Interested Article - Левицкий, Дмитрий Григорьевич

Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (между 13 [24] мая и 17 [28] мая 1735 , Киев 4 [16] апреля 1822 , Санкт-Петербург ) — русский живописец , крупнейший петербургский портретист екатерининского классицизма . Академик (с 1770), руководитель портретного класса (1771—1787), советник (с 1776) и член Совета (1780—1787 и с 1807) Императорской Академии художеств .

Биография

Родился в Киеве; сын священника, гравёра и живописца Григория Кирилловича Левицкого . Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург . Учился в Императорской Академии художеств у Антропова, а также посещал классы Л. Ж-Ф. Лагрене , Дж. Валериани . Испытал влияние Дж. Б. Лампи Старшего [ уточнить ] .

В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), руководил портретным классом. Был избран членом Совета Академии художеств (1786). Вышел в отставку (1788), но через девять лет вновь занял место в Совете Академии (с 1807).

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты , 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее ).

Среди счетов по «комнатной сумме» Екатерины II встречается имя живописца: «Живописцу Левицкому за два портрета Ея Императорского Величества 1000 р.» (1773 г.); «Живописцу Левицкому за портрет короля Прусского 800 р.» (1778 г.); «Живописцу Левицкому за большой Наш портрет 1000 р.» (1778 г.).

И. Е. Яковлев . Портрет Д. Г. Левицкого. 1812
Холст, масло. 132 × 107 см
Русский музей , Санкт-Петербург

В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков . Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым , Г. Державиным, В. Капнистом , И. Дмитриевым , И. Долгоруким , Н. Новиковым.

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.

Масон , в конце 1797 года посвящён А. Ф. Лабзиным в первые три масонские степени по поручительству Н. И. Новикова . Затем входил в петербургскую ложу «Умирающий сфинкс» А. Ф. Лабзина. По настоянию последнего в 1807 году вновь стал членом совета Академии художеств . Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова , В. Л. Боровиковского , Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова .

Похоронен на Смоленском православном кладбище ; могила была утеряна ещё в XIX веке .

Жена — Анастасия Яковлевна Левицкая (1744—10.05.1832 ), умерла в 88 лет в Петербурге, похоронена на Смоленском православном кладбище . У супругов был единственный ребенок — дочь Агафья , чей портрет находится в Русском музее.

Адреса в Санкт-Петербурге

Съездовская линия ВО, 23

Галерея

Другие работы

Память

Примечания

  1. Об атрибуции парных автопортрета и портрета А. Я. Левицкой см.: Ромм М. : [ 25 февраля 2023 ] / Михаил Ромм // Нева . — 2003. — № 11.
  2. , с. 149.
  3. Власов В. Г. Левицкий, Дмитрий Григорьевич // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 488. — ISBN-5-88737-005-X
  4. Опис. в изд.: Живопись. Первая половина XIX века : К — Я : каталог / Гос. Рус. музей; [Авт.-сост.: Л. Вихорева и др.; науч. ред. изд. Е. Петрова; науч. ред. тома Г. Голдовский]. — СПб. : Palace Editions, 2007. — С. 239. — 271 с. : цв. ил., портр. — (Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX века : каталог : в 15 т. ; т. 3). — № 720. — ISBN 978-5-93332-263-4 .
  5. Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. М., 2001
  6. Дата обращения: 18 марта 2021. 7 мая 2021 года.
  7. Пирожков Г. В. , Кобак А. В. , Пирютко Ю. М. Смоленское православное кладбище / Г. В. Пирожков, А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко // Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 315. — 797, [3] с. — 1600 экз. ISBN 978-5-9524-4025-8 . — OCLC .
  8. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.250. с. 191. Метрические книги церкви Св. Екатерины на Васильевском острове .
  9. Дата обращения: 18 марта 2021. 7 мая 2021 года.

Литература

Очерки жизни и творчества
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Дмитрий Григорьевич Левицкий / Н. М. Гершензон-Чегодаева; [Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР]. — М. : Искусство, 1964. — 458 с., 18 л. ил. : ил.
  • Голдовский Г. Н. и др. Д. Г. Левицкий, 1735–1822 : сборник научных трудов / Гос. Рус. музей ; [Науч. ред. Г. Н. Голдовский]. — Л. : ГРМ, 1987. — 112, [1] с. : ил. — 1500 экз.
  • Дягилев С. П. и др. / составил С. П. Дягилев. — СПб. : Тип. Спб. о-ва печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. — [6], 94, 35 с., 64 л. портр., факс.;. : ил., портр. — (Русская живопись в XVIII веке ; т. 1).
  • Кузнецов С. О. Неизвестный Левицкий : Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа / Сергей Кузнецов. — СПб. : Логос-СПб, 1996. — 159 с. : ил., портр. — 1000 экз. ISBN 5-87832-019-8 .
  • Маркина Л. А. Дмитрий Левицкий : Жизнь и творчество / Авт. текста Л. Маркина]. — М. : Белый город, 2001. — 47, [1] с. : цв. ил. — (Мастера живописи). — 5000 экз. ISBN 5-7793-0288-X .
  • Молева Н. М. Дмитрий Григорьевич Левицкий / Н. М. Молева. — М. : Искусство, 1980. — 232 с., 24 л. ил. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.
Другие работы
  • Ильина Т. В. , Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Ильина, Е. Ю. Станюкович-Денисова; С.-Петерб. гос. ун-т. — М. : Юрайт, 2015. — С. 495—513. — 611 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — 1000 экз. ISBN 978-5-9916-3527-1 . — OCLC .
  • Карев А. А. Классицизм в русской живописи / Андрей Карев. — М. : Белый город, 2003. — 319 с. : ил., цв. ил., портр. — 3000 экз. ISBN 5-7793-0688-5 . — OCLC .
Словари и энциклопедии

Ссылки

Источник —

Same as Левицкий, Дмитрий Григорьевич