В настоящее время все диалекты караимского языка, за исключением тракайского, практически исчезли
.
Содержание
Этимология
Слово «караим» вошло в употребление в
IX веке
и изначально использовалось для обозначения религиозной группы
.
В Российской империи вероисповедание указывалось безотносительно к национальности. В СССР вместо вероисповедания указывалась национальность. Соответственно, в советской тюркологии термин «караимы» закрепился за названием караимского этноса
.
В современном русском языке это слово определяет этническую принадлежность безотносительно к вероисповеданию, значительно реже —
конфессиональную
принадлежность безотносительно к национальности. Для наименования представителей караимского этноса используются следующие термины:
караимы-тюрки
,
крымские караимы
,
караи
,
карайлар
,
крымкарайлар
— используется сторонниками
с целью противопоставления
караимам
-евреям
, а именно в таких названиях, как:
и Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар»);
крымские караимы
,
караимы Восточной Европы
или
восточноевропейские караимы
— используется специалистами по иудаике и означает караимский этнос в целом
;
крымские (литовские, луцко-галичские) караимы
— указывает одновременно и национальную принадлежность, и территорию проживания (как и в отношении, например, крымских татар);
Будучи похожими по разговорному языку, устному фольклору, бытовым обычаям и образу жизни на окружающие тюркские народы
, караимы тем не менее традиционно исповедовали
караизм
— религию, родственную
иудаизму
или же трактуемую как секта иудаизма,
пользовались
древнееврейским языком
в деловой переписке, научных трудах, литургии и надгробных эпитафиях.
В связи с этим имеется две основные версии происхождения караимов:
семитическая
и
хазарская
.
Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими, что поддерживается рядом
антропологических
исследований, доказывающих с одной стороны, различие между евреями и караимами
, но с другой стороны, подобное различие между
крымскими
и
литовскими
караимами
, а также сходство между европейскими и средиземноморскими караимами
.
Семитическая (еврейская) теория
Согласно этой теории, караимы происходят от
этнолингвистической
или
этноконфессиональной
группы евреев
, исповедовавших
иудаизм караимского толка
.
Эта теория полностью разделялась самими караимами до конца XIX века
В настоящее время еврейская теория резко критикуется караимскими лидерами
, в многочисленных современных караимских публикациях подчёркивается неприятие её караимским сообществом
. Вместе с тем этой теории придерживаются некоторые караимские авторы
. Кроме того, существуют свидетельства о том, что некоторые её сторонники вынуждены воздерживаться от выражения своего мнения публично
. В последнее время сторонники этой версии выделились и в Крыму
, и на Украине
.
Хазарская (тюркская) теория
Согласно этой теории, караимы — потомки
хазар
— тюркского кочевого народа
VII
—
X вв
, который
принял иудаизм
и среди районов расселения которого был Крым.
Аргументация
По мнению ряда антропологов 1930-х годов существует сходство между
чувашами
и караимами
и, таким образом, с
хазарами
.
По мнению тюрколога
Н. А. Баскакова
, «караимы входили в булгаро-хазарский, узо-печенежский и только позже — в кипчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком»
.
Антропологические исследования показывают различия между евреями и караимами
.
Критика
До появления хазарской теории не существовало традиции, связывающей караимов с хазарами
.
Антропологические исследования показывают, что наряду с различием между евреями и караимами можно говорить и о различиях между крымскими и литовскими караимами
, что может быть следствием 1000-летней генетической изоляции
.
Хазары исчезли в XI веке, а первые письменные упоминания о крымских караимах относятся к
XIII веку
(см. ниже в разделе «
»).
Антропологические исследования показывают сходство между литовскими и средиземноморскими
караимами
, генетические исследования также показывают наличие у караимов ближневосточных генов, сходных с генами евреев
.
В археологии памятники этнических хазар пока не имеют общепринятой идентификации, что ставит под сомнение заключения об антропологической связи караимов с хазарами
.
В XX веке хазарская теория была официально признана советской наукой
, современными светскими лидерами караимов, отрицающим любую связь с евреями и иудаизмом
, а также косвенно фигурирует и в современной формуле самоидентификации караимов (см. раздел «
»).
В отличие от светских лидеров, многие религиозные караимы отнеслись к хазарской теории скептически
. Современные лидеры религиозных караимов в эмиграции также критикуют эту теорию
.
В настоящее время тюркская теория не разделяется большинством современных ученых
.
Синтетическая теория
Согласно этой теории, крымские караимы представляют собой продукт смешения евреев-караимов и хазаро-болгарского населения Крыма, обращённого из
раввинизма
в
караимизм
.
Караимские интеллектуалы XIX века, в частности Юфуда Кокизов и
Илья Казас
, пытались совместить хазарскую теорию с традиционной семитической в том или ином виде
.
И. И. Казас
полагал, что любая народность «организовалась из слияния с ней других племён, поглощённых и ассимилированных», и был противником применения теории «кровной чистоты»
. По его мнению, в споре об этногенезе караимов следует объективно рассматривать и хазарскую, и семитическую теории. Хотя сам Казас придерживался семитической теории происхождения караимов
, отвергая хазарскую теорию в целом и считая её «чересчур смелой», но подчёркивал при этом, что «караимы — нечистокровные семиты»
.
Витовт жил в
XIV веке
, а согласно караимским источникам, откуда была заимствована эта традиция, Витовт переселил караимов в Литву в
XIII веке
, и города, откуда они были переселены, ещё не существовало.
Было бы желательно, чтобы опытные естествоиспытатели сравнили черепа Караимов, равно как и черепа других древне-крымских Иудеев (
Крымчаки
в Карасу-Базаре и проч.) с черепами
Иудеев древней Польши
. Если найдено будет заметное различие между этими черепами, то должно ожидать его и в скелетах, в умственных способностях и т. д. До разъяснения же подобных вопросов признавать или даже предполагать в крымских Караимах потомков Хазар, — по недостатку исторических свидетельств, — слишком смело
.
В 1880 году русским антропологом
К. Н. Иковым
были исследованы 30 караимских черепов из раскопок
Мережковского
на кладбище в
Иосафатовой долине
близ
Чуфут-Кале
. Также Иков пользовался измерениями 20 караимов мужчин, сделанных тем же антропологом Мережковским. На основании этих исследований, Константин Иков пришёл к выводу, что караимы
брахицефалы
и не принадлежат к
семитам
.
Детские черепа из раскопок К. С. Мережковского в 1882 году исследовал доктор медицины
Е. А. Покровский
, отметивший приплюснутость затылочной части или искошение затылка в одну или другую сторону, что объясняется практиковавшимся среди караимов привязыванием детей к колыбелям
.
В 1910 году антрополог Витольд Шрейбер проводил антропологические измерения караимских детей
Галиции
и пришёл к выводу, что в расовом отношении они имеют более общего с
угро-финской
группой, чем с семитами
.
В 1912 году
С. А. Вайсенберг
провёл сопоставительный анализ антропологических особенностей караимов,
крымчаков
и
евреев
и на основании антропометрических измерений пришёл к заключению о внешнем сходстве между евреями и караимами
.
В 1928 году С. С. Заболотный провёл сопоставительный анализ групп крови караимов Крыма и крымчаков в сравнении с евреями, на основании которого он заключил, что караимы относятся скорее к тюркской, чем к семитской группе
.
В 1932 году на основании исследования групп крови караимов Вильнюса и Тракая,
сделал заключение, что польские караимы значительно ближе к
чувашам
и другим тюркским народностям, чем к евреям
В 1963 году А. Н. Пулянос отметил в целом переднеазиатский облик караимов Литвы, отметив некоторые монголоидные черты у тракайских караимов
.
В 1965 году В. Д. Дяченко, проанализировав результаты Украинской антропологической экспедиции (1956—1963 гг.) и собранные им материалы о 42 караимах Литвы, сделал вывод об
автохтонном
происхождении караимов и их близости к южным европеоидам Кавказа, Малой Азии и Ближнего Востока
.
В 1968 году К. Фрид, И. Ландау, Т. Коен и А. Гольдшмидт из
Иерусалимского университета
сравнили распределение
групп крови АВО
у 247 караимов египетского происхождения, живущих в Израиле, с распределением
АВО
у окружающего египетского населения в Каире, евреев Багдада,
сефардских
,
ашкеназских
евреев и
литовских караимов
, обнаружив определённое сходство между караимами Египта и Литвы на фоне отличия от остальных групп населения и заключив на основании этого, что европейские караимы — в основном, этнические потомки средиземноморских караимов
.
В 1971 году академик
В. П. Алексеев
на основании
краниологического исследования
параметров населения хазарского города
Саркел
(
Нижний Дон
), караимских черепов из раскопок К. С. Мережковского и скелетов древних жителей горного Крыма пришёл к выводу, что караимы являются продуктом смешения хазар с местными (крымскими) племенами (такими как
сарматы
, сармато-аланы,
аланы
,
готы
и, возможно,
греки
)
. Впрочем, в связи с тем, что в археологии памятники этнических хазар пока не имеют общепринятой идентификации, правомерность этой оценки остаётся под вопросом
[
привести цитату? 1529 дней
]
.
Генетика
В 2005—2013 годах были изучены генетические сигнатуры 28 караимов, проживающих на территории стран Восточной Европы, в основном в Крыму. На основании этого исследования Кевин Алан Брук пришёл к выводу, что восточноевропейские караимы имеют преобладающее ближневосточное происхождение и наиболее близки к
ашкеназским
,
сефардским
и
восточным
евреям, египетским караимам, нежели к нееврейскому населению
Ближнего Востока
и
Кавказа
. Для караимов характерно отсутствие «мажорной» Y-хромосомной
гаплогруппы
. Гаплогруппы
G2a-P15
,
J1-M267
,
J2-M172
суммарно составляют у караимов более половины
генофонда
. Далее идут гаплогруппы
R1a-M198
,
С3
,
E1b
,
T
и
L
.
Самоидентификация
Определение слова «караим» было одной из главных целей съезда караимского духовенства 18-27 июня 1917 г. Было предложено два варианта и утверждена вторая формулировка
.
караимами называются люди, принадлежавшие к караимской религии, безотносительно к происхождению
караимами называются люди, исповедующие караимскую религию и составляющие особую, исторически сложившуюся народность (при этом под караимской народностью разумеются караимы, живущие в Крыму, и примыкавшие к ним издавна, еще до присоединения Крымского полуострова к России, вступавшие с ними в браки и беспрерывно питавшие их караимы Константинопольские, Египетские, Иерусалимские, Багдадские, Сирийские и Литовские).
На общенациональном караимском съезде в Евпатории
28 августа
1917
г. было принято следующее определение
:
Караимы, являясь коренными обитателями Крыма, представляют собою объединенную общностью веры, крови, языка и обычаев особую народность, издревле сохраняющую неразрывную духовную связь со своими Константинопольскими, Иерусалимскими и Египетскими единоверцами.
В
2003 году
была принята уточнённая формулировка
:
Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию.
Среди крымских караимов и по сей день продолжаются дискуссии по поводу определения этого термина
.
Взаимоотношения с евреями
На протяжении значительной части своей истории караимы по крайней мере не отделяли себя от еврейской культурной сферы
. Однако после присоединения территорий, заселённых караимами, к Российской империи среди караимов появилась тенденция противопоставления себя евреям. Начиная с XX века
эта тенденция ещё более усилилась. Этому способствовали следующие факторы:
эмансипация
: в дореволюционной России караимы были уравнены в правах с православными, тогда как на евреев из западных губерний налагался
ряд ограничений
. Таким образом были узаконены различия в правах между еврейским и караимским населением;
лингвистическая
ассимиляция
: древнееврейский язык был вытеснен в богослужении караимским, а караимский язык был вытеснен в быту русским
;
Сегодня у караимов, проживающих в странах на постсоветском пространстве, сохраняется резкое противопоставление себя евреям, хотя о степени распространенности этого стереотипа судить сложно
Не следует путать караимов с
крымчаками
, исповедующими классический иудаизм, а также с частью
субботников
, исповедующих
караизм
. Во время
Великой Отечественной войны
большинство крымчаков было убито немцами. Караимов, за редким исключением
, нацисты пощадили (см.
).
Крымские караимы
и специалисты по истории Крыма признают многочисленные факты сознательного искажения истории и религии караимов
. При этом обе стороны обвиняют друг друга в личной заинтересованности
.
Ключевой вопрос — этногенез и самоидентификация караимского народа. Актуальность темы объясняется политическими последствиями
.
Ассимиляция
В настоящее время основной угрозой для существования караимского народа является ассимиляция. Основные факторы:
Ещё при Екатерине II было установлено, что ограничения для российских подданных иудейского вероисповедания не распространяются на караимов. Караимы имели налоговые послабления, им разрешалось, в отличие от евреев, приобретать земельную собственность, что позволило им стать крупными землевладельцами и промышленниками.
Австро-Венгерская империя
Караимы
Галича
добились фактического равноправия с христианами после раздела Польши и перехода Галиции под власть
Австрии
(
1772
).
Нацистская Германия
Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину Берлина в
1934
г. обратиться с просьбой в министерство внутренних дел
нацистской Германии
о непризнании караимов евреями на основании их юридического статуса в России. Министерство частично поддержало их просьбу, отметив, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине. Вместе с тем, нацисты не пришли к однозначному выводу относительно «расовой классификации» и «расовых биологических характеристик» «секты караимов»
. В годы Второй мировой войны несколько крупных еврейских учёных —
М. Балабан
(
1877
—
1942
),
З. Калманович
(
1881
—
1944
) и
И. Шипер
(1884—1943) — независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями в расовом отношении, чем спасли караимов от массового уничтожения
. В связи с тем что в начале войны соответствующие распоряжения не успели вступить в силу, немало караимов погибло в
Риге
,
Краснодаре
, в
Одессе
и в
Херсоне
во время массовой ликвидации евреев
.
Во время оккупации Крыма немцами, когда над караимами нависла опасность быть поголовно истреблёнными из-за их причисления к еврейской нации оккупантами,
С. М. Ходжаш
разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом.
В сентябре 1938 г.
Семён Эзрович Дуван
предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов. Ему оказали содействие русское эмигрантское бюро и
епископ Берлинский и Германский Серафим
.
5 января
1939 года
на имя С. Дувана из Государственного расового Бюро Германии пришло разъяснение, в соответствии с которым караимский этнос не отождествлялся с евреями
. Данное разъяснение достигло и египетской караимской общины Каира, где был гахамом
Тувия Симха Леви Бабович
(родом из Крыма), с целью спасти караимов даже там, в случае, если германские войска захватят и Египет.
В начале
XV в
. караимов упомянул немецкий путешественник
Иоганн Шильтбергер
в описании
Кафы
. По мнению
Гаркави
, караимы поселились в Крыму «в XIII в. вместе с восточными евреями, талмудистами (крымчаками)… [Фиркович собрал] множество рукописей и документов… [и стремился доказать], что караимы жили в Крыму ещё до распятия Христа»
.
Главным центром караимов Крыма был
Чуфут-Кале
; ещё в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов.
Караимы приняли участие в
Великой Отечественной войне
. Среди них: капитан 3-го ранга
Евгений Ефет
, красноармеец
Давид Паша
.
Известны случаи помощи караимов своим соседям-евреям, которых они прятали у себя в домах или снабжали документами своих погибших родственников
.
Против принятия
Верховной Радой Украины
законопроектов о коренных народах в начале 2000-х годов выступала Русская община Крыма, представители которой полагали, что «попытки принять подобный закон не будут способствовать консолидации общества, а приведут к противостоянию и дальнейшему размежеванию по национальному признаку, но уже закреплённому на законодательном уровне»
. По мнению украинского философа и религиоведа
,
Недостаточно взвешенная позиция идеологов „караизма“ уже привела к тому, что если раньше на теоретическом уровне не высказывалось никаких сомнений в том, что и караимы и крымчаки представляют собой древние автохтонные этнические группы Крымского полуострова, то сегодня, с переносом этой проблематики в область законодательства и политики, многие задумываются о последствиях того, к чему может привести наделение одних правами „коренных народов“ и лишение этих прав других.
—
И. В. Богачевская. Современные трансформации этнокультурной идентификации крымских караимов
Повторная попытка официального признания Верховной Радой караимов и крымчаков коренными малочисленными народами Украины была предпринята в 2015 году, однако соответствующий «Проект постановления о заявлении Верховной Рады Украины относительно сохранения на Украине самобытности и культурного наследия крымских караимов (караев) и крымчаков» не набрал нужного количества голосов народных депутатов. Заново поданный в 2016 году проект не дошёл до сессионного зала
.
Согласно данным, предоставленным членом Правления Крымского национально-культурного общества караимов Б. С. Бебешем, в 2003 году в Симферополе проживало 320 караимов; в Евпатории — 260; в Феодосии — 100; в Бахчисарае — 57, в Харькове — 30; в Одессе — 100; в Николаеве — 40; в Днепропетровске — 20; в Галиче — 10
.
Национальные общества
В июле 2014 года в Мелитопольском национально-культурном караимском центре «Кале» состоялась конференция караимских обществ Украины из городов:
Бердянска
,
Днепропетровска
,
Мелитополя
,
Николаева
и
Харькова
. Делегаты конференции постановили создать Ассоциацию караимских обществ Украины
. Также в
Киеве
действует караимское национально-культурное общество «Догунма»
.
Газеты
С 1996 года в Симферополе эпизодически выходила газета «Крымские караимы», которая освещала текущую жизнь и историю караимов Крыма, содержит другие материалы. Также с 1996 года во дворе
кенассы Симферополя
периодически проводятся праздничные богослужения
. В
Мелитополе
несколько лет существовала караимская страничка при газете
.
В настоящее время в Симферополе выходит русскоязычное приложение «Къырым къарайлар» к газете «Къырым»
.
Религия
Караимские религиозные организации на Украине действуют в Харькове и Киеве. Здание кенассы в Днепропетровске было снесено в конце 1960-х годов
.
В начале XX века жизнь караимов Луцка и Галича была достаточно активной. Так, в 1914 году в Луцке вышел один номер общественно-исторического, литературного и научного ежемесячника
«Сабах»
(на русском языке), а в 1931—1938 годах выходил журнал «
Karaj Awazy
» («Голос караима») (на караимском языке, в латинской литерации). После окончания второй мировой войны караимы Луцка и Галича как бывшие польские граждане воспользовались своим правом на репатриацию, большинство из них выехало в Польшу. К началу XXI века в Луцке не осталось ни одного караима, в Галиче их проживало менее пяти.
Караимам Галича и Тракая удалось «законсервировать этот [караимский] язык в таком виде, в каком он существовал пять с половиной веков тому назад»
.
В селе Залуква в пригороде Галича сохранилось старинное караимское кладбище
.
Согласно переписи 1989 года, в
РСФСР
проживало 449 караимов
.
По результатам всеобщей переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживало 354 караима
, в том числе в
Москве
и
Московской области
проживало 138 караимов, в
Санкт-Петербурге
— 53 караима.
Согласно последней переписи населения 2010 года в
РФ
проживает 205 караимов, в том числе 89 в Москве, 22 в Санкт-Петербурге и 18 в Московской области. Причём только три человека указали, что владеют караимским языком
.
Национальные общества
В России организованы караимские общества, ведущие культурно-просветительскую и благотворительную работу:
Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия караимов города Москвы»
Санкт-Петербургский национально-культурный центр караимов
Ростовская региональная общественная организация национально-культурного караимского общества «Догъунма»
С 1994 по 2013 год в Москве выходила ежемесячная газета «
Караимские вести
» на русском языке
, периодически выпускаются книги по караимской тематике, в том числе 6 томов «
Караимской народной энциклопедии
».
В связи с
аннексией Крыма Российской Федерацией
начался процесс перерегистрации крымских национально-культурных караимских обществ под российское законодательство. На сегодняшний день на территории Республики Крым действуют Общественная организация «Региональная национально-культурная автономия крымских караимов Республики Крым», Союз общественных организаций караимов Республики Крым и Региональная общественная организация «Караимская община Крыма», а в Севастополе прошла перерегистрацию Региональная общественная организация «Национально-культурное общество караимов Севастополя «Фидан»
.
Активное участие в жизни караимских общин принимал
Михаил Сарач
— караимский филантроп и идеолог караимского национального движения: он оказывал значительную финансовую помощь «братьям по крови», а его взгляды на происхождение караимов и караимскую религию оказали заметное влияние на развитие этнического самосознания караимов.
Религия
Караимские религиозные организации функционируют в Бахчисарае, Евпатории, Симферополе и Феодосии.
Караимские участки сохранились на еврейских кладбищах в Санкт-Петербурге,
Ростове-на-Дону
,
Таганроге
и
Самаре
. Отдельное от еврейского (рядом с ним) караимское кладбище сохранилось в
Севастополе
. В разрушенном состоянии пребывают караимские кладбища в
Евпатории
и Феодосии. Караимское кладбище в Москве (часть Еврейского
Дорогомиловского кладбища
) было снесено в годы Советской власти. Небольшой караимский участок действует на
Даниловском
мусульманском кладбище
.
Кроме караимов этнических на Юге России и в Ростове-на-Дону проживают этнические русские, исповедующие караимизм.
Караимы компактно проживают в некоторых местностях
Литвы
со времён Средневековья в населённых пунктах со смешанным населением (христианами,
евреями
,
татарами
). Тем не менее, утверждения караимских авторов о том, что караимы единственные из нехристиан в великом княжестве пользовались всеми выгодами
Магдебургского права
, можно встретить и у русских историков
.
В современной Литве проживает менее 250 караимов в трёх организованных общинах:
Вильнюс
(ок. 150 чел.),
Тракай
(менее 50 чел.),
Паневежис
(менее 30 чел.). Литовские караимы сохраняют сильную национально-религиозную компоненту. Лидеры сообщества выбираются в статусе религиозного главы общины. Имеются действующие караимские кенассы в
Вильнюсе
и
Тракае
(
была снесена в советское время). Функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется
общее татарско-караимское кладбище
, разделённое на две части). В Тракае действует
. Время от времени издаются книги по караимской тематике на литовском языке или с параллельным текстом на литовском и караимском (
латинской графикой
) языках. Издан полный караимский молитвослов на караимском языке. Современная караимская община Литвы ведёт активную культурную и общественную работу.
Существует несколько караимских организаций. Основной организацией является Союз польских караимов. Издаётся ежеквартальный журнал на польском языке
Awazymyz
(«Наш голос»)
, функционирует караимское издательство «
Bitik
». В Варшаве сохраняется
отдельное караимское кладбище
. Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом, многие утеряли свою религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует
Караимский религиозный союз Польши
. В последние годы значительно вырос интерес молодёжи, имеющей караимские корни, к своей истории и культуре.
Караимы в эмиграции
После
Октябрьской революции
определённая часть крымских караимов вместе с войсками
Врангеля
эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул), а также в Венгрию
, Чехословакию, Югославию и Болгарию
.
Караимы во Франции
Франция была одним из основных центров эмиграции крымских караимов после Октябрьской революции. В конце 1930-х годов их численность оценивалась в 300 человек, проживавших в основном в
Париже
,
Ницце
и
Марселе
. Существовали организованные караимские общины, благотворительные организации, культурные общества. Обязанности
газзана
исполнял
Ф. С. Фарумда
.
В годы второй мировой войны караимы не преследовались немецкими оккупационными властями. Однако в зоне, подконтрольной
правительству Виши
, караимы поначалу преследовались наравне с евреями, но под давлением нацистской Германии режим Виши вынужден принять немецкую точку зрения на происхождение народа
. После войны караимы Франции были подвержены ассимиляции со стороны русской общины и французского большинства, имела место эмиграция в США, Канаду и Великобританию. В современной Франции общую численность караимов можно оценить в несколько десятков человек, в основном престарелых, проживающих в Париже или рассеянных по
Лазурному Берегу
. Организованных общин и караимских организаций нет.
Караимы старшего поколения поддерживают активные связи с караимами на Украине и в России и оказывают им материальную помощь. Наиболее известным членом общины был караимский меценат и общественный деятель
Михаил Сарач
.
Караимы в США
В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы и именно здесь находится администрация
. Наиболее известный член общины — Валентин Кефели (профессор-биолог, в прошлом — главный редактор газеты «
Караимские вести
»).
На караимов распространяется «
Закон о возвращении
», закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а также членами их семей право на репатриацию в государство Израиль и предоставление израильского гражданства. В Израиле караимы считаются частью еврейского народа (так как евреями признаются люди, исповедующие иудаизм, независимо
раввинистического
или
караимского толка
и независимо от языка общения), а ортодоксальные евреи («
раввинисты
») говорят о караимах как о заблуждающихся евреях. Поэтому согласно этому закону лица караимского происхождения (включая внуков караимов) имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства наравне с евреями.
Браки, заключённые по принятым у караимов традициям, с точки зрения раввинистской
Галахи
рассматриваются как законные, однако разводы, совершённые по этим традициям, не признаются
раввинистами
. Поэтому в прошлом некоторые галахические авторитеты начиная с
Маймонида
запрещали браки между караимами и раввинистами: так как ребёнок, рожденный не от мужа, замужней (не разведённой) женщиной —
мамзер
(то есть незаконнорождённый), данный статус сохраняется за всеми поколениями его потомков. Несмотря на это
Главный Раввинат Израиля
принял точку зрения известного современного галахического авторитета
Овадьи Йосефа
, разрешившего браки раввинистов с караимами, согласными с предписаниями Галахи. Караимы и раввинисты, как и другие граждане Израиля, могут заключать гражданские браки за границей или в посольствах на территории Израиля, эти браки имеют полное гражданское равноправие с религиозными браками.
Караимы из бывшего СССР расселились по всей территории Израиля. Крупнейшие общины расположены в
Рамле
,
Ашдоде
,
Тель-Авиве
. В последние десятилетия караимская молодёжь ассимилируется под влиянием израильской культуры. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 мая 2014.
21 марта 2014 года.
По данным
Всеукраинской переписи населения 2001 года
, проведённой до произошедшей в 2014 году утраты Украиной контроля над территориями
АР Крым
и
Севастополя
с их фактическим присоединением к России. Численность караимов в данных регионах по результатам переписи 2001 года составила соответственно 671 и 44 человека
(неопр.)
. Дата обращения: 3 января 2023.
30 декабря 2022 года.
(англ.)
.
Statistics Lithuania
. Дата обращения: 5 апреля 2022.
3 апреля 2022 года.
По законам караимской религии всякий кто перешёл в лоно другой религии - перестаёт считаться караимом: "Для полноты картины движения караимского населения за истекший год следует отметить, что со дня переворота и объявления свободы совести 10 человек отпали от караимства, перейдя въ другие вероисповедания. Причемъ 1 принял православие; 1 — древне-православное учение (старообрядчество); 1— лютеранство; 1— армяно-григорьянское учение; 3 — Иудейство; 1 — мусульманство и 2 перешли во вневероисповедное состояние. Обратно были приняты Гахамом в лоно родной веры 4 бывших караима, в свое время принявшие христианство" ("Известия Караимского Духовного правления", 1917 г. №2, стр.4). Переход караимов в христианство и дркгие религии не носил массовый характер, но имел место в единичных случаях среди караимов-белых эммигрантов в Западной Европе, живших на чужбине. (Цитата: «…Среди К. почти нет интеллигенции: ввиду строгости в вопросах ритуала, интеллигентная молодежь переходит в христианство.»
),и в последующие годы в
. Среди них такие ключевые фигуры как
Семён Эзрович Дуван
и важнейший караимский меценат
М. С. Сарач
Данная формулировка компромисс между противоречащими АИ, одна часть которых считают караимов народом (
от 8 декабря 2014 на
Wayback Machine
ISBN 5-02-008853-6
, Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов.1998] ), а другая часть
этнолингвистической
группой или
этнической общностью
(
от 20 января 2018 на
Wayback Machine
,
от 30 июля 2020 на
Wayback Machine
) в зависимости от теории происхождения караимов которую они придерживаются (см
). Формулировка
этническая группа
,обобщающая оба определения, принята по результатам
обсуждения
Today, the only living variety of Karaim is spoken in Lithuania. While it is highly endangered, the two other major varieties, those of the Crimea and Halich, are practically extinct. //
от 21 декабря 2013 на
Wayback Machine
Этимология слова «
караим
» происходит от
древнееврейского
глагола кара́ (
др.-евр.
קרא
читать)(см
от 6 марта 2019 на
Wayback Machine
) ,связанного с древнееврейским названием
Священного писания
«Микра» (
др.-евр.
מקרא
) Образованная от него форма существительного карай (буквально «чтец») во множественном числе имеет форму караим («чтецы»). В связи с тем, что копирование на русский язык подобных имён собственных принимает форму: серафимы, нефилимы, херувимы — множественная форма в русском языке приобрела форму КАРАИМЫ..
↑
Мусаев К. М. Грамматика караимского языка. Фонетика и морфология. — М.: Наука, 1964 — С. 6
Богдан Г. Т.
Не караимы, а караи
// Изв. Крымского республиканского краеведческого музея 1994, № 6, C. 77-79
↑
Цитата: «…Заметим только, что
наречие татарского языка
, которым говорят Русские Караиты, не заключает в себе ни малейшей примеси еврейских слов, оборотов или каких-либо других следов того языка, которым должны были говорить их предки, если эти предки точно были евреи. …обстоятельства эти невольно наводят на мысль: … по крайней мере, в наших глазах… караимы… потомки тех турок-хазар, которые, как известно, исповедовали закон Моисея и владели Крымом с VIII по XI век» Опубликовано в:
Григорьев В. В.
от 14 мая 2014 на
Wayback Machine
. // Журнал Министерства внутренних дел. — Спб., 1846. Ч. 15. — С. 11-49
M. Kizilov.
The arrival of the Karaites (Karaims) to Poland and Lithuania
// Archivum Eurasiae Mediiaevi, Vol. 12 (2002—2003)
Цитата: «… Живя в продолжение многих веков под владычеством татар, караимы переняли от них не только язык, но и одежду, образ жизни, некоторые суеверия и многие бытовые обычаи.
Шестьдесят-семьдесят лет тому назад они, по своему внешнему виду, почти не отличались от татар, только их тип, значительно уклоняющийся от монгольского типа, обличал их иное происхождение.
Домашняя обстановка, домашняя утварь, кухня — всё было у них на татарский лад. Даже и
кенасы
по своей меблировке имели вид мечетей.» Опубликовано в:
Казас И. И.
от 11 апреля 2021 на
Wayback Machine
↑
К. Фрид, И.Ландау, Т. Коен и А.Гольдшмидт.
О некоторых генетических и полиморфных особенностях караимской общины.
//
הרפואה
. Журнал медицинских профсоюзов в Израиле. Том LXXV No 12 Декабрь, 15, 1968, с. 507—509. Генетическая лаборатория Еврейского Университета. Университетская клиника «Адасса», Иерусалим. На иврите. Рус. перевод Авраама Кефели (Ашдод 2002).
↑
В. П. Алексеев
. Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краниологии // в сб.: «Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья» — Казань: АН СССР, 1971. — с. 232—271.
Караимы связаны с хазарами прямой и непосредственной
генетической
преемственностью, происходят от хазар, а не от древних
иудеев
, с которыми этнически не имеют ничего общего.
Цит. по В. П. Алексеев.
В поисках предков
— М., изд. Советская Россия, 1972. См. также: В. П. Алексеев.
от 23 июня 2007 на
Wayback Machine
// «В поисках предков». Антропология и история — М.: Советская Россия, 1972, C. 272, 273, 284—288
↑
Тракай
в XIV в., и за 600 лет и крымские, и тракайские караимы при всей обособленности своего быта и
эндогамии
могли не испытать влияния местного населения. Во всяком случае, в соотношении
групп крови АВО
обе группы различаются. А о генетическом контакте с местным населением по отношению к южной крымской группе, как мы убедимся дальше, можно говорить с известной определенностью.
от 19 апреля 2014 на
Wayback Machine
.
Цитата: «Лишь крымские и литовско-польские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу.» Опубликовано в:
от 20 января 2018 на
Wayback Machine
// Электронная еврейская энциклопедия
Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко.
Этноконфессиональная группа
// Словарь социолингвистических терминов. — Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук
(рус.)
. —
М.
, 2006.
.
↑
от 26 мая 2021 на
Wayback Machine
// Энциклопедия истории Украины, Том 4, C.102-105
Цитата: «Восточноевропейские караимы представляют собой тюркоязычную этноконфессиональную группу и иудейскую секту. До XIX века караимы считались частью еврейского народа, однако впоследствии они сконструировали собственную этническую идентификацию, для создания которой ключевую роль играла историческая мифология». Источник: Михаил Носоновский.
от 1 июля 2014 на
Wayback Machine
↑
Цитата: '
Происходя из потомства Авраама, народа Израиля, мы, Караимы, исповедуем Закон Моисеев'
. Название же «караим» происходит от корня глагола «каро» (קָראׁ) — «читать», слово же «карай» (קָרָאִי) — прилагательное «читающий», «караим» (קָרָאִים) — множественное число «читающие», то есть придерживающиеся Св. Писания. Называемся также «бене Микра» (בְּנֵי מִקְרָא), то есть «сыны Св. Писания». Придерживаясь точного смысла Св. Писания, мы никаких толкований, которым нет подтверждения в самом Св. Писании, не принимаем. Таким образом
мы сохраняем Моисеев Закон в том виде, как он был до появления Талмуда в народе Израиля
. Эпитет же «караим» (קָרָאִים) стали мы придавать себе со времени появления Талмуда,
для отличия от талмудистов
Опубликовано в:
Дуван Я.
от 26 мая 2021 на
Wayback Machine
. — СПб., 1890.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 мая 2016.
16 марта 2016 года.
В произведениях караимских
богословов
приводится несколько версий появления караимов в Крыму:
1. Наиболее древняя версия относится к VII веку до н.э. — дням жизни пророка
Исайи
. Ассирийский царь Салмонассор захватил столицу Израиля Самарию и выслал Израиль в
Мидию
(свидетельство караимского
гахама
Югуды Га-Мосси). Там они прожили до 474 года до н.э., когда персидский царь Камбизус захватил ассирийское царство. Он дал свободу проживавшим там сынам Израиля. Часть из них подали Камбизусу прошение о том, чтобы поселиться на Крымском полуострове. Он дал им добро, и они, переселившись в Крым, поселились в «Сэла га-Югудим» (Кырк-Йер, Чуфут Калэ).//
С.Бейм
.
Память о Чуфут Кале. — Одесса, 1862. — 82 с.
2. В
389 году
в Константинополе воцарился византийский император Теодосий, зять императора Валентина. Он очень любил караимов, и те, будучи угнетаемыми в Персии, переселились в Константинополь и Адрианополь. А оттуда, после смерти любящего их императора, переселились в Крым, где и жили с генуэзцами в мире и согласии.//
Мордехай Султанский
.
Зехер чаддыким. — Варшава, 1920. — С. 101-102. — 125 с.
"В 4148 году, который является годом 388 для христиан во времена императора Феодосия, который был зятем императора Валентина, и был освящён в Константинополе в упомянутый год, во времена этого императора из караимов живущих в Персии, которые там находятся с Вавилонского пленения, поднялись они оттуда и переехали в город Адрианополь, но через некоторое время переехали оттуда в город Константинополь, где они и живут по сей день. В ту эпоху, время от времени из города Адрианополя они постепенно переезжали и на полуостров Крым и селились в городе Солхат, который теперь называют Старый Крым. Так как власть румеев (христиан) на Земле тогда укрепилась, то и власть в Крыму перешла в руки правителей Константинополя, и жили там генуэзцы. А караимы жили там тогда в Старом Крыму с генуэзцами по соседству с любовью, привязанностью, миром и покоем, не причиняя вреда, так что генуэзцы очень любили караимов, и у них был мир. А поскольку переселение караимов из Адрианополя продолжалось многие годы поэтому нет тому точной даты, и мы не сможем сказать и сказать точно, сколько лет прошло с тех пор, как они поселились в Солхате" (Память праведников рабби Мордехая Султенского, глава 33). היינו כי בשנת קמ״ח לאלף החמישי שהיא שנת שפ״ח לנוצרים בימי הקיסר טיאודוסיא שהיה חתנו של הקיסר ואלענטינוס אשר התקסר בקוסטנטינא בשנה הנזכרת הן בימי הקיסר הזה מהקראים הדרים במלכות פרם אשר היו שמה מגלות בבל קמו מהם ונעתקו משם ובאו למלכות יון לעיר ארריאניפיל ויתישבו שמה, אך באורך הימים נעתקו משם לעיר קונסטנטינאפיל אשר עד היום הזה המה דרים שם, גם במשך הימים ההם מעיר אדרוגופולי נעתקו על דרך ההזדמנות גם לחצי אי קירים ויתישבו בעיר סולכט אשר נקראת כעת קירים ישן כי משגברה יד הרומיים אז בארץ בא גם חצי־אי קירים תחת ממשלת קסרי קוסדינא והיו דרים שם אנשי גינובא וישבו הקראים אז בקירים ישן עם עם גיגובא בשכונה באהבה וחבה ושלוה והשקט באין פגע רע באופן שהגינובייצי היו אוהבים את הקראים מאד ושלום היה להם מסביב, ומפני שהעתק הקראים מאדרינופלי לסולכט היתה מעט מעט ובמשך ימים רבים לכן לא נודעה לנו בבירור שנת העתקתם בהדיא עד שנוכל לומר ולהגיד בפירוש כמה שנים מלאו לישיבתם בקירים וסולכט ➞+➞ ➞+➞(זכר צדיקים מאת הר"ר מרדכי סולטנסכיי, פרק ל"ג)
3. В 742 году (по М.И.Артамонову – в 655 г.) хазары вошли в Крым. Хазарский каганат состоял из разноязыких кочевых племён, объединённых иудейским каганом (от др.-евр. כהן – жрец или князь) и иудейской верхушкой. Хазары-караимы смешавшись со своими единоверцами, ранее проживающими в Крыму, составили с ними одну общину.
4. Относится ко времени захвата Крыма татарами. Согласно этой версии татары включали в себя племя кырков, которые и поселились в Кырк-Ере. Это племя привело с собой караимские семьи из Ольга-Сарая (Ак-Сарай на Волге) от Мамая-Бабая. Не исключено, что на Волгу эти семьи переселились из г.Тавриза и прилегающего к нему караимского тюркоязычного селения Кöй, находящиеся на территории Азербайджана. Хотя возможно также, что они представляли остатки Хазарского Каганата, влившиеся в Орду.
5. Новая волна переселенцев прибыла из Персии. Согласно историческим данным в конце XV века Синан бай Ходжа Челеби привёл с собой из Персии несколько караимских семей: Феруз, Масуда и др. От самого Синана произошли крымско-караимские фамилии: Синани, Челеби, Ходжа.
6. В 17 веке в Чуфут-Калэ переселилась большая группа караимов из Турции, о чём свидетельствуют памятники на прилегающем к нему кладбище: Архороплы бат Югуда Фуки (ум. 1668), Фросинь бат Йосэф Чаддык (ум. 1671), Пумия бат Элия Афида (ум. 1672)//
Авраам Фиркович.
Авне Зиккарон.
.
7. В Иосафатовой долине находятся также более древние памятники выходцев из Земли Уч (Уч – область между Сирией на севере и Идумеей на юге (Быт. 10-23, Йер. 25-20, Плач Йер. 4-21, Иов 1:1).(Моше Гиббор ум. 989)), изгнанников из Манкермана = Киева (Ханна бат Яаков ум. 909, Даниэль бен Йешуа ум.883), караимов из Трок и Луцка, Иерусалима, стран аланов и гагров и т. п. .
«Тюркское происхождение караимов однозначно доказано антропологическими исследованиями. Поэтому любые другие версии происхождения караимов (к сожалению, всё ещё циркулирующие в литературе и имеющие заказной характер), построенные только на вольной трактовке вопросов истории и религии, являются несостоятельными, а порой и специально сфальсифицированными.» //
К. А. Ефетов
.
от 5 сентября 2009 на
Wayback Machine
См., напр., А. А. Бабаджан, «Публикации о крымских караимах или История одного „верблюда“», в газете «Къырым» № 22(1190), 19-е марта 2008
Кефели Авраам.
Караимы. Разъяснительная брошюра по истории караимов Крыма и основам караимской религии. — Ашдод, 2002 год.
↑
«Мы, караимы, не имеем общей точки зрения о своём происхождении, об этногенезе нашего маленького, но великого народа…Мало того, идёт страшный раскол среди нас по поводу взглядов о происхождении. Одни говорят: — „Мы тюрки, Караи“, другие — „Мы евреи“. Практически наблюдается глухая стена, одни не хотят слышать других. Доходит до прямых оскорблений..» //
от 10 ноября 2013 на
Wayback Machine
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 19 июня 2015.
19 июня 2015 года.
↑
Меметов А.
19 октября 2011 года.
// Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009 г. С. 172—178.
↑
Цитата: «…Что же касается тюркско-татарских народностей, то значительно большее сходство проявляется между ними и польскими караимами, чем между последними и евреями, тут чуваши очевидно наиболее приближаются к польским караимам как в отношении преобладания группы „В“ и в меньшем проценте группы „А“, равным образом, и в значительном проценте группы „О“ (крови). Michał Reicher-Sosnowski.
О группах крови караимов Вильнюса и Тракая
= Sur les grupes sanguines des Caraimes de Wilno et de Troki // Anthropologie, Prague, 1932, № 9, С. 259—267.
↑
Corrado Gini.
Караимы Польши и Литвы
= I Caraimi di Polonia e Lituania // Genus, June, Vol. II No. 1-2. Roma, 1936, C. 1-56.
Цитата: «Данные караимского языка указывают на то, что караимы последовательно входили в состав таких племенных союзов, как хуннский, булгаро-хазарский, узо-печенежский и только позже — в кипчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком, основные черты которого караимы сохранили и в современных диалектах». Источник: Караимско-русско-польский словарь.— Москва: Русский язык, 1974.— С. 6.
Голден П. Б.
Достижения и перспективы хазарских исследований // Хазары. Khazars. М.-Иерусалим, 2005.
↑
Цитата: «Возможно, что евреи-караимы смешались с остатками хазаро-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию, и распространили среди них своё учение […] единственным доводом в пользу хазарского происхождения караимов остается их язык, близкий к половецко-огузскому, из чего и заключают, что хазары-
караимы
, сохранив свою религию смешались с половцами. Некоторые идут ещё дальше и считают, что хазары с самого начала были не
раввинистами
, а
караимами
, для обоснования чего в наших источниках, как мы видели, нет решительно никаких данных. Следует признать, что в истории караимов многое ещё остаётся неясным». Источник:
Артамонов М. И.
от 10 марта 2016 на
Wayback Machine
— Ленинград, 1962 — С. 447.
↑
Цитата: «… довольно сильным аргументом доказательством, что они [караимы] не одного происхождения с хазарами, может также служить отсутствие у караимов каких-либо преданий о хазарах… Нельзя допускать, чтобы целый народ мог совершенно забыть своих предков». Опубликовано в:
Казас И. И.
от 11 апреля 2021 на
Wayback Machine
Эрдаль М.
Хазарский язык // Хазары, сб. статей М., 2005;
Хазарский язык
— статья из
Большой советской энциклопедии
. ; Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. С.66.
↑
Kevin Alan Brook, "The Genetics of Crimean Karaites,"
Karadeniz Araştırmaları
№42 (Summer 2014): pp. 69–84,
от 28 марта 2020 на
Wayback Machine
↑
Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.,1999. С.4., Послесловие В. Я. Петрухина, С.226
↑
Цитата: «Караимы, как остаток некогда господствующего в Крыму целого народа хазар, вытесненного оттуда другой, хотя и родственной тюркской народностью, основались в своём старинном укреплении…Чуфут Кале». Опубликовано в:
от 8 января 2009 на
Wayback Machine
Татарско-ханские ярлыки из коллекции Таврической Ученой Архивной комиссии
// Известия Таврической Ученой Архивной комиссии, 1918, № 4, С.1—19.
Михайлова Д.
// Тирош — труды по иудаике / отв. редактор
М. Членов
. —
М.
, 2007. — Вып. VIII. — С. 176—184. — 266 с. — («Judaica Rossica»). —
ISBN 978-5-98604-093-6
.
↑
Гаммал М.
Караимы в Российской империи //
ред. И. Барталь, И. Лурье
История еврейского народа в России : монография. —
М.
: Мосты культуры/Гешарим, 2012. —
С. 221
. —
ISBN 978-5-93273-348-9
.
Цитата: «…Ни один из известных до сих пор исторических фактов из жизни караимов не даёт неоспоримых доказательств, что общеупотребительный в настоящее время среди караимов турко-татарский язык является их родным языком, каким, напр. русский язык является для тех народов славянского племени, которые населяют большую часть Российской империи, французский язык для французов, японский язык для японцев и т. д. Напротив в истории можно подобрать такие факты, которые дают, хотя и косвенные, указания на то, что в далёкие от нас времена дикие орды татар завладели нашими мирными предками и что под их влиянием произошла насильственная или добровольная замена нашего родного
древне-библейского
языка татарским…». Давид М. Кокизов
от 23 мая 2021 на
Wayback Machine
«Вернитесь к своим корням, к нашей религии! Не ищите караимизм в теориях о тюркском происхождении караимов, являющихся тактикой выживания при фашизме! И даже в годы оккупации фашистами Крыма в Евпатории проводились службы на древне-еврейском языке! И никто, даже в это страшное время не думал закрывать исторические мемориальные надписи на том же языке во дворе евпаторийских кенасс!»
--
Авраам Кефели
//.
Щёголева Т.
Основные этнокультурные аспекты караимской публицистики и состояние крымской караимской общины в конце XX – начале XXI вв // Тирош: Труды по иудаике / отв. ред. Е. Ремпель, В. Членов. — Москва, 2003. —
Вып. 6
. —
С. 226—227
.
«Нам — современным караимам-просветителям, воскрешающим духовное наследие «Русских Караимов Ветхозаветного Вероисповедания» (то есть караимов всей Восточной Европы, в прошлом бывшей под властью Российской империи) близки идеи караимских просветителей 19-начала XX века — династии Луцких,
Султанского
, династии Бабовичей,
Фирковича
, Шишмана об этногенезе караимов Европы в качестве библейско-тюркско-персидской общины — то есть остатка библейского Израиля по мужской линии и прозелитами — перешедшими в караизм из других народов, смешанных с женщинами из среды тюрков-кыпчаков и хазар и персов-татов. В то же время нам абсолютно чужды безграмотные, антинаучные и попросту невежественные идеи-фантазии нынешних пантюркистов-популистов, не знающих по-настоящему, в отличие от их духовного вождя
Шапшала
, ни одного караимского языка (не только иврита и арабского, на которых созданы тысячи караимских текстов, но даже и тюркского!), и пишущих свои любительские антинаучные статейки в основном по-русски или на другом славянских языках, утверждающих, что современные караимы — это исключительно потомки хазаров-язычников."Хазарский след", сколь заманчивым он бы ни был в конце XIX начале XX века — не объясняет всего сложного комплекса этногенеза караимов, и в особенности караимов Восточной Европы. Не выдерживает эта теория и проверки современной лингвистикой и генетикой. Все тюркские языки и диалекты, которыми пользовались караимы на протяжении своей истории принадлежат к кыпчакской и огузской подгруппам тюркской группы языков, а не к хазарской, а с точки зрения ДНК — караимы Восточной Европы имеют не только тюркские, но и ближневосточные гены..» //
.
от 25 апреля 2017 на
Wayback Machine
« Вопрос о появлении караимов в Восточной Европе (Крым, Польша и Литва) начиная с XIX в. вызывает дискуссии в научной литературе. В этот период оформляется ряд теорий, объясняющих появление караимов в Крыму. Все эти теории развиваются в двух основных направлениях. Первое направление,
являющееся доминирующим в современных научных кругах
, считает караимов евреями, как в религиозном, так и в этническом отношении. Представители второго направления утверждают, что этнически караимы являются не евреями, а потомками хазар, половцев и других тюркских народов.» //
от 27 марта 2014 на
Wayback Machine
Цитата: «The second avenue of approach, which, due to the specificity of the activities of Karaite community, is mostly supported by researchers in Eastern Europe, is related with the transformation of Karaite identity. Researchers tend to accept the theory of Karaite Khazarian origins, and apply it in their studies.Because of its limitations — the critical application of this approach to the Karaites history before the 20th c. is logically almost impossible — the Karaite studies are not sufficiently developed in this region. And in the last decades this approach attracts even less adherents — with an exception of more of descriptive nature, journalistic initiatives, which are supported by Lithuanian Karaite community. While the
Khazarian approach is rather critically assessed by the academic community
»
от 23 февраля 2014 на
Wayback Machine
p.210
Цитата: Мы [караимы] считаем нисколько не унизительным для себя происхождение не только от хазар, но и от самых отверженных париев <.. > никакое аристократическое происхождение не может дать несуществующих у нас добродетелей или скрыть наши пороки. Источник: Прохоров Д. А. «Учивший заветам правды, добра и гуманности…» Илья Ильич Казас. Биографический очерк (1832—1912)]. — Симферополь: АнтиквА, 2008. — С. 62
… Как бы то ни было, неоспоримо и историческою истиною оказывается теперь, что нынешние крымские караимы, а потому и происходящие от них караимы литовские, волынские и галицийсцкие суть прямые потомки особенной ветви евреев, отделившейся от своих собратьев во времена стародавние, ещё до эпохи вавилонского плена, и проникшие в пределы нынешней России из глубины Средней Азии.
Язык татарский они приняли, уже перешедши через Кавказ, в нынешней Южной России, открытой для нашествия и владычества татар издревле; но особенный характер своего религиозно-национального развития, чуждый, а потому и враждебный раввинизму, они явно вынесли из Персии.
Казас И. И.
См. очерки «Слово защиты» и «Евреи ли караимы», опубликованные в ответ на статьи оппонентов в газетах «Одесский вестник» и «Ведомости одесского градоначальства»
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 13 июля 2021.
15 апреля 2021 года.
…ובשנת 1218 תתקע“ח לאלף החמשי וויטולט דוכוס הגדול של ליטא ערך מלחמה על הסטארים והשיג באי קרים ונלחם וישב שבי ויקח עמו מקירים 483 משפחות קראים ויוליכם לליטא ויצו לבנות להם עיר ויקרא אותה טראק החדשה ויתן להם כתב חרות ושדות ואדמה ויושיבם בעיר ההיא 330 משפחות……
(
«…В 1218 году Великий Литовский Князь Витовт пошел войной на татар и дошел до острова Крыма, воевал, захватил в плен и взял с собой 483 караимские семьи и повел в Литву и приказал построить для них город, назвал его
Новые Троки
и дал им свободу, поля и земли и поселил в этом городе 330 семей …») .
Авраам Фиркович
от 29 сентября 2018 на
Wayback Machine
)(ספר אבני זכרון
המאסף רשימות המצבות על קברי בני ישראל בחצי האי קירים
אשר אסף ורשם…
כמהר״ר אברהם פירקאוויץ ירו׳ נר״ו.)
Цитата: «…И было в 4978 г., то есть в 1218 г. христианской эры, великий князь страны Литовской называемый
Витольд Ягеллон
, сын царица Боны, вышел на войну с крымскими татарами и, победив их, пришел в Крым и захватил богатую добычу и взял много пленных татар. И уходя из Крыма, взял с собою 483 караимских семейств, называемых на их языке фамилия, которые проживали в Солхате, то есть в Старом Крыму, и привез их в свою страну, в Литву.
Из этих 483 семейств 330 он поселил в городе
Троки
, находящимся в 4
парсангах
от города
Вильно
, и выделил им земли и дал им большие привилегии.
Остальные 153 семейства поселил в Паневежесе и дал им все то же самое, что и поселившимся в Троках.…»
Мордехай Султанский
Праведников
»)
от 2 апреля 2015 на
Wayback Machine
(неопр.)
Дата обращения: 26 ноября 2012.
29 июля 2012 года.
«… двойные изгнанники из Палестины и Крыма отправились блуждать по свету, а маленькая частичка их,
привлеченная
в Литву великим князем литовским Витольдом, добралась даже до Белоруссии» //
от 4 марта 2018 на
Wayback Machine
Элиза Ожешко
,
1878
Цитата: «В начале XV века Литовский Князь Витольд дозволив значительной части Крымских Караимов поселиться в подвластных ему землях Литвы и Волыни, дал им привилегии, подтвержденные и пополненные впоследствии Польскими Королями.»//
от 23 мая 2021 на
Wayback Machine
.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 12 февраля 2010.
8 марта 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 ноября 2012.
19 апреля 2014 года.
Отчёт об антропологической поездке в Крым в 1880 году / [К. С. Мережковский, д. чл. И. Р. Г. О.]. — [Санкт-Петербург] : тип. В. Безобразова, [1881]. — С. 120
К антропологии караимов // Караимская жизнь. — 1912. —
№ 12
. —
С. 36—43
.
Покровский Е. А.
Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. —
М.
: тип. А. А. Карцева, 1884. — С. 160—161.
Фортунатов А. М.
Материалы к вопросу о последовательности и порядке закрытия черепных швов у инородцев России. —
СПб.
, 1889. — С. 15.
Talko-Hryncewicz J.
Karaimi v. Karaici litewscy
// Materiały anthropologiczno-archeologiczne i etnograficzne. — T.VII. — Kraków, 1904. — S. 44-100.
Schreiber, Witold.
= Badania nad antropologią dzieci chrześcijańskich, żydowskich i karaimskich w Galicyi. — Warsaw: Nakł. Towarzystwa Naukowego Warszawskiego; skł. gł. w księg. E. Wende, 1910. — P. 129.
Вайсенберг С.
Караимы и крымчаки в антропологическом отношении
. — Русский антропологический журнал. — 1912. — XXXII. С. 38-56.
Цитата: «…уже между собою караимы и крымчаки отличаются по группам крови… Автор допускает возможность отнесения караимов к тюркской группе и приводит данные не только о евреях, но и о различных тюркских народностях. Распределение кровяных групп у караимов и в еще большей мере у крымчаков заметно отличается от такового у арабов, считающихся чистыми семитами, и каждой из обследованных категорий евреев».
Заболотний С. С.
Кров’яні групи в караїмів і кримчаків // Бюлетені постійної ком. Вивчання кров’яних угруповань при мед. секції Харківського наукового товариства — Харків, 1928. — С. 33-39; 10-12; 12-22
Михаил Рейхер-Сосновский (1888—1973) — польский антрополог еврейского происхождения, ординарный профессор
Вильнюсского
университета, в 1945—1947 гг. работал на руководящих должностях в Медицинской академии в
Гданьске
.
Коррадо Джини (1884—1965) — профессор University of Rome (1925), основатель и председатель «Comitato italiano per lo studio dei problemi della popolazione» (Комитета по изучению вопроса о народностях, 1929). Автор книги «Научные основы фашизма»(1927)
Czekanowski J.
Z zagadnien antropologii Karaimow
// Mysl Karaimska, Ser. Nowa. — T. 1. — Wroclaw, 1947
Ф. Штейнигер.
Караимы и татары восточных земель в фотоснимках = Steiniger F.
Bieder von Karaimen und Tataren im Ostland
// Natur und Volk. — Berlin: Senckenbergische Naturforschende Gesellschaft, 1944. —
№ 10
. —
С. 39—48
.
А. Н. Пулянос.
// Вопросы антропологии. — Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Институт антропологии, 1963. —
№ 13—15
. —
С. 116—134
.
Дяченко В. Д.
от 9 марта 2022 на
Wayback Machine
. — К., 1965. — С. 97
Kevin Alan Brook, Leon Kull, and Adam J. Levin, "The Genetic Signatures of East European Karaites," August 28, 2013,
от 27 октября 2017 на
Wayback Machine
Давид Тирияки
. Вести из Евпатории //
# 5 — Международный институт крымских караимов: Симферополь, Украина — Слиппери Рок, США: 2007 — C. 46
«Концепция карайлар — псевдо-пантюркской русскоговорящей группы людей, искусственно созданной полуязычниками-полуатеистами XX века — будет ассоциироваться с непродолжительным этапом тьмы и заблуждения в истории караимов Восточной Европы…
В смысле пантюркизма современных караимов Восточной Европы мы имеем дело с настоящим феноменом. Если ещё в Польше и Литве есть ещё отдельные люди способные читать на караимско-татарском языке, понимая его, языке, близком к языку средневекового „
Кодекс Куманикус
“, то в России и на Украине таких практически нет, разве только те, что усвоили крымскотатарский язык от вернувшихся из изгнания в Узбекистане крымских татар, куда последние были выгнаны Сталиным. Определяя себя в качестве мифических „караев“, а не караимов-тюрков, они, при этом, подчёркивают свою отдельность и обособленность как от иудеев, и даже от караимов Ближнего Востока, так и от самых близких к ним по языку (которого они, правда, в большинстве своём сами не знают!) крымских и литовских татар, карачаевцев, кумыков и прочих кыпчакских по принадлежности к языковой группе народов (именно к кыпчакской, а не к хазарской — ветви тюркских языков» //
.
от 25 апреля 2017 на
Wayback Machine
Цитата: «…its cupola was originally surmounted by a shield of David, but the removal of this emblem was ordered someten years ago by the local hakham [i.e. Szapszał] as smacking too much of tradi-tional Judaism. The offending symbol, however, still remains on the iron gate, from which it could hardly be removed without causing a conspicuous blemish…» Опубликовано в: ISRAEL COHEN, Vilna, Philadelphia 1943, pp. 463—464
от 7 марта 2019 на
Wayback Machine
, 1938 «…126. Das Wappen der Karaimen am Eingang zu ihrer „Kenessa“ in Troki bei Wilna…»
Каплановский И. З. Друг людей. Нравоучение караимскому юношеству с приведением текстов великих писателей священных книг. — Одесса, 1886.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 февраля 2014.
23 февраля 2014 года.
Цитата: «…В настоящее время татарский язык у крымских караимов вытесняется языком русским, так что молодое поколение, в особенности во внекрымских городах, его почти не понимает, а в самом Крыму он употребляется в домашнем быту только в бедных, мало культурных семьях.».
Казас И. И.
от 11 апреля 2021 на
Wayback Machine
Киргизский караим
А. Машке́вич
был одним из основателей и первым председателем (2002—2011 г.)
.
(неопр.)
. Дата обращения: 4 февраля 2010.
8 февраля 2010 года.
↑
от 17 декабря 2013 на
Wayback Machine
Percy Gurwitz Die Schuld am Holocaust
«Наука в вопросе о караимах … фальсифицируется до наглости, а пресечь это явление некому. Сознание этого страшно угнетает и тяжелым камнем ложится на душу. Где искать выхода? Кто поможет?» (18.03.1986)
«Нам крайне необходимо бороться с искажением сведений по происхождению и истории караимов до их публикации, так как последующие возражения не имеют и одного процента ценности пресечения публикации». (15.09.1990)
«…они [фальсификаторы] не замедлят „сожрать“ нас — караимов — „живьем“… Поэтому я так прошу и призываю Вас принять все возможные теперь меры, чтобы не дать им (…) в вопросе фальсификации нашей истории и происхождения идти по зелёной дороге; пусть, мерзавцы, хоть спотыкаются о наши обоснованные возражения». (15.09.1990). // А.Полканова
от 23 декабря 2018 на
Wayback Machine
Цитата: «Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов». Опубликовано в: Караи (крымские караимы). История, культуры, святыни. — Симферополь, 2000. — 56 с.
Цитата: «Необходимо ещё раз указать на необходимость крайне тщательного анализа любого сообщения многочисленных караимских авторов XIX-XX вв. (А. Фиркович, М. Султанский, А. Леонович, С. Шапшал, С. Шишман, А. Зайончковский и пр.). К сожалению, большинство из этих авторов имели тенденцию искажать, тюркизировать и романтизировать историю караимов в угоду собственным националистическим интересам». Опубликовано в:
от 26 апреля 2018 на
Wayback Machine
.
Цитата: «Давно известно о личной заинтересованности В.Науменко и его сионистских покровителей в уничтожении всего, что связано с крымскими караимами». Опубликовано в:
от 18 апреля 2014 на
Wayback Machine
Цитата: «Раскрытие псевдоисторического характера „документа“ о Тимофее Хмельницком чрезвычайно важно также и с точки зрения современной политической ситуации в Крыму, когда украинское правительство всеми правдами и неправдами пытается доказать историческую „правомочность“ беззаконного присоединения полуострова к Украинской ССР Никитой Хрущевым в 1954 г.» Опубликовано в:
от 26 апреля 2018 на
Wayback Machine
.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 мая 2014.
15 мая 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 декабря 2013.
1 октября 2013 года.
Незабытые могилы (Российское зарубежье: некрологи 1917—1979) / Российская государственная библиотека; Сост. В. Н. Чуваков. — М.: Пашков дом: Т. 1. А-В. 1999; Т. 2. Г-З. 1999) (Там же, Т. 4. Л-М. 2004)
(неопр.)
. Дата обращения: 17 октября 2014.
17 октября 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 октября 2012.
1 апреля 2014 года.
↑
…
Караимская секта не должна рассматриваться как еврейская религиозная община согласно параграфу 2, пункта 2 Первого постановления к Закону о гражданстве рейха. Однако расовую принадлежность караимов невозможно установить в целом, поскольку расовая категоризация индивида не может быть определена без… его изучения его предков и расовых биологических характеристик.
Оригинальный текст
(англ.)
The Karaite sect should not be considered a Jewish religious community within the meaning of paragraph 2, point 2 of the First Regulation to the Reich Citizenship Law. However, it cannot be established that Karaites in their entirety are of blood-related stock, for the racial categorization of an individual cannot be determined without … his personal ancestry and racial biological characteristics.
Источник: Dr. von Ulmenstein to S. Duvan, 5.01.1939, German — MS LMAB F. 143, no. 1081, fol. 44
(неопр.)
. Дата обращения: 3 августа 2020.
20 января 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 мая 2008.
18 июля 2010 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 ноября 2012.
4 марта 2016 года.
Цитата: «Самое первое свидетельство о существовании в Крыму караимской общины, которое датируется 1278 г. В этом году в Солхате побывал византийский караим Аарон бен Иосиф а-Рофе (ок. 1250—1320 гг.). В своей книге „Сэфер а-мивхар“ („Книга избранных трудов“) ученый сообщает, что в 1278 г. между караимской и раббанитской общиной Солхата состоялся календарный спор. Не менее древней является караимская община Каффы (современная Феодосия): данные косвенных источников позволяют исследователям считать 1292 г. годом основания караимской синагоги в Каффе». Источник:
от 27 марта 2014 на
Wayback Machine
Tadeusz Czacki
, Kazimierz Józef Turowski.
от 6 апреля 2015 на
Wayback Machine
— Nakładem Wydawn. Biblioteka Polskiej, 1860; «Pierwszy raz drukowana 1807 r. w Wilnie u Józefa Zawadzkiego» — C. 178]
Ш. Спектор, «Караимы в Европе под властью нацистов по документам из Германии», Пеамим 29 (1986), с. 90-108 (на иврите)
↑
Богачевская И. В.
Современные трансформации этнокультурной идентификации крымских караимов // Karaj kiuńlari : dziedzictwo narodu karaimskiego we współczesnej Europie. — Wrocław: Bitik, 2004. —
С. 286—294
. —
ISBN 83-920068-0-1
.
Борис Бабін.
(укр.)
.
Українська правда
(25 марта 2019). Дата обращения: 3 июня 2019.
3 июня 2019 года.
Наталья Патрикеева.
(неопр.)
.
Крым.Реалии
(9 августа 2018). Дата обращения: 3 июня 2019.
3 июня 2019 года.
В. С. Глаголев
от 7 октября 2008 на
Wayback Machine
// Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Торчинова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003, с. 231—250.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 сентября 2014.
3 сентября 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 16 февраля 2018.
17 февраля 2018 года.
Мангуби Т. М.
Очередной караимский праздник. //
Караимские вести
№ 25, 1996
от 12 июня 2008 на
Wayback Machine
// «Къырым къарайлар». Русскоязычное приложение к газете «Къырым»
.
Вісті Придніпров’я
. 2020-04-07.
из оригинала
24 июля 2020
. Дата обращения:
24 июля 2020
.
Мусаев К. М.
Грамматика караимского языка. Фонетика и морфология. — М.:
Наука
, 1964. — С. 6.
Галина Добош.
от 1 марта 2014 на
Wayback Machine
// Радіо Свобода [23.09.2008]
(неопр.)
. Дата обращения: 23 июня 2009.
4 января 2012 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 июня 2009.
2 октября 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 3 октября 2012.
13 мая 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 сентября 2022.
17 февраля 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 сентября 2014.
3 сентября 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 ноября 2014.
23 декабря 2014 года.
↑
Аверин А. Н.
,
Понеделков А. В.
,
Воронцов С. А.
,
Голобородько А. Ю.
{{{заглавие}}}.
(неопр.)
.
valerytishkov.ru
. Дата обращения: 8 марта 2019.
8 марта 2019 года.
Евгения Королёва.
(неопр.)
.
ktelegraf.com.ru
. Крымский ТелеграфЪ (1 февраля 2016). Дата обращения: 8 марта 2019.
13 марта 2019 года.
Сафаров М. А.
. — Научные труды по иудаике. Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике. —
М.
: «Сэфер», 2011. — Т. II. — С. 222. — (Академическая серия ; вып. 35).
(неопр.)
. Дата обращения: 24 февраля 2019.
10 марта 2019 года.
Album «
Archive of the Dmitri Penbeck’s family
» --
compiled by V. Penbek — Simferopol-Slippery Rock, 2004. — C. 24
Кропотов В. С.
Военные традиции крымских караимов
— Симферополь, 2004. — C. 75
Michel Kefeli.
Karaimi we Francji :
[
польск.
]
//
Awazymyz
. — 2007. — № 3 (17) (grudzień). — P. 8.
(неопр.)
.
Интернет-сайт Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой»
. Дата обращения: 24 июля 2020. Архивировано 13 февраля 2018 года.
Незабытые могилы : российское зарубежье : некрологи 1917—1997 :
в 6 т.
/
Российская гос. б-ка
. Отд. лит. рус. зарубежья ; сост.
В. Н. Чуваков
; под ред.
Е. В. Макаревич
. —
М.
: Пашков дом, 1999. — Т. 2 : Г—З. — С. 441. — 647 с. —
1000 экз.
—
ISBN 5-7510-0170-2
(т. 2).
Незабытые могилы : российское зарубежье : некрологи 1917—1997 :
в 6 т.
/
Российская гос. б-ка
. Отд. лит. рус. зарубежья ; сост.
В. Н. Чуваков
; под ред.
Е. В. Макаревич
. —
М.
: Пашков дом, 2004. — Т. 4 : Л—М. — С. 213. — 699 с. —
1000 экз.
—
ISBN 5-7510-0278-4
(т. 4).
(неопр.)
.
Интернет-сайт Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой»
. Дата обращения: 24 июля 2020.
(неопр.)
.
Интернет-сайт Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой»
. Дата обращения: 24 июля 2020.
3 июня 2021 года.
с. 340
ביע אומר חלק ח, אבן העזר סימן י"ב; מכתב שפורסם אצל: מיכאל קורינאלדי, המעמד האישי של הקראים, ירושלים תשמ"ד, עמ' 139; הובא גם אצל: בני לאו, 'על משמרתי אעמודה להחזיר עטרה ליושנה', בתוך: מרדכי בר-און (עורך), אתגר הריבונות, Иерусалим 1999, с.226
Литература
/ Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Нац. акад. наук Украины, Ин-т востоковедения им. А. Е. Крымского. Крым. отд-ние; Отв. ред. серии: В. А. Тишков, С. В. Чешко; Отв. ред.: С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. —
М.
:
Наука
, 2003. — 464, [16] с. — (Народы и культуры). —
ISBN 5-02-008853-6
.