Амазо́нки
(
др.-греч.
ἀμαζόνες
) — в
древнегреческой мифологии
народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. По легенде, амазонки произошли от
Ареса
и
Гармонии
. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой версии — убивали), из девочек воспитывали новых амазонок
.
Содержание
Этимология
Происхождение названия неясно. По одной из версий, название «амазонки» происходит от
др.-греч.
ἀμαζός
и толкуется как «
безгрудая
» не буквально, а в переносном смысле: это означает их отличие от других женщин
. Согласно мифам для удобства стрельбы из лука амазонкам ещё в детстве выжигали правую грудь.
Существуют и другие версии. Это название могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины), но если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это
словосочетание
переводилось бы наоборот, как «полногрудая»
. В поддержку этой версии нужно отметить, что в произведениях
античной
живописи
представляют амазонок всегда с обеими грудями. Да и
лук
, как говорят историки, натягивался не на уровне груди, а на уровне уха
.
Существуют и версии, что это название могло образоваться от имени племен, обитавшие в северо-восточной части Малой Азии и Южного Кавказа (сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной). Согласно сообщениям Гомера, Плутарха, Геродота и других: районы, населенные (а)мазонками, в основном совпадают с местами обитания древних племен: моссинойки, макроны, мосхи, маскуты.
Описание
Согласно мифу, амазонки жили на берегах реки Амазон, близ рек Фермодонт и Ирис, ныне
Ешильырмак
. Историк
считал, что ареал племени практически совпадает с контурами турецких
вилаетов
Амасия
и
Самсун
, то есть места обитания древних племён:
Моссинойки
(обитавший в южном Причерноморье) и
Макроны
(обитавший на юго-восточном Причерноморье). Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Согласно мифу ими были построены
Эфес
,
Смирна
и другие города. Мифологическая традиция отмечает «следы» пребывания амазонок от Эвбеи и Беотии до
Танаиса
и Каспия
.
Плутарх сообщал, что амазонки обитали на Кавказском хребте вдоль Каспийского побережья от устья
Куры
до реки
Самур
, а в некоторые эпохи — до
Дербента
, то есть места обитания древних племён:
Маскуты
(обитавший от места слияния
Аракса
и
Куры
, вдоль русла последней до берегов
Каспийского моря
, на север вдоль его берегов, до города
Чола
/ныне
Дербент
/) Также он уточнял, что они не являются непосредственными соседями албанов, гелов и легов
. Кроме Северного Кавказа, с амазонками с VIII века связывали Среднюю Европу, о чём сообщали Павел Дьякон,
Козьма Пражский
(«
Чешская хроника
»), «
Хроника Далимила
» и др. О чешских амазонках кроме Козьмы Пражского сообщают
Ян Длугош
(«
История Польши
») и «История амазонок, древних и современных» аббата Гюйона
.
Профессор
И. Е. Суриков
предлагал тезис об «удаляющихся амазонках» — возможно они «обитали» всё дальше и дальше от центра эллинского мира по мере расширения Ойкумены
.
Доктор исторических наук
М. В. Скржинская
отмечала эволюционировавший в античности образ амазонки — от греческого короткого хитона до расшитого костюма со скифским оружием
.
Гомер
упоминал о войнах
Беллерофонта
и
фригийцев
с амазонками.
Ипполита
(по другим рассказам,
Антиопа
), царица племени, была убита
Гераклом
, получившим от
Еврисфея
поручение отнять у неё пояс. Во время этого похода
Тесей
расположил к себе Антиопу, следствием чего было вторжение амазонок в
Аттику
. В «Жизнеописаниях»
Плутарх
со ссылкой на
Гелланика
рассказывал о том, как амазонки, переправившись по льду через
Боспор Киммерийский
, двинулись на Аттику. После неудачной четырёхмесячной войны с
Тесеем
, тогдашним правителем Аттики, племя возвратилось на родину
.
«…Амазоняни же мужа не имуть, акы скотъ бесловесный, но единою лѣтом к вешнимъ днемъ озѣмьствени будуть и съчитаются съ окрѣстныхъ <…> мужи, яко нѣкоторое имъ торжество и велико празднество время тѣ мнять. От нихъ заченшим въ чревѣ, и пакы разбѣгнутся отсюду вси. Въ время же хотящимъ родити, аще родится отроча — погубять и́, аще ли дѣвическъ полъ, то въздоять и прилѣжьно и въспитают»
.
Мифы об амазонках вошли не только в эпическую поэзию, но и стали предметом греческого изобразительного искусства. Древнегреческие художники, например живописец Микон, скульпторы
Фидий
и
Поликлет
, запечатлели образы амазонок в статуях, рельефах и на картинах. Сохранились античные подражания статуям мастеров, рельефы из
Галикарнаса
и изображения на вазах.
Вопрос о том, существовали ли амазонки на самом деле, не решён до сих пор. В пользу версии о существовании племени говорит тот факт, что амазонки присутствуют на множестве античных изображений — причём как с мифологическими, так и реальными историческими персонажами. На древних рисунках изображены также их завоевательные походы, к примеру, вторжение амазонок в Аттику. Ряд историков считает, что опровержению этого факта поспособствовало большое количество мифов об амазонках. Сторонники теории существования этого племени отмечали, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления
Александра Македонского
. Более поздние источники, подтверждающие существование амазонок, отсутствуют
[
источник не указан 2341 день
]
. Возможно, частично реальной основой мифологических сказаний и представлений об амазонках послужили контакты древних греков, главным образом, вероятно, военные, с
хеттами
.
Реку в
Южной Америке
назвали в честь воительниц не случайно
. В 1542 году отряд
конкистадора
Франсиско де Орельяна
якобы увидел легендарных амазонок, с которыми вступил в бой
. Это были либо
индейские
женщины, сражавшиеся рядом с мужчинами, либо
индейцы
мужчины, носившие длинные волосы, которых завоеватели ошибочно приняли за женщин
. Изначально конкистадор хотел назвать реку своим именем, но после этой стычки он остановился на варианте «
Амазонка
»
.
Марпесия
. (Марпесса.) Царица амазонок, дочь Арея, мать Синопы. Её войско перебито варварами Азии
. См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 45, 1-5 (без имени).
Меланиппа
. Амазонка. Дочь Ареса, сестра Ипполиты
. По некоторым, имя Ипполиты
. См. Ипполита. Либо пленница Геракла, выкупом за которую стал пояс царицы Антиопы
.
Мениппа
. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром
.
Мирина
. Амазонка, её называли «легконогой» из-за быстроты управления колесницей
. Её курган упоминает Гомер: боги называют его могилой Мирины, а люди Батиеей
.
Молпадия
. Амазонка. Согласно афинянам, когда амазонки напали на
Афины
, Мольпадия убила Антиопу, а сама была убита
Тесеем
.
Окиала
. Амазонка
.
Орифия
. Царица амазонок, сестра Антиопы. Возглавила поход на Афины
.
Эрибея
. Амазонка. Доблестна в ратных делах. Убита Гераклом в бою
.
Происхождение мифов об амазонках
Источник мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в
Минойскую цивилизацию
. По мнению А. В. Котиной, миф об амазонках связан с культом
Великой Богини
, в нём содержится память о высоком положении женщины
. Котина утверждала, что сюжетные линии для цикла мифов об амазонках не играют важной роли, а гораздо важнее осмысление самого феномена женщин-воительниц на окраинах древнегреческой ойкумены
.
Геродот
указывал
Сарматию
как место проживания племени, «управляемого женщинами» (
Gynaecocratumeni
)
. Если верить древнегреческому историку, амазонки жили в
Скифском
государстве (современный
Крым
) и на берегах озера Меотида (
Азовское море
). Геродот описывал сармат как потомков амазонок и скифов, что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины»
.
Феофан Митиленский
, принимавший участие в военном походе среди албанов, отмечал, что между амазонками и албанами обитают
гелы
и леги — скифы.
Согласно русскому историку Вячеславу Иванову
, культ Диониса является, по существу, женским культом мужского начала: его основная идея заключается в мести женщин мужчинам и «мужеубийстве».
Мавро Орбини
в 1601 году предполагал, что амазонки были жёнами сарматов и проживали на берегах
Волги
между меланхеленами и сербами
.
В археологии
Археологические раскопки
подтверждают существование женщин-воинов, и их активную роль в военных походах и социальной жизни сарматского общества
. При изучении сарматских
захоронений
видно, что число вооруженных женщин у сармат составляет около 25 % от общего числа погребенных с оружием
.
В романе ужасов
американского писателя
Роберта Маккаммона
«Грех бессмертия» кровожадные духи амазонок вселяются в жительниц провинциального городка «Вифаниин грех».
↑
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 16, 3
Вестник древней истории. 1947. № 1. С.285
Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.81
↑
Квинт Смирнский. После Гомера I 50
↑
Квинт Смирнский. После Гомера I 725
Квинт Смирнский. После Гомера I 327—335
Аполлоний Родосский. Аргонавтика II 983
↑
Квинт Смирнский. После Гомера I 51
Квинт Смирнский. После Гомера I 726
Валерий Флакк. Аргонавтика VI 376
Каллимах. Гимны III 237—239, 267
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 2
Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия IV 345 // Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С. 292; Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.427
↑
Квинт Смирнский. После Гомера I 49
Квинт Смирнский. После Гомера I 342—343
↑
Квинт Смирнский. После Гомера I 336—341
Валерий Флакк. Аргонавтика V 610; VI 371
Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.565
Арриан, фр.48 Мюллер // Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С.300
Страбон. География XIII 3, 6 (С. 623)
Квинт Смирнский. После Гомера I 310—316
Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 12
Афиней. Пир мудрецов I 57, 31 d, ссылка на Алкифрона из Меандра
Валерий Флакк. Аргонавтика VI 374
Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 12-16
Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.134
Аполлоний Родосский. Аргонавтика II 959
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 16
Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 25
Валерий Флакк. Аргонавтика VI 377
Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.153
Страбон. География XII 8, 6 (С. 573)
Гомер. Илиада II 813
Павсаний. Описание Эллады I 2, 1; Плутарх. Тесей 27
Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 20.26-30
↑
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 16, 2
Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 17
Страбон. География XIV 1, 4 (С. 633)
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека XVII 77; Страбон. География XI 5, 4 (С. 505); Юстин. Эпитома Помпея Трога XII 3, 5; Курций Руф. История Александра Великого VI 5, 24-32
Баклыков Л. И., Чащин В. С., Валиев В. А.
Синдия: Синдская Гавань — столица государства синдов: Очерки из истории древнейшего города Анапы. — Краснодар: Советская Кубань, 2010. — 122 с.
ISBN 978-5-7221-0883-8
Богаченко Т. В., Максименко В. Е.
Амазонки. Античная традиция о воинственных женщинах: Хрестоматия. — Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. — 246 с.
ISBN 978-5-9275-0910-2
Дюпарк Э.
Воительницы: О самых прекрасных и самых бесстрашных; / пер. с фр., предисл. и коммент. Сергея Нечаева. — Москва: Эксмо, 2007. — 318 с.
ISBN 978-5-699-20780-0
Вейденбаум Е. Г.
— Серия «Народы Кавказа: страницы прошлого». — Нальчик; Издательский дом М. и В. Котляровы, 2011. — 56 с.
Ротери Г. К., Беннет Ф. М.
Золотой век амазонок. — Серия «Великие тайны истории» — М; Вече: Литературная газета, 2012. — 286 с.
ISBN 978-5-9533-6387-7
Таркова Р. А.
Амазонки: по следам легенды: Историко-культурологическое исследование — Астрахань; Центр полиграфии по распространению науч.-техн., экономич. и экологич. документации, 1999. — 84 с.,
ISBN 5-89388-025-0
Тюхтина, А. В.
от 26 октября 2020 на
Wayback Machine
— Научные ведомости БелГУ. «Серия История. Политология. Экономика. Информатика.» — 2009. — № 15(70), вып.12
Фатыхов C. Г.
Новая археология матриархата: Cоциокультурный анализ реликтов. — Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. Гос. акад. культуры и искусств». — Челябинск: ЧГАКИ, 2009. — 249 с.
ISBN 978-5-7114-0341-8
Фатыхов C. Г.
Тюркско-скифские амазонки. Кто они? — Россия-Узбекистан. Международные образовательные и социально-культурные технологии. Векторы развития. Сборник материалов международной научной конференции. — Челябинск: ЧГИК, 2019. — 243 с.
ISBN 978-5-94839-711-5
Ссылки
Амазонки:
(неопр.)
.
29 ноября 2012 года.
(неопр.)
.
29 ноября 2012 года.
Пономарев В.
(неопр.)
.
Дата обращения: 5 сентября 2007.
29 ноября 2012 года.
Родин М.
// Proshloe. Com. 6 декабря 2019 года.
Скржинская М. В.
.
Амазонки и аримаспы в античной литературе и изображениях на памятниках искусства из Северного Причерноморья
(неопр.)
.
1 декабря 2012 года.
Скрипник Т. A.
(неопр.)
.
29 ноября 2012 года.
Тахо-Годи А.
(неопр.)
.
Дата обращения: 5 сентября 2007.
7 августа 2012 года.
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).