Хайфа
- 1 year ago
- 0
- 0
Ха́йфа ( ивр. חֵיפָה , араб. حَيْفَا ) — третий по величине город Израиля после Иерусалима и Тель-Авива , со смешанным еврейско-арабским населением, достигшим в 2020 году 285 316 человек. Хайфа является центром Хайфского округа , третьего по величине в Израиле.
Старая Хайфа была основана в римскую эпоху и развивалась в византийскую, но исчезла после арабского вторжения . При крестоносцах город был восстановлен и стал административным и религиозным центром; в 1265 году его разрушил султан Бейбарс . Современную Хайфу основал в XVIII веке правитель Галилеи шейх Захир эль-Омар . В XIX веке в развитие османской Хайфы внесли большой вклад кармелиты и немцы- темплеры . С конца XIX века городской порт успешно соперничал с портом Акко , а строительство железнодорожной линии Дамаск — Хайфа привело к развитию промышленности. После Первой мировой войны , при британцах , город приобрёл международное значение. После образования Государства Израиль в 1948 году город стал административным и экономическим центром севера страны.
Хайфа лежит на склонах горы Кармель и средиземноморском побережье у Хайфского залива . Город имеет богатое биологическое разнообразие благодаря нетронутым природным зонам, но сталкивается с проблемой вторжения диких кабанов.
В Хайфе расположены первый вуз Израиля — Технион , — а также Хайфский университет и крупнейший в стране парк высоких технологий Матам . Город является крупнейшим промышленным центром, где сосредоточена израильская тяжёлая промышленность.
В городе появился первый в стране современный порт и первый международный аэропорт . В Хайфе действует подземный фуникулёр Кармелит и канатная дорога Ракавлит , интегрированные в систему общественного транспорта.
Хайфа — преимущественно еврейский город, но в нём есть крупные мусульманские и христианские общины различных конфессий. Там же расположен Всемирный центр религии бахаи — объект всемирного наследия ЮНЕСКО и место паломничества бахаи .
Существует несколько версий происхождения названия города, но ни одно из них не имеет научного подтверждения . По одной из версий, название города происходит от слов ивр. חוף יפה « хоф яфе » — «красивый берег» или просто от слова ивр. חוף « хоф » — «берег» . Крестоносцы связывали название города с именем первосвященника Каиафы , при котором был распят Иисус Христос . По ещё одной версии, это название произошло от арамейского слова «хеффа» — «берег» . Существует также версия происхождения названия города от корня ивр. חפה «хапа» — «укрывать» . Гора Кармель прикрывает гавань Хайфы от ветров с юга и востока, а её отрог служит естественной защитой залива от западных ветров и от нередких в этой части Средиземного моря зимних штормов . По другой версии, название связано с многочисленными мысами ( ивр. כף , кеф ), имеющимися на её побережье .
Хайфа не упоминается в Библии , так как является достаточно молодым городом, но на её территории разворачивались библейские события завоевания Ханаана , в результате которых территория современной Хайфы оказалась принадлежащей колену Ашера (современные Крайот ) и колену Менаше ( Нав. , , Суд. ) (см. рис.1 Карта расселения колен Израилевых ) . В настоящее время в Хайфском округе один из региональных советов носит библейское имя Менаше .
Гора Кармель , на отрогах которой расположена современная Хайфа, и река Кишон , протекающая по территории современной Хайфы, упоминаются в Танахе в Третьей книге Царств в связи с деяниями Илии-пророка .
Территория современной Хайфы и её ближайших окрестностей изобилует пещерами, в которых были сделаны многочисленные археологические находки периода первобытного общества , как правило, вследствие строительства современной Хайфы . Территория современной Хайфы находится в районе горы Кармель в Левантийском коридоре , который сыграл важную роль в изучении эволюции человека и выхода его из Африки . Люди населяли местность Левантийского коридора с доисторических времен . В 1927 году британскими мандатными властями в Палестине при строительстве хайфского порта было принято решение вместо запланированной (~20 км к югу от Хайфы ) каменоломни сохранить древние пещеры и провести раскопки под руководством британского археолога Дороти Гаррод . В результате были обнаружены археологические находки в пещерах Нахаль Меарот , признанных объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, которые свидетельствуют о непрерывном заселении этих пещер на протяжении 500 тысяч лет, делая этот археологический объект ключевым для хроно-стратиграфической схемы человеческой истории в целом и истории Ближнего Востока в частности .
С целью систематизации археологического материала в Хайфе, в 1962 году , был создан «Музей праистории им. М.Штекелиса» с исследовательским отделом . В 1988 году был создан «Институт археологии им. Зинмана» при Хайфском университете с целью проведения спасательных раскопок не только в Хайфе, но и по всему cеверу Израиля .
В пещерах Нахаль Меарот , входящих в состав земель западной части Плодородного полумесяца , были найдены признаки начала неолитической революции (переход человечества от охоты и собирательства к земледелию) . В 10 км южнее Хайфы, в 300—400 м от берега Средиземного моря было обнаружено древнее затопленное неолитическое поселение Атлит-Ям —самое раннее известное свидетельство существования агроскотоводческой и морской системы жизнеобеспечения (средиземноморская рыбацкая деревня) на левантийском побережье .
К медному веку территория современной Хайфы принадлежала Ханаану , который следующие 2—3 тысячи лет находился под протекторатом более развитого Древнего Египта .
В бронзовом веке , самым главным событием которого была катастрофа бронзового века , приведшая к нашествию народов моря , территория Хайфы располагалась между ханаанскими городами-государствами Акко на севере, Дор на юге.
По этой территории пролегал древний торговый путь Via Maris , поэтому побережье Ханаана подвергалось египетской колонизации начиная с XVI века до н. э. , в XV веке до н. э. кочевники шасу угрожали существованию Via Maris, в том числе и мелким ханаанским городам на этом торговом пути — Шикмоне (XVI век до н. э. — VI век н. э. ) и Атлиту . Морская дорога, дойдя до залива , разделялась на два пути: один путь продолжался на север через Акру , а другой путь поворачивал на восток от Хайфского залива в Изреэльскую долину по реке Кишон , проходимой для судов в те времена, и поэтому заселённой .
В XIV веке до н. э. началось нашествие народов моря на Египет, возможно, в результате которого филистимляне осели на побережье Средиземного моря. В это время эпохи поздней бронзы , в XIV веке до н. э., в тогдашнем устье реки Кишон (сейчас на границе с районом «Нижнего города» современной Хайфы), был основан небольшой портовый город Тель-Абу-Хавам ( XIV век до н. э. — IV век н. э.). В позднем бронзовом веке Шикмона, которая тоже находится на территории современной Хайфы, в районе Хоф Шикмона , поддерживала торговые связи с Египтом, Кипром и Месопотамией .
Периодически Тель-Абу-Хавам оказывался заброшенным из-за возможных морских наводнений, наносов реки Кишон, тектонических и вулканических катаклизмов и из-за изменения береговой линии .
Город Тель-Абу-Хавам продолжил свое существование и в железном веке вплоть до IV века до н. э.. Шикмона , место изготовления краски тхелет , развивалась как отдельное поселение .
В XI веке до н. э. земля современной Хайфы была расположена на территории Израильского царства , а в X веке до н. э. на территории Северного Израильского царства .
В 722 году до н. э. Северное израильское царство, куда входила территория современной Хайфы, было завоевано ассирийцами , десять потерянных колен еврейского населения были уведены в ассирийский плен .
Далее территория современной Хайфы принадлежала Нововавилонскому царству (626—529 до н. э.) и Персидской империи (529—329 до н. э.).
В античную эпоху, включающую в себя эллинистический период ( 320 — 142 до н. э. ) правления Птолемеев и Селевкидов , период Хасмонеев и период Римской Палестины город Тель-Абу-Хавам страдал от колебаний уровня моря и наводнений. В III веке н. э. недалеко от него появилось новое поселение —Хайфа. Позже, когда её забросили, это место стали называть Хайфа-аль-Атика ( араб. حيفا العتيقة , «старая Хайфа»). Поселение расположилось на побережье моря на территории от современной больницы Рамбам до еврейского кладбища на улице Яффо . Новое поселение развивалось в районе Бат-Галим и достигало границ нынешней Немецкой колонии . Название Хайфа появилось в римскую эпоху, не позднее 280 года . Во времена Талмуда (III—V вв. н. э.) на месте Хайфы существовало процветающее еврейское поселение, в котором жил , один из составителей Иерусалимского талмуда , по дате смерти которого в 280 году определяют примерный возраст города Хайфы . Город впервые упоминается в талмудической литературе примерно в III веке нашей эры . Однако евреям из Хайфы, признанными заблуждающимися [ уточнить ] , было запрещено представать перед Священным ковчегом , между тем сама Хайфа имела значение из-за пещеры Илии . От древней Хайфы сохранились остатки римских гробниц, находящиеся в подземном дворе с колоннами .
Под властью Византии Хайфа продолжала развиваться, хотя порт Хайфы имел меньшее значение, чем порт Акры . Ничего важного не происходило на территории нового поселения в византийский и раннеарабский период . Эллинизированное население , проживавшее вдоль побережья, в это время занималось торговлей .
Шикмона , отделённая от Хайфа мысом Кармель, была главным еврейским городом в этом районе в то время и центром производства традиционной краски техелет , используемой для храмовой одежды еврейских священников . В римский и византийский периоды Шикмона стала частью римской системы укреплений во время Первой Иудейской войны , Восстания Бар-Кохбы . К концу римского периода крепость в Шикмоне была разрушена, на её остатках были построены жилые дома. В византийский период Шикмона (Порфираон) стала христианским поселением, но прекратила своё существование в начале VII века по неизвестной причине .
Город Тель-Абу-Хавам, расположенный севернее Хайфы на реке Кишон , существовал и в персидский, и в эллинистический период, но в IV веке до н. э. старый порт был засыпан песком, а от города остался только холм, который был задокументирован историком VI века до н. э. Скилаком .
На территории современной Хайфы, в современном районе Неве-Шеанан , на подъезде к Техниону , при раскопках археологического объекта , была обнаружена сельскохозяйственная ферма византийского периода .
С IV по VII век в пределах современной Хайфы располагался отдельный византийский город (существовал также в арабский период , заброшен в X веке), где жили также евреи .
Во средние века еврейская община Хайфы погибла (628 год), при возвращении византийцев после персидского нашествия 613—628 годов . Далее, после битвы при Ярмуке , после арабского завоевания , Хайфа не упоминается в источниках в течение 400 лет, до середины XI века . В 1046 году персидский поэт, философ и путешественник Насир Хосров упоминает порт Хайфы в связи со строительством больших парусных кораблей в нём .
Во времена крестоносцев (XI век) это был довольно крупный по тем временам населённый пункт и значительный средиземноморский порт . Во время Первого крестового похода Хайфа была взята крестоносцами (лето 1100 года ), еврейские и египетские защитники города были уничтожены . Хайфа стала центром самоуправляющейся (независимой от Галилейского княжества , вассала христианского Иерусалимского королевства ), включающей Кармель, прибрежную равнину, которую она защищала, и долину Звулун . Крестоносцы назначили во главе трёх представителей аристократии, которые действовали как основная администрация области, основав порт и построив крепость (известную как Castellum Cayphae ). Ещё одна (в современном микрорайоне ), существовавшая с бронзового века , была укреплена крестоносцами . Жители получили разрешение вернуться в город, порту Хайфы было предназначено быть вторым портом после Акко (Акр во времена крестоносцев) .
С этого времени христианское и мусульманское население составляло большинство жителей Хайфы . В , в пещерах, создавался центр для отшельников и затворников монахов-кармелитов , в 1156 году на этом месте был построен монастырь Святого Брокара . В 1187 году Галилейское княжество было уничтожено мусульманским лидером XII века Саладином , территория находилась под контролем айюбидов до 1191 года, когда Хайфа была возвращена крестоносцам .
В 1265 году Хайфа была завоевана мамлюкским султаном Бейбарсом , который в 1291 году разрушил монастырь кармелитов Святого Брокара и всю Хайфу, как и все остальные прибрежные города Ближнего Востока . С XIII по XVI век, во время правления мамлюков, Хайфа оставалась разрушенной, чтобы не допустить возвращения крестоносцев .
В 1516 году Хайфа, заброшенная рыбацкая деревушка, была завоёвана османами . Хайфу территориально отнесли к подрайону «Нахия» на побережье Атлита, в земельных книгах было задокументировано 20 дворов (1538 год) . До 1761 года город развивался очень медленно и исключительно в районах гавани и древней крепости, до 1575 года название Хайфа не упоминалось в литературе . Картина художника Де-Брюи 1682 года отражает жалкое состояние Хайфы в то время, в том числе и монастыря Стелла Марис, обветшалого и заброшенного .
В новое время , с XVII века порт Акко становится неудобным, и начинается развитие порта и города Хайфы под руководством эмиров османской династии Турабей . В 1631 году было получено разрешение на восстановление монастыря кармелитов .
В 1722 году султан приказал губернатору Сидона Осман-паше, под чьим контролем находилась Хайфа, построить сторожевые башни на обоих концах гавани для защиты торговцев от пиратов, что и было сделано к 1725 году . В начале XVIII века правителем Галилеи стал бедуинский шейх Захир эль-Омар , противостоявший туркам и в 1761 году уничтоживший древнюю Хайфу и заложивший новый город, Хайфа-аль-Джадида ( араб. حيفا الجديدة , «новая Хайфа»), и новую крепость южнее старого .
Новая Хайфа сместилась на 2 —3 км на восток, и теперь её жителей, которые зарабатывали на жизнь рыбной ловлей, торговлей с пиратами и сельским хозяйством (выращивали зерно, хлопок, овощи и фрукты), легче было защитить . Альтернативная теория объяснения разрушения Хайфы-аль-Атика критикует гипотезу защиты города и обосновывает символическое послание политического, правительственного, социального и идеологического значения жителям города, режиму Османа и иностранным державам . Перемещение произошло из современного района Бат-Галим в современный район Нижний город , протянувшись вдоль береговой линии по современной улице Ха-Ацмаут (улица Независимости), а затем поворачивая на восток по улице Шиват Цион, а затем направляясь на север в сегодняшний район . Теперь город окружала стена с двумя воротами: в сторону Акко и Яффы (стена и ворота не сохранились) . Площадь города внутри стен составляла 125 дунамов (около 31 акра ), толщина стен была около 75 сантиметров, высота — около 4,5 метров, между воротами проходила улица Омайя, делившая город, не имевший никакого плана, пополам (ныне улица Натансон) . Город был разделен на кварталы :
В 1799 году в монастыре Стела Марис , находящемся вне стен города, как в госпитале, оставил своих больных солдат Наполеон Бонапарт , не сумевший взять осажденный Акко во время своего Египетского похода . Больные солдаты были полностью вырезаны турками, этому событию посвящен памятник, установленный перед входом в монастырь . В 1821 году правитель Галилеи вновь разрушил монастырь и построил свою резиденцию из его камней .
В 1831—1840 году Хайфа находилась под властью Египта (завоевана в ходе Первой турецко-египетской войны ) . В этот период Хайфу наводнили паломники и путешественники в Назарет и другие святые христианские места Галилеи, в связи с чем Орден кармелитов стал играть важную роль в развитии Хайфы . В 1827 году после вмешательства папы римского Пия VII началось очередное восстановление монастыря, который был освящен в 1836 году и открыт в 1853 году .
В 1840 году 40 % населения Хайфы составляли арабы-христиане, жившие рядом с мусульманским большинством, в 1839 году в Хайфе жили 124 еврея . В городе присутствовали три христианские конфессии — греко-католики, греко-православные и католики-кармелиты .
В 1857 году Россия получила разрешение построить в городе причал, раз в неделю там причаливали русские пароходы .
В 1858 началось расширение Хайфы за пределы ставшей тесной городской стены . Арабские кварталы Нижнего города расширялись в сторону горы Кармель: мусульманский квартал стал называться , христианский — .
Началось гражданское строительство на склоне горы Кармель, в 1868 году прибывшие из Вюртемберга немецкие темплеры начали строить свой квартал — Немецкую колонию . Темплеры выбрали самый широкий участок, лежащий между горой Кармель и Средиземным морем . Колония в Хайфе стала первой из семи, которые они основали в Земле Израиля и первым сознательно спланированным и спроектированным земледельческим поселением во всей Земле Израиля . По обеим сторонам современной улицы Бен-Гурион темплеры построили дома из специально вытесанного камня и с черепичными крышами, рядом были построены фермерские постройки, мастерские, фабрики и сады . Темплеры были первыми, кто использовал колесные транспортные средства, перевозившие пассажиров и товары, для чего были проложены дороги, в том числе и в Назарет . Кроме того, немецкие поселенцы построили современную гостиницу и мыловаренный завод . Влияние темплеров на Хайфу было огромным, и они постоянно соперничали с орденом кармелитов . В частности кармелиты безуспешно противодействовали покупке земли темплерами на горе Кармель с целью построения поселения , из которого впоследствии развился район .
С конца 1880-х годов Хайфа становится крупным портовым городом .
В 1890 году первые евреи-сефарды покинули мусульманский квартал и создали для себя отдельный район под названием « » (сегодня это улицы Ха-Шомер ( ивр. השומר ), Иегуда Халеви, Мерхавия и Ибн Габироль ) .
В 1898 году, в ходе паломничества на Святую землю, в Хайфе с визитом побывал император Германии Вильгельм II . В честь этого события в Хайфе был воздвигнут обелиск . В 1898—1899 году Герцль посетил Палестину , после чего сделал Хайфу главным городом будущего Израиля в своем утопическом романе Альтнойланд .
В 1905 году Хайфа была присоединена к линии Хиджазской железной дороги ( Дамаск — Мекка ), и Хайфа стала центром большей части экспорта из Аравии . В этом же году был открыт . Вокруг вокзала были построены складские помещения и большие магазины . Железная дорога способствовала выбору именно Хайфы для строительства завода «Атид» ( ивр. עתיד , известного также долгое время как «Шемен» ( ивр. שמן , «масло»), а также Хайфского Техниона .
Многих членов еврейских общин теперь привлекал город из-за его железнодорожного сообщения . В 1901 году в Хайфе проживал 1041 еврей . После прибытия из Восточной Европы (в основном из России) первой и второй алии в Хайфе возросла роль еврейской общины. К 1914 году, перед Первой мировой войной , население Хайфы выросло до 20 000 жителей . Большинство было мусульманами, 20 % составляли христиане (10 отдельных общин), а 15 % — евреи .
В 1905 году персидская община бахаи (бахаитов) поселилась в Хайфе . В 1909 году Хайфа стала центром их веры, когда останки основателя Баба были перевезены из Акко и захоронены на склоне горы Кармель . Впоследствии над гробницей Баба был построен Храм Баба . В начале XX века мусульманские жители района Кабабир на Кармеле присоединились к секте ахмадие , проповедующей мирное распространение ислама .
В 1912 году было заложено здание Техниона , первого вуза Израиля .
В ходе Первой мировой войны британской армией было ликвидировано 400-летнее османское правление в Палестине [ источник не указан 42 дня ] .
Начало новейшего времени для Хайфы ознаменовалось объявлением Британского мандата . В Хайфу британская армия вошла 23 сентября 1918 года , но только в 1919 году в Палестине был объявлен Британский мандат . Важным вкладом британцев было строительство (1933 год ) глубоководного порта, что дало жителям Хайфы экономический импульс для развития города . Количество рабочих увеличилось, и в 1920 году в Хайфе был основан Гистадрут . В тот период город получил прозвище «красная Хайфа» .
По результатам первой британской переписи 1922 года в Хайфе жило 24 634 человека, из них — 6 тысяч евреев . Еврейская община приобрела большое влияние, став собственником участка земли возле порта и построив новую коммерческую зону . В начале 1920-х годов еврейское население начало строительство в районах Адар , , и .
События 1929 года привели к уходу евреев из Нижнего города в Хадар-Кармель и строительству Крайот — пригородов вокруг Хайфского залива ( Кирьят-Моцкин , Кирьят-Ям , Кирьят-Бялик , Кирьят-Хаим ) . В 1920-х и 1930-х против евреев действовали базировавшиеся в Хайфе подпольные группы Изз ад-Дин аль-Кассама , погибшего в 1935 году в стычке с британцами .
Постепенно евреи скупили всю среднюю террасу склона Кармель, на которой построили большие жилые кварталы . В 1930-е годы Хайфа стала центром нелегальной иммиграции в Эрец-Исраэль. По переписи населения 1931 года из 50 тыс. населения Хайфы 31 % составляли евреи . Большинство нелегальных репатриантов-евреев, в том числе беженцев, прибывали в Палестину через хайфский порт, окончание строительства которого в 1934 году превратило его в международный. Англичане осушили прибрежную полосу, которая стала новым центром города, там был проложен центральный проспект .
В 1934 году англичане приняли генеральный план развития города . В том же году был проложен нефтепровод из Ирака в Хайфу, а в 1939 году закончено строительство нефтеочистительного завода близ Хайфы .
К 1940 году в Хайфе евреев стало больше, чем арабов, впервые мэром города стал еврей Шабтай Леви , занимавший эту должность до 1951 года .
В 1940 году город пострадал от атаки итальянской и немецкой авиации, бомбившей порт . В 1942 году, когда существовал риск вторжения немцев в Палестину , Хагана подготовила « Хайфский план » ( ивр. תכנית חיפה ), предлагавший сосредоточить всё еврейское население страны на Кармеле, который стал бы оплотом для борьбы с немцами . К 1944 году из нацистской Германии в город эмигрировало 128 тысяч человек, из которых 52 % были евреями .
Самым кровавым проявлением Еврейско-арабского конфликта в Хайфе стала бойня на Хайфском нефтеперегонном комбинате в 1947 году и последовавшая за этим атака « Хаганы » на арабскую деревню .
Еврейское население Хайфы вело основную борьбу против британцев в условиях тайной иммиграции вплоть до 1948 года . Так, были освобождены тайные иммигранты из лагеря в Атлите .
В конце британского мандата население Хайфы достигло 150 тысяч человек, из них 100 тысяч было евреями. 21-22 апреля 1948 г. британцы покинули Хайфу, и отряды Хаганы взяли город под свой контроль . Лишь 3 из 50 тысяч арабов остались в Хайфе, остальные, подчиняясь приказам высшего арабского командования, отказались признать еврейскую власть и бежали в соседние арабские страны .
После образования Государства Израиль в 1948 году население Хайфы составляло 98 тыс. человек, из них 98 % — евреи . В июле 1948 года военные власти переселили оставшихся в городе арабов в район . После этого армия снесла большую часть старого города (операция «Шикмона»). Население района Кабабир осталось на месте . Город относительно быстро восстановился после Войны за независимость , но потерял экономические связи .
В качестве транзитных лагерей для новых иммигрантов ( маабарот ) были созданы микрорайоны и .
Были запущены муниципальные жилищные проекты: Кирьят-Хаим (в 1949 г.); западный Кирьят-Хаим и Рамот-Ремез (в 1951 г.); Рамат-Шауль и (с 1951 по 1953 год); Кирьят-Элиэзер (в 1954 г.) . Была расширена ратуша и построена больница Бней-Цион (также известная как больница Ротшильдов), а также Центральная синагога, Биологический фонд в Ган-Ха-Эм (Парк Матери), в дополнение к центральным общественным паркам, таким как Ган-Ха-Эм в 1951 году и Сады памяти в 1953 году . С 1951 по 1969 год мэром города был Аба Хуши . В его каденцию, в пятидесятые годы XX века, в Хайфу прибыло значительное количество репатриантов из Марокко , которых поселили в бывшем мусульманском районе . В 1959 году социальная напряжённость в Вади-Салиб привела к беспорядкам . В 1953 году население Хайфы достигло 153,5 тыс. человек .
В 1954 году на реке Кишон был выстроен вспомогательный порт и открыта судоверфь . Развитие порта вызывало приток рабочей силы и рост населения, так в 1959 году в Хайфе был открыт единственный в Израиле подземный фуникулёр Кармелит , в 1967 году население города выросло до 210 тыс. человек, причём к концу 1960-х гг. в порту работало 10 % населения .
В 1968 году на южном въезде в Хайфу началось строительство комплекса высокотехнологических компаний МАТАМ , одного из первых в Израиле .
До конца 1970-х годов основная коммерческая активность в городе была сосредоточена вокруг порта и в соседнем районе — Хадаре , но развитие автотранспорта привело к упадку этого района и развитию торговых центров на периферии, особенно в районе « Чек-поста » . В 1970-е-1980-е годы роль города как промышленно-транспортного центра понизилась, в том числе из-за развития ашдодского порта .
Тем не менее, в 1980-х и начале 1990-х годов возникли новые кварталы в Кармелии, Рамат-Хадаре, Шаар-ха-Алия, , , Рамат-Алоне и Вардии , появилась первая канатная дорога .
В 1990-е, во время Большой алии , город принял больше всего репатриантов из стран СНГ , хотя позже около половины из них переехали в центр страны . Хайфа считалась периферией, несмотря на планы сделать её культурной столицей Севера Израиля . Начиная с 1990 года расширялась транспортная сеть, появилась .
В начале 2000-х годов, во время интифады Аль-Аксы , в городе было совершено несколько крупных терактов, а в 2006 году, во время Второй ливанской войны , город пострадал от ракет Хезболлы . Началось строительство нового микрорайона района Западная Хайфа — (2005).
В 2010-е годы был введен в эксплуатацию Кармельский тоннель , пущен Метронит . Началось заселение нового микрорайона района Западная Хайфа — (2014). В 2016 году был принят план развития города до 2025 года .
В 2020-е была введена в строй новая канатная дорога Ракавлит .
Хайфа расположена на средиземноморском побережье Израиля, на берегу Хайфского залива — единственного крупного залива на средиземноморском побережье Израиля. Залив образован горой Кармель , выдающейся в море под острым углом (около 60°), её отроги продолжаются и под водой. Город лежит у подножия Кармеля и на его склонах, в устье реки Кишон , а на севере и востоке также выходит на плодородную долину Звулун , чьим продолжением является залив. На востоке долина соединяется с Изреельской долиной . Перепад высот в городской черте составляет около 450 м . Город протянулся на 17,3 км вдоль моря, из них 3 км являются оборудованными пляжами .
Хайфа лежит в 92 км от Тель-Авива и 156 км от Иерусалима (по дорогам) . Она является центром крупной региональной агломерации . Ядром региона являются сама Хайфа, Крайот , Нешер и Тират-Кармель , к среднему кольцу относятся Атлит , Далият-эль-Кармель , Йокнеам , Кирьят-Тивон , район Рехасим , район Шфарама и район Акко ; к внешнему кольцу — Нагария , Кармиэль , Назарет , региональный совет Менаше и Зихрон-Яаков .
Климат средиземноморский . Гора Кармель является одним из самых дождливых районов Израиля, среднегодовая норма осадков в городе составляет 539 мм (за период 2001—2019 года — 588,3 мм ), в году в среднем бывает 55 дождливых дней . Дожди выпадают в основном в зимний сезон (октябрь-апрель), с конца апреля до середины октября около 130 дней продолжается сухой сезон .
В Хайфе дует относительно слабый ветер, его мощность составляет в среднем 2-3 по шкале Бофорта (3-4 м/с) и редко превышает 6. С апреля по сентябрь в городе дуют преимущественно западные ветры, с октября по май — восточные (39 %) и западные (27 %) . Горный массив Кармель защищает залив от южных и западных ветров . Зимой примерно раз в неделю через город проходят субтропические штормы . Амплитуда прилива невелика и составляет 0,15-0,4 м .
Минимальная среднемесячная температура (в январе) составляет 9,3 °C (9-17 °C), максимальная (в августе) — 29,9°С (23-31 °C) . Среднегодовая температура составляет 19 °C .
Хайфа лежит на северной оконечности горы Кармель , представляющей собой северные отроги гор Самарии . Кармель сложен большей частью осадочными карбонатными породами сеноманского и туронского ярусов. Распространёнными формациями являются ягурская (твёрдый доломит ) на восточных склонах и дейр-ханнская ( мел ). На северо-востоке есть выходы более древних, раннемеловых , скал, а по краям массива встречаются молодые породы эпох плейстоцена и неогена .
В пределах города распространены песчаные почвы, аллювиальные почвы, рендзины и терра роса .
Биологическое разнообразие Хайфы уникально для Израиля и проистекает из особенностей хребта Кармель и разнообразия мест обитания . С хребта Кармель к морю спускаются многочисленные вади (пересыхающие ручьи), имеющие крутые склоны, покрытые густым кустарником. Рост города с середины XX века привёл к значительному сокращению природных территорий на Кармеле. Тем не менее, вади, соединяясь с городскими парками и незастроенными зонами на горе, образуют сплошную систему природных зон ( экологические коридоры ), доступных для диких растений и животных. Уже согласно британскому плану 1934 года вади были объявлены охраняемыми территориями. Особенно хорошо сохранились вади на западных склонах Кармеля, где произрастают краснокнижные растения. Всего природные территории занимают около 15 км² .
Самый распространённым фитоценозом , занимающим 18 % природных территорий, является лес, где господствующими видами растений являются дуб кермесовый и сосна , он встречается в основном на больших высотах и в верховьях рек. Господствующие виды сопровождают кипарис вечнозелёный , рожковое дерево , мастиковое дерево , Calicotome villosa и жостер вечнозелёный .
Около 12 % территорий занимает субтропический лес , где господствующим видом является дуб кермесовый; около 10 % — лес, где господствующими видами являются рожковое дерево и мастиковое дерево; около 9 % — лес, где господствующим видом является сосна; около 8 % — плотный субтропический лес, где господствующим видом является дуб кермесовый .
Из пресмыкающихся в пределах города наблюдались , глазчатый халцид и европейский гологлаз ( сцинковые ), а также ( вееропалые гекконы ); из черепах — средиземноморская черепаха ( сухопутные черепахи ), Mauremys rivulata ( водные черепахи ) и головастая морская черепаха (на берегу). Также наблюдались обыкновенный хамелеон , ( ужеобразные ), Malpolon insignitus ( Psammophiidae ). Самые распространённые виды в Хайфе — стеллион (подвид Stellagama stellio picea ) и .
Во время исследования 2012 года в городе было зарегистрировано 38 видов бабочек. Самыми распространёнными из них были Maniola telmessia и репница (более 120 особей из 719), а также белянка резедовая , капустница , лимонница клеопатра , репейница , бархатница фатуя , голубянка Икар , голубянка пирифой и толстоголовка альцея (более 20 особей) .
Из млекопитающих в городских вади встречаются белогрудый ёж , даманы , дикобразы , барсуки , нутрии , лисы, египетский мангуст , шакалы и кабаны . Кабаны приходят в город по ночам в поисках еды, поедают плоды и растения во дворах и переворачивают мусорные ящики. Кроме этого, некоторые жители целенаправленно подкармливают диких животных. Присутствие кабанов приводит к дорожным авариям и может вызывать распространение болезней, таких, как свиной грипп. Городские власти борются с этим с помощью установки подземных мусорных контейнеров, сокращения доступных источников воды и блокировки основных путей проникновения в районы .
Развитие Хайфы в первой половине ХХ века было связано с индустриализацией, в том числе с развитием нефтехимической индустрии, сильно загрязняющей окружающую среду. До 1980-х годов не проводилось измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и воду. Первые измерения загрязнения воздуха, проведённые в начале 1980-х годов, показали высокую концентрацию двуокиси серы в воздухе . Концентрация двуокиси серы значительно понизилась в 1980-е—1990-е годы, и с тех пор в среднем не превышает максимально допустимую (20 мкг/м³). Концентрация озона в воздухе в 2012—2020 годах находилась близко к максимально допустимой (140 мкг/м³), превышая её в 2019 и 2020 годах. Концентрация оксидов азота превышала максимально допустимую (940 мкг/м³) в период с 2012 по 2018 годы, но упала ниже её в 2019 году . По некоторым параметрам качество воздуха в Хайфе сопоставимо с таковым в прочих крупных городах Израиля, за исключением окрестностей нефтеперерабатывающего завода . По выбросам двуокиси серы и оксидов азота Хайфа близка к показателям Ашдода, и значительно выше, чем показатели Тель-Авива и Иерусалима . Согласно данным министерства промышленности, в 2009 году основным источником загрязнения воздуха в городе является транспорт .
Тем не менее, по состоянию на 2021 год 3 из 10 самых загрязняющих предприятий в стране были расположены в промзоне Хайфского залива . Также исследования показывают высокое содержание тяжёлых металлов в почве .
Город располагается в трёх ярусах. Исторически город начинался снизу, далее развивался средний ярус, со временем приходя в упадок, потом пришёл черёд развития верхнего яруса.
По состоянию на 1999 год в Хайфе располагался как самый богатый район в Израиле, так и самый бедный .
В нижнем ярусе расположены Нижний город , Тель-Шикмона и пляжи Хоф Кармель. В Нижнем городе, представляющем собой деловой и офисный центр с правительственным кварталом, приморская полоса занята портом . Все железнодорожные вокзалы Хайфы расположены в нижнем ярусе. В Нижнем городе расположены арабские районы Вади Салиб и Вади Ниснас, а также Немецкая колония . В нижнем ярусе города, под горой Кармель, на мысе Кармель, раскинулась обширная зона археологических раскопок Тель-Шикмона , над ней, на небольшой высоте, находится пещера Ильи-пророка . Здесь же располагается Музей нелегальной иммиграции и Национальный морской музей. В прибрежной полосе района Хоф Кармель находятся гостиницы, торговые центры и пляжи.
Средняя часть города — Адар ха-Кармель — является историческим районом Хайфы. На Адаре расположена мэрия , Большая синагога (на улице Герцля), здание Музея науки и технологии — историческое здание Техниона (1912 год, архитектор А. Бэрвальд) , комплекс городского Музея Хайфы, музей художника Мане Каца , «Сад скульптур» на бульваре Сионизма.
В верхнем ярусе, на горе Кармель, расположен главный католический монастырь кармелитов . В наши дни гора застроена городскими кварталами с многочисленными садами и парками, оборудована смотровыми площадками. В районе Центральный Кармель находятся: Ган а-Эм («Сад Матери» с расположенными на его территории Музеем истории древнего мира и зоопарком), Музей японского искусства с «садом камней» в японском стиле. В районе Центральный Кармель расположены престижные жилые районы и гостиницы. На вершине горы Кармель обособлено расположен квартал Кабабир , в котором живут последователи мусульманской секты Ахмадие (или ахмедитов), Технион, университет Хайфы , к кампусу которого примыкает обширный заповедник Ха-Кармель и пригородные друзские деревни Исфия и Далият-эль-Кармель .
Бахайские сады, на территории которых находится главный храм религии Бахаи (усыпальница основателя религии Баба ), располагаются на всех трёх уровнях горы Кармель, предусмотрено три входа в сады — нижний, средний и верхний.
В 1970-х годах Хайфа была разделена на 9 административных районов ( ивр. רובע ), по данным муниципалитета на 2015 год Хайфа разделена следующим образом :
Район № | Район | Оригинальное название | Площадь в квадратных метрах | количество жителей |
плотность населения
(количество жителей на квадратный метр) |
Процент муниципальной юрисдикции | процент населения города |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | קריית חיים — קריית שמואל | 5.31 | 36 680 | 6906 | 6,5 % | 13,3 % | |
2 | מפרץ חיפה | 20.51 | - | - | 31,8 % | - | |
3 | Нижний город | העיר התחתית | 1,85 | 12 100 | 6537 | 3,0 % | 4,4 % |
4 | מערב חיפה | 9.33 | 39 700 | 4259 | 15,1 % | 14,3 % | |
5 | Кармель | כרמל | 7,78 | 48 780 | 6271 | 12,2 % | 17,5 % |
6 | Адар | הדר | 2,91 | 40 080 | 13 771 | 4,4 % | 14,4 % |
7 | נווה שאנן — יזרעאליה | 3.03 | 38 030 | 11 688 | 4,7 % | 13,6 % | |
8 | רמות נווה שאנן | 3,60 | 21 490 | 5973 | 5,9 % | 7,7 % | |
9 | רמות הכרמל | 39 800 | 3750 | 16,5 % | 14,3 % | ||
Общий | 64,55 | 278 900 | 4320 | 100 % | 100 % |
В свою очередь районы делятся на микрорайоны ( ивр. שכונה ), важнейшими являются:
По данным Центрального статистического бюро Израиля , население на начало 2020 года составляло 285 316 человек . Хайфа является третьим по населению городом Израиля (после Иерусалима и Тель-Авива) . Плотность населения на 2019 год составила 4420 чел./км² . Население Хайфской агломерации составило 972,3 тыс. человек .
По состоянию на 2019 год, 11,7 % жителей являются арабами, 88,3 % — евреи и прочие религии, 24,1 % населения — репатрианты , прибывшие в Израиль начиная с 1990 года (из которых 84,7 % прибыли из стран СНГ ). По оценкам 2020 года, в городе проживало 249,8 тыс. евреев, 16,9 тыс. арабов-мусульман и 16,5 тыс. арабов-христиан. Темпы роста арабского населения города выше, чем еврейского . В 2020 году население города сократилось на 0,6 % .
В период с 1995 по 2019 год рост населения в Хайфском подокруге был наименьшим в Израиле — 19 % против среднего по стране 63 %. Причинами этого являются как низкий естественный прирост населения , так и отток молодого населения из города. В некоторой степени эти изменения компенсирует приток новых репатриантов из стран СНГ .
Динамика численности населения города :
Мэр Хайфы с 2018 года — Калиш-Ротем, Эйнат .
Городом руководит избираемый на 5 лет городской совет во главе с мэром. В горсовете Хайфы представлены следующие партии (на 2023 год, 15-й состав): «Хаим бе-Хейфа» (партия мэра А. Калиш, 4 представителя), «Йона Яхав и хайфская молодёжь» (4), « Ликуд » (3), «Наш дом Хайфа» (местное отделение НДИ , 2), «Дегель ла-Тошав» (2), «Хайфский фронт — Хадаш » (2), «Маапах бе-Хейфа» (2), «Партия пенсионеров» (1), «Хейфа митхадешет» (1), « Еврейский дом » (1), « ШАС » (1), « Агудат Исраэль » (1), «Эхпат ли» (1), «Хейфа бишвилену» (1), « Мерец » (1) .
» (4), «Хайфа является центром одноимённого округа с населением более 1 млн человек .
Доподлинно неизвестно, когда был основан первый хайфский муниципалитет и кто им руководил в первые годы. В Османской Палестине первые муниципалитеты (баладии) появились в Иерусалиме (1863) и Наблусе (1868). Согласно разным источникам, хайфский муниципалитет был образован в 1870-е или 1880-е годы. Городской совет состоял из 6 членов, большинство из которых были христиане. Мэрами города до конца османской эпохи назначали мусульман .
Первые градоначальники, чьи имена известны — это Наджиб Эфенди аль-Ясин, Ахмад Эфенди Джалаби и Мустафа бей аль-Салих. Кроме имён, о них мало что известно . Первым мэром, чьи сроки правления точно известны, был публичные бани , названные его именем . В 1918 году в горсовет впервые вошли два еврейских представителя, а 1934 году состав совета расширился до 12 членов, каждая конфессия имела там 4 представителей . При Хасане Шукри (1914—1920 и 1927—1940) городскую документацию стали вести и на иврите, а с 1933 года еврейских подрядчиков стали допускать на муниципальные конкурсы. В городе начала появляться современная инфраструктура . В 1940 году впервые мэром был избран еврей Шабтай Леви (1940—1951), его заместителями были христианин и мусульманин .
(1885—1903). Он прилагал усилия по улучшения внешнего вида Хайфы и открылИсторически Хайфа считалась вотчиной партии рабочих (сначала МАПАЙ , позже Авода ) и имела заметное представительство в Кнессете (до 10 депутатов). У Аббы Хуши были хорошие связи в правительстве и правящей партии и он привлекал в город государственное финансирование. Большую роль в политике играл созданный в 1921 году Рабочий совет Хайфы ( ивр. מפ”ח , МАПАХ). С потерей статуса важнейшего промышленного центра страны городские власти стали всё меньше быть связаны с рабочей партией. Начиная с Амрама Мицны , избранного в 1993 году, кандидаты от Аводы шли независимым списком. Первым мэром, избранным при поддержке другой партии, стал Йона Яхав (партия Шинуй ) .
Хайфа является крупнейшим промышленным центром Израиля. Городской порт является вторым в стране по объёму грузоперевозок и первый по количеству пассажиров (309 тыс. человек в 1993 году). Важнейшими отраслями экономики являются нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, машиностроение, металлообработка и водоочистные сооружения. В отличие от Тель-Авива, в Хайфе долго не развивалась лёгкая промышленность .
Основные промышленные районы города сложились во время британского мандата. На севере города, между Хайфой и Крайот , лежит крупная промзона на берегу Хайфского залива. Там сосредоточены портовые сооружения, нефтехимическая и пищевая промышленность, крупные торговые зоны, железнодорожное депо. Другая промзона находится на южном побережье Хайфы, на въезде в город; там расположены компании высоких технологий, конгресс-центр, гостиницы и торговые центры. Севернее Крайот лежит ещё одна промзона, имеющая значение для города. В центральной части Хайфы расположены различные мастерские .
В 2011 году в городе насчитывалось 1450 предприятий, в сумме занимавших 4,3 км² . По состоянию на 2020 год в городе зарегистрировано 22160 бизнесов, что составило 3,6 % от их числа в Израиле . Больше всего рабочих мест даёт электронная и компьютерная отрасль (высокие технологии), далее следуют пищевая и нефтехимическая промышленность . В 2018 году валовая продукция городских промышленных предприятий составила 12.165 млн шекелей . В городе расположена штаб-квартира компании Rafael .
Также Хайфа является крупным туристическим центром . В 2021 году в городе имелось 18 крупных гостиниц, располагающих в сумме 1593 номерами .
В 2020 году в городе проживало 142.600 работоспособных, безработица составляла 4,8 % . 52,1 % работников проживают в городе, 47,9 % — за его пределами (2019) .
Развитие Хайфы с начала XX века было обусловлено развитием её порта, крупнейшего на средиземноморском побережье Палестины. Кроме того, важную роль играл железнодорожный транспорт. Сегодня Хайфа является узлом морского и сухопутного транспорта. При этом, гористый рельеф представляет проблему для передвижения внутри города. другой проблемой является несогласованность различных видов транспорта .
На начало 2000-х годов 81 % поездок в городе были совершены на автобусе, 17 % — на маршрутных такси и 2 % на поезде . Хайфа — единственный город Израиля, где общественный транспорт действует по субботам .
До образования государства Израиль городской порт связывал с миром большую части Ближнего востока, включая нынешние Сирию и Иорданию, туда по трубопроводу приходила иракская нефть. После 1948 года Хайфа стала первым и единственным (до возведения ашдодского порта ) портом еврейского государства . В 2019 году через хайфский порт прошло 273,2 тыс. пассажиров . В 2023 году была завершена приватизация порта. Его приобрела индийско-израильская группа Адани-Гадот (партнёрство индийской Adani Group и израильской Гадот) за 4 млрд шекелей .
До 2001 года действовала регулярная паромная линия Хайфа- Кипр - Греция , после чего в город стали заходить лишь круизные лайнеры. С возобновлением паромного сообщения между Грецией и Кипром Израиль сообщил, что заинтересован присоединиться к маршруту . В 2016 году открылась паромная линия Хайфа-Акко .
В 1905 году железная дорога соединила Хайфу с сирийской Даръой , она являлась ответвлением Хиджазской железной дороги . Линия стала второй в Палестине после открытой в 1892 году изолированной линии Яффо-Иерусалим .
Всего в пределах города расположено 6 железнодорожных станций . Хайфа связана с центром страны железной дорогой Нагария — Хайфа — Тель-Авив — Аэропорт им. Бен-Гуриона — Беэр-Шева . В 2022 году было принято решение о расширении железнодорожной линии Хайфа-Тель-Авив с 2 до 4 путей. Скорые поезда будут ехать со скоростью 250 км/ч, а время в пути составит полчаса . В связи с тем, что железая дорога отсекает городские районы от моря, существуют предложения убрать пути в городской черте под землю .
Перевозка контейнеров между портами Хайфы и Ашдода является важной составляющей грузового сообщения на израильских железных дорогах .
К 2028 году планируется запуск легкорельсовой транспортной системы , соединяющей Хайфу с Назаретом .
С Тель-Авивом Хайфу соединяют автострады № 2 и № 4 , идущие вдоль моря . Автострада № 4 продолжается на север от города и соединяет его с Нагарией . Шоссе 75 уходит на юго-запад и соединяет Хайфу с Назаретом . Под городом проходит Кармельский тоннель , соединяющий 2-ю автостраду на западе с объездной дорогой № 22 , огибающей Крайот .
До 2000-х годов все междугородние линии автобусов приходили на центральную
, после чего её сменили две новые на окраинах города: одна для южного направления ( ), другая — для северного ( ) .В 2013 году хайфской муниципальной компанией «Йефе-Ноф» введена в эксплуатацию транспортная система « Метронит », представляющая собой 16-метровые автобусы, движущиеся по физически обособленным выделенным полосам . Кроме того, в городе действуют 236 линий автобусного сообщения (на 2019 год) .
На 2021 год в городе зарегистрировано 133 604 частных транспортных средств . Длина дорожной сети города составляет 819,5 км .
В Хайфе расположен аэропорт Хайфа , обслуживающий местные и международные ближнемагистральные перелёты. Аэропорт был основан в 1934 году, во времена британского мандата, и стал первым международным аэропортом Израиля. В первые году существования аэропортом пользовались британские ВВС и Иракско-британская нефтяная компания (APS). С 1977 года находится под управлением Управления аэропортов Израиля . В 1998 году был открыт новый терминал. В 2019 году через аэропортом воспользовались 11,45 тыс. пассажиров международных рейсов и 92,7 тыс. — внутренних рейсов .
В течение 2010-х годов периодически возникали планы расширения хайфского аэропорта, короткая взлётно-посадочная полоса которого (1326 метров) не позволяет принимать крупные или дальнемагистральные самолёты. В ноябре 2023 года национальный комитет по инфраструктурам утвердил планы расширения хайфского аэропорта. При этом в решении особо упоминается, что удлинить взлётно-посадочную полосу не представляется возможным по техническим причинам, в частности — из-за высоких кранов морского порта, хребта Кармеля и близости базы ВВС «Рамат Давид» . Таким образом, хайфский аэропорт останется аэропортом местного значения, в расписании полётов из которого по-прежнему останутся лишь близко расположенные аэропорты типа Эйлата, Кипра и Греции . Тем не менее, хотя взлётно-посадочную полосу удлинить невозможно, было принято решение её расширить, чтобы позволить аэропорту принимать самолёты большего размера из аэропортов Европы и Ближнего Востока .
Хайфа — единственный город Израиля, где действует полностью подземный вид общественного транспорта. Он представляет собой подземный фуникулёр, называется « Кармелит » и соединяет Нижний город с Адар ха-Кармель .
В 1986 году в городе была возведена первая канатная дорога , соединяющая набережную Бат-Галим и Стелла Марис на вершине горы Кармель . В 2022 году в Хайфе заработала вторая канатная дорога Ракавлит , получившая официальный статус общественного транспорта и связавшая железнодорожную станцию «Лев ха-Мифрац» с Хайфским университетом через Технион . Максимальное число пассажиров составляет 5000 человек в час. На сооружение канатной дороги было затрачено 330 млн шекелей .
За водоснабжение Хайфы отвечает компания «Мей-Кармель» ( ивр. מי כרמל ). На 2021 год общая длина водопровода в городе составляет 610 км, длина канализации — 650 км. За год жители города (без учёта Кирьят-Хаим и Кирьят-Шмуэль ) получили 26,6 млн кубометров воды. За год городские службы убрали более 186 тыс. тонн мусора . За городскую канализацию отвечает «Союз городов Хайфского района по канализации» ( ивр. איגוד ערים אזור חיפה-ביוב ), основанный в 1961 году. В него входят, помимо Хайфы, Кирьят-Ата , Кирьят-Бялик , Кирьят-Моцкин , Кирьят-Ям , Нешер , Тират-Кармель и Шфарам . Стоки из этих городов направляются в водоочистные сооружения в промзоне Хайфского залива, после чего очищенная вода используется для полива полей .
В городе есть пять пожарных частей, которые располагают 33 пожарными автомобилями .
Хайфа располагает 107 бомбоубежищами .
В городе действуют 3 университетские общие больницы — Рамбам , Бней-Цион и Кармель ,— а также две частные ( и Ассута ) и одна, принадлежащая миссионерской организации, всего в Хайфе имеется 28 медицинских учреждений, имеющих места для госпитализации, в сумме 4283 койки . В 2020 году в этих учреждениях была оказана помощь 167242 больным . Первой современной больницей в Хайфе, где проводили хирургические операции, стала основанная в 1907 году . Её возвела итальянская Национальная ассоциация помощи итальянским миссионерам ( итал. Associazione Nazionale per Soccorrere i Missionari Italiani ). В 1932 году было возведено новое здание больницы, где она располагается до сих пор. Больница специализуется в онкологии . В 1938 году английские власти возвели в Хайфе единственную в подмандатной Палестине государственную больницу , в 1952 году названную в честь знаменитого еврейского врача и учёного Маймонида (Рамбама) .
В 2020 году в городские больницы поступило более 5000 больных коронавирусом .
В Хайфе действуют отделения всех больничных касс Израиля — Клалит (обслуживает 48,9 % населения города), Маккаби (обслуживает 37,8 %), Меухедет (9,5 %) и Леумит (3,8 %) . Город обслуживает кармельское отделение скорой помощи .
Продолжительность жизни в 2016—2020 годах составила 83,2 года, что выше среднего по стране и выше показателей Тель-Авива .
В Хайфе расположены два крупных вуза и несколько колледжей. В 2020/2021 учебном году в городских вузах обучалось 54 079 студентов . Уровень образования жителей города выше среднего по Израилю .
В 1912 году в городе был основан Технион (ранее — Техникум) — Израильский технологический институт, первый вуз Израиля. Технион открылся в 1924 году, после преодоления разногласий по поводу языка обучения. Принятие иврита в этом качестве было важным для самоопределения еврейской общины Палестины. В 1953 году университет стал постепенно переходить в новый кампус на горе Кармель, а в первом здании Техниона сейчас находится Музей науки . В университете учатся более 15 тыс. студентов. Он имеет 17 факультетов и 60 научно-исследовательских институтов. В мировом рейтинге Технион входит в первую сотню университетов .
Хайфский университет , основанный в 1963 году, находится на вершине горы Кармель . Главное здание было спроектировано архитектором Оскаром Нимейером . Вначале он работал под покровительством Еврейского университета , пока не получил полную академическую независимость в 1973 году. Он имеет 6 факультетов и 57 научно-исследовательских институтов. В 2015 году число студентов превысило 18 тыс. В его университетском городке находится Музей Хехта , с крупными коллекциями экспонатов археологии и искусства .
Другими академическими учреждениями в Хайфе являются Гордонский педагогический колледж, религиозный педагогический колледж «Шаанан», Арабский педагогический колледж и Хайфский центр дизайна и образования ВИЦО . Академический колледж Оно и Открытый университет Израиля имеют филиалы в Хайфе .
В Хайфе расположен Национальный институт океанографии , основанный в 1967 году под названием «Институт исследования морей и озёр» ( ивр. המכון לחקר הימים והאגמים ). Институт имеет также отделение в Эйлате и лабораторию на берегу Тивериадского озера .
По состоянию на 2023—2024 учебный год в дошкольных и школьных учреждениях Хайфы 57 684 учащихся :
Все они учатся в 616 образовательных учреждениях . В 2020—2021 годы в Хайфе было 77 начальных школ, 22 средние школы (7-9 классы) и 36 старших школ (10-12 классы) . 86 % учащихся посещали ивритоязычные школы, 14 % посещали арабские школы . Из учеников начальных школ 55 % учились в светских школах, 9 % — в государственных религиозных и 16 % — в независимых ортодоксальных . 5 % были на специальном образовании . В 2021 году в Хайфе было 18 муниципальных библиотек, в которых находилось около 720 тыс. книг .
82,2 % выпускников школ получают аттестат зрелости (выше среднего показателя по стране и показателей пяти крупнейших городов), 44 % населения имеют свидетельство о высшем образовании .
Около 45 % учеников Хайфы обучаются в частных школах, среди арабов показатель составляет 70 % . Католическая школа Назаретских монахинь (École des Sœurs de Nazareth) входит в двадцатку лучших школ страны , также известна греческая православная школа .
Хайфа — культурный центр севера Израиля, в городе есть свои оркестры, музеи, театры, свои фестивали, в том числе и международный кинофестиваль . В городе (на 2020 год) действовало 14 музеев, 18 городских библиотек, два театра, 5 танцевальных коллективов .
Хайфа была одним из первых городов еврейской Палестины, где начали издаваться местные газеты . Город издает на иврите местную газету «Едиот Хейфа» ( ивр. ידיעות חיפה ) и имеет собственную радиостанцию "Радио Хайфа" ( ивр. רדיו חיפה ) . Израильские арабоязычные газеты и также базируются в Хайфе .
Всего в Хайфском округе издаются 43 местные газеты (на 2013 год) .
В 50-е годы XX века, под руководством мэра Аббы Хуши , были созданы такие культурные объекты, как центр арабской культуры Бейт Хагефен , городской Художественный музей , Дом художника им. Марка Шагала, Музей японского искусства , « » (в районе Центрального Кармеля) . Он пригласил поселиться в городе художника Мане Каца , который впоследствии передал свои работы и коллекцию иудаики городу .
В Хайфе при содействии муниципалитета с 1979 года существует скульптора .
Первые кинотеатры в Хайфе появились в 30-е годы. Так, на Адаре в 1935 году были построены кинотеатры и . К моменту появления телевидения в 1968 году в Хайфе было 28 кинотеатров. С появлением телевидения начался длительный процесс упадка кинотеатров, в результате которого большинство из них оказались заброшены . В 2008 году открылся мегакинотеатр сети Yes Planet .
С 1983 года каждую осень в Хайфской синематеке и других залах города проходит Международный хайфский кинофестиваль .
С 2007 в Хайфе проходил ежегодный кинофестиваль современного израильского кино, созданного русскими кинематографистами, который назывался , а с 2010 — ежегодный кинофестиваль КинОле .
В Хайфе каждый год проводятся различные фестивали.
C 1987 года проводится на Песах . С 2007 года в июне проводится фестиваль гордости и толерантности сексуальных меньшинств . Фестиваль-месячник арабской культуры и арабской книги проходит летом .
В 1981 году в Хайфе был основан музыкальный фестиваль для детей, который проводился в дни праздника Хануки в Хайфе, а также и в Тель-Авиве, Иерусалиме и Беэр-Шеве .
С 1994 года культурный центр Бейт ха-Гефен ( ивр. בית הגפן) организовывает фестиваль «Праздник праздников», одновременное празднование трёх праздников: иудейской Хануки , мусульманского Рамадана (праздник окончания поста Ураза-байрам или другого мусульманского праздника, выпавшего на декабрь по лунному календарю) и христианского Рождества . Праздник длится несколько недель, мероприятия проводятся в нескольких местах, в частности в арабском районе Вади Ниснас, в центре города на Мошава германит .
В 50-х годах XX века был основан Хайфский городской театр .
В связи с мировой пандемией коронавируса массовые культурные мероприятия, в том числе и спектакли Хайфского городского театра, были отменены, однако в июне 2020 года спектакли возобновились .
В межнациональном культурном центре Бейт ха-Гефен функционирует старейший в стране (1968 год) арабский театр «Эль-Карама» .
В 1994 году был создан арабский . В 2019 году его финансирование было прекращено .
В Хайфе есть множество концертных залов , так «Центр сценических искусств Кригера» в районе Французского Кармеля является центром французской культуры , «Центр искусства и культуры Раппапорта» является популярным культурным центром Хайфы , а в (1996 год) проходят мероприятия, рассчитанные на большое количество участников.
Академическая музыка представлена Хайфским симфоническим оркестром, основанным в 1950 году . Директор оркестра (2021 год) — Яир Мошиах .
В 1998 году в Хайфе возникла электронная группа Infected Mushroom , Израиль, и в частности, город Хайфа стали одним из мировых центров пси-транса .
С 2009 года выступает Биг бэнд Хайфа (Haifa Jazz Band), руководитель — кларнетист Хайфского симфонического оркестра Джефф Ховард .
С Хайфой связаны имена рейтинговых исполнителей , определяющих культурный музыкальный код современного Израиля: рэпера , певиц Хавы Альберштейн , Шири Маймон , .
В Хайфе расположено . Самым популярным музеем Хайфы (~200 тыс. посетителей в год) является Мадатек (Израильский национальный музей науки, технологий и космоса) . Мадатек расположен в историческом здании Техниона в районе Адар .
В Художественном музее Хайфы (основан в 1951 году) представлены коллекции современного и классического искусства .
Музей японского искусства Тикотин (основан в 1959 году) — единственный музей на Ближнем Востоке, посвященный исключительно японскому искусству . Музей является владельцем большой коллекцией предметов искусства и художественных работ: мечи, керамика, традиционная одежда и текстиль . Большинство работ из коллекции было собрано Феликсом Тикотином, а также пожертвовано музею другими дарителями .
В представлены экспонаты доисторических периодов и работает Центр научных исследований .
Национальный морской музей был основан в 1953 году, посвящён морской истории региона и начинался с частной коллекции его первого директора . В музее есть постоянная экспозиция, посвящённая моделям кораблей и подводным находкам . Также в музее представлена единственная в Израиле выставка, посвящённая истории пиратства . Кроме того, в музее представлены редкие артефакты, сохранившиеся с древних времён, предметы, связанные с подводной археологией, греко-римские монеты, предметы, связанные с морской мифологией и многое другое. Музей периодически проводит выставки израильских и зарубежных художников морской тематики, различные мероприятия и мастер-классы для детей .
Музей нелегальной иммиграции и ВМФ посвящён нелегальной иммиграции в Палестину во время Британского мандата , а также истории израильского военно-морского флота .
расположен в Немецкой колонии , был основан в 2000 году, как музей истории города . В музее проходят чередующиеся выставки, посвящённые различным городским событиям, а также лекции, экскурсии, конференции, культурные мероприятия с акцентом на разнообразие культур, национальностей и конфессий Хайфы .
На территории Хайфского университета расположен частный археологический Музей Хехта , экспонаты которого отображают археологию и историю Земли Израиля. Также в музее выставлены картины художников-импрессионистов Клода Моне , Камиля Якоба Писсарро и других .
История железных дорог Израиля представлена в .
В Доме художников Шагала проходят выставки израильских художников .
Музей Мане Каца представляет выставку картин Мане Каца и коллекцию предметов иудаики, переданную художником в собственность города . Временные выставки музея посвящены современному искусству и международным художникам, таких как Хаим Сутин , Морис де Вламинк , Мауриций Готтлиб , Йосеф И́сраэлс , Камиль Писсарро , Макс Либерман .
Бывший дом и мастерская немецкого и израильского художника- гравёра первой половины XX века Германа Штрука , расположенный на Адаре , теперь является бутиком-музеем Германа Штрука. Дом был спроектирован архитектором Александром Бервальдом . В музее представлены портреты современников художника, деятелей сионизма, в частности Теодора Герцля , а также гравюры и оригинальная мебель художника . В музее проводятся выставки, посвященные известным художникам граверам, среди которых Франсиско Гойя , представлен печатный станок Германа Штрука, при помощи которого проводится демонстрация создания гравюры по металлу .
Большая часть сохранившихся зданий Хайфы относятся к ХХ веку. До 1920-х годов она оставалась портовым городком, спонтанно застроенным домами в стиле средиземноморской арабской архитектуры. В нём выделялись религиозные здания — церкви, монастыри, мечети. Единственной построенной по заранее разработанному плану частью города была Немецкая колония . Для зданий начала ХХ века характерен эклектический стиль, представителем которого является первое здание Техниона. В тот период на облик города сильно влияло постановление властей, обязывавшее облицовывать все дома камнем .
В 1930-е годы усилился поток иммигрантов из Европы, среди которых было немало архитекторов, приехавших с новыми идеями модернистской архитектуры , для которой характерны минимализм и функциональность. Они во многом определили облик центральной Хайфы .
Для израильского периода характерна более густая и высотная массовая жилая застройка и отход от английских ограничений этажности. Частично их ввели вновь в 1980-е, после неконтролируемого появления небоскрёбов. Нынешними высотными доминантами города являются, например, «Мерказ панорама» на горе Кармель, башня Хайфского университета и небоскрёб «Парус» .
Особого внимания заслуживает архитектура Всемирного центра бахаи, в которой заметно влияние как персидских традиций, так и классической архитектуры .
На протяжении всей современной истории Хайфа отличалась религиозно-культурным разнообразием. В 1868 году население арабского города пополнили немцы- темплеры , за которыми последовали румынские евреи. В 1909 году Хайфа стала центром бахайской веры , а в 1920-е году туда прибыла группа ахмадие . Христиане-арабы города относятся к разнообразным конфессиям, включая католиков и православных. Кроме того, в Хайфе и её окрестностях проживает немало друзов .
Религиозными нуждами еврейского населения занимается Религиозный совет города, её председателем является Моше Даган , с 2014 года должность городского раввина вакантна . На 2023 год в городе действуют 226 синагог (по другим данным — 236 или 240 ) и 10 микве (2013 г., по состоянию на 2023 ещё два микве находятся в ремонте ). Есть реформистская синагога .
Христианская община города — вторая по численности в Израиле после Назарета . Крупнейшей христианской конфессией являются грекокатолики , для которых Хайфа является главным в Израиле религиозным центром, там заседает архиепископ и находится главный храм — собор Ильи-пророка . Второй по числу верующих в городе (но первой в Израиле) является греческая православная церковь , им принадлежит престижная старшая школа . Есть также небольшие маронитская и католическая общины, важнейшие церкви католиков — церковь кармелитского монастыря и церковь св. Иосифа; маронитская является главной в Израиле. Католикам в городе принадлежат несколько школ и . Крупнейшей протестантской конфессией является англиканская , которая процветала во времена британского мандата, но на начало XXI века она насчитывает лишь около 400 человек. Англиканам принадлежат две церкви и школа . Русской православной церкви в Хайфе принадлежит Церковь Пророка Илии на Кармеле . Также в городе есть маленькие общины армян, баптистов и лютеран . Действуют два монастыря ордена кармелитов . Всего в Хайфе действует 12 церквей .
Большая часть мусульман города — сунниты . В Нижнем городе действуют две мечети — и , ещё одна расположена в районе Халиса . В районе Кабабир компактно проживают ахмадие , приверженцы особого течения (секты) ислама, зародившегося в Индии, там же расположена .
С XIX века Хайфа является важным центром бахайской веры . Бахаулла (пророк бахайской веры) запретил верующим проповедовать жителям Святой Земли, поэтому Израиль является одной из немногих стран мира без постоянной общины. Поэтому, бахайская община города состоит из около 300—700 волонтёров, регулярно приезжающих в Хайфу, включая высшее руководство бахаи. В городе расположен всемирный центр бахаи, включающий в себя усыпальницу Баба , Всемирный дом справедливости (главный административный орган бахаев), Международный архив и Международный Центр по обучению. В 2001 году были открыты террасы на горе Кармель .
Также в городе есть маленькая друзская община .
В 2022 году в Хайфе впервые в Израиле был проведён международный съезд JCM (еврейско-христианско-мусульманский), на котором обсуждались вопросы межрелигиозного сотрудничества в различных сферах .
Под управлением городской хевра кадиша находятся 4 еврейских кладбища — «Древнее кладбище», кладбище Хоф ха-Кармель, кладбище Сде-Йегошуа (Кфар-Самир) и кладбище Тель Регев. Последнее из них — самое новое, оно было открыто в 2004 году. К нему также прилегает гражданское кладбище «Даркей-Шалом», также находящееся под управлением хевра кадиша . В 2023 году кладбища Хоф ха-Кармель, Сде-Йегошуа, Тель-Регев и Даркей-Шалом получили награды за ухоженность и внешний вид . Также в городе есть кладбище темплеров, англиканское и британское военное кладбища .
На начало XXI века различные хайфские команды 91 раз становились чемпионами страны в 12 видах спорта, 204 хайфских спортсмена стали чемпионами в индивидуальных видах спорта . Кроме того, несколько спортсменов из Хайфы стали чемпионами мира — в 1962 году паралимпийским чемпионом по метанию диска , в 1998 году стал чемпионом мира по фехтованию на рапирах до 20 лет, а в 2023 году стал паралимпийским чемпионом мира по плаванию на 100 м . 22 спортсмена из Хайфы участвовало в Олимпийских играх .
поставил мировой рекорд по поднятию штанги в легчайшем весе до 20 лет; в 1980 году стал чемпионом мира по парному парусному спорту, в 1983 году Шай Битон стал чемпионом мира среди кадетов по греко-римской борьбе; в 1984 году сталВ 2014 году в городе открылся футбольный стадион « Самми Офер », вмещающий 30 780 зрителей и вошедший в том же году во всемирную десятку «стадионов года» . Он заменил стадион Кирьят-Элиэзер , снесённый в 2015 году . Другими крупными спортивными объектами города являются стадион лёгкой атлетики им. Кригера, парк «Спортек», Скейт-парк , городской теннисный центр и спортивный парк Кирьят-Хаима . Всего на 2021 год в городе есть 5 стадионов, 12 футбольных полей, 12 бассейнов, 42 теннисных корта, 3 поля для петанка и одно хоккейное поле .
Два хайфских футбольных клуба, « Маккаби » и « Хапоэль » , играют в израильской Премьер-лиге . Маккаби-Хайфа является одной из 4 израильских команд, три года подряд удерживавших звание чемпиона .
В городе есть баскетбольный клуб «Маккаби» , проводящий матчи на арене «Ромема» . В 2008 году в городе открылся клуб настольного тенниса, имеющий 4 тренировочных зала . Городская хоккейная команда Hawks играет в высшей лиге Израиля .
Город испытывает нехватку доступной для жителей спортивной инфраструктуры .
У Хайфы есть 21 город-побратим :
Ещё с 4 городами подписан договор о дружбе, с 4 другими — договор о сотрудничестве . В городе расположено 4 иностранных консульства .
Комментарии
Источники
Решено расширить взлетно-посадочные полосы, чтобы увеличить пропускную способность аэродрома и позволить выполнять рейсы в Европу, страны Ближнего Востока наряду с внутренними рейсами.