Interested Article - Тенгри

Те́нгри , или Тнгри , Тэнгри ( др. тюрк. ‏𐱅𐰭𐰼𐰃‎ *teŋri / *taŋrɨ , ст.-монг. ᠲᠡᠩᠷᠢ ; Tngri — небо ) — небесный дух ; верховное божество неба тюркских и монгольских народов . Другое его название — «Кок Тенгри» (Небесный Бог). Монгольские племена, придерживающиеся шаманства , поклоняются небу (тэнгри), являющемуся высшим представителем всех сил природы . Слово тэнгри, вначале обозначавшее только небо, с течением времени стало употребляться в смысле небесного духа .

Наблюдаемое разнообразие небесных явлений привело шаманистов к убеждению в существовании многих небес (некоторыми их насчитывается до 99); небеса делятся, по их понятиям, на восточные и западные; соответственно этому делятся и небесные духи — тэнгрии , — происходящие от верховного вечного неба. Это — гении , боги, представляющие разные страсти, способности и вообще силы нашей духовной природы ; они вечны, как вечно само небо, они — орудия его воли; силы, нужные для проявления его высших целей .

Посредниками между ними и людьми являются духи небесного происхождения, спускающиеся и на землю: « » — у бурят, « » — у монголов, « » — у самоедов, « » — у алтайцев, "есси" - у кумыков . У шаманистов каждая отдельная местность, каждое племя, каждый род имеют своих духов-покровителей; в каждой местности существуют свои легенды о их происхождении. По понятиям бурят, хаты восточные и западные, как представители двух противоположных начал, злого и доброго, испокон веков находятся в постоянной вражде между собой, причём победа обыкновенно остаётся за представителями западных небес. Самым лучшим руководством для ознакомления с шаманской мифологией, по словам бурят, является героическая поэма о «сыне неба» — Гэсэр-хане , подробно комментированная Г. Н. Потаниным .

История

Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов как 撑犁:

«匈奴谓天为撑犁» : Хунну называют Тянь (天 название неба или Небес по-китайски) Тенгри.

В государствах тюркоязычных народов Средних веков , в том числе у собственно древних тюрков ( тюркютов ), ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри . Эти правители воспринимались как обладатели дара Тенгри, давшего им особую благодать — кут , носили тронные имена, подчеркивающее их избранность, такие, как Тенгрикут, Кутлуг или Куталмыш .

Описывая своё путешествие на Волгу в 921—922 гг., Ибн Фадлан писал о кочевых тюрках ( огузах ):

А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-тюркски «[клянусь] богом единым», так как «бир» по-тюркски «один», а «тенгри» на языке тюрок — «создатель»

Предки тюркских народов были анимистами , следуя шаманским верованиям, они почитали небесных богов и силы природы. По мнению Махмуда ал-Кашгари , Тенгри был известен как создатель растений и громовержец [ источник не указан 2337 дней ] . Тюркоязычные народы использовали прилагательное «Тенгри», что означает «небесный, божественный», для обозначения всего грандиозного или особо значимого, как, например, пик Хан-Тенгри или ( хакасское Хан-Тигір ) в Западных Саянах .

Алишер Навои ( XV век ) для описания высшего принципа мироздания использует слово Тенгри ( Хамса , I:XIV).

Описание

Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являлись Небесный Отец ( монг. Тэнгэр Эцэг ) и Мать-Земля ( монг. Газар Ээж ). Вера во всемирного, дарующего победы бога служило в Монгольской империи идеологическим средством усиления контроля хана. Так, повеления монгольских владык подкреплялись ссылкой на «Силу Вечного Неба» .

Имя бога по мнению участников проекта «Этимологическая база Старостина» происходит от общеалтайской лексемы с изначальным значением «клятва, божество» .

Заимствован из протоиндоевропейского пантеона и связан с шумерским Дингир («Небо») , с древнескандинавским Тор ( Þōrr), с китайским термином в значении «Небо» [ источник не указан 175 дней ] .

См. также

Примечания

  1. Шагдар Бира. . Дата обращения: 14 июля 2023. 14 июля 2023 года.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. . Дата обращения: 28 октября 2021. 16 июня 2021 года.
  4. Бичеев Б. А., Кукеев А. Г. // Вестник КИГИ РАН. Этнология. — 2011. — № 2 . — С. 75—77 . — ISSN . 20 декабря 2019 года.
  5. Тенгрианство // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  6. Аджиев А. М. Устное народное творчество кумыков / под ред. Г. Г. Гамзатова, З. Н. Акавова. — Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2005. — С. 287. — 427 с. — ISBN ISBN = 5-94434-051-7.
  7. . Дата обращения: 19 сентября 2011. Архивировано из 8 августа 2011 года.
  8. Угдыжеков С. А. Социальная структура раннесредневековых кыргызов. — Абакан, 2003
  9. Дата обращения: 5 марта 2013. 9 сентября 2011 года.
  10. . Дата обращения: 5 марта 2013. 28 марта 2013 года.
  11. . Дата обращения: 28 октября 2021. 31 августа 2021 года.
  12. Мифы народов мира: энциклопедия. — Т. 2. — М. , 1988.

Литература

Источник —

Same as Тенгри