Interested Article - Иллюминированная рукопись

« Вавилонская башня ». Древнерусская миниатюра из «Христианской топографии Косьмы Индикоплова» (1539)

Иллюминированные рукописи (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) — рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами . В русской традиции помимо термина «иллюминированные» для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи . С изобретением книгопечатания рукописные книги постепенно вышли из употребления.

Техника

Для создания книг использовались краски из натуральных пигментов, в результате получались удивительные по насыщенности и глубине красные, синие, зелёные, жёлтые и прочие цвета. Помимо этого для создания миниатюр использовалось серебро и золото.

Иллюминированные рукописи по регионам и эпохам

Армянское иллюминирование

1. Страница «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци , рук. XIV века. 2. Художник Саргис Пицак, 1338 год

Из сохранившихся около 30 тыс. армянских средневековых рукописей около 10 тыс. являются иллюстрированными, из которых 5-7 тыс. — полноценными миниатюрами . Древнейшие сохранившиеся армянские миниатюры относятся к VI—VII векам . Полностью иллюстрированные книги сохранились с IX века . В числе наиболее ранних из них « Евангелие царицы Млке » (862 год) и «Эчмиадзинское Евангелие» (989 год). Существовали киликийская, гладзорская, васпураканская, татевская и др. школы армянской миниатюры. В Средневековье были созданы особые руководства по изобразительному искусству — «Паткерусуйцы». Наиболее ранний из сохранившихся «Паткерусуйцев» рукопись XV—XVI веков . Среди известных средневековых армянских миниатюристов Ованес Сандхкаванеци , Торос Рослин , Момик , Акоп Джугаеци и др.

Иллюминирование в Византии

Искусство создания иллюминированных рукописей в Византии продолжает античную традицию, к которой можно отнести старейшие известные рукописи, такие как Амброзианская Илиада и Венский Диоскорид . В период иконоборчества литургическая книжная живопись свелась к изображению креста и различных орнаментов. К правлению македонской династии относится т. н. македонский ренессанс , когда произошли важные стилистические сдвиги в монументальном искусстве и мозаике . от этого времени до нас дошло довольно большое количество рукописей, самая ранняя из которых — выполненный между 880 и 883 для Василия I кодекс Григория Назианзина .

Вторая половина XI века и весь XII век являются классической эпохой византийского искусства. С конца XI века миниатюра начинает играть исключительно видную роль, поскольку экспансия столичного искусства была теснейшим образом связана с проникновением легко перевозимых рукописей в самые отдаленные области обширной империи. К этому времени окончательно складывается чисто миниатюрный стиль. В отличие от рукописей X века миниатюры редко занимают целый лист. Лишенные обрамлений либо заключенные в узкие рамочки, они располагаются в виде крохотных изображений на полях и в тексте, образуя вместе с последним строгое композиционное единство.

В XII веке искусство миниатюры находится в упадке, а к XIII веку относится большое количество качественных рукописей, вышедших как в столице , так и в провинциях.

Кельтское иллюминирование

Книги, созданные в конце первого тысячелетия нашей эры на Британских островах считаются одним из наиболее ярких памятников в общем наследии кельтской культуры, являясь заметным вкладом в мировую художественную культуру в целом. Три наиболее ярких примера таких Евангелий — Келлская книга , а также Линдисфарнское и Дарроуское Евангелия.

Иллюминирование эпохи Каролингского возрождения

Книжная культура эпохи Каролингов сосредотачивалась вокруг придворного кружка в Ахене , представлена она была «Школой Карла Великого» и «Группой Ады» (сестры императора). Миниатюристы дворцовой школы испытывали как влияние гиберно-саксонской традиции, так и византийское и итальянское влияния. После смерти Карла Великого традиции оформления рукописей были сохранены в скрипториях Реймса , Тура и Меца . С IX века каролингская традиция начинает подвергаться ещё большему островному влиянию (так называемому франко-саксонскому), что привело к новой эре в оформлении книг — оттоновскому периоду (с X века).

Еврейское иллюминирование

Иллюстрация из «Птичьей Агады». Ок. 1300

Еврейские иллюминированные рукописи содержат в себе исключительно религиозные тексты: Пятикнижье или его фрагменты, свиток Эстер . Встречается влияние исламских и западно-христианских традиций рукописи, в зависимости от места, где была написана рукопись. Некоторые еврейские рукописи оформлены художниками-иноверцами по заказу еврейской общины . Иногда в рукописях можно встретить отражения художественных ограничений, наложенных второй из десяти заповедей . Выдающийся пример — « Птичья Агада », созданная около 1300 года в Южной Германии, в которой персонажи-евреи изображены с птичьими головами .

Готика и начало эпохи Возрождения

В эпоху Позднего средневековья (конец XIV—XV вв.) стали появляться книги, адресованные не священнослужителям, а представителям аристократии. В соответствии с этим изменяется и содержание рукописных книг: религиозные тексты всё ещё популярны, однако высокопоставленных заказчиков интересует и светская литература. На первый план выходит оформление книги, её декор, миниатюры. Наряду с уже известными приёмами: вычурными инициалами , орнаментальными бордюрами, популярность приобрели многофигурные композиции, часто полностью занимающие страницу, а то и целый разворот. Появилась мода на виньетки , в которые были вписаны сценки из повседневной жизни . В это время появились известные рукописные кодексы: « Большие французские хроники », « Великолепный часослов герцога Беррийского » и « Апокалипсис Сен-Севера », « Библия Жеронимуш », манускрипты Робине Тестара , выполненные для Карла Ангулемского и Луизы Савойской (в том числе « Нравоучительная книга о шахматах любви »), « Книга сокровищ герцогини Анны Баварской » (манускрипт созданный Гансом Милихом в середине XV века), « Парижская псалтырь » из Византии, древнерусское « Евангелие Хитрово ».

См. также

Литература

  • Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М. : Искусство , 1986.
  • Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры // Почитание святых на Руси: Матер. IV Российской науч. конф., посвященной памяти Святителя Макария (5-7 июня 1996 г.) / Администрация г. Можайска, Программа «Храм» Санкт-Петербургского фонда культуры, Об-во памяти святителя Макария, Российская Академия художеств, УНИКОМБАНК. Вып. IV. Ч. II. Можайск, 1996. С. 108-119.

Примечания

  1. Dickran Kouymjian. . — Lisbon, 1992. 6 апреля 2020 года.
  2. // Православная энциклопедия . — 2001. — Т. III . — С. 286—322 . 29 ноября 2009 года.
  3. А. Мирзоян. : Альбом. — Ер. , 1987. 4 марта 2016 года.
  4. Ilana Tahan. (англ.) . Дата обращения: 4 сентября 2022. 4 сентября 2022 года.
  5. (англ.) . imj.org.li . Дата обращения: 23 июля 2022. 29 октября 2022 года.
  6. С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М. : Омега-пресс, 2008. — С. 86.

Ссылки

Источник —

Same as Иллюминированная рукопись