Interested Article - Атлантида
- 2021-02-24
- 1
Атланти́да ( др.-греч. Ἀτλαντὶς ) — мифический остров - государство . Наиболее подробное описание Атлантиды известно по диалогам Платона , который ссылался на Солона . Также известны упоминания и комментарии Геродота , Диодора Сицилийского , Посидония , Страбона , Прокла .
Показания древних о местоположении Атлантиды неопределённы . По словам Платона, остров находился на западе от Геркулесовых столбов , напротив гор Атласа . Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощён морем в один день вместе со своими жителями — атлантами. Платон указывает время катастрофы как «9000 лет назад», то есть около 9500 г. до н. э.
Интерес к рассказам об Атлантиде проявился в эпоху Возрождения . В современной науке вопросы о существовании Атлантиды являются спорными . В целом рассказ считается легендой, но предпринимаются попытки найти реальные исторические факты и события, которые могли бы послужить основой легенды . Тема Атлантиды приобрела большую популярность в околонаучной и оккультно-мистической сфере, в частности существует специально разработанное в конце 1950-х годов учение атлантология .
Атлантида является популярным объектом в искусстве .
История легенды
«Диалоги» Платона
Все сведения об Атлантиде содержатся у Платона в двух диалогах : « Тимей » (кратко) и « Критий » (более развёрнуто).
Диалог «Тимей» начинается рассуждениями Сократа и пифагорейца Тимея о наилучшем государственном устройстве. Вкратце описав идеальное государство, Сократ жалуется на абстрактность и схематичность полученной картины и выражает желание
послушать описание того, как это государство ведёт себя в борьбе с другими государствами, как оно достойным его образом вступает в войну, как в ходе войны его граждане совершают то, что им подобает, сообразно своему обучению и воспитанию, будь то на поле брани или в переговорах с каждым из других государств
Откликаясь на это пожелание, третий участник диалога, афинский политический деятель Критий излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы со слов своего деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона , услышанный последним от жрецов в Египте . Смысл рассказа таков: некогда, 9 тысяч лет назад (от времён Крития и Солона, то есть от VI—V веков до н. э.), Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была упомянутая Атлантида. «Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию , вместе взятые» . На нём возникло «удивительное по величине и могуществу царство» , владевшее всей Ливией до Египта и Европой до Тиррении (запад Италии ). Все силы этого царства были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы во главе эллинов; и хотя все союзники им изменили, они одни благодаря своей доблести и добродетели отразили нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощённые ими народы. Вслед за тем, однако, произошла грандиозная природная катастрофа , в результате которой за одни сутки погибло всё войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское .
Диалог «Критий», с теми же участниками, служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящён рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде. При этом, однако, происхождение сведений объясняется совершенно иначе: не воспоминаниями о рассказе Крития-старшего, а собственноручными записями Солона со слов жрецов, которые якобы хранились у старика Крития и поныне хранятся у его внука.
Согласно новому рассказу, Афины тогда (до землетрясения и наводнения) были центром большой и необычайно плодородной страны; они были населены добродетельным народом, пользовавшимся идеальным (с точки зрения Платона) государственным устройством. А именно, всем распоряжались правители и воины, жившие отдельно от основной земледельческо-ремесленной массы на Акрополе коммунистической общиной. Скромным и добродетельным Афинам противопоставляется надменная и могущественная Атлантида. Родоначальником атлантов, по Платону, был бог Посейдон , сошедшийся со смертной девушкой Клейто , родившей от него десять божественных сыновей во главе со старшим, Атлантом , между которыми он и разделил остров и которые стали родоначальниками его родов: девять сыновей Посейдона получили в удел части острова и стали архонтами , старший же, Атлант — царём всего острова, как и его потомки. Он же дал имя и всему океану (тождество этого Атланта с известным в греческой мифологии титаном Атлантом является предметом дискуссии современных учёных).
Центральная равнина острова простиралась в длину на 3 тысячи стадиев (540 км), в ширину — на 2000 стадиев (360 км), центром острова являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8-9 километрах) от моря. Посейдон для защиты обнёс его тремя водными и двумя сухопутными кольцами; атланты же перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы, так что корабли могли по ним подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окружённые золотыми статуями, роскошный царский дворец, а также были заполненные кораблями верфи и так далее.
Остров, на котором стоял дворец, (…) а также земляные кольца и мост шириной в плетр (30 м) цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, чёрного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьём из олова, а стену самого акрополя — орихалком , испускавшим огнистое блистание
Вообще, Платон уделяет очень много места описанию неслыханного богатства и плодородия острова, его густонаселённости, богатого природного мира (там, по автору, обитали даже слоны ) и так далее.
До тех пор, пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, ставя превыше его добродетель; но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне. Возмущённый этим зрелищем, Зевс задумал погубить атлантов и созвал совещание богов. На этом диалог — во всяком случае, дошедший до нас текст — обрывается .
Миф об Атлантиде в контексте творчества Платона
В описании Платона нетрудно разглядеть платоновские идеалы и окружающую Платона действительность. В «Тимее» моделируется ситуация греко-персидских войн, но в идеализированном виде; афиняне, победившие надменных атлантов — не реальные афиняне V века до н. э. со всеми их недостатками, а идеальные добродетельные мудрецы , отчасти напоминающие спартанцев , но нравственно гораздо выше их; свой подвиг они совершают в одиночку, ни с кем не деля славы, и при этом не пользуются победой для создания собственной империи ( как поступили реальные афиняне V века до н. э. ), а великодушно предоставляют свободу всем народам. Зато в описании Атлантиды присутствуют черты ненавистной Платону Афинской морской державы с её неутомимым стремлением к богатству и могуществу, постоянной экспансией, предпринимательским торгово-ремесленным духом и так далее.
Как полагают, первоначальной целью Платона было обличить атлантов, изобразив их целиком отрицательным примером алчности и гордыни, порождаемых богатством и погоней за могуществом — в своём роде антиутопию, противопоставляемую утопическим Афинам; но, начав описывать Атлантиду, Платон увлёкся и по чисто художественным причинам создал притягательный образ роскошной и могучей державы, так что Атлантида, в качестве утопии, совершенно затмила бледный очерк аскетичных и добродетельных Афин. Не исключено, что именно это несоответствие замысла и результата и явилось причиной того, что диалог не был закончен .
Отмечается также, что Атлантида идеально вписывалась в платоновскую схему инволюции политических форм — их постепенному переходу к более примитивным формам существования. По мнению Платона, сначала в мире правили цари, затем аристократы, затем народ (демос) и, наконец, толпа (охлос). Власть аристократии, народа и толпы Платон последовательно находил в истории греческих полисов. Но власти «богоподобных царей», создавших могучие державы, он найти в Греции не мог. В этом смысле Атлантида идеально вписывается в логику социально-философской теории Платона.
Ещё В V веке неоплатоник Прокл в своих комментариях к «Тимею» отмечал, что история Атлантиды образно передаёт историю космоса, так как «мифы показывают события через символы». Современная исследовательница Е. Г. Рабинович солидарна с Проклом в идее о космологическом характере рассказа. Она также отмечает, что сам Платон дал намёк на мифологический характер рассказа следующим образом: Критий утверждает, что услышал его от своего деда на празднике Куреотис. Но праздник этот, связанный со вступлением юношей в гражданские права, носил характер инициации и, естественно, на нём сообщались не случайные, но носящие высший и сакральный характер сведения.
По мнению Е. Рабинович, название Атлантиды произведено от имени титана Атланта и указывает на «титаническую» природу атлантов, тогда как их борьба с афинянами отражает идею, в эпосе выраженную через борьбу титанов с олимпийцами, то есть, иными словами, борьбу хаотического и гармонического начал. Афины при этом — реализация платоновского идеала государственного устройства, детализированного в «Государстве» (которое таким образом составляет трилогию с «Тимеем» и «Критием»). История Атлантиды — это история упадка и гибели по мере удаления от божественного образца. Но, согласно циклической космогонии, за упадком и гибелью следует вечное возвращение и обновление. Сам Платон, разочаровавшись в современной ему упадочной реальности и видя исчерпанность эпохи, начавшейся победой над персами и взлётом Афин, надеялся таким образом научить тех, кому суждено начать новый космический цикл, и противостоять в борьбе с новыми угрозами эллинскому миру, то есть новой Атлантидой (под которой он мог видеть и старого врага Персию, и уже начавшую подъём Македонию) .
Атлантида Платона и «Атлантида» Гелланика
Название «Атлантида» не было выдумкой Платона. Ещё до Платона так назвал свой труд, по некоторым предположениям поэтический, в двух книгах логограф Гелланик (у разных античных авторов встречаются также другие варианты названия: «Атлантиада» и «Атлантика»). Несколько отрывочных фрагментов, сохранившихся от этого труда (очевидно, из самого его начала), посвящены потомству титана Атланта , включая его внука критянина Ясиона . Немировский считает, что труд был посвящён истории Крита и, в частности, включал в себя мифы, отражающие былое морское могущество минойского Крита . Связь с «критским» происхождением платоновской Атлантиды (но не непосредственно, а через «Атлантиду» Гелланика) Немировский видит в рассказе о её войне с Афинами: афинские легенды говорят о покорении Афин критянами в царствование Эгея и затем освобождении их Тесеем, но Платон перенёс Атлантиду очень далеко от Афин — за Геракловы столпы , и при этом рассказ о войнах атлантов с афинянами сохранился, несмотря на то, что стал гораздо менее правдоподобен .
Другие античные авторы
Современные атлантологи склонны относить к упоминаниям об Атлантиде рассказы об атлантах — африканском или восточноафриканском (очевидно берберском ) племени в горах Атласа , о котором говорят Геродот , Диодор Сицилийский и Плиний Старший ; эти атланты по их рассказам не имели собственных имён, не видели снов и в конце концов были истреблены своими соседями троглодитами ; Диодор Сицилийский сообщает ещё, что они воевали с амазонками . Что же до собственно Атлантиды, то расхожее мнение сводилось к фразе (приписываемой Аристотелю), что «(сам же) создатель и заставил её исчезнуть» . Против этого мнения выступал Посидоний , который, интересуясь фактами оседания суши, на этом основании нашёл рассказ правдоподобным ( Страбон , География, II, 3.6) . Во II веке Элиан , бывший, собственно, лишь собирателем анекдотов, среди прочего сообщает, как одевались цари атлантов — в шкуры самцов «морских баранов», а царицы носили головной убор из шкур самок этих неизвестных животных , чтобы подчеркнуть своё происхождение от Посейдона. Прокл в комментариях к «Тимею» рассказывает о последователе Платона Кранторе, который около 260 г. до н. э. специально посетил Египет с целью узнать об Атлантиде и якобы видел в храме богини Нейт в Саисе колонны с надписями, рассказывающими её историю. Кроме того, он пишет:
То, что остров такого характера и размеров некогда существовал, явствует из рассказов некоторых писателей, которые исследовали окрестности Внешнего моря. Ибо, по их словам, в том море в их время было семь островов, посвящённых Персефоне , и также три других острова огромных размеров, один из которых был посвящён Плутону , другой Аммону, а затем Посейдону , размеры которого составляли тысячу стадиев (180 км); и жители их — добавляет он — сохранили предания, идущие от их предков, о неизмеримо большем острове Атлантиде, которая действительно существовала там и которая в течение многих поколений правила всеми островами и точно так же была посвящена Посейдону. Ныне Марцелл описал это в „Эфиопике“
Этот Марцелл из других источников неизвестен; однако отмечают, что античные «Эфиопики», описывающие жизнь полумифического счастливого народа на крайнем Юге, как правило были романами, носившими сказочно-утопический характер .
Гипотезы существования
Атлантида как художественный вымысел
Наиболее распространённое среди историков и особенно филологов мнение гласит: повествование об Атлантиде — типичный философский миф, образцами которых пестрят диалоги Платона. Действительно, Платон, в отличие от Аристотеля и тем более историков, вообще никогда не ставил своей целью сообщение читателю каких-то реальных фактов, но только идей, иллюстрируемых философскими мифами. В той мере, в которой рассказ проверяем, он не подтверждается всем имеющимся археологическим материалом. Действительно, нет никаких следов какой-либо развитой цивилизации в Греции или на западе Европы и Африки, ни в конце ледникового и послеледникового периодов , ни в последующие тысячелетия. Показательно при этом, что сторонники историчности Атлантиды часто игнорируют в диалогах проверяемую часть (включая играющую важнейшую роль тему афинской цивилизации) и сосредоточивают свои исследования исключительно на непроверяемой — Атлантиде. Далее, источником сведений объявляются египетские жрецы (слывшие в Греции хранителями таинственной древней мудрости); однако среди множества древнеегипетских текстов не обнаружено ничего, хоть отдалённо напоминающего рассказ Платона. Все имена и названия в тексте Платона — греческие , что также свидетельствует скорее в пользу сочинения их Платоном, нежели воспроизведения им каких-либо древних преданий. Правда, Платон объясняет это тем, что Солон-де переводил «варварские» имена на греческий язык; но подобное обращение с именами в Греции никогда не практиковалось.
Что касается гибели Атлантиды, то очевидно, что, сочинив эту страну, Платон должен был уничтожить её просто для внешнего правдоподобия (чтобы объяснить отсутствие следов такой цивилизации в современную эпоху). То есть картина гибели Атлантиды диктуется целиком внутренними задачами текста.
Наиболее правдоподобная гипотеза об источниках рассказа называет два события, произошедшие при жизни Платона: поражение и гибель афинской армии и флота при попытке завоевания Сицилии в 413 году до н. э. , и гибель городка Гелика в области Ахайя на севере Пелопоннеса в 373 году до н. э. (Гелика была затоплена в одну ночь в результате землетрясения, сопровождавшегося наводнением; в течение нескольких веков её остатки хорошо просматривались под водой и песком) .
Атлантида в Атлантическом океане
Геракловыми столпами (калька финикийского «столбы Мелькарта ») в Античности всегда назывался Гибралтарский пролив (а непосредственно — скалы Гибралтар и Сеута ). Таким образом, Платон помещает Атлантиду непосредственно за Гибралтарским проливом, недалеко от побережья Испании и нынешнего Марокко . Марокко у греков, как страна на крайнем Западе — местопребывание титана Атланта (Атласа) , к имени которого восходят название океана и хребта Атлас; несомненно, к нему же восходит и название Атлантиды — «страны Атланта» (в более позднем диалоге «Критий» Платон называет Атлантом первого царя страны и от него выводит имя; но первоначально, видимо, название подразумевало просто «страну, лежащую на крайнем Западе»).
К этим же соображениям апеллировали наиболее последовательные из сторонников реального существования Атлантиды, указывая, что согласно Платону она могла находиться только в Атлантическом океане и нигде иначе. В частности, они отмечали, что только в Атлантическом океане может поместиться земля размеров, описанных Платоном — центральный остров 3000 × 2000 стадиев (530 × 350 км), и несколько крупных сопутствующих островов. Ярым апологетом данной версии был Н. Ф. Жиров . С его точки зрения — Атлантида находилась в районе Азорских островов и представляла собой некогда надводную часть Срединно-Атлантического хребта . Большая площадь острова в те времена объясняется либо более низким уровнем мирового океана, либо последствиями землетрясения, либо совокупностью факторов. Ещё Христофор Колумб принимал этот архипелаг за Атлантиду . Аналогичной версии придерживается Майкл Бейджент .
Разбирая мифы об Атлантиде, Роберт Грейвс отмечает, что такие кандидаты на роль Атлантиды в Атлантическом океане, как простирающийся от Исландии до Азорских островов , а затем изгибающийся на юго-восток, подводный Атлантический хребет , а также затопленная суша банки Доггер ( Доггерленда ), вряд ли могли попасть в какие-либо легенды, дошедшие до Платона, поскольку Атлантический хребет, по данным океанографических исследований, находится под водой не менее шестидесяти миллионов лет, а затопление банки Доггер произошло в эпоху неолита и не носило катастрофического характера . Постепенный подъём уровня моря в результате таяния ледника (окончание последнего оледенения) привёл к затоплению Доггерленда Северным морем .
Многие исследователи искали Атлантиду в районе Балеарских и Канарских островов . Загадочный народ гуанчи , населявший в прошлом Канарские острова, трактовали как потомков атлантов [ источник не указан 1574 дня ] . Вячеслав Кудрявцев в журнале « Вокруг света » предположил, основываясь на текстах Платона и данных о последнем ледниковом максимуме (закончившемся 10 тысяч лет назад, что соответствует времени, указанному в «Критии»), что Атлантида располагалась на месте нынешних Британских островов , Ирландии , северо-западной Франции и Кельтского шельфа южнее Британских островов со столицей на нынешнем подводном холме Литл Сол с вершиной от поверхности в 57 метров и окрестными глубинами 150—180 метров, а утонула в результате таяния ледников .
Немец Юрген Шпанут ( нем. Jürgen Spanuth ; 1907—1998), пастор и историк-любитель, считал, что Атлантида находилась в Северном море , была центром высокоразвитой северноевропейской цивилизации бронзового века и погибла в результате катастрофы. Остатком острова атлантов, по его мнению, является нынешний остров Гельголанд . Его гипотезу поддерживала и пропагандировала в своих книгах, как историко-публицистических, так и художественных, немецкая писательница Бритта Ферхаген (псевдоним Альберты Роммель, 1912—2001). Шпанут и Ферхаген также утверждали, что так как ближневосточные народы считали не годы, а месяцы, то 9000 лет от Солона на самом деле нужно понимать как 9000 месяцев и делить это число на 12. Это, по их мнению, подтверждает и то, что Атлантида в описании Платона является развитым государством бронзового века , а не обществом эпохи каменного века .
Советская исследовательская экспедиция в конце 1970-х годов занималась поисками Атлантиды в 200—300 милях от берегов Португалии , между материком и островом Мадейра . В марте 1979 года представители советской стороны заявили об обнаружении советской океанографической экспедицией сооружений, похожих на подводные стены и каменные лестницы, на дне в указанном регионе Атлантики .
Атлантида в Средиземном море
Рассказ об Атлантиде у Платона может быть рассмотрен как миф, основой для которого послужили реальные исторические события, во время которых в результате природной катастрофы (землетрясения, наводнения или какого-то другого катаклизма) погибла либо пришла в упадок ранее преуспевавшая цивилизация. Таким историческим событием может выступать извержение вулкана на острове Санторини и последующий упадок высокоразвитой (по меркам того времени) минойской цивилизации в Средиземном море.
В этом случае приводимая Платоном площадь Атлантиды и 9-тысячелетняя давность события рассматриваются как преувеличение, а прообразом Атлантиды выступает остров Крит и частично уничтоженный вулканическим взрывом и обрушением кальдеры остров Санторини (другое название — Фира, в древности — Стронгила). Существовавшая на Крите и соседних островах древняя минойская цивилизация действительно пришла в упадок после извержения вулкана и его взрыва на острове Стронгила в XVII веке до н. э., то есть не за 9000, а за 900 лет до Платона. Катастрофическое извержение вулкана «в один день и бедственную ночь» привело к разрушению острова, образованию огромного цунами, обрушившегося на северное побережье Крита (наибольшую часть островной метрополии) и другие острова в этой части Средиземного моря, и сопровождался землетрясениями. Вулканический пепел покрыл поля на островах и побережье материка в радиусе сотен километров, что при толщине слоя более 10 см делает их непригодными для возделывания на год и более, вызвав тем самым голод. Учитывая местную розу ветров, основная часть пепла должна была выпасть в востоко-юго-восточном направлении, не затронув Грецию и Египет. При этом минойцы, как и описываемые Платоном атланты, действительно имели военные столкновения с ахейцами , населявшими материковую Грецию (так как активно занимались пиратством). И минойцы действительно были разгромлены ахейцами, правда, не до природного катаклизма, а лишь после него.
По широко известному описанию Платона, остров Атлантида внутри имел концентрический канал, по которому могли плавать корабли, с выходами в открытое море. Это соответствует по форме островной вулканической кальдере с кольцевым валом и центральным островом. Геологические исследования островов Санторини и донных осадков в восточной части Средиземного моря показывают, что ранее на месте нынешней кальдеры существовала более древняя кальдера, образовавшаяся в результате аналогичного извержения около 20 000 лет назад. Однако, по размерам все известные кальдеры намного меньше, чем, по словам Платона, «Ливии (древнегреческое название Африки) и Азии вместе взятых». Данное несоответствие можно объяснить, во-первых, преувеличением и искажениями, накопившимися за сотни лет устной передачи преданий о реальных событиях (тем более, что реальные размеры Азии и Африки грекам тогда были не известны), а во-вторых, указанные размеры могут быть сопоставимы с фактическими размерами минойской морской державы, простиравшейся не только на Кикладские острова, Крит и Кипр, но и на прибрежные районы Греции, Малой Азии и Северной Африки (как у последующих финикийских и греческих колоний).
Достаточно подробное изложение данной версии, со сравнительным анализом текстов Платона и фактических материалов, полученных к концу XX века историей, археологией, геологией и смежными науками, имеется в книге доктора геолого-минералогических наук, сотрудника Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН И. А. Резанова «Атлантида: фантазия или реальность?» (М., «Наука», 1975).
Документальный фильм Би-би-си «Atlantis The Evidence» («Атлантида была здесь», телеканал «Культура») наглядно объясняет вероятность связи понятия «Атлантида» c извержением вулкана на острове Санторини. Масштабность вулканического извержения на Тире порождает предположения о затоплении Чёрного моря примерно в это же время, когда высота цунами достигала десятков метров, и самую непосредственную связь с библейскими сказаниями о «всемирном потопе» , когда волны в десятки метров сметают всё на побережьях Средиземного моря и, возможно, только помогают высочайшим давлением на тектонические плиты открыть Босфор и Дарданеллы.
Циркумпонтийский регион (Чёрное море)
Теория черноморского потопа
Прообразом для событий легенды об Атлантиде могло послужить катастрофическое поднятие уровня Чёрного моря , которое, возможно, произошло в шестом тысячелетии до нашей эры . Предполагается, что во время этого черноморского потопа в течение менее чем года уровень моря повысился на 60 метров (другие оценки — от 10 до 80 метров ) в связи с прорывом Босфора средиземноморскими водами.
Затопление больших территорий Северного Причерноморья могло, в свою очередь, дать толчок распространению из этого региона в Европу и Азию различных культурных и технологических новшеств .
Индоевропейская экспансия
Связанными с легендой о процветающей Атлантиде и её гибели могут быть и такие события, как формирование и распад индоевропейской общности , привёдший к началу широкомасштабной индоевропейской экспансии в конце IV тысячелетия до н. э. Географически эти события привязаны к регионам, прилегающим к Чёрному морю. Так, к Дунайскому (Северобалканскому) региону относится одна из гипотез местонахождения родины народов-носителей праиндоевропейского языка , предложенная В. А. Сафроновым . Гипотеза предполагает также привязку к этой общности возникновение письменности , укреплённых городов, разделения труда, централизованного управления, возникновение социальных классов и возникновение первой цивилизации на базе культуры Винча . При сопоставлении платоновской легенды с событиями IV тысячелетия до н. э. совпадение по времени достигается предложенной А. Я. Аноприенко интерпретацией указанного Платоном срока в 9000 лет как 9000 сезонов по 121—122 дня . Именно в этом случае наблюдается максимальное соответствие не только традиционной исторической хронологии, но библейской хронологии , а также теории черноморского потопа при условии датирования катастрофы примерно 3300—3200 годами до н. э.
Другие привязки к региону
Румынский исследователь Николай Денсушяну в своей работе «Доисторическая Дакия» (1913) отождествлял Атласские горы с южными Карпатами в районе Олтении , а Атлантиду в целом с Румынией, отмечая соответствие размеров и расположения Нижнедунайской равнины описанию центральной равнины Атлантиды и вводя предположение о смешении Платоном терминов «река»-«море»-«океан» с одной стороны, и «остров»-«страна» с другой .
При такой привязке возникает сложность с нахождением соответствия столице Атлантиды, которая, по Платону, находилась в 9—10 км от берега и в центре города находилась невысокая гора. В дельте Дуная нет подводных гор, а единственный остров — о. Змеиный — не имеет признаков присутствия человека до VII века до н. э. , хотя древними греками на острове был построен храм, посвящённый Ахиллу , и в письменных источниках ( др.-греч. Νῆσος Λευκή — Белый Остров) его иногда обозначают как Остров блаженных .
Антарктическая гипотеза
Одна из гипотез утверждает, что Антарктида и есть погибшая Атлантида. Она основывается на картографических артефактах ( карте Пири-реиса и др.), которые якобы были созданы на основании десятков древних карт, приписываемых цивилизациям с развитым мореходством, существовавшим 6-15 тыс. лет тому назад. Эта гипотеза подробно описана в книге писателя Грэма Хэнкока « Следы богов ». По мнению автора, Антарктида была сдвинута в область южного полюса в результате литосферного сдвига. А до этого находилась ближе к экватору и не была покрыта льдом. Однако это предположение противоречит современным научным представлениям о геологическом движении материков . Имеется и версия , связанная не с передвижением материков, а со смещением земной оси в результате планетарного катаклизма 10-15 тыс. лет назад (например, «столкновения Земли с космическим телом огромной массы»), до которого Антарктида не находилась на южном полюсе, имела тёплый климат, богатую флору и фауну, была заселена людьми и застроена городами, некоторые из которых якобы заметны на спутниковых фотоснимках . Данная версия также противоречит научным представлениям о последствиях падения на Землю различных небесных тел, о невозможности быстрого катастрофического сдвига земной оси , о датировках антарктического оледенения и др.
Атлантида в Андах
В 1553 году впервые в литературе — в книге « Хроника Перу » Педро Сьесы де Леона — приводится индейская история о том, что « белые люди » проникли на территорию провинции Гуаманга ( Перу ) задолго до испанцев и даже правили там до инков :
Самая крупная река из здешних носит название Виньяке [Vinaque], там расположены большие, очень древние сооружения, заметно обветшавшие от времени и превращённые в руины, должно быть, они пережили много веков. Спрашивая местных индейцев о том, кто построил эту древность, они отвечают, что другие белые и бородатые люди, как мы, правившие задолго до Инков ; они говорят, что те пришли в эти края и устроили себе здесь жилище. Эти и другие древние здания, имеющиеся в этом королевстве, мне кажется на вид не такие как те, что строили или приказывали строить Инки. Потому что это строение было квадратным , а строения Инков длинными и узкими. Также ходит молва, что встречались некие буквы на одной каменной плите этого здания . Я не утверждаю и не считаю, что в прошлые времена прибыли сюда некие люди, настолько разумные и смышлёные, что построили эти и другие вещи, которых мы не видим .
Позже эта история стала известна многим другим историкам и хронистам Перу, а также миссионерам из католических орденов, распространивших собственную историю о европейском происхождении верховного бога Виракочи , что нашло отражение в многочисленных мифах индейцев. В частности, наиболее детально гипотезой о размещении Атлантиды в Андах занимался Педро Сармьенто де Гамбоа в книге «История Инков» ( Historia de los Incas ).
В 1555 году непосредственно сопоставляет Атлантиду Платона с королевствами Перу — землями Империи инков — секретарь королевского Совета Кастилии, хронист Агустин де Сарате в своей книге « История открытия и завоевания провинции Перу » (издана в Антверпене ), приводя различные мнения историков на то, откуда появились люди в Америке. Сарате приводит в оправдание своей позиции то, что платоновские 9000 лет от потопа — это счёт годов у египтян не по солнцу, а по лунам, то есть месяцам, а значит, следует считать их как 750 лет. А обычаи перуанских индейцев, их культовая и имперская архитектура, обшитая пластинами из золота , как раз, по мнению Сарате, соответствуют описанию у Платона .
В книге «Atlantis: The Andes Solution» (Jim Allen) была представлена теория, отождествляющая Атлантиду с плато Альтиплано в Южной Америке.
Теория строится на нескольких доводах.
- высокая точность совпадения между спутниковыми фотографиями местности и древними описаниями, при предположении, что указанные у Платона размеры даны не в греческих стадиях , а в «атлантских», отличных из-за широты расположения местности.
- наличие геологических образований на плато, которые могут являться следами деятельности человека и соответствуют описаниям столицы Атлантиды.
- развитая культура, научные и технологические достижения народов Южной Америки объясняются через существование предшествующей более развитой цивилизации.
- наличие искусственного, по мнению некоторых учёных [ кто? ] , основанного на троичной логике языка аймара .
Атлантида в Бразилии
В 1624 году английский учёный и политик Фрэнсис Бэкон Веруламский в книге «Новая Атлантида» ( Nova Atlantis ) отождествил с Атлантидой Бразилию . Вскоре вышел в свет новый атлас с картой Америки, составленный французским географом Николя Сансоном , в котором на территории Бразилии были указаны провинции сыновей Посейдона. Такой же атлас издал в 1762 году Роберт Вогуди.
Наиболее последовательным сторонником локализации Атлантиды (или её колоний) на территории Бразилии был знаменитый британский учёный и путешественник полковник Перси Гаррисон Фосетт (1867—1925?). Главным указанием на существование в неисследованных районах Бразилии остатков доисторических городов Атлантиды для него служила т. н. Рукопись 512 — документ XVIII века , в котором описывалось открытие португальскими искателями сокровищ ( бандейрантами ) в 1753 году руин неизвестного мёртвого города в глубине провинции Баия .
« Главной целью » своих поисков Фосетт называл «Z» — некий таинственный, возможно, обитаемый город на территории Мату-Гросу , лишь предположительно тождественный городу бандейрантов 1753 года. Источник сведений о «Z» остался неизвестным; эзотерические предания со времён Фосетта до наших дней связывают этот мифический город с теорией Полой Земли .
Материальным свидетельством существования неизвестной доисторической цивилизации на территории Бразилии Фосетт считал статуэтку из чёрного базальта . По словам Фосетта, эксперты из Британского музея не смогли объяснить ему происхождение статуэтки, и с этой целью он обратился за помощью к психометристу , описавшему при контакте с этим артефактом «большой, неправильной формы континент, простирающийся от северного берега Африки до Южной Америки», на который затем обрушилась природная катастрофа. Название материка было Атладта .
По словам Фосетта, в своей экспедиции 1921 года он смог собрать новые свидетельства существования остатков древних городов, посетив район реки в бразильском штате Баия. В 1925 году Фосетт со спутниками не вернулся из поиска затерянных городов в верховьях реки Шингу , обстоятельства гибели экспедиции остались неизвестными.
В литературе и искусстве
|
В этом разделе
не должны перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения
в произведениях культуры
.
|
Атлантида — источник вдохновения для многих поколений писателей, художников, драматургов, режиссёров. Множество фильмов, книг, комиксов и игр посвящены жизни Атлантиды, поискам её, или используют Атлантиду как аллегорию.
В фантастической литературе
-
1869—1870 — в романе
Жюля Верна
«
Двадцать тысяч льё под водой
»
капитан Немо
показывает профессору Аронаксу остатки зданий Атлантиды на дне Атлантического океана. Они совершают прогулку по океанскому дну в водолазных костюмах.
- Позже Вольфганг Хольбайн продолжил тему Атлантиды в своих книгах из серий «Дети капитана Немо» («Девочка из Атлантиды» и другие) (1993—2002).
- 1916 — в произведении Эдгара Берроуза «Тарзан и сокровища Опара».
- 1919 — писатель Пьер Бенуа посвятил роман «Атлантида» (L’Atlantide) поискам Атлантиды на территории современного Алжира .
- 1920 — в рассказе Говарда Лавкрафта « Храм » после аварии немецкая подводная лодка опускается на дно и оказывается в затопленном городе с античной архитектурой, где главным зданием является древний храм.
- 1923 — в « Аэлите » Алексея Толстого предложена версия атлантской праистории человечества: Атлантида опустилась на дно в результате страшного землетрясения, но часть атлантов — — переселились на Марс . Во многом этот сюжет перекликается с учением теософов и антропософов.
- 1925 — фантаст Александр Беляев в повести « Последний человек из Атлантиды » описал существование и гибель Атлантиды в результате тектонической катастрофы. Описанная в повести цивилизация бронзового века поклоняется Солнцу. Имена некоторых персонажей (Адиширна-Гуанч, Шишен-Итца, Кетцаль-Коотль) намекают на предполагаемое наследие Атлантиды: существовали гипотезы о том, что гуанчи или\и цивилизации Мезоамерики могут происходить от атлантов. Часть топонимов позаимствована у Платона.
- 1929 — в романе « Маракотова бездна » Артура Конан Дойля профессор Маракот с двумя спутниками достигает на батисфере дна глубокой атлантической впадины и обнаруживает своеобразный подводный « изолят » — сообщество людей, живущих в герметичных подземных помещениях, дышащих выработанным из воды кислородом и очень комфортно обустроивших своё существование. Они — потомки жителей Атлантиды, в древности хорошо подготовившихся к катаклизму, погубившему их континент, и, таким образом, выживших.
- 1920—1930-е — историю Атлантиды использовал Джон Толкин как основу для сюжета о Нуменоре — затонувшей прародине высших людей — эдайн. На квенья , одном из вымышленных языков Средиземья, Нуменор так и назывался — Атала́нтэ (квен. Atalantë, «Падший»).
- 1938/9 — в романе Григория Адамова « Тайна двух океанов » затопленная Атлантида (в Атлантическом океане) — один из пунктов маршрута подводной лодки «Пионер».
- 1953 — в рассказе Роберта Шекли «Царская воля», ферра — один из демонов Атлантиды — проникает в наш мир.
- 1961 — в научно-фантастической повести румынского писателя « » используется одна из гипотез об Атлантиде.
- 1966 — в научно-фантастическом романе Георгия Мартынова « Спираль времени » описывается посещение Атлантиды («страны Моора») пришельцами из космоса около двенадцати тысяч лет тому назад. В романе Атлантида представлена обществом с уровнем развития и типом правления, напоминающими древнеегипетский .
- 1967 — в романе «Операция Поиск во времени» Андре Нортон использована мифология Чёрчварда . Американец из XX века попадает в древний мир, где идёт война между Атлантидой и цивилизацией Му . Атлантида описана как империя зла, поклоняющаяся кровавому культу Ба-Ала.
- 1972 — в романе « Книга черепов » писателя-фантаста Роберта Силверберга описывается секта бессмертных, возникшая в Атлантиде и донёсшая свои тайные практики до нынешних дней.
- 1975 — в научно-фантастическом романе «Иллюминатус!» Роберт Антон Уилсон показывает останки мира Атлантиды во время погружения на подводной лодке. Атланты были могущественной цивилизацией, которая погибла во время войны.
-
1986 — в цикле «
Приключения Алисы
»
Кира Булычёва
, Алиса Селезнёва находит целых две Атлантиды. В повести «
» Атлантида оказывается базой инопланетных пришельцев, столетиями наблюдающих за Землёй. Она располагается на дне Тихого океана близ Гавайских островов.
- Впоследствии, в повести «Чулан Синей Бороды» (1998), Алиса (упоминая при этом тихоокеанскую Атлантиду как «не платоновскую») успешно указывает взрослым место для поиска в Атлантическом океане на основании письма друга Платона и надписи на черепашьем панцире.
- 1995—2008 — вымышленной истории Атлантиды посвящён цикл романов «Атланты» российского писателя-фантаста Дмитрия Колосова . Атлантида, согласно основному сюжету — планета, расположенная в другой галактике, на которой было создано утопическое общество. После захвата планеты Атлантиды в войне, глава государства и немногие приближённые бежали на Землю, где основали новое общество по старым образцам.
- 2003—2005 — в цикле «Дуновение смерти и вечность любви» современного фантаста Григория Демидовцева название «Атлантида» применяется к Америке — соответственно, существуют Северная и Южная Атлантида. Это связано с тем, что в созданной Демидовцевым альтернативной реальности Америка открыта не Колумбом , а мореплавателями из Неворуси.
- В цикле «Тёмные видения» американской писательницы Лизы Джейн Смит описывается раса («Братство Кристалла»), населявшая Атлантиду. Немногие выжившие после гибели Атлантиды перебрались на другие континенты.
- В серии книг «Тёмные охотники» писательницы Шеррилин Кеньон одним из героев является последний бог атлантского пантеона — Ашерон. Он же является главным героем одноимённой книги, в которой упоминается, что Атлантида была уничтожена около 11 тысяч лет назад.
- В повести «За голубым порогом тайны» упоминается, что Атлантида принадлежала к островам Греции и было у неё три брата-правителя: Марс, Гефест и Гермес. В результате убийства братьев и многочисленных войн, которые вёл Марс, Атлантида была обескровлена и разорена. Атлантида погружается под воду, потому что боги не вынесли кровавого правления Марса.
- В цикле «Путь бога» Антона Козлова (псевдоним Белозеров) описывается, что остров Атлантида не утонул, а был переброшен в другое измерение через чёрную дыру.
-
В многочисленных рассказах
Роберта Говарда
часто упоминается Атлантида:
- в рассказе «Люди теней» говорится о том, что атланты были изгнаны пиктами;
- в рассказе «Бегство из Атлантиды» действие происходят непосредственно на Атлантиде, главным героем является атлант Кулл ;
- в рассказе «Луна черепов» Соломон Кейн встречает потомка атлантов.
- В произведении Джека Макдевита «Око дьявола» в начале описываются экскурсии к Атлантиде.
- В романе Жоржа Бордонова «Атланты» описывается в соответствии с рассказом Платона история гибели Атлантиды, представленной высокоразвитой и могущественной, но рабовладельческой и жестокой цивилизацией, и бегство после потопа части атлантов во главе с Гальдаром на современные Канарские острова, где они положили начало народу гуанчи .
В другой литературе
- В 1910-е-1920-е годы гипотеза об Атлантиде как колыбели человеческой культуры была в моде и отразилась в работах поэта Валерия Брюсова , автора трактата об атлантах «Учители учителей».
- Как об исторически существовавшей цивилизации об Атлантиде писал Д. С. Мережковский в трактате « » (1927). Атлантида им рассматривалась как древний аналог умирающей западноевропейской культуры, которая неминуемо должна пасть от ударов большевистских варваров.
- В книге английского оккультиста Джеймса Чёрварда «Затерянный континент Му» (1926) Атлантида является колонией высокоразвитой расы тихоокеанского континента.
- В повести Льва Кассиля « Кондуит и Швамбрания » описывается гимназист Степан «Атлантида» Гавря, которого прозвали так из-за мечты отыскать этот затонувший материк, откачать воду и установить там социализм.
- В историческом романе Гарри Гаррисона и Леона Стовера « Стоунхендж: когда погибла Атлантида » (1983) Атлантида находилась на островах Крит и Санторин в Средиземном море.
- Аналогичная версия представлена в историческом романе (с элементами фантастики) « Танцовщица из Атлантиды » Пола Андерсона .
- В романе Михаила Анчарова «Самшитовый лес» археолог и тайный атлантолог Аркадий Максимович находит древний документ, повествующий об Атлантиде; позже, в ходе научной дискуссии, главный герой романа Сапожников доказывает, что Атлантида должна была существовать — только её существованием и последующим исчезновением можно объяснить многие загадки и неувязки в истории и палеонтологии.
- В романе археолога Дэвида Гиббинса «Атлантида» (2005) — атланты являются индоевропейцами на неолитическом уровне развития, когда-то жившими по берегам пресноводного озера, ставшим после появления пролива Босфора и Дарданеллы Чёрным морем. Соответственно, мифы атлантов были записаны древними египтянами, а потом в искажённом виде были переданы Солону и Платону.
- В 1937 году Клара Иза фон Ревн написала историю Атлантиды от её возвышения до полного разрушения «Люди Селестора из Атлантиды». В качестве источника выступает вымышленный мудрец Селестор.
- В книге «Древняя тайна Цветка Жизни» метафизика и эзотерика Друнвало Мельхиседека описывается история заселения острова, находившегося на территории современного Бермудского треугольника, расой людей, а также марсианами и пришедшими из нашего будущего иудеями. Люди были находились на гораздо более высоком уровне развития, чем сейчас. Однако в результате неудачного эксперимента марсиан люди скатились вниз в своём развитии.
- В книге «Второе рождение Атлантиды» французский журналист в результате журналистского расследования выдвигает свою гипотезу об Атлантиде. Атлантида называлась страна Карх, в которой жил народ кархат, известный нам как атланты. Народ кархат был потомком людей и детей Амона (солнечного божества). Главной водной артерией Карха была река Шастра, в самой низменной части острова образовывавшая одноимённое озеро. Одна часть острова была гористой местностью, с горным массивом Шаккаб. После затопления острова от него остались торчать над поверхностью воды вершины этих гор, известные сейчас как Бермудские острова.
- В рассказе Н. К. Рериха «Миф Атлантиды» .
- В книге Е. В. Быханова высказывается предположение, что Атлантида это и поныне существующая Америка , которая просто отодвинулась из-за дрейфа материков от Европы .
- Во 2-й книге цикла «Пробуждаются забытые времена» (1935 год) в главе «Атлантида» её последний царь Орорун с того света вещает историю гибели Атлантиды, связанной с тем, что атланты (самоназвание «эрарии») возгордились в своих знаниях и умениях и позволили другим народам поклоняться себе как богам. Показано предсказание о том, что Атлантиде было дано 49 лет (сакральное число для атлантов, 7 раз по 7) на покаяние, и как страна, напротив, всё более приходила в хаос, окончившийся погружением её в воды океана и гибелью всех атлантов. Оканчивается рассказ предостережением, что атланты были уничтожены за меньшие преступления, чем те, в которых виноваты современные люди.
- И. А. Бунин в своём рассказе « Господин из Сан-Франциско » называет корабль Атлантидой, делая это аллегорией жизни главного героя, который отправился путешествовать на этом корабле.
- В книге Элиезера Юдковского « Гарри Поттер и методы рационального мышления », Атлантида является первоначальным источником волшебства, а Атланты были первой волшебной цивилизацией. Все нынешние волшебники — потомки Атлантов, чья родина была уничтожена вследствие опасных экспериментов с магией .
В изобразительном искусстве и медиа
В живописи
- Падение Атлантиды — сюжет фантастической картины французских барочных живописцев, известных под коллективным псевдонимом Монсу Дезидерио (XVII век).
- Атлант (1921), Гибель Атлантиды (1929) — картины Николая Рериха .
Кинематограф
- 1961 — « Атлантида, погибший континент », американский фантастико-приключенческий фильм.
- 1978 — « Вожди Атлантиды » — английский фантастический фильм.
- 1983 — « Хищники Атлантиды » — итальянский приключенческий фильм.
-
2001 — мультфильм от
Disney
«
Атлантида: Затерянный мир
»
- 2003 — « Атлантида: Возвращение Майло », продолжение.
- 2004-09 — На легенде об Атлантиде основывается сюжет научно-фантастического телесериала « Звёздные врата: Атлантида ». Атлантида в сериале — это один из городов высокоразвитой космической цивилизации древних , который мог находиться на поверхности воды и вместе с тем перемещаться в космосе.
- 2013-15 — телесериал « Атлантида ».
- 2015 — мультфильм «Последний человек Атлантиды», по мотивам произведения А. Р. Беляева .
- 2018 — « Аквамен » — американский супергеройский фильм режиссёра Джеймса Вана .
Научно-популярные фильмы
- Реконструкция гибели Посейдониса
- Место находки диска из Феста-послания атлантов Золотого века
- CTC Хочу Верить! Выпуск 19 — Исчезнувшая Атлантида, где она?
- Об Атлантиде и Египте
- Мифы человечества. Потоп… или в поисках Атлантиды ( англ. Myths of Mankind. The Flood... or Looking for Atlantis? ), 2005 г.
- NG : С точки зрения науки : Атлантида ( англ. Earth Investigated Atlantis ), 2006 г.
- Discovery : Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Атлантида ( англ. Discovery: Solving History with Olly Steeds. Atlantis ), 2010 г.
- Загадки истории. Тайны Атлантиды, 2010 г.
- Древние пришельцы . Подводные миры ( англ. Ancient Aliens. Underwater Worlds ), 2011 г.
- Колыбель современной цивилизации. Атланты — кто они? 2011 г.
«Атлантида» в Google Earth
В начале 2009 года после запуска на Google Earth нового сервиса Ocean, предназначенного для просмотра рельефа морского дна, несколькими пользователями на дне Атлантического океана между Гибралтарским проливом и Азорским архипелагом (координаты ) была обнаружена специфическая картинка, напоминающая снимок улиц города с большой высоты. По этому поводу была опубликована соответствующая статья в The Sun и других таблоидах . После этого Google сразу опровергла вывод об Атлантиде, заявив, что изображение является артефактом процесса сбора данных, а прямые линии — курсом кораблей, осуществлявших батиметрическую съёмку .
См. также
- Ришат
- Лемурия
- Пацифида
- Гиперборея
- Эфиопия — «страна людей с пылающими лицами»
- Неведомая Южная земля
- Азорские острова
- Идеальный город
- Подводная археология
- Атлантология
- Теория черноморского потопа
- Атлантиды (семизвездие Плеяд )
- Туле (легендарный остров)
Примечания
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
- Атлантида // Большой энциклопедический словарь , 2000
- . Дата обращения: 13 июля 2016. 6 июня 2016 года.
- . Дата обращения: 23 мая 2016. 18 ноября 2009 года.
- . Дата обращения: 23 мая 2016. 22 февраля 2016 года.
- ↑ . annales.info . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- ↑ . ec-dejavu.ru . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- Например, в схолиях к Диодору говорится: «Говорит и Гелланик в первой части „Атлантики“ о тех, кто вступил в связь с богами: Тайгета с Днём (Зевсом), от которых Дардан; Алкиона с Посейдоном, от которых Гирией; Стеропа с Ареем, от которых Ойномай; Келено с Посейдоном, от которых Лик; Меропа со смертным Сисифом, от которых Главк»
- Немировский А. И. У истоков исторической мысли. Издательство Воронежского университета, Воронеж, 1979. Стр. 82, с илл.
- от 4 марта 2011 на Wayback Machine // «Опровержения гениев»
- тюленей?
- исключая одного единственного, прямо помеченного «по-туземному Гадир»
- Gill, Christopher (1979). «Plato’s Atlantis Story and the Birth of Fiction». Philosophy and Literature 3 (1): 64-78. doi:10.1353/phl.1979.0005.
- Naddaf, Gerard (1994). «The Atlantis Myth: An Introduction to Plato’s Later Philosophy of History». Phoenix 48 (3): 189—209. JSTOR 3693746.
- Morgan, K. A. (1998). «Designer History: Plato’s Atlantis Story and Fourth-Century Ideology». JHS 118 (1): 101—118. JSTOR 632233.
- Гуляев В. к.и.н. от 11 января 2012 на Wayback Machine // Alterplan.ru
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Роберт Грейвс. Мифы древней Греции. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007 (1960). — С. 195. — ISBN 9785975701787 .
- ( от 19 февраля 2009 на Wayback Machine ) // Журнал « Вокруг света ».
- . — Харьков: Фолио, 2013. — 639 с. — ISBN 9789660362758 .
- (амер. англ.) . Newspapers.com (31 марта 1979). Дата обращения: 8 декабря 2023.
- William Ryan, Walter Pitman. . — New York: Simon & Schuster, 2000. — 320 с. — ISBN 978-0-684-85920-0 .
- (амер. англ.) . . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- ↑ Аноприенко А.Я. Атлантида и индоевропейская цивилизация: новые факты, аргументы и модели. — Донецк: , 2007. — 516 с. — ISBN 966-8248-12-0 .
- . Дата обращения: 29 сентября 2017. 22 сентября 2017 года.
- . Дата обращения: 1 февраля 2010. 24 марта 2010 года.
- 11 сентября 2009 года. (англ.)
- 2 августа 2009 года.
- . www.theoi.com . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- Barbiero Flavio. « Una Civiltà sotto Ghiaccio ». — 2000.
- от 21 июля 2011 на Wayback Machine // Журнал « Техника — молодёжи » № 6. 1999
- Педро Сьеса де Леон. www.bloknot.info (А. Скромницкий) (24 июля 2008). Дата обращения: 11 октября 2010. 9 июля 2012 года.
- Pedro Sarmiento de Gamboa. Historia de los Incas. Madrid 2007. Miraguano, Polifemo. ISBN 978-84-7813-228-7 , ISBN 978-84-86547-57-8
- Zárate, Agustín de. Historia del descubrimiento y conquista del Perú // Biblioteca Peruana. Primera serie. Tomo II. — Lima: Editores Técnicos Asociados, 1968. — p. (pp. 110—113)
- . Дата обращения: 22 января 2012. 9 июня 2011 года.
- Аноним. от 2 июня 2018 на Wayback Machine (недоступная ссылка) . Пер. О. Дьяконов, 2009—2010.
- Фосетт, П. Г. Неоконченное путешествие. Москва, Мысль, 1975.
- . Дата обращения: 30 августа 2010. 1 марта 2012 года.
- . lit.lib.ru . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- . web.archive.org (10 сентября 2011). Дата обращения: 8 декабря 2023.
- Астрономические предрассудки и материалы для составления новой теории образования планетной системы. — Ливны: тип. И. А. Савкова, 1877. — 160 с.
- (бр. порт.) . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- Гарри Поттер и методы рационального мышления . — 2019-08-23.
- (5 августа 2009). Дата обращения: 8 декабря 2023.
- (12 октября 2009). Дата обращения: 8 декабря 2023.
- (26 марта 2008). Дата обращения: 8 декабря 2023.
- (рус.) . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- (брит. англ.) . The Sun . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- Adam Hartley. (англ.) . TechRadar (20 февраля 2009). Дата обращения: 8 декабря 2023.
Литература
Первоисточники
- Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений. В 4 т., Т. 3. С. 426—427, 429—430 под переводом с древнегреч. С. С. Аверинцева .
- Платон. Тимей
- Платон. Критий
- [www.lib.ru/POEEAST/PLATO/dialogi.txt Платон. «Диалоги»] в Библиотеке Максима Мошкова .
Другая литература
- Агранцев И. Князь Посейдон — царь Атлантиды? — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 448 с.
- Аноприенко А. Я. . — Донецк: «УНИТЕХ»., 2007. — 516 с. — ISBN 966-8248-12-0 .
- Аноприенко А. Я. // Научные труды Донецкого национального технического университета. Выпуск 52. Серия «Проблемы моделирования и автоматизации проектирования динамических систем» (МАП-2002): Донецк: ДонНТУ, 2002. — С. 177—243.
- Атлантида: проблемы, поиски, гипотезы. (Альманах, специально посвящённый основным проблемам атлантологии). Вып. 1—3. — М., 1999, 2001, 2002;
- Бейджент М. Запретная археология = Forbidden Archeology. — М. : Эксмо, 2004. — 135 с. — ISBN 5-699-04989-4 .
- Бэкон Ф. Новая Атлантида
- Брюсов В. Учители учителей. Древнейшие культуры человечества и их взаимоотношение. С. 275—494 в кн.: Собрание сочинений. В 7 т. — Т. 7. — М. : Худож. литература, 1975. — 528 с.
- Жиров — основатель науки атлантологии. Через тернии — к Атлантиде // Н. Ф. Жиров. Атлантида. Основные проблемы атлантологии. — М., Вече, 2004.
- Воронин А. А. Морские колонии Атлантиды. — М.: Вече, 2004. — 480 с. (Библиотека Атлантиды).
- Воронин А. А. Сокровища и реликвии потерянных цивилизаций. — М.: Вече, 2010. — 298 с.
- Галанопулос А. Г., Бэкон Э. Атлантида. За легендой — истина / Пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона. Послесловие Г. А. Кошеленко. — М.: Наука, ГРВЛ, 1983. — 184 с. ( По следам исчезнувших культур Востока ).
- Григорьев А. А. Атлантида // Природа. 1914. № 12. С. 1417—1422.
- Гиббинс Д. Атлантида. — М.: АСТ, 2006. — 476 с. (художественный роман, основанный на черноморской версии Атлантиды).
- Доннели И. Гибель богов в эпоху Огня и Камня / И. Доннели. — М.: Вече, 2007. — 400 с.;.- (Тайны древних цивилизаций).
- Доннели И. Атлантида: мир до потопа. — Самара: Агни, 1998. — 448 с.
- Дроздова Т. Н., Юркина Э. Т. В поисках образа Атлантиды. — М.: Стройиздат , 1992. — 311 с.
- Дэвинь Р., Берлиц Ч. Атлантида. В поисках пропавшего континента. — М.: Вече, 2004. — 320 с. — (Библиотека Атлантиды).
- Жиров Н. Ф. Атлантида. — М. : Географгиз , 1957. — 120 с. — 20 000 экз.
- Жиров Н. Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантологии. — М.: Вече, 2004. — 512 с. (Библиотека Атлантиды).
- Атлантида. Великая катастрофа. — М.: Вече, 2005. — 368 с. (Библиотека Атлантиды).
- Кондратов А. М. Атлантиды моря Тетис. — Л., Гидрометеоиздат, 1986. — 168 с.
- Кукал З. // Великие загадки Земли. — М.: Прогресс, 1989. — 396 с. — ISBN 5-01-001077-1
- Кусто Ж.-И. , Паккале И. В поисках Атлантиды. — М.: Мысль, 1986. — 320 с.
- Кэррол Роберт Т. Атлантида // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic's Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. — М. : « », 2005. — С. 49—53. — ISBN 5-8459-0830-2 .
- Леви Джоэль. Атлантида и другие утраченные цивилизации = The Atlas of Atlantis. — Ниола-Пресс, 2008. — 176 с. — ISBN 978-1-84181-315-8 .
- Мук О. Небесный меч над Атлантидой. — М.: Вече, 2007. — 320 с. (Тайны древних цивилизаций).
- Панченко Д. В. Платон и Атлантида. — Л.: Наука; Ленингр. отделение, 1990. — 192 с. ( Из истории мировой культуры ).
- Пухляков Л. А. // Известия Томского политехнического института [Известия ТПИ]. — 1972. — Т. 201 : Геология . — С. 124—142 .
- Резанов И. А. Атлантида: фантазия или реальность? — М.: Наука, 1975. — 136 с.
- Резанов И. А. Великие катастрофы в истории Земли / Отв. ред. доктор географических наук Э. М. Мурзаев . Академия наук СССР . — Изд. 2-е, перераб., доп. — М. : Наука , 1984. — С. 133—145. — 176 с. — ( ). — 80 000 экз. (1-е издание — 1980)
- Романов С . (недоступная ссылка) Амфора, 2007. — 336 c. — ISBN 978-5-367-00475-5
- Рерих Н. К. Миф Атлантиды. — М.: Эксмо, 2012. — 384 с. — (Мистический бестселлер). — 3000 экз., ISBN 978-5-699-53763-1
- Рыбин А. И. В поисках Атлантиды: исследование мифов и легенд. — Едиториал УРСС, 2004. — 248 с.
- Сора Д. Атлантида и царство гигантов. Религия гигантов и цивилизация насекомых / Дени Сора . — М.: Вече, 2005. — 320 с. (Библиотека Атлантиды).
- Спенс Л. Атлантида. История исчезнувшей цивилизации / Пер. с англ. А. Н. Зотина. — М.: ЗАО « Центрполиграф », 2004. — 270 с. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 5-9524-0090-6 .
- Шахнович М. И. (д-р филос. наук, проф. ЛГУ), «Атлантида — колыбель мудрости» // в кн.
- ISBN 978-1-59477-857-5 . , (Ph.D.) Atlantis and the Cycles of Time: Prophecies, Traditions, and Occult Revelations, Inner Traditions, 2011.
Ссылки
Энциклопедические
- [bse.sci-lib.com/article079885.html Атлантида] — статья из Большой советской энциклопедии (3-е изд.)
- — статья из Советской исторической энциклопедии (1961)
- — статья из Литературной энциклопедии (1929)
- — статья из Энциклопедии Кольера
- — статья из Энциклопедии Кругосвет
- (недоступная ссылка) — статья из энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы.» — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; 2-е изд., 2005.
- (англ.) — статья из Encyclopædia Britannica
- (фр.) — статья из Encyclopædia Universalis
Прочие
- англ. Location hypotheses of Atlantis — Перечень предполагаемых местонахождений Атлантиды (англ.)
- Рабинович Е. Г.
- Christian Schoppe, Siegfried Schoppe (англ.)
- — на сайте atlantisforschung.de
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- . web.archive.org (9 декабря 2006). Дата обращения: 8 декабря 2023.
- . www.ashtray.ru . Дата обращения: 8 декабря 2023.
- Joscelyn Godwin. . — Inner Traditions/Bear, 2010-11-18. — 452 с. — ISBN 978-1-59477-857-5 .
- 2021-02-24
- 1