Interested Article - Русские поэты-футуристы
- 2020-05-28
- 2
Ру́сские поэ́ты-футури́сты — писавшие на русском языке поэты русского авангарда , чьё творчество полностью или на определенном этапе было связано с футуризмом . Поэты данного направления провозглашали низвержение форм и условностей искусства ради его сопряжения с прогрессом XX века . Основной поэтической концепцией футуризма была передача ощущений по типу « потока сознания », акценты звуковой и графической составляющих в противовес смыслу — активно использовалась ономатопея и аллитерации ; поэты часто обращались к рисункам, коллажам , комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математическим знакам .
Решающим фактором в отнесении того или иного автора к футуристам являлась поэтика его (её) произведений, однако в некоторых случаях необходимо принимать во внимание и факторы творческой биографии: участие в футуристических издательских проектах и акциях, подписи под футуристическими манифестами; так, в стихах Бенедикта Лившица , одного из важнейших участников футуристических альманахов 1910-х , элементы футуристической поэтики проявляются далеко не всегда, в то время как у Андрея Белого или Сергея Городецкого , никогда не примыкавших к футуризму, такие элементы поэтики вполне можно усмотреть . Некоторые из поэтов писали в русле футуризма весьма краткое время, позже сменив его на другие поэтические направления, либо прославившись в прозе и критике (например, Шкловский и Якобсон).
В список не включаются последователи футуризма, развивавшие его открытия в более позднее время, начиная с конца 1920-х ( конструктивисты , ОБЭРИУ ) и вплоть до настоящего времени. Список составлен на основе антологии «Поэзия русского футуризма» ( 2001 , составители В. Альфонсов и ) .
Группировки
— писатели-
эмигранты
— поэты, также занимавшиеся живописью
— авторы, чьё творчество перешло в
общественное достояние
—
репрессированные
поэты
— погибшие в годы
Великой Отечественной войны
- « Бескровное убийство » — литературно-художественная группа, сложившаяся в 1914 году вокруг Михаила Ле-Дантю и Ольги Лешковой и издававшая в 1915—1916 годах рукописный гектографированный журнал « Бескровное убийство ». Деятельность группы, носившая анархично - карнавальный характер, предвосхитила абсурдистскую линию будущих обэриутов .
- « 41° » — объединение, основанное в Тифлисе в 1917 году (хотя официально о ней было объявлено только два года спустя) поэтами Алексеем Кручёных , Ильёй Зданевичем , братом последнего художником Кириллом Зданевичем и театральным деятелем Игорем Терентьевым .
- Кубофутуризм («Гилея») — течение в русском искусстве 1910-х годов, охватившее главным образом литературу и живопись. Термин связан с тем, что поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками- кубистами . Кубофутуристы-художники активно сотрудничали с поэтами-футуристами из группы «Гилея» .
- « Мезонин поэзии » — группа, созданная в 1913 году московскими эгофутуристами под началом Вадима Шершеневича . Объединение появилось в качестве литературного противовеса «Гилее» с целью превзойти её успех. «Мезонин» испытывал сильное влияние итальянского футуризма, поклонником которого являлся Шершеневич .
- « Творчество » — дальневосточная группа, сложившаяся благодаря влиянию поэтов Асеева и Третьякова ; группа была объединена вокруг одноимённого журнала , ставшего их «центральным органом» .
- « Центрифуга » и « » — «Центрифуга» сложилась в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее ассоциировавшихся с издательством « ». Основной инновацией объединения был акцент в произведениях на интонационно-ритмические и синтаксические структуры в большей степени, чем на сами слова . Эгофутуризм («Академия Эгопоэзии», «Интуитивная школа», «Интуитивная Ассоциация Эго-футуризм (группа „Петербургского Глашатая“)» — направление, сложившееся вокруг Игоря Северянина . Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.
Дата смерти | Срок перехода | |
---|---|---|
1941 (автор не работал во время
Великой Отечественной войны
и не участвовал в ней) |
2011 =1941+70 | |
1941 (автор работал во время
Великой Отечественной войны
или участвовал в ней) |
2015 =1945+70 | |
дата реабилитации
+ 70 лет |
||
Всё, написанное до 1917 года |
Список авторов
Примечания
- . Слова. Серебряный век . slova.org.ru. Дата обращения: 12 сентября 2011. 20 сентября 2011 года.
- Футуризм // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Поэзия русского футуризма / Альфонсов, В.; Красицкий, C.. — М. : Академический проект, 2001. — 752 с. — (Новая библиотека поэта). — 2000 экз. — ISBN 5-7331-0132-6 .
- Шруба Манфред . // Новое литературное обозрение . — 2006. — № 77 . 30 мая 2015 года.
- . Энциклопедия футуризма . futurism.ru. Дата обращения: 12 сентября 2011. Архивировано из 4 февраля 2012 года.
- . Энциклопедия искусства . artproject.ru. Дата обращения: 12 сентября 2011. 7 марта 2016 года.
- В.В.Бычков. Кубофутуризм // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века . — 2003.
- . Слова. Серебряный век . slova.org.ru. Дата обращения: 12 сентября 2011. 21 сентября 2011 года.
- Под редакцией проф. Горкина А.П. футуризм // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . — 2006.
- . Слова. Серебряный век . slova.org.ru. Дата обращения: 12 сентября 2011. 21 сентября 2011 года.
- . Слова. Серебряный век . slova.org.ru. Дата обращения: 12 сентября 2011. 21 сентября 2011 года.
- В соответствии со
Ссылки
- на сайте, посвящённом поэтам Серебряного века
- на сайте кафедры новейшей русской литературы филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена
- 2020-05-28
- 2