Павловский, Андрей Ростиславович
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Ростисла́вович Эрнст (1894 — 1980 ) — русский искусствовед , автор ряда монографий о русских художниках начала XX века , художественный критик, художник- график .
Родился в Ярославской губернии в семье врача Ростислава Вильгельмовича Эрнста (1855—1909/1910). Начинал учиться в Рыбинске , затем окончил Вологодскую мужскую гимназию . С 1912 по 1919 год учился на историко-филологическом факультете Императорского Санкт-Петербургского (затем Петроградского) университета . Ещё будучи студентом, начал работать в Русском музее . Был помощником хранителя Музея современного искусства при Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств , в 1916 году вошёл в совет музея.
Публиковал искусствоведческие статьи в ведущих историко-художественных журналах того времени « Старые годы » и « Русский библиофил », позднее писал для журналов « Среди коллекционеров » и « ».
В начале 1920-х годов жил в Петрограде вместе со своим другом, бывшим однокурсником, театральным декоратором и графиком Д. Д. Бушеном в фамильном доме семьи архитекторов и художников Бенуа на Никольской улице (теперь улица Глинки , 15). В 1918—1925 годы работал в Эрмитаже . В 1925 году С. Р. Эрнст и Д. Д. Бушен уехали в командировку из СССР в Париж и не вернулись. Публиковал работы о русском искусстве, стал художественным экспертом в антикварных кругах Парижа. Вместе с Д. Д. Бушеном участвовали в эмигрантской культурной жизни, во время Второй мировой войны — в деятельности французского Сопротивления .
С. Р. Эрнст был одним из самых активных деятелей « Северного кружка любителей изящных искусств » (СКЛИИ) — первого культурно-просветительского общества, образованного в Вологде в 1906 году местными художниками и другими представителями интеллигенции. Являлся членом комиссии кружка по составлению книги Г. К. Лукомского « Вологда в её старине », автором публикаций в журнале кружка «Временник», среди которых статья « » (Вологда: Сев. кружок любителей изящ. искусств, 1916. — 5 с., 4 л. ил.). Будучи в 1916 году секретарём кружка, опубликовал статью «Десятилетие Северного кружка любителей изящных искусств», запечатлевшую историю образования и деятельность СКЛИИ.
Именно благодаря творческим связям С. Р. Эрнста в Санкт-Петербурге на выставках кружка в Доме Вологодского Дворянского собрания экспонировались произведения ведущих художников начала XX века — А. Н. Бенуа , Е. Е. Лансере , З. Е. Серебряковой , М. В. Добужинского , Б. М. Кустодиева , которые после закрытия кружка в 1920 году попали в фонды Вологодской областной картинной галереи .
Был близок к деятелям « Мира искусства », первый автор книг о ведущих художниках русского «серебряного века» А. Н. Бенуа , Н. К. Рерихе , К. А. Сомове , З. Е. Серебряковой , В. Д. Замирайло .
Редактор и издатель петербургского журнала « Старые годы » П. П. Вейнер так вспоминал о первой встрече с ним в 1913 году:
Впервые в качестве автора появляется С. Р. Эрнст. Краснощёкий юноша, студент из Вологды, горевший любовью к искусству, уже много знавший и чувствовавший… Удивительно, как этот вологодский юноша, переселившийся в Петербург, сумел почувствовать и воспринять всю тонкость XVIII века и европейской изысканности, и легко вращался среди этих явлений, несвойственных его исходным началам, но, очевидно, свойственным его природе.
— П. П. Вейнер. Библиографические листки
Н. К. Рерих , с которым С. Р. Эрнст сотрудничал, являясь комиссаром несостоявшейся персональной выставки Н. К. Рериха в конце 1916 — начале 1917 года, впоследствии, находясь в Индии, оставил тревожный отзыв в своём дневнике, недоумевая и беспокоясь о невостребованности русских искусствоведов, находящихся в эмиграции:
Вот Сергей Эрнст — тоже в Париже и сейчас в лучших годах своих. Одарённый и знающий, зорко следивший за искусством. Доброжелательный и умеющий работать. Неужели все эти годы пройдут для него без широких достижений? Он любит искусство, и, казалось, для него оно было потребностью, и языками владеет. Такие деятели так нужны… Но ничего не слышно. Не случилось ли что-нибудь?
— Н. К. Рерих. Листки дневника
Целая серия книг С. Р. Эрнста о русском искусстве осталась неопубликованной. В последние годы он много встречался и переписывался с советскими художниками и искусствоведами. В 1990-е — 2000-е годы началось переиздание книг и статей С. Р. Эрнста, его имя по праву включается в круг основных творческих деятелей России первой четверти XX века в области искусствознания и художественной критики .