Interested Article - Старые годы
- 2021-08-06
- 1
«Старые годы» — российский журнал, издававшийся в 1907—1916 гг. в Санкт-Петербурге , « ежемесячник для любителей искусства и старины ».
Редакция располагалась в Соляном пер. , 7; затем на Рыночной ул. , 10 в Санкт-Петербурге. Выходил в 1907 — 1916 годах при Кружке любителей русских изящных изданий .
Возник по инициативе секретаря «Кружка любителей русских изящных изданий» П. П. Вейнера , который и стал его издателем. Другой основатель, В. А. Верещагин , стал главным редактором.
Член кружка С. К. Маковский , свел П. Вейнера с владельцами типографии «Сириус» . Журнал поступил подписчикам и в книжные магазины Санкт-Петербурга 15 января 1907 года. Первый номер прошёл почти незамеченным: Верещагин заполнил его не очень интересными материалами. Второй номер журнала ожидал большой успех, чему способствовала статья барона Н. Н. Врангеля , наиболее критиковавшего Верещагина за состав первого номера, «Забытые могилы». В вынужденное отсутствие Верещагина следующие номера стал редактировать Вейнер. Возвратившийся осенью 1907 года В. А. Верещагин предложил молодому коллеге легализовать фактически свершившееся — формально занять место издателя-редактора; Вейнер согласился, при этом был создан Редакционный комитет в составе А. Н. Бенуа , В. А. Верещагина, Н. Н. Врангеля , И. И. Лемана , С. К. Маковского, С. Н. Тройницкого и А. А. Трубникова .
Журнал печатал материалы по истории русского искусства, давал описания частных и общественных коллекций; информировал об аукционах и частных продажах произведений искусства в России и за рубежом с указанием картин и цен, знакомил с деятельностью музеев. Большое внимание в журнале уделялось проблемам сохранения памятников искусства и старины России. Среди сотрудников журнала были Г. К. Лукомский , П. П. Муратов , Н. К. Рерих , И. Э. Грабарь , В. Я. Курбатов , П. Н. Столпянский , А. Н. Кубе , С. Р. Эрнст , В. Я. Адарюков , И. Е. Бондаренко , В. А. Щавинский и другие.
Всего вышло 120 книжек журнала, в 90 обложках. Каждый год, осенью, когда заканчивались летние отпуска, выходил тройной номер журнала — за июль-сентябрь. Как правило, он был тематическим: например, в 1907 году — «Очерки по искусству XVIII века в России», в 1910 году — «Старые усадьбы. Очерки русского искусства и быта», в 1911 году — «Иностранные художники XVIII столетия в России». Кроме того, в 1908—1910 годах вышло ещё по одному тематическом номеру.
Огромную помощь оказывали читатели журнала авторам статей. В делах редакции сохранились подробные списки губерний России, славящиеся своими старинными усадьбами. Во все концы страны были отправлены обращения с просьбой о помощи в установлении интересных и малоизвестных памятников культуры прошлого для подготовки публикаций на эту тему. И контора журнала была буквально завалена откликами читателей. Некоторые авторы писем были столь точны и заинтересованы в описании усадеб, что им предлагалась самостоятельная подготовка статьи. В результате, номера журнала, посвящённые дворянским усадьбам, стали самыми удачными (1910: Май—июнь, Июль—сентябрь; 1914: Июль—сентябрь) .
В 1907 году в виде приложения в конце каждого номера журнала публиковался «Алфавитный указатель Санкт-Петербургских золотых и серебряных дел мастеров, ювелиров, граверов и проч. 1714—1814», составленный главным хранителем Галереи драгоценностей Императорского Эрмитажа А. Е. Фелькерзамом . Еще одно приложение, но уже в виде отдельной книжки, вышло в 1908 году — «Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Императорской Академии художеств ».
С ростом популярности журнала увеличивался его тираж: 1907 год — 1000 экземпляров, 1908—1200, 1909—1500, 1910—2000, 1911 — 3200, 1912 — 5000, 1913 — 4500, 1914 — 5000, 1915 — 4000. По распоряжению Вейнера сверх основного тиража печаталось 50—150 экземпляров каждого номера, предназначавшихся для бесплатной раздачи библиотекам учебных заведений, авторам журнальных статей и другим лицам. Даже когда началась Первая мировая война и выход журнала был приостановлен, по многочисленным запросам читателей, подписчиков журнала, редакция возобновила его выпуск; в январе 1915 года вышла тройная книжка — за октябрь, ноябрь, декабрь 1914 года. Конечно, во время войны, а затем и революции выпускать журнал становилось всё труднее. С большим опозданием в 1917 году вышла октябрьско-декабрьская книжка журнала за 1916 год. К 10-летнему юбилею журнала членами Кружка любителей русских изящных изданий была выпущена памятная книжка, где среди множества хвалебных слов в адрес редактора и его журнала подчеркивался тот вклад, который он внёс в пропаганду русской старины, то значение, которое он приобрёл в культурной жизни России.
На журнал подписывались, помимо частных лиц, многие организации: Архангельская публичная библиотека, библиотека Алтайской железной дороги, канцелярия Симбирского губернатора, архитектурный отдел Государственного банка, библиотеки гимназий и университетов. Его выписывали в Главном морском штабе, 96-м пехотном Омском полку, Кронштадтской морской библиотеке и др.
Примечания
- Типография «Сириус», незадолго до этого была основана тремя выпускниками Училища правоведения — С. Тройницким , А. Трубниковым и — с единственной целью вновь напечатать « Путешествие из Петербурга в Москву » А. Радищева. Они не только заинтересовались идеями нового журнала и уступили ему комнату в помещении издательства, но и вошли в состав редакции.
- Редакционный комитет работал до ноября 1908 года
- ↑ .
Литература
- Вейнер П. П. Библиографические листки. «Старые годы»: их история и критика en connaissance de cause / Вступ. ст., коммент., сост. И. А. Золотинкиной. — СПб. : Коло, 2008. — 288 с. — ISBN 978-8-901841-54-9 .
- Лурье Ф.
Ссылки
- Минкина Е. В. // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2007. — № 50 . — С. 136-144 . 17 декабря 2012 года.
- 2021-08-06
- 1