Констан, Бенжамен
- 1 year ago
- 0
- 0
Николя Бенжамен Делапьер ( фр. Nicolas Benjamin Delapierre ; 1730-е, Круа-Русс — 23 января 1802, там же ) — французский художник-портретист, работавший в России, представитель россики .
Родился в 1730-е годах (в источниках встречаются приблизительные даты: около 1734 и около 1739) в городке Круа-Русс поблизости от Лиона (ныне является одним из районов последнего). Учился живописи под руководством Шарля Ван Лоо и Жана-Батиста Шардена .
Не позднее 1767 года приехал в Россию, где был тепло встречен и получил ряд престижных заказов.
В 1770 году Делапьер стал академиком (действительным членом) Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге ; был преподавателем названной академии.
Помимо Санкт-Петербурга , работал в Москве , где создал парадный портрет графа Петра Борисовича Шереметева , ныне украшающий один из залов музея-усадьбы Кусково .
Кроме того, Делапьером были созданы хранящиеся в музее-усадьбе Кусково портреты сына и дочери Петра Борисовича Шереметева : графа Николая Петровича Шереметева и , в замужестве графини Разумовской , а также воспитанницы Петра Борисовича, крещённой калмычки Анны Николаевны (входит в состав постоянной экспозиции музея-усадьбы).
В Петербурге Делапьер создал портрет наследника престола, Павла Петровича (будущего императора Павла I ) в адмиральском мундире ( Государственная Третьяковская галерея , Москва , запасники) и портрет скульптора Николя Франсуа Жилле , который, как и сам Делапьер, был французом, многие годы жившим в Санкт-Петербурге ( Государственный Русский музей ).
Не позднее 1786 года (по другим данным, в 1785) Делапьер вернулся во Францию, где вновь поселился на своей малой родине, в городке Круа-Русс поблизости от Лиона. Там он продолжал занятие портретной живописью, однако громкой известности не достиг.
Делапьер скончался в Круа-Русс 2 января 1802 года.
В XX веке в Соединённых штатах Америки возник спекулятивный интерес к личности Делапьера, связанный с одной из его работ, неоднократно выставлявшейся на американских аукционах. «Портрет неизвестного молодого человека», подписанный и датированный 1785 годом, изображает юношу, на столе рядом с которым лежит только что отпечатанная брошюра за авторством Мирабо . Четыре года спустя Мирабо предстояло сыграть значительную роль в событиях Великой французской революции , во многом благодаря идеям, впервые изложенным в этой брошюре. Однако в 1785 году Мирабо ещё не был широко известным человеком, поэтому интерес изображённого юноши (который, в силу молодого возраста, явно не может быть самим Мирабо) к данному тексту, в свою очередь, вызвал интерес у искусствоведов. Некоторые из них предположили, впрочем безо всяких на то оснований, что на портрете изображён молодой Томас Джефферсон , что способствовало росту цены портрета при его неоднократных перепродажах.