Почтовые марки России
- 1 year ago
- 0
- 0
Почто́вые ма́рки «Евро́па» ( Евро́па-ма́рки , почто́вые вы́пуски по програ́мме «Евро́па» ; также известные до 1992 года как почтовые марки «Europa-CEPT » ) — ежегодный совместный выпуск почтовых марок на общую тему или с общим , которые издаются почтовыми администрациями стран-членов « » — европейской торговой ассоциации в области почтовой связи . Центральной темой выпусков является Европа — её природа и культурное наследие, общие исторические корни, интеграция и взаимодействие европейских стран в различных сферах жизни. Коллекционирование почтовых марок «Европа» является одним из самых популярных направлений тематической филателии . Россия участвует в программе «Европа» с 1995 года . Первый день почтового обращения марок «Европа» обычно приходится на начало мая незадолго до Дня Европы или непосредственно в этот день. В настоящее время в программу вовлечены около 60 европейских почтовых администраций .
Почтовые марки «Европа» отсчитывают свою историю с 15 сентября 1956 года , когда увидел свет первый межъевропейский выпуск почтовых марок с общим сюжетом (идея подобной акции обсуждалась с 1952 года) . На марках, исполненных по рисунку французского художника Даниэля Гонзаго, была изображена символическая строящаяся башня из букв EUROPA, в которой буквы предстают «могучими закладными камнями творения». Их подготовили почтовые администрации шести стран-членов Европейского объединения угля и стали — Бельгии, Западной Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции, — и договорились о ежегодном дальнейшем сотрудничестве в новом направлении. С 1960 года функции координатора по эмиссии совместных европейских почтовых марок взяла на себя учреждённая годом ранее Европейская конференция администраций почтовых служб и служб связи (CEPT). По 1973 год включительно каждый ежегодный выпуск «Европы» имел общий сюжет, созданный одним художником и одобренный по результатам международного конкурса . Рисунки марок включали в себя логотип или аббревиатуру CEPT, название континента на латыни (чтобы избежать проблемы именования на разных языках); они посвящались актуальным политическим темам европейского единства, интеграции и сотрудничества и носили символический характер. Каждая страна-участник привносила в общий подход собственные локальные изменения в виде цветового решения, размера, способа печати и т. п. Обычно участники готовили одиночную марку или небольшую (2—3) серию марок .
На рубеже 1960-х — 1970-х многие страны-участницы программы возражали против общего дизайна марок и политизированного контекста эмиссий . В 1974 году произошли важные изменения: выпуски по программе «Европа» разных стран стали объединяться общей неполитической темой, получив при этом самостоятельные сюжеты. Первой такой темой стала «Скульптура» (23 страны подготовили 49 сюжетов). Смену эмиссионной политики связывали и с усталостью филателистов от однообразия марок. Спустя годы « Нью-Йорк Таймс » отмечала, что перемены привели к значительному повышению эстетической ценности последующих выпусков. Наряду с этим газета обращала внимание на существенный рост коллекционной стоимости ранних выпусков с общим дизайном .
После 1973 года марки проекта лишь трижды — в 1984, 2000 и 2016 годах — имели одинаковые рисунки. Таким образом отмечались 25-летие CEPT, миллениум и 60-летие первых Европа-марок .
География марок «Европа» в 1960-е — 1970-е постоянно расширялась, в том числе за счёт участия карликовых государств . С 1960 года их издаёт Лихтенштейн , с 1961 — Сан-Марино , с 1962 — Монако . Популярность проекта побудила в 1970-е годы подключиться к нему почтовые администрации зависимых территорий, имеющие автономию в области почтовой связи. Например, острова Мэн и Гернси , коронные зависимые территории Великобритании , впервые выпустили Европа-марки в 1976 году, а остров Джерси — в 1978 году. Охват программы распространялся за пределы Западной Европы : Турция среди участников с 1960 года, а Югославия (единственная социалистическая страна ) присоединилась к эмиссии марок по программе в 1969 году. Число стран-эмитентов достигало 35-ти в середине 1980-х годов. После краха мировой системы социализма и распада СССР в 1990-е годы заявили о себе новые участники: в конце 1990-х годов их было уже более шестидесяти . В 1993 году Литва и Молдова первыми из постсоветских стран выпустили почтовые миниатюры «Европа» в рамках темы «Современное искусство». (Появившаяся в том же году серия марок Белоруссии с репродукциями картин Марка Шагала , хотя и имела атрибуты «Европы», готовилась без согласия организаторов и не получила официального признания. ) С 1995 года Россия также издаёт марки по программе.
Европейская конференция администраций почтовых служб и служб связи (CEPT) с 1993 года сосредоточилась на телекоммуникациях, а права управления программой выпуска почтовых марок «Европа» перешли к ассоциации «ПостЕвропа» ( ), учреждённой национальными европейскими почтовыми операторами . Логотип CEPT был заменён новым логотипом, созданным «ПостЕвропой», то есть словом «EUROPA» особого начертания с наклоном вправо. Логотип является торговой маркой ассоциации.
В 2011 году логотип программы подвергся модернизации — теперь перед словом EUROPA имеется стилизованное изображение почтового ящика .
Для популяризации марок «Европа» среди филателистов «ПостЕвропа» с 2002 года организует ежегодный конкурс «Лучшая марка Европы». Победитель конкурса изначально определялся представителями европейских почтовых администраций, с 2007 года он выявляется онлайн-голосованием среди интересующихся темой; с 2011 года конкурс проходит в двух вариантах — в альтернативной версии победителя выбирают члены специального жюри . В 2012 и 2015 годах жюри отдало предпочтение российским почтовым маркам : в 2012 году марки «Европа» выпускались на тему «Визит в … (название страны, например, „Визит в Россию“)» , в 2015 — на тему «Старинные игрушки» .
Марки «Европа» выпускали и выпускают почтовые администрации непризнанных или частично признанных государственных образований. Так, в программе с 1975 года регулярно участвует Турецкая республика Северного Кипра , чей суверенитет признаётся только Турцией . Северный Кипр не является членом Всемирного почтового союза , не входил в ассоциацию CEPT и не входит в «ПостЕвропу»; эмиссии его марок не имеют официального статуса в этих организациях. Тем не менее коллекционеры проявляют к ним интерес. Распад Югославии и югославские войны породили новые государства и государственные образования; некоторые существовали всего несколько лет и не признавались на международном уровне, но издавали собственные почтовые марки, в том числе по тематическим планам и с символикой «Европы». Таковы эмиссии 1996—1997 годов Сербской Краины . Ранее в 1993—1995 году выходили марки по темам «Европы», выпущенные самопровозглашённой Республикой Герцег-Босна . С 2008 года изданием марок по темам «Европы» занимаются непризнанная Нагорно-Карабахская республика и частично признанное Косово . Все отмеченные государственные образования не имели или не имеют членства во Всемирном почтовом союзе и ассоциации «ПостЕвропа» , их знаки почтовой оплаты официально не признаются.
Выпуск почтовых марок «Европа» в отдельные периоды сопровождался эмиссиями спекулятивных марок виртуальных государств и пропагандистских псевдо-марок. К настоящим почтовым маркам они не имеют отношения, по сути являясь виньетками . Таковой, например, является спекулятивная серия, изготовленная в 1962 году от имени борцов за независимость Бретани — исторической провинции на северо-западе Франции . Эмиссия не признавалась ни Францией, ни местными властями региона. Известны «марки» разных лет от имени «правительства Независимого государства Хорватия в изгнании», выражавшие протест против коммунистического режима в Югославии . В отмеченных эмиссиях использовался дизайн марок «Европа». Имели место издания от имени «правительства Румынии в изгнании», — группы лиц, действовавших во франкистской Испании в 1960-е годы. Они периодически выпускали пропагандистские антикоммунистические виньетки, сюжеты которых пародировали сюжеты «Европы»: вместо строящейся башни из букв EUROPA — башня рушащаяся и т. п.
Известны выпуски 2011 года от имени непризнанной Приднестровской Молдавской республики , а также частично признанных Абхазии и Южной Осетии , которые, по мнению экспертов, являются фальшивками . Эти псевдо-марки, вероятно, никогда не использовались для нужд почты «родных» стран и создавались с целью извлечь выгоду из заблуждений филателистов.
Только почтовые администрации европейского континента могут издавать марки «Европа» . Однако это не стало препятствием для отдельных неевропейских стран, воспроизводивших на своих марках некоторые общие рисунки «Европы». В разные годы в этом замечены были Северный Йемен , Мавритания , Парагвай , Руанда .
В 2006 году изображения марок периода общих сюжетов и атрибутика «Европы» также появлялись на почтовых миниатюрах неевропейских стран, на сей раз в связи с 50-летием первого выпуска программы. Таким образом филателистический юбилей отметили почтовые службы, например, Монголии , Перу , Кубы , Суринама , Центральноафриканской республики , Шри-Ланки . Юбилейные марки подготовили и многие европейские страны, регулярно участвовавшие в выпусках программы. Среди них — Австрия , Исландия , Кипр , Турция, Мальта , Греция , Болгария , Гибралтар , Словения , Хорватия , Армения , Азербайджан , Украина , Эстония и другие. В целом полувековой годовщине посвятили свои эмиссии свыше пятидесяти европейских и неевропейских стран.
60-летие марок «Европа» в 2016 году отмечалось совместным европейским выпуском с общим дизайном под девизом «Думай по-зелёному» («Think Green»).
В 2022 году темой для «Европы» стали «Истории и мифы»; на 2023 год запланирована эмиссия по девизом «Мир — наивысшая ценность человечества». С идеей выступил украинский почтовый оператор « Укрпочта », призывая проявить солидарность с Украиной. Объявлен конкурс для определения общего сюжета марки, который будут использовать страны-участники. Намеченная ранее тематика «Подводная фауна и флора» и «Национальные археологические открытия» перешла на 2024 и 2025 годы соответственно.
В период 1956—1973 гг. выпуски почтовых марок «Европа» характеризовались общим дизайном, за исключением выпуска 1957 года. С 1960 года на марках присутствует логотип или аббревиатура патронатной организации — CEPT .
В скобках указано общее количество марок выпуска. В комментариях приводится перечень участников. Сведения приводятся в соответствии с каталогом «MICHEL. CEPT-Katalog 2016/2017».
Год |
Количество участников
(количество марок) |
Описание, пояснение, автор сюжета | Иллюстрация |
---|---|---|---|
1956 |
6
(13) |
Символическая строящаяся башня из букв EUROPA. Рисунок французского художника Даниэля Гонзаго. |
|
1957 |
8
(18) |
Общая тема: «Единая Европа: мир и процветание» . Западная Германия и Саар издали марки с одинаковым рисунком. | |
1958 |
8
(17) |
Почтовый голубь, летящий над буквой Е. Символизирует кооперацию национальных почтовых служб в движении к единой Европе. Рисунок голландского художника Андре Ван дер Фоссена. Турция выпустила серию марок с собственным дизайном. | |
1959 |
8
(15) |
Замкнутая в круг цепочка из шести звеньев. Дизайн немецкого художника Вальтера Бруди. Марки Австрии и Швейцарии имеют самостоятельный дизайн. | |
1960 |
20
(36) |
Первый выпуск под патронатом CEPT. Буква О в слове EUROPA, стилизованная под изображение античного колеса с 19 спицами — по числу участников CEPT на время подготовки к изданию марок. Рисунок финского художника Пентти Рахикайнена. Марка Великобритании совмещала рисунок колеса и портрет Елизаветы II . Лихтенштейн и Австрия выпустили марки с собственными рисунками. | |
1961 |
16
(34) |
Летящая стая из 19 почтовых голубей (по числу стран-участниц CEPT) образующая фигуру стилизованного голубя. Дизайн голландского художника Тео Курпершука. Великобритания выпустила серию из трёх марок, на двух использовался общий рисунок. Оригинальный дизайн у марок Лихтенштейна, Португалии и Сан-Марино . | |
1962 |
18
(39) |
Стилизованное дерево с 19-ю листьями (каждый лист символизирует участника ассоциации CEPT). Художник — Лекс Вейер из Люксембурга . Монако , Лихтенштейн, Португалия, Сан-Марино и Испания отдали предпочтение маркам с собственным мотивом. | |
1963 |
19
(36) |
Крестообразное переплетение четырёх U-образных форм вокруг аббревиатуры CEPT. Художник — Арне Холм из Норвегии . Монако, Лихтенштейн, Португалия, Сан-Марино и Испания разработали марки с самостоятельными рисунками. | |
1964 |
19
(36) |
Стилизованный цветок с 22-мя лепестками (по числу стран-участниц CEPT в 1964 году), в центре которого — логотип организации. Выпуск приурочен к пятилетию ассоциации. Рисунок французского художника Жоржа Бетемпса. Марки Лихтенштейна и Сан-Марино имеют оригинальный дизайн. | |
1965 |
19
(36) |
Веточка дерева с тремя листьями и плодом в виде аббревиатуры СЕРT. Три листа интерпретируют как почтовую, телеграфную и телефонную связь — три направления деятельности CEPT. Рисунок исландского художника Хордера Карлссона. Лихтенштейн, Сан-Марино и Испания выпустили марки с собственными рисунками. | |
1966 |
19
(37) |
Стилизованный кораблик, символизирующий устойчивое движение CEPT вперёд в спокойном море. Дизайн братьев Йозефа и Грегора Бендеров, Германия. У марок Сан-Марино и Испании самостоятельный дизайн. | |
1967 |
19
(37) |
Шестерни. Центральная шестерня с логотипом CEPT имеет 22 зубца, по количеству членов организации в 1967 году. Рисунок бельгийского художника Оскара Бонневалле. Лихтенштейн использовал общий мотив шестерёнок, но в самостоятельной трактовке. Марка Сан-Марино отличается оригинальным мотивом. | |
1968 |
18
(35) |
Ключ с логотипом CEPT в головке. Рисунок швейцарского художника Ганса Шварценбаха. Все участники программы издали марки с общим сюжетом. Ключ на марке Лихтенштейна имеет незначительные отклонения от общего сюжета. | |
1969 |
26
(50) |
Монументальные буквы EUROPA и CEPT, стилизованные под колоннаду вдоль стен символического здания (Выпуск приурочен к 10-летию ассоциации CEPT). Художники — Луиджи Гасбара и Джорджо Белли, Италия . Все участники эмиссии придерживались общего дизайна. | |
1970 |
19
(41) |
Символический солнечный диск, состоящий из 24-х переплетённых тонких лент (каждая символизирует участника ассоциации CEPT в 1970 году). Рисунок ирландского художника Луи Ле Брокки. Все участники выпуска использовали общий дизайн марок. Греция в рамках трёхмарочной серии издала одну марку с оригинальным дизайном. | |
1971 |
21
(44) |
Цепочка из стилизованной буквы О из слова EUROPA с вплетённой аббревиатурой CEPT. Дизайн — Хельги Хафлидасон, Исландия . Все страны издали марки с общим рисунком. Франция дополнительно подготовила марку с обособленным сюжетом. | |
1972 |
22
(46) |
Северное сияние. Рисунок финского художника Пааво Хуовинена. Все участники программы придерживались общего мотива. Франция и Испания дополнили эмиссию по одной марке с оригинальным рисунком. | |
1973 |
24
(50) |
Три стрелы в виде стилизованного почтового рожка. Стрелы символизируют почтовую, телефонную и телеграфную связь. Рисунок норвежского художника Лейфа Фриманна Ханнисдаля. Все участники придерживались общего рисунка. Сверх этого Франция, Испания, испанская почта Андорры предложили по одному самостоятельному сюжету. Австрия выпустила марку с оригинальным дизайном. |
Выпуски данного периода выходили с логотипом или аббревиатурой CEPT. Они связывались общей темой, за исключением юбилейного выпуска 1984 года с общим дизайном, приуроченного к 25-летию CEPT.
В скобках указано общее количество марок выпуска. В комментариях приводятся перечни участников — в соответствии с каталогом «MICHEL. CEPT-Katalog 2016/2017», включая (с 1975 года) частично признанную Турецкую республику Северного Кипра (отмечена курсивом ). Неофициальные участники выпусков отмечены звёздочкой (*).
Год |
Количество участников
(количество марок) |
Тема | Иллюстрация |
---|---|---|---|
1974 |
23
(49) |
«Скульптура» | |
1975 |
24
(50) |
«Живопись» | |
1976 |
27
(58) |
«Ремёсла» | |
1977 |
28
(56) |
«Ландшафты» | |
1978 |
30
(65) |
«Монументы» | |
1979 |
31
(68) |
«Почта и телекоммуникации» | |
1980 |
32
(67) |
«Известные люди» | |
1981 |
35
(69) |
«Фольклор» | |
1982 |
35
(70) |
«Исторические события» | |
1983 |
35
(71) |
«Великие творения человеческого гения» | |
1984 |
35
(67) |
« 25-летие CEPT» (общий дизайн). Символический мост, помогающий в общении и обмене между народами Европы. Рисунок французского художника Джеки Ларривьера. Все участники выпуска придерживались данного сюжета, кроме Гибралтара . | |
1985 |
35
(73) |
«Европейский год музыки» | |
1986 |
35
(74) |
«Охрана природы» | |
1987 |
35
(74) |
«Искусство современной архитектуры» | |
1988 |
35
(79) |
«Транспорт и связь» | |
1989 |
35
(80) |
«Детские игры» | |
1990 |
35
(78) |
«Почтамты и почтовые учреждения» | |
1991 |
40
(84) |
«Европейская космонавтика» | |
1992 |
42
(104) |
«Открывая Америку». Исландия и Фарерские острова выпустили марки с одинаковыми сюжетами. |
Начиная с 1993 года координатором программы является ассоциация «ПостЕвропа»; на марках присутствует официальный логотип EUROPA; ежегодные выпуски связаны общей темой, за исключением эмиссий 2000 и 2016 годов, объединённых не только общими темами, но и общими для всех участников рисунками марок .
В скобках указано общее количество марок в выпуске. В комментариях приводятся перечни участников. По 2015 год включительно — в соответствии с каталогом «MICHEL. CEPT-Katalog 2016/2017», включая частично признанные и непризнанные государства (они отмечены курсивом ), с уточнениями сведений по публикациям на сайте «ПостЕвропы». Неофициальные участники выпусков отмечены звёздочкой (*). С 2016 года приводится список стран-эмитентов по официальной информации «ПостЕвропы» (без указания количества марок в ежегодном выпуске).
Год |
Количество участников
(количество марок) |
Тема | Иллюстрация |
---|---|---|---|
1993 |
48
(106) |
«Современное искусство» | |
1994 |
50
(112) |
«Великие открытия» | |
1995 |
50
(95) |
«Мир и свобода» | |
1996 |
54
(97) |
«Знаменитые женщины» | |
1997 |
57
(105) |
«Легенды и сказания» | |
1998 |
59
(103) |
«Народные праздники и фестивали» | |
1999 |
59
(105) |
«Заповедники и национальные парки» | |
2000 |
58
(79) |
«Европа-2000. Башня из звёзд» (общий дизайн; рисунок французского художника Ж.-П. Кузена) | |
2001 |
59
(101) |
«Вода — природное богатство» | |
2002 |
61
(103) |
«Цирк» | |
2003 |
60
(100) |
«Искусство плаката» | |
2004 |
60
(114) |
«Отдых» | |
2005 |
62
(119) |
«Гастрономия» | |
2006 |
62
(122) |
«Интеграция глазами молодёжи» | |
2007 |
63
(129) |
«100-летие скаутского движения» | |
2008 |
65
(140) |
«Письмо» | |
2009 |
65
(132) |
«Астрономия» | |
2010 |
63
(129) |
«Детские книги» | |
2011 |
63
(127) |
«Леса» | |
2012 |
65
(117) |
«Визит в…» (например, «Визит во Францию», «Визит в Россию» и т. п.) | |
2013 |
64
(131) |
«Фургон почтальона: почтовые транспортные средства» | |
2014 |
64
(125) |
«Национальные музыкальные инструменты» | |
2015 |
62
(124) |
«Старинные игрушки» | |
2016 |
52
|
«Экология: „Думай по-зелёному“» («Think Green»). (общий дизайн, разработанный кипрской художницей Доксией Серджиду.) Выпуск приурочен к 60-летию первых марок «Европа». | |
2017 |
58
|
«Замки» | |
2018 |
57
|
«Мосты» | |
2019 | 56 | «Национальные птицы». Некоторые страны выпустили марки с дополненной реальностью . | |
2020 | «Древние почтовые пути» | ||
2021 | «Исчезающая национальная дикая природа» | ||
2022 | (текущий выпуск) | «Истории и мифы» | |
2023 | (Планируемый выпуск) | «Мир — наивысшая ценность человечества». Запланирован выпуск марок с общим дизайном в знак солидарности с Украиной. |
Конкурс проводится ассоциацией «ПостЕвропа» с 2002 года в целях популяризации марок «Европа» среди филателистов. По 2006 год включительно победитель определялся представителями почтовых администраций — членов «ПостЕвропы», а далее — онлайн-голосованием ( победители выделены голубым цветом ). С 2011 по 2020 год в конкурсе были две марки-победительницы — определённая онлайн-голосованием и выбранная членами специального жюри ( они выделены розовым цветом ). В 2016 году темой марок «Европа» стала «Экология: думай по-зелёному» с общим рисунком для всех участников и победитель не определялся. В 2021 году правила конкурса снова изменились. Отныне выбор призёра зависит от трёх равноправных составляющих: голосов участников онлайн-голосования, голосов членов экспертного жюри и голосов представителей почтовых операторов.
В таблице представлены марки-обладательницы титула «Лучшая марка Европы» по информации на официальном сайте «ПостЕвропы» .
Год | Тема | Страна | Описание |
---|---|---|---|
2002 | «Цирк» | Мальта | Портрет клоуна крупным планом |
2003 | «Искусство плаката» | Монако | Постер с молодой девушкой в купальнике, сидящей на трамплине . |
2004 | «Отдых» | Гренландия | Две гренландские девушки в национальных костюмах, приветствующие друг друга нос к носу. Текст «Привет из Гренландии» |
2005 | «Гастрономия» | Исландия | Круглая марка — по форме тарелки. Рисунок из четырёх частей, в которых изображены часть тарелки со столовыми приборами, исландский морской пейзаж, приготовление блюда национальной кухни и приготовленные овощи |
2006 | «Интеграция глазами молодёжи» | Украина | Планета Земля во Вселенной с условным изображением фигурок людей, держащихся за руки, которые символизируют мировую интеграцию во имя всеобщего блага. |
2007 | «100-летие скаутского движения» | Армения | Руки детей различных национальностей, показывающие приветственный скаутский знак. |
2008 | «Письмо» | Венгрия | Стилизованное изображение письма, вложенного в конверт. |
2009 | «Астрономия» | Венгрия | Галилео Галилей . На заднем плане — космический аппарат «Галилео» , запущенный в 1989 году и названный в честь астронома. |
2010 | «Детские книги» | Венгрия | Иллюстрация к детской книге Иштвана Кормоса «Сказки Вакора», созданная художником Кароли Райхом. Вакор — медвежонок, любимый в Венгрии персонаж детских произведений. |
2011 | «Леса» | Турция | Осенний лес |
Кипр | Лес в лучах солнечного света и его обитатели | ||
2012 | «Визит в…» | Венгрия | Контуры букв национального домена Венгрии .hu , наполненные перцем и виноградом |
Россия | Девушка в русском национальном костюме , приветствующая дорогих гостей хлебом-солью | ||
2013 | «Повозка почтальона: почтовые транспортные средства» | Турция | Средства доставки почты различных эпох на фоне условного изображения почтового конверта |
Финляндия | Почтовые служащие и почтовый автобус 1930-х годов | ||
2014 | «Национальные музыкальные инструменты» | Сербия | Гайда — сербский вид волынки |
Бельгия | Саксофон — популярный музыкальный инструмент, изобретённый в Бельгии Адольфом Саксом | ||
2015 | «Старинные игрушки» | Турция | Детская повозка с молоточками — традиционная игрушка в центральной Анатолии |
Россия | Дымковская игрушка «Карусель» и матрёшки | ||
2017 | «Замки» | Турция | Крепость Карс |
Финляндия | Снежная крепость . Рисунок марки отмечен за предложенный новый взгляд на заданную тему | ||
2018 | «Мосты» | Турция | Мост Узункёпрю в провинции Эдирнэ — крупнейший каменный мост в Турции, построенный в XV веке. |
Бельгия | Готический мост «Пон де Труа» через Шельду , построенный в XIII веке. | ||
2019 | «Национальные птицы» | Армения | Стилизованное изображение деревенской ласточки на фоне растительного орнамента. |
Словения | Изображение усатой синицы . | ||
2020 | «Древние почтовые маршруты» | Турция | Средневековые почтовые пути между Европой и Азией на стилизованной карте Османской империи . |
Польша | Река Висла на стилизованной карте Польши. Река в течение столетий служила основным почтовым маршрутом польского государства. | ||
2021 | «Исчезающая национальная дикая природа» | Польша | Изображение евразийской рыси (Lynx lynx) , распадающееся на мелкие частички, как символ исчезновения данного вида. |
Россия ежегодно участвует в издании марок «Европа» с 1995 года. Исключением стали 2006, 2007 и 2016 годы. В 2000 году марки «Европа» имели общий для большинства участников рисунок (в том числе и России), созданный французским художником Жан-Полем Кузеном.
Ниже в таблице представлен список всех выпусков Европа-марок России.
Год
(1-й день почтового обращения) |
№ по каталогу | Тема | Описание | Художник | Иллюстрация |
---|---|---|---|---|---|
1995
(15 ноября) |
№ 252—253
( Mi #471—472) |
«Мир и свобода» |
Сцепка из двух марок:
Гнездо белых аистов и летящий белый аист, символизирующие счастливую жизнь человека в гармонии с окружающим миром . |
Шмидштейн, А. | |
1996
(20 мая) |
№ 280—281
( Mi #499-500) |
«Знаменитые женщины» |
Серия из двух марок:
|
Илюхин, Б. | |
1997
(5 мая) |
№ 354
( Mi #575) |
«Легенды и сказания» | Былина « Вольга ». Иллюстрация художника И. Я. Билибина к былине «Вольга» (1902) . |
Слонов, М.
(оформление) |
|
1998
(5 мая) |
№ 437
( Mi #658) |
«Народные праздники
и фестивали» |
Масленица — русский народный праздник проводов зимы, который традиционно знаменовал собой переход к весне и весенним полевым работам. Празднование Масленицы сопровождается народными гуляньями, угощениями с русскими блинами , носит массовый характер и длится несколько дней . | Линде, Г. | |
1999
(5 мая) |
№ 500
( Mi #722) |
«Заповедники
и национальные парки» |
Окский государственный природный биосферный заповедник в Рязанской области. Пейзаж заповедника и представители его животного и растительного мира: зубр , белка , иволга , ветви дуба , сосны , цветущих кустарников и трав . | Колганов В. Д. | |
2000
(9 мая) |
№ 585
( Mi #817) |
«Европа-2000.
Башня из звёзд» |
Общий сюжет для стран-участниц программы «Европа-2000». Символический рисунок: играющие со звёздами дети и складывающие башню из них. Сюжет навеян творчеством французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери (1900—1944), а силуэты детей напоминают главного героя его сказки « Маленький принц » . | Кузен, Жан-Поль | |
2001
(9 мая) |
№ 678
( Mi #910) |
«Вода — природное богатство» | Озеро Байкал , крупнейшее пресноводное озеро. Пейзаж побережья острова Ольхон , справа — схематическое очертание озера Байкал, представители фауны Байкала: чайка , байкальская нерпа и байкальский омуль . |
Батов, А. В.
(фото — Волков, С. Н.) |
|
2002
(9 мая) |
№ 755
( Mi #987) |
«Цирк» | Виды циркового искусства: жонглирование , дрессировка , воздушная акробатика , клоунада . | Бельтюков, В. | |
2003
(5 мая) |
№ 846
( Mi #1078) |
«Искусство плаката» | Рекламный плакат начала XX века «Мой первый шаг за печеньем Эйнем » работы неизвестного художника . |
Лукьянов, М.
(оформление) |
|
2004
(5 мая) |
№ 940
( Mi #1172) |
«Отдых» | Контраст городских будней (левая часть рисунка) и пляжного отдыха на берегу моря (справа) . | Батов, А. В. | |
2005
(5 мая) |
№ 1029
( Mi #1261) |
«Гастрономия» | Традиционные угощения и атрибуты русской кухни : самовар , мёд , крынка , баранки , блины с красной и чёрной икрой . | Ларичкин В. | |
2008
(5 мая) |
№ 1230
( Mi #1462) |
«Письмо» | Эволюция письма: берестяная грамота , грамота с сургучной печатью, современный конверт с письмом, иконка электронного письма . | Капранов, С. | |
2009
(5 мая) |
№ 1315
( Mi #1547) |
«Астрономия» | Терскольская обсерватория ИНАСАН и армиллярная сфера на фоне созвездия Большой Медведицы . | Бельтюков В. | |
2010
(5 мая) |
№ 1409 ( Mi #1641) | «Детские книги» | Мальчик, увлечённый чтением детских книг . | Батов А. | |
2011
(5 мая) |
№ 1480
( Mi #1712) |
«Леса» | Берёзовая роща , залитая солнечным светом | Грибкова А. | |
2012
(4 мая) |
№ 1584
( Mi #1816) |
«Визит в… (Россию)» | Девушка в национальном русском костюме , преподносящая хлеб-соль на фоне открытых ворот. Обычай преподносить хлеб-соль является традиционным приветствием с пожеланием добра и благосостояния и выражением радушия дорогим гостям . | Дробышев, А. | |
2013
(26 апреля) |
№ 1693
( Mi #1925) |
«Повозка почтальона: почтовые транспортные средства» | Перевозка почты зимой в России в XVIII веке: почтальон , управляющий санной почтовой повозкой с тройкой лошадей . | Бельтюков, В. | |
2014
(30 апреля) |
№ 1824
( Mi #2041) |
«Национальные музыкальные инструменты» | Cцена русского народного гулянья на Красной площади с песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах — балалайке (на переднем плане) и гармони . Балалайка, наряду с гармонью, стала одним из музыкальных символов русского народа . | Ульяновский, C. | |
2015
(16 января) |
№ 1910
( Mi #2126) |
«Старинные игрушки» | Дымковская игрушка «Карусель» и матрёшки . Дымковская игрушка — один из традиционных российских народных промыслов , изделия которого — яркие расписные глиняные фигурки, иногда образующие многофигурные сюжетные композиции. Матрёшка — традиционная русская игрушка яйцевидной формы в виде куклы, внутри которой вложены куклы меньшего размера. Матрёшка обычно расписывается яркими красками в виде женщины в наряде из платка и сарафана с передником . | Бельтюков, В. | |
2017
(15 марта) |
№ 2203 | «Замки» | Михайловский замок , императорская резиденция в Санкт-Петербурге , построенная по проекту Василия Баженова и под руководством Винченцо Бренны в 1797—1801 годах по заказу Павла I . После смерти императора стал именоваться также «Инженерный замок» по названию учебных заведений, размещавшихся в стенах сооружения . | Щеголь, Г. | |
2018
(21 февраля) |
№ 2319 | «Мосты» | над Москва-рекой на фоне Кремля . Парящий мост в парке Зарядье был открыт в сентябре 2017 года и представляет собой V-образную конструкцию с 70-метровой смотровой площадкой без единой опоры . | Бельтюков, В. | |
2019
(22 января) |
№ 2436 | «Национальные птицы» | Стерх (белый журавль) — вид, эндемичный для северных территорий России. Находится под угрозой исчезновения, внесён в списки Международной красной книги. | ||
2020
(15 января) |
№2584 | «Древние почтовые пути» | Холмогорский почтовый тракт | Шушлебина О. | |
2021
(20 января) |
№2722 | «Национальная дикая природа. Исчезающие виды животных» | Переднеазиатский леопард | Бельтюков В. | |
2022
(20 января) |
№2722 | «Истории и мифы» | Сказочные персонажи из произведения А. С. Пушкина « Руслан и Людмила ». | Ватолина В. / Карпова Н. |
В некоторых странах существуют объединения филателистов, собирающих марки «Европа». В США таковым является «Europa Study Unit», аффилированный член Американского филателистического общества . «Europa Study Unit» издаёт свой бюллетень, выходящий шесть раз в год . Интересующихся темой в Австралии и близлежащих странах объединяет «Общество коллекционеров марок Европа в Австралазии » (Europa Collector Stamp Society of Australasia, ECSSA) .
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)