Interested Article - Гончаров, Константин Владимирович

Константин Владимирович Гончаров (24 апреля 1969 года, Ленинград — 17 мая 1998 года, Санкт-Петербург ) — советский и российский художник, дизайнер , модельер и стилист . Он был учеником и соратником Тимура Новикова . Художники оказали друг на друга большое влияние. Константин Гончаров был членом новиковской «Новой академии» с момента её основания. Вместе с Алексеем Соколовым они создали модное ателье «Строгий юноша». Гончарова также называют стилистом группы «Кино» . Его работы находятся в коллекциях Эрмитажа и Русского музея .

Биография

Константин Гончаров родился 24 апреля 1969 года в Ленинграде. Он учился в одной школе с Алексеем Соколовым, но познакомились они позже. Уже в подростковом возрасте Константин Гончаров выделялся привычкой необычно одеваться. После окончания школы он поступил в Ленинградский техникум легкой промышленности. В дальнейшем работал в ателье мужской одежды. После участия в создании костюмов к « Баядерке » увлекся балетом .

В 1987 году Константин Гончаров познакомился с художником Тимуром Новиковым , который стал его наставником и, по некоторым свидетельствам, любовником . Гончаров обучался в новиковском «Свободном университете». Под наставничеством Новикова сформировался стиль модельера. В свою очередь Гончаров оказал влияние на эстетические представления Новикова: он помогал в пошиве его знаменитых картин из ткани, привил ему любовь к балету и моде. Константин Гончаров был членом «Новой академии» с момента её основания, активно участвовал в её выставках и проектах .

В начале 1990-х годов Константин Гончаров вместе с Тимуром Новиковым и Алексеем Соколовым открыл собственное модное ателье «Строгий юноша». Названо оно было так по фильму режиссёра Абрама Роома , который был культовым среди членов новиковского круга художников. Хотя эстетика картины не была близка лично Гончарову. Изначально ателье существовало в художественной мастерской Тимура Новикова на чердаке на канале Грибоедова . В 1994 году при поддержке Алены Спициной оно переехало на Австрийскую площадь в отдельное помещение. Услугами ателье пользовались многие представители петербургской богемы, в том числе художники «Новой академии» и , участники группы «Кино» Георгий Гурьянов и Виктор Цой , певица Жанна Агузарова , искусствоведы Аркадий Ипполитов и Андрей Хлобыстин , композитор Леонид Десятников , критик Авдотья Смирнова , княжна Катя Голицына, художники Пьер и Жиль , актриса , ювелир (англ.) , певица Джоанна Стингрей , герцогиня Франческа Габсбург-Лотарингская .

В 1990-х годах Тимур Новиков заразился ВИЧ -инфекцией. Вскоре заболел и Константин Гончаров. Он умер 17 мая 1998 года от пневмонии .

Творчество

По словам искусствоведа Екатерины Андреевой , ранние работы Константина Гончарова были похожи на конструктивистские костюмы в фильме « Аэлита » Якова Протазанова .

Работы ателье «Строгий юноша» оценивались многими критиками как произведение искусства. Эта одежда создавала имиджевый образ и была своего рода портретом владельца, его «дворцом». Она отличалась проработкой мелких деталей и часто содержала потайные украшения, о которых знал только владелец .

Искуствоведы отмечают, что, как и Тимур Новиков, Константин Гончаров никогда не ограничивался созданием только костюмов. Он создавал художественную среду, проявлял хорошие организаторские способности. Вместе с Новиковым Гончаров придерживался идеи Мишеля Фуко , изложенной в эссе «Что такое Просвещение?». Согласно ей современность актуализируется через «ироническую героизацию» . Также творчество художников характеризуется «борьбой за прекрасное». Творчество Гончарова не просто мода, а философия жизни, в которой высшей целью является совершенство .

Ключевыми работами Константина Гончарова критики называют костюмы к проекту «Passiones Luci» «Новой академии» и к модернистскому балету « Леда и лебедь » Сергея Вихарева .

Проект «Passiones Luci» был осуществлён художниками «Новой академии» в 1995 году. Его целью было создание иллюстраций к роману древнеримского писателя Апулея « Золотой осел », переведённому в 1929 году Михаилом Кузминым . Константин Гончаров и Алексей Соколов сшили для этого 28 костюмов. Гончаров также выступил в качестве режиссёра проекта. Выставка, разделённая на две части, прошла в июле в «Новой академии» и Мраморном дворце Русского музея. Позднее она была показана во многих странах мира: Грузии, Германии, Дании, Бельгии и так далее. Костюмы были высоко оценены критиками. Константин Гончаров и Ольга Тобрелутс по итогам выставки удостоились денежных наград. Он также был признан «лучшим художником авангарда» на московском фестивале «АЛЬБО-мода». Три костюма проекта находятся в коллекции Эрмитажа , ряд костюмов (в том числе осла) — в Русском музее .

В 1995 году хореограф Сергей Вихарев задумал поставить модернистский балет « Леда и лебедь » на музыку Густава Малера . В качестве мастера по костюмам по совету художницы Беллы Матвеевой он привлёк Константина Гончарова. Премьера балета состоялась в рамках фестиваля «Петербургские сезоны» в Эрмитажном театре . Постановка была также показана на гастролях в Японии . В этом же году Гончаров получил премию «Мастер», которая вручалась в Александринском театре .

В 2023 году юбилейная выставка-ретроспектива «Клин Новикова» в Русском музее подверглась цензуре со стороны нового директора Аллы Маниловой . В частности, у гончаровского костюма осла в складки был зашит бутафорский половой член .

Основные выставки

  • 1990. «Ночная партия» ( Дворец культуры работников связи , Ленинград)
  • 1991. «Академизм и Неоакадемизм» (Музей Ленина, Мраморный дворец)
  • 1994. «Ренессанс и резистанс (Возрождение и сопротивление)» (Государственный Русский музей, Мраморный дворец)
  • 1994. Костюмированный бал «Русские сказки» (Санкт-Петербург)
  • 1994. «Олимп на крыше» (Санкт-Петербург)
  • 1995-1996. «Самоидентификация. Тенденции искусства Петербурга с 1970 года до наших дней» (Копенгаген, Киль, Берлин, Осло, Сопот, Санкт-Петербург)
  • 1995. «Passiones Luci» (Государственный Русский музей, Мраморный дворец)
  • 1996. «Метафоры отрешения» (Кунстферайн, Карлсруэ)
  • 1996. «Московский форум художественных инициатив» (Москва)
  • 1996 Назад к фотографии (Москва)
  • 1998 Новая академия (Санкт-Петербург)
Посмертные выставки
  • 2008. «Памяти Тимура Новикова» (Санкт-Петербург)
  • 2009. «Искусство про искусство» (Санкт-Петербург)
  • 2015. «Неоакадемизм в Санкт‑Петербурге/ Neoacademism in Saint Petersburg» (Будапешт)
  • 2019-2020. «Андеграунд 90‑х: художники на танцполе» (Санкт-Петербург, Екатеринбург)
  • 2020. «История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт‑Петербурга 1985–2000 годов» (Санкт-Петербург)
  • 2023. «Клин Новикова» (Государственный Русский музей, Мраморный дворец)

Примечания

  1. Лакс Анна. . — СПб. : ФГБУК Государственный русский музей , 2009. — С. 273. — 280 с. — ISBN 978-5-93332-303-7 .
  2. Гощицкая, Ксения; Котов, Виталий. // Собака.ру. — 2014. — 19 марта.
  3. Удовыдченко, Мария. // Проект RAAN. Музей «Гараж». — 2020. — 14 сентября.
  4. Документальный фильм «Тимур Новиков. Ноль объект» .2014 год, режиссёр Александр Шейн
  5. Семенович, Анастасия. // Colta.ru. — 2017. — 17 октября.
  6. Жук, Ольга. «Дикий запад» (опасности, которые нас подстерегали) // Строгая девушка. Путешествие из Петербурга в Берлин . — СПб. : Копи-Р Групп, 2013. — С. 154. — 270 с. — ISBN 978-5-905064-68-5 .
  7. Дьяконов, Валентин. // Коммерсантъ : газета. — 2013. — 25 марта ( № 11 ).
  8. Кирсанов, Владимир. // . — Тверь: Kolonna Publications, 2005. — 300 с. — ISBN 9785902333043 , 5902333040.
  9. , с. 7.
  10. Долина, Кира. // Коммерсантъ : газета. — 1995. — 6 июля ( № 124 ).
  11. , с. 8.
  12. Долинина, Кира. // Комерсантъ : газета. — 2023. — 20 июля ( № 130 ).
  13. Шкуренок, Наталья. // The Art Newspaper Russia : журнал. — 2023. — 6 сентября ( № 114 ).
  14. Матвеева, Алла. // Радио Свобода. — 2023. — 26 июля.
  15. Мишенин, Дмитрий. . — Сноб, 2017. — 25 октября.
  16. .

Литература

  • Андреева, Е. Ю. Константин Гончаров: новый человек ранних 1990-х // : [ рус. ] / научный руководитель О. Н. Толстая, редактор С. Н. Левандовский. — СПб : Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков; Рейвснаб, 2020. — С. 6—8. — 228 с. — 100 экз.
  • Андреева, Е. Ю. // Параллельные современности. Тексты о российском искусстве 1980–2010-х годов . — М. : Искусство — XXI век, 2021. — 384 с. — ISBN 978-5-98051-217-0 .

Ссылки

  • . Каталог: персона . Проект RAAN Музея «Гараж» . Дата обращения: 11 сентября 2023.
Источник —

Same as Гончаров, Константин Владимирович