Архив Российской академии наук
- 1 year ago
- 0
- 0
Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (сокр. НИМ РАХ ) — первый художественный музей в здании Императорской Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова . Претендует на звание старейшего художественного музея России.
Вскоре после основания в 1757 году Императорской Академии художеств , её основатель И. И. Шувалов передал учреждению, размещавшееся тогда в покоях его дворца на Малой Садовой , собственное собрание картин и рисунков, включавшее произведения Веронезе и Рембрандта .
В продолжение XVIII—XIX вв. музейное собрание пополняли другие вельможи, Екатерина II и её преемники на российском престоле. Предпочтение отдавалось живописи в стиле классицизма (произведения Н. Пуссена , К. Лоррена , Р. Менгса и др.). С XVIII века сохранились многочисленные слепки шедевров античной скульптуры ( антиков ), а также модели шедевров античной архитектуры, выполненные из пробки римским мастером Кики.
По академическому уставу 1859 года музей стал общедоступным. С 1897 года служил местом публичного представления произведений, претендовавших на размещение в Русском музее: «произведения художников, находящихся в живых, подлежат помещению на 5 лет в Музей императорской Академии художеств и только по истечении этого срока могут быть окончательно переведены в Русский музей императора Александра III , с согласия и по выбору управляющего оным» .
Кушелевская галерея . Крупнейшее и ценнейшее пополнение фондов музей получил по завещанию графа Н. А. Кушелева-Безбородко , который в 1862 году завещал Академии свою коллекцию — 466 картин и 29 скульптур (по наиболее полному каталогу, изданному в 1886 году). Согласно воле покойного, коллекция получила статус публичной галереи. Для её размещения были выделены залы второго этажа по 3-й линии, которые сообщались с Музеем живописи через Голубой зал . О значении кушелевской галереи для будущих художников писали В. Г. Перов , Н. Н. Ге , И. Е. Репин , К. А. Коровин , А. А. Рылов и А. Н. Бенуа . Именно последний, прекрасно понимая художественную и историческую ценность коллекции, будучи заведующим Картинной галереей Эрмитажа, в 1918 году настоял на том, чтобы передать её Эрмитажу. Позднее несколько работ из коллекции были возвращены из Эрмитажа в музей Академии, а многие, уже вопреки завещанию, перекочевали в Москву, где пополнили экспозицию ГМИИ им. Пушкина .
В разное время хранителями музея были И. И. Спитц (с 1864), архитектор Ф. А. Клагес (с 1887), художники и действительные члены Академии художеств А. П. Соколов (с 1892) и Э. О. Визель (с 1907).
Музей занимает историческое здание, построенное в 1764–88 годах для академии по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота . Сейчас в нём, помимо НИМ РАХ, расположены Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина , архив, библиотека, лаборатории и мастерские.
Первый этаж занимает по традиции отдел слепков с антиков, второй этаж — "Академический Музеум" ( шедевры западноевропейской живописи, среди них оригиналы А. Кауфман, А.Р. Менгса, А. Челести, Л. Джордано, П.Ф. Мола; "программы" или дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств c XIX века до начала XX столетия (среди них эскиз И.Е. Репина "Ангел истребляет первенца фараона", картина В.Д. Поленова "Воскрешение дочери Иаира", « Капустница » Николая Фешина ; мастерские картины К.П. Брюллова, И.И. Шишкина). Отдельный зал посвящен интереснейшему и сложному периоду существования Академии — 1920–1930 гг. Представлены учебные и дипломные работы этого периода, особенно полно — мастерских К.С. Петрова-Водкина и А.Е. Карева. Кроме того, в постоянную экспозицию включены рельефы и скульптуры русских мастеров XVIII–XIX вв. На третьем этаже — проектные модели знаменитых зданий Петербурга (экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII–XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах»). В парадных залах вдоль набережной — копии росписей станц Ватикана и других шедевров итальянских мастеров, исполненные пенсионерами Академии художеств середины XIX века во время пребывания в Италии.
Богдан В . .— Третьяковская галерея : журнал. — 2013. — № 1 (38).