Главный раввин России
- 1 year ago
- 0
- 0
Равви́н (от др.-евр. רבי — «господин мой», «учитель мой» ) — в иудаизме учёное звание , обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда . Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда ( бейт дин ). Раввин не является священнослужителем . В реформистском и консервативном течениях иудаизма раввином может быть и женщина .
В русский язык слово «раввин» вошло из церковнославянского, куда пришло из греческого ραββι — «равви» или «рабби» . В иврите слово «рабби» («господин мой», «учитель мой») раскладывается на основу «рав» («великий», «господин») и притяжательный суффикс «-и» («мой») .
В Новом Завете слово «рабби» используется в отношении «книжников и фарисеев», а также к Иисусу . Ряд форм этого слова в разных еврейских диалектах и греческом — «рав» ( ивр. רב ); в вавилон. иуд. -арам. и позднее в палестин.иуд.-арам. — «рабби» ( ивр. רבי ), от которого происходит слово «раббуни» ( ивр. רבוני ; греч. ραββουνι ); в идиш — «ров/рув» ( רבֿ ); перед собственным именем — «хa-рав» ( ивр. הרב ).
В Танахе др.-евр. רב используется в значении «начальник» . Таргум Онкелоса в таких конструкциях, как «тысяченачальники» и «стоначальники» (например в Исх. ) переводит на арамейский с иврита שרי ( сарей , «…-начальники») как רבני ( рабаней ). Слово גברתי («госпожа моя»), относящееся к Саре-праматери в книге Бытия ( ), Таргум Онкелоса переводит на арамейский как רבנתי («риббанти», букв. «госпожа моя»).
Обряд посвящения в раввины именуется « смиха » ( ивр. סְמִיכָה , букв. ««покрывание, рукоположение»»). Исторически известны и другие формы посвящения в раввины. В ортодоксальном иудаизме в раввины посвящают только мужчин; в консервативном — преимущественно мужчин и в редких случаях женщин, в реформистском иудаизме раввинами могут быть как мужчины, так и женщины. Первой рукоположённой женщиной-раввином в 1930-х годах стала Регина Йонас .
В еврейском праве с идеей теократии, которая является основой еврейской религии, право и религия являются идентичными, результатом чего регулирование споров было не только юридическим вопросом, но также и религиозным. Это отождествление закона с религией подразумевало то, что судьи должны были обладать не только юридическими знаниями и квалификацией, но также они должны были иметь духовную квалификацию, и назначение судей было не только гражданской церемонией, но и религиозной церемонией. Эта идея является корнем смихи, и исходя из этого мы можем начать понимать полное её значение [ что? ] .
С момента рукоположения посредством смихи судья получал духовное одобрение носить свою высокую должность, и с того момента, когда исполнения его обязанностей становилось религиозным актом, мы можем лучше понимать интерпретацию талмудического «Когда еврейский суд находится на заседании, Божественное присутствие находится среди судей» (Б. Сангедр. 7) .
В современном Израиле раввин также — государственный чиновник , служащий города и страны, ответственный за предоставление культовых услуг населению.
В некоторых странах (Израиль, Франция, Великобритания, Россия, Украина и т. д.) у иудеев ортодоксального течения иудаизма существует титул главного , или верховного раввина , который не имеет отношения к Галахе или другим версиям иудейского закона. В Израиле его назначением занимается Главный раввинат Израиля . В России и на Украине главный раввин имеется также у приверженцев реформистского иудаизма.
Современные религиозные евреи вместо слова «раввин» употребляют ивритское «рав» [ источник не указан 2493 дня ] , возможно, из-за отрицательных ассоциаций с казёнными раввинами , а возможно из общей тенденции гебраизировать еврейские религиозные понятия.
В среде ашкеназских евреев раввина называют ребе , жену раввина — «ребецн» или «ребецин»; также имеется ивритское слово «рабанит», которое используется в Израиле.
В современном иудаизме нет института священства (в православном или католическом понимании, священник — это человек, облечённый правом совершать таинства ). Понятие священства или жречества в иудаизме возможно только в связи с Иерусалимским храмом , где осуществлялись жертвоприношения наследственными жрецами- коэнами . После разрушения Иерусалимского храма коэны утратили большинство своих функций, хотя в иудаизме сохраняется особое отношение к ним. В частности, за ними закреплены некоторые преференции в синагогальной службе и в обыденной жизни (право быть первым вызванным к чтению свитка Торы или к молитве и др. — см. Шулхан арух ).
В древности те, кто выполнял функции раввина, такие как рассмотрение судебных дел или преподавание Торы ученикам, не получали компенсации за свои услуги . Работавшие раввином также имели другие профессии, чтобы прокормить себя и свои семьи, среди которых: дровосек, производитель сандалий, плотник, водонос, фермер и кожевник . Уважаемый учёный, раввин Цадок, сказал: «Никогда не используйте Тору в качестве лопаты для копания» . Это означало, что раввин никогда не должен использовать свои знания Торы для неуместных целей, таких как получение вознаграждения. Тем не менее, как почётные члены общества, мудрецы Торы получали ряд привилегий и исключений, которые несколько облегчили их финансовое бремя. К ним относятся такие вещи, как освобождение от уплаты налогов с коммунальных сборов , преимущества в торговле , получение персональных услуг от своих учеников ( шимуш талмедей хахамим ) , тихое деловое партнёрство с состоятельными торговцами , и дополнительный сбор, который заменял их потерянный заработок, когда им пришлось уйти с работы, чтобы выполнить функцию раввина ( сехар батталах ) .
В период Гаонов (ок. 650—1050) мнения о компенсации изменились. Считалось неуместным, чтобы лидеры еврейской общины появлялись на рынке в качестве рабочих или продавцов товаров, а руководство еврейской общиной становилось занятием на полный рабочий день. В этих условиях гаоны собирали налоги и пожертвования в стране и за рубежом для финансирования своих школ ( иешивот ) и выплачивали заработную плату учителям, должностным лицам и судьям еврейской общины, которых они назначили . Моисей Маймонид (Рамбам, 1135—1204), который содержал себя как врач, подтвердил традиционную точку зрения о предоставлении услуг раввина еврейской общине без компенсации . Это остаётся идеалом. Но обстоятельства изменились. Еврейские общины требовали раввинов на полную ставку, и сами раввины предпочитали проводить дни, изучая и обучая Торе, а не работая в светской торговле.
К XV веку для еврейских общин стало нормой выплачивать компенсацию своим раввинам, хотя в договоре раввина вполне может быть ссылка на «плату за отстранение от работы» ( сахар батталах ), а не на зарплату, как если бы он отказывался от заработной платы от светской работы . Размер заработной платы варьировался в зависимости от размера обслуживаемой общины: раввины в крупных городах получали хорошую компенсацию, а раввины в небольших городах могли получать небольшую премию . Раввины могли дополнять свои доходы, участвуя в связанных с ними функциях и принимая за них плату, например, служа в качестве писца, нотариуса и архивариуса, преподавая в начальной школе или в иешиве, издавая книги, рассматривая гражданские споры и т. д.
С созданием раввинских семинарий в XIX веке, раввинат получил определённую степень профессионализации. В настоящее время рукоположенный выпускник раввинской семинарии, которая связана с одной из современных ветвей иудаизма сможет стать раввином, учителем, капелланом, социальным работником и т. д. Как и любой современный специалист, он будет договариваться об условиях работы с потенциальными работодателями и подписывать контракт с указанием обязанностей, продолжительности службы, зарплаты, пособий, пенсий и тому подобного . Зарплата и пособия раввина в развитых странах, как правило, аналогичны зарплатам других современных специалистов, таких как юристы и бухгалтеры, с аналогичным уровнем последипломного образования . Также можно работать раввином неполный рабочий день, например, в синагоге с небольшим количеством членов. В этом случае заработная плата раввина будет пропорциональна оказанным услугам, и он, вероятно, будет иметь дополнительную работу за пределами синагоги.
Слово «рабби» («учитель») встречается в Евангелии от Матфея , слово «раббуни» («учитель») в Евангелии от Иоанна .