Interested Article - ЛГБТ в Санкт-Петербурге

Петербургский флаг прайда

Санкт-Петербург , как крупный российский город и бывшая столица Российской империи имеет давнюю историю, связанную с людьми из числа ЛГБТ . В XIX веке в городе среди общественности сложилось относительно терпимое отношение к однополым связям среди знати и царской семьи , также однополый секс оставался частью традиции в общественных банях . Несмотря на наличие статьи о «мужеложестве», на рубеже XIX и XX веков в Петербурге расцвели гомосексуальные субкультуры, одна из которых в качестве символа использовала красные галстуки . В Петрограде в период НЭПа существовали гомосексуальные клубы кросдрессеров , которые могли устраивать постановочные свадьбы на улице . В советский период гомосексуальные люди преследовались и наказывались, что привело к уничтожению сформировавшейся в городе субкультуры , которая начала заново формироваться с 1990-х годов. В 2000-е годы в Петербурге образовалось самое организованное в России ЛГБТ-движение и действовали ряд известных организаций, например « Российская ЛГБТ-сеть », ЛГБТ-кинофестиваль « Бок о бок » или правозащитная организация « Выход ». Петербург был единственным городом, где несколько лет проводились согласованные с властями гей-прайды . Тем не менее, вместе с усилением гомофобной риторики со стороны российской власти петербургское ЛГБТ-сообщество и движение продолжают всё дальше уходить в подполье .

Исторически, до середины XX века речь шла о разрозненных а автономно существовавших друг от друга обществах. Самым важным показателем для формирования тех или иных гомосексуальных и травести кругов выступала сословная принадлежность. Лесбиянки почти не формировали сообщества, так как женщины были почти полностью отрезаны от общественной жизни в прошлом .

Ранний период

Крылья Тридцать три урода
Обложки произведений « Крылья » ( Михаила Кузьмина , 1906) и « » ( Лидии Зиновьевы-Аннибал , 1907). Это — самые первые в истории России произведения, рассказывающие о гомосексуальных и лесбийских отношениях

Пётр I законодательно запретил «мужеложество» в 1716 году в армии и на флоте. Запрет распространился на гражданское население в 1835 году при царствовании Николая I . В 1866 году было установлено наказание в виде ссылки в Сибирь и лишения гражданских прав и состояния . С точки зрения христианской морали однополые отношения приравнивались к блуду . Строгость наказания нивелировалась редкостью его исполнения, по сути риск понести наказание за однополый секс был значительно ниже, чем, например, в Германии, Франции или Англии . В 1900 году наказание смягчили заключением в тюрьму до пяти лет и обязательным покаянием для христиан . В начале XX века на фоне либерализации нравов возник дискурс вокруг отмены уголовной статьи о «мужеложестве» . Начало XX века на фоне либерализации общественных нравов совпало с расцветом гомосексуальной городской культуры, чьи представители не боялись демонстрировать свою принадлежность на улице .

Несмотря на существование гомофобных законов, нетрадиционные с точки зрения христианской морали отношения были широко распространены среди привилегированных классов, внутри которого устоялось терпимое по меркам того времени отношение к однополой любви . Петербург выделялся на фоне остальных городов Европы своей терпимостью к однополой любви среди знати . Практика гомосексуальных и бисексуальных отношений была распространена среди дворянства и в том числе в царской семье. Например, Анна Леопольдовна состояла в тайных любовных отношениях с фрейлиной Юлианой Менгден . В своём влечении к мужчинам признавался князь Константин Константинович . Представители высшего сословия, столичного купечества и интеллигенция привлекались по статье о «мужеложестве» в исключительно редких случаях , а если и привлекались, то судьи выносили оправдательные приговоры . Женщины высшего общества никогда не привлекались по закону . Существовала негласная традиция временно ссылать в Европу громко отстаивавших свои права министров, царских слуг членов Госсовета, богатых купцов и известных культурных деятелей . Уличённые в однополых связах мужчины из низших сословий имели больший шанс подвергнуться наказанию ссылкой в Сибирь , где они предпочитали оставаться, чтобы не возвращаться в родную деревню .

На рубеже XIX и XX веков однополые отношения были распространены среди художественной богемы. Однополые связи практиковали писательницы Зинаида Гиппиус , Анна Ахматова , Марина Цветаева , или композитор Пётр Чайковский . Неизвестно, были ли эти люди гомосексуалами или бисексуалами, так как исторически гомосексуалами называли всех , кто когда-либо был замешан в однополых связях, даже если они также практиковали разнополые связи и состояли в традиционном браке . Однополая любовь или небинарность стали впервые упоминаться в произведениях, связанных с движением декадентства . Однополые связи были распространены среди учащихся и педагогов в стенах Петербургского хореографического училища и до революции, и при СССР .

Мужская гомосексуальность

Объединение « Мир Искусства» , куда входили представители гомосексуальной субкультуры и их союзники

Во второй половине XIX века в Санкт-Петербурге сформировались разные гомосексуальные субкультуры . Богатых мужчин, испытывавших влечение к другим мужчинам, называли «тётками» .

Красный галстук и торчащий красный платок из кармана выступали кодом принадлежности к петербургской гомосексуальной субкультуре .

Слово произошло из французского tante — обозначения мужских секс-работников и через какое-то время превратилось в обозначение всех гомосексуальных мужчин. «Тётка» — зонтичное определение, обозначавшее богатого мужчину, испытывавшего влечение к любому представителю мужского пола, этим словом обозначали довольно разрозненные и зачастую не имевшие друг к другу отношения гомосексуальные группы. Главным образом тётками называли мужчин, искавших отношений с юношами — секс-работниками, как правило бедняками, учениками подмастерьев, солдатами и матросами . Таким мужчиной, например, был обличённый публицист-консерватор Владимир Мещерский . Определённый круг мужчин, также обозначавшийся как тётки, проработал особый гомосексуальный городской маршрут . Чтобы распознать среди толпы единомышленников, тётки использовали особые жестикуляции и другие невербальные сигналы . Это также могли быть педерасты , искавшие отношения с несовершеннолетними мальчиками . В дореволюционном Петербурге остро стояла проблема с детской секс-работой и секс-торговлей, но в этой теневой части рынка в подавляющем количестве по-прежнему были задействованы девочки и гетеросексуальные мужчины как их клиенты . Тётками также считались феминные мужчины, которые могли наносить косметику, использовать феминные жесты и практиковать кроссдрессинг . Таким образом, слово «тётка» имело несколько основных значений — гомосексуала, женственного мужчину или педераста . Современники воспринимали, как минимум, два первых явления как часть одного . Владимир Руадзе, автор скандального памфлета «К суду!», пытавшийся «обличить» петербургские гомосексуальные круги, ставил знак равенства между всеми тётками и педофилами .

В начале XX века нарастало движение богемной городской гомосексуальной субкультуры, которых можно было узнать по ярко-красным галстукам и также иногда по торчащим красным платкам из кармана. Они были, как правило, идейными декадентами , поддерживали правозащитную деятельность, оспаривали преобладавшую в обществе установку гомосексуальности как болезни или содомского греха и принимали гомосексуальность как часть своей идентичности . О своей принадлежности к гомосексуальной субкультуре открыто заявляли некоторые деятели искусства, например писатель Михаил Кузмин или Сергей Павлович Дягилев , который со своим возлюбленным Дмитрием Философовым и другими единомышленниками основал художественное объединение « Мир искусств » .

Поэт Михаил Кузмин был открытым геем, написавшим первый в мире роман о каминг-ауте .

В Петербурге сосуществовала также субкультура «женаненавистников», состоявшая из солдатов, матросов и учащихся , которая воспевала мужественность и выражала неприятие к женственности среди тёток, но могла воспринимать их как сексуальных партнёров . Среди «женаненавистников» было модно носить официальную форму, воплощавшую маскулинность, это стало удобным прикрытием для формирования отдельного направления гомосексуальной субкультуры . Гомосексуальность в Петербурге также называли «гвардейской болезнью», так как её часто практиковали в гвардейских полках, особенно в лейб-гвардии Преображенском полку , который становился центром скандалов после уличения офицеров в однополых любовных связях .

О гомосексуальности среди более низших слоёв населения известно меньше. На рубеже XIX и XX веков на фоне индустриализации и быстрого прироста населения в Петербург из деревни переезжало множество мужчин, оставлявших свои семьи и формировавших класс пролетариев . Они селились компактно в дурных жилищных условиях. В кругу таких мужчин сохранялись традиционные формы патриархальной солидарности и взаимного контроля, однако даже они не могли поддерживать характерную для деревенской общины принудительную гетеросексуальность. В итоге некоторые мужчины стали выражать свою сексуальность в мужском кругу, зарождая новую городскую гомосексуальную субкультуру с собственной географией, ритуалами и жестами .

Гомосексуальный маршрут

Тётки, искавшие любовников и секс-работников, гуляли по избранному маршруту — начиная прогулку на Невском проспекте от Знаменской площади , через Аничков мост и до Публичной библиотеки и Пассажа . Эти улицы и места стали самым известным и долгоживущим «гомосексуальным маршрутом» в городе . Вечером единомышленники встречались в Кафе де Пари . Тётки предпочитали гулять по этому маршруту по воскресеньям, занимаясь поиском солдат и мальчиков-подмастерьев, чтобы затем пригласить их в кондитерские или домой . Тётки также искали себе партнёров и секс-работников на выставках и ярмарках в Михайловском манеже , в балаганах на Марсовом поле во время Масленицы . Представители высшего сообщества посещали по средам балетные спектакли в Мариинском театре . Некоторые рестораны в Петербурге были приспособлены под места свиданий с отдельными кабинетами . Например, вечером компании тёток любили посещать ресторан Палкин на углу Невского и Владимирского проспектов, где работали сводники, предоставлявшие им в специально на то отведённых кабинетах юношей и солдат . По субботам тётки искали партнёров на набережной Фонтанки, а также около цирка Чинизелли . Для поиска сообщников и секс-работников тётки использовали скрытые сигналы — характерный долгий взгляд или просьбу дать сигарету . Вместе со своими единомышленниками тётки устраивали балы и вечера, куда прибывали мужчины со своими любовниками . Балы могли организовывать вельможи в своих дворцах и виллах . Такие вечера могли заканчиваться групповым сексом .

Тётки, предпочитавшие пассивный секс с мужчинами, искали любовников среди военных . Солдаты и тётки выбирали в качестве основных мест для встречи общественные туалеты . В начале 1880-х годов самым популярным местом сбора тёток и солдат становился Зоологический сад и Конногвардейский бульвар рядом с казармами и манежами полка Конной гвардии и на Знаменской площади .

Тётки выбирали для гуляний определённые городские маршруты. Слева направо — Зоологический сад , Пассаж , Публичная библиотека на Невском , Цирк Чинизелли , ресторан Палкин

Секс-работники

В отличие от тёток, секс-работники или их любовники могли происходить как из зажиточных, так и из бедных сословий. В своих воспоминаниях писатель Владимир Бурнашев называл любовников тёток «гетерами в панталонах», они чаще всего были кантонистами , форейторами, ремесленными учениками, хористами, писарями и мелкими чиновниками . Их также называли буграми или бардашами . Такие юноши носили канаусовые (шёлковые) рубашки и иногда пудрились и наносили косметику. Они встречали мимо проходящих мужчин томным взглядом, и те могли забирать их в номера трактиров или себе в квартиру . Тем не менее, секс-работники не считались частью гомосексуальной субкультуры, так как сами часто шли на этот промысел ради денежного заработка . Зачастую это были хулиганы, которые искали клиентов-тёток, чтобы позже шантажировать их, угрожая раскрыть общественности их тайные предпочтения . Такие хулиганы на пассаже в 1870-х годах объединились в собственную «Михайловскую банду» .

Другая категория секс-работников — молодые солдаты лейб-гвардии, кавалергарды и казаки . Часто они сами осуждали гомосексуальные формы отношений , но были готовы торговать секс-услугами ради денежной выгоды . Солдаты и тётки выбирали в качестве основных мест для встречи общественные туалеты, где тётка ощупывал солдата за несколько двухгривенных , оценивая размер его члена . Если тётка оставался доволен, то занимался с ним сексом за 3-5 рублей . Даже позволяя себя только ощупывать, солдаты могли заработать за один день много денег .

Бани

Среди низших сословий и россиян, воспитанных в национальных традициях крестьянской общины, была распространена традиция удовлетворять плотские потребности мужчин, старших по возрасту и высших по статусу. Этим занимались ученики или слуги. Такие отношения, однако, нельзя было назвать полноценным аналогом гомосексуальных отношений, так как слуга делал это ради покровительства и материальных благ, это не было принято воспринимать как однополый эрос и их участники по-прежнему считали однополую любовь греховной .

Егоровские бани . Предоставление однополых секс-услуг выступало частью традиции в русских общественных банях

Церковь и общественность осуждали это явление, но относились снисходительно, воспринимая это как форму блуда, наравне с мастурбацией или внебрачным сексом . Предоставление секс-услуг клиентам-мужчинам банщиками в мужских банях выступало одной из форм вышеописанной традиции ещё до появления Петербурга и перекочевало в город с того момента, как там появились общественные бани, хотя и традиция начала документироваться только со второй половины XIX века. В городе сформировались замкнутые артели из молодых крестьян по принципу землячества, предоставлявших секс-услуги в банях, за свою работу они брали по рублю с клиента и делили поровну между собой вырученные средства .

К концу XIX века традиционная банная проституция стала вливаться в современную гомосексуальную культуру, и «тётки» с их любовниками сами стали избирать бани своим излюбленным местом отдыха . Многие «тётки» предпочитали ходить к банникам, так как те никогда не начинали шантажировать клиентов . Это вызвало столкновения со сторонниками традиционной маскулинной терпимости, основанной на иерархии в отношении однополого эроса. К концу XIX века Знаменские бани стали рассматриваться как оазис гомосексуального мира, чем привлекали к себе всё большее и зачастую негативное внимание у общественности и журналистов . Клиентом у петербургских банщиков был сам великий князь Константин Константинович . К началу XX века петербургские бани приобрели репутацию мужских борделей. Мужчины занимались сексом в отдельных номерах в банях, секс-услуги предоставляли банщики. Самым известным местом встреч выступали Знаменские бани на Знаменской площади (ныне площадь Восстания ) . Когда бани посещал представитель знати или постоянный клиент , к нему подходил банщик, перечисляя доступных для услуги банщиков заведения или демонстрируя их фотографии. Банщики в ожидании клиентов сидели в номерах .

Гомосексуальная банная традиция после революции на короткое время возродилась в период НЭПа , но была разрушена при советском режиме вместе с изменением формата общественных бань, ориентированных на самообслуживание, хотя и сохранялась остаточно, когда мужчины-посетители бани могли по личному договору заниматься платным сексом .

Лесбийские отношения

О женской гомосексуальной культуре известно гораздо меньше, чем о мужской . Женщины из-за традиций тех времён, в отличие от мужчин, имели меньше доступа к публичной жизни и не имели возможности сформировать собственную лесбийскую субкультуру . Лесбиянство, в отличие от гомосексуальности, не преследовалось, так как женщины не рассматривались, как полноправные половые субъекты и потому, что церковь традиционно осуждала однополые женские связи, в отличие от мужских . Малый интерес к лесбиянкам является и причиной куда более малой информации о них, нежели о мужских гомосексуалах .

Значительная часть сохранившейся и отрывочной информации исходит из записей психиатров . Например, известно, что женщины, искавшие отношения с другими женщинами, использовали скрытый язык жестов для того, чтобы узнать «своих» . В отличие от мужчин, лесбиянки стремились тщательно скрывать свои предпочтения от общественности и не брали под свой контроль общественные места . Лесбиянки образовывали «круги» со своими единомышленницами, внутри которого могли свободно практиковать любовные отношения . Известно о существовании скрытых лесбийских кружков царистской интеллигенции .

Две девушки изображают влюбленную пару, 1916 год

Практиковать однополую любовь позволяли себе богатые женщины, имевшие возможность вести тот образ жизни, который считали правильным . Однополую любовь практиковали, как правило, женщины, наделённые властью — дворянки, помещицы с образованием или финансовыми возможностями . Все эти женщины были замужем и имели детей, традиционная семья выступала важным способом для сокрытия прибежища однополых отношений . По этой же причине для лесбиянки было нормально иметь при себе мужа и создавать видимость того, что она его любит, и среди лесбиянок не было принято ревновать к мужьям любовниц , понимая, что под «любовью» к мужу кроется чувство долга и сострадания . Если семья подрастающей девочки знала о её предпочтениях или, например, об интересе к мужской одежде и развлечениям, они могли достаточно терпимо относиться к этому, однако заставляли выходить замуж при наступлении совершеннолетия . Когда девушки сопротивлялись этому, то их направляли на «лечение» к психиатрам, из чьих отчётов и сохранились до наших дней многие данные о лесбиянках .

Лесбиянство эксплуатировалось литераторами как «экзотический спектакль» для мужчин, где лесбиянки также ассоциировались с замкнутым миром без социальных ролей и декадентством . Известно, что любовные отношения между девушками возникали в женских гимназиях и институтах . Общество и законодательство относилось к лесбиянкам гораздо толерантнее, чем к геям, и они, в отличие от мужчин, никогда не привлекались по статье о мужеложестве , так как технически лесбийские отношения таковыми не считались . Несмотря на скрытость, в городе свою деятельность вели несколько общественных деятельниц и открытых лесбиянок, например Анна Евреинова вместе со своей возлюбленной Марией Фёдоровой редактировала литературный журнал « Северный вестник », где обсуждала проблемы, связанные с правами женщин . Также в Петербурге публиковала свои стихи поэтесса Поликсена Соловьёва , не скрывавшая своих любовных отношений с женщиной . Другая русская писательница Лидия Дмитриевна Зиновьева-Аннибал опубликовала первую в России лесбийскую повесть « », вызвавшую общественный скандал, чей тираж был затем арестован .

Что касается женщин из низших сословий, некоторые медицинские отчёты рубежа XIX—XX веков сообщали о наличии любовных отношений среди женщин, отбывавших тюремный срок . Также это было частым явлением у петербургских секс-работниц , некоторые из петербургских легальных публичных домов старого образца сформировали почву для женского гомосоциального пространства . Хозяйкам борделей это нравилось, так как такие женщины меньше привязывались к мужчинам-клиентам . Состоявшие в отношениях секс-работницы назывались «кошками» . Часто такие отношения имели форму наставничества, когда старшая секс-работница опекала и обучала новенькую. Секс-работницы отправляли любовные письма своим любовницам, лечащимся в больницах . Клиентами секс-работниц могли становиться богатые женщины . В 1880-е годы сформировалась лесбийская культура, игнорировавшая классовое деление и избравшая публичные дома местами своих тайных встреч .

Небинарные люди

Проблема исследования небинарности и трансгендерности в дореволюционную эпоху связана с тем, что современники воспринимали её в неразрывном контексте с мужской или женской гомосексуальностью и небинарные личности по умолчанию упоминались как гомосексуалы или лесбиянки . И, наоборот, уличённых в гомосексуальных отношениях людей особенно крестьяне были склонны причислять к интерсекс , даже если они таковыми не являлись .

Кавалерист Александр Андреевич Александров , урождённый Надеждой Дуровой в Петербурге, получил торжественное разрешение от императора Александра I служить в российской армии под мужским именем

Для женщин, стремившихся принять мужскую социальную роль и вести мужской образ жизни, использовалось определение принятия «мужского пасса», их также называли женщинами с мужским пассом . При этом общество относилось терпимо к ним и их деятельности, традиционно доступной только мужчинам, например военной карьере . Мужской пасс в ряде случаев выступал единственным способом завоевать недоступную женщине власть и общественный статус . Современники сообщали о существовании в Петербурге «женщин» из высших сословий, посещавших секс-работниц, одевавшихся в мужские костюмы и развлекавшихся как мужчины . После революции на фоне женской эмансипации появились женщины, не стеснявшиеся демонстрировать свою мужеподобность или принимавшие мужскую гендерную идентичность, мужское имя. Они не обязательно испытывали влечение к другим женщинам .

Петербургский женский имперсонатор в образе Матильды Кшесинской , 1910 год

Женщины с «мужским пассом» могли, например, отказываться носить женскую одежду, даже если это создавало для них лишние жизненные преграды . При этом задолго до введения самой концепции трансгендерности в истории Петербурга встречались люди, которых по основным признакам можно было считать трансгендерными, например, «кавалерист-девица» Надежда Ду́рова , который выдавал себя за биологического мужчину, в случае известности биологического пола требовал обращение к себе в мужском роде и по имени Алекса́ндр Алекса́ндров .

Восприятие женственных мужчин было гораздо хуже, чем мужественных женщин, так как в патриархальном обществе отказ мужчины от мужественности означал нанесение непоправимого вреда его репутации . Тем не менее, развитие культуры небинарности среди мужчин стало возможным в условиях развития гомосексуальной субкультуры в дореволюционном Петербурге и замкнутого общества, связанного с мужской секс-торговлей. Например, некоторые сводники или содержатели мужских притонов могли использовать женские псевдонимы, заниматься кроссдрессингом и организовывать костюмированные балы .

В Петербурге всех гомосексуальных мужчин называли «тётками». Этим словом также обозначали выраженно женственных мужчин, которые могли наносить косметику и использовать феминные жесты . По этой же причине само слово «тётка» в коннотации современников также часто означало яркого эпатажного и женственного гомосексуала, аналогично «queen» в английском ЛГБТ-сленге . Многие тётки облачались в женские костюмы на закрытых вечеринках , они также могли использовать женские имена в пределах кружков и покупали для себя женские предметы обихода . Некоторые тётки завели традицию собираться у цирка Чинизелли облачёнными в женские наряды — костюмы баронесс, графинь и крестьянок . В то же время в Петербургских театрах стала формироваться культура травести, тесно связанная с гомосексуальной субкультурой. Актёров и артистов балета, игравших женщин называли «женскими имперсонаторами». Среди них были звёзды. Имперсонаторы часто выступали на закрытых костюмированных вечеринках . Женственный облик себе также придавали секс-работники, искавшие отношений с гомосексуальными мужчинами. Такие юноши носили канаусовые, шёлковые рубашки и иногда пудрились и наносили косметику .

Петроград

В ранний период существования советской власти отсутствовало уголовное наказание за мужеложество , в том числе из-за отсутствия единого мнения по этому вопросу у советских идеологов , среди которых были сторонники эмансипации , в том числе и выступавшие за пpава гомосексуальных людей . Стремление большевиков избавиться от традиционного уклада, навязываемого христианской моралью предполагали и терпимое отношение к гомосексуальности . Противники же парировали тем, что мужская гомосексуальность должна быть запрещена как традиционный пережиток царской России или придумывали другие оправдания, например обвиняя всех геев в безнравственности и приверженности контрреволюционным идеям . Гомосексуалов преследовали на бытовой почве, часто увольняли с работы, избивали и шантажировали .

Участники бала-маскарада 15 января 1921 года и представители «Аристократов»
Фотография женщины в мужском костюме со стихотворным признанием в любви к некой Вере на обороте, 1927 год

До революции однополые отношения были возможны во многом за счёт рыночной экономики и коммерциализации, например, клиентам было позволено за денежную плату уединяться с секс-работником в кабине ресторана или бани. Новое советское руководство сильно ограничило такие условия . Гомосексуальная субкультура сильно изменилась в новых условиях и переместилась в приватные пространства . В качестве мест для новых знакомств геи выбирали общественные туалеты, бульвары и парки .

Гомосексуальные мужчины организовывали литературные и художественные салоны, устраивали вечеринки и костюмированные свадьбы . Во время вечеринок устраивалась летучая почта, где мужчины могли отправлять друг другу записки с признанием в симпатии . На таких мероприятиях было принято приглашать «женских имперсонаторов», мужчин-артистов, изображавших женщин . Некоторые мужчины использовали женские имена в пределах кружков и покупали для себя женские предметы . Для гей-вечеринок была свойственна ностальгия по дореволюционной эпохе, как самой благоприятной, её участники стремились одеваться по дореволюционной моде .

Как наследие дореволюционного сословного разделения, гомосексуальные мужчины сформировали два гей-сообщества, чьи представители практически не пересекались между собой. «Аристократы» происходили их семей чиновников, офицеров царской армии и флота, были также представителями творческой интеллигенции. «Простые» состояли из солдат, матросов и конторщиков. Аристократы не принимали их в своих салонах . Под сословные ограничения не попадали женские имперсонаторы . «Простые» предпочитали заводить новые знакомства на территории бывшего манежа полка Конной гвардии, когда-то тут сексуальные услуги искали «тётки» — богатые гомосексуальные мужчины, но после Первой мировой и Революции гомосексуальные солдаты заложили традицию устраивать знакомства и находить секс-услуги. Эта традиция сохранится до 1930-х годов .

Открытка времён НЭПа, квир-танго
Гей-пара, 1920 год, представители «простых»

Некоторые гомосексуалы Петрограда подражали моде немецких травести, в частности звезде берлинского клуба «Эльдорадо» Ханзи Штурм . Некоторые представители гей-сообщества, несмотря на угрозы и бытовую дискриминацию, имели смелость ходить в женской одежде и корсетах, отращивать волосы и в целом выглядеть как женщины . Тогда ещё не существовало культуры трендсеттеринга, которая в своей современной форме сформировалась на Западе в конце XX века . Если раньше наличие макияжа у мужчины подразумевало принадлежность к гомосексуальной субкультуре, то в 1920-е годы макияж стал частью уличной моды среди мужчин, которые подражали внешности актёров немого кино, это создавало условия меньшего риска для красившихся мужчин, стремившихся к женственности . Несмотря на вышеописанное, бедная жизнь после лишений гражданской войны не позволила петроградскому гей-сообществу сформировать собственный «арго», как во Британии или Франции . В Петрограде в 1920-е годы организовывались постановочные костюмированные свадьбы, одна из которых состоялась на Офицерской улице .

Партийцы, придерживавшиеся гомофобных взглядов, стремились устраивать облавы на организаторов костюмированных вечеринок и привлекать их по статье о контрреволюции . Самый громкий случай был связан с партийцем Афанасием Шауром, внедрившимся в гей-сообщество и организовавшим в 1921 году костюмированную свадьбу, чтобы подставить всех его участников, обвинить в якобы контрреволюционной деятельности и попытке разложить Красную армию. Это уголовное дело закрыли . Несмотря на удачный исход для участников «Шауровской» свадьбы, это оказало сильное влияние на укрепление и принятие гомофобной риторики в советской власти , которая усиливалась с каждым годом и оказывала всё большее давление на гей-сообщества . В 1933 году была организована массовая облава и посадка 175 представителей гей-сообществ под предлогом в обвинении в фашизме, контрреволюции и «моральном разложении Красной армии». В 1934 году в Уголовном кодексе появилась статья о мужеложстве .

В 1920-е годы стала зарождаться лесбийская субкультура, чьи представительницы носили строгие костюмы с галстуками, мужскими жакетами и юбками, обшитыми каймой ниже колен. Такой фасон стал городским кодом, сигнализировавшим о предпочтениях этих женщин . Это стало возможным в условиях маскулинизации женского образа в раннесоветской пропаганде, продвигавшей идею равноправия полов. Мода на сильную, независимую и маскулинную женщину создала благоприятные условия для буч-лесбиянок , позволяя раскрыть себя городской общественности. Такие женщины использовали маскулинный дресс-код и с помощью него распознавали единомышленниц и находили любовниц. Сторонники советской идеологии относились к таким женщинам терпимо, рассматривая их как часть революционного социального ландшафта вплоть до 1930-х годов, когда началась реконструкция традиционной феминности . Гомосексуальные женщины, не знавшие о самой концепции лесбиянства, могли намеренно стремиться выглядеть как можно маскулиннее и даже принять мужской гендер, подделывая документы, полагая, что это избавит их от преграды в поисках отношений с женщинами . В отличие от гомосексуальных мужчин, лесбиянки не организовывали закрытые вечеринки, кружки и не брали под контроль общественные места, демонстрация своих маскулизированных образов общественности выступала для них главным способом самовыражения .

Ленинград

Традиционалистский откат в советской идеологии с 1930-х годов положил начало риторике о недопустимости гомосексуальности , как оскорбления мужской чести. Такая риторика сложилась в том числе и под влиянием схожей гомофобной риторики в странах Запада того времени. Это также было связано с пропагандой идеи того, что гомосексуалы якобы являются приверженцами контрреволюционных, национал-социалистических идей и шпионами , поэтому гомосексуалов необходимо подавлять и изгонять . Уличённые в однополых отношениях мужчины становились жертвами сталинских репрессий . Пропаганда принудительной гетеросексуальности и «традиционных» семейных отношений стала частью государственной идеологии . О гомосексуальности было запрещено говорить вплоть до перестройки, по этой причине о ней сохранилось крайне мало данных, в том числе и в Ленинграде . В сталинском Ленинграде сохранялись тайные гомосексуальные литературные салоны, чьими членами были например Вагинов , Юркун , Кузьмин .

Советская пропаганда продвигала идею связи гомосексуальности и небинарности с фашизмом

Даже после смерти Сталина в Ленинграде и других городах СССР велось систематическое преследование лиц, уличённых в однополых отношениях . Таких людей чаще всего раскрывали доносчики — часто это были соседи в коммунальных квартирах , где было крайне сложно сохранять личное пространство . По статье о мужеложестве привлекали почти всегда пассивных гомосексуалов, активные же, наоборот, могли выступать заявителями и свидетелями в суде . Пребывание значительной части населения в тюрьмах и трудовых лагерях на протяжении предыдущих десятилетий способствовало внедрению тюремной иерархии в бытовую культуру, в том числе и идею того, что практикующие пассивный секс мужчины относятся к низшей касте опущенных . Приговорённых лишали свободы . Женщин же чаще отравляли на психиатрическое «лечение» . Женская гомосексуальность не осуждалась так явно, как мужская, но тоже оставалась табуированной . Даже на фоне постепенной либерализации советского режима преследование пассивных геев и количество приговоров за «мужеложество» возрастало с каждым десятилетием .

Гомосексуальные мужчины в Ленинграде в качестве мест для новых встреч использовали общественные туалеты у Аничкова дворца и рядом с цирком Чинизелли . Это было связано ещё со старой дореволюционной традицией гомосексуальных встреч в этих двух местах. Когда советская власть устранила коммерческие точки для тайного свидания, единственными сохранившимися местами для свидания остались общественные туалеты. Это породило так называемую культуру туалетов . Известно, что в середине XX века некоторые военные и матросы в Ленинграде сохраняли привычку торговать секс-услугами с другими мужчинами за небольшую денежную плату .

В 1970-х годах в Ленинграде группа юристов подготовила проект по декриминализации «мужеложства», но он не был утверждён . Также в 1970-е годы тема ЛГБТ впервые за десятилетия упоминается в средствах массовой информации, хоть и в негативной коннотации . Из рассказов феминистки Ольги Липовской , в 1970-е годы в Ленинграде геи в качестве места встречи выбирали Екатерининский садик , а лесбиянки — площадь у «подковы» перед Казанским собором .

Вместе с началом перестройки и ослаблением цензуры тема ЛГБТ стала снова активно обсуждаться, хоть и почти всегда в негативном ключе . Новая гомосексуальная субкультура стала зарождаться в Ленинграде в условиях расцвета неформальных субкультур и диссидентского движения . На этот период также пришёлся самый пик уголовного преследования гомосексуальных людей за весь советский период . В это время стали появляться правозащитные организации , их основной дискурс, помимо декриминализации и прекращения преследования геев, был связан с проблемой распространения СПИДа — условия, в которые государство вогнало геев, только способствовали скорейшему распространению болезни . ЛГБТ-активисты сыграли важную роль в информировании населения Ленинграда о рисках, связанных с распространением ВИЧ . С 1983 по 1986 год в Ленинграде действовала правозащитная организация «Голубая лаборатория», которая переводила тематическую иностранную литературу и распространяла как самиздат . Именно их члены сумели донести до западной общественности весть о бедственном положении ЛГБТ в СССР . Другой известной организацией были «Крылья», продвигавшие отмену криминализации мужской гомосексуальности. Незадолго до распада СССР в городе прошла первая конференция, касавшаяся здоровья гомосексуальных мужчин и проблем, связанных с ВИЧ .

Новейшее время

Декриминализация гомосексуальных отношений была принята в России из-за стремления страны наладить отношения с международными организациями . В 1990-е годы в Петербурге организовывались семинары, посвящённые рискам заражения СПИДом, эта тема была особенно актуальной для гомосексуальных мужчин как одной из наиболее уязвимых групп для распространения болезни . В 1990-е годы в Петербурге сформировалась лесбийская субкультура, чьи представительницы посещали определённые места для тусовок — дискотеки «Грешники» и «Каприз», в которых раз в неделю организовывались вечеринки только для женщин. У представительниц сообщества не было уникальных внешних характеристик за исключением того, что часть лесбиянок одевалась выраженно мужественно, но они использовали собственный сленг и скрытые знаки общения. В 1998 году начала действовать правозащитная организация «Лабрис» .

2000-е годы и начало 2010-х годов стали эпохой оттепели общественных нравов. В Петербурге начали работать несколько крупнейших в России правозащитных организаций, в частности « Российская ЛГБТ-сеть », ЛГБТ-кинофестиваль « Бок о Бок » и правозащитная организация « Выход ». Эти организации поддерживались западными фондами и ЛГБТ-организациями. Для Петербурга это была уникальная ситуация, так как в Москве, например, подобные инициативы провоцировали скандалы, в Петербурге же ЛГБТ-активисты сталкивались с меньшим сопротивлением . На этом фоне Петербург стал столицей ЛГБТ-активизма . Здесь в течение четырёх лет организовывался первый согласованный с властями гей-прайд .

Свадьба Ирины и Алёны Шумиловых стала самым первым официальным ЛГБТ-браком в России и Петербурге

По данным комитета по здравоохранению Петербурга, в 2020 году в городе проживало 10,5 тысяч гомосексуальных мужчин . Согласно опросу, проведённому независимым агентством Zoom Market, Санкт-Петербург занял первое место среди 20 крупнейших городов России, где население наиболее терпимо относится к гомосексуальным, бисексуальным и трансгендерным людям . Аналогичный опрос, проведённый в 2023 году организацией «Выход» и фондом «Сфера», показал, что общественность в Петербурге оказалась самой толерантной в России, например, среди опрошенных представителей ЛГБТ 57 % сообщили о преимущественно дружественном окружении, что было лучшим показателем среди российских городов .

Московские триумфальные ворота с ЛГБТ-подсветкой, 2010 год

Когда в 2010-е годы правительство стало отходить от европейских конвенций, то взяло курс на откат всех достижений, достигнутых в России в области прав ЛГБТ, стремясь вернуть этих людей в то же положение, что и до эпохи перестройки. Тем не менее, общество за 20 лет приняло декриминализацию однополых отношений как норму . Увеличение политического влияния среди религиозных фундаменталистов привело к усиленному преследованию представителей ЛГБТ, активисты, ещё недавно считавшиеся маргиналами, инициировали ограничение прав гомосексуальных людей, вмешательство в личную жизнь и цензуру художественных произведений . Именно в Петербурге в 2012 году был инициирован закон о запрете «гей-пропаганды» среди несовершеннолетних . Инициатором законопроекта был Виталий Милонов , он же ярый противник ЛГБТ, который пытался разгонять петербургские гей-прайды . Принятие антигейского закона и гомофобная риторика властей привели к росту физического насилия, шантажа, травли, незаконных увольнений и попыток ограничить родительские права ЛГБТ-людей .

В 2014 году резонансным событием стала свадьба Ирины и Алёны Шумиловых, признанная самым первым ЛГБТ-браком не только в Петербурге, но и в истории России. Официальная регистрация стала возможной потому, что одна из невест Ирина Шумилова — трансгендерная женщина и в документах числилась мужчиной, что технически делало этот брак возможным на фоне запрета однополых браков .

Несмотря на усиление гомофобной риторики, в Петербурге в 2020 году продолжали работать тематические заведения для представителей ЛГБТ — гей-, лесби-клубы, заведения с приставкой « квир » . Например, это старейший гей-клуб «Кабаре», единственный для лесбиянок клуб «Триэль» или гей-клуб «Малевич» с местными травести -звёздами . В гей-клубах могут организовываться травести-вечеринки . В городе организуются элитные гей-вечеринки, под которые арендуются дворцы и особняки и чьими посетителями являются, например, Клава Кока и Рената Литвинова . Вместе с усилением преследования ЛГБТ тематические заведения стали перемещаться в спальные районы дальше от центра, у них нет вывесок. Для обозначения ЛГБТ-заведения используются скрытые символы, например, расположенные напротив розовые урны . В городе также устраивают квир-вечеринки Womansbeat . Тем не менее большинство ЛГБТ-мероприятий проводятся в глубоком подполье, посетители не могут себе позволить совершить каминг-аут из-за страха преследования, в том числе и со стороны правоохранительных органов . Незадолго до ужесточения закона о «гей-пропаганде» в Петербурге на пять дней была открыта первая в истории России выставка на тему ЛГБТ . В 2016 году в социальной сети ВКонтакте были активны три крупных петербургских ЛГБТ-сообщества, для чьих членов была свойственна особая сплочённость .

После признания ЛГБТ-движения экстремистской организацией, был вынужден закрыться один из старейших и популярнейших гей-клубов «Центральная станция» .

Литература

  • Михаил Зыгарь . Империя должна умереть. — Альпина Диджитал, 2017. — 1079 с. — ISBN 978-5-9614-4952-5 .
  • Лев Лурье . Петербург накануне революции. — ООО «Издательство «Эксмо», 2018. — 149 с. — ISBN 9785041405243 .
  • Владимир Руадзе. К суду!.. Гомосексуальный Петербург.. — Saqlamandra P.V.V (2019), 1908. — 100 с.
  • Дэн Хили . Другая история. Сексуально-гендерное диссидентство в революционной России. — Музей современного искусства «Гараж», 2022. — 566 с. — ISBN 9785604538265 .
  • Князькин И.В. . — Балтика, 2003. — 452 с. — ISBN 9785983500020 .
  • Алла Станская. . — Litres, 2005. — 593 с. — ISBN 978-5-457-87045-1 .
  • Итан Поллок. Когда б не баня, все бы мы пропали. История старинной русской традиции. — Искусство, 2019. — 560 с. — ISBN 978-5-17-123202-3 .
  • Светлана Ульянова, Илья Сидорчук. Пагубные страсти населения Петрограда–Ленинграда в 1920-е годы. Обаяние порока. — Литрес, 2020. — 215 с. — ISBN 978-5-227-08873-4 .

Примечания

  1. Чирин, Владислав «Бумага» (23 августа 2017). Дата обращения: 17 ноября 2023.
  2. , с. 29.
  3. Лев Лурье. . — Litres, 2018-11-03. — 160 с. — ISBN 978-5-04-140524-3 . 2 сентября 2023 года.
  4. Забурдаева, Мария . Daily Storm (28 августа 2020). Дата обращения: 29 августа 2023. 2 сентября 2023 года.
  5. , с. 83.
  6. , с. 37.
  7. . BBC News Русская служба . из оригинала 13 сентября 2023 . Дата обращения: 29 августа 2023 .
  8. , с. 77.
  9. (рус.) . Arzamas . Дата обращения: 29 августа 2023. 23 мая 2018 года.
  10. В. Г. Глушкова. . — Издательство "Вече", 2015-04-23. — 434 с. — ISBN 978-5-4444-7706-9 . 2 сентября 2023 года.
  11. Сергей Глезеров. . — Litres, 2022-05-15. — 718 с. — ISBN 978-5-04-124459-0 . 2 сентября 2023 года.
  12. , с. 107.
  13. , с. 19.
  14. , с. 44.
  15. , с. 38.
  16. Берсеньев В. В., Марков А. Р. (рус.) // РИСК: Альманах : журнал. — 1998. — № 3 . — С. 105—116 . 28 июня 2011 года.
  17. , с. 41.
  18. , с. 46.
  19. , с. 57.
  20. , с. 248.
  21. , с. 71.
  22. , с. 3.
  23. , с. 73.
  24. Simon Karlinsky. : [ англ. ] . — Nueva York, 1989. — ISBN 0-453-00689-2 .
  25. , с. 51.
  26. , с. 39.
  27. , с. 40.
  28. , с. 11.
  29. , с. 39.
  30. , с. 247.
  31. , с. 43—44.
  32. , с. 25—30.
  33. , с. 42.
  34. , с. 244.
  35. , с. 246.
  36. , с. 75.
  37. , с. 40.
  38. , с. 56.
  39. , с. 31.
  40. , с. 37.
  41. , с. 43.
  42. , с. 18.
  43. , с. 17.
  44. , с. 283.
  45. , с. 44.
  46. , с. 45.
  47. , с. 58.
  48. , с. 215.
  49. , с. 81.
  50. , с. 46.
  51. , с. 67.
  52. , с. 65.
  53. , с. 68.
  54. , с. 47.
  55. . Дата обращения: 22 декабря 2013. 18 декабря 2017 года.
  56. , с. 61.
  57. , с. 59.
  58. , с. 60.
  59. , с. 77.
  60. , с. 72.
  61. , с. 66.
  62. Whittle, Stephen (англ.) . The Guardian (2 июня 2010). Дата обращения: 10 октября 2022. 22 августа 2019 года.
  63. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 1 сентября 2023. 9 октября 2022 года.
  64. , с. 73.
  65. , с. 10—15.
  66. , с. 49.
  67. Антонов, Евгений по материалам научного сотрудника Университета Хельсинки Александра Кондакова . «Бумага» (22 октября 2018). Дата обращения: 30 августа 2023. 2 сентября 2023 года.
  68. , с. 200.
  69. , с. 57.
  70. , с. 52.
  71. , с. 53.
  72. , с. 55.
  73. , с. 70.
  74. , с. 74.
  75. , с. 191.
  76. , с. 242.
  77. , с. 203.
  78. , с. 202.
  79. Климова, Маруся (2011-05-24). . Радио Свобода . Дата обращения: 26 ноября 2023 .
  80. George Haggerty. . — Routledge, 2013-11-05. — 1035 с. — ISBN 978-1-135-58506-8 .
  81. , с. 243.
  82. , с. 219—220.
  83. , с. 249.
  84. , с. 253.
  85. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 20 декабря 2023.
  86. . Эхо Москвы (27 июля 2014). Дата обращения: 28 июля 2014. 30 июля 2014 года.
  87. . Эхо Москвы (27 июля 2014). Дата обращения: 28 июля 2014. 28 июля 2014 года.
  88. Олег Саломатин. . БалтИнфо (26 июля 2014). Дата обращения: 28 июля 2014. 28 июля 2014 года.
  89. . Новости Санкт-Петербурга - Новости Санкт-Петербурга (14 января 2020). Дата обращения: 1 сентября 2023. 2 сентября 2023 года.
  90. (рус.) . Такие Дела (28 января 2019). Дата обращения: 1 сентября 2023. 2 сентября 2023 года.
  91. . Meduza . Дата обращения: 1 сентября 2023. 2 сентября 2023 года.
  92. , с. 1051.
  93. (недоступная ссылка)
  94. . The village. Дата обращения: 17 июня 2013. 17 июня 2013 года.
  95. . fontanka.ru - новости Санкт-Петербурга (7 октября 2017). Дата обращения: 1 сентября 2023. 2 сентября 2023 года.
  96. . medialeaks.ru (10 ноября 2014). Дата обращения: 1 сентября 2023. 2 сентября 2023 года.
  97. . Радио Свобода . 2014-11-07. из оригинала 2 сентября 2023 . Дата обращения: 1 сентября 2023 .
  98. Никулин, Павел (рус.) . «Бумага» (10 ноября 2014). Дата обращения: 1 сентября 2023. 2 сентября 2023 года.
  99. . dw.com . Дата обращения: 31 августа 2023. 2 сентября 2023 года.
  100. Суслов Сергей Игоревич. // Санкт-Петербургский государственный университет,. — 2016. — Март. 2 сентября 2023 года.
  101. . РБК (2 декабря 2023). Дата обращения: 6 января 2024.
Источник —

Same as ЛГБТ в Санкт-Петербурге