Interested Article - Эпиольмеки
- 2020-04-27
- 2
Эпиольмекская культура — культурная зона в центральной части нынешнего мексиканского штата Веракрус , сосредоточенная в бассейне реки Папалоапан . Эпиольмекская культура существовала примерно с 300 г. до н. э. до 250 г. н. э. Эпиольмекская культура являлась потомком ольмекской , откуда и греческий префикс «-эпи», означающий «после». Хотя эпиольмеки утратили часть достижений прежнего периода, они создали сложный мезоамериканский календарь и систему письменности .
Эпиольмекская культура в контексте
Восхождение эпиольмекской культуры на западной границе ольмекской культуры совпадает с уменьшением населения на востоке Ольмекской культуры и её упадком в целом. Эпиольмекская культура представляет собой не столько полный разрыв с ольмекской традицией, сколько её постепенное преобразование. К примеру, эпиольмеки использовали многие мотивы ольмекского искусства. Трес-Сапотес , один из крупнейших ольмекских археологических памятников, продолжал существовать при эпиольмеках. Повседневная жизнь нижних слоёв продолжалась в основном, как и прежде: натуральное земледельческое хозяйство, случайные охота и рыболовство, мазаные дома с соломенными крышами и хранилища в виде колоколов .
С другой стороны, для Последнего формативного периода Мезоамериканской хронологии характерен общий упадок торговли и другого межрегионального сотрудничества по всей Центральной Америке , а также заметный упадок использования экзотических предметов престижа, таких, как бусы из нефрита . Как предполагают исследователи, эти экзотические предметы торговли были вытеснены предметами роскоши местного происхождения, такими, как тканая из хлопка одежда и головные уборы в виде башен . С другой стороны, упадок межрегионального сотрудничества не затронул все регионы: в частности, расширилось взаимодействие с культурами вдоль Теуантепекского перешейка , отмечено также повышение импорта обсидиана .
В противоположность более раннему ольмекскому искусству, для эпиольмекского характерна утрата деталей и качества. Керамичесекие фигурки имеют меньше реалистичных деталей , а базальтовые монументы и стелы в Трес-Сапотес были выполнены с меньшим мастерством, грубее, с худшей прорисовкой деталей, чем более ранние памятники из Сан-Лоренсо и Ла-Вента .
На основании децентрализованного размещения групп курганов и монументальных скульптур в Трес-Сапотес предполагается, что иерархия эпиольмеков была менее централизованной, чем у их предков — ольмеков, что, вероятно, отражало наличие скорее совета правителей, расколотого на фракции, чем единого правителя . Подобной гипотезе, однако, противоречат сюжеты эпиольмекского искусства (см. ниже).
Эпиольмекское скульптурное искусство
Письменность и календарь
Сюжеты
В то время как монументы культуры Исапа , существовавшей в то же время в 500 км на юго-восток, изображают мифические и религиозные сюжеты, эпиольмекские памятники изображают исторические события с участием отдельных правителей . Стела из Ла-Мохарры 1, например, изображает правителя в изысканном одеянии и обуви. Согласно переводу сопроводительной надписи, который предложили и Т. Кауфман , правителя звали Владыка горы сборщиков урожая, и надпись рассказывает о его восхождении к власти, войне, солнечном затмении, его собственном кровопускании , совершённом как жертвоприношение (подобная традиция существовала и в других культурах Мезоамерики), и о «жертвоприношении путём пролития крови», возможно, его родственника.
Подобные эпиольмекские монументы, изображающие фигуры в пышных одеяниях и высоких головных уборах включают стелу 1 из Альварадо и стелу 1 из Эль-Месон. В отличие от стелы 1 из Ла-Мохарры, на данных двух памятниках также изображены маленькие фигуры подданных в запуганных позах. На стеле из Альварады также видна повреждённая надпись.
Подобные же монументы, прославляющие правителей, позднее стали обычным явлением в культуре майя на востоке во времена классической эры мезоамериканской хронологии.
Окончательное преобразование
К 250 году , Ремохадас и ряд других центров далее к северу вдоль побережья современного штата Веракрус затмили Трес-Сапотес. Хотя Трес-Сапотес продолжал существовать и в классическую эру мезоамериканской хронологии, вершина его могущества уже миновала и культуру эпиольмеков вытеснила классическая культура Веракрус .
См. также
Примечания
- Diehl, p. 181.
- See, for example, Wilkerson, p. 46.
- Diehl, p. 182.
- Pool, p. 266.
- ↑ Pool, p. 244.
- Stark, p. 44.
- Pool, p. 269 & p. 268.
- Это лишь частично можно объяснить худшим качеством базальта в ( ). Diehl, стр. 183. С другой стороны, Уильямс и Хайзер (Williams, Heizer) утверждают, что базальт в — исключительно грубозернистый, стр. 4.
- Pool, p. 248.
- Pool, p. 254.
- Justeson and Kaufman.
- Schuster.
- 24 января 2008 года. .
Литература
- А.В. Табарев, : Учеб.пособие – Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2005. – 144 с.
- Diehl, Richard A. (2004) The Olmecs: America’s First Civilization , Thames & Hudson, London.
- Justeson, John S., and Terrence Kaufman (2001) .
- Pérez de Lara, Jorge and John Justeson « » at , accessed January 2008.
- Pool, Christopher (2007) Olmec Archaeology and Early Mesoamerica , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-78882-3 .
- Schuster, Angela M. H. (1997) « » in Archaeology , online (accessed January 2008).
- Stark, Barbara L. (2000) «Framing the Gulf Olmec» in Olmec Art and Archaeology in Meosamerica , National Gallery of Art , pp. 31-53.
- Wilkerson, S. Jeffrey K. Then They Were Sacrificed: The Ritual Ballgame of Northeastern Mesoamerica Through Time and Space // The Mesoamerican Ballgame (неопр.) / Vernon Scarborough, David R. Wilcox (Eds.). — Tucson, Arizona: , 1991. — ISBN 0-8165-1360-0 .
- 2020-04-27
- 2