Чудакова, Мариэтта Омаровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мариэ́тта Серге́евна Шагиня́н ( 21 марта [ 2 апреля ] 1888 , Москва, — 20 марта 1982 , там же) — советская писательница армянского происхождения, поэтесса и прозаик, искусствовед, журналистка, историограф.
Герой Социалистического Труда (1976), член-корреспондент АН Армянской ССР . Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) и Ленинской премии (1972).
Мариэтта Шагинян родилась в Москве в семье врача Старо-Екатерининской больницы, приват-доцента кафедры диагностики внутренних болезней Императорского Московского университета Сергея (Саркиса ) Давыдовича Шагиняна (1860—1902) и его жены Пепронии Яковлевны Шагинян (урождённой Хлытчиевой, во втором браке Болдыревой; 1867—1930) .
Получила полноценное домашнее образование, училась в частном пансионе, затем — в . В 1902—1903 годах училась в Екатерининской женской гимназии в Нахичевани-на-Дону . В 1906—1915 годах сотрудничала в московской печати. В 1912 году окончила историко-философский факультет Высших женских курсов В. И. Герье .
В том же году побывала в Санкт-Петербурге , познакомилась и сблизилась с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским , к которым относилась с восторгом, и жила у них как «послушница» . Потом разочаровалась в них, написала резкую рецензию на роман Гиппиус «Чёртова кукла» (1911) и вернулась в Москву.
В 1912—1914 изучала философию в Гейдельбергском университете . В 1915—1919 годах М. С. Шагинян была корреспондентом газет « Приазовский край », «Черноморское побережье», «Трудовая речь», «Ремесленный голос», «Кавказское слово», «Баку».
В 1915—1918 годах жила в Ростове-на-Дону , преподавала в местной консерватории эстетику и историю искусств.
Шагинян с энтузиазмом приняла Великую Октябрьскую социалистическую революцию (1917) , которую восприняла как событие христианско-мистического характера. В 1919—1920 годах работала инструктором Доннаробраза и директором 1-й прядильно-ткацкой школы. Затем переехала в Петроград , в 1920—1923 годах была корреспондентом «Известий Петроградского Совета» и лектором института истории искусства . В 1922—1948 годах работала специальным корреспондентом газеты «Правда» и одновременно несколько лет специальным корреспондентом газеты «Известия» . В 1927 году переехала в Армению , где прожила пять лет. С 1931 года жила в Москве.
В 1930-х годах окончила (изучала минералогию, прядильно-ткацкое дело, энергетику), работала лектором, инструктором ткацкого дела, статистиком, историографом на ленинградских фабриках, годы Великой Отечественной войны провела на Урале корреспондентом газеты « Правда ». В 1934 году на Первом съезде советских писателей была избрана членом правления СП СССР .
А. Щербаков писал Молотову в письме от 21 сентября 1935 года: «В беседе со мной Шагинян заявила: „Горького вы устроили так, что он ни в чём не нуждается, Толстой получает 36 тысяч рублей в месяц. Почему я не устроена так же?“…» .
В 1937 году выступила в « Литературной газете » со статьёй «Чудовищные ублюдки», обличая бывших руководителей партии, обвинённых в создании подпольного параллельного троцкистского центра : «Мы, жители советской страны, уничтожаем чудовищных ублюдков, пытавшихся наступить ногами на тело многомиллионного разбуженного, растущего к счастью и знанию великого советского народа!».
Несколько лет была депутатом Моссовета . Доктор филологических наук (1941, получила степень за книгу о Т. Г. Шевченко ). Член ВКП(б) с 1942 года. Член-корреспондент АН Армянской ССР ( 1950 ).
В «Новом мире» № 2, 1954 года критик Михаил Лифшиц опубликовал памфлет «Дневник Мариэтты Шагинян», посвящённый анализу её только что опубликованного дневника . Прочитав рукопись в конце 1953 года, Твардовский сказал Лифшицу: «Ты сам не знаешь, что написал!». Лифшиц ответил: «Знаю и могу представить себе даже некоторые последствия» . Эта публикация произвела большой скандал в литературном мире.
В 1964 году говорила В. Я. Кирпотину : «Сталин никого не сажал напрасно» .
Состояла в переписке с М. Сусловым .
Умерла 20 марта 1982 года в Москве. Похоронена на Армянском кладбище (филиал Ваганьковского кладбища ) в Москве.
Литературной деятельностью занималась с 1903 года. Начинала с символистских стихов. Опубликовала свыше 70 книг романов, повестей, рассказов, очерков, стихов и около 300 печатных листов статей, рецензий, докладов. Опубликовала книги стихов «Первые встречи» (1909), «Orientalia» (1913, вышло 7 изданий), затем книги рассказов «Узкие врата» ( 1914 ), «Семь разговоров» (1915). В то время публика ставила её выше Марины Цветаевой.
В это же время Мариэтта Шагинян увлеклась творчеством Гёте , и в 1914 году на 10 дней поехала в Веймар. «Это путешествие за десять дней до 1 августа 1914 года было последним этапом культурнического идолопоклонства; в него неожиданно ворвалась политика», — записала она потом в своём дневнике. По дороге обратно в Россию, будучи проездом в Цюрихе , она написала очерковую книгу «Путешествие в Веймар» .
В 1922—1923 годах написала и выпустила повесть «Перемена». Максим Горький писал Вениамину Каверину : «За её роман „Перемена“ ей следовало бы скушать бутерброд с английскими булавками» .
В книге «Приключение дамы из общества» писательница показывает перелом в сознании русской интеллигенции под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. В 1923—1925 под псевдонимом «Джим Доллар» опубликовала серию агитационно-приключенческих повестей «Месс-Менд», имевшую большой успех. В 1928 году опубликовала своеобразное литературное произведение — «роман-комплекс» «К и к» (расшифровывается «Колдунья и коммунист»), объединивший разные жанры — «от поэмы до доклада».
В 1930—1931 писала роман «Гидроцентраль» , явившийся результатом проведённых ею лет на строительстве Дзорагетской ГЭС ( советская Армения ).
Как отмечал Лев Колодный: «На двадцать с лишним лет была изъята из библиотек книга М. Шагинян „Семья Ульяновых“, а сама она, по её признанию, „порядком пострадала“ из-за того, что открыла калмыцкое начало в роде отца Ленина, чем воспользовались немецко-фашистские газеты в 1937 году» .
В годы Великой Отечественной войны М. С. Шагинян опубликовала книгу публицистических статей «Урал в обороне» (1944), в послевоенные годы — книгу «По дорогам пятилетки». Перу М. С. Шагинян принадлежат работы, посвящённые творчеству Т. Г. Шевченко , И. А. Крылова , И. В. Гёте , Низами , Й. Мысливечека и др. В конце жизни написала мемуары «Человек и время». Литературные портреты У. Блейка , С. В. Рахманинова , В. Ф. Ходасевича , Г. Б. Якулова .
Систематически выступала против реформ русского языка : на символистском салоне Мережковских против реформы 1918 года , а в 1964 против с такими словами: «двадцать лет я покупала хлеб в булочной на правой стороне Арбата, и с чего это я теперь буду ходить на левую?»
Литературный оппортунизм Шагинян неоднократно становился предметом насмешек со стороны писателей и критиков:
…конечно, всегда будут такие авторы, как Марьетта Шагинян, которая начала с того, что писала стихи:
В эту ночь от Каспия до Нила
Девы нет, меня благоуханней,
а кончила книжкой в честь Берия, и тем, что всю ночь читала Ленина.— Гайто Газданов . Выступление на радио « Свобода ». 8/9 января 1971 / Собр. соч. Том 4, с. 389. М., 2009