Interested Article - Симеон Полоцкий

Симео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович (по другим данным — Емельянович) Петровский-Ситнианович ( Ситниянович ); Полоцкий топонимическое прозвище ; 12 декабря 1629 , Полоцк , Полоцкое воеводство , Речь Посполитая 25 августа 1680 , Москва , Царство Русское ) — белорусский духовный писатель, богослов , поэт , драматург, переводчик . Его основные произведения, включая две пьесы (« Трагедию о Навходоносоре » и « Комидию о блудном сыне »), вошли в состав сборников « Рифмологион » и « Вертоград многоцветный ».

Симеон Полоцкий был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской ( Фёдора , Ивана и Софьи ), а также их единокровного брата Петра от Нарышкиной. Основатель , учитель Сильвестра Медведева , наследовавшего его библиотеку и школу.

Значение

Наряду с такими поэтами, как Сильвестр Медведев , Карион (Истомин) , Феофан Прокопович , Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир , считается одним из ранних представителей русской силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова .

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского , «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений» .

Биография

Симеон Полоцкий. Стихотворение в форме звезды «Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона »

Родился в 1629 году в Полоцке , который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой . В семье у Самуила-Симеона было три брата и сестра [ источник не указан 3185 дней ] .

Учился в Киево-Могилянской коллегии , где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года — епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

Поскольку в своих книгах и рукописях Симеон именовал себя « hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni » , то некоторые исследователи высказывали предположение, что знаменитый писатель вступил в униатский монашеский орден базилиан (Ordo Basilianus S. Josaphat) . Это мнение является ошибочным, так как Симеон лишь следовал средневековой латинской традиции, согласно которой все восточные монахи, руководствующиеся общежительным уставом свт. Василия Великого , именовались «василианами», членами легендарного ордена Святого Василия («Ordo S. Basilii») .

Около 1656 года Симеон Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество в Богоявленском монастыре и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке, для которой в ещё 1655 году сочинил рождественскую пастораль «Гутркi пастоховыя» [ источник не указан 1617 дней ] . При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 году отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича) ; однако в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел , назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 году Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне» . В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде .

По уполномочию Восточных Патриархов , приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666 года, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Русском государстве .

В 1667 году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича , благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. Симеон Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида .

В «Сказании о зачатии и рождении… Петра Первого» П. Н. Крёкшина упоминается о том, что Симеон Полоцкий якобы точно предсказал по звездам великую судьбу царского сына, будущего Петра I . Эта поздняя история не соответствует действительности. Вероятно, основанием для этой неё послужили поздравительные вирши, преподнесенные Симеоном в день крещения юного Петра I, в которых присутствуют свойственные барочной поэтике астрологические темы .

Симеон Полоцкий был представителем европейского барокко, и ему многое казалось в консервативной русской среде странным. Например, преследовались скоморохи, бродячие музыканты, народные гульбища; женщины сидели в теремах, даже изучение иностранных языков считалось греховным. Всё же организовывать первую при царском дворе постановку поручили именно Симеону Полоцкому .

Симеона Полоцкого считают основоположником российского искусствоведения . Он признавал значимость античной мифологии, хотя для многих в то время она считалась языческой ересью . Он написал трактат об иконописи; считается, что стимулом для этого послужило сотрудничество с крупнейшим русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым .

Богословие и педагогика

Симеон Полоцкий в присутствии Феодора III проверяет знания Никиты Зотова прежде назначения его учителем Петра I

По поручению Собора 1666 года составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: « Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих »" . Книга является типичным образцом схоластической риторики. Участники собора дважды ссылались на это сочинение во время соборного обсуждения, оно сразу же было опубликовано и рекомендовано собором для чтения и просвещения христиан.

Однако спустя несколько лет книга была осуждена за содержащиеся в ней католические ереси (учение о непорочном зачатии Девы Марии («10 возобличение»), хлебопоклонную ересь («13 возобличение») — вопрос о времени пресуществлении св. Даров ). Старообрядцы изначально резко отрицательно отнеслись к этому сочинению, назвав его «Жезлом кривления» . Наличие латинских богословских мнений было впоследствии отмечено и одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием . Летом 1665 года по указу Алексея Михайловича в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Судя по официальным документам приказа, к маю 1668 года школа была уже закрыта. Видимо, школа выполнила узкую цель: обучить латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев) , во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.

С 1667 года на Симеона Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: « Вертоград многоцветный » (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и заканчивая астрологией. В основу «Венца» положен апостольский символ, причем Полоцкий пользуется Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженных Иеронима и Августина ).

Несмотря на свои познания в области астрологии, Симеон Полоцкий активно боролся с экстрасенсами и шарлатанами. Он также не признавал заговоры и изобличал знахарей. Он написал проповедь «Поучение против суеверий» .

Симеон Полоцкий. Фигурное стихотворение в форме сердца «От избытка сердца уста глаголят» из цикла «Благоприветствования» «на случай» — в честь рождения царевича Фёдора (1661)

Симеону Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава (« Привилегии на Академию ») Славяно-греко-латинской академии , представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии в редакции Симеона Полоцкого ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями , причём за многие преступления привилегия предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилегии»: «Московская академия по проекту царя Феодора — это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ — и костер запылает для преступника.»

В богословском споре о времени преложения Святых Даров Симеон Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (в 1690 году) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 году с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.

Проповеди

Памятник Симеону Полоцкому (2004; скульптор А. Финский )

Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681—1683 годах, в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Поэзия

Симеон Полоцкий — один из первых белорусских и русских поэтов, автор силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием « Псалтирь рифмотворная » (издано в 1680 году), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологион»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в « Вертоград многоцветный ». По мнению Л. И. Сазоновой, «Вертоград многоцветный» является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. Полоцкий написал также две комедии ( ) для зарождавшегося театра: « Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных » и « Комидия о блудном сыне »; особенным успехом пользовалась последняя.

Есть мнение, что ради своей деятельности он отказался от семьи и стал монахом. В доказательство же приводят его рассуждения о вреде семейной жизни для мыслителя и поэта :

Ибо не будет мощно
с книгами сидети,
Удалит от них жена,
удалят и дети.

Его современник, друг и ученик Сильвестр Медведев утверждал :

На всякий же день име залог писати в пол-десть по полтетради, а писание его бе зело мелко и упсисто.

После полоцкого поэта осталось творческое наследие, исчисляемое примерно в 50 тысяч строк [ источник не указан 1617 дней ] . Они содержали в себе сведения по истории, географии, зоологии, минералогии, также в стихах встречаются анекдоты и притчи.

Смерть

Симеон Полоцкий умер 25 августа 1680 года. Похоронен в Заиконоспасском монастыре в Москве. Его могила не сохранилась, а надмогильная плита с эпитафией, автором которой является Сильвестр Медведев, находится в Спасском соборе бывшего монастыря .

Память

Почтовая марка Белоруссии, 1995 год
  • В 1995 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Полоцкому.
  • В 2004 году в Полоцке был установлен памятник Симеону Полоцкому ( скульптор А. Финский ).
  • В 2013 году приобрёл у частного коллекционера книгу «Жезл правления» Симеона Полоцкого и осуществил её факсимильное воспроизведение.

Симеон Полоцкий в литературе

В 2008 году был издан исторический роман «Симеон Полоцкий» . В этой книге внимание уделяется в большей степени российскому быту второй половины XVII века и общественной деятельности Симеона Полоцкого, а не его литературной и богословской деятельности. Роман содержит ряд неточностей, в частности, утверждается, что Симеон является создателем силлабо-тонической (на самом деле — силлабической ) системы стихосложения в русской поэзии.

Книга Симеона Полоцкого «Жезл правления» (издание 1667 года). Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Библиография

Современные издания

  • Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII веков — Л., 1935. — С. 89—119.
  • Симеон Полоцкий. Избр. соч. / Подгот. текста, статья и комм. И. П. Еремина. — М., Л., 1953.
  • Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII ст. / Вступ. ст., подг. текста и примеч А. М. Панченко. — Ленинград : Советский писатель, 1970. — С. 164—173.
  • Симеон Полоцкий. Вирши / Симеон Полоцкий; сост., подг текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонарёвой . — Минск : Мастацкая літаратура, 1990. — 447 с., 8000 экз. ISBN 5-340-00115-6
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий; подготовка текста, статья и комм. И. П. Еремина. — Санкт-Петербург : Наука, 2004. — 280 с. ISBN 5-02-026993-X
  • Жезл правления. — Факсимильное издание, выпущенное по заказу ОАО «Белгазпромбанк» / Симеон Полоцкий; автор исследования А. Суша; адаптация церковнославянского текста, перевод на русский и белорусский языки, составление словарей А. Брезгунова. — Мн.: Издательство Национальной библиотеки Беларуси, 2013. — В 2-х кн.

Электронные публикации

  • [рукопись]. — [Б.м.], XVIII в. — 226, [из них 1 чистый], [II] л.; 1˚(31,5 х 20,5)
  • — Москва : Типография Верхняя, декабрь 1679 [7188]. — 1 пустой, 1 тит. л., [1]-[2], 1-16, [1], 1-103, 1-36 = 160 л.; 8°.
  • — 1680. — 18 с.
  • / / Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий. — Москва : Типография Верхняя, апрель 1680 [7188]. — 1-8, 1 гравюра, 1-126, 126₂, 127—139, 1-18 = 167 л.
  • . — Москва : Типография Верхняя, октябрь 1681 г. [7190]. — Тит. л., 1 лист в 2 гравюрами, 1-20, 1-560, 560, 561—688 = 771 л.

См. также

Примечания

  1. (кат.) — , 1968.
  2. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  3. Вялікае княства Літоўскае / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. — Мн. : БелЭн, 2007. — Т. 2. — С. 567. — 792 с. — ISBN 978-985-11-0394-8 .
  4. Кароткі У. Г. Сімяо́н По́лацкі // Беларуская энцыклапедыя : У 18 т. Т. 14: Рэле — Слаявіна (белор.) / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн. : БелЭн , 2002. — С. 391—392. — 10 000 экз. ISBN 985-11-0238-5 .
  5. . Большая российская энциклопедия . Дата обращения: 1 июня 2023. 8 апреля 2023 года.
  6. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  7. Прот. Георгий Флоровский . от 23 апреля 2008 на Wayback Machine . Париж, 1937, стр. 75.
  8. 7 февраля 2011 года.
  9. Margarita Korzo, от 11 апреля 2017 на Wayback Machine , Studi Slavistici VI (2009), s. 59-84
  10. . Православная энциклопедия . Дата обращения: 25 мая 2019. 25 мая 2019 года.
  11. Звонарева Л.У. . Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  12. Рублевская, Людмила. . — Минск. — ISBN 9789850214751 , 9850214759, 9789850216724, 9850216727, 9789850218278, 9850218274.
  13. . Дата обращения: 14 мая 2013. 19 октября 2013 года.
  14. Дата обращения: 14 мая 2013. 15 июля 2013 года.
  15. . Дата обращения: 25 августа 2007. 20 февраля 2020 года.
  16. . БелТА (7 мая 2014). Дата обращения: 12 ноября 2014. Архивировано из 25 декабря 2014 года.
  17. Рассолов, М. М. Симеон Полоцкий — М., 2008

Литература

  • Ерёмин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. — 1948. — Т. 6. — С. 125—153.
  • Жуков Д., Пушкарев Л. Симеон Полоцкий // Русские писатели XVII века. — М., 1972 — С. 197—335 (сер. «ЖЗЛ»).
  • Звонарёва Л. Попытки синтеза католицизма и православия в текстах Симеона Полоцкого // Katolicyzm w Rosji i prawosławie w Polsce. — Warszawa, 1997. — S. 149—161.
  • Звонарёва Л. У. Открывающий врата учёности: жизнь и творчество Симеона Полоцкого : монография. — Москва : Библио ТВ : Academia, 2020. — 399 с. — (Отечественная история). — ISBN 978-5-87531-144-4 . — 1000 экз
  • Киселева М. С. Проблемы морали в проповедях Симеона Полоцкого // Киïвська Академия. — 2008. — Вип. 6. — С. 84—101.
  • Киселёва М. С. Священная история в книжной проповеди: Симеон Полоцкий // Диалог со временем. — М., 2008. — С. 239—254.
  • Козловский И.
  • Корзо М. А. О некоторых источниках катехизисов Симеона Полоцкого // Київська Академія. Вип. 6. — Київ, 2008. — С. 102—122.
  • Корзо М. А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого : освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2011. — 155 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9540-0186-0 .
  • Майков Л. Н. Очерки по истории русской литературы XVII и XVIII столетий — СПб., 1889.
  • Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века — Л., 1973.
  • Прозоровский А.
  • Борьба идей в русской литературе XVII века — М., 1974.
  • Робинсон А. Н. — М. 1985.
  • Робинсон М. А. , Сазонова Л. И. Заметки к биографии и творчеству Симеона Полоцкого // Рус. лит. — 1988. — № 4 — С. 134—141.
  • Сазонова Л. И. Литературная культура России : Раннее Новое время — М., 2006.
  • Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII — нач. XVIII в.). — Москва : Наука, 1991. — 261 с. — ISBN 5-02-011461-8 .
  • — М., 1982 (сер. «Русская старопечатная литература XVI — первая четверть XVIII в.»).
  • Татарский И. — Москва : тип. М. Г. Волчанинова, 1886. — 343 с.
  • Шыдлоўскі С. А. // Анталогія сучаснага беларускага мыслення. — СПб.: Невский простор, 2003. — С. 314—327. (белор.)
  • Верный слуга Алексея Михайловича. Две жизни Симеона Полоцкого. — Москва : Вече, 2013. — 284 с. — (От Руси к империи). — ISBN 978-5-4444-1015-8
  • Ягодкин Д. П. Симеон Полоцкий, как полемист против раскола : тип. Ф. Г. Елеонского и К°, ценз. 1880. — 3 т.

Ссылки

  • сайт Хронос
  • в библиотеке сайта «История Беларуси IX—XVIII веков. Первоисточники.»
  • .
  • .
Источник —

Same as Симеон Полоцкий