Константинопольская православная церковь
- 1 year ago
- 0
- 0
Ру́сская правосла́вная це́рковь (сокр. РПЦ , другое официальное наименование — Моско́вский патриарха́т ) — автокефальная поместная православная церковь , имеющая пятое место в диптихе автокефальных православных церквей мира . Наиболее многочисленная поместная православная церковь в мире и крупнейшая религиозная организация в России , Белоруссии , Молдавии (включая Приднестровье ) , а также до 2022 года, когда Украинская православная церковь в составе Московского патриархата заявила о своей полной независимости от РПЦ , — на Украине (на 2011 год по числу приходов , духовенства и культовых сооружений , но, по некоторым опросам на начало 2015 года , не по количеству приверженцев в соответствии с самоидентификацией в ходе социологического опроса).
Рассматривает себя в качестве единственной канонически легитимной православной административно-независимой церкви на территории бывшего Советского Союза , исключая Грузию (в границах Грузинской ССР ), признанную канонической территорией Грузинской православной церкви , а также в Японии , Китае и Монголии ; считает себя единственной законной преемницей поместной Российской православной церкви , синодальной российской церкви и Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата . Кроме того, согласно её Уставу , юрисдикция РПЦ «простирается на добровольно входящих в неё православных, проживающих в других странах» . Однако её исключительная юрисдикция в КНР, Монголии, Эстонии и Японии оспаривается Константинопольским патриархатом, на территории Украины — Православной церковью Украины , в Молдавии — Румынской православной церковью , в Армении — Грузинской православной церковью .
Название «Русская православная церковь» применялось издавна , но было принято как официальное лишь осенью 1943 года . Ранее использовались названия «Российская православная церковь», «Греко-восточная российская церковь» и другие. РПЦ как централизованная организация до 1991 года не имела статуса юридического лица , который обрела в полном объёме на территории РСФСР 30 мая 1991 года при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской православной церкви на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях». Канонические подразделения, находящиеся на территории иных, нежели Российская Федерация, государств, могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц под иными названиями в соответствии с действующим в каждой стране законодательством.
Религиозно-правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Священное Писание , а также Священное Предание . Последнее включает в себя каноны , авторизованные Церковью богослужебные тексты , творения святых отцов , жития Святых , а также обычаи Церкви .
В Синодальный период не существовало единообразного (официально или юридически зафиксированного) наименования православной церковной организации на территории России, и в разных источниках встречаются такие варианты, как то: Православная кафолическая греко-российская церковь , Российская Церковь , Русская Церковь , Российская Православная Церковь , Российская Православная кафолическая Церковь , Греко-Российская Церковь , Православная Греко-российская Церковь , Российская Восточно-православная Церковь , а в XVIII веке также и Российская Церковь греческого закона . Во внутренних правительственных документах совокупность органов церковного управления в юрисдикции российского Святейшего Правительствующего Синода именовалась ведомством православного исповедания . В документах Всероссийского церковного собора (1917—1918) церковь в России, как правило, именуется « Православная Российская Церковь ».
Название Русская православная церковь применялось издавна , но было принято как официальное лишь осенью 1943 года .
Русская православная церковь связывает своё возникновение с Крещением Руси (988 год), когда Константинопольский патриарх Николай II Хрисоверг поставил Михаила митрополитом на новосозданную Киевскую и всея Руси митрополию Константинопольского патриархата , создание которой было инициировано киевским князем Владимиром Святославичем .
Ввиду разрушения и упадка значения Киева как политического центра из-за монгольского нашествия в 1240 году и последующих золотоордынских набегов, в 1299 году митрополит Киевский Максим перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме ; а 26 лет спустя местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва .
Статус автокефалии де-факто имеет с 1448 года, когда собор в Москве поставил на Русскую митрополию (с центром в Москве) рязанского епископа Иону без санкции Константинополя, заключившего унию с Римом. Хотя формально вхождение в состав Константинопольской патриархии было восстановлено после изгнания в 1453 году османами униатов из Константинополя, с 1448 по 1589 год Русская православная церковь (без Киевской митрополии ) управлялась фактически независимыми митрополитами . Начиная с царствования Иоанна III , в Русском государстве была принята концепция, согласно которой вследствие духовного (из-за Ферраро-Флорентийской унии ) упадка и гибели Византии единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство « Третьего Рима ». В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени Константинопольского Патриарха Иеремии II . В 1589—1593 годах Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и окончательное признание автокефалии от восточных патриархов . При этом Московский патриархат был вынужден признать отделение от него Киевской митрополии, которая сохранила свое прежнее положение как часть Константинопольского патриархата. Эти принципы, установленные Московским собором 1589 года с участием Патриарха Константинопольского Иеремии, были затем подтверждены Константинопольскими всеправославными Соборами 1590 и 1593 годов.
В середине XVII века, особенно при патриархе Никоне , проводилось исправление богослужебных книг и иные меры по унификации русской богослужебной практики с греческой . Некоторые прежде принятые в Московской церкви обряды, включая двоеперстие , были объявлены еретическими; те, кто будет использовать их, были преданы анафеме на соборе 1656 года и на Большом Московском соборе . В результате произошёл раскол в Русской церкви, а те, кто продолжал использовать старые обряды, стали официально именоваться «еретиками» , позже — «раскольниками», а позднее получили название « старообрядцы ».
В 1686 году, в связи с присоединением к Русскому царству Левобережной Украины и Киева, было осуществлено согласованное с Константинопольским патриархатом переподчинение Москве Киевской митрополии (из юрисдикции Константинопольского Престола ) .
По смерти патриарха Адриана в 1700 году царь Пётр I запретил избрание нового патриарха, а по прошествии 20 лет учредил Духовную Коллегию , вскоре переименованную в Святейший Правительствующий Синод , который, являясь одним из государственных органов, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором всероссийским (до 2 марта 1917 года) в качестве « крайнего Судии сей Коллегии ». В этот период, в историографии именуемый синодальным , правительственные учреждения Церкви (например, Синод с его канцелярией) рассматривались как учреждения государственного управления . Верховным правителем в церкви, согласно закону, был император: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в церкви святой благочиния» ; устанавливалось, что «в управлении церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного» .
Церковные учреждения получали государственное финансирование; благодаря расширению границ Российской империи значительно увеличилась территория юрисдикции российского Святейшего Синода. При этом, императорская власть, в частности, ликвидировала автокефалию Грузинской церкви ; после разделов Польши в состав Российской церкви были включены униатские приходы западнорусских и южнорусских земель ( Полоцкий собор в 1839 году и обращение в православие униатской Холмской епархии в 1875 году). С другой стороны, императорская власть стремилась контролировать активы церковных учреждений; при Екатерине II был ликвидировано значительное количество монастырей, а последние потеряли право владения вотчинами и крепостными крестьянами.
В 1914 году по официальным данным обер-прокурора Святейшего синода общее число представителей белого ( приходского ) духовенства и церковнослужителей составило 112 629 человек . Кроме того, в ведении Святейшего синода было 1 025 монастырей и общин: 550 мужских (с 11 845 монахами и 9 485 послушниками) и 475 женских (с 17 283 монахинями и 56 016 послушницами) . В Российской империи в канун её распада было 115—125 млн православных христиан (около 70 % населения), но Православная церковь в России, по мнению экспертов находилась в состоянии глубокого внутреннего кризиса, который нарастал на протяжении двух предшествующих столетий .
С первых же дней Первой мировой войны Церковь приняла активное участие в организации помощи армии и флоту .
Вскоре после падения монархии в России в марте 1917 года, был созван подготовляемый с начала 1900-х годов Всероссийский Поместный Собор , который открылся 15 августа (ст. ст.) 1917 года в Москве. Крупнейшим его решением было восстановление 28 октября того же года, спустя несколько дней после захвата власти большевиками в Петрограде, патриаршества . На патриарший престол был избран Тихон (Беллавин) , митрополит Московский.
После революции 1917 года Советское правительство начало ликвидацию Русской Православной Церкви .
Первые несколько месяцев после Октябрьской революции 1917 года большевики активно не вторгались и не препятствовали деятельности Православной церкви (не считая Декрета о земле , конфисковавшего церковные земли); бюджетное финансирование церковных учреждений продолжалось .
Декретом СНК Российской Республики, официально опубликованном 23 января 1918 года, — Об отделении церкви от государства и школы от церкви — церковь была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности, а религия объявлялась частным делом граждан. Декрет узаконивал принимавшиеся большевиками с декабря 1917 года распоряжения и акты, упразднявшие функции православной церкви как государственного учреждения, пользующегося государственным покровительством .
В 1918 году на территории, контролируемой большевиками , прекратилось финансирование духовенства и религиозного образования из казны ; Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов ( Обновленческий , Григорианский и др.) и период гонений ( см. в статье Религия в СССР ). После смерти Патриарха Тихона в 1925 году власти не позволили проведение собора для избрания его преемника; патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр (Полянский) , вскоре арестованный и замученный. Митрополиту Петру наследовал митрополит Сергий (Страгородский) (с декабря 1925 по 27 декабря 1936 года именовался заместителем патриаршего местоблюстителя). В 1927 году митрополит Сергий издал Послание (известное как «Декларация»), в котором признал Советский Союз гражданской родиной, призвал членов Церкви к гражданской лояльности советской власти, а также потребовал от заграничного духовенства полной политической лояльности к советскому правительству . Послание и последовавшие за ним увольнения некоторых несогласных епископов на покой привело к протестам и отказу подчинения ему со стороны ряда групп внутри Патриаршей церкви и к образованию иных «староцерковных» организаций, не признавших законность церковной власти заместителя местоблюстителя (см. статьи Иосифляне (XX век) , катакомбная церковь , непоминающие ), а также к «прекращению сношений» с Патриархией большинства русских епископов в эмиграции .
По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции были казнены 28 епископов и 1200 священников .
Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников, монахов и активных мирян были расстреляны или сосланы в лагеря ; богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены. Основным инструментом проведения партийной политики в отношении Патриархии было 6-е отделение ОГПУ, возглавляемое Евгением Тучковым , который проводил политику разъединения и подчинения органам ОГПУ епископата и иных лиц духовенства и мирян.
22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны митрополит Сергий (Страгородский) обратился к православным с посланием, в котором благословил «всех православных на защиту священных границ нашей Родины»
На значительной территории в европейской части СССР, оказавшейся в первые 2 года войны под контролем германской администрации происходило массовое открытие храмов и некоторых монастырей (так, в сентябре 1942 года германскими властями была открыта Киево-Печерская лавра ) . В 1943 году произошла заметная коррекция политики советского руководства в отношении Патриаршей церкви, которой было отдано однозначное предпочтение перед обновленческими структурами, признанными с 1922 года государственными органами как «Православная Российская Церковь», которые полностью исчезли уже в 1946 году ; Московская патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР (за исключением Грузии, на территории которой Московская патриархия в ноябре 1943 года признала юрисдикцию Грузинской церкви , мотивируя такое решение тем, что «по церковным правилам (Всел. IV, 17 и др.) церковные границы должны следовать за государственными» ) всеми прочими поместными православными Церквами. 4 сентября 1943 года Сталин принял у себя митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) ; по результатам беседы было принято решение о проведении архиерейского Собора . По мнению Шкаровского , главной целью, которую при этом преследовал Иосиф Сталин, было превращение Патриархии в послушную часть политического режима, существовавшего в СССР .
21 февраля 1946 года на заседании Международного военного трибунала Нюрнбергского процесса советской стороной были представлены документы по разделу обвинения «Разрушение и разграбление культурных и научных ценностей, культурно-бытовых учреждений, монастырей, церквей и других учреждений религиозных культов», согласно которым немецко-фашистские захватчики уничтожили или разрушили на территории СССР 1670 церквей и 69 часовен .
Собор епископов , прошедший в Москве 8 сентября 1943 года, избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол. Правительством СССР учреждался Совет по делам Русской православной церкви , который был призван осуществлять контроль над духовенством и быть посредником между Московской патриархией и государственной властью. Было открыто несколько богословских школ (впоследствии получивших статус семинарий и академий); тысячи храмов , открытых на территории, оккупированной германской армией , продолжили деятельность после её освобождения советскими войсками.
В первые 2 года после войны продолжился количественный рост приходов РПЦ в СССР. Например, в РСФСР действовало в 1946 году 2816 церквей, молельных домов и соборов, а в 1947 году их было уже 3217 . Возросла в послевоенный период численность духовенства. На 1 января 1948 года в СССР по данным Совета по делам Русской православной церкви было 11827 священников и диаконов . Значительная часть новых священников была из униатских приходов Западной Украины , привлеченных в Русскую православную церковь в 1946—1948 годах после отмены Брестской и Ужгородской уний. По данным Георгия Карпова , председателя Совета по делам Русской православной церкви, на 2 января 1948 года из 2718 униатских приходов Западной Украины в состав Русской православной церкви перешел 2491 приход .
С 31 января по 4 февраля 1945 года в Москве состоялся поместный собор Русской православной церкви , на котором Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий .
В 1947 году началось некоторое ужесточение антирелигиозной политики на идеологическом и пропагандистском уровне, которое распространялось также и на РПЦ. За 1947—1957 годы были ликвидированы 38 монастырей Русской православной церкви .
Новая волна антирелигиозной и антицерковной политики была инициирована в период между 1959 и 1964 годом, во время нахождения во главе СССР Н. С. Хрущёва ; жёсткая линия сохранялась и впоследствии. Ряд мирян и клириков в тот период участвовали в диссидентском движении , признавались впоследствии « узниками совести ». Священники Глеб Якунин , Сергий Желудков , Владимир Русак и другие отбывали заключение в советских тюрьмах и в ссылке, защищая свободу вероисповедания . Среди заметных фигур того времени были священники Дмитрий Дудко и Александр Мень . Хотя последний сторонился практической работы в диссидентском движении и пытался больше сосредоточиваться на своём призвании пастыря и проповедника, имелась определённая связь между Александром Менем и другими диссидентами.
2 июня 1971 года на Поместном соборе Русской православной церкви патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий Пимен (Извеков) .
Церковь в СССР находилась под усиленным контролем со стороны КГБ . В 1965 году Совет по делам Русской православной церкви был соединен с Советом по делам религиозных культов в единый надзорный орган — Совет по делам религий . Константин Харчев , председатель этого органа в 1984—1989 годах, впоследствии объяснял: «Ни один кандидат на должность епископа или другую высокую должность, будь то член Священного Синода, не получал её без одобрения ЦК КПСС и КГБ » . Профессор Натаниэль Дэвис обращает внимание на следующее: «Если епископы хотели защитить своих людей и сохранить должность, они должны были сотрудничать в какой-то степени с КГБ, с комиссарами Совета по делам религий и с другими партийными и правительственными властями» . Патриарх Алексий II признавался, что епископы шли на компромиссы с советским правительством, включая его самого, и публично раскаивался в содеянных компромиссах .
Русская православная церковь в это время принимала участие в экуменическом движении , и Всемирного совета церквей , проводила миротворческую деятельность, включая две всемирные конференции — «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (1977) и «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» .
К 1987 году число действующих церквей в СССР сократилось до 6893, а действующих монастырей до полутора десятков, из которых в двух (в Литве и Белоруссии) имелись две монашеские общины, мужская и женская. Кроме того, два монастыря находились за пределами СССР — в Святой Земле и на Афоне . В 1987 году в РСФСР от 40 до 50 % новорождённых (в зависимости от региона) были крещены и более 60 % умерших были похоронены по «христианскому обычаю» (благодаря получившему широкое распространение «заочному отпеванию»).
Начиная с 1987 года, в рамках проводившейся при Михаиле Горбачёве политики гласности и перестройки , начался постепенный процесс передачи в пользование Патриархии, епархий и общин верующих зданий и имущества, ранее находившихся в церковном ведении, происходила либерализация режима контроля над религиозной жизнью и отмена ограничений деятельности религиозных объединений. Важной вехой явился 1988 год — год празднования тысячелетия Крещения Руси и проведения юбилейного поместного собора РПЦ. Был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР по телевидению — впервые в истории Советского Союза люди смогли видеть прямые трансляции богослужений по телевизору.
В 1988 году Русская православная церковь имела уже 8,5 тысяч приходов и 76 епархий на территории СССР, а также 120 зарубежных приходов, объединённых в три благочиния ( Финляндское , Венгерское , Мексиканское) и 3 экзархата ( Западноевропейский , Среднеевропейский , Центрально- и Южно-Американский ), 20 монастырей, из которых два зарубежные: мужской Пантелеимонов на Афоне (юрисдикционно находящийся в ведении Константинопольского патриарха ) и женский Горненский вблизи Иерусалима .
В июне 1990 года на поместном соборе Русской православной церкви , впервые в послевоенный период проходившем без вмешательства Совета по делам религий , патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер) .
Существенная особенность положения РПЦ после 1991 года ( распада СССР ) — транснациональный характер её юрисдикции в пределах бывшего СССР (без Грузии и Армении): впервые за всю историю своего бытия Московский патриархат полагает своей «канонической территорией» (термин был введён в оборот в 1989 году ) территорию множества суверенных и независимых государств. Как следствие, её административно-канонические подразделения, находясь в разных странах, функционируют в весьма различных государственно-правовых, общественно-политических и конфессионально-культурных условиях . В результате с начала 1990-х годов возникла канонически ненормальная ситуации параллельных юрисдикций в Эстонии и Молдавии , а с 2000-х — в Китае и части Украины .
17 мая 2007 года патриарх Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) подписали Акт о каноническом общении , которым был ликвидирован восьмидесятилетний раскол между Московским патриархатом и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ). В результате подписания данного акта РПЦЗ вошла в состав РПЦ на правах самоуправляемой церкви (соответствующие поправки были внесены в Устав РПЦ 27 июня 2008 года) и получила признание канонических православных церквей . Однако часть духовенства и мирян РПЦЗ под предводительством епископа Агафангела данный акт не признала, и они продолжили своё существование как независимая, но не признанная каноническими православием церковь — РПЦЗ под омофором митрополита Агафангела .
В начале патриаршества патриарха Кирилла (избран в январе 2009 года ) была проведена реформа административной структуры Московской патриархии , в частности создан ряд новых синодальных учреждений (отделов) ; в 2011 году была осуществлена реформа епархиального устройства РПЦ, согласно которой производилось разделение некоторых епархий в РФ и учреждение митрополий , включающих две или более епархии .
В декабре 2018 году на основе неканонических Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) была создана Православная церковь Украины , не признанная Московским патриархатом.
В 2014 году Россия аннексировала Крым и РПЦ захватила храмы и имущество Украинской православной церкви Киевского патриархата .
В 2018 году, в связи с ситуацией на Украине, отношения Московского париархата с Константинопольским патриархатом резко обострились. В заседании 15 октября 2018 года, в ответ на ряд решений Константинопольского патриархата , направленных на предоставление автокефалии православной церкви на Украине , в частности отмену совершённой в 1686 году передачи Киевской митрополии в Московский патриархат, Синод РПЦ постановил, «ввиду продолжающихся антиканонических действий Константинопольского Патриархата», прервать с ним евхаристическое общение . В октябре и ноябре 2019 года Православная церковь Украины (ПЦУ) была признана предстоятелями соответственно Элладской и Александрийской церквей, в связи с чем РПЦ заявила о прекращении евхаристического общения с элладскими и александрийскими иерархами , которые поддержали или в будущем поддержат ПЦУ . Также после признания ПЦУ предстоятелем Кипрской церкви в октябре 2020 года, РПЦ заявила о прекращении евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми её иерархами, которые вступят в церковное общение с представителями ПЦУ .
27 мая 2022 года, три месяца после начала вторжения РФ на Украину , в Киеве состоялся собор УПЦ, который выразил «несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно войны в Украине», принял решение о прекращении поминовения московского патриарха в качестве предстоятеля УПЦ, принял изменения и дополнения в Устав УПЦ, «свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви» .
В июне того же года Священный синод РПЦ учредил Крымскую митрополию , в которую были включены 3 епархии: Симферопольская , Джанкойская , Феодосийская , ранее числившиеся в составе УПЦ. В октябре 2022 года в непосредственное каноническое и административное подчинение патриарха и Священного синода РПЦ была принята Ровеньковская епархия в Луганской области , в мае 2023 года ― Бердянская епархия УПЦ (со сменой управляющего архиерея и последующим вынесением данного решения на рассмотрение Архиерейского Собора) . УПЦ последнее решение решение отвергла, заявив, что митрополит Ефрем (Яринко) продолжит управлять епархией удалённо. По мнению российского политолога Алексея Макаркина , тем самым УПЦ «показала, что не признает перевод Запорожской области в подчинение России и для нее Бердянская епархия все так же является частью Украины и расположена на канонической территории УПЦ» .
С 1928 года власти СССР начали массовое закрытие религиозных учреждение: если в 1927 году в России было закрыто 134 молитвенных здания, то в 1928 году — 542, а в 1929 году — 1000, в 1937 году закрыто более 8 тысяч церквей, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно около 60 архиереев .
В 1938 году из примерно 37 тысяч православных храмов, действовавших на начало 1930 года, оставались только 8302, в том числе 3903 на Украине и 3617 в РСФСР. В 1939—1940 годах с присоединением к СССР стран Прибалтики , Западной Украины , Западной Белоруссии , Бессарабии и Северной Буковины , прибавились 64 православных монастыря и 3350 действующих храмов.
Согласно докладу Георгия Карпова , к 1948 году в СССР действовали 14 329 храмов, по сравнению с довоенным количеством 3021—3732 церквей .
На 1 января 1952 года в СССР насчитывалось 62 монастыря и 13 786 действующих православных храмов, 120 из которых не действовали, поскольку использовались для хранения зерна. На 1 января 1966 года действовали всего 7523 храма и 16 монастырей .
В 1988 году отмечали 1000-летие Крещения Руси , в это время в СССР действовали 6893 прихода и 22 монастыря .
Постсоветское время характеризуется быстрым ростом открывающихся церквей и монастырей, благодаря восстановлению заброшенных и строительству новых храмов.
В 1997 году в ведении РПЦ было 390 действующих монастырей (185 мужских и 205 женских), из них 242 на территории России .
В 2005 году религиоведы Сергей Филатов и Роман Лункин , проводя анализ православной религиозности современных россиян, пришли к выводу, что «расширяя или сужая строгость критериев, к практикующим православным в России можно отнести от 2 до 10 % населения, то есть от 3 до 15 млн человек», и высказали мнение, что она «зыбка и не структурирована — организационно, догматически и идеологически, что любые критерии её измерения и цифры, полученные на их основе, носят в принципе условный характер», поскольку считают, что «про большинство „православных верующих“ трудно сказать — православные они верующие или нет» .
Русская православная церковь (на территории бывшего СССР) не ведёт точного учёта количества своих членов или посещаемости богослужений. Согласно митрополиту Илариону (Алфееву) , по состоянию на 2018 год численность членов РПЦ составляла 160 млн человек .
По состоянию на начало 2019 года в Русской православной церкви насчитывалось 309 епархий с 382 архиереями, 35 677 священников и 4837 диаконов, 38 649 приходов, 474 мужских и 498 женских монастыря с 5883 насельниками и 9687 насельницами соответственно (включая рясофорных). В странах дальнего зарубежья действовало 19 епархий Русской православной церкви, включающих 977 приходов и 40 монастырей; при этом с 2009 года количество «стран присутствия Русской Православной Церкви» увеличилось на десять государств . На это же время на территории России было зарегистрировано 18 550 религиозных организаций, принадлежащих Русской православной церкви, включая 500 монастырей, действующих храмов и других молитвенных помещений .
Современная структура Русской православной церкви (Московского патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской православной церкви , принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми на Архиерейском соборе 27 июня 2008 года , а также Архиерейскими соборами 2011 , 2013 , 2016 и 2017 годов.
Ныне действующая редакция Гражданского устава РПЦ зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 30 ноября 1998 года при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» . Гражданский устав РПЦ (1991), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года, был опубликован в « Журнале Московской Патриархии » .
Устав РПЦ определяет Русскую православную церковь как «многонациональную поместную автокефальную церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами» .
Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор , Архиерейский собор и Священный синод во главе с патриархом , обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.
Поместный собор решает вопросы, касающиеся избрания патриарха и его ухода на покой, предоставления частям Русской православной церкви автокефалии, автономии и самоуправления. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, патриархом и Священным синодом, в составе архиереев , клириков , монашествующих и мирян . Последний собор был созван в январе 2009 года.
Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы . Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы , возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года .
Священный синод, согласно действующему Уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — патриарха (или местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев .
Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул « Святейший Патриарх Московский и всея Руси » . Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской православной церкви.
Высший церковный совет — постоянный исполнительный орган , действующий с марта 2011 года при патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви . Возглавляется патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви .
Как юридическое лицо Церковь зарегистрирована в виде религиозной организации «Русская православная церковь» с присвоением ей ОГРН 1037700255471 .
Сан патриарха является пожизненным . Кандидатом для избрания в патриархи может быть только архиерей ( епископ ) Русской православной церкви не моложе 40 лет, имеющий высшее богословское образование и достаточный опыт епархиального управления; вопрос гражданства (подданства) Уставом не оговорён . Право церковного суда над патриархом, а также решение об уходе его на покой принадлежит Архиерейскому собору . В случае кончины патриарха или невозможности выполнения им своих обязанностей (уход на покой, нахождение под церковным судом и т. п.) Священный синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола . Процедура избрания местоблюстителя устанавливается Священным синодом .
Являясь правящим епископом города Москвы ( епархия Московской области находится в непосредственном управлении патриаршего наместника — митрополита Крутицкого и Коломенского ), патриарх обладает значительными общецерковными административными полномочиями: вместе со Священным синодом созывает Архиерейские соборы и заседания Священного синода, в исключительных случаях — Поместные соборы , — и председательствует на них; несёт ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного синода; издаёт указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений , викарных архиереев, ректоров духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным синодом; награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями; награждает клириков и мирян церковными наградами ; утверждает присуждение учёных степеней .
Московская патриархия — учреждение Русской православной церкви, объединяющее структуры, непосредственно руководимые патриархом . Патриарх — священноархимандрит (настоятель) Троице-Сергиевой лавры , а также ряда других монастырей, имеющих статус патриарших ставропигий .
В части внешних сношений патриарх «сносится с предстоятелями Православных церквей во исполнение постановлений соборов или Священного синода, а равно и от своего имени; представляет Русскую православную церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления».
С 1 февраля 2009 года ( интронизация ) предстоятель Церкви — патриарх Московский и всея Руси Кирилл , избранный на патриарший престол 27 января того же года на Поместном соборе РПЦ . С 6 декабря 2008 года и до избрания патриархом он был местоблюстителем патриаршего престола .
Священный синод Русской православной церкви состоит из председателя — Патриарха (или местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев . Постоянными членами Священного синода являются следующие иерархи (по кафедре или должности):
В 2011 году в число постоянных членов Синода были включены митрополит Астанайский и Казахстанский и митрополит Среднеазиатский (данное решение Синода должно в последующем быть утверждено Архиерейским собором) .
Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа епархиальных архиереев в порядке очерёдности. Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Рассматриваемые вопросы решаются общим голосованием, большинством голосов. Воздержание от голосования не допускается.
Архиерейский собор 26 июня 2008 года утвердил «Положение о церковном суде Русской православной церкви» и предложенные изменения в Уставе Русской православной церкви, согласно которым судебная система РПЦ включает 3 инстанции: епархиальные суды, общецерковный суд и суд Архиерейского собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской православной церкви за границей и Самоуправляемых церквей.
Конкретными сферами общецерковных дел ведают синодальные учреждения , которые создаются или упраздняются по решению Поместного или Архиерейского соборов Священным синодом. Крупнейшее синодальное учреждение — Отдел внешних церковных связей , играющий ведущую роль во всех контактах Патриархии как за рубежом, так и внутри РФ . Согласно Главе XIV Устава РПЦ, «высшая церковная власть осуществляет свою юрисдикцию» над «церковными учреждениями в дальнем зарубежье» через Отдел внешних церковных связей . C 31 марта 2009 года существует также Секретариат (с 26 июля 2010 года — Управление ) Московской Патриархии по зарубежным учреждениям — «в помощь Патриарху Московскому и всея Руси для осуществления канонического, архипастырского, административного, финансового и хозяйственного попечения о зарубежных учреждениях Русской православной церкви» .
С 22 ноября 1990 года существуют отдел религиозного образования и катехизации (председатель — митрополит Евгений (Кульберг) и отдел по церковной благотворительности и социальному служению (глава — епископ Пантелеимон (Шатов) ). В июле 1995 был создан отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями , возглавляемый с 13 апреля 2021 года епископом Бронницким Савватием (Загребельным) . 31 марта 2009 года были образованы информационный отдел и отдел по взаимодействию Церкви и общества, преобразованные в 2015 году в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации (председатель — В. Р. Легойда ).
Входящие в Русскую православную церковь автономные (с февраля 2011 года ) и самоуправляемые церкви , экзархаты , митрополичьи округа , епархии , синодальные учреждения , благочиния , приходы , монастыри , братства , , духовные учебные заведения, и подворья канонически составляют Московский патриархат .
В состав РПЦ входят:
28 декабря 2018 года было объявлено о решении Священного синода Русской православной церкви образовать Патриаршие экзархаты в Западной Европе (с центром в Париже) и Юго-Восточной Азии (с центром в Сингапуре). В сферу пастырской ответственности экзархата в Западной Европе включены: Андорра, Бельгия, Великобритании и Северная Ирландия, Ирландия, Испания, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария. Синод принял также решение образовать епархию РПЦ в Испании и Португалии с центром в Мадриде. В сферу пастырской ответственности азиатского экзархата в Юго-Восточной Азии вошли: Сингапур, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, КНДР, Южная Корея, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины и Таиланд .
С 17 мая 2007 года вследствие подписания патриархом Московским Алексием II и первоиерархом Русской православной церкви заграницей митрополитом Лавром Акта о каноническом общении Русская православная церковь заграницей «пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви» .
Основная территориальная единица — епархия , возглавляемая епархиальным архиереем ( епископом , архиепископом или митрополитом ) и объединяющая находящиеся на данной территории приходы (приходские общины), объединённые в благочиния , и монастыри . Границы епархий определяются Священным синодом с учётом административно-территориального деления областей, краёв, республик или государств. Органами епархиального управления являются епархиальное собрание и епархиальный совет , при содействии которых архиерей управляет епархией.
Основная структурная единица церковного устройства — приход — община православных христиан, состоящая из клира и мирян (прихожан), объединённых при храме . Во главе прихода стоит настоятель храма , назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Органами приходского управления являются возглавляемое настоятелем приходское собрание, приходской совет (исполнительный орган, подотчётный приходскому собранию, состоящий из председателя — церковного старосты , его помощника и казначея), — и ревизионная комиссия.
|
Эту статью нужно проверить на соответствие
критериям
взвешенности изложения
.
|
Доходы Русской православной церкви складываются посредством получения добровольных пожертвований, а также оплат треб и приобретённых прихожанами церковных свечей и предметов религиозного назначения .
В настоящее время каждая структурная единица, находящаяся в каноническом ведении Русской православной церкви, зарегистрирована Министерством юстиции как самостоятельное юридическое лицо (религиозная организация).
Данные о центральном церковном бюджете (бюджете Патриархии) не оглашались с 1997 года [ источник не указан 1674 дня ] . Согласно исследованию Н. А. Митрохина , основную прибыль Московской Патриархии приносят операции с государственными ценными бумагами (приобретение государственных краткосрочных облигаций ) и два коммерческих предприятия (подмосковное « Софрино » — по производству церковной утвари, и гостиница «Даниловская» в Москве), взносы же епархиальных управлений на общецерковные нужды составляют небольшую долю — согласно сообщению Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года, 6 % от всех поступлений и 22 % от взносов на эти цели, сделанных храмами Москвы . Согласно исследованию Н. А. Митрохина и М. Ю. Эдельштейна , доходы типичного прихода РПЦ составляют несколько тысяч долларов в год и складываются из четырёх основных компонентов: средства, полученные от продажи свечей; пожертвования за требы и поминовения; тарелочно-кружечный сбор (пожертвования во время богослужений); доходы от торговли утварью и книгами.
Из доклада Патриарха Алексия II на Архиерейском соборе 24 июня 2008 года: «За период, прошедший после Архиерейского собора 2004 г., расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на 55 %. Основные затраты связаны с содержанием духовных учебных заведений — 46 %, а взносы епархий покрывают лишь 29 % этих расходов или ровно половину годовой сметы МДАиС» .
Определением Священного синода от 31 марта 2009 года учреждено Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии (впервые было организовано в 1946 году; упразднено 17 февраля 1997 года ).
В докладе на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года Патриарх Кирилл отметил сферу финансов и хозяйства «как один из проблемных аспектов нашей церковной жизни»; Патриарх выразил «недоумение» в связи с суммами отчислений в Московскую Патриархию «ряда епархий в 100, 200 или 300 тысяч», которые, по его словам, «соответствуют годовым отчислениям в Московскую Патриархию наименее обеспеченных приходов Москвы»; Патриарх также констатировал уменьшение в 2010 году объёма финансирования работ по восстановлению и реставрации памятников истории и архитектуры федерального значения в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006—2011 годы)».
С точки зрения налогообложения законодательство РФ рассматривает структуры РПЦ, как и прочих религиозных объединений , в качестве НКО . Русская православная церковь предоставляет Федеральной регистрационной службе финансовую отчётность упрощённой формы, предусмотренной для религиозных объединений , и имеет ряд налоговых льгот .
Согласно газете « Аргументы и факты », в настоящее время в России действуют православные агентства недвижимости .
В марте 2007 года правительственная комиссия под руководством Дмитрия Медведева утвердила концепцию передачи в собственность РПЦ имущества религиозного назначения, поручив Минэкономразвития подготовить соответствующий законопроект . 13 января 2010 года правительственная комиссия по вопросам религиозных объединений рассмотрела новую редакцию закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения»: согласно ей, структурам РПЦ будут переданы объекты, находящиеся как в федеральной, так и в региональной собственности . При этом Московский патриархат «не будет поднимать вопрос о реституции , но приветствует шаги государства по возвращению церковных зданий» .
30 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о передаче церкви имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной или региональной собственности .
Русская православная церковь имела ряд имущественных споров с государством, религиозными организациями и частными лицами ; некоторые из споров вызвали общественный резонанс . По мнению Валерия Назарова , главы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, имущественные споры между государством и религиозными организациями чаще всего возникают вокруг музеев, памятников истории и культуры .
Так как в советский период власти практически не разрешали строить православные храмы, то к 1991 году значительная часть используемых для православных богослужений культовых зданий была дореволюционной постройки. Многие из них были взяты на учёт как памятники истории и культуры. Количество памятников увеличилось в постсоветский период за счёт передачи Русской православной церкви ранее национализированных объектов. К началу 2010 года, по данным Росохранкультуры , в пользовании Русской православной церкви были 5692 памятника федерального и регионального значения .
В 2014 году на заседании Священного Синода утверждена должность епархиального древлехранителя, ответвственного за своевременное информирование о проблемах, связанных с сохранением объектов культурного наследия и культурных ценностей . Русская православная церковь составила реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, включающий 12 080 объектов памятников церковной архитектуры .
На май 2019 года, согласно данным митрополита Тихона (Шевкунова) , на территории России находилось 4636 аварийных и руинированных храмов Русской православной церкви, из них 3492 — недействующие . Церковь составила подробный перечень всех аварийных храмов, в том числе являющихся памятниками архитектуры. Храмы, находящиеся в сёлах, где никто не живёт, решено хотя бы законсервировать, дабы предотвратить дальнейшее разрушение .
На 2022 год согласно реестру памятников Русской православной церкви из 11 124 сохранившихся церквей и часовен, 1043 храма находятся в руинизированном или аварийном состоянии .
В 1988 году издавалось 10 периодических изданий, а также церковные календари, Библия , богослужебная литература и труды самых крупных богословов . С 2000 года , контроль за издаваемой и распространяемой Русской православной церковью печатной продукцией религиозного содержания осуществляет Издательский совет Русской православной церкви , который не является цензурным .
Русская православная церковь в целом придерживается в своей литургической жизни юлианского календаря и Александрийской пасхалии для исчисления дня празднования Пасхи . В богослужении с конца XIV века действует иерусалимский устав . Богослужебный язык — церковнославянский новомосковского извода . В XIX веке всеобщее распространение в приходской практике получило партесное пение , почти вышел из обихода знаменный распев . К концу синодального периода сложился ряд отличительных особенностей в литургической и пастырской практике, утвердившихся в XX веке: служение вечерни , утрени и Первого часа в рамках единой службы, совершаемой вечером, фактическая отмена малого повечерия , Полунощницы , междочасий, сокращение чтений кафизм и канонов, обязательная исповедь для причастников непосредственно перед принятием Святых Тайн или накануне.
Начиная с 1990-х годов репертуар песнопений на клиросах храмов Русской православной церкви становится стилистически разнообразным и эклектичным. Даже в пределах одного города, особенно в крупных городах, песнопения кардинально отличаются не только по степени сложности, но и по стилю .
С 1968 года в Русской православной церкви появилась практика совершения Литургии преждеосвященных Даров вечером .
Взаимоотношения Римско-католической церкви (РКЦ) и Русской Церкви имеют многовековую историю. С начала 1960-х годов идёт богословский и дипломатический диалог между Ватиканом и руководством РПЦ как на двусторонней, так и многосторонней (в формате совместного диалога поместных православных церквей с РКЦ) основе. В конце 1980-х годов предметом спора между Русской православной церковью и Ватиканом стали униатские храмы на Украине. В связи с распадом СССР представители Украинской греко-католической церкви стали занимать православные храмы, которые ранее были униатскими. В январе 1990 года между РПЦ и Римско-католической церковью были заключены «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда в Западной Украине» .
Руководство Московской патриархии традиционно поддерживает отношения с главным раввином России Адольфом Шаевичем , представляющим Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России . С начала 2000-х годов, в связи с политическим усилением Федерации еврейских общин России , на протокольные мероприятия патриархии также приглашается Главный раввин последней — Берл Лазар .
Как отметил в 2004 году Роман Силантьев , диалог Русской православной церкви с исламом «в принципе не касается богословских вопросов. В положении о Межрелигиозном Совете России (МСР) прописано, что не может быть никакой ревизии исторических фактов или пересмотра вероучительных положений. Православные и мусульмане принимают друг друга такими, какие они есть. Вопросы обсуждаются сугубо практические. Вырабатывается совместная позиция по гуманитарным, социальным и законодательным аспектам. У нас есть общие враги — те же новые религиозные движения или воинствующие атеисты» .
Мнение исламоведа Алексея Малашенко : «Хотя РПЦ открыто не вмешивается во внутримусульманские дела, известно, что наибольшие симпатии Московский патриархат выказывает к главе Центрального духовного управления Талгату Таджутдину . В свою очередь, Таджутдин всячески подчёркивает своё особое расположение к РПЦ. Это вызывает досаду у вечного оппонента ЦДУМ — Совета муфтиев России , считающего, что ЦДУМ уже давно не является ключевой структурой и олицетворяет собой советское прошлое. <…> Диалог между РПЦ и мусульманами нельзя считать диалогом в „чистом виде“. В нём неизбежно, явно или скрытно, присутствует третий участник — государство» .
9 февраля 2010 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин приветствовал начавшийся в конце 2009 года процесс объединения основных исламских структур России: Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), Совета муфтиев России (СМР) и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) .
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в выступлении на открытии Архиерейского собора 2004 года назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и другими губительными явлениями современности .
Легитимность канонической преемственности современной РПЦ от Синодальной , а также Патриаршей Церкви, действовавшей в период Патриарха Тихона, продолжают оспаривать неканонические православные организации русской традиции, а также группы, не признавшие присоединение РПЦЗ к Московскому патриархату, которые, в соответствии с прежней позицией зарубежного Архиерейского синода , обычно полагают Патриаршего местоблюстителя Петра (Полянского) последним законным предстоятелем поместной Православной российской церкви , считая митрополита Сергия (Страгородского) «узурпатором церковной власти» .
« Основы социальной концепции Русской православной церкви », в качестве приемлемой модели отношения науки и религии рассматривают независимость и диалог :
Научное и религиозное познание имеют совершенно различный характер. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать. Ибо, с одной стороны, в естествознании нет теорий атеистических и религиозных, но есть теории более или менее истинные. С другой — религия не занимается вопросами устройства материи. …По своей природе только религия и философия выполняют мировоззренческую функцию, однако её не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни все конкретно-научное знание в целом. Осмысление научных достижений и включение их в мировоззренческую систему может иметь сколь угодно широкий диапазон — от вполне религиозного до откровенно атеистического .