Interested Article - Мадонна (сервиз)
- 2020-04-27
- 1
«Мадонна» — неофициальное название разновидности фарфоровых сервизов , массово выпускавшихся в ГДР в 1960–1970-х годах. Они экспортировались главным образом в СССР , где считались предметом роскоши и атрибутом материального благополучия, успешности и статусности. Позднее сервизы «Мадонна» стали символом советской (прежде всего брежневской ) эпохи как таковой. Упоминание об этом можно встретить в различных мемуарах данного периода, например, Муслима Магомаева или Игоря Верника . Сервизы могли различаться по назначению (столовые, чайные, кофейные), фабрике производства ( , Kahla, Colditz, Stadtilmer и т. д.), цвету и форме. Главным признаком «Мадонны» были деколи с копиями двух картин художницы XVIII века Ангелики Кауфман : « Юпитер и Каллисто » и « Наказание Амура ». Сервизы также часто украшались позолотой и перламутровым покрытием. Название « Мадонна » не отражало содержание картинок, на которых изображались античные мифы , а было следствием бытовых представлений советских граждан о европейском искусстве .
Художница Ангелика Кауфман пользовалась большой популярностью в XVIII веке. При этом она активно распространяла свои произведения через гравюры-копии. В том числе благодаря этому в Европе в XIX веке разразилась настоящая «ангеликомания»: картины художницы начали широко использоваться в декоративно-прикладном искусстве , главным образов в росписи фарфора. В 1920-х годах эту традицию продолжили некоторые фабрики, которые стали производить массовую продукцию, например, . После Второй мировой войны немецкие фарфоровые сервизы вывозились как военные трофеи в СССР. Это сформировало в советском обществе своеобразный «культ роскоши». В ответ на это восстановленная после войны фарфоровая промышленность ГДР начала массовое производство посуды с аналогичным оформлением, которая экспортировалась в СССР в том числе в рамках репараций . Сервизы поступали через систему распределения, на получение их записывались в очереди, а стоили они очень дорого. Часто такая посуда не использовалась в быту, а помещалась как украшение интерьера в серванты или застеклённые шкафы-стенки .
После падения советского режима мода на «Мадонну» прошла, а сам сервиз стал считаться некоторыми критиками предметом китча .
Примечания
- Мешаненкова, Екатерина. Муслим Магомаев. История стеснительного человека ISBN 978-5-457-40567-7 . . — М. : АСТ, 2013. — 320 с. — (Моя биография). —
- Верник, Игорь. Игорь Верник: Брошенные тексты. Автобиографические записки ISBN 978-5-17-112458-8 . . — М. : АСТ, 2021. — 400 с. — (Судьба актера. Золотой фонд). —
- ↑ Рощина, Екатерина. . Рамблер . Вечерняя Москва (29 июля 2020). Дата обращения: 6 сентября 2023. 6 сентября 2023 года.
- ↑ Новик, Майя. . Life . — 2022-01-06. Дата обращения: 6 сентября 2023. 6 сентября 2023 года.
- Муниповым, Алексеем; Парфенов, Леонид . // Афиша : журнал. — 2014. — 25 ноября. 6 сентября 2023 года.
- ↑ Меркулова, Марина. // Большой город. — 2022. — 19 апреля. 8 сентября 2023 года.
- Лебедева, Евгения. // Наше время : газета. — 2014. — 17 января. 8 сентября 2023 года.
- Tuchscherer, Thilo. Verrückt nach Angelika : Porzellan und Anderes Kunsthandwerk nach Angelika Kauffmann : [ нем. ] : Hetjens-Museum, Deutsches Keramikmuseum, Düsseldorf, 15. November 1998 bis 24. Januar 1999 ; Haus der Kunst, München, 5. Februar bis 18. April 1999 ; Rätisches Museum, Chur, 7. Mai bis 11. Juli 1999 : : Katalog. — Stuttgart : Dr. Cantz'sche Druckerei, 1998. — P. 14. — 132 p.
- Кречетников, Артем. // Би-би-си. — 2007. — 8 мая. 25 июня 2023 года.
- Спиридонова, Нина. // РБК. — 2022. — 18 октября. 10 декабря 2022 года.
- Ярмольник, Оксана. № 80 ). 8 сентября 2023 года. // Новая газета : газета. — М. , 2021. — 23 июля (
- 2020-04-27
- 1