . Hardcore Gaming 101 (5 августа 2009). Дата обращения: 27 января 2023. 26 января 2023 года.
  66. Sirois, Justin . (22 сентября 2015). Дата обращения: 22 сентября 2015. 26 сентября 2015 года.
  67. (англ.) . Giant Bomb . Дата обращения: 10 июля 2023. 10 июля 2023 года.
  68. Webster, Andrew . Gamezebo (14 августа 2011). Дата обращения: 20 января 2022. 29 декабря 2014 года.
  69. Carpenter, Nicole (англ.) . Polygon (8 декабря 2022). Дата обращения: 19 января 2023. 19 января 2023 года.
Источник —

Same as Уильямс, Роберта