Interested Article - Олжабай-батыр

Айдабол Олжабай-батыр ( Ульджебай , 1709 1785 , Силеты , Ерейментау) — полулегендарный казахский батыр из рода Айдабол племени Аргын Среднего жуза , один из предводителей войны казахов против джунгар . Знаменосец и друг Абылай-хана , которого помогал вызволять из джунгарского плена. Имел прозвища Ала ту, Ер Олжабай, Ку жаргақ .

Воспевается в казахской народной поэзии, эпосах и песнях. Собиратели фольклора Жаяу Муса , Машхур Жусуп , Котеш Райымбекулы , сохранили сведения о нём в своих трудах. Из русскоязычных исследователей о нём писали Щербина , Коншин , Смирнова , , Потанин .

Был образован, учился в медресе в Туркестане . Помимо казахского и тюрки , владел арабским и калмыцким языками .

Отличился и получил известность в сражениях с джунгарскими и цинскими войсками наряду с батырами Канжыгалы Богенбай , Басентиин Баян , Шапырашты Карасай , Куандык Агынтай , Каракерей Кабанбай .

Большинство сведений о батыре дошло до нас из преданий и устной традиции.

Несмотря на многочисленные упоминия о нём как о народном герое и друге и знаменосце Абылай-хана в разных источниках, Чоканом Валихановым , правнуком Абылая, ни в одной его работе, в том числе в незавершённом труде «Исторические предания о батырах XVIII в.», не упоминается .

Родословная

О родословной и биографии Олжабай-батыра известно из тетрадей Машхур-Жусупа , записанных со слов в 1865 .

О нём также говорится в эпосе « Ер Олжабай », один из вариантов которого записал Жаяу Муса . Его рукописи разбросаны по архивам Казанского университета и Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова .

Некоторые сведения двух авторов противоречат друг другу.

Предки

Олжабай-батыр происходит из рода Айдабол племени Среднего жуза Аргын . Его жети ата : Суйиндик − Сугыншы − Шуманак − кулболды − Айдабол-би − Малгозы − Толыбай. Мать Олжабая, Есенбике, − дочь из рода Уйсун Старшего жуза .

Семья

Толе-би
Жаяу Муса
Олжас Сулейменов
Алькей Маргулан

Как пишет Машхур-Жусуп, младший сын от старшей жены ( каз. бәйбіше ) Айдабол-бия Кенжегозы умер мальчиком, и его нареченная, Есенбике, дочь из рода Уйсун Старшего жуза , должна была выйти за родственника покойного ( каз. амангерлік ). Айдабол-би решил, что на Есенбике должен жениться один из сыновей его младших жён ( каз. тоқал ). Это вызвало сильное возмущение у Жангозы и Малгозы, оставшихся двух сыновей старшей жены. Старший из них, Жангозы, на правах первенца, настоял на том, чтобы Есенбике вышла за Толыбай-батыра, сына Малгозы. Отец Айдабол согласился и, взяв с собой своего внука Толыбая, отправился свататься к Каратай-батыру. Погостив у него зиму, летом он возвращается уже с невесткой ( каз. келін ) . Из этого брака родились сыновья Олжабай, Құлжабай, Орман и Рысқұл (Ырысқұл) .

Есенбике родила сына зимой, в пути, и со словами «Добро из дороги» ( каз. Осы жолдың олжасы ) назвала его Олжабай (с каз. олжа — [нежданное] благо). Отец Толыбай был доверенным бием Тауке-хана . В 1723 году он скончался от пулевого ранения, и с тех пор Олжабая растил и воспитывал дед по материнской линии ( каз. нағашы ата ) — Уйсун Каратай-батыр, чьим знаменосцем он выступал в первом своём сражении .

Если верить записям Жаяу Мусы и «Ер Олжабай», настоящее имя батыра — Алажакы, а Олжабай — прозвище .

Родственником Олжабая по материнской линии ( каз. нағашы ) был Толе-би . приходится Олжабаю жиеном .

Шежире


Айдабол-би
Байбише
2. Орман
Тобет
1. Жангозы
2. Малгозы
3. Кенжегозы
Жаяу Муса
Байжан
2. Толыбай
2. Тайжан
Актай
1. Олжабай
2. Орман
3. Қулжабай
4. Рыскул (Ырыскул)
2. Омар
Сүлеймен
1. Есенаман
2. Булан
3. Дулат (Даулет)
4. Жалантос
5. Отебай
6. Бектен
Олжас
сын калмычки
сын калмычки
сын калмычки
сын калмычки
сын казашки
сын казашки
2. Маргулан
1. Ақболат
1. Какан
Алькей


Потомки

Машхур-Жусуп пишет, что у Олжабая от старшей жены калмычки было 4 сыновей: Есенаман, Жалантос, Булан и Даулет (Дулат). От жены казашки были два сына: Отебай и Бектен .

Академик Алькей Маргулан — прямой потомок Олжабай-батыра. Родословная Алькея: Олжабай батыр — Дулат (Даулет) — Маргулан — Акболат — Какан — Алькей .

Младший брат Олжабая, Орман — предок Жаяу Мусы и Олжаса Сулейменова . Их родословная: Орман — Төбет — Байжан — Жаяу Муса — Тайжан — Ақтай — Сүлеймен — Омар — Олжас .

Батыр

Военачальник и знаменосец, был известен под прозвищами Ала ту ( рус. пёстрое, разное знамя ), Ер Олжабай ( рус. муж Олжабай ), Қу жаргақ ( рус. рождённый в рубашке ; от того что не попадали стрелы врага) .

В варианте эпоса «Ер Олжабай», записанным Жаяу Мусой, многократно упоминается батырский конь, Тайкок ( каз. Тайкөк ):

Забравшись на коня Тайкока Муж Олжабай,
Направился на место сражения
...
На Тайкока забравшись, «благослави»
Просит у Абылая Муж Олжабай

Годы великого бедствия (1723—1727)

На 1720-е годы пришлись самые тяжёлые для казахов события в войне с джунгарами , сохранившиеся в памяти народа как « Годы великого бедствия » ( каз. «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама» ).

1723 год особенно памятен казахам своим роковым характером и сохранился в народной памяти. В этот злополучный год, сопровождавшийся глубокими снегами и гололёдицей, Галдан-Цэрэн , джунгарский хунтайджи , с несметным чериком (войском) вторгается в Казахскую степь для наказания казахов и киргизов за прежние их набеги и буйства. Преследуемые повсюду свирепыми джунгарами, казахи, подобно стадам испуганным сайгаков, бегут на юг, оставляя на пути своем имущество, детей, стариков, домашний скарб и исхудалый скот. Чокан Валиханов ,

Именно в эти годы народу стали известны многие батыры, в том числе и Олжабай .

По преданию, чтобы противостоять Галдан-Цэрэну , Абылай-хан собирает казахов со всей степи. Из уже известных народу батыров нему присоединяются , Басентиин Малайсары , . Среди них был также был пока ещё никому неизвестный Олжабай .

Согласно , Абылай-хан делит собранное войско на три: кезелуши, тоскауылшы, салыкшы. Кезелуши возглавляет Малайсары, тоскауылшы — сам Абылай, а салыкшы — Олжабай .

Картограмма родов Павлодарского уезда из , 1903

Вождь своего рода

Потомки бия Айдабола до 1730-х годов населяли территорию близ Ташкента и Сырдарии , пока джунгарское нашествие не вынудило их к переселению. Так, род двинулся на север под предводительством Олжабая. Прибывши в Баянаульский край , Айдаболы во главе с Олжабаем вытеснили живших там калмыков в результате трёхлетней борьбы .

Эта история также сохранилась в трудах этнографа Николая Коншина , записал он её со слов Баянаульского жатака Чагыбая Тасыбаева .

Жасыбай жил в те далекие годы, когда казахи вытеснили из Баян-аульского края живших там калмыков. Это был известный батыр, не раз наносивший поражения врагам. Однажды, по поручению главного предподителя казахов, батыра Олжабая , Жасыбай должен был с небольшим отрядом удержать в горах калмыцкого хана с тысячью тысяч калмыков. Битва была страшная, и Жасыбай оказывал чудеса храбрости, пока его не ранил насмерть калмыцкий хан, попав пулей в незакрытую сауытом (кольчугой) шею Жасыбая. Когда потом стали снимать с мертвого Жасыбая этот сауыт, из него вытрясли тысячи пуль... Дрогнули казахи, но в это время к месту битвы подоспел Олжабай , и ущелья огласились криками калмыков, просивших пощады. Но Олжабай ответил их хану, что все они не стоят мизинца убитого Жасыбая, и велел своим воинам бить калмыков без всякой пощады. Калмыки бежали, и на далёкое расстояние их путь оказался потом усеяным мертвыми телами. Олжабай был такой батыр, что самая сильная лошадь шаталась, когда он на нее садился; сидя верхом, он мог легко рвать траву в поле... Николай Яковлевич Коншин ,

Последние предложение — один из эпитетов Олжабая, сохранившийся в народной памяти.

Впоследствии батыр распределил новые земли между своими сородичами . Сам Олжабай вместе со своим родом Малғозы сначала занял урочища Аккелин, Семиз бугы, Шалкар, Карагайлы булақ (Ак Шокы), Аркалык, Ак кудык, Кызыл агаш, Таскол и Курайлы, но вследствие угрозов со стороны китайцев перенёс свои зимовья в Баянаульские горы и занял озеро Жасыбай .

Вышеупомянутые урочища сохранились за родом Малғозы .

Поединок с Сару-батыром

Жаяу Муса пишет об убийстве Олжабаем калмыка ( каз. Сәру батыр ), близкого родственника Галдан-Цэрэна , который отговаривал его от схватки с Олжабаем и позже скорбил о его гибели .

Освобождение присырдарьинских городов

В 1735 году участвовал в освобождении присырдарьинских городов Туркестан и Ташкент от джунгар .

В освобождении Туркестана также принимали участие Абылай-хан , батыры Каракерей Кабанбай , Канжыгалы Богенбай , , Жаныс Отеген , Басентиин Малайсары , , , бии Толе , Казыбек и Бухар-жырау .

Вызволение Абылай-хана из плена

В 1740-х Галдан-Цэрэн захватил в плен султана Абылая и собрал 10-тысячное войско с целью захватить Сарыарку .

В одной сказке о нём говорится, что Олжабай вместе с батырами и своим жиеном помешал калмыцкому хану. Вызволив Абылая из плена, он также привез трофеи из военного похода: двух калмыцких девушек по имени Логба и Лаба. Первую он отдал в жёны Богенбай-батыру , а на второй женился сам. На тое пиршествуют султаны Абылай , Абильмамбет , Казыбек-би , Бухар-жырау . Представители знати Абулхаир , Самеке и Абильмамбет восхваляли Олжабая за его подвиг словами «Муж Олжабай, ставший боевым кличем десятитысячного Среднего жуза » ( каз. «Он сан Орта жүзге ұран болған Ер Олжабай» ) .

Калмаккырган

В 1756 году Олжабай в очередной раз возглавил казахов в битве против джунгар. Сражение произошло в между Баянаулом и Иртышом и окончилось победой казахов .

Место побоища получило новое имя — Калмаккырган ( рус. там, где истребили калмыков ). Так же были названы река , и аулы Майского района Павлодарской области и Темирского района Актюбинской области .

Смерть и захоронение

Согласно Алькею Маргулану, потомку батыра в 5-ом колене, Олжабай дожил до старости и умер в 1785. Его решили в местности, сейчас известной как Олжабай Сореси ( каз. сөре — временное место захоронения), а затем перезахоронить в Туркестане , вместе с другими выдающимися личностями. Временное место захоронения по какими-то причинам стало постоянным .

Память

Народное творчество

  • Ер Олжабай казахский героический эпос ( каз. жыр ), повествующий о батыре. Произведение неизвестного автора записано со слов народных сказителей. Памятник казахской словесности; события в нём описаны увлекательно, 11-сложный стих чередуется с 7—8-сложным и прозой. Хранится в рукописном фонде Центральной научной библиотеки Республики Казахстан .
  • Орта жуз Олжабай батыр — жыр , впервые записан на бумаге и сдан в архив неизвестным жыршы в 1939 году в Илийском районе Алматинской области . Современная запись в исполнении Акана Абдуалиева опубликована в двух частях в рамках : , .

Примечания

  1. Казахстан. Национальная энциклопедия — ОЛЖАБАЙ Толыбайулы
  2. Казахстан. Национальная энциклопедия — КОКШЕТАУ
  3. . Дата обращения: 2 августа 2023. 2 августа 2023 года.
  4. Көпей, М.-Ж. Қазақ шежіресі — С. 40.
  5. Казахстан. Национальная энциклопедия — ЕР Олжабай
  6. Алдаберген, Қ. Орта жүз: Арғын-Айдабол тарихы — С. 840.
  7. Алдаберген, Қ. Орта жүз: Арғын-Айдабол тарихы — С. 473.
  8. Көпей, М.-Ж. Қазақ шежіресі — С. 258.
  9. Смайыл, Алдан. Шығармалары. Көп томдық. IV том — С. 64.
  10. Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные Экспедицией по исследованию степных областей — С. 121.
  11. Памятная книжка Семипалатинской области на 1901 год. От Павлодара до Каркаралинска. Путевые наброски — VII.
  12. Казахстан. Национальная энциклопедия — КАЛМАККЫРЫЛГАН
  13. . Дата обращения: 28 июля 2023. 15 декабря 2017 года.
  14. . Дата обращения: 27 июля 2023. 27 июля 2023 года.
  15. от 2 августа 2023 на Wayback Machine Орта жүз Олжабай батыр: жырды орынд.: А. Абдуалиев [ж. б.] . — Туындыны жыршы Алматы облысы Іле ауданында 1939 жылы хатқа түсіріп, қорға өз қолымен тапсырған; «Мәдени мұра» ұлттық жобасы аясында жарияланды.]

Литература

Казахстан. Национальная энциклопедия

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .


Источник —

Same as Олжабай-батыр